Подбор оптимального способа погашения просроченной задолженности

Как погасить просроченную задолженность по кредиту

Большинство людей хотя бы иногда имели дело с кредитами. Этот инструмент используют для серьезных покупок или решения финансовых проблем. Конечно, при оформлении кредита никто не хочет сталкиваться с просроченной задолженностью или штрафами, но, к сожалению, в жизни случается разное. Бывает такое: человек попадает в сложную жизненную ситуацию, теряет возможность платить, банк начисляет ему штрафы и пени. Выплачивать становится все сложнее, и в конечном итоге он теряется. Начинает уклоняться от выплат и избегать общения с кредитором, даже когда деньги на оплату появляются. Возобновить оплату становится психологически сложно из-за необходимости начать контактировать с кредитором, но побег от ситуации не меняет ее, а задолженность со временем оборачивается проблемами. Исправить ситуацию можно! Главное не опускать руки и подойти к вопросу здраво. Разберемся, как это сделать и погасить просроченный кредит.

Содержание статьи

Как банки работают с задолженностью

Если заемщик перестает вносить платежи, возможно несколько вариантов развития событий. В этой ситуации банк может:

  • попытаться разобраться с проблемой самостоятельно. Для этого человеку будут звонить и отправлять сообщения сотрудники банка;
  • воспользоваться услугами коллекторского агентства по агентскому договору. Это значит, что коллекторы будут звонить заемщику от имени банка, пытаться связаться с ним и договориться;
  • переуступить задолженность коллекторскому агентству по договору цессии. Это значит, что новым кредитором становится агентство, а заемщик сможет договориться о выплате задолженности уже с ним;
  • обратиться в суд. В таком случае, если кредитор выиграет судебное заседание, ему выдадут исполнительный документ. Тот отправляется банк или по месту работы должника, а взысканием задолженности начинают заниматься приставы.

Как узнать, что с кредитом

Разумеется, мало кому хочется доводить дело до суда. Исполнительное производство связано со множеством неудобств: счета могут арестовать, а из дохода удержать до 50 % получаемых денег. Погасить просроченную задолженность по кредиту, не дожидаясь судебного разбирательства, — наиболее оптимальный вариант. Но для этого надо сначала разобраться, что происходит с займом, у кого сейчас находится право взыскания, не возбуждено ли исполнительное производство. К счастью, в этом могут помочь сервисы соответствующих служб.

Сайт ФССП России. Первое, что можно сделать, причем довольно быстро, — узнать, не возбуждено ли исполнительное производство. Эта информация находится в свободном доступе на сайте Федеральной службы судебных приставов. Бесплатно и без регистрации можно узнать, есть ли у гражданина задолженности, просто запустив поиск по его Ф.И.О. Сайт показывает только задолженности (исполнительные листы и судебные приказы), в отношении которых возбуждено исполнительное производство. Если имени заемщика на сайте нет, то возможны два варианта:

  • суда не было, равно как и исполнительного производства, кредит все еще у банка или продан другому кредитору;
  • суд был, но исполнительный лист не передан в ФССП, а еще находится у кредитора. В таком случае заемщику понадобится договариваться с ним.

Если оказывается, что задолженностью занимаются приставы, рекомендуется связаться с ФССП и постараться договориться о выгодных Вам условиях.

Кредитная история. Каждый банк по закону обязан передавать сведения о займах своих клиентов хотя бы в одно БКИ — бюро кредитных историй. Но банк может сотрудничать и с несколькими бюро. Всего в России их несколько десятков, наиболее известны четыре: НБКИ, ОКБ, «Эквифакс» и «Русский стандарт». Велика вероятность, что Ваша кредитная история будет храниться в одном из них. Каждый гражданин имеет право обратиться в любое БКИ и запросить информацию о своей кредитной истории. Дважды в год это делается бесплатно. Отправить запрос обычно можно через сайт: для этого потребуется регистрация и подтвержденный профиль на Портале госуслуг. Отчет по КИ приходит обычно в тот же день, его можно забрать в бумажном виде, иногда получить в электронном. Там указывается вся нужная информация, в частности у кого сейчас находится право взыскания задолженности и какова ее полная сумма.

