Подлежащее огэ способы выражения

1. Грамматическая основа предложения

Теория:

  1. Одно слово: подлежащим может выступать любая часть речи.

Мельница работала, заглушая шум дождя (А. Чехов. Крыжовник).
Каждый представлял свои требования, и каждый при этом бранил других (Н. Добролюбов. Тёмное царство).
И танцующие пошли по паркету качающимся, лунатическим шагом, подбородок в подбородок, глаза в глаза (А. Малышкин. Люди из захолустья).
В каменном жить — это всё равно что острог (Н. Лесков. Загон).
Это ужасное «завтра» наступило (Е. Замятин. Сибирь).

Термин По небу, усеянному звездами, широкой полосой протянулся Млечный Путь (В. Арсеньев. Дерсу́ Узала́) И в отношении к матери было что-то новое : он иногда подметал пол в комнате, сам убирал по праздникам свою постель, вообще старался облегчить её труд (М. Горький. Мать) Конец осени и начало зимы — самая лучшая и добычливая стрельба тетеревов с подъезда и на чучелы (С. Аксаков. Записки ружейного охотника Оренбургской губернии)

Около меня солдаты тихо и сдержанно разговаривали (В. Гаршин. Аясларское дело).
А завтра он будет ждать там, в беседке (И. Гончаров. Обрыв).
Марк кратко выразил согласие и махнул рукой (Л. Тихомиров. В последние дни).
Откуда ни возьмись —
Волчица преогромная
И хвать овечку Марьину!
(Н. Некрасов. Кому на Руси жить хорошо)
Жили-были господа,
Кушали телятину
(М. Горький. Дело Артамоновых).

а) Составное глагольное сказуемое (СГС).

Я. начал рассказывать , (как мне тошно жить) (М. Горький. В людях).
— Пять дней, целых пять дней вы не хотите со мной говорить !(Ф. Достоевский. Село Степенчиково и его обитатели)
Иногда несколько человек не могли удержать его (Н. Гоголь. Портрет).

б) Составное именное сказуемое (СИС).

А Петя Трофимов был учителем Гриши, [он может напомнить] (А. Чехов. Вишнёвый сад).
Она считалась хорошей прачкой , поэтому у неё всегда было много работы (А. Грин. Акварель).
Они расстались врагами.

  1. В роли связки в составном сказуемом глагол движения выступать не может.

Мы поехали отдыхать на море.

В предложении простое глагольное сказуемое поехали, а инфинитив отдыхать выполняет функцию обстоятельства: поехали (Куда?/Зачем?) отдыхать.

Глаголы в составном сказуемом называют действия, которые выполняются одним и тем же лицом.

Мама попросила навестить бабушку.

Грамматическая основа мама попросила, а инфинитив навестить выполняет функцию дополнения, потому что это действие выполняется не подлежащим: мама попросила (о чём?) навестить.

Источник

Задание № 8 ОГЭ по русскому языку. Способы выражения подлежащего
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (8, 9 класс) на тему

Теоретический материал, в котором указаны основные способы выражения подлежащего, приведены примеры.

Скачать:

Вложение Размер
Способы выражения подлежащего 31 КБ

Предварительный просмотр:

Задание 8. Предложение. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.

Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает предмет, в том числе абстрактный, явление, действие, признак или состояние которого характеризуется сказуемым.

Способы выражения подлежащего

  1. Слово:
  1. Имя сущ. в форме И. п. (с конкретным, абстрактным или вещественным значением)

Красною кистью рябина зажглась.

а) личные Я слышу иволги всегда печальный голос…

б) неопределённые Но кто-то вдруг за новой жизнью её направил величаво…

в) отрицательные Ночью нас никт о не встретит…

г) местоимения других разрядов в значении им. сущ. Случилось это в начале ноября. Все летят поздравить…

  1. Любая часть речи в значении им. сущ. (субстантивированное слово)

а) прилагательное Итак, неизвестный погрозил Ивану пальцем.

б) причастие Танцующие теснились и толкали друг друга.

в) числительное: количественное Пятнадцать делится на три.

собирательное Только однажды сбежали трое .

порядковое Третий песенку поёт.

г) неизменяемые части речи (союзы, частицы, наречия, междометия) Вокруг слышались только охи и ахи .

  1. Инфинитив Производить эффект – их наслаждение.
  1. Словосочетание
  1. Слово с количественным значением (числ., мест. или сущ. со значением количества, группы, совокупности) + имя сущ. в Р. п. Шесть груш лежало в вазе.

Около двухсот делегатов приехало на съезд. У учеников всегда возникает масса вопросов .

  1. Слово в И. п. (числ., мест. или прил.) + предлог из + слово в Р. п. (то есть выражение с избирательным значением) Одна из них была прекраснее всех.

Каждая из учениц стремилась встать поближе. Лучшие из лучших вышли в финал.

  1. Слово в И. п. + предлог с + слово в Т. п. ( если сказуемое в форме мн. чис .)

