Подавление как способ управления

Содержание
  1. 7 нот манипуляции: как распознать эмоциональное насилие на работе и научиться ему противостоять
  2. Увертюра: зачем эти манипуляции
  3. То есть манипуляция — это технология власти, ее не применяют к добрым друзьям, ну, во всяком случае, если хотят, чтобы эти друзья оставались добрыми.
  4. Читайте также
  5. Если я могу водить людей за нос и доставлять им неприятности, я силен, я их контролирую. Хочу — эмоционально шантажирую, хочу — заставляю выполнять работу, которую они делать не собирались, хочу — расстраиваю чужие планы.
  6. Как по нотам
  7. До: страх
  8. Ре: чувство долга
  9. Ми: вина
  10. Сотруднику намекают на ситуации, в которых он не блеснул, на конфликты, рядом с которыми он стоял рядом или, не дай бог, участвовал. Если реальность теряет привычные очертания, это газлайтинг: манипулятор говорит о несуществующих вещах так убедительно, что начинает казаться, что это правда.
  11. Фа: самолюбие
  12. Соль: любопытство
  13. Выдав всё же сотруднику какую-то особую информацию, можно отмечать его избранность или винить за утечки.
  14. Ля: жалость
  15. Си: сексуальные провокации
  16. Типичная тактика людей, занимающихся домогательствами, — делать вид, будто их неадекватное поведение совершенно нормально, а хватать секретарей за коленки — обычная повседневная забота.
  17. Кода: что может сделать жертва манипуляций
  18. Понимание своих границ начинается с умения ответить себе на вопросы: кто я такой, зачем и почему я что-то делаю.
  19. Вы не обязаны выслушивать комментарии о вашей внешности, личной жизни или испытывать тотальную вину за мелкую оплошность.
  20. Гнев: управление или подавление

7 нот манипуляции: как распознать эмоциональное насилие на работе и научиться ему противостоять

Существует множество способов управления людьми. В последнее время, правда, макиавеллиевские приемы вышли из моды, а люди начали заботиться об эмоциональном комфорте вокруг себя, в том числе в офисе. Несмотря на это, психологическая манипуляция — эффективная штука. Ее трудно заметить, и еще труднее привлечь манипулятора к ответу. Наша инструкция поможет сделать климат в компании настолько токсичным, что даже работа застопорится.

Увертюра: зачем эти манипуляции

Слово «манипуляция» произошло от латинского manipulus. В нем слышен корень manus — «рука». Изначальное значение — действие, основанное на ловкости рук, — относилось, например, к кукловодам, которые путем ловких трюков заставляли кукол танцевать. И уже потом у слова появилось другое, переносное значение — ухищрение, махинация. Люди обычно недовольны, если обнаруживают, что подверглись манипуляции. Считается, что их, будто бы невидимыми ниточками, привели не к тому результату, которого бы они сами желали.

То есть манипуляция — это технология власти, ее не применяют к добрым друзьям, ну, во всяком случае, если хотят, чтобы эти друзья оставались добрыми.

Читайте также

Такое воздействие в психологии относят к эмоциональному насилию, потому неудивительно, что, столкнувшись с ним, человек испытывает чувство досады, вины, обиды и в целом теряет уверенный настрой. Исследование, проведенное в бизнес-школе Манчестерского университета в 2017 году, доказало, что работа на агрессивного манипулятора — а такие ребята обычно проявляют психопатические и нарциссические черты — грозит проблемами со здоровьем. Сотрудники, которым не повезло с боссом, демонстрировали низкий уровень удовлетворенности работой и высокий риск развития депрессии. Между тем нельзя сказать, что отвратительный начальник — такая уж редкость: статистика SuperJob показывает, что с ситуациями, когда руководство портит настроение, хамит, оскорбляет и унижает, знакомы 55% из 3000 респондентов.

Если манипуляции — такая распространенная штука, у нее должна быть какая-то иная, ощутимая выгода, раз на эффективности работы это сказывается отрицательно. И эта выгода для токсичного начальника состоит в чувстве власти.

Если я могу водить людей за нос и доставлять им неприятности, я силен, я их контролирую. Хочу — эмоционально шантажирую, хочу — заставляю выполнять работу, которую они делать не собирались, хочу — расстраиваю чужие планы.

При этом вторая сторона — жертва — тоже своего рода соучастник происходящего. Ведь это игра на двоих. Если мы поддаемся сигналам агрессора и в ответ на них меняем свои мнения, цели, привычки, то раунд состоялся. Социолог Сергей Кара-Мурза, автор книги «Манипуляция сознанием», пишет: «Манипуляция — это не насилие, а соблазн». Хотя, если бы он видел вашего начальника и познакомился с его методами, возможно, он бы передумал.

