- Приставочно-суффиксальный способ образования слов. Примеры
- Образование слов с помощью приставки и суффикса
- Особенность приставочно-суффиксального способа
- Какие части речи образуются приставочно-суффиксальным способом?
- Указать способ образования слов : подберёзовик, писатель, пылесос, легко раненый, бумажник, неграмотный, парихмахерская, вагоноремонтный?
- Способ образования слов пылесос , болтун, ванная переходник, пожалуйстСпособ образования слов пылесос , болтун, ванная переходник, пожалуйста ответьте очень надо?
- Написать слова от которых образованы данные слова , указать способ образования слов?
- Из предложений выписать наречие, указать способ его образования ?
- Указать способ образования слов и от каких образовано : Погасить, помолчать, пообсохнуть, поотстать,?
- Указать способ образования слов : зелени, заалел?
- 1)напишите способ образования слов : бездарность, подберёзовик, сокурсник?
- Распредилить в две колонки : 1)слова?
- Распределите в две колонки : а) слова, состав способ образования которых вы не можете объяснить ; б) слова, для определения состава и способа образования которых потребуется этимологический словарь?
- Указать способ образования слова ДО ОТКАЗА?
- Дам 100 баллов?
- Словообразование
- 6 ответов 6
Приставочно-суффиксальный способ образования слов. Примеры
Приставочно-суффиксальный способ — это образование нового слова путем присоединения к производящей основе приставки и суффикса. Приставочно-суффиксальный способ применяется при образовании существительных, прилагательных, глаголов и наречий. Укажем примеры слов, образованных приставочно-суффиксальным способом.
Словарный запас русского языка активно пополняется с помощью морфологического способа образования слов. Новая лексема создается присоединением к производящей основе приставки, суффикса или постфикса:
- читать → про читать;
- черный → черн е ть;
- кто → кто- либо .
В русском языке слова образуются также более сложными способами, когда к производящей основе присоединяются одновременно две или даже три морфемы:
- граница → без гранич н ый;
- гулять → раз гулять ся ;
- луна → при лун и ть ся ;
- шутить → пере шуч ива ть ся .
Если слово образовано одновременно с помощью приставки и суффикса, то возникает повод поговорить о приставочно-суффиксальном способе словообразования.
Образование слов с помощью приставки и суффикса
Определим, что такое приставочно-суффиксальный способ образования слов.
Понаблюдаем:
- школа → при школь н ый;
- облако → за облач н ый;
- верх → на верх у .
Кажется, что проще? Увидишь в слове приставку и суффикс, вот он этот способ! Но всё не так просто, как кажется на первый взгляд.
Приставочно-суффиксальный способ является более сложным, чем префиксальный или суффиксальный. Префиксальный способ образует слова одной и той же части речи, что облегчает его определение:
- циклон → анти циклон;
- крыть → за крыть;
- большой → не большой (маленький).
Образование слов суффиксальным способом не доставит затруднений, если знать словообразующие суффиксы знаменательных частей речи.
От какой части речи образуется | Суффикс | Что может быть образовано |
---|---|---|
Существительное | щик, чик, ник, ец | существительное |
Существительное | н, ск, ан, ян, ист, ов, ин, оват, чив, лив | прилагательное |
Существительное, прилагательное | а, ну, и, е, нича, ирова, изирова | глагол |
Глагол | ова, ева, ива, ыва, ва | глагол |
Прилагательное | о, е, и | наречие |
Рассмотрим наши примеры. Выясним, почему прилагательные «пришкольный» и «заоблачный» образованы именно приставочно-суффиксальным способом, а не приставочным? Ведь, кажется, можно создать вот такую словообразовательную пару рассматриваемых прилагательных:
- школьный — при школьный;
- облачный — за облачный.
Нет, такой словообразовательный анализ в корне неверен. Сделаем этот вывод, определив особенность префиксально-суффиксального способа образования слов.
Особенность приставочно-суффиксального способа
Многие слова с префиксом ошибочно считают образованными с помощью приставки, хотя в их появлении участвовали сразу две словообразовательные морфемы: приставка и суффикс. Рассмотрим это утверждение на примере образования слов «пришкольный» и «заоблачный».
«Пришкольный» — это такой, который находится, располагается при школе, например, стадион, цветник, огород. Как видите, это прилагательное восходит к падежной форме существительного с предлогом. Предлоги часто соотносятся по значению с аналогичными приставками. Значит, если прилагательное «пришкольный» легко трансформируется в сочетание существительного с предлогом, то оно образовано приставочно-суффиксальным способом. Аналогично возникло прилагательное «заоблачный», которое имеет значение «то, что прячется, находится за облаком«.
Понаблюдаем за подобным словотворчеством:
- звук → без звуч н ый (без звука);
- береза → под берез ов ик (под березой);
- палец → на пальч ник (на палец).
Какие части речи образуются приставочно-суффиксальным способом?
