Подражание как способ влияния

5. Психологическое подражание

К психологическим механизмам, способам воздействия людей друг на друга в условиях преимущественно негруппового поведения относится и подражание, роль которого в жизни личности и группы достаточно важна.

Психологическое подражание направлено на воспроизводство индивидом определенных внешних черт и образцов поведения, манер, действий, поступков, характеризующих объект познания, и отмечено при этом определенной эмоциональной и рациональной направленностью.

Особенно большое значение этому феномену предоставлял в своих трудах Г. Тард. Он выделял такие его разновидности:

  1. Подражание логическое и нелогичное.
  2. Внутреннее и внешнее (по последовательности и механизму движения).
  3. Подражание-мода и подражание-обычай (по степени устойчивости).
  4. Подражание внутри класса и подражание одного класса другому (по социальной природе).

С помощью подражания Г. Тард пытался объяснить важнейшие явления общественной жизни: воспроизведение, расширение и унификацию изобретений и открытий, которые обеспечивают, с одной стороны, прогресс, а с другой — стабильность социальных отношений.

Зиммель видел в подражании средство приобщения индивида к системе групповых ценностей, которое позволяет избежать ответственности и необходимости выбора за счет предпочтения той или иной модели поведения, считая его одним из существенных средств взаимопонимания.

Подражание как социально-психологический механизм играет значительную роль в поведении людей. Под его влиянием формируются не только простейшие навыки деятельности, но и духовные ценности — идеи, вкусы, склонности, манеры поведения. Особенно большое положительное значение имеет подражание на ранних этапах становления и развития человека. Справедливо писал польский логик Т. Котарбинский, что нет обучения без подражания. Достаточно себе это представить, чтобы понять большое значение подражания для прогресса. Благодаря подражанию накапливаются и сливаются в законченное целое завоевания предков, пра-прапредков и их современных потомков.

В истории психологии известны примеры различного толкования подражания как социально-психологического механизма. Одним из них была попытка выяснить природу подражания с точки зрения инстинктивной теории (В. Вундт, В. Джеймс, Г. Тард, У. Мак-Дугалл, З. Фрейд). Подражание, по их мнению, свойственно человеку рядом с животными и является инстинктом в полном смысле этого слова. По сути, эта точка зрения ведет к отрицанию качественных различий между человеческими и животными формами общения.

Оригинальная попытка истолкования природы подражания предприняты М.К. Михайловским. Он различал внешние и внутренние факторы, влияющие на проявления подражания. Внешним фактором, который побуждает к подражанию, пример человека, который находится в необычных обстоятельствах. К внутренним относятся ограниченность внутреннего мира человека, склонность к внушению, слабость воли, недостаточное развитие способности сознательно контролировать свои действия.

Отрицая односторонность сведения подражания акту автоматического и бессознательного повторения заданного образца, А.М. Агальцев настаивает на анализе наследования как более сложного социально-психологического явления, которое предполагает не только слепое копирование, абсолютное повторение, но и творческое воспроизведение того или иного примера с учетом обстоятельств.

Особое значение подражание имеет в процессе развития ребенка. Именно в детской психологии осуществляется большинство экспериментальных исследований по этому вопросу. На разных этапах развития ребенка подражание выступает главной формой усвоения действительности — начиная от слепого копирования образцов поведения взрослых в мотивированном подражании. В этом случае сама «модель» подражания подобна процессам, происходящим у взрослого человека, у которого подражание является побочным способом усвоения мира.

Определенный образец играет свою важную роль, но чаще он распространяется только на внешнее проявление поведения и не затрагивает внутренние личностные характеристики человека, не меняет направленности личности. Подражание у взрослых имеет место, как правило, в том случае, когда отсутствует возможность применить любой другой способ освоения незнакомых действий. В этих условиях оно становится элементом овладения навыком, иногда достаточно элементарным профессиональным действием.

Психологическое подражание никогда не существует «в чистом виде»: решающую роль в любом процессе обучения играют способы передачи знаний. Поэтому механизмы подражания у взрослых значительно сложнее, поскольку здесь они сталкиваются с критичностью личности. Проблема влияния вообще не может рассматриваться как однонаправленный процесс: всегда существует и обратное движение — от личности к влиянию, которое на нее осуществляется. Особое значение все это приобретает в группе. Подражание в этом смысле в большей степени, чем заражение или внушение, включено в групповой контекст.

