Подберезовик приставочно суффиксальный способ

Содержание
  1. Приставочно-суффиксальный способ образования слов. Примеры
  2. Образование слов с помощью приставки и суффикса
  3. Особенность приставочно-суффиксального способа
  4. Какие части речи образуются приставочно-суффиксальным способом?
  5. Указать способ образования слов : подберёзовик, писатель, пылесос, легко раненый, бумажник, неграмотный, парихмахерская, вагоноремонтный?
  6. Способ образования слов пылесос , болтун, ванная переходник, пожалуйстСпособ образования слов пылесос , болтун, ванная переходник, пожалуйста ответьте очень надо?
  7. Написать слова от которых образованы данные слова , указать способ образования слов?
  8. Из предложений выписать наречие, указать способ его образования ?
  9. Указать способ образования слов и от каких образовано : Погасить, помолчать, пообсохнуть, поотстать,?
  10. Указать способ образования слов : зелени, заалел?
  11. 1)напишите способ образования слов : бездарность, подберёзовик, сокурсник?
  12. Распредилить в две колонки : 1)слова?
  13. Распределите в две колонки : а) слова, состав способ образования которых вы не можете объяснить ; б) слова, для определения состава и способа образования которых потребуется этимологический словарь?
  14. Указать способ образования слова ДО ОТКАЗА?
  15. Дам 100 баллов?
  16. Словообразование
  17. 6 ответов 6

Приставочно-суффиксальный способ образования слов. Примеры

Приставочно-суффиксальный спо­соб — это обра­зо­ва­ние ново­го сло­ва путем при­со­еди­не­ния к про­из­во­дя­щей осно­ве при­став­ки и суф­фик­са. Приставочно-суффиксальный спо­соб при­ме­ня­ет­ся при обра­зо­ва­нии суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных, гла­го­лов и наре­чий. Укажем при­ме­ры слов, обра­зо­ван­ных приставочно-суффиксальным способом.

Словарный запас рус­ско­го язы­ка актив­но попол­ня­ет­ся с помо­щью мор­фо­ло­ги­че­ско­го спо­со­ба обра­зо­ва­ния слов. Новая лек­се­ма созда­ет­ся при­со­еди­не­ни­ем к про­из­во­дя­щей осно­ве при­став­ки, суф­фик­са или постфикса:

  • читать → про читать;
  • чер­ный → черн е ть;
  • кто → кто- либо .

В рус­ском язы­ке сло­ва обра­зу­ют­ся так­же более слож­ны­ми спо­со­ба­ми, когда к про­из­во­дя­щей осно­ве при­со­еди­ня­ют­ся одно­вре­мен­но две или даже три морфемы:

  • гра­ни­ца → без гра­нич н ый;
  • гулять → раз гулять ся ;
  • луна → при лун и ть ся ;
  • шутить → пере шуч ива ть ся .

Если сло­во обра­зо­ва­но одно­вре­мен­но с помо­щью при­став­ки и суф­фик­са, то воз­ни­ка­ет повод пого­во­рить о приставочно-суффиксальном спо­со­бе словообразования.

Образование слов с помощью приставки и суффикса

Определим, что такое приставочно-суффиксальный спо­соб обра­зо­ва­ния слов.

Понаблюдаем:

  • шко­ла → при школь н ый;
  • обла­ко → за облач н ый;
  • верх → на верх у .

Кажется, что про­ще? Увидишь в сло­ве при­став­ку и суф­фикс, вот он этот спо­соб! Но всё не так про­сто, как кажет­ся на пер­вый взгляд.

Приставочно-суффиксальный спо­соб явля­ет­ся более слож­ным, чем пре­фик­саль­ный или суф­фик­саль­ный. Префиксальный спо­соб обра­зу­ет сло­ва одной и той же части речи, что облег­ча­ет его определение:

  • цик­лон → анти цик­лон;
  • крыть → за крыть;
  • боль­шой → не боль­шой (малень­кий).

Образование слов суф­фик­саль­ным спо­со­бом не доста­вит затруд­не­ний, если знать сло­во­об­ра­зу­ю­щие суф­фик­сы зна­ме­на­тель­ных частей речи.

