- ГДЗ учебник по русскому языку 7 класс Ладыженская. §38. Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о и -е. Упражнение №248
- Решение
- Ответ на Номер №256 из ГДЗ по Русскому языку 7 класс: Ладыженская Т.А.
- Условие 2013 2019 г.
- Словообразование наречий в русском языке
- Словообразование наречий
- Приставочный способ
- Суффиксальный способ образования наречий
- Приставочно-суффиксальный способ образования наречий
- Постфиксальный способ
- Сложение
- Слияние
- Переход из одной части речи в другую
- Таблица
- Видеоурок
- Словообразование наречий
- Просмотр содержимого документа «Словообразование наречий»
ГДЗ учебник по русскому языку 7 класс Ладыженская. §38. Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о и -е. Упражнение №248
Озаглавьте текст. Какова его основная мысль? Разделите его на абзацы, спишите. Подчеркните наречия, образованные приставочным способом. • Какие языковые средства для связи предложений здесь использованы?
С годами люди всё сильнее пр..выкали к тому, что почта всегда к их услугам. Для быстроты горо..ские разнос(ч, щ)ики писем — почтальоны — начали ездить не только на лошадях, но и на велосипедах. И лишь одно ост..валось (не)удобным. Каждое письмо обязательно следовало взвесить, высчитать, на какое расстояние его пр..дётся ве..ти, и уж только потом узнать по специальным книгам, сколько взять денег за пересылку. Затем выписать кв..танцию. И вот более ста лет назад люди изобрели почтовую марку, почтовый к..нверт и штемпель. О нет, пр..думать такое было вовсе (не)просто. Удобство же получилось огромное. Именно с этого врем..ни переписка стала делом обычн..м. Почти все государства сразу подхв..тили оба эти открытия. В нашей стране первая почтовая марка была выпущ..на в конце 1857 года. (По А. Шейкину)
Решение
Появление почтовой марки.
С годами люди всё сильнее привыкали к тому , что почта всегда к их услугам . (Предложение повест., невоскл., сложное, состоит из двух простых предложений, соед. союзом что.)
Для быстроты городские разносчики писем — почтальоны — начали ездить не только на лошадях, но и на велосипедах. И лишь одно оставалось н е**у добным. Каждое письмо обязательно следовало взвесить, высчитать, на какое расстояние его придётся везти, и уж только потом узнать по специальным книгам, сколько взять денег за пересылку. Затем выписать квитанцию.
И вот более ста лет назад люди изобрели почтовую марку, почтовый конверт и штемпель. О нет, придумать такое было вовсе **не просто. Удобство же получилось огромное. Именно с этого времени переписка стала делом обычным.
Почти все государства сразу подхватили оба эти открытия. В нашей стране первая почтовая марка была выпущена в конце 1857 года. (По А. Шейкину)
Основная мысль текста − когда появилась почтовая марка и каким образом ее появление повлияло на почту.
Для связи предложений использованы однокоренные слова: почта, почтальоны, почтовый.
Повторение слов: почтовый, письмо, марка.
С помощью наречий: потом, затем, вовсе; выражений − с годами, более ста лет назад, в конце 1857 года.
Квитанция − официальная расписка в принятии денег или иных ценностей.
Ста — числительное.
I. Более (скольких?) ста лет.
II. Н. ф. − сто. Пост. признаки — простое, количественное; непост. признаки — род. п., мн. ч.
III. Более (скольких?) ста лет.
Выпущена — причастие.
I. Марка (какова?) выпущена.
II. Н. ф. − выпущенный. Пост. признаки — страд., прош. вр., сов. вид; непост.
признаки − кр. форма, ед. ч., жен. род.
III. Марка (какова?) выпущена.
Источник
Ответ на Номер №256 из ГДЗ по Русскому языку 7 класс: Ладыженская Т.А.
Условие 2013 2019 г.
Определите, как образованы данные наречия.