Приставочно-суффиксальный способ востребован в образовании знаменательных частей речи:
1. существительных
- одеяло → под одеяль ник ;
- колено → на колен ник ;
- плечо → пред плечье [ й’ э];
- дорога → без дорожье [ й’ э];
2. прилагательных
- кровать → при кроват н ый;
- окно → за окон н ый;
- листва → без листв енн ый;
- лоб → на лоб н ый;
- бровь → над бров н ый;
3. глаголов
- земля → за земл и ть;
- водный → на водн и ть;
- глубокий → за глуб и ть;
- милый → у мил и ть;
4. наречий
- хороший → по -хорош ему ;
- добрый → по -добр ому ;
- беличий → по -беличь и ;
- товарищеский → по -товарищеск и ;
- низ → в низ у ;
- далекий → в далек е ;
- век → на век и ;
- встреча → на встреч у ;
- второй → во -втор ых ;
- пятый → в -пят ых .
Источник
Указать способ образования слов : подберёзовик, писатель, пылесос, легко раненый, бумажник, неграмотный, парихмахерская, вагоноремонтный?
Русский язык | 5 — 9 классы
Указать способ образования слов : подберёзовик, писатель, пылесос, легко раненый, бумажник, неграмотный, парихмахерская, вагоноремонтный.
Подберезовик — — — березовик — — — — береза(приставочно — суффиксальный способ), писатель — — — писать(приставочный способ), пылесос — — — от слов пыль и сосать(слоение основ), бумажник — — — от слова бумага(способ суффиксальный).
Способ образования слов пылесос , болтун, ванная переходник, пожалуйстСпособ образования слов пылесос , болтун, ванная переходник, пожалуйста ответьте очень надо?
Способ образования слов пылесос , болтун, ванная переходник, пожалуйстСпособ образования слов пылесос , болтун, ванная переходник, пожалуйста ответьте очень надо!
Написать слова от которых образованы данные слова , указать способ образования слов?
Написать слова от которых образованы данные слова , указать способ образования слов.
Подземный, построить, законный, бег.
Из предложений выписать наречие, указать способ его образования ?
Из предложений выписать наречие, указать способ его образования .
— — — — Наверно, дом брошен.
Судорожно бьётся во дворе, у сарая, раненная лошадь.
Указать способ образования слов и от каких образовано : Погасить, помолчать, пообсохнуть, поотстать,?
Указать способ образования слов и от каких образовано : Погасить, помолчать, пообсохнуть, поотстать,.
Указать способ образования слов : зелени, заалел?
Указать способ образования слов : зелени, заалел.
1)напишите способ образования слов : бездарность, подберёзовик, сокурсник?
1)напишите способ образования слов : бездарность, подберёзовик, сокурсник.
2)напишите способ образования слов : самолёт, пароход, ледокол.
Распредилить в две колонки : 1)слова?
Распредилить в две колонки : 1)слова.
Состав и способ образования которых вы можете объяснить : 2)слова.
Для определения состава и способа образования которых потребуется этимологический словарь»завязывать, дворняжка.
Распределите в две колонки : а) слова, состав способ образования которых вы не можете объяснить ; б) слова, для определения состава и способа образования которых потребуется этимологический словарь?
Распределите в две колонки : а) слова, состав способ образования которых вы не можете объяснить ; б) слова, для определения состава и способа образования которых потребуется этимологический словарь.
Завязывать, дворняжка, кольцо, настольный, ижица, опилки, девятнадцать, подберёзовик, ловить, корова, булава.
Указать способ образования слова ДО ОТКАЗА?
Указать способ образования слова ДО ОТКАЗА.
Дам 100 баллов?
1)сделайте словообразовательный разбор слова антиобщественный 2) выпишите столбиками родственные слова : безводный, водитель, водянистый, уводить, наводнение, паводок, переводчик, водник 3) способ образование слов подберезовик, кладовка, писатель, пылесос, подбежать, мороженое(мясо), легкораненый.
На этой странице находится вопрос Указать способ образования слов : подберёзовик, писатель, пылесос, легко раненый, бумажник, неграмотный, парихмахерская, вагоноремонтный?. Здесь же – ответы на него, и похожие вопросы в категории Русский язык, которые можно найти с помощью простой в использовании поисковой системы. Уровень сложности вопроса соответствует уровню подготовки учащихся 5 — 9 классов. В комментариях, оставленных ниже, ознакомьтесь с вариантами ответов посетителей страницы. С ними можно обсудить тему вопроса в режиме on-line. Если ни один из предложенных ответов не устраивает, сформулируйте новый вопрос в поисковой строке, расположенной вверху, и нажмите кнопку.
Источник
Словообразование
Здравствуйте. Помогите, пожалуйста,разобраться, как образовано слово ПОДБЕРЕЗОВИК: от слова БЕРЕЗА или от слова БЕРЕЗОВЫЙ?