От какой части речи обра­зу­ет­ся Суффикс Что может быть образовано
Существительное щик, чик, ник, ец суще­стви­тель­ное
Существительное н, ск, ан, ян, ист, ов, ин, оват, чив, лив при­ла­га­тель­ное
Существительное,
прилагательное
а, ну, и, е, нича, иро­ва, изирова гла­гол
Глагол ова, ева, ива, ыва, ва гла­гол
Прилагательное о, е, и наре­чие

Рассмотрим наши при­ме­ры. Выясним, поче­му при­ла­га­тель­ные «при­школь­ный» и «заоб­лач­ный» обра­зо­ва­ны имен­но приставочно-суффиксальным спо­со­бом, а не при­ста­воч­ным? Ведь, кажет­ся, мож­но создать вот такую сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ную пару рас­смат­ри­ва­е­мых прилагательных:

  • школь­ный — при школь­ный;
  • облач­ный — за облач­ный.

Нет, такой сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный ана­лиз в корне неве­рен. Сделаем этот вывод, опре­де­лив осо­бен­ность префиксально-суффиксального спо­со­ба обра­зо­ва­ния слов.

Особенность приставочно-суффиксального способа

Многие сло­ва с пре­фик­сом оши­боч­но счи­та­ют обра­зо­ван­ны­ми с помо­щью при­став­ки, хотя в их появ­ле­нии участ­во­ва­ли сра­зу две сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные мор­фе­мы: при­став­ка и суф­фикс. Рассмотрим это утвер­жде­ние на при­ме­ре обра­зо­ва­ния слов «при­школь­ный» и «заоб­лач­ный».

«Пришкольный» — это такой, кото­рый нахо­дит­ся, рас­по­ла­га­ет­ся при шко­ле, напри­мер, ста­ди­он, цвет­ник, ого­род. Как види­те, это при­ла­га­тель­ное вос­хо­дит к падеж­ной фор­ме суще­стви­тель­но­го с пред­ло­гом. Предлоги часто соот­но­сят­ся по зна­че­нию с ана­ло­гич­ны­ми при­став­ка­ми. Значит, если при­ла­га­тель­ное «при­школь­ный» лег­ко транс­фор­ми­ру­ет­ся в соче­та­ние суще­стви­тель­но­го с пред­ло­гом, то оно обра­зо­ва­но приставочно-суффиксальным спо­со­бом. Аналогично воз­ник­ло при­ла­га­тель­ное «заоб­лач­ный», кото­рое име­ет зна­че­ние «то, что пря­чет­ся, нахо­дит­ся за обла­ком«.

Понаблюдаем за подоб­ным словотворчеством:

  • звук → без звуч н ый (без звука);
  • бере­за → под берез ов ик (под березой);
  • палец → на пальч ник (на палец).

Какие части речи образуются приставочно-суффиксальным способом?

Приставочно-суффиксальный спо­соб вос­тре­бо­ван в обра­зо­ва­нии зна­ме­на­тель­ных частей речи:

1. суще­стви­тель­ных

  • оде­я­ло → под оде­яль ник ;
  • коле­но → на колен ник ;
  • пле­чо → пред пле­чье [ й’ э];
  • доро­га → без доро­жье [ й’ э];

2. при­ла­га­тель­ных

  • кро­вать → при кро­ват н ый;
  • окно → за окон н ый;
  • листва → без листв енн ый;
  • лоб → на лоб н ый;
  • бровь → над бров н ый;

3. гла­го­лов

  • зем­ля → за земл и ть;
  • вод­ный → на водн и ть;
  • глу­бо­кий → за глуб и ть;
  • милый → у мил и ть;

4. наре­чий

  • хоро­ший → по -хорош ему ;
  • доб­рый → по -добр ому ;
  • бели­чий → по -беличь и ;
  • това­ри­ще­ский → по -това­ри­щеск и ;
  • низ → в низ у ;
  • дале­кий → в далек е ;
  • век → на век и ;
  • встре­ча → на встреч у ;
  • вто­рой → во -втор ых ;
  • пятый → в -пят ых .

Источник

Указать способ образования слов : подберёзовик, писатель, пылесос, легко раненый, бумажник, неграмотный, парихмахерская, вагоноремонтный?

Русский язык | 5 — 9 классы

Указать способ образования слов : подберёзовик, писатель, пылесос, легко раненый, бумажник, неграмотный, парихмахерская, вагоноремонтный.