Превосходно ← превосходный; справедливо, бережливо, неустр..-шимо, излишне, бе..вкусно, безобл..чно, безвредно, конкретно, пренеприятно, бе..заботно, весело, вредно, тесно, холодно, бесстрашно, безбоязненно, доблес(?)но, увлеч..нно, естественно, искренне.бережливо
конкретно [р’]
В наречиях на -о и -е пишется столько же н, сколько в прилагательных и причастиях, от которых они образованы.
(Держался) мужественно (мужественный).
(Говорил) интересно (интересный).
(Сделал) умышленно (умышленный), обдуманно (обдуманный).№59
Применяя данное правило, рассуждайте так: (Держался) мужественно. Мужественно — это наречие и в нём пишется столько букв н, сколько в том слове, от которого оно образовано (мужественный).
Озаглавьте текст. Какова его основная мысль? Разделите его на абзацы, спишите. Подчеркните наречия, образованные приставочным способом. • Какие языковые средства для связи предложений здесь использованы?
С годами люди всё сильнее пр..выкали к тому, что почта всегда к их услугам. Для быстроты горо..ские разнос(ч, щ)ики писем — почтальоны — начали ездить не только на лошадях, но и на велосипедах. И лишь одно ост..валось (не)удобным. Каждое письмо обязательно следовало взвесить, высчитать, на какое ра..стояние его пр..дётся ве..ти, и уж только потом узнать по специальным книгам, сколько взять денег за пересылку. Затем выписать квитанцию. И вот более ста лет назад люди изобрели почтовую марку, почтовый к..нверт и штемпель. О нет, пр..думать такое было вовсе (не)просто. Удобство же получилось огромное. Именно с этого врем..ни переписка стала делом обычн..м. Почти все государства сразу подхватили оба эти открытия. В нашей стране первая почтовая марка была выпущ..на в конце 1857 года.(По А. Шейкину)почтальон
квитанция
штемпель [тэ]
конверт [в’]
Источник
Словообразование наречий в русском языке
Словообразование наречий — это приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный способ, а также сложение и слияние. Большая группа наречий образована способом перехода слов других частей речи.
Словообразование наречий
В русском языке наречие сформировалась на базе других самостоятельных частей речи. Наречия возникли от существительных, прилагательных, местоимений, числительных, глаголов и их грамматических форм. Укажем основные способы образования наречий в русском языке:
- приставочный
- суффиксальный
- приставочно-суффиксальный
- постфиксальный
- сложение
- слияние
- переход из одной части речи в другую.
Рассмотрим подробно, с помощью каких способов образуются наречия.
Приставочный способ
Приставочный способ словообразования характерен для всех самостоятельных частей речи русского языка. Слова одной и той же части речи образуются с помощью приставки, или префикса.
Понаблюдаем, какие наречия образованы этим способом:
- нельзя → до нельзя;
- ныне → до ныне;
- всегда → на всегда;
- против → на против;
- сквозь → на сквозь;
- вне → из вне;
- всюду → ото всюду.
Отрицательные местоименные наречия образованы от относительных наречий с помощью приставки не- и ни-:
- куда → не куда;
- когда → не когда;
- зачем → не зачем;
- откуда → ни откуда;
- где → ни где;
- как → ни как.
Суффиксальный способ образования наречий
Суффиксальный способ востребован при словообразовании наречий от прилагательных и числительных.
С помощью суффиксов -о и -е образуем наречия от полных форм качественных прилагательных:
- радостный → радостн о смеяться;
- внятный → внятн о объяснить;
- внутренний → внутренн е расслабиться;
- скрипучий → скрипуч е прошептать.
Обратим внимание, что суффикс -е образует наречия от слов с основой на шипящий или мягкий согласный.
С помощью суффикса -и образуем наречия от прилагательных:
- сатирический → описать сатирическ и ;
- комический → изобразить комическ и ;
- мастерский → изготовить мастерск и .
От количественных числительных суффиксальным способом были образованы наречия:
- один → одна жды ;
- два → два жды посолить;
- три → три жды перекреститься;
- четыре → четыре жды переписать.
Приставочно-суффиксальный способ образования наречий
С помощью сразу двух морфем, приставки и суффикса, образуем наречия от существительных:
- верх → с верх у ;
- начало → в начал е ;
- нутро → из нутр и ;
- век → во век и ;
- даль → в дал и .