6 ответов 6
Источник: Т.Ф. Ефремова «Толковый словарь словообразовательных единиц», ПОД. ОВИК — нерегулярная словообразовательная единица используется в названиях грибов, при образовании применяется основа существительного. Таким образом, береза — подберезовик. Суммарные суффиксы часто используются в русском языке, например: торф — торфяник, путешествовать — путешественник.
С грибом подберезовиком деваться некуда: здесь решающее значение имеет то, что словообразовательная единица составная (ПОД….ОВИК). Единичный суффикс ОВИК (в форме ЕВИК) выделяется в слове большевик (больше – большевик). Таким образом, суммарные суффиксы ВСЕГДА выделяются в том случае, если слово с промежуточной формой отсутствует: задача – задачник – суффикс НИК. В то же время в словаре Ефремовой при определении суффикса явно учитывается словообразовательный анализ, то есть какой частью речи мотивировано слово, например: сон – сонник (книга с толкованиями снов), образование сущ.→сущ., суффикс НИК, хотя промежуточное слово сонный существует. Для сравнения: в слове фронтовик выделяются два суффикса ОВ+ИК.
При словообразовательном анализе надо найти мотивирующее слово, определить способ образования и используемые морфемы. Подберезовик: мотивирующее слово береза, способ образования префиксально-суффиксальный, приставка ПО + суффикс ОВИК. Слова подберезовый нет в словарях, да и откуда ему там взяться. Значение его непонятно, словообразование тоже.Приставка ПОД без суффикса до сих пор использовалась только для образования существительных от существительных: группа — подгруппа. Вариант березовый — подберезовый будет первым.Допустим, кому-то хочется сказать «подберезовый гриб». Но это единственное употребление этого слова, больше ничего «подберезового» в природе нет.Но и тогда мы имеем береза — подберезовый, а не березовый — подберезовый.
Существуют разные подходы к морфемному и словообразовательному анализу, поэтому в разных словарях можно увидеть разное членение одного и того же слова. Мне близок тот подход, которому меня научили в университете. Идем от значения слова. Что такое подберезовик? Гриб. который растет под березами. Значит, слово подберезовик образовано от слова *береза. Сравниваем со словом подберезовик. Под — приставка, овик — суффикс. Конечно, можно и по-другому. Подберезовик — гриб, который растет в березовых лесах. Но тогда откуда под*? Мое мнение подтверждает двухтомный словарь Тихонова.
Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. в «Современном русском языке» в слове подберезовик выделяют корень *берез-* (ср. береза, березовый), приставку под- и суффиксы ов- и ик (ср. берез-ов-ый, березов-ик), а также нулевое окончание (ср. подберезовик, подберезовик-а, подберезо-вик-у и т.д.).
Словарь А.Н. Тихонова «Школьный словообразовательный словарь р.яз» дает такое членение: под-берез-овик от слова «береза».
Если подумать о детях, я бы выбрала вариант «от слова БЕРЕЗА», мне этот вариант кажется более прозрачным.
При словообразовательном анализе всегда нужно постараться найти слово, которое отличалось бы от анализируемого минимум разных морфем. Обычно речь идет только об одной морфеме. В вашем случае таким словом должно быть прилагательное «подберёзовый». Остается только уточнить, есть ли такое слово в русском языке. Я проделала эту работу, задав такой вопрос в Гугле и получив на него утвердительный, а главное, убедительный ответ. Наряду со словосочетанием «берёзовый сок», существует понятие «подберёзовый». Сразу задаю себе вопрос: зачем это новое слово в нашем языке? В чем они разнятся в применении? Нахожу сама для себя следующий вариант ответа: — берёзовый сок, апельсиновый сок и др — «подберёзовый» указывает. скорее, на способ его получения. И если наши современные словари еще не отобразили это слово в своих изданиях, ( в чем я совсем не уверена, так как, возможно, оно уже в некоторых словарях есть), то это еще не значит, что такое слово не имеет право на существвоание в живом русском языке, который во все времена опережал словарный язык, Такова прекрасная участь любого языка, который постоянно обогащается , благодаря живому языку, новыми словами, отражающими новые понятия, ( в данном случае, думаю, речь идет, я бы сказала, об уточняющем определении). Итак, привожу словообразовательную цепочку рассматриваемого слова, а именно, слова подберёзовик. берёза- берёзовый- подберезовый- подберёзовик Думаю, в этой цепочке прекрасно видна производящая основа подберезов — ( основа- это все слово без окончания) для слова подберёзовик. Итак, лишь слово подберезовый может являться производящим для производного от него слова подберезовик, отличаясь от производящего слова только одной морфемой: суффиксом -ик-, что на все сто соответствует основному требованию ( минимум разных морфем) при поиске производящего слова. Успехов Вам в дальнейшем понимании нашего прекрасного языка, который, на жаль, засоряется многими ненужными для него словами, поскольку русский язык имеет сам по себе неиссякаемые возможности для выражения самых разных понятий и представлений. Тами
Источник