Подражание
Подражание – следование какому-либо примеру, образцу; воспроизведение одним человеком движений, действий, поведения другого человека. В развитии ребенка подражание – один из путей усвоения общественного опыта. Особенно большое значение имеет на ранних этапах развития. Ребенок раннего и дошкольного возраста посредством подражания усваивает предметные действия, навыки самообслуживания, нормы поведения, овладевает речью.
Усвоение по подражанию предметных действий, навыков предполагает достаточно высокий уровень развития общения, восприятия, моторики. В противном случае подражание превращается во внешнее, «тупиковое» повторение движений. Такой характер подражания встречается у детей с отклонениями в психическом развитии.
Нарушения в развитии подражания ведут к возникновению трудностей в усвоении общественного опыта, к нарушениям психического развития в целом.
Подражание может осуществляться непроизвольно и произвольно. Произвольное подражание используется как один из ведущих методов в общении детей раннего дошкольного возраста. Оно совершенствуется с возрастом, в процессе обучения детей.
Подражание обладает двумя определяющими свойствами. Во-первых, подражание должно быть избирательным, т.е. реакция, называемая подражательной, возникает после определенного поведения модели, а не при множестве других различных условий. Например, если ребенок улыбается, когда слышит голос отца, то его улыбка в ответ на улыбку отца не избирательна. И хотя ряд психологов утверждает, что младенцы первого месяца жизни могут подражать мимике взрослых, например, вслед за взрослыми открывать рот, остается спорным, можно ли отнести эти реакции к избирательному подражанию. Если показать двухмесячному младенцу, он тоже в ответ высунет язык, и это будет походить на подражание, но если поднести ко рту карандаш, ребенок тоже высунет язык. К 7-8 месяцам младенцы уже способны к избирательному подражанию, которое с возрастом ребенка становится все более частым и сложным. Годовалый ребенок может подражать вновь увиденному и услышанному: жестам, звукам, различным формам поведения.
К началу второго года жизни наблюдается, хотя и сравнительно редко, подражание, которое проявляется не сразу вслед за определенными действиями взрослого.
Вероятность того, что ребенок станет подражать тому или иному действию, зависит от характера самого действия. В эксперименте детям демонстрировали различные виды действий: моторные (например, взрослый передвигал кубик вдоль стола), социальные (взрослый устанавливал перед лицом малыша экран и дважды из-за него выглядывал), координированные последовательные действия. С наибольшей готовностью дети подражали моторным действиям, реже – действиям социальным. Дети младше полутора лет редко подражали координированным последовательным действиям, однако число подражаний такого рода увеличивалось между полутора и двумя годами.
Помимо живых людей, дети наблюдают, например, модели телевизионные. До двух лет они подражают гораздо реже, чем живым объектам, но к трем годам они уже способны моделировать поведение и тех, и других одинаково часто. Наблюдения показывают, что маленькие дети подражают самым разным формам поведения и что телевизионную информацию они усваивают с раннего возраста.
Способность подражать лежит в основе интеллектуального и моторного развития ребенка, так как подражание – это эффективный способ усвоения нового. Специалисты в области детской психологии полагают, что подражание связано с созреванием и является неотъемлемой способностью человеческих существ.
Подражание включает в себя множество компонентов и выполняет различные функции в зависимости от возраста ребенка.
В первые два года жизни подражание отчасти зависит от степени уверенности малыша в своей способности выполнить увиденное. Наблюдения показали, что дети более склонны подражать тем формам поведения, которыми они еще только овладевают, чем действиям, которыми уже полностью овладели или которые им еще не под силу. Мать, разговаривающая по телефону, будет привлекательной моделью для малыша 15 месяцев, не для шестимесячного и не для трехлетнего ребенка, хотя оба они обладают необходимыми для этого моторными навыками. Так же и двухлетние дети на ранних стадиях овладения речью более склонны повторять название предмета, чем называть знакомым словом знакомый предмет.