От кратких форм прилагательных с помощью приставок из-/ис-, до-, с- и суффикса -а образованы наречия:
- из далек а
- ис кос а
- до сух а
- с лев а
Аналогично приставки в-, на-, за- и суффикс -о образуют слова этой же части речи:
Весьма продуктивно словообразование наречий от прилагательных и местоимений с помощью приставки по- и суффиксов -ому-/-ему, -и:
- домашний → по -домашн ему приготовить;
- новый → по -нов ому сделать;
- приятельский → по -приятельск и общаться;
- мужской → по -мужск и ответить;
- свой → поступить по -сво ему ;
- всякий → делать по -всяк ому .
Многие наречия образованы от прилагательных с помощью приставок в- и на- и суффикса -ую:
- темный → сыграть в тёмн ую ;
- круговой → занять оборону в кругов ую ;
- сухой → разгромить в сух ую ;
- рукопашный → драться в рукопашн ую ;
- прямой → идти на прям ую .
Порядковые числительные образуют наречия с помощью приставок в-/во- и суффикса -ых/-их:
- второй → во -втор ых ;
- седьмой → в -седьм ых ;
- третий → в -треть их .
Собирательные числительные являются производящей основой для ряда наречий:
- четверо → в четвер о сложить лист;
- двое → в дво ем работать;
- шестеро → в шестер ом справились;
- трое → на трое разрубить.
Постфиксальный способ
Постфиксальный способ укажем в образовании неопределенных местоименных наречий с помощью частиц -то, либо, -нибудь:
- где → где- то ;
- куда → куда- либо ;
- как → как- нибудь .
Частица -таки образует новые слова этой части речи от однокоренных наречий:
- совсем → совсем- таки ;
- так → так- таки ;
- наконец → наконец- таки ;
- слишком → слишком- таки .
Сложение
Способом сложения образуются сложные наречия:
Слияние
Способ слияния двух слов в одно образовал наречия:
- сей час → сейчас;
- тот час → тотчас;
- сего дня → сегодня.
Переход из одной части речи в другую
Многие наречия образованы путем прямого перехода слов других частей речи и их грамматических форм.
Существительные в форме винительного и творительного падежа пополнили категорию наречий:
- потерпи капельку;
- помоги чуточку;
- спуститься с лестницы бегом;
- отправился следом;
- кататься на санках зимой.
Часть наречий возникла способом перехода глагольных форм:
Таблица
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ НАРЕЧИЙ | ||
Мотивирующая основа | Способ словообразования | Примеры |
1. прилагательного | суффиксальный | привычн о , вызывающ е , творческ и , бос ик ом |
приставочно-суфф. | по — делов ому , по ровн у , в рассыпн ую , во общ е , из редк а , на легк е , с горяч а | |
2. существительного | суффиксальный | дн ем , чуд ом , гусь ком , дуг ой , весн ой , дом ой , пор ою , рысь ю , времен ами |
приставочно-суфф. | в верх ø , во круг ø , на изнанк у , по близост и , из дал и , на утр о | |
слож.-пр.-суффикс. | в пол сил ы , в пол голос а | |
3. числительного | суффиксальный | одна жды , два жды |
приставочно-суфф. | в дво ем , на дво е | |
4. глагола | суффиксальный | стой мя , мельк ом , молч ком , уме ючи |
приставочно-суфф. | в плавь ø , в догонк у , на угад ø , в тороп ях | |
слож.-суффикс. | мимо + ход ить ← мимоход ом | |
слож.-пр.-суффикс. | в пол у леж а | |
5. причастия | суффиксальный | утверждающ е , ожидающ е |
6. наречия | ||
приставочный | на всегда, ото всюду, не зачем, по за вчера | |
приставочно-суфф. | внутрь → во внутрь ø |
Видеоурок
Источник
Словообразование наречий
В презентации представлены задания по теме урока.
Просмотр содержимого документа
«Словообразование наречий»
- I.
- 1. Индивидуальное задание, анализ предложения.