Подберезовик — — — березовик — — — — береза(приставочно — суффиксальный способ), писатель — — — писать(приставочный способ), пылесос — — — от слов пыль и сосать(слоение основ), бумажник — — — от слова бумага(способ суффиксальный).

Способ образования слов пылесос , болтун, ванная переходник, пожалуйстСпособ образования слов пылесос , болтун, ванная переходник, пожалуйста ответьте очень надо?

Способ образования слов пылесос , болтун, ванная переходник, пожалуйстСпособ образования слов пылесос , болтун, ванная переходник, пожалуйста ответьте очень надо!

Написать слова от которых образованы данные слова , указать способ образования слов?

Написать слова от которых образованы данные слова , указать способ образования слов.

Подземный, построить, законный, бег.

Из предложений выписать наречие, указать способ его образования ?

Из предложений выписать наречие, указать способ его образования .

— — — — Наверно, дом брошен.

Судорожно бьётся во дворе, у сарая, раненная лошадь.

Указать способ образования слов и от каких образовано : Погасить, помолчать, пообсохнуть, поотстать,?

Указать способ образования слов и от каких образовано : Погасить, помолчать, пообсохнуть, поотстать,.

Указать способ образования слов : зелени, заалел?

Указать способ образования слов : зелени, заалел.

1)напишите способ образования слов : бездарность, подберёзовик, сокурсник?

1)напишите способ образования слов : бездарность, подберёзовик, сокурсник.

2)напишите способ образования слов : самолёт, пароход, ледокол.

Распредилить в две колонки : 1)слова?

Распредилить в две колонки : 1)слова.

Состав и способ образования которых вы можете объяснить : 2)слова.

Для определения состава и способа образования которых потребуется этимологический словарь»завязывать, дворняжка.

Распределите в две колонки : а) слова, состав способ образования которых вы не можете объяснить ; б) слова, для определения состава и способа образования которых потребуется этимологический словарь?

Распределите в две колонки : а) слова, состав способ образования которых вы не можете объяснить ; б) слова, для определения состава и способа образования которых потребуется этимологический словарь.

Завязывать, дворняжка, кольцо, настольный, ижица, опилки, девятнадцать, подберёзовик, ловить, корова, булава.

Указать способ образования слова ДО ОТКАЗА?

Указать способ образования слова ДО ОТКАЗА.

Дам 100 баллов?

1)сделайте словообразовательный разбор слова антиобщественный 2) выпишите столбиками родственные слова : безводный, водитель, водянистый, уводить, наводнение, паводок, переводчик, водник 3) способ образование слов подберезовик, кладовка, писатель, пылесос, подбежать, мороженое(мясо), легкораненый.

На этой странице находится вопрос Указать способ образования слов : подберёзовик, писатель, пылесос, легко раненый, бумажник, неграмотный, парихмахерская, вагоноремонтный?. Здесь же – ответы на него, и похожие вопросы в категории Русский язык, которые можно найти с помощью простой в использовании поисковой системы. Уровень сложности вопроса соответствует уровню подготовки учащихся 5 — 9 классов. В комментариях, оставленных ниже, ознакомьтесь с вариантами ответов посетителей страницы. С ними можно обсудить тему вопроса в режиме on-line. Если ни один из предложенных ответов не устраивает, сформулируйте новый вопрос в поисковой строке, расположенной вверху, и нажмите кнопку.

Источник

Словообразование

Здравствуйте. Помогите, пожалуйста,разобраться, как образовано слово ПОДБЕРЕЗОВИК: от слова БЕРЕЗА или от слова БЕРЕЗОВЫЙ?

6 ответов 6

Источник: Т.Ф. Ефремова «Толковый словарь словообразовательных единиц», ПОД. ОВИК — нерегулярная словообразовательная единица используется в названиях грибов, при образовании применяется основа существительного. Таким образом, береза — подберезовик. Суммарные суффиксы часто используются в русском языке, например: торф — торфяник, путешествовать — путешественник.

С грибом подберезовиком деваться некуда: здесь решающее значение имеет то, что словообразовательная единица составная (ПОД….ОВИК). Единичный суффикс ОВИК (в форме ЕВИК) выделяется в слове большевик (больше – большевик). Таким образом, суммарные суффиксы ВСЕГДА выделяются в том случае, если слово с промежуточной формой отсутствует: задача – задачник – суффикс НИК. В то же время в словаре Ефремовой при определении суффикса явно учитывается словообразовательный анализ, то есть какой частью речи мотивировано слово, например: сон – сонник (книга с толкованиями снов), образование сущ.→сущ., суффикс НИК, хотя промежуточное слово сонный существует. Для сравнения: в слове фронтовик выделяются два суффикса ОВ+ИК.