Когда ребенок подражает кому-либо из близких, взрослый обычно улыбается, начинает хвалить малыша и даже повторяет свои действия. Такая реакция близкого человека, как правило, подкрепляет подражательное поведение ребенка, развивает склонность к усвоению нового, влияет на выбор ребенком форм поведения.
На третьем году жизни ребенок начинает подражать уже не столько определенным действиям, сколько определенным людям. К двум годам большинство детей уже способны отождествлять себя с другими людьми по половому признаку. Например, мальчики, замечая свое сходство с отцом и другими мужчинами, начинают относить себя к той же категории. Осознание того, что он принадлежит к определенной категории, приводит ребенка к стремлению утвердиться в своей принадлежности к тому или иному полу. Добиваются этого дети путем подражания окружающим.
Своим родителям дети подражают чаще, чем другим взрослым, потому что родители являются для них постоянным источником эмоций – как положительных, так и отрицательных. Те, кто вызывает у ребенка эмоциональное возбуждение, привлекает его внимание, и в результате ребенок лучше усваивает поведение именно этих людей. Сходная ситуация наблюдается и у играющих вместе детей. Когда незнакомые между собой двухлетние дети играют парами, как правило, тихий ребенок подражает более уверенному в себе разговорчивому ребенку.
Таким образом, подражание вызвано стремлением к социальному одобрению, желанием походить на другого человека или достичь определенных целей. Подражание ребенка в первые три года жизни зависит от уровня его познавательного развития, определяющего, какие формы поведения ребенок сочтет привлекательными и при этом выполнимыми. Степень желания походить на другого и уровень эмоционального возбуждения, вызванного другим человеком, определяют то, кому ребенок будет подражать, а стремление к тем или иным целям определит то, чему он будет подражать.
Несмотря на внешнее сходство, за явлениями подражания на разных возрастных этапах скрыты различные психологические механизмы. В младенческом возрасте подражание движениям и звукам голоса взрослого представляет собой попытку установить первый «содержательный» контакт. Подражание в дошкольном возрасте – путь проникновения в смысловые структуры человеческой деятельности. Оно проходит ряд ступеней и изменяется вместе с изменением ведущей деятельности этого возраста – сюжетно-ролевой игры: первоначально ребенок подражает наиболее открытым для него сторонам и характеристикам взрослой деятельности, моделируемой в игре, и лишь постепенно начинает подражать тем сторонам поведения, которые действительно отражают смысл ситуации. Подражание в подростковом возрасте направлено на идентификацию подростком себя с некоторой конкретной значимой для него личностью либо с обобщенным стереотипом поведенческих и личностных характеристик. У взрослых подражание выступает элементом научения в некоторых видах профессиональной деятельности (спорт, искусство и др.)
Источник
Метод подражания, или наилучший способ обучения
Еще в древние времена понимали всю важность того, с какими людьми человек общается. Ведь было замечено, что обучается человек новому, посредством тесного и долгого контакта с некоторыми людьми.
И в вашей жизни тоже так происходит! Именно ваше окружение определяет тот или иной образ мышления, поведения и формирования характера. Если вам не верится, что взрослый человек еще чему-то учится, тогда проследите внимательно всю цепочку взаимосвязей: возьмите всех людей, с которыми вы часто общаетесь и найдите в себе схожие с ними черты в своем характере или поведении.
Окружающие вас люди очень сильно влияют на вашу личность. В этом заслуга человеческого мозга, который записывает как на пленку абсолютно все, что происходит с его хозяином. Если ваши события в жизни, люди, действия повторяются, тогда мозг закрепляет это, записывая. И подумайте сами, какую информацию ваш мозг воспроизведет, если вы по утрам привыкли пить чашку кофе?
Навряд ли вы когда-либо захотите выпить в утреннее время чашку чая, компот или сок, так как ваш мозг запрограммирован на определенную потребность. Лишь ваши осознанные действия выпить компот в течение нескольких дней способны изменить обычный утренний рацион. Итак, вы есть то, что в вас заложено. Почему вы воспроизводите тот или иной образ жизни? Потому что именно это в вас и записано. В вашей жизни все началось с детства, когда вы были маленькими. Образцом для вашего подражания стали те люди, которые вас постоянно окружали. Зачастую ими являются родители, бабушки и дедушки, соседские тети и дяди, старшие братья и сестры.