Читайте также:  Это способ организации педагогического процесса 5 букв

Поскольку речь идет об усвоении предложенных образцов поведения, то всегда существуют две разновидности подражания: или какому-то конкретному человеку, или нормам поведения, выработанным группой. В последнем случае подражание тесно связано с конформностью и проблемой групповых отношений в целом.

Источник

Методы психологического воздействия на человека | СИ

В процессе общения и восприятия информации мы подвергаемся психологическому воздействию, не зная об этом. Социальная инженерия изучает методы воздействия в общении на людей друг с другом:

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ И ИХ РАЗЛИЧИЯ.

Методы психологического воздействия на личность человека в психологии это:

Какие-то из этих методов вы уже использовали неосознанно, а какие из этих методов проверили на вас. Данные способы влияния на психологическое состояние людей. Давайте подробно разберем их, чтобы не попасть на удочку хакеров.

ЗАРАЖЕНИЕ.

Это психологическое воздействие на сознание человека – самый древний и наиболее изученный метод. Он основан на передаче эмоционального состояния от человека к человеку.

Согласитесь, что с каждым случалось такое, когда вы находитесь в прекрасном настроении, и вдруг появляется человек со слезами на глазах и всеми признаками истерики.

По мере того, как вы выслушиваете его душещипательную историю, настроение ваше портится, и ваше душевное состояние начинает быть похожим на переживания собеседника.

Особенно впечатлительным людям даже рассказывать ничего не нужно, они на эмоциональном уровне способны воспринимать сигналы, идущие от людей, находящихся рядом с ними.

Еще один пример, который характеризует метод заражения и который использует психология влияния на людей – паника. Действует он, как правило, в толпе.

Если много людей находятся в одинаковых критических условиях, и кто-то из них начинает паниковать, это чувство передается большинству из присутствующих.

Слышали про панику на борту самолетов или в поломавшемся лифте? Это те случаи, когда запаниковал один человек, и это чувство перешло ко многим

Но «заразиться» можно не только отрицательными эмоциями. Заразительными бывают смех, веселье, позитивный жизненный настрой.

ВНУШЕНИЕ.

Второй класс психологического воздействия на личность – внушение. В этом случае психология влияния на человека оказывается на эмоциональном фоне, заставляя действовать так, как заставляет оппонент.

Но если заражение – это передача психологического состояния, в результате которого человек действует так или иначе, то внушение – это убеждение человека поступать так, как ему говорят с помощью вербальных инструментов (слова, визуальный контакт и другие).

Для того, чтобы внушение стало действенным инструментом, необходимо соответствовать своим словам.

Если человек пытается «научить вас жить» и диктует правила поведения в обществе или законы достижения успеха, то его репутация, внешний вид и манера говорить должны вызывать уважение и желание подражать.

Но когда перед вами измученный индивидуум в грязной одежде и со следами алкогольного опьянения, его призывы к новой жизни выглядят жалко и смешно.

Поэтому, желая помочь человеку советом, старайтесь разобраться в ситуации, в которой оказался несчастный. Проникнитесь проблемой и поставьте себя на его место. Только после этого вы можете что-то подсказать тому, кто ищет от вас поддержки.

Еще один важный нюанс – психология воздействия на человека говорит, что внушать свои мысли людям можно только уверенным голосом, в котором нет и тени сомнения.

Иногда от того, каким тоном произнесена фраза, зависит успех или провал идеи.

Есть еще один фактор, который определяет результат воздействия на человека — это внушаемость.

Сила внушения зависит от того, насколько человек внушаем, а это показатель индивидуальный. Высоким уровнем этого показателя отличаются дети в возрасте до 13 лет и неуверенные в себе, нерешительные люди.

Особенно хорошо действует внушение в том случае, если соединить смысл слов, с помощью которых происходит внушение с внешней информацией, которая знакома и понятна внушаемому.

Если вы пытаетесь направить человека на «путь истинный» и при этом проводите параллель с теми фактами, которые ему близки, это окажет сильное психологическое воздействие на него.

Читайте также:  Самый простой способ завязывания шарфа

Если хотите доказать человеку, что в результате внушаемых ему действий, он будет доволен, приведите пример отрицательного результата, который ждет его в обратном случае.