Сестра с братом учатся в лицее.

  1. Составные наименования «Двенадцать стульев » — моё любимое произведение.

Большая Медведица – семь ярких звёзд. Новый год – замечательный праздник.

Опасность! Местоимения мне, тебе нам, вам, и т.п. не являются подлежащими, так как имеют форму не И. п., а Д. п. Мне нездоровится. Вам нужно уехать. (Такие формы местоимений являются дополнениями).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка в 8 классе «Подлежащее. Способы выражения подлежащего».

Урок объяснения нового материала по русскому языку в 8 классе по УМК Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В. Актуальность проявляется в разнообразии форм обучения, учёте индивидуальных способностей об.

Задание № 8 ОГЭ по русскому языку. Способы выражения простого глагольного сказуемого.

Основные способы выражения простого глагольного сказуемого, примеры, трудные случаи.

Задание № 8 ОГЭ по русскому языку. Способы выражения составного глагольного сказуемого

Основные способы выражения составного глагольного сказуемого, примеры.

Задание № 8 ОГЭ по русскому языку. Способы выражения составного именного сказуемого.

Способы выражения составного именного сказуемого, примеры, трудные случаи, типичные ошибки.

Урок русского языка в 8 классе. Тема: «Подлежащее. Способы выражения подлежащего»

Урок русского языка с примененем технологии РКМЧП.

Урок русского языка. Способы выражения грамматического значения числа.

Урок предполагает закрепление знаний учащихся о способах выражения форм числа существительного, обобщение материала с использованием групповой, индивидуальной форм работы.

Конспект урока русского языка в 8 классе. Тема: «Подлежащее. Способы выражения подлежащего» (с использованием технологии развития критического мышления)

Тема: Подлежащее. Способы выражения подлежащего.Цели и задачи: рассмотреть основные способы выражения подлежащего;научить находить в разных типах предложений подлежащие и определять, .

Источник

ОГЭ Задание № 2 Синтаксический анализ. Способы выражения подлежащего, сказуемого

Задание № 2 Синтаксический анализ. Способы выражения подлежащего

Снова пришел тихий розовый вечер .

Никто не рыдает и не смеется.

У меня на Чукотке есть близкие . Окружавшие молчали.

Влюбиться не значит любить . Идти было весело и очень интересно.

Десять не делится на три без остатка. Семеро одного не ждут .

5. Междометие в роли сущ-го

Вот раздалось «ура» вдалеке. В лесу разда-лось «ау»

6. Синтаксически неделимое словосочетание:

Сущ. в И п + с + сущ в Т.п + сказуемое мн. Числа

(но : Мать с сестрой ходила к врачу)

Сущ. в количественном значе-нии в И.п или числительное, или наречие + сущ в Р.п

Куча вещей накопилась в доме.

Тысячи колоколов торжественно зазвонили.

Словосочетание с обозначени-ем приблизительного количест-ва.

До берега было около двухсот шагов . От пяти до десяти процентов студентов сдают сессию досрочно .

Выделительное словосочета-ние с предлогом ИЗ

Неопределенные или отрица-тельные словосочетания с зависимыми словами.

Что-то знакомое послышалось мне в его голосе.

Инфинитив + именная часть

Быть грамотным престижно.

7. Фразеологическое сочетание

Млечный Путь серебристой тканью разостла-лся по небу . У него золотые руки.

8. Целое предложение

Ее «Мне без тебя так грустно» еще долго звучало в моей душе после расставанья.

9. В СПП подлежащим могут быть слова который, что

В комнате были дети , которые не обращали на нас внимание. Она не любила все, что было связано с футболом.

Местоимения мне, тебе, ему, им, ей, вам, нам НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ПОДЛЕЖАЩИМ!

# Мне надо делать упражнение.(это дополнение, подлежащего здесь нет)

Составное именное сказуемое

Мой брат экономист .

Воздух сегодня опьяняющий. Он не такой!

Пусть будет (повелительное наклонение) + именная часть

Пусть будет добрым ум у вас, а сердце умным будет. Давай разговор будет начистоту.

Глаголы- связки: являться, становиться, казаться, стать, сделаться, оставать-ся, оказаться, считаться, выглядеть + именная часть

Сюжет романа оказался оригинальным . На улице становится холодно . Сюжет комедии оказался оригинальным .

Именная часть может выражаться глаголом связкой со значением движения, состояния, деятельности # идти, бежать, ходить, вернуться, сидеть, стоять, лежать, работать, жить + именная часть

Осень пришла дождливая .

Мы вернулись домой усталые .

Он работал дворником .

Слово с количественным значением + сущ Р. п

Юноша был лет двадцати .

Существительное с зависящими от него словами

Он лучший ученик в классе. Мужчина был высокого роста .

Он стал притчей во языцех .