Звонок в банк или коллекторское агентство. Позвонить напрямую кредитору может быть некомфортно, но, если кредит до сих пор находится в его руках, это правильное, логичное решение. Обычно представители банка идут на контакт, если человек действительно хочет продолжить выплаты. Если права на задолженность приобрело коллекторское агентство, расстраиваться все равно не стоит. По закону оно не может начислять выплаты сверх суммы, которая была актуальна на момент переуступки, зато имеет право списывать и прощать часть задолженности — этого не могут и не делают банки. Современные коллекторские агентства далеко не такие, какими их описывают слухи и «желтая» пресса. Зачастую выплачивать задолженность именно коллекторам оказывается выгоднее, чем договориться с банком.

Читайте также:  Пижма от клопов способ применения

Что нужно сделать для погашения

Если Вы действительно хотите погасить задолженность, первое, о чем стоит подумать, — в каком темпе и какими объемами Вам удобнее будет это делать. Финансовая ситуация может не позволять погасить всю сумму сразу — это нормально. Возможно, Вам стоит погашать кредит по частям. Продумайте, какой график будет удобнее, и сообщите об этом банку или коллекторскому агентству, когда свяжетесь с ним. Велика вероятность, что Вам пойдут навстречу: кредитору выгоднее клиент, который регулярно выплачивает задолженность по частям, чем тот, кто не платит по обязательствам вообще.

  • После того как Вы с кредитором договоритесь о графике выплат, Вас сориентируют, каким образом выплачивать обязательства. Останется аккуратно придерживаться правил и стараться не допускать новых просрочек.
  • Когда кредит будет погашен в полном объеме, Вы можете запросить у кредитора справку об отсутствии задолженности. Это рекомендуется делать всегда, чтобы застраховаться на случай ошибки в документах.

Помощь от ЭОС: Как правильно составить резюме для устройства на работу?

Что делать, если Вы просрочили платеж

Бывает, что людям не звонят и не пишут о просрочке, и они поначалу вообще о ней не знают либо думают, что ее никто не заметил. Это не так: просроченные платежи негативно отражаются на кредитной истории, Вам могут отказать в новом кредите, а со временем после суда будет возбуждено исполнительное производство. Поэтому, если такое произошло, свяжитесь с кредитором и договоритесь о выплате. Если задолженности уже не один год, лучше сначала проверить ее состояние в одном из бюро кредитных историй и на сайте ФССП. Так Вы сможете убедиться, что кредит не просужен и не передан в руки приставов, узнать его точную сумму и актуального кредитора.

Как подготовиться к разговору с кредитором

Необходимость позвонить кредитору может вызывать смешанные эмоции. Но лучше не откладывать звонок. Вам помогут простые советы:

  • заранее продумайте, что Вы хотите сказать, о каких условиях договориться;
  • держите в голове, что кредитору будет выгоднее предложить Вам посильные условия, чем требовать невозможного;
  • разговаривайте вежливо и спокойно, это поможет Вам чувствовать ситуацию под контролем.

Не переживайте. Тем, кто хочет сотрудничать, обычно идут навстречу и предлагают выгодные для обеих сторон условия погашения.

Если у Вас возникли вопросы, то мы готовы предложить анонимную консультацию. Воспользуйтесь услугой анонимный звонок и просто начните диалог с оператором. Доверительные отношения между оператором ЭОС и клиентом — залог успешного разрешения финансовых проблем.

Как работает анонимный звонок?

Позвоните на номер анонимной линии ЭОС
8 800 775 02 04
с 8:00 до 20:00 мск

Задайте все интересующие Вас вопросы

Получите консультацию оператора

Анонимная горячая линия.
Проконсультируйтесь по вопросам погашения задолженности в компании ЭОС, не раскрывая личных данных.

Источник

Эффективное планирование платежей кредиторам в условиях денежного дефицита

В период дефицита денежных средств казначей компании находится под постоянным давлением руководителей всех направлений. Начальник производства, начальник гаража, главный механик, главный энергетик, начальник отдела снабжения — каждый утверждает, что именно его поставщики/подрядчики наиболее важны, задолженность перед ними нужно погасить в первую очередь. В такой ситуации казначею необходимо действовать не в интересах отдельного управленца или поставщика, а в интересах компании.