Потом вы заводите друзей, знакомитесь с другими родственниками своей большой семьи, появляются воспитательницы и учителя, которые также в той или иной мере начинают оказывать на вас влияние. Таким образом, вырастая, вы являетесь человек, мировоззрение которого собрано из маленьких кусочков всего того, что уже было увидено, услышано и пережито.
Все, что вы воспринимаете в непосредственном контакте с другим человеком, очень легко воспроизводится вашим мозгом. Поэтому данная методика – самый лучший способ обучения. Всем известны случаи, когда человек не мог выучить английский язык по учебникам, но когда попадал в среду, где люди разговаривали на этом языке, спустя несколько месяцев овладевал им полностью. Непроизвольное обучение в ходе подражания – уникальная и легкая методика для собственного совершенствования.
Как маленькие детки способны копировать всех взрослых, которые его окружают, так и взрослые люди копируют всех окружающих людей, с которыми он пребывает в долгих контактах.
Поэтому не стоит удивляться, если однажды вы заметите в себе некоторые качества, которыми вас раньше раздражал некий человек, на которого вы то и дело постоянно обращали внимание. Это можно назвать «проклятием», например, когда лидеры некоторых групп людей, пытаясь унизить другого человека – изгоя, со временем сами становятся такими же, как и их «жертвы». А можно сделать и наоборот, держа в фокусе своего внимания и общаясь с успешным человеком, вы сами будете становиться лучше.
Источник
Подражание как способ обучения
Библиографическая ссылка на статью:
Антипенко О.Е. Феномен подражания как механизм развития интеллектуального поведения и метакогнитивных способностей школьников в рамках специально организованной среды // Психология, социология и педагогика. 2017. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2017/09/8158 (дата обращения: 03.10.2021).
Способность к подражанию является одним из важнейших факторов определяющих индивидуальное, психосоциальное развитие ребенка. В процессе воспитания и обучения роль подражания трудно переоценить.
Можно рассматривать различные виды подражания, а именно: интеллектуальное подражание как механизм построения умственного образа, представления (Д.В. Ушаков, Ж. Пиаже, А. Валлон), мотивационное подражание как форма мотивации познавательной деятельности, не связанная с удовлетворением органических потребностей (В.К. Вилюнас), подражание образу, модели как способ выработки произвольной регуляции своего поведения (модели) (А. Валлон), эмоционально-личностное подражание как механизм возникновения новых структур личности (З. Фрейд), социальное подражание, помогающее перенять традиции и нормы общества (Г. Тард, Д. Болдуин) и др.
В одном из вступлений к «Капиталу» К. Маркс писал, чтобы осознать себя как человека, «человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека, — лишь относясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к себе как к человеку» [11].
Роль подражания особенно велика в выработке умений и навыков, в формировании привычек. Об этом убедительно свидетельствует вся история школы и педагогической мысли.
Опора на образец, на пример хорошей работы и подражание ему лежит в основе народной педагогики, тысячелетней практике трудового и профессионального обучения. Именно из народной педагогики принцип опоры на образец, подражания положительному примеру при выработке не только умений и навыков, но и профессионального мастерства был воспринят теоретической педагогикой и стал ее прочным достоянием и основой.
И действительно, на протяжении всей истории человечества подражание, следование примеру было и остается важнейшим механизмом формирования не только личностных характеристик, но и высших психических функций. «Всякая функция в культурном развитии ребенка, – указывает Л. С. Выготский, – появляется на сцену дважды, в двух планах. Сперва – социальном, потом – психологическом, сперва – между людьми как категория интерпсихическая, затем – внутри ребенка как категория интрапсихическая»[4, стр. 160].
