- Бессуффиксный способ словообразования. Слова, которые образованы бессуффиксным способом: примеры
- Словообразовательный разбор
- Бессуффиксный способ словообразования
- Формообразующий нулевой суффикс
- Словобразовательный нулевой суффикс
- Существительные с нулевыми словообразовательными суффиксами
- Прилагательные с нулевыми словообразовательными суффиксами
- Числительные с нулевыми словообразовательными суффиксами
- Наречия с нулевыми словообразовательными суффиксами
- Наиболее часто встречающиеся слова, образованные бессуффиксным способом
- Конспект урока «Способы образования новых слов в русском языке» (6 класс)
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
Бессуффиксный способ словообразования. Слова, которые образованы бессуффиксным способом: примеры
Бессуффиксный способ словообразования отличается от других. Это показано наглядно на иллюстрации.
Во многих источниках о нём не говорится ничего, его не выделяют как самостоятельный способ образования слов. Однако на ЕГЭ знание его способа требуется. Поэтому знать о нём необходимо. Во всяком случае, находить в тексте слова, бессуффиксным способом образованные, должен уметь каждый выпускник школы. Начать формирование этого умения нужно с отработки навыка словообразовательного разбора.
Словообразовательный разбор
Производится по плану, в ходе которого определяется:
- Каково лексическое значение слова?
- От какого слова образовалось?
- С помощью чего образовалось?
- Каким способом образовалось?
Если произвести разбор слова «тишь», то нужно ответить на данные выше вопросы:
- Лексическое значение слова — «состояние тишины».
- Образовалось от слова «тишина».
- Образовалось с помощью отсечения суффикса.
- Бессуффиксный способ.
Таким образом производим разбор слов из данного на картинке высказывания:
«гладь» — гладкий — гла[д´] – бессуффиксный
«божья» — Бог — бож[й´]а – суффиксальный
«благодать» — благодатный — благода[т´] – бессуффиксный
Как видим, не все слова, у которых не выделяется суффикс, образованы способом отсечения этой морфемы.
Бессуффиксный способ словообразования
Таким способом образуются слова при помощи нулевого суффикса. Что это значит?
Нулевым называется суффикс, никак не выраженный ни в речи, ни на письме, но его отсутствие значимо – оно образует новое слово или форму слова.
Такой суффикс может быть обозначен Ø.
Например, с помощью нулевого суффикса образуются слова – профессионализмы: подклад, обжиг. Очень многие просторечные слова образуются этим способом: отпад, наскок.
Подобные слова в наше время быстро распространяются благодаря средствам СМИ: конструктив, позитив, интим и т. д.
Слова, которые образованы бессуффиксным способом, часто имеют значения лица: экстремал, фанат, театрал, неформал и т. д.
Нельзя путать нулевой формообразующий суффикс с нулевым слообразовательным суффиксом.
Формообразующий нулевой суффикс
Такой суффикс есть только у глаголов и служит он для образования формы глагола:
- мужского рода прошедшего времени: везли — вёз Ø;
- условного наклонения: высохла бы – высох Ø бы;
- повелительного наклонения: сядьØ.
Словобразовательный нулевой суффикс
Его имеют слова, образованные бессуффиксным способом. Чаще всего он бывает у существительных, иногда у прилагательных, числительных, наречий.
Обязательно есть два условия, при которых выделяется Ø.
- должен иметь синоним – ненулевой суффикс: глушь — безлюд[йэ];
- имеет произодящее слово: глушь – глухой, например у слова «гам» нет производящего слова, это слово непроизводное, у него нет никакого суффикса, даже нулевого.
Существительные с нулевыми словообразовательными суффиксами
Существительное, образованное бессуффиксным способом, производится от
- глагола и имеет:
- абстрактное значение действия: подскочить – подскокØ, ходить – ходØ, бежать – бегØ;
- предметное значение или значение лица, который производит действие: всходить — всходØы, водить – вождьØ, (лёд колоть) — ледоколØ, (сталь варить) – сталеварØ;
- значение места действия: подорвать – подрывØ, заливать – заливØ, подъезжать – подъездØ, отводить – отводØ;
- значение объекта или результата действия: подливать – подливØ, дарить — дарØ, взрывать – взрывØ;
- прилагательного и имеет:
- отвлечённое значение признака: тихий — тишьØ, гладкий — гладьØ, глубокий – глубьØ;
- значение носителя признака: интеллигентный – интеллигентØ, курильский – КурилØы, корабельный — корабльØ;
- значение человека, выполняющего действие: горе мыкать — горемыкØа, обслуживать — обслугØа.