Приоритеты

С финансовыми трудностями сталкиваются практически все компании. Для одних эти трудности временные или связаны с фактором сезонности поступлений, для других, убыточных компаний, дефицит денежных средств постоянный. Рассмотрим подходы к погашению кредиторской задолженности, которые могут применять и экономически несостоятельные компании, и компании с временным дефицитом.

В период финансовых проблем платежи выполняют в порядке приоритетности:

  • зарплата, налоги и платежи в федеральный, региональный, местный бюджеты, внебюджетные фонды;
  • кредиты банков;
  • оплата электроэнергии, газа, водоснабжения, железнодорожных и некоторых других услуг;
  • оплата сырья, материалов и запасных частей, нехватка которых может вызвать остановку производства и срыв сроков изготовления заказов (имеется в виду продукция под заказ клиента, та продукция, за которую предприятие получило деньги или получит после отгрузки);
  • оплата услуг по сертификации продукции;
  • платежи поставщикам-немонополистам, с которыми жизненно необходимо поддерживать партнерские отношения. Например, компания-производитель поставляет продукцию в розничную сеть, по условиям заключенного договора нужно оплачивать маркетинговые услуги. Неоплата таких услуг может стать причиной не только штрафных санкций, но и отказа в перезаключении договора на поставку продукции на следующий год, то есть предприятие лишится части выручки.

Это важно

Сырье, материалы, запчасти для затоваривания склада на несколько недель, а часто и месяцев вперед — это не приоритетные платежи. Все, что связано с работой на склад (за исключением пронормированных и минимально необходимых складских запасов), должно быть оплачено в последнюю очередь.

Это стандартно приоритетные платежи. Такой порядок понятен не только финансовому специалисту, но и производственникам, поэтому какие-либо конфликты, лоббирование интересов, давление и даже угрозы в адрес казначея исключены, пока не будут оплачены перечисленные платежи.

Читайте также:  Способ хранения питательных веществ у грибов где расположены

Если приоритетные платежи казначей оплатил, то как ему действовать дальше? Осталась кредиторская задолженность по поставленным материалам, запчастям, полученным услугам, которая условно одинаковая по приоритетности. Одновременно каждый куратор платежа, руководитель подразделения, инициировавший заявку на оплату, утверждает, что его заявка самая важная.

Например, начальнику снабжения придется через какое-то время закупать деревянные поддоны, следовательно, искать поставщика. Конечно, ему удобнее работать с тем, кто уже делал поставку, и с качеством товара, документами проблем не было. Проблематично заключать договор на поставку следующей партии с отсрочкой, если не оплачена предыдущая. И так по каждому направлению, поэтому понятно, что начальники служб настаивают на особой важности и приоритетности именно их заявок.

Как из общей массы одинаковых платежей выбрать приоритетные, рассмотрим далее.

Стратегия

Ключевая положительная черта товарного кредита как разновидности получения заемных средств — простой способ привлечения: достаточно заключить договор на поставку материалов с отсрочкой платежа. Товарный кредит, как правило, не требует залога, не связан с большими расходами и продолжительностью оформления.

Коммерческий кредит не бесплатен. Финансистам хорошо известно, что такое кредитование сопровождается завышенной ценой закупаемых материалов или услуг. Это не единственная опасность. Могут возникнуть дополнительные риски и финансовые потери, которые зависят от стратегии планирования платежей кредиторам.

Компания должна выбрать одну из стратегий погашения собственных обязательств —классическую или агрессивную.

Классическая стратегия: максимальное снижение риска, прежде всего риска банкротства. Если собственники и топ-менеджмент заинтересованы в сохранении компании, то все усилия (финансовые, правовые, управленческие) направляются на:

  • погашение кредиторской задолженности;
  • снижение уровня просроченной задолженности;
  • формирование безрисковой структуры просроченной «кредиторки».

Агрессивная стратегия: руководство бизнеса осознанно принимает решение о просрочке оплаты задолженности, направляя имеющиеся денежные средства на развитие отдельных направлений. Цель агрессивной стратегии — мобилизация дешевых денежных средств путем просрочки оплат кредиторам, ведь товарный кредит дешевле и доступнее в получении. В такой ситуации компания рискует потерять репутацию и партнеров, высока вероятность банкротства.

