- 16. Двусоставное предложение. Подлежащее в двусоставном предложении. Способы его выражения.
- Способы выражения подлежащего
- Таблица
- Выражение подлежащего в простом предложении
- Выражение подлежащего инфинитивом
- Выражение подлежащего словосочетанием
- Подлежащее выражено фразеологизмом
- Видеоурок «Подлежащее и способы его выражения (8 класс)»
- Конспект урока по русскому языку на тему: «Главные члены двусоставного предложения. Подлежащее и способы его выражения» (8 класс)
- Презентация по русскому языку на тему «Двусоставное предложение. Подлежащее и способы его выражения»
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
16. Двусоставное предложение. Подлежащее в двусоставном предложении. Способы его выражения.
Это предложения составленные по подлежащно –сказуемостной схеме. Простое предложение, структурную основу которого образуют подлежащее, одно или с зависимыми от него словами (первый состав), и сказуемое, одно или с зависимыми от него словами (второй состав).
Подлежащее в двусоставном предложении.
Обозначает носителя предикативного признака (действия, состояния, или свойства). Подлежащее может быть выражено любой частью речи, а также словосочетанием.
I. Наиболее распространено выражение подлежащего формой именительного падежа: 1. сущ.-го 2. личного местоимения 3. неопределенного местоимения. 4. Отрицательного местоимения. 5. Вопросительно- относительного местоимения 6. Указательного местоимения 7.Определительного местоимения. 8. Притяжательного местоимения 9.Прилагательного и причастия в значении существительного. 10. Количественного, порядкового, собирательного числительного.
II. Подлежащее может выражаться инфинитивом, обозначающим независимое, не относящееся к субъекту действие. Сказуемое при таком подлежащем, обычно составное именное, ставится, как правило, после подлежащего. Существительные в роли сказуемого имеют обобщенно-отвлеченное значение и потому нуждаются в обязательном распространении.
III. В роли подлежащего могут выступать и неизменяемые части речи, употребленные в значении существительного, — наречия, союзы, частицы, междометия.
Источник
Способы выражения подлежащего
Рассмотрим способы выражения подлежащего различными частями речи и словосочетаниями в предложении. В простом предложении подлежащее может быть обозначено словами разных частей речи, в том числе инфинитивом, лексически и синтаксически неразложимыми словосочетаниями и фразеологизмами.
В предложении основная мысль сосредоточена в его синтаксическом ядре — подлежащем и сказуемом.
Подлежащее — это главный член предложения, с помощью которого можно узнать, о ком или о чём идет речь в высказывании. К подлежащему можно задать вопрос кто? или что? Этот главный член предложения поясняется сказуемым, обозначающем действие или состояние субъекта.
Подлежащее имеет форму именительного падежа и может быть обозначено не только отдельными словами, но и словосочетаниями и фразеологизмами.
Таблица
Способ | Пример |
---|---|
1. Имя существительное в и. п. | Собака играла с костью. |
2. Имя числительное | Семеро одного не ждут. Шесть делится на три. |
3. Местоимение в именительном падеже | Никто не спал в эту ночь. |
4. Инфинитив (обычно — в начале предложения) | Грубить — плохая привычка. |
5. Субстантивированное причастие, прилагательное | Взрослые отправили детей спать. Вошедший приветствовал присутствовавших. |
6. Любая часть речи в значении существительного | Наше завтра туманно. Грянуло ура . |
7. Различные сочетания слов: а) составные географические названия; | Садовое кольцо — круговая транспортная магистраль. |
б) устойчивые сочетания слов, в том числе фразеологические обороты; | В стране активно развивается сельское хозяйство . |
в) количественно-именные сочетания; | Несколько человек вошли в комнату. Один из них был в очках. |
г) сочетания собирательного сущ. с количественным значением (ряд, часть, множество) с сущ. или местоим. в р. п.; | На площади собралось множество народа . |
д) сочетания неопределенных местоимений с именами прилагательными; | Что-то черное зашевелилось в углу. |
е) сочетание сущ. в и. п. с предлогом «с» и сущ. в тв. п. | Мама с ребенком шли впереди. |
Выражение подлежащего в простом предложении
Подлежащее выражается словами разных частей речи как именными, так и служебными. В роли главного члена предложения, обозначающего субъект действия, чаще всего выступает
1. существительное в именительном падеже единственного или множественного числа
2. местоимения-существительные (личные, относительные, определительные, отрицательные, неопределенные)
Любой знает ответ на этот вопрос.
3. количественное или собирательное числительное
Двое быстро прошли через темный двор.
4. прилагательное или причастие, которое перешло в существительное
Скромный говорит о себе своими поступками.
Выздоравливающие прогуливались по аллее.
6. наречие в роли существительного
7. служебные части речи и междометие, которые приобрели предметное значение
Около — это производный предлог, а тоже — союз.
Громкое «браво» раздалось с балкона театра.
Иногда особое затруднение вызывает подлежащее, выраженное неопределенной формой глагола, или инфинитивом.
Выражение подлежащего инфинитивом
Инфинитив может быть любым членом предложения. Рассмотрим инфинитив в роли подлежащего.
К упаться ночью в море запрещается .
В этом предложении к слову «купаться» зададим вопрос: о чем идет речь?
«Купаться» — это подлежащее, которое поясняется сказуемым, выраженным глаголом «запрещается».
Купаться запрещается — это грамматическая основа предложения.
Подлежащее, выраженное инфинитивом, находится в начале предложения. Чтобы верно указать подлежащее в форме инфинитива и не спутать его с другими членами предложения, следует выяснить второй главный член. Такое подлежащее, как правило, имеет поясняющее его сказуемое, обозначенное словами разных частей речи:
Осознать свою ошибку — это благородство .
б) другим глаголом в форме инфинитива
Для меня жить — значит работать (И. К. Айвазовский).
в) словом категории состояния
Всегда наслаждаться — это невозможно .
г) прилагательным в полной форме творительного падежа с глаголом-связкой
Дарить счастье другим — быть самом у счастливым .
Выражение подлежащего словосочетанием
Подлежащее выражается лексически неделимыми словосочетаниями, в составе которых укажем
а) имена собственные
б) имена нарицательные
в) устойчивые словосочетания — термины
Подлежащее может быть обозначено синтаксически неделимыми сочетаниями слов, одно из которых обозначает количество или указывает на него:
а) сочетание числительного с существительным
б) сочетание существительных «большинство», «множество», «меньшинство», «ряд», «часть», «сотня» с существительным в форме р. п. мн. ч.
в) сочетание местоимений «столько», «сколько», «несколько» с существительными в форме р. п. мн. ч.
г) сочетания, выражающие приблизительное количество, с предлогами «около», «до» и словами «много», «мало», «свыше», «больше», «меньше»
д) сочетание местоимения или числительного в и. п. с существительным в р. п. с предлогом «из»
е) существительное или личное местоимение в и. п. с существительным в творительном падеже, если сказуемое имеет форму множественного числа
(Кто?) Я с братом , войдя в дом, сняли шапки.
Я (с кем?) с братом пошел на охоту.
ж) неопределенное местоимение (некто, нечто, кто-то, что-то и пр.) с прилагательным (причастием) в роли существительного:
Некто незнакомый заглянул в калитку.
Что-то тревожное послышалось нам в гуле ветра.
з) выражения с временным значением, в составе которых имеются слова «начало», » «середина», «конец»
Незаметно подошла середина квартала .
и) целые предложения, которые теряют предикативность
Подлежащее выражено фразеологизмом
В качестве главного члена предложения может выступать фразеологизм, который не делится на составляющие его слова и целиком является подлежащим.
Примеры:
Нить Ариадны помогла Тесею выйти из лабиринта.
Манна небесная вряд ли будет сыпаться нам.
Эта голуба я мечта неосуществима для меня.
Видеоурок «Подлежащее и способы его выражения (8 класс)»
Источник
Конспект урока по русскому языку на тему: «Главные члены двусоставного предложения. Подлежащее и способы его выражения» (8 класс)
План-конспект урока русского языка в 8 классе
Тема: Главные члены двусоставного предложения. Подлежащее и способы его выражения.
Тип урока: усвоения новых знаний.
Цели: активизировать знания учащихся о главных членах предложения; научить выделять в предложении подлежащее и характеризовать его; развивать аналитическое мышление и коммуникативные качества; воспитывать чувство любви к русскому языку.
Предметные: формировать умение определять главные члены предложения;
Метапредметные: искать и выделять информацию в соответствии с поставленной целью.
Коммуникативные: формировать навыки умение слушать товарищей, принимать коллективное решение. Регулятивные: учить постановке цели работы. Личностные: развивать эмоциональную сферу учащихся.
Оборудование: карточки, таблица.
Актуализация опорных знаний.
-Грамматическая основа –это…
Составить 3 предложения про осень. Подчеркнуть грамматическую основу.
2 ученика работают с карточками у доски.
Выполнить разбор словосочетания.
Осенний день, весело играют, золотая пора, холодный дождь, стучат тихо, оставляя впечатление.
Золотой птицы, проходит мгновенно, рисует на асфальте, солнечный день, слушать пение, смеяться громко.
Мотивация учебной деятельности.
Знакомство со сказкой о главных членах предложения.
В стране Предложение жили король Подлежащее и королева Сказуемое. Они не могли жить друг без друга и очень редко оставались в одиночестве. Но занятия у них были разные.
Король Подлежащее отвечал на вопросы: кто? что? А королева Сказуемое была болтушкой и сразу отвечала на много вопросов: Что делает? Каков? (какой?) Кто таков? Что такое?
И одевались они по-разному.