- существительного и имеет:
- значение существа женского пола: кум – кумØа, лис – лисØа;
- собирательное значение: чёрный – черньØ, поросли – поросльØ;
- Значение существа по месту пребывания: ризничØий.
Прилагательные с нулевыми словообразовательными суффиксами
Слова различных частей речи образуют прилагательные, к которым применяется бессуффиксный способ, примеры даны ниже:
- от существительных:
- с общим значением: будни – буднØий, золото — золотØой;
- со значением отсутствия чего-либо: без хвоста -бесхвостØый, без головы – безголовØый;
- со значением принадлежности: отец — отчØий, орёл — орлØий;
- от глаголов со значением признака по действию: заехать – заезжØий;
- от прилагательных и наречий со значением превосходящей степени признака: ниже – низшØий, горше – горшØий.
Числительные с нулевыми словообразовательными суффиксами
К числительным редко применяется бессуффиксный способ образования, примеры поэтому малочисленны: пять – пятØый, шесть – шестØой. Все эти слова образуются по одному и тому же принципу: от количественного числительного образуется качественное.
Наречия с нулевыми словообразовательными суффиксами
Бессуффиксный способ редко применяется и к наречиям:
- нулевой суффикс есть в некоторых наречиях, образованных приставочным способом: плавать – вплавьØ, низ – внизØ;
- нулевой суффикс образует некоторые наречия, со значением состояния: жалеть – жальØ.
Наиболее часто встречающиеся слова, образованные бессуффиксным способом
Из всех слов, образованных при помощи нулевого суффикса, чаще других слов встречаются в русском языке существительные. Именно их используют составители экзаменационных работ для проверки знаний выпускников. Поэтому закончить тему «Бессуффиксный способ» целесообразно алфавитным перечнем существительных, которые встречаются в заданиях ЕГЭ и ГИА чаще всего.
ввозить – ввоз; вводить – ввод; взглянуть – взгляд; вздохнуть – вздох; взлететь – взлёт; взмахнуть взмах; встречать – встреча; всхлипывать – всхлип; выбросить – выброс; вывихнуть – вывих; выводить – вывод; выговорить – выговор; выдохнуть – выдох; вызызывать – вызов; выкрикнуть – выкрик; выпускать – выпуск; вырезать – вырез; высевать – высев; выстрелить – выстрел; выхлопать – выхлоп; выступать – выступ; вычитать – вычет; выходить – выход.
доводить – довод; договориться – договор; докладывать – доклад; домыслить – домысел; доносить – донос; допускать – допуск; досмотреть – досмотр; дрожать – дрожь.
забегать – забег; забивать – забой; забирать – забор; заботиться – забота; завалить – завал; завесить – завеса; завидовать – зависть; заводить – завод; завозить – завоз; загорать – загар; загибать – загиб; загонять – загон; заезжать – заезд; зажимать – зажим; заказать – заказ; закатиться – заказ; залежаться – залежь; заливать – залив; заложить – залог; замахнуться – замах; замесить – замес; засушить – засуха; звенит – звон.
извиваться – извив, изгибать – изгиб; изломать – излом; изменить – измена; износить – износ; импортировать – импорт; исповедоваться – исповедь; испугать – испуг; исходить – исход;
клевать – клёв; клеветать – клевета; клеить – клей; клеймить – клеймо; конспектировать – конспект.
ловить – ловля; ломать – лом.
набирать – набор; навесить – навес; нагревать – нагрев; наделять – надел; надзирать – надзор; надрывать – надрыв; нажимать – нажим; накатить – накат; накипать – накипь; наклонять – наклон; налететь – налёт; наливать – налив; намекать – намёк; нанести – нанос; наплывать – наплыв; нарастать – нарост; наряжать – наряд.
оборонять – оборона; обрезать – обрез; обрывать – обрыв; обряжать – обряд; обстрелять – обстрел; описать – опись; опираться – опора; оправить – оправа; опрашивать – опрос; ориентироваться – ориентир; осадить – осада; оскалиться – оскал; отвечать – ответ; охранять – охрана.
перебрать – перебор; переломит – перелом; переменить – перемена; переносить – перенос; переломать – перелом; переправиться – переправа; прибиваться – прибой; переносить – перенос; перерасходовать – перерасход; пересказывать – пересказ; пересматривать – перемотр; перехватить – перехват; победить – победа; повторить – повтор; погоняться – погоня; покосить – покос; покрывать – покров; почитать – почёт; пощадить – пощада; преградить – преграда; приветствовать – привет; приговорить – приговор; приезжать – приезд; принимать – приём, приказать – приказ; прикладывать – приклад; примешать – примесь; примечать – примета, пощадить – пощада, прясть – пряжа;.