Следуя за предшественниками, Л.С. Выготский разработал теорию, показывающую роль внешних детерминант развития: «…через других мы становимся самими собой» [5,с. 144.]. «Личность становится для себя тем, что есть она в себе, через то, что она предъявляет для других. Это и есть процесс становления личности. Здесь…становится ясным, почему с необходимостью все внутреннее в высших формах было внешним, т. е. было для других тем, чем ныне является для себя. Всякая высшая психическая функция необходимо проходит через внешнюю стадию развития, потому что функция является первоначально социальной. Это – центр всей проблемы внутреннего и внешнего поведения» [там же]. Данный механизм является ведущим при усвоении групповых ценностей и норм и перевода их категорию личностных смыслов. В.Г. Леонтьев отмечает, что развитие личности происходит через специфическое подражательное усвоение личностных смыслов, где базовым компонентом механизма идентификации является переживание значимых для человека ценностей [10.с.80].
Центральное психологическое звено подражания — это возникновение у субъекта образа имитируемых действий и его последующее регулирующее влияние на поведение. Наличие имитационного образа действий другого лица — такова, по мнению Запорожца, специфическая черта подражательного процесса. [7,с.139].
Подражание можно определить как самостоятельное копирование действий, воспринятых у других, следование образу, примеру другого человека. Оно играет у человека решающую роль в присвоении общественного опыта. По мнению Ковалева А.Г. подражание − это следование общим образцам поведения, примерам, эталонам, стереотипам, принятым в группе. Это − один из основных механизмов групповой интеграции и оно обычно признается врожденной склонностью копировать или перенимать что-то от других. [8]
Воспринимая различные образцы поведения и деятельности, формирующаяся личность рефлексирует относительно своих внутренних противоречий между достигнутым и необходимым уровнем развития, и у нее появляется потребность в совершенствовании своих личностных черт и качеств.
С нашей точки зрение подражание является не только одним из механизмов воспитания, но выступает и как механизм формирования определенных интеллектуальных качеств и свойств личности. В нашем исследовании мы рассматриваем подражание как механизм формирования метакогнитивнх способностей обучающихся. Аналогичная идея высказывается и в работах Ушакова Д.В., Тихомировой Т.Н.(2002 г.). В частности, в своей диссертации Тихомирова Т.Н. утверждает следующее:
« Безусловно, общий уровень развития наших способностей зависит от обеих систем – как когнитивной, так и метакогнитивной. Однако представляется, что влиянию факторов воспитания подвержена в основном метакогнитивная система. В самом деле, когнитивные процессы могут развиваться в основном за счет тренировки, то есть повторения и подкрепления. В случае различных воспитательных подходов, происходит другое – у ребенка формируется определенное отношение к умственной деятельности, например, большая или меньшая склонность к интеллектуальному риску или определенные критерии оценки проблемы. По-видимому, метакогнитивная система выступает основным посредником между психологическим средством влияния и эффективностью функционирования когнитивной системы» [16].
Одной из гипотез нашего исследования явилась гипотеза о том, что специально организованная интеллектуальная среда может являеться не только условием, но и средством развития метакогнитивных способностей, а подражание – одним из механизмов данного процесса.
Теоретическими предпосылками доказательства данной гипотезы явились идеи Р. Зайонца, который ввел понятие интеллектуального климата.
Основываясь на модели Р. Зайонца, мы можем предположить, что интеллектуальный климат в реально существующей среде будет являть собой определенную модель поведения и непосредственно влиять не только на интеллект, но и на отдельные его компоненты, в том числе и метакогнитивные. Еще один вывод, вытекающий из данного предположения, заключается в том, что среда может влиять на развитие тех или иных способностей как положительно, так и отрицательно. Положительное решение этой проблемы заключается, нашей точки зрения, в создании специально организованной среды, которая будет являться и условием, и средством формирования положительных качеств. При этом организация среды может определять и вектор развития способностей.
В результате достаточно длительной экспериментальной работы мы пришли к выводу о том, что наиболее эффективной моделью средового влияния является имитационная модель, в сочетании с элементами идентификационной модели. В основе, как первой, так и второй модели лежат механизмы подражания и идентификации. Теоретической основой этой модели служит теория социального научения А. Бандуры (Bandura. 1977). Теория Бандуры в первую очередь направлена в основном, на социальные навыки. При этом предполагается, что средовое влияние осуществляется через подражание интеллектуальному (или неинтеллектуальному) поведению других людей [2].