Согласно Федеральному закону от 26.10.2002 № 127-ФЗ (в ред. от 02.06.2016) «О несостоятельности (банкротстве)» банкротство может быть инициировано кредитором при неспособности юридического лица погасить обязательства в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. Требования к должнику — юридическому лицу в совокупности должны составлять не менее 300 тыс. руб. Поэтому даже если ваша компания является добросовестным плательщиком, руководство придерживается классической стратегии, ваши кредиторы согласны ждать оплаты, то при наличии кредиторской задолженности, просроченной на три месяца и более и на сумму от 300 тыс. руб., с контрагентами нужно подписать дополнительные соглашения к договорам о рассрочке/отсрочке платежа. Это поможет компании избежать риска банкротства.

Отдельные компании, имеющие значительный уровень просроченной «кредиторки», не подвергаются процедуре банкротства, другие попадают в процедуру, как только обязательства просрочены более чем на три месяца. На этот факт в значительной степени влияет структура обязательств по оплате материалов, работ, услуг перед контрагентами, а также то, насколько контрагенты заинтересованы купить ваш бизнес или обанкротить. Ранжирование обязательств минимизирует риск банкротства.

К сведению

Необходимо выработать стратегию исполнения обязательств (фактически очередность оплат) для улучшения структуры кредиторской задолженности в условиях нехватки денежных средств.

Какую очередность оплат применить, казначей предприятия определяет, основываясь на таких обстоятельствах:

  • компания-покупатель обнаружила организационные недостатки в управлении дебиторской задолженностью у кредитора (пробелы в учете и контроле);
  • собственное монопольное положение на рынке (особенно часто встречается на региональных рынках, где не просто мало высоколиквидных контрагентов, но и вообще мало контрагентов и покупателей);
  • маркетинговые преимущества (например, мелкий или начинающий производитель, который стремится продвинуть свою продукцию в крупную производственную корпорацию);
  • различия в экономических потенциалах (совокупные активы покупателя значительно превосходят активы поставщика).

Действия

Напомним, что речь идет не о зарплате, электроэнергии или материалах, без которых нельзя исполнить заказы клиентов. Мы говорим о массе менее приоритетной и на первый взгляд одинаковой кредиторской задолженности.

Казначей планирует классическую стратегию оплаты следующим образом:

Чтобы выполнить такой план действий, необходимо классифицировать кредиторскую задолженность (в данном случае — классифицировать поставщиков). Признаки применяемой классификации представлены в табл. 1.

Таблица 1. Классификация кредиторской задолженности

Классификационный признак

Уровень

По степени заинтересованности поставщика-кредитора в бизнесе должника (риск банкротства)

По уровню (вероятности) штрафных санкций и судебных издержек

По размеру задолженности

Это важно

Оценить вероятную заинтересованность кредитора в бизнесе должника достаточно сложно, поэтому нужно привлекать высококвалифицированного юриста, специалиста по безопасности, финансового аналитика.

Необходимо помнить, что обязательства должника перед кредитором могут перекупить другие, более заинтересованные лица.

Что касается классификации по уровню (вероятности) штрафных санкций и судебных издержек, то отдельные контрагенты прописывают в договорах штрафные санкции, но никогда к ним не прибегают, терпеливо ждут оплаты. Как правило, это постоянные партнеры. Они знают, например, о подверженности влияния вашего бизнеса сезонности. Такое часто встречается на региональных рынках, где директора фирм так или иначе пересекаются, знают друг друга. Есть контрагенты, которые откровенно зарабатывают на штрафных санкциях (как правило, это крупные корпоративные структуры).

Читайте также:  Гриб серушка способ приготовления

Часто казначеи принимают решение об оплате поставщику (хотя бы частичной), когда получают претензию, фактически на пороге обращения контрагента в суд. Таким предприятиям есть что терять в случае положительного судебного решения, то есть определенные денежные средства на счетах у них есть. Второй фактор: представительство в суде тоже стоит денег. Одна командировка юриста в другой регион обойдется в десятки тысяч рублей, а это дополнительные затраты. В условиях денежного дефицита такие дополнительные растраты ни к чему.

Если казначей выбирает между контрагентами, которые на данный момент не обращаются в суд, но штрафные санкции в договорах прописаны, то в первую очередь проплачивается задолженность по тем договорам, где указаны большие штрафные санкции. Под штрафными санкциями понимаем штрафы, пени, неустойки.