разбегаться – разбег; разбирать – разбор;
Свистеть – свист; сгибать – сгиб; сговориться – сговор; сдвигать – сдвиг; скосить – скос; скрежетать – скрежет; скрипеть – скрип; скучать – скука; слетаться – слёт; сломать – слом; сменить – смена; смешать – смесь; смотреть – смотр; смыслить – смысл; снарядить – снаряд;
травить – травля; тормозить – тормоз; трепетать – трепет; трещать – треск.
убирать – убор; угореть – угар; уговориться – уговор; ударить – удар; уделить – удел; укладывать – уклад; уколоть – укол; укусить – укус; уличить – улика; уплатить – уплата; упрекать – упрёк; уронить – урон; услужить – услуга, утратить – утрата; уходить – уход.
хвалить – хвала; хохотать – хохот; хрустеть – хруст.
Бессуффиксный способ, примеры которого даны выше, является, как видим, довольно распространённым явлением в русском языке.
Источник
Конспект урока «Способы образования новых слов в русском языке» (6 класс)
Тема урока: «Способы образования новых слов в русском языке» (6 класс)
Программа: Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Шанский Н. М. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5 – 9 классы. М.: Просвещение, 2011.
Учебник: Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А., Григорян Л. Т., Кулибаба И. И., Ладыженская Н. В.
Обучающая : сформировать умение определять способ образования слов, их морфемный состав, научить составлять словообразовательные цепочки, актуализировать знания о способах словообразования в русском языке.
Воспитывающая : воспитать интерес и уважение к русскому языку, его богатству.
Развивающая : развить творческие способности учащихся, развить навыки работы с информацией.
Познавательные : формулирование темы, поиск и структуирование информации, рефлексия;
Коммуникативные : умение выразить мысль;
Регулятивные : постановка цели, планирование ждеятельности;
Тип урока: урок-усвоение нового материала с использованием ИКТ.
Эпиграф : «Ошибок не пугайся, с ошибками справляйся!»
с ошибками справляйся!»
I .Организационный момент
Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс
И для меня уже награда
Внимание ваших умных глаз.
Здравствуйте, ребята! Желаю вам хорошего настроения и удачи!
II . Актуализация знаний
Ребята, обратите внимание на эпиграф к нашему уроку. Давайте его прочитаем. Как вы понимаете его?
Правильно! Найти верный путь всегда готов будь! А теперь проверим, насколько вы готовы.
Задание . Записать стихотворение под диктовку. ( один работает у доски)
Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном.
Откуда эти строки, кто автор? («Узнак», А. С. Пушкин)
Найдите слова с орфограммой: проверяемая безударная гласная в корне слова. (сижу, темнице, вскормленный, молодой, махая, кровавую, (под) окном )
Найдите слова с орфограммой: непроверяемая безударная гласная в корне слова. (решётка, орел)
Найдите слово с непроизносимой согласной в корне . (грустный)
Индивидуальная работа на карточках ( один у доски).
Карточка № 1 . Выполни морфемный разбор слов.
Сижу, за решеткой, сырой, вскормленный, в неволе, грустный.
Давайте проверим, правильно ли выполнен морфемный разбор слов. Используем сигнальные карточки. (Красная – неверно, зеленая – верно)
Обе работы проводятся одновременно. Сперва проверяем правильность выполнения работы со стихотворением, потом проверяем морфемный разбор.
Ребята, какие два раздела мы с вами повторили? (Морфемика и орфография)
Как вы думаете, эти разделы связаны? Чем может помочь умение делалить слово на морфемы?
А что поможет вам правильно выполнить морфемный разбор слова?
Давайте попробуем дать лексическое значение слов: неволя, грустный.
Проследим, как они были образованы. (воля неволя, грустный грусть )
Как образуются новые слова? (Слова образуются от других слов и с помощью различных морфем)
О чем мы с вами сегодня будем говорить? Определим тему урока. (Запись темы в тетрадях и на доске)
Какие цели мы ставим перед собой? ( познакомиться с основными способами образования новых слов, научиться определять способ образования новых слов, закрепить умения, полученные на уроке)
(цели зафиксировать на доске)
III .Изучение нового материала
Наша проблема : «Как образуются слова в русском языке?»
Гипотеза: в русском языке множество слов, все эти слова можно разделить на группы по словообразованию.
Давайте докажем выдвинутую гипотезу.
1.Учебное задание «Следопыт»
У каждого на столах лежит карточка со словами. Попробуйте выяснить, с помощью какой морфемы было образовано каждое их них.
Карточка №2. Определите, как образованы следующие слова. С помощью какой морфемы?
1. Развесёлый ___________________________________
Давайте проверим,как вы выполнили задание.