Используя «крылатые высказывания» или известные примеры позитивного или негативного опыта поколений, вы добьетесь значительных результатов в искусстве внушения

УБЕЖДЕНИЕ.

Убеждение – один из самых безобидных и действенных методов психологического воздействия на человека.

Он основан на фактах, которые становятся понятны в результате построения логической цепочки размышлений.

Используя различные методы влияния на людей, следует учитывать уровень интеллектуального развития оппонента.

Доказывать что-то человеку, который находится ниже вас в умственном развитии – нелепо. Ваши доводы не будут поняты и приняты. Если вы пытаетесь убедить в чем-то того, кто умнее вас, это будет выглядеть смешно.

Когда до сознания человека достигает первая порция новой информации, его мозг ищет объяснения. И теперь от искусства того, кто убеждает, зависит, поверят ему или нет.

Хорошо, если удастся заставить человека довериться вам, но остальное зависит от методики психологического воздействия, чередовании новых данных.

Самое главное, чего требуют способы психологического влияния на человека – не обманывать оппонента.

Как только человек почувствует фальшь в словах, уровень доверия упадет в разы. Если это повторится, вы можете совсем потерять доверие и внимание этого человека.

Чтобы вам действительно поверили, вы должны соответствовать тому образу жизни или высказываниям, которые пытаетесь донести до оппонента.

Ваши слова должны излучать силу, а вы создавать впечатление авторитетного и уверенного в себе человека.

Итак, все совпало:

  • Уровень развития оппонента:
  • Правдивость ваших утверждений;
  • Соответствие образа и высказываний.

Теперь нужно выбрать стратегию поведения, которая поможет повлиять на человека психологически. Существует несколько стратегий.

Агрессивная: Строится на противоречии доказываемых фактов. Это доказывает человеку, что вы личность неординарная и сильно отличаетесь от него.

У него появляется желание выслушать вас и распутать ту логическую цепочку, которую вы запутали. Поэтому он внимательно вслушивается в каждое слово.

Но такая стратегия психологического воздействия на человека характерна для профессионалов слова и убеждения.

Пассивная: Эта стратегия работает только в том случае, если вы хорошо знаете собеседника.

Осторожно приводя примеры из его и собственной жизни, сравнивая их с известными всему белому свету случаями, вы подводите оппонента к той мысли, которую хотите до него донести.

Не допускайте нестыковок и расхождений в суждениях. Это отбросит проделанный труд на несколько позиций назад.

Теперь вы знаете, как психологически воздействовать на человека при разговоре. Используйте метод «Убеждение», применяя законы логики и выстраивая логические цепочки.

ПОДРАЖАНИЕ.

Многие подсознательно пользуются методами воздействия на личность, даже не подозревая об этом.

Достигая каких-то высот в карьере или интеллектуальном плане, мы становимся объектом уважения и восхищения.

Менее опытные люди стремятся брать пример с того, кто уже воплотил в жизнь свои стремления.

Но объект подражания должен «держать марку» всегда. Он должен быть привлекательным, ярким, запоминающимся, восхитительным.

То есть удовлетворять желание оппонента следовать идеалу.

ЦЕЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЧЕЛОВЕКА.

Психическое воздействие на человека имеет свою цель – желание заставить человека сознательно или бессознательно подчиняться определенным установкам, нормам, законам или требованиям.

Директор в коллективе подчиненных, используя психологические приемы влияния на собеседника, имеет свою цель – сплотить людей на благо компании, в которой они трудятся.

Психологическое воздействие родителей на своих детей предполагает цель вырастить из них хороших, воспитанных и законопослушных граждан.

Как уже было сказано, любое психологическое воздействие в полной мере оказывает свое влияние на неуверенных в себе людей.

Грамотные, образованные и уверенные в своей правоте люди плохо поддаются внушению, заражению и убеждению.

Источник

4 способа психологического воздействия на людей: как не стать марионеткой в чужих руках

Живя в социальной среде, человек каждый день подвергается различного рода влияниям. Воздействие происходит с помощью интернета, телевидения, рекламы, кино. Но самым сильным воздействием на человека обладают другие люди. Рассмотрим различные приемы и цели психологического влияния на человека.

Читайте также:  Простой способ свободная энергия

Все способы психологического воздействия можно разделить на несколько групп, которые включают в себя различные приемы воздействия.

