- Виды сказуемых в русском языке (примеры)
- Сказуемое и способы его выражения
- Таблица
- Простое глагольное сказуемое
- Составное глагольное сказуемое
- Вспомогательные глаголы в СГС
- Составное именное сказуемое
- Связка составного именного сказуемого
- Алгоритм определения вида сказуемого
- Видеоурок «Способы выражения сказуемого (8 класс)»
- Урок русского языка на тему «Составное именное сказуемое. Способы его выражения» (8 класс)
Виды сказуемых в русском языке (примеры)
Укажем виды сказуемых, которые различают в грамматической основе предложения, и способы их выражения.
Сказуемое является таким же равноправным членом предложения, как и подлежащее.
Вдруг к нашему костерку выкатились два медведя-подростка (В. Песков).
Выясним грамматическую основу этого простого предложения:
- (кто?) два медведя-подростка — это подлежащее;
- два медведя-подростка что сделали? выкатились — сказуемое.
Сказуемое может быть выражено как глаголами, так и словами именных и других частей речи (существительное, прилагательное, местоимение, числительное и пр.), поэтому различают
- глагольные сказуемые;
- именные сказуемые.
Сказуемое и способы его выражения
В зависимости от того, какой глагольной формой или словами других частей речи обозначен этот главный член предложения, различают три способа выражения сказуемого:
- простое глагольное;
- составное глагольное;
- составное именное.
Таблица
Виды | Способ выражения | Примеры |
---|---|---|
П Г С | Выражено глаголом в форме одного из наклонений | Сейте разумное, доброе, вечное. (Н. Некрасов) Ещё я долго буду петь (С. Есенин) |
С Г С | Состоит из вспомогательного слова (выражает грамматическое значение) и неопределенной формы глагола (выражает основное лексическое значение) | По реке и кустам начинает шуметь редкий теплый дождь. (К. Паустовский) Я был рад помочь вам. |
С И С | Состоит из глагола-связки (выражает грамматическое значение) и именной части (выражает основное лексическое значение) | Она была не тороплива , не холодна , не говорлива . (А. Пушкин) Слово — серебро , молчание — золото . (Поговорка) |
Простое глагольное сказуемое
Этот вид сказуемых выражается глаголом любого наклонения, времени и числа, например:
Буйство разных цветов у растений привлекает (гл. изъяв. накл., наст. вр., 3 лица, ед. ч.) насекомых сладостью внутри цветка (В. Песков).
Восходившее солнце золотило (гл. изъяв. накл., прош. вр., ед.ч., ср.р.) сосновые вершины (И. Соколов-Микитов).
Я уж буду знать (гл. изъяв. накл., буд. вр., 1 лица, ед. ч.), что дальше делать (Чарльз Диккенс).
Отдай (гл. повел. накл.) обещанную розу! (Белла Ахмадулина).
Что сказал бы ( гл. условн. наклон.) о ней? (Джек Лондон).
Акцентируем внимание, что простым глагольным сказуемым являются сложные формы глаголов будущего времени и повелительного наклонения:
- я буду рассказывать;
- мы будем говорить;
- они будут отдыхать;
- вы будете собирать и т. п.;
- пусть уйдет;
- пускай спляшет;
- да отпустите его.
Укажем, что простым глагольным сказуемым бывает инфинитив в роли глагола изъявительного наклонения и фразеологические глагольные сочетания, которым присуще значение действия:
Как его ни спрашивают, а он молчать себе (молчит).
Будешь ты ещё мне тянуть душу !
Не выходите из себя по такому пустяковому поводу.
Составное глагольное сказуемое
К типу составных глагольных сказуемых отнесем сказуемые, выраженные вспомогательным глаголом (или элементами, заменяющими глагол) в спрягаемой форме и инфинитивом:
Каждый человек должен так же писать хорошо, как и говорить хорошо (Д. Лихачёв).
Вспомогательные глаголы в СГС
В качестве вспомогательного глагола используются:
1. фазовые глаголы, обозначающие начало, продолжение и конец действия
Бледный свет короткого тусклого дня начал меркнуть , когда в окружающей тишине пронесся слабый, отдалённый вой (Джек Лондон).
Генри перестал жевать , посмотрел через костер на собак и пересчитал их (Джек Лондон).
2. модальные глаголы со значением намерения, желания, волеизъявления, способности
К концу лета он ухитрился всё-таки купить у цыган за полтинник худого, с горбом, как у свиньи, медвежонка (Алексей Толстой. Петр Первый).