- Задание. От чего образованы наречия? Напишите слова, от которых образованы данные наречия.
- Образец:артистично – артистичный.
- Певуче – (певучий);
- искусно – (искусный);
- щемяще – (щемящий);
- искусственно – (искусственный);
- вызывающе – (вызывающий).
- 2. Лингвистическая разминка.
- Задание.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:
- 1.
- 1) с двадцатью пятью рублями;
- 2) нет претензий;
- 3) хуже всего;
- 4) не ложите сюда тетради.
- Ответ:4) не ложите сюда тетради.
- 2.
- 1) в обеих сумках;
- 2) беги;
- 3) положь;
- 4) красивее.
- Ответ:3) положь.
- 3.
- 1) в пятистах шагах;
- 2) пять килограммов;
- 3) более красивее;
- 4) лягте на коврик.
- Ответ:3) более красивее.
- II. Объяснение нового материала.
- Наиболее распространенными способами образования наречий являются следующие:
- 1) суффиксальный:быстрый – быстро, творческий – творчески;
- 2) приставочно-суффиксальный : сухой – досуха, изнанка – наизнанку;
- 3) приставочный : хорошо – нехорошо, куда – никуда;
- 4) сложение разных видов:
- сложение слов:еле, еле – еле-еле;
- сложение с первым элементомполу-: полулежа;
- сложение с присоединением суффикса или приставки и суффикса : мимо ходить – мимоходом; пол, сила – вполсилы.
Закрепление нового материала
- Задание. Определите способ образования наречий:
- 1)четырежды-
- (суффиксальный);
- 2)засветло—
- (приставочно-суффиксальный);
- 3)назавтра–
- (приставочный);
- 4)давным-давно–
- (сложение слов).
III. Тренировочные упражнения
- •Способ образования наречий.
- Задание 1.Определите способ образования данных наречий:
- вдали –
- (приставочно-суффиксальный);
- медленно –
- (суффиксальный);
- мягко –
- (суффиксальный);
- быстро-быстро –
- (сложение слов);
- тише –
- (суффиксальный);
Задание 2. Определите способ образования наречий. Соотнесите данные наречия (левая колонка) с их способом образования (правая колонка).
Искренне, осуждающе, когда-либо
Наречия, образованные с помощью одновременного присоединения приставки и суффикса
Вкось, замуж, вплавь
Наречия, образованные путем сложения
По-прежнему, по-видимому, впустую, издавна
Наречия, образованные с помощью суффиксов
Наречия, образованные с помощью приставок
Наречие как часть речи
- Задание. Перепишите текст, поставьте пропущенные знаки препинания. Подчеркните наречия как члены предложения.
- А ночью лес принял неописуемо жуткий, сказочный вид: стена его выросла выше и в глубине ее между черными стволами безумно заметались запрыгали красные мохнатые звери.
- Бесконечно разнообразно струились фигуры огня между черными стволами и была неутомима пляска этих фигур.
- (М.Горький).
Приставочный способ словообразования.
- Задание 5. Докажите, что данные наречия образованы приставочным способом.
- Образец записи:не + мало – немало.
- Неоткуда, нигде, невежество, повсюду, несерьезно, несправедливо, никогда, некогда, отныне, отовсюду, назавтра, неразборчиво, насовсем, никуда, некуда, навсегда, невдалеке, неспокойно.
- Задание 4. Спишите, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания. Найдите в тексте наречия, определите их разряд. Сделайте синтаксический разбор 2 предложения.
- Он запел. Хрустально-чистый, звучный и необыкновенно сильный тенор зазвенел в комн_те. В самом тембре этого яркого, металлического голоса было что-то др_матическое, страс_ное.
- Плавно и нежно лились один за другим грудные, г_рячие, трепещущие звуки. Они лились свободно, с благородной сдержанностью, звучали просто и скромно, словно он не хотел обнаружить глубины чу_ства, а оно, как пламя, само прорывалось и било из груди певца, переполненной горячими, страс_ными звуками.
- Он пел о тоске любви. Негой, огнем и сл_зами дышали эти звуки.
Источник