Составное глагольное сказуемое

начать, приступить, продолжать, пере-стать, закончить и др.) + инфинитив

Он начал кашлять . Она продолжает смеяться . Мы закончили выполнять упражнение. Я перестал бегать .

Глагол со значением склонности, привычности к действию ( уметь, хотеть, мочь, намереваться, отказываться, желать, старать-ся ) + инфинитив

Я хочу много путешествовать .

Ты мог бы говорить не так громко?

Он стремиться много тренироваться .

Глагол со значением мысли, чув-ства ( осмелиться, думать, пред-почитать, привыкнуть, любить, ненавидеть, остерегаться, бояться и др. ) + инфинитив

Он боялся опоздать на экзамен. Мы не любим много говорить . Он думал прийти вовремя.

Краткое прилагательное ( рад, го-тов, обязан, должен, намерен, способен, согласен, вынужден и др.) + инфинитив

Я рад побывать на конференции. Мы были готовы дежурить в столовой.

Слово категории состояния ( надо, нужно, необходимо, достаточно и др.) + инфинитив

Надо мыть руки перед едой. Правила не надо учить, достаточно практиковаться.

Он горит нетерпением участвовать в соревновании (= хочет участвовать)

Он хочет принять участие в конференции. (= хочет участвовать)

Внимание! Инфинитив может быть не частью сказуемого, а второстепенным членом предложения!

Дополнение, когда сказуемое обозначает волеизъявление ( просить, приказать, умолять, уговорить ) # Все просили ее спеть что-нибудь. (просили о чем? Спеть).

Со сказуемыми в значении движения ( прийти, прибежать, приползти ) инфинитив будет обстоятельством. # Он пришел узнать информацию про экзамены. (пришел с какой целью? Узнать).

Инфинитив является определением, если к нему можно задать вопрос КАКОЙ? # Охота странствовать напала на него. (охота какая? Странствовать)

1 .Наклонились вниз на длинном стебельке белоснежные фарфоровые кольца с резными краями. 2 . Кажется, что неизвестный мастер придал такую форму речному жемчугу. 3 . К концу лета они превратятся в оранжево-красные бусинки. 4 . Словно из далеких стран попали в лес драгоценные камни . 5 . Ландыш представляется мне символом леса.

1.Кольца наклонились вниз (пред-е 1)

2.Мастер придал (пред-е 2)

3.Превратятся в бусинки (пред-е 3)

4.Камни попали (пред-е 4)

5.Ландыш представляется символом (5)

1.В нашей стране встречаются разные виды рябины, и обитает она во всех зонах.2. Осо-бенно удивительная рябина домашняя , которая растет в Крыму.3. Листья у нее похожи на листья обыкновенной рябины, плоды же по форме и величине вполне сравнимы с плодами дикой груши или яблони. 4. Созревая в октябре, они обретают зеленую окрас-ку , а потом буреют.5. По сахаристости они приближаются к дикому винограду.

1. Которая растет (2)

2. Плоды сравнимы (3)

3. Они обретают окраску (4) 4. Приближаются (5)

1.В охотничью пору на Урале мы уходили в горы и бродили там, как настоящие дикари. 2. Солнечный закат в горах удивительно хорош.3. Тени нарастают, и на нас начинает надвигаться ночная мгла.4. Затихший воздух чутко держит каждый шорох. 5. Пережи-ваешь тревожное настроение, которое будит воображение.

2. Закат хорош (2)

3. Мгла начинает надвигаться (3)

4. Держит шорох (4)

5. Будит воображение (5)

1. Уникальность нашей планеты заключается прежде всего в том, что на ней живем мы – разумные люди, появление которых стало вершиной эволюции. 2. Сама же проблема возникновения жизни до сих пор не решена.3. Следы жизни были обнаружены в горных породах , возраст которых – около миллиарда лет . 4. Иными словами, около миллиарда лет жизнь на планете уже существовала, имелись атмосфера и гидросфера. 5.А вот другие планеты земной группы: Меркурий, Венера и Марспохожи на планету Земля, но, в отличие от нее, они безжизненны.

1. Появление стало (1)

2. Проблема возникновения жизни (2)

4 .Имелись атмосфера и гидросфера (4)

5 . Они безжизненны (5)

Ответы: 1- 4,5; 2 – 2,3;

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 807 человек из 76 регионов

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 318 человек из 58 регионов

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Сейчас обучается 325 человек из 65 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Номер материала: ДБ-894125

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов

Время чтения: 2 минуты

Руководители управлений образования ДФО пройдут переобучение в Москве

Время чтения: 1 минута

В Пензенской области запустят проект по снижению административной нагрузки на учителей

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года

Время чтения: 1 минута

Российский совет олимпиад школьников намерен усилить требования к олимпиадам

Время чтения: 2 минуты

В России выбрали топ-10 вузов по работе со СМИ и контентом

Время чтения: 3 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Читайте также:  Способы для регулирования отношений осложненных иностранным элементом
Оцените статью
Разные способы