Как по нотам

Врач-психотерапевт Айна Громова рассказала о нотах манипуляции — уязвимых местах сотрудников, на которые так удобно давить плохому начальнику. У каждого человека есть пара-тройка таких ахиллесовых пяток. Ну, а боссам-агрессорам этот список позволит расширить их музыкальный репертуар.

Читайте также:  Доклад способы измерения температуры

До: страх

Как это выглядит

Запугивания. Фраза «Нет незаменимых людей». Намеки на то, что вы вот-вот провалитесь, а цена ошибки высока. Красноречивая демонстрация того, что вряд ли на какой-то другой работе вас смогут терпеть. Ну если только вас понизить в должности… Хотя нет… Всё равно не получится.

Частая критика и придирки добавят глубины переживаниям, особенно если сотрудник не особенно уверен в себе. Нота страха лучше всего работает на людях с повышенной тревожностью.

Ре: чувство долга

Как это выглядит

Срочная тревога, аврал, сообщение в мессенджер посреди отпуска и фразы вроде «Если не мы, то кто?». Тут начальник волен самоустраниться, а «мы»… то есть вы делаете работу, которая в данный момент больше похожа на подвиг Александра Матросова. Это особенно ответственное задание, с которым не сможет справиться никто на свете. И только вы, только сейчас (ничего, что уже три часа ночи) героически прикрываете амбразуру.

Рекомендуется применять на ответственных людях с перфекционистскими наклонностями и синдромом отличника. Они тогда тянут дикую нагрузку, а окружающие получают наглядный образ: как выглядит трудоголизм с человеческим лицом.

Ми: вина

Как это выглядит

Любая оплошность благодаря реакции начальства приобретает черты катастрофы, навсегда изменившей мир.

Сотруднику намекают на ситуации, в которых он не блеснул, на конфликты, рядом с которыми он стоял рядом или, не дай бог, участвовал. Если реальность теряет привычные очертания, это газлайтинг: манипулятор говорит о несуществующих вещах так убедительно, что начинает казаться, что это правда.

Иногда человеку кажется, что он слышит от босса оскорбительный, язвительный, слишком личный комментарий. Опять показалось! Комментарий-то нормальный, а вот сам сотрудник слишком раним, потерял чувство юмора и вообще как-то болезненно на всё реагирует. Тут многие тушуются, начинают сомневаться в своих реакциях.

Испытывается на людях с патологическим ощущением собственной виновности, на тех, которые вместо того, чтобы сказать: «Я не потерплю комментариев о моей собаке» — или, деловито закатав рукава: «Ок, мог ошибиться, где исправить?» — впадают в панику и рвут на себе волосы.

Фа: самолюбие

Как это выглядит

Есть подчиненные, готовые свернуть горы, стоит дать им понять, что вы ждете от них чего-то особенного, что они — да-да — избранники судьбы, у них особая роль и особое положение. С такими ребятами можно чередовать лесть и разочарованный вид. Например, человек собрался уйти из офиса в семь часов вечера, а начальник неодобрительно покачивает головой: «Ну-ну, вот именно от вас я такого не ожидал…» И всё — пристыженный работник снова включает компьютер, чтобы не посрамить земли русск… то есть своего славного реноме.

Удары по самолюбию особенно болезненны для людей, которые стремятся к высоким результатами, мечтают о достижениях и хотят быть лучшими. Проигрыш они воспринимают не как игру случая, а как личное оскорбление, что дает возможность топтаться на обостренном чувстве самости… «Помните, голубчик, в прошлом году завалили тендер…»

Соль: любопытство

Как это выглядит

Манипулятор может посвящать в тайны мадридского двора, создав доверительную атмосферу, интриговать, обещать пролить свет на самые темные закоулки бизнеса. А потом внезапно делать загадочный вид, оставлять фразу недоговоренной, уклоняться от прямого ответа…

Выдав всё же сотруднику какую-то особую информацию, можно отмечать его избранность или винить за утечки.

На любопытстве можно играть, если есть цель — создать токсичную атмосферу в компании. Сплетни о сотрудниках — отличный способ превратить рабочий коллектив в филиал серпентария.

Работает на людях с исследовательской жилкой, которые попадают впросак: сначала босс покупает их лояльность информацией, а потом прикидывается глупцом и вносит элементы путаницы: «На самом деле всё было не так… Ваша командировка планировалась не в январе и не в Калугу…»

Ля: жалость

Как это выглядит

Волк изображает овечку. Игра в жертву задумана таким образом, чтобы пробудить в работнике сочувствие и ощущение вины: «Если вы мне не поможете, я даже не знаю, что делать…», «Никому нет дела до моих проблем». Тактика «бедный я» может быть очень мощной, вплоть до угрозы наложить на себя руки. Но в итоге все страдальцы разъезжаются по домам, а жалостливый сотрудник коротает ночь над отчетом.