Эффект заражения

Самый старый способ влияния. Он подразумевает под собой передачу психического и эмоционального состояния от одного человека к другому. Чаще всего явление заражения применяется по отношению к большим группам людей – на стадионах, концертах. Особенно эффективен во время митингов, протестов. Быстрее всего развивается в малосплоченном коллективе, где уровень организованности плохой или полностью отсутствует. Главный признак заражения – стихийность.

Как правило, эффект заражения происходит неосознанно. Отсюда, кстати, всем известное выражение «заразился смехом». Если человеку какое-то время находиться среди людей, подверженных панике, то вскоре он и сам невольно начнет паниковать. То же самое относится к страху, злости и другим сильным чувствам. Передача психо-эмоциональной информации действует непосредственно на подсознание человека, который «заражается».

Внушение

Этот способ воздействия осуществляется посредством слов, визуального контакта. В этом случае психология влияния на человека оказывается на эмоциональном фоне, заставляя действовать так, как хочет оппонент. Несущая информация должна быть максимально сжатой, но очень емкой по своей информативности.

Здесь огромную роль еще играет сам человек, который пытается что-то внушить другим. Он должен иметь достаточно высокий авторитет среди внушаемых и обладать безграничной уверенностью в себе и в то, что говорит. Такой метод воздействия имеет несколько форм: гипноз, внушение в бодрствующем состоянии и внушение в период полной расслабленности, релаксации. Однако, существуют люди, которые очень слабо поддаются какому-либо внушению. В основном, это те, которые пережили в жизни какие-то сильные потрясения.

Убеждение

Такой вид влияния на людей направлен непосредственно на сознание человека с целью «донести» какую-то конкретную информацию до разума человека. Убеждение направлено на снятие определенных страхов и необходимо для устранения препятствий на пути информации к сознанию человека.

Эффективность такого воздействия зависит от уровня интеллекта и образования того, кого убеждают. Убеждение построено на системе доводов. Они сформированы по законам логики и должны быть обоснованы тем, кто наводит убеждение. Такой вид влияния лучше всего внедрять во время обсуждений, групповых дискуссий, споров. Убедить проще человека, обладающего логическим и высокоинтеллектуальным складом ума. Тяжелее всего применить этот метод будет на людях с низким уровнем интеллекта и трудным характером.

Подражание

Подражание, как правило, происходит на подсознательном уровне. Особенно сильно этот вид воздействия проявляется, когда объект подражания умнее, сильнее или имеет какие-то другие качества, который бы хотел иметь внушаемый человек. Он может копировать манеру разговора, привычки, одежду и даже походку. Такие люди порой сами не замечают, что кому-то подражают, так как делается это неосознанно.

Цели психологического воздействия на человека

Психическое воздействие на человека имеет свою цель – желание заставить человека сознательно или бессознательно подчиняться определенным установкам, нормам, законам или требованиям.

Директор в коллективе подчиненных, используя психологические приемы влияния на собеседника, имеет свою цель – сплотить людей или дать им пищу к размышлениям и действиям на благо компании, в которой они трудятся.

Психологическое воздействие родителей на своих детей предполагает цель вырастить из них хороших, воспитанных и законопослушных граждан. Родители знают, как психологически воздействовать на свое чадо, например, рассмешить его.

Психологическое воздействие рекламы преследует цель заставить купить тот или иной рекламируемый товар, проголосовать за нужного кандидата или посмотреть фильм, на который затрачено много средств, и их необходимо вернуть в кратчайшие сроки.

Не всегда приемы влияния на людей подразумевают следование благой идее. Это можно увидеть на примере террористов-смертников. Ведь эти люди подвергались внушению, обработке и гипнозу с тем, чтобы уничтожать себе подобных. Вместе с массой людей, которых они убивают, они умирают сами. А это противоречит человеческой природе.

С помощью психологического воздействия можно кардинально изменить мировосприятие человека, сделать его марионеткой в чужих руках и заставить действовать вопреки здравому смыслу. Любое психологическое воздействие в полной мере оказывает свое влияние на неуверенных в себе людей. Грамотные, образованные и уверенные в своей правоте индивидуумы плохо поддаются внушению, заражению и убеждению.

Источник

Оцените статью
Разные способы