3. глаголы, выражающие эмоциональное состояние
Мне стало жаль старика, я твердо решил остаться в родительском доме и не думать более о морских путешествиях (Даниель Дефо. Робинзон Крузо).
4. некоторые безличные глаголы
Да, над этим решительно следует подумать (Александр Беляев).
5. краткие прилагательные, не имеющие полной формы или имеющие её с другим лексическим значением
Нужно выбирать ту профессию, в которой ты способен проявить все силы души (Вениамин Каверин).
6. слова состояния
По праздникам можно было понежиться в постели подольше (Борис Пастернак).
Обратим внимание на роль инфинитива в предложении и не путаем его с составным глагольным сказуемым, например:
Пойду в огород (зачем?) собрать зелени (обстоятельство).
Мама попросила Машу (о чём?) быстрее собираться в школу (дополнение).
Составное именное сказуемое
Этот тип сказуемых состоит из глагола-связки в личной форме, выражающей грамматическое значение, и именной части, обозначенной словами разных частей речи:
- имя существительное в форме Им. п. или Тв. п. (примеры);
- имя прилагательное в полной и краткой форме, в формах степеней сравнения;
- имя числительное или количественное сочетание;
- местоимение;
- наречие;
- причастия в полной и краткой форме, действительные и страдательные;
- междометия;
- неразложимые словосочетания.
Связка составного именного сказуемого
В роли связки часто употребляется
1. глагол «быть» в разных формах времени и наклонения , в том числе
«есть» — форма настоящего времени глагола «быть», которая часто бывает нулевой (отсутствует), например:
Он был похож на маму (Борис Пастернак).
Но они совсем не размокли: сумка была новая, кожаная и плотно запиралась (Вениамин Каверин).
Море было спокойно , и с капитанского мостика было нетрудно следить за всеми движениями акулы (Жюль Верн).
Они уже не были переведены с немецкого (А. С. Пушкин. Пиковая дама).
Счастье есть удовольствие без раскаяния (Л. Н. Толстой).
Доброта — качество , излишек которого не вредит (Д. Голсуорси).
2. глагол с ослабленным лексическим значением — полуотвлечённая или полузнаменательная связка, которая выражает грамматические значения и только частично вносит в сказуемое лексическое значение, но не может самостоятельно выражать значение сказуемого без именной части:
И как теперь она стала чужда и далека ему! (Лев Толстой).
С этой минуты стало ясно , кто является главным человеком в доме (Вениамин Каверин).
И вдруг он полковником становится , этот мальчик, сын дворника (Борис Пастернак).
Конечно, теперь он не казался мне таким загадочным , как в деревне, в детстве (Вениамин Каверин).
3. знаменательная или полузнаменательная связка, обозначенная глаголом движения или состояния:
Дом господский стоял одиночкой на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть (Н. В. Гоголь. Мёртвые души).
Мать лежала спокойная , такая же бледная , как всегда (Вениамин Каверин).
Я жил недорослем , гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками (А. С. Пушкин. Капитанская дочка).
Алгоритм определения вида сказуемого
Видеоурок «Способы выражения сказуемого (8 класс)»
Источник
Урок русского языка на тему «Составное именное сказуемое. Способы его выражения» (8 класс)
Тема урока.Составное именное сказуемое . Способы его выражения.
Цель урока: получить представление о составном именном сказуемом; научиться определять способы выражения именной части составного именного сказуемого; уметь отличать составное именное сказуемое от других видов сказуемых; воспитывать стремление к самостоятельному получению знаний и чувство патриотизма, любовь к своей Родине и своему народу
1. Обучающие: уметь различать составное именное сказуемое и форму сложного будущего времени простого глагольного сказуемого; развивать устную речь учащихся;
Развивающие: формировать умение анализировать, сравнивать похожие языковые явления;
Воспитывающие: воспитание патриотизма, любви к русскому слову.
Личностные УУД. Умение работать самостоятельно и демонстрировать результат деятельности.
Познавательные УУД. Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний.
Коммуникативные УУД. Развитие навыка грамотной речи.
Предметные УУД. имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.),
1. Организационный момент.
2.Мотивация учебной деятельности .
И помните: когда ваши крылья ослабнут, вера иссякнет и дальше лететь вы уже не сможете, вы на полпути к цели!
— Выпишите грамматическую основу из предложений, представленных на доске .Поставьте недостающие знаки препинания:
Наша жизнь тесно связана с природой. Природа дает нам пищу одежду жилище. Из земли мы добываем ископаемые, на полях выращиваем урожай. Природа украшает нашу жизнь. Она несет нам много радости. Мы с другом любим ездить в ближний лес за грибами.