Размер задолженности: высокий приоритет будет иметь задолженность, сумма которой одному контрагенту превышает 300 тыс. руб., то есть крупная задолженность.

На заметку

Следует ежедневно (еженедельно) выделять определенную незначительную сумму и на очень мелкие платежи (например, не превышающие 1000 тыс. руб.). Таких платежей всегда много, приоритет у них, как правило, низкий.

Неоплата большого количества мелких платежей сильно вредит имиджу как самой компании, так и ее управленцев.

Разработка плана платежей

Опытные казначеи принимают решение об оплате интуитивно, но переложим интуицию на язык логики и экономического анализа. Рассмотрим план погашения кредиторской задолженности исходя из выбранной руководством компании классической (сдержанной) стратегии, стремления собственников сохранить бизнес и сделать его рентабельным (насколько это возможно в условиях нехватки денежных средств).

Предположим, главному казначею известно (исходя из плана поступления выручки и плана погашения кредиторской задолженности), что на июль 2016 г. в его распоряжении будет 1 млн руб. для погашения задолженности перед поставщиками сырья и материалов.

Для проведения выборки — что планировать к оплате, а что оставить и пока не платить — удобно применять форму «Выборка кредиторской задолженности к погашению» . Строится она следующим образом:

  • кредиторская задолженность собирается в перечень в разрезе отдельных первичных документов, в нашем случае — заявок на оплату, так как согласно учетной политике компании предполагается, что отдельная заявка оформляется на оплату за отдельную поставленную партию товара (идентифицируется по накладной, выписанному счету);
  • кредиторская задолженность в разрезе отдельных заявок имеет разные сроки погашения отдельных сумм одному и тому же поставщику. Например, поставщику металла ООО «Металгруп» компания должна 170 650 руб., плановый срок погашения — 23.05.2016, то есть уже просрочка. Также есть долг в сумме 220 030 руб. (просрочен к оплате с 24.06.2016) и долг 3520 руб., который еще не просрочен, срок погашения — 17.07.2016;
  • в перечне кредиторской задолженности отмечают, просрочена задолженность или нет (столбец «Просрочка на 01.07.2016»; V — на 01.07.2016 кредиторская задолженность является просроченной);
  • исходя из прописанных договорных условий по каждому долгу указывают уровень штрафных санкций за просрочку (столбец «Уровень штрафных санкций»; В — высокие штрафные санкции, Н — низкие штрафные санкции). Это окажет влияние на выборку, поскольку при прочих равных условиях в первую очередь казначей будет погашать задолженность с высокими штрафными санкциями;
  • если кредиторская задолженность является опасной с точки зрения инициирования кредитором банкротства, ей присваивается соответствующий статус (столбец «Риск инициирования банкротства»; Р — от контрагента исходит высокий риск инициирования банкротства).

Обратите внимание

Данные в столбце «Риск инициирования банкротства» никогда не будут достоверными на 100 %, потому что никогда не знаешь, кто конечный собственник той или иной компании, какие цели он ставит.

Корректное заполнение столбца «Риск инициирования банкротства» — ответственность юридической службы и службы безопасности компании, причем не просто на этапе погашения образовавшейся кредиторской задолженности, а на этапе преддоговорной работы (до подписания договора).

Если для компании существуют и другие риски, кроме перечисленных, их можно добавить в форму «Выборка кредиторской задолженности к погашению». Это могут быть платежи, которые предприятие обязано нести по условиям лицензирования и неоплата которых может стать поводом для отозвания лицензии: оплата спецодежды, лабораторные исследования, метрологические поверки приборов, медицинские освидетельствования, дератизации и дезинсекции, закупка реагентов и т. п.

ООО «Паритет»

Выборка кредиторской задолженности к погашению

Период: 01.07 –31.07.2016

№ п/п

Контрагент

Заявка на оплату

Назначение платежа

Кредиторская задолженность, руб.

Плановая дата оплаты

Просрочка на 01.07.2016

Риск инициирования банкротства

Уровень штрафных санкций

Сумма, планируемая к оплате, руб.

Расчетный остаток кредиторcкой задолженности, руб.

Источник

Оцените статью
Разные способы