Изучение проблемы подражания в различных психолого-педагогических аспектах позволяет сконструировать модель поведенческого акта, выполняемого на основе подражания. Можно предположить, что подражание как метод воздействия опирается на определенные имеющиеся у человека потребности, отношения, стремления. Таким образом, в основе подражательной деятельности лежит определенный уровень потребностей личности, например в самосовершенствовании. Данный вывод позволяет построить модель действия механизма подражания следующим образом.
Обозначим определенную потребность через «N1»(англ. Need) , а подражание буквой «I»(англ. Imitation ). Опираясь на существующие уже у человека потребности, образ (пример подражания) или усиливает, или ослабляет потребность, которая в свою очередь образует соответствующую ментальному образу установку «A» (англ. Affirmation ) на предстоящее действие «M» (англ. Move ).
Если у испытуемого путем подражания создать соответствующую установку то действия становятся не результатом обдумывания, а результатом прошлого опыта. Выразим этот опыт через «E» (англ. Experience ), а действие, совершенное в виде (спонтанного воспроизведения (Performance) имитационного поведения) обозначим через «Р».
Символическое выражение различных компонентов поведенческого акта дает возможность в виде схемы изобразить процесс влияния подражания на определенное действие.
Таким образом, подражание (I) формирует установки (А) на выполнение определенных видов деятельности в виде имитационного поведения (Р), интериоризируется в виде опыта (E) и на основании этого осуществляется перенос на аналогичные или другие виды деятельности (M 1 , M 2 ).
Можно предположить, что аналогичная схема отражает модель поведенческого акта, свершаемого под влиянием не только подражания, но и любого внешнего воздействия.
С. Л. Новоселова считает, что подражая, ребенок схватывает смысл действия, его принцип, который затем начинает применять в конкретных условиях. Экспериментально изучив особенности начального момента присвоения способа действия, она установила, что при подражательном (в отличии от самостоятельного) овладении действием, ориентировка сразу приобретает направленный характер: вычленяется главное — выбор средств достижения цели. “Схематическое” воспроизведение действий взрослого становится мощным стимулом дальнейшего развития деятельности ребенка [12, с.24—25
Можно сделать вывод, что подражая определенному образу, групповым нормам человек усваивает стратегии решения разнообразных жизненных задач, в том числе и интеллектуального плана. В процессе идентификации себя с образом подражания эти стратегии интериоризируются и в дальнейшем начинают играть роль установки.
Установка как бы определяет значимость поступающей информации и обусловливает решение, осуществляющееся в поведении. Отсюда следует вывод, что применения подражания в качестве метода – это многоаспектная проблема связанная с формированием внутренних установок личности под воздействием примера. В связи с эти мы видим сложность данной проблемы в определении условий, стимулирующих реализацию сформированных на основе подражания установок в практической деятельности школьника.
Д. Н. Узнадзе и представители его научной школы рассматривают установку как специфический регулятор поведения, создаваемый в ситуациях, связанных с необходимостью активной деятельности. По их мнению установка направлена прежде всего на регуляцию поведенческих актов.[17]
Один из самых известных последователей Д. Н. Узнадзе А. С. Прангишвили определял понятие установки следующим образом: «Установку следует трактовать как модус целостного субъекта (личности) в каждый конкретный момент его деятельности – модус, который представляет собой высший уровень организации «человеческих сущностных сил», как бы фокусирует все те внутренние динамические отношения, которые опосредуют в индивиде психологический эффект стимульных воздействий на него и на базе которого возникает деятельность с определенной направленностью, как уравновешение отношений между индивидом и средой» [13, стр. 78].
«Закрепляясь и фиксируясь, – отмечает еще один ученик Д.Н. Узнадзе И. Т. Бжалава, – установка предваряет поведение живого существа, является психологическим условием его осуществления и делает понятным поведение субъекта в определенных конкретных условиях» [3, стр. 236].