Взаимопроверка. Оцените себя.
— Какой вид сказуемого встретился почти во всех предложениях?
Чем оно выражено?
— Какое предложение здесь является лишним? Почему?
3. Актуализация опорных знаний учащихся
-Ребята, какие виды сказуемых вам известны?
— Итак, сказуемое – это главный член предложения, который обозначает действие, состояние или признак предмета. Сказуемое соотносится с подлежащим по смыслу и грамматически.
— Сейчас проведем небольшое исследование и выясним, на какие две группы делятся сказуемые.
— Запишите предложения. Выделите грамматическую основу.
1. Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России. (Салтыков-Щедрин)
— Чем отличаются сказуемые в этих предложениях?
— Подумайте, в каком слове выражено лексическое значение сказуемого, а в каком грамматическое значение.
— Чем выражено первое сказуемое в первом предложении? (люблю)
— Каково грамматическое значение этого глагола (время, число, наклонение)? (наст. вр., ед. ч., изъявит.накл.)
— Лексическое значение этого слова? (проявление чувств)
— Определите второе сказуемое в этом же предложении. (Не могу помыслить)
— В каком из этих слов заключено лексическое значение, а в каком грамматическое? (Основное лексическое значение выражается глаголом-инфинитивом «помыслить», а глагол «не могу» обозначает не возможность этого действия и выражает грамматическое значение — изъявительное наклонение, настоящее время, единственное число.)
— В чем отличие двух сказуемых друг от друга?
— На какие две группы можно разделить сказуемые данных предложений? По какому признаку? (На сказуемые, состоящие из одного слова, в котором заключено грамматическое значение и лексическое значение сказуемого, и на сказуемые, состоящие из двух слов, при этом грамматическое значение и лексическое значение заключено в разных словах).
— Итак, по строению сказуемые можно разделить на две группы – простые и составные.
— На этом уроке мы рассмотрим, чем может быть выражено простое глагольное сказуемое.
4.Работа по теме урока.
Перед вами предложения:
1. Наступило утро.
2. Наступает утро.
3. Наступит утро.
4. Наступило бы утро.
5. Полюбуйтесь на природу ранним утром!
— Прочитайте первое, второе и третье предложения. Выделите в них сказуемое. Уточните, какой формой глагола выражены сказуемые. (Сказуемые имеют формы изъявительного наклонения прошедшего, настоящего и будущего времени.)
— Прочитайте четвертое предложение. Выделите в нем сказуемое. Установите, чем оно выражено. (Глаголом в условном наклонении).
— Выделите сказуемое в пятом предложении. (Глаголом в повелительном наклонении).
— Обобщим свои наблюдения и сделаем вывод. Страницы 48, 49, параграфы18, 19 (схема, правило).
— Каким количеством слов выражается лексическое и грамматическое значение в простом глагольном сказуемом?
— Скажите, глаголами, в какой форме выражается простое глагольное сказуемого.
Выполнение упражнения 95 .
Задание 1. Подчеркните грамматическую основу, определите вид сказуемых.
1. Тебя можно слушать вечно, Пушкин! (СГС).
2. Взрослых нигде не было видно. (СИС).
3. До сих по помнят в деревне Белогрудку. (ПГС).
4. Толику стало страшно. (СИС).
5. Тебя никогда нельзя понять… (СГС).
6. Только её слёзы были лёгкие. (СИС).
7. И вот что из этого получилось. (ПГС).
8. Галочка, пойдемте в восьмой «Б», а то и в самом деле уйдут. (ПГС).
Задание 2. Замените простые глагольные сказуемые составными глагольными.
1. Деревья пожелтели. (Деревья начали желтеть).
2. Собрание начнется в назначенный срок. (Должно начаться).
3. Учитель поможет ребятам в решении трудных задач. (Должен помочь).
4. Она водит машину. (Умеет водить).
Задание 3. (Задание в паре). Определите, какой частью речи выражена именная часть сказуемого.
1. Это был трудный путь.
2. Голоса участниц ансамбля удивительно красивы, певучи.
3. «Трижды девять – двадцать семь», — ответил ученик.
4. Туфли мне впору.
5. Правда светлее солнца.
7. На таком заводе два инженера – капля в море
1. Именем существительным.
2. Кратким прилагательным.
3. Именем числительным.
5. Простой сравнительной степенью имени прилагательного.
-Что нового вы узнали сегодня на уроке?
-Из каких частей состоит составное глагольное сказуемое?
-Чем может быть выражена именная часть составного именного сказуемого?
8. Домашнее задание: § 21, упр.111, 112(составить словарный диктант).
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Источник