Прием действует с эмпатичными людьми, склонными к альтруизму.

Си: сексуальные провокации

Как это выглядит

Уместное или неуместное соблазнение. Манипулятор может использовать очарование, лесть или открыто демонстрировать сексуальный интерес, а вместе с ним и расстегнутую рубашку.

Читайте также:  Способ применения лесного бальзама для десен

Типичная тактика людей, занимающихся домогательствами, — делать вид, будто их неадекватное поведение совершенно нормально, а хватать секретарей за коленки — обычная повседневная забота.

При этом ответ «нет», который бормочет жертва, не принимается за ответ, а агрессор проявляет редкое упорство. Еще один распространенный прием: дать понять, что сотрудник обязан своему шефу, ведь он так помог его карьере, а как он может повлиять на нее в дальнейшем — о-го-го!

Применяется на людях, которые считают, что должны быть милыми и покладистыми, особенно перед лицом вышестоящих.

Кода: что может сделать жертва манипуляций

Адвокат, старший партнер коллегии адвокатов «Железников и партнеры» Роман Щербинин говорит, что на закон в этом случае рассчитывать трудно. Скажем, если речь идет о сексуальных домогательствах, то скорее имеет смысл взывать к общественному порицанию, а не к юристам. Подобные споры пока не перевели в статус трудовых деликтов, и с точки зрения закона это не нарушение.

А если, например, начальство вынуждает вас работать во внеурочное время, то, по словам Романа, «это ваша добрая воля». Отказ выполнить какую-то работу в воскресенье не может быть основанием для увольнения. Если начальник сатанеет, юрист рекомендует написать жалобу в Государственную инспекцию труда, и эта институция будет разбираться с нарушениями. «Но могу сказать, что в России в отличие от иностранных юрисдикций это не распространено», — печально заключает Роман.

А психотерапевт Айна Громова предлагает насторожиться, если одни элементы корпоративной культуры вдруг начинают распространяться на вас, минуя остальных членов компании:

«Приходя на работу, вы сразу замечаете, как тут работают. Если весь офис задерживается после окончания рабочего дня, это их негласный порядок. Вы можете отказаться от работы в таких условиях или же принять их. Но если вдруг только вам поступают ночные звонки, в то время как все остальные не жертвуют сном, это значит, что от вашей фигуры здесь ждут чего-то особенного.

В качестве ответа на манипуляции есть два варианта реакции. Первый: не замечать и действовать в соответствиями с ожиданиями агрессора. Так вы сообщаете, что в отношении вас это нормальная практика. Второй вариант: установить границы, дать понять, что подобное отношение недопустимо.

Понимание своих границ начинается с умения ответить себе на вопросы: кто я такой, зачем и почему я что-то делаю.

Подобный взгляд позволяет самостоятельно оценить себя на работе, увидеть успехи и промахи. Если у вас есть четкий взгляд на себя как на специалиста и своя позиция, то манипулировать вами будет крайне сложно. Психологически зрелый человек, проанализировав ситуацию, может распознать различные элементы воздействия, увидеть, где на вас пытаются сорвать гнев, где лезут в ваше личное пространство, где дают непрошенные советы. Если вы всё время оказываетесь в зоне чужих манипуляций, возможно, нужна кропотливая работа над своими границами.

Вы не обязаны выслушивать комментарии о вашей внешности, личной жизни или испытывать тотальную вину за мелкую оплошность.

Проанализируйте притязания начальства: у босса есть право оценивать результаты работы, премировать вас или снять финансовую компенсацию.

Но если человек позволяет себе личные выпады, то он проявляет себя как токсичный руководитель. В любом случае поведение начальства — не финал истории. Именно от вас зависит, как на это отреагировать. Пока вы в зоне манипуляции, значит, мяч на вашей стороне поля и вы должны дать правильный ответ».

Таким ответом станет выражение вашего несогласия играть по правилам манипулятора. И главным здесь будет умение говорить нет. Не извиняясь, не страдая, не впадая в чувство вины, не находя сто тысяч оправданий. «Нет, мне это не подходит», «Нет, я не готов», «Нет, я не терплю такого тона по отношению к себе». Этот полезный навык позволит не вестись ни на лесть, ни на агрессию, ни на иные приемы нападающего.

Источник

Гнев: управление или подавление

Сегодняшняя статья о том, что такое управлять гневом и чем отличается управление гневом от его подавления.

Большинство людей воспринимают слова «управление гневом», «управлять гневом» как подавление гнева. А это в корне не так. Давайте разберем два эти понятия.