Один из важнейших компонентов установки является информация, Это связано с тем, что реализация установки человеком проходит в соответствии с полученной и усвоенной ранее информацией. Можно предположить, что с помощью определенным образом организованных информационных потоков у субъекта можно целенаправленно формировать определенные установки на уровне бессознательного. Создавая специальные условия для успешного подражания желаемым образцам поведения, можно влиять и на формирование определенных компонентов личности, например, высших творческих, духовных, саморегулятивных, метакогнитивных. Формирование метакогнитивных качеств у школьников на основе подражания рассматривается нами как модель введения ребенка определенного возраста в новую, содержательно не освоенную им область действительности.
Определенную роль в этом плане играет правильно организованный процесс подражания на основе соответственно выбранного примера. В этой связи огромное значение имеет выбор модели для подражания.
В процессе исследования нами было выявлено, что образ, которому могли бы подражать учащиеся должен соответствовать определенным требованиям, а именно, обладать определенными качествами.Вопрос выбора примера является проблемным вопросом, как для воспитателей, так и для воспитанников. По нашему мнению, это должен быть образ великого человека, выдающейся личности. Такой вид примера действует, как очень высокая форма идеала, что определяет целевые и жизненные установки воспитанников.
Анализ показывает, что в большинстве своем эти образы и представления заимствованы школьниками из фильмов и телепередач, в последнее время большую роль в формировании образа подражания играют социальные сети. Все это свидетельствует только об отсутствии целенаправленной психолого-педагогической деятельности направленной на формирование нужных установок с использованием определенных примеров для подражания.
Возникает идея «насыщения» процесса воспитания многообразными «идеальными формами», примерами (образцами) выстраивания возможных отношений с миром, которые могли бы служить основой для формирования субъектом индивидуальной модели будущего. Недостаточная информированность личности относительно образцов поведения влечет за собой сужение возможностей выбора индивидуального пути развития, так как воспитанник практически лишен этой возможности. В этой связи, актуальным становится помощь педагогов в выборе примера (образца) и определение его роли в воспитании ценностных отношений личности и соответственно метода подражания в воспитании и обучении.
Об особой роли образца пишут не только отечественные специалисты, немецкие ученые широко пользуются понятием «vorbild» (пример, образец); во французской социологии говорят о «направляющих образцах» (images-guides); в английских исследованиях используются такие выражения, как «человеческий образ, представляющий предмет притязаний» (enviable human figure), «образ, вызывающий восхищение» (admirable human figure); в польской философии говорится о личностном идеале как о системе «векторных» норм, указывающих путь к будущему и к совершенству.
В отечественной психологии наиболее основательно проблема подражания исследована В.А. Просецким, который дает следующее определение подражания: «Было установлено, что пример и следование ему (подражание) – это общественное явление не локально – структурного, а функционально-качественного характера. Примером может служить любой элемент в социальной структуре общества – от личности до нации, класса, партии – выполняющий функцию передового, образца, впереди идущего»[14 с.5]. Так пример является непосредственным объектом подражания, а подражание – реакцией на этот объект, то подражание зависит от особенностей самого примера и детерминировано ими.
Основные из них: сила примера, его социальная и личностная значимость, яркость и эмоциональность, ясность и выразительность примера, цельность и другие его особенности.
Подражание детерминировано прежде всего общими условиями общественной жизни: исторической эпохой, классовым составом общества, характером общественных отношений, господствующей идеологии, уровнем развития материальной культуры, семейными отношениями, воспитанием и другими факторами, которые действуют на человека в каждой конкретной общественно-исторической обстановке»[там же с.21]. Другими словами каждой эпохе соответствуют свои герои и свои идеалы.
Сегодня школе необходимо противопоставить стихийно складывающимся (под воздействием массовой культуры) у молодежи образцам психолого-педагогически продуманную систему образов-идеалов. Проведенные нами исследования показывают, что современные школьники практически не имеют примеров для подражания (таблица 1).
Таблица 1. Сложившаяся структура образцов для подражания у учащихся 5-11 классов (n=84)
№по порядку | Пример для подражания |