При словообразовательном анализе надо найти мотивирующее слово, определить способ образования и используемые морфемы. Подберезовик: мотивирующее слово береза, способ образования префиксально-суффиксальный, приставка ПО + суффикс ОВИК. Слова подберезовый нет в словарях, да и откуда ему там взяться. Значение его непонятно, словообразование тоже.Приставка ПОД без суффикса до сих пор использовалась только для образования существительных от существительных: группа — подгруппа. Вариант березовый — подберезовый будет первым.Допустим, кому-то хочется сказать «подберезовый гриб». Но это единственное употребление этого слова, больше ничего «подберезового» в природе нет.Но и тогда мы имеем береза — подберезовый, а не березовый — подберезовый.

Существуют разные подходы к морфемному и словообразовательному анализу, поэтому в разных словарях можно увидеть разное членение одного и того же слова. Мне близок тот подход, которому меня научили в университете. Идем от значения слова. Что такое подберезовик? Гриб. который растет под березами. Значит, слово подберезовик образовано от слова *береза. Сравниваем со словом подберезовик. Под — приставка, овик — суффикс. Конечно, можно и по-другому. Подберезовик — гриб, который растет в березовых лесах. Но тогда откуда под*? Мое мнение подтверждает двухтомный словарь Тихонова.

Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. в «Современном русском языке» в слове подберезовик выделяют корень *берез-* (ср. береза, березовый), приставку под- и суффиксы ов- и ик (ср. берез-ов-ый, березов-ик), а также нулевое окончание (ср. подберезовик, подберезовик-а, подберезо-вик-у и т.д.).

Словарь А.Н. Тихонова «Школьный словообразовательный словарь р.яз» дает такое членение: под-берез-овик от слова «береза».

Если подумать о детях, я бы выбрала вариант «от слова БЕРЕЗА», мне этот вариант кажется более прозрачным.

При словообразовательном анализе всегда нужно постараться найти слово, которое отличалось бы от анализируемого минимум разных морфем. Обычно речь идет только об одной морфеме. В вашем случае таким словом должно быть прилагательное «подберёзовый». Остается только уточнить, есть ли такое слово в русском языке. Я проделала эту работу, задав такой вопрос в Гугле и получив на него утвердительный, а главное, убедительный ответ. Наряду со словосочетанием «берёзовый сок», существует понятие «подберёзовый». Сразу задаю себе вопрос: зачем это новое слово в нашем языке? В чем они разнятся в применении? Нахожу сама для себя следующий вариант ответа: — берёзовый сок, апельсиновый сок и др — «подберёзовый» указывает. скорее, на способ его получения. И если наши современные словари еще не отобразили это слово в своих изданиях, ( в чем я совсем не уверена, так как, возможно, оно уже в некоторых словарях есть), то это еще не значит, что такое слово не имеет право на существвоание в живом русском языке, который во все времена опережал словарный язык, Такова прекрасная участь любого языка, который постоянно обогащается , благодаря живому языку, новыми словами, отражающими новые понятия, ( в данном случае, думаю, речь идет, я бы сказала, об уточняющем определении). Итак, привожу словообразовательную цепочку рассматриваемого слова, а именно, слова подберёзовик. берёза- берёзовый- подберезовый- подберёзовик Думаю, в этой цепочке прекрасно видна производящая основа подберезов — ( основа- это все слово без окончания) для слова подберёзовик. Итак, лишь слово подберезовый может являться производящим для производного от него слова подберезовик, отличаясь от производящего слова только одной морфемой: суффиксом -ик-, что на все сто соответствует основному требованию ( минимум разных морфем) при поиске производящего слова. Успехов Вам в дальнейшем понимании нашего прекрасного языка, который, на жаль, засоряется многими ненужными для него словами, поскольку русский язык имеет сам по себе неиссякаемые возможности для выражения самых разных понятий и представлений. Тами

Источник

Читайте также:  Курсовая работа способы обеспечения кредитных обязательств
Оцените статью
Разные способы