Начнем с понимания того, что такое чувства и в чем их функция. Человек в своей жизни переживает целую гамму чувств в зависимости от обстоятельств — это может быть радость, боль, печаль, страх, злость, обида, вина и т. д. Через эти чувства, а точнее через выражение этих чувств изнутри наружу, мы даем этому миру, другим людям обратную связь на то, что с нами происходит. Т.е. мы через чувства в том числе, взаимодействуем с внешним миром. Так проявлением гнева, злости мы защищаем себя: свои внешние и внутренние границы, свое мировоззрение. Гнев — это защитная реакция на какую-либо угрозу, проявление инстинкта самосохранения. Через проявление гнева человек пытается справится с ситуацией, пытается ею управлять для того, чтобы защититься от боли. Управлять гневом — это значит осознавать угрозу, своевременно «выпускать пар», не накапливая злость, и уметь себя защитить, когда это необходимо. Другими словами, управлять гневом — это делать шаг навстречу себе.

Читайте также:  Способы предложение за муж

Очень часто я в своей практике встречаю такой феномен, как запрет на выражения чувств, в частности, запрет на выражение чувства гнева. О чем это? Например, девочка, когда была маленькой, ей мама сказала: «Ай-ай-ай, злиться нехорошо. Ты же девочка, нужно вести себя так-то и так-то. Контролировать свои чувства и не показывать свой гнев. Гнев тебя искажает, он не красит девочек вообще.» Таким образом ребенку поставили запрет на выражение гнева. И что происходит? Всю свою жизнь эта девочка, потом уже взрослая женщина, этот гнев подавляет. Складывает его в этот внутренний резервуар или как я его называю «сосуд с гневом». Этот сосуд постепенно все больше и больше наполняется и со временем доходит до определенного уровня, до своей верхней границы. И что тогда происходит с человеком? Человек перестает себя контролировать. Т.е. до этого этот человек, эта маленькая девочка или эта взрослая женщина, считала, что она контролирует свой гнев, тем что она подавляла, складывала туда внутрь. Но когда уровень достигает этой верхней точки, уже гнев начинает управлять этим человеком. И в этом заключается основная ошибка людей, которые уверены в том, что управлять гневом, это значит его подавлять. Это в корне неверный подход.

Подавление гнева — это игнорирование своих чувств в угоду кому-то или чему-то. Когда мы подавляем гнев, мы только накапливаем внутри себя разрушительные эмоции, раскаляем свой внутренний вулкан и никак не решаем проблему, никак не пытаемся изменить ситуацию или защитить себя. Если постоянно подавлять свой гнев, не выпуская никаким способом и ни при каких обстоятельствах его наружу, то достигнув критической массы, этот гнев начинает управлять человеком. Например, это хроническое раздражение на кого-то: злость накапливается, накапливается, накапливается, пока не настанет критический момент, когда эта злость, этот гнев вырвется наружу в виде взрыва, либо пока мы не заболеем каким-либо психосоматическим заболеванием. И это шаг ни к себе, а от себя.

Когда мы даем обратную связь и таким образом выражаем свой гнев цивилизованно, мы даем возможность другим людям взглянуть на ситуацию по-другому и изменить свое поведение по отношению к нам. Т.е. через выражение чувств мы даем обратную связь. Когда человек легко умеет выражать эти чувства, когда он их осознает, понимает и выпускает, он существует в этом мире довольно гармонично. Т.е. он дает людям, этому миру обратную связь и соответственно, люди и мир, его понимают, принимают и каким-то образом они меняются для того чтобы это взаимодействие сохранить, а может быть даже улучшить.

Вот почему важно выражать свои чувства. Когда мы их выражаем, повторюсь еще раз, мы даем обратную связь людям и этому миру. Обратную связь о том, что мы чувствуем, что нам нравится, что нам не нравится. Это делает нас живыми, открытыми и в тоже время это есть забота нас о самих себе, открыто говорить, выражать свои чувства. Когда мы их открыто выражаем, это способствует укреплению отношений. Причем любых отношений: дружеских, любовных, отношений между родителями и детьми, отношений между коллегами. Выражения могут быть разными, но мы сегодня не будем этого касаться. В любом случае другие люди нас лучше понимают. Они понимают, что мы чувствуем, как мы на это реагируем. Это им помогает лучше оценить нашу реакцию и оценить свое поведение.

Управлять гневом — это значит не допускать накопление гнева внутри себя. Не допускать — это значит оставлять сосуд гнева постоянно пустым, т.е. научится выпускать это чувство безопасно для себя и для окружающих людей.

Если вы хотите глубоко проработать для себя тему управления гневом, оставляйте заявку на «Курс по управлению гневом».

Источник

Оцените статью
Разные способы