1. Развесёлый ← весёлый. (приставочный способ)
2. Овражек ← овраг. (суффиксальный)
3. Подсвечник ← свеча. (приставочно-суффиксальный)
4. Бег← бегать. (бессуффиксный)
5. Лесовоз ← лес возит. (сложение основ)
6.парашютистка ← парашютист (суффиксальный)
7.кресло-кровать ← кресло и кровать (Сложение слов)
8. Птицефабрика← фабрика птиц (сложение основ)
О каких способах образования новых слов мы узнали? (заполнение карточки № 3)
5. Сложение целых слов
6. Сложение основ
Но все ли способы мы перечислили? Давайте прочитаем об этом в учебнике.
2.Работа с учебником (пар. 3, стр. 95, чтение теоретического материала)
О каких способах вы еще узнали?
7. Переход одной части речи в другую. ( Школьная столовая(сущ.) из столовая(прил.) комната)
8. Сложносокращенные слова.
В русском языке есть несколько способов образования новых слов:
IV . Закрепление материала
Упр. 168. Запись выделенных слов (с указанием способа образования).
Рассада ← сад ˗ приставочный
Посадки ← сад ˗ приставочно-суффиксальный
Садовод ← сад, водить ˗ сложение основ
Садовник ← садовый ˗ суффиксальный.
Наклоны вправо, влево, приседания
Наклон вправо , если слово образовано приставочным способом. Влево – суффиксальным.
На морд ник (присесть), фокус ник (наклон влево), анти циклон (наклон вправо), мастер иц а (наклон влево), без вкус н ый (приседание), не воля (наклон вправо)
Упр. 169. Выполнение по образцу
V . Самостоятельная работа
Карточка № 3. Ответьте на вопросы, запишите ответ в графу «ответ»
Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов, называется….
Каким способом образовано слово перезимовать ?
Слово переход образовалось бессуффиксным способом?
Какое окончание в слове видел ?
С помощью какого суффикса образовано слово охотник ?
Какой корень в слове маленький ?
Слово белизна образовано_______ способом
Каким способом образовано слово героизм ?
Обменяйтесь карточками, приверяем по эталону.
(за 1-2 ошибки – 4; за 3 – 3, больше – 2).
VI .Подведение итогов урока
Игра «Составь слово».
А давайте сами попробуем сконструировать слова с помощью отдельных морфем. Работаем в тетради молча, кто первый запишет слово, поднимает руку и даёт готовый ответ. Выделите морфемы в словах.
От глагола понёс взять приставку,
от глагола дарить корень,
от существительного кружок суффикс. (подарок)
Итак, ребята. Словообразование – один из важнейших разделов русского языка. Словообразование – один из важнейших источников пополнения словарного запаса.
Давайте вспомним, какие мы ставили цели перед основоением нового материала. Мы их добились?
Спасибо, дети, за урок, за ваше активное участие, мне хотелось бы услышать ваши ответы. Заполните, пожалуйста, лист самоконтроля.
Сегодня я узнал(а), что…
Мне показалось интересным …
У меня возникли трудности…
Я хотел бы больше узнать…
Для всех: параграф 33 учить.
На выбор: упражнение 172 или подобрать по 3 примера слов из текстов произведений художественной литературы, образованных приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, бессуффиксным способами, сложением и переходом из одной части речи в другую (с указанием автора и названия произведения)
Карточка № 1 . Выполни морфемный разбор слов.
Сижу, за решеткой, сырой, вскормленный, в неволе, грустный.
Карточка №2. Определите, как образованы следующие слова. С помощью какой морфемы?
1. Развесёлый ___________________________________
Карточка № 3. Ответьте на вопросы, запишите ответ в графу «ответ»
Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов, называется….
Каким способом образовано слово перезимовать ?
Слово переход образовалось бессуффиксным способом?
Какое окончание в слове видел ?
С помощью какого суффикса образовано слово охотник ?
Какой корень в слове маленький ?
Слово белизна образовано_______ способом
Каким способом образовано слово героизм ?
Сегодня я узнал(а), что…
Мне показалось интересным …
У меня возникли трудности…
Я хотел бы больше узнать…
Сегодня я узнал(а), что…
Мне показалось интересным …
У меня возникли трудности…
Я хотел бы больше узнать…
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 829 человек из 76 регионов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 329 человек из 60 регионов
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Сейчас обучается 330 человек из 67 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-320396
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
В Тюменской области продлили на неделю дистанционный режим для школьников
Время чтения: 1 минута
Российские школьники завоевали пять медалей на олимпиаде по физике
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
Шойгу предложил включить географию в число вступительных экзаменов в вузы
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник