Основные пути приспособления организмов к среде
1. Три основных способа приспособления организмов к неблагоприятным условиям среды: подчинение, сопротивление и избегание этих условий. К какому способу можно отнести:
а) осенние перелеты птиц с северных мест гнездования в южные районы зимовок;
б) зимнюю спячку бурых медведей;
в) активную жизнь полярных сов зимой при температуре минус 40 оС;
г) переход бактерий в состояние спор при понижении температуры;
д) нагревание тела верблюда днем с 37 оС до 41 оС и остывание его к утру до 35 оС;
е) нахождение человека в бане при температуре в 100 оС, при этом его внутренняя температура остается прежней – 36,6 оС;
ж) переживание кактусами в пустыне жары в 80 оС;
з) переживание рябчиками сильных морозов в толще снега?
(Ответ: избегание – а, з; подчинение– б, г, д; сопротивление – в, е, ж.)
2. Чем отличаются теплокровные (гомойотермные) организмы от холоднокровных (пойкилотермных)?
(Ответ: теплокровные организмы отличаются от холоднокровных тем, что имеют высокую (как правило, выше 34 оС) и постоянную (колеблющуюся обычно в пределах одного-двух градусов) температуру тела.)
3. Из перечисленных организмов к гомойотермным относятся:
а) окунь речной;
б) лягушка озерная;
в) дельфин-белобочка;
г) гидра пресноводная;
д) сосна обыкновенная;
е) ласточка городская;
ж) инфузория-туфелька;
з) клевер красный;
и) пчела медоносная;
к) гриб подберезовик.
4. В чем преимущество гомойотермии над пойкилотермией?
(Ответ: постоянная внутренняя температура тела позволяет животным не зависеть от температуры окружающей среды; создает условия для протекания всех биохимических реакций в клетках; позволяет осуществлять биохимические реакции с высокой скоростью, что повышает активность организмов.)
5. В чем недостатки гомойотермии по сравнению с пойкилотермией?
(Ответ: гомойотермные животные в сравнении с пойкилотермными имеют большие потребности в пище и воде.)
6. Температура тела песца остается постоянной (38,6 °С) при колебаниях температуры окружающей среды в диапазоне от –80 °С до +50 °С. Перечислите приспособления, которые помогают песцу удерживать постоянную температуру тела.
(Ответ: шерстный покров, подкожный жир, испарение воды с поверхности языка (для охлаждении организма), расширение и сужение просветов кожных сосудов – физическая терморегуляция. Поведение, которое помогает менять температурные условия окружающей среды, – поведенческая терморегуляция. Развитая регуляция клеточных химических реакций, вырабатывающих тепло, которая происходит по команде из специального теплового центра в промежуточном мозге, – химическая терморегуляция.)
7. Можно ли бактерий, постоянно обитающих в горячих источниках гейзеров при температуре 70 оС и не способных выжить, если температура их клеток изменится всего на несколько градусов, назвать теплокровными организмами?
(Ответ: нельзя, так как теплокровные животные поддерживают постоянно высокую внутреннюю температуру благодаря внутреннему теплу, вырабатываемому самим организмом. Обитающие в горячих источниках бактерии используют внешнее тепло, но так как их температура всегда высокая и постоянная, их называют ложногомойотермными.)
8. Клесты строят гнезда и выводят птенцов зимой (в феврале). Это происходит потому, что:
а) у клестов есть особые приспособления, помогающие переносить низкие температуры;
б) в это время много корма, которым питаются взрослые птицы и птенцы;
в) им необходимо успеть вывести птенцов до прилета основных конкурентов – птиц из южных районов.
(Ответ: б. Основной корм клестов – семена хвойных пород. Они созревают в конце зимы – начале весны.)
9*. Какие птицы несколько десятилетий тому назад из средних и северных широт улетали осенью на юг, а сейчас живут круглый год в крупных городах. Объясните, с чем это связано.
(Ответ: грачи, утки-кряквы. Это связано с тем, что возросло количество доступной пищи зимой: увеличилось число помоек и свалок, появились незамерзающие водоемы.)
10*. Почему в холодных частях ареала можно встретить темноокрашенных рептилий чаще, чем в теплых? Например, обитающие за полярным кругом гадюки преимущественно меланисты (черные), а на юге – светлоокрашенные.
(Ответ: черный цвет в большей степени, чем какой-либо, поглощает тепло. Темноокрашенные рептилии быстрее нагреваются.)
11. При летнем похолодании стрижи бросают свои гнезда и перемещаются на юг, иногда на сотни километров. Птенцы впадают в оцепенение и способны в таком состоянии, без пищи, находиться несколько дней. При потеплении родители возвращаются. Объясните, чем вызваны откочевки.
(Ответ: при похолодании численность летающих насекомых, которыми питаются стрижи, резко уменьшается. Оцепенение птенцов стрижей – это приспособление к жизни в северных странах, где летнее похолодание наблюдается достаточно часто.)
12*. Почему птицы и млекопитающие легче переносят низкую внешнюю температуру, чем высокую?
(Ответ: снизить потери тепла можно многими способами, увеличить же теплоотдачу гораздо труднее. Основной путь для этого – испарение воды из организма. Однако в местах, где часто наблюдается высокая (более 35 оС) температура воздуха, обычно имеет место и дефицит влаги.)
13*. Объясните, почему у поверхности водоемов живут растения преимущественно зеленой окраски, а на больших морских глубинах – красной.
(Ответ: на глубину в несколько десятков и сотен метров проникают только коротковолновые лучи: синие и фиолетовые. Для их поглощения (с последующей передачей энергии молекулам хлорофилла) у водорослей имеется значительное количество красных и желтых пигментов. Они маскируют зеленый цвет хлорофилла, и растения выглядят красными.)
Источник
Глава 3. Важнейшие абиотические факторы и адаптации к ним организмов
3.4. Основные пути приспособления живых организмов к условиям среды
Во всем разнообразии приспособлений живых организмов к неблагоприятным условиям среды можно выделить три основных пути.
Активный путь – это усиление сопротивляемости, развитие регуляторных процессов, позволяющих осуществить все жизненные функции организмов, несмотря на отклонения фактора от оптимума. По отношению к температуре, например, этот путь в зачаточной форме проявляется у некоторых высших растений, несколько сильнее развит у пойкилотермных животных, но особенно ярко выражен при гомойотермии. Активное противостояние иссушению особенно характерно для склерофитов среди растений, ксерофильных насекомых (например, пустынных чернотелок), крупных гомойотермных животных аридных районов.
Пассивный путь – подчинение жизненных функций организма изменению факторов среды. При недостатке тепла это приводит к угнетению жизнедеятельности и понижению уровня метаболизма, что способствует экономному использованию энергетических запасов. Компенсаторно повышается устойчивость клеток и тканей организма. Пассивный путь адаптации к влиянию неблагоприятных температур свойствен всем растениям и пойкилотермным животным. Среди млекопитающих и птиц преимущества пассивного приспособления в неблагоприятные периоды года используют гетеротермные виды, впадающие в оцепенение или спячку. Элементы пассивной адаптации присущи и типичным гомойотермным животным, обитающим в условиях крайне низких температур. Это выражается в некотором снижении уровня обмена, замедлении темпов роста и развития, что позволяет экономнее тратить ресурсы по сравнению с быстро развивающимися видами.
Пассивное подчинение водному режиму среды свойственно пойкилогидрическим растениям и животным, способным выносить высыхание: напочвенным водорослям, лишайникам, нематодам, коловраткам и т. п.
Избегание неблагоприятных воздействий – третий возможный путь приспособления к среде. Общий способ для всех групп организмов – выработка таких жизненных циклов, при которых наиболее уязвимые стадии развития завершаются в самые благоприятные по температурным и другим условиям периоды года. Для животных основным способом избегания пессимальных температур являются разнообразные формы поведения. Изменения в ростовых процессах растений – в известной мере экологический аналог поведения животных. Например, карликовость тундровых растений помогает организмам использовать тепло приземного слоя и избегать влияния низких температур воздуха. Растения-эфемероиды в жарких пустынях избегают засухи, успевая отцвести за краткий весенний период.
Избегание, уход от действия крайних температур или недостатка влаги свойствен организмам в той или иной мере и при активном, и при пассивном пути адаптации к среде. Все три пути приспособления характерны и по отношению к другим экологическим факторам среды. Чаще всего приспособление вида к среде осуществляется тем или иным сочетанием всех трех возможных путей адаптаций.
Источник
Подчинение как способ выживания
Технологии гармонизации и просветления твоей личности
В сегодняшнем выпуске:
1. Подчинение — способ выживания в мире разделенности
2. АудиоАфоризм А.Пинта
3. Предстоящие встречи, вебинары и семинары
Здравствуй, Дорогой Читатель!
Мы выросли и живем в мире разделенности, в мире, в котором нужно выжить. А для того, чтобы выжить, нужно растолкать других, по принципу «выживает сильнейший». Нужно подчинить кого-то, тебя подчиняют, но и ты подчиняешь. Ведь мы подчиняем своих детей, жен, мужей, друзей. Каким образом мы это делаем? С какой целью? С целью выживания. И в этом смысле даже не отдаем себе отчета, то есть это просто наш способ выжить.
Подчинение — способ выживания в мире разделенности
— Что я сейчас проживаю, что место моей работы является ареной, где встретились две аксиомы: аксиома «Разделяй и властвуй» и аксиома единства. И сейчас я даже не знаю, как сформулировать вопрос. Мои попытки на сегодняшний день заключаются в том, чтобы придерживаться хоть какого-то баланса.
— Баланс между той и той системой? Давай мы сейчас посмотрим на это, потому что это очень важно. Если мы говорим, что всё идет из Высших Уровней Сознания, а сознание устроено иерархически, то есть для более высоких уровней сознания совершенно другое восприятие и другая концепция мира. Вот это очень существенный момент.
То есть, мы находимся в системе концепций восприятия мира третьего уровня сознания, и вот здесь сейчас она такая — «Разделяй и властвуй». Но если мы будем двигаться вверх по уровням сознания, то там будут совершенно другие концепции восприятия мира, то есть не концепции насилия, принуждения, долга, ростовщичества и так далее, а именно партнерства. Но что такое партнерство, кроме слов? Понятно ли вам на самом деле? Вот это очень существенный вопрос. Скорее всего, нет, так ведь?
— То есть, мы выросли и живем в мире разделенности, в мире, в котором нужно выжить. А для того, чтобы выжить, нужно растолкать других, по принципу «выживает сильнейший». Нужно подчинить кого-то, тебя подчиняют, но и ты подчиняешь. Вот смотрите, мы подчиняем своих детей, жен, мужей, друзей и так далее. Я сейчас впрямую говорю, именно подчинение.
Каким образом мы это делаем? С какой целью? С целью выживания. И в этом смысле даже не отдаем себе отчета, то есть это просто наш способ выжить. А так как ключевая задача у каждой программы — выжить, то программа каждого снабжена определенными способами этого выживания, но эти способы различны для каждого, но при этом идентичны с точки зрения того, что нужно кого-то держать в подчинении.
Смотрите, это очень непростая тема. Если мы не разберемся в механизмах функционирования этой аксиомы и нашей жизни, то мы никак не сможем понять следующий уровень управления, следующий уровень концепции сознания, то есть партнерства. Вот ты согласен, Юра, с тем, что подчинение является одним из ключевых моментов выживания?
— Да, я согласен с этим. И я ощущаю себя в роли подчиненного.
— Да, ты ощущаешь себя в роли подчиненного, но ты так же должен подчинять кого-то, иначе ты не можешь проводить саму систему управления. Ведь ты же работаешь, и сама эта работа предполагает подчинение тех, с кем ты имеешь взаимодействие по этой работе, то есть твоих подчиненных. И вот это непросто уловить. Очень непросто уловить то, что ты, ассоциирующий себя больше с подчиненным, сам являешься начальником.
— Да, я сейчас вижу, как в некоторых ситуациях я веду себя как начальник, и это даже необязательно на работе проявляется.
— Идет команда от моего начальника, я передаю это дальше, и уже я в роли начальника.
— Но смотри, именно начальник тебя стимулировал к неким управляющим действиям по подчинению своих подчиненных.
— Но отдаешь ли ты себе в этом отчет? Видишь ли ты, как ты, фактически загипнотизированный целью и некими способами реализации этой цели со стороны начальника, начинаешь проводить то же самое в отношении подчиненных тебе.
— Нет, именно этого не видно.
— Вот смотри, это самый гипноз, который испытывают все люди со всех сторон и не отдают в этом себе отчета, но при этом считают себя подчиненными, но так же они проводят идеи начальников, у которых свои начальники и так далее. В конечном итоге, при рассмотрении мы придем к концепции «Разделяй и властвуй», ибо она фактически управляет этим миром. Она иллюзорна, но для людей здесь она совершенно реальна, реальна настолько, что они даже не отдают себе в этом отчета.
То есть, вы смотрите какие-то телевизионные передачи. А что через них вам передается? Отдаете ли вы себе в этом отчет? Вряд ли. Что вам передается женой, которая от вас что-то требует, мужем, что вы передаете своим детям, что вы передаете подруге, другу? Если вы начнете смотреть, то увидите, что вы являетесь звеном в цепочке управления по принципу «Разделяй и властвуй».
Но для большинства людей это является само собой разумеющимся, они даже не отдают себе в этом отчет, при этом считая себя добрыми, хорошими людьми, которые находятся в партнерстве и так далее. Но что они сами являются звеном в цепочке, они не отдают себе в этом отчета. И вот готовы ли вы видеть это так? Иначе из этой цепочки вы не выйдите никогда, если не сможете увидеть, как через вас, как звено, передается эта система управления.
— Вот это и есть момент отождествления с этим. Я вот сейчас легко могу увидеть, как это передает мой начальник от своего начальника, а вот то, что я это звено, — это сложно.
— Совершенно верно! Потому что ты не считаешь себя таким, как он. Потому что ты считаешь себя лучше, чем он. Понимаешь? Вот это — та самая важность. Это есть именно то, за что держится личность, эго. Причём, эта важность возникает как на плюсе, так и на минусе, как на начальнике, так и на подчиненном, как на насильнике, так и на жертве, она всеохватывающая.
И если вы этого не видите, то вы являетесь просто неким звеном, через которое передается вот этот гипноз системы управления аксиомы «Разделяй и властвуй». И тогда вы начинаете понимать, почему мир управляется этим, почему столько недовольных, но при этом управление осуществляется.
И только ленивый не будет управлять теми, кто находится под внутренним гипнозом, то есть внутренние части личности находятся именно в этой системе начальника и подчиненного, жертвы и насильника. И поэтому все воздействия, исходящие из этой аксиомы, столь хорошо проводятся через все личностные эго-программы.
Кому ты подчиняешься – маме, папе, мужу, жене, начальнику? Каково твое отношение к ним как к подчиняющим тебя? Что ты получаешь через это подчинение для своего выживания? Где и как ты подчиняешь себе других?
АудиоАфоризм А.Пинта
Предстоящие встречи, вебинары и семинары
1-7 ноября 2015 года. Германия. Семинар «Сверх эго или Встреча с Леонардо да Винчи в Новом Времени»
5-11 декабря 2015 года. Подмосковье. Снегири. Семинар
Технологии для гармонизации и просветления — это практическое руководство по просветлению или «внесению света» во все теневые стороны твоей личности. Здесь предлагаются четкие инструкции, как выходить на связь с Душой и как использовать осознание для трансформации своей личностной программы.
Если тебя заинтересовал целостный взгляд на понимание себя, ты можешь посетить сайтШколы Целостной психологии Александра Пинта и узнать об этом глубже и полнее.
Желаю тебе осознанного понимания себя и своего пути.
С интересом к твоему опыту, Александр Пинт.
Источник