Король Подлежащее любил костюм из существительного и местоимения в именительном падеже, реже надевал плащ из цельного словосочетания, но и другая была у него одежда, из других частей речи.
А королева Сказуемое чаще всего бывала в платье из глагола, иногда из краткого и полного прилагательного, из имени существительного в именительном падеже, реже – из других частей речи.
IV. Постановка цели и задач урока.
V.Усвоение новых знаний.
1)Работа с таблицей.
Называют подлежащее и чем выражено.
Вывод: Подлежащее может выражаться любой частью речи, которая перешла в существительное, а также инфинитивом.
2)Работа с учебником § 10.Упр. 68 ( работа возле доски)
3) Работа в парах
Заполнить таблицу «Способы выражения подлежащего» Кто больше за 3 минуты придумает.
4) Самостоятельная работа
Выписать подлежащее с каждого предложения, определить способ его выражения.
Гости приехали утром. Он был в музее. Старшие помогали младшим. Желающие могли покататься на лодке. Два да два – четыре. Курить – здоровью вредить. Завтра не наступит никогда. Га-га-га слышалось на лугу. Мы с сестрой радовались возвращению домой.
-Что нового узнали по данной теме?
-Какими частями речи может быть выражено подлежащее?
VΙΙ. Домашнее задание.
2. Написать мини-сочинение про осень, используя в предложениях разные способы выражения подлежащего.
3. Выписать с любого источника 5 предложений с разными способами выражения подлежащего.
Источник
Презентация по русскому языку на тему «Двусоставное предложение. Подлежащее и способы его выражения»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Двусоставное предложение. Подлежащее. Способы его выражения Цели урока: дополнить и углубить знания о подлежащем как о главном члене предложения; 2) расширить словарный запас учащихся; 3) воспитывать любовь устному народному творчеству, поэзии русских поэтов. Образец заголовка Эмблема организации
Главные члены предложения (грамматическая основа ) Подлежащее- значит «лежащее в основе предложения» Сказуемое- то, что «сказано о подлежащем» Термины введены М.В.Ломоносовым
Определение любого члена предложения всегда состоит из 3 частей Что обозначает На какой вопрос отвечает Какими частями речи может быть выражен
Запишем предложения. Объясним орфограммы. Выделим грамматические основы В саду горит костёр рябины красной. Всё вокруг покрыто пеленой тумана.
Запишем предложения. Объясним орфограммы. Выделим грамматические основы В саду горит костёр рябины красной. Всё вокруг покрыто пеленой тумана.
Подлежащее- главный член предложения, который обозначает предмет речи отвечает на вопросы КТО? ЧТО? (значит, всегда в Именительном падеже!) может быть выражено существительным в И.п. или другой частью речи в значении существительного
Способы выражения подлежащего Шумел ветерок. Знакомые опаздывали. Окружающие молчали. Семеро одного не ждут. Завтра будет лучше, чем вчера. Громкое ура пронеслось по рядам. Вдали кто-то запел. Учиться – наша работа. Во дворе стояла пара лошадей. Черная смородина — ягода полезная. Эзоповский язык нам знаком.
Способы выражения подлежащего Существительное в Им.п.(Шумел ветерок.) Прилагательное (Знакомые опаздывали.) Причастие (Окружающие молчали.) Числительное (Семеро одного не ждут.) Наречие ( Завтра будет лучше, чем вчера.) Междометие ( Громкое ура пронеслось по рядам.) Местоимение в Им.п. (Вдали кто-то запел.) Неопределенная форма глагола (Учиться – наша работа.) Словосочетание (Во дворе стояла пара лошадей.) Термин (Черная смородина — ягода полезная.) Фразеологизм (Эзоповский язык нам знаком.)
Назовите подлежащее и способ его выражения Понимать — значит сочувствовать. На берег с залива летели черные тучи. Каждый предложил свою идею. Взрослые пили чай на террасе. Провожающие давали последние советы. Большинство гостей уже приехали. Полосой протянулся Млечный путь. Пять — простое число. Мы с дедом любим рыбачить.
Проверь себя Понимать — значит сочувствовать. (н.ф.) На берег с залива летели черные тучи. (сущ.) Каждый предложил свою идею. (мест.) Взрослые пили чай на террасе. (прил.) Провожающие давали последние советы.(прич.) Большинство гостей уже приехали. (словосоч.) Полосой протянулся Млечный путь. (словосоч.) Пять — простое число. (числ.) Мы с дедом любим рыбачить. (словосоч.)
Итог урока — Что нового на уроке вы сегодня узнали? — Что вызвало затруднения, над чем ещё нужно поработать? — Что показалось лёгким?
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 801 человек из 76 регионов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 314 человек из 58 регионов
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Сейчас обучается 926 человек из 79 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-305841
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
Попова предложила изменить школьную программу по биологии
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
Руководители управлений образования ДФО пройдут переобучение в Москве
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения работает над единым подходом к профилактике девиантного поведения детей
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник