ТЕМА I. Предмет и значение логики.
1. Почему законы мышления в классической (формальной) логике получили название формальных законов?
1) поскольку они обращают внимание на формы, в которых протекают мыслительные операции;
1) так как они нацелены на раскрытие закономерностей мышления;
1) в силу того, что они обращены на содержание мышления.
2. Под логической формой понимают:
1) определенный порядок, в котором высказываются те или иные мысли;
2) способ организации или способ связи входящих в состав конкретной мысли ее элементов;
3) способ изложения мыслей.
3. Логика – это наука …
1) об умении вести дискуссию, спор.
2) о формальности человеческого мышления;
3) о формах и законах правильного мышления;
4.Что понимается под логическими законами?
1) это – требования, нормы, которым наше мышление должно подчинятся;
2) они ставят целью изобразить как совершается мышление;
3) они дают нам истинное знание при любых обстоятельствах.
5. В процессе рассуждения возможна логическая ошибка, поскольку:
1) из–за того, что само мышление человека является малоизученной областью.
2) человек в принципе не может познать мир;
3) субъект намеренно или ненамеренно нарушает правила мышления;
6. Логические парадоксы …
1) являются досадным недоразумением
2) свидетельствуют о принципиальной невозможности постижения мира;
3) способствуют дальнейшей выработке эффективных способов постижения и объяснения действительности;.
7. Почему необходимо изучать логику?
1) чтобы побеждать в любых спорах;
2) чтобы доказательно рассуждать, не совершать логических ошибок;
3) чтобы уклоняться от неприятных дискуссий и не вступать в спор с вышестоящими органами.
8. Что понимается под логической культурой?
1) умение оперировать понятиями и суждениями, умозаключать и доказывать;
2) умение красиво излагать свои мысли;
3) доказать что угодно и где угодно.
9. Логическая культура личности определяется:
1) окружающей человека средой.
2) только биологическими факторами, т.е. врожденным потенциалом человека;
3) врожденным потенциалом человека, окружающей социальной средой;
10. В чем заключается существенное отличие формально-логических законов от законов природы?
1) в том, что законы природы объективны, а законы логики – субъективны;
2) законы природы в принципе не нарушемы, а законы мышления нарушаются;
3) в том, что законы природы действуют сами по себе, а логические законы зависят от людей.
ТЕМА III. Понятие
1.Выберите правильный вариант логической операции обобщения понятия “электрон”:
1) проводник.2) атом; 3) молекула; 4) элементарная частица;
2. Выберите правильный вариант логической операции ограничения понятия «общество»:
1) первобытное общество; 2) совокупность людей; 3) объединение людей; 4) результат деятельности людей; 5) кампания.
3. Установите правильность следующего определения; если оно неверное, то какое правило определения нарушено:
«Жизнь есть сумма жизненных функций»
1) определение должно быть точным, ясным.2) правило соразмерности: слишком широкое определение; 3) правило соразмерности: слишком узкое определение; 4) правильное; 5) определение делает круг;
4. Проверьте правильность деления понятия; в неправильном делении определите, какие правила нарушены:
«Периодические издания подразделяются на газеты и журналы»
1) нарушено правило непрерывности деления;2) нарушено правило соразмерности; 3) нарушено правило: основание должно быть существенным; 4) нарушено правило: деление должно иметь одно основание; 5) правильное; 6) нарушено правило: члены деления должны взаимно исключать друг друга.
5. Установите правильность следующего определения; если оно неверное, то какое правило определения нарушено:
«Концерн – форма монополистического объединения»
1) правильное;2) определение делает круг; 3) правило соразмерности: слишком узкое определение; 4) определение должно быть точным, ясным; 5) правило соразмерности: определение слишком широкое; 6) определение не должно быть отрицательным.
6. Проверьте правильность деления понятия: в неправильном делении определите, какие правила нарушены:
« Учебные предметы делятся на обязательные и необязательные»
1) нарушено правило: основание должно быть существенным; 2) нарушено правило соразмерности; 3) нарушено правило: деление должно иметь одно основание; 4) дихотомия; 5) нарушено правило непрерывности деления; 6) нарушено правило: члены деления должны взаимно исключать друг друга.
7. Определите вид следующего понятия – «инспектор»:
1) общее; 2) пустое; 3) единичное.
8. Определите вид следующего понятия – «философское произведение Сократа»:
1) общее; 2) пустое; 3) единичное;
9. Какому ряду соответствует схема (на схеме понятие каждого ряда обозначены по порядку А, В, С, Д)
| |
| |
|
а) офицер – майор – рабочий – токарь
б) коллективное решение – неправильное решение – неизменное решение – принятое единогласно решение
10. Какому ряду понятий соответствует схема (понятия каждого ряда обозначены по порядку А, В, С, Д).
| |
| |
|
|
1) Бермудский треугольник, равносторонний треугольник, остроугольный треугольник, равнобедренный треугольник
2) лес, хвойный лес, дерево, сосна
3) болезнь, больной человек, больное сердце, человек с больным сердцем.
ТЕМА IV. Суждение
1. Определите, выражает ли данное предложение суждение?
«Прощай, свободная стихия!»
2. Определите, выражает ли данное предложение суждение?
«Что яростной толпе сраженный гладиатор?»
3. Определите вид суждения:
«Некоторые страны имеют однопартийную систему».
1) экзистенциальное.2) реляционное; 3) атрибутивное;
4. Определите вид суждения:
«Севернее островов Новой Земли находятся острова, носящие название Земля Франца Иосифа».
1) экзистенциальное; 2) реляционное; 3) атрибутивное.
5. Определите вид суждения:
«Ничего не существует беспричинно»
1) экзистенциальное; 2) реляционное; 3) атрибутивное.
6. Определите вид суждения по объединенной классификации и его символическое обозначение по логическому квадрату:
« В здоровом теле здоровый дух».
1) суждение Е. Ни одно S не суть Р.
2) суждение А. Все S суть Р.
3) суждение I. Некоторые S суть Р.
4) суждение О. Некоторые S не суть Р.
7. Определите вид суждения по объединенной классификации и его символическое обозначение по логическому квадрату:
«Не все выдающиеся музыканты имели абсолютный слух»
1) суждение I. Некоторые S суть Р.
2) суждение А. Все S суть Р.
3)суждение Е. Ни одно S не суть Р.
4) суждение О. Некоторые S не суть Р.
8. Определите вид суждения по объединенной классификации и его символическое обозначение по логическому квадрату:
« 70% всего мирового грузооборота перевозится морским путем».
1) суждение I. Некоторые S суть Р.
2) суждение А. Все S суть Р.
3) суждение О. Некоторые S не суть Р.
4) суждение Е. Ни одно S не суть Р.
9. Какое отношение в логическом квадрате отражает данное положение:
« Два суждения могут быть одновременно истинными, но не могут быть одновременно ложными»
1) подчинения; 2) противоречия; 3) частичной совместимости; 4) противоположности.
10. Какое отношение в логическом квадрате отражает данное положение:
« Из истинности общих суждений следует истинность частных, но из истинности частных суждений истинность общих не обязательна».
1) противоположности; 2) подчинения; 3) противоречия; 4) частичной совместимости.
11. Какое отношение в логическом квадрате отражает данное положение:
«Оба суждения не могут быть одновременно истинными, но могут быть ложными».
1) подчинения; 2) противоречия; 3) противоположности; 4) частичной совместимости.
12. Какое отношение в логическом квадрате отражает данное положение:
« Из двух суждений одно должно быть истинным, а другое – ложным».
1) противоречия; 2) противоположности; 3) подчинения; 4) частичной совместимости.
ТЕМА V. Дедуктивное умозаключение.
1. Выберите правильный вариант логической операции превращения следующего суждения:
« Ни один приговор суда не должен быть необоснованным»
1) Все приговоры суда должны быть обоснованными.
2) Все приговоры суда должны быть необоснованными.
3) Ни один приговор суда не должен быть обоснованным.
4) Все приговоры суда не должны быть обоснованными
2. Выберите правильный вариант логической операции обращения следующего суждения:
«Все экономические законы объективны».
1) Все объективные законы – экономические.
2) Некоторые объективные законы – экономические.
3) Не обращается.
4) Некоторые экономические законы – объективны.
3. Выберите правильный вариант логической операции противопоставления предикату следующего суждения:
«Некоторые врачи – невропатологи».
1) Все невропатологи – врачи.
2) Некоторые не невропатологи – врачи.
3) Не преобразовывается.
4) Ни один невропатолог не является не врачом.
4. В приведенном силлогизме проверьте правильность заключения; если заключение неверно, определите, какое правило силлогизма нарушено:
a) Все секретари заняты полезным делом.
Некоторые птицы – секретари.
Следовательно, некоторые птицы заняты полезным делом.
1) если одна из посылок суждения частное, то и заключение должно быть частным.2) заключение верное; 3) средний термин в одной из посылок не распределен; 4) из двух частных суждений нельзя сделать заключение; 5) не верное: в силлогизме более 3-х терминов;
б) Супруги должны материально поддерживать друг друга.
М. и Н. Поддерживают друг друга.
Следовательно, М. и Н. Есть супруги.
1) заключение верное; 2) заключение неверно: средний термин в посылках не распределен; 3) в силлогизме должно быть три термина; 4) термины, не взятые в посылках во всем объеме, не могут быть и в заключении взяты во всем объеме; 5) из двух частных суждений нельзя сделать заключения.
в) Все сочинения А.П. Чехова нельзя прочитать за один день.
«Душечка» – произведение Чехова.
Следовательно, «Душечку» нельзя прочитать за один день.
1) не верное: в силлогизме 4 термина; 2) заключение верное; 3) средний термин в посылках не распределен; 4) для получения отрицательного заключения, необходимо, чтобы посылка была также отрицательной; 5) из двух отрицательных суждений нельзя вывести заключения; 6) термины не взятые в посылках во всем объеме, не могут в заключении взяты во всем объеме.
г) Некоторые религии не допускают многоженства
Все религии освящают брак.
Следовательно, некоторые религии освящают многоженство.
1) в силлогизме должно быть не более 3-х терминов; 5) из двух отрицательных суждений нельзя вывести никакого заключения.2) заключение верное; 3) средний термин в посылках не распределен; 4) неверно: если посылка отрицательна, то и заключение должно быть отрицательным;
5. Определите фигуру силлогизма:
Ни одно цветковое растение не размножается спорами.
Папоротники размножаются спорами.
Папоротники не суть цветковые растения.
1) 1 фигура; 2) 2 фигура; 3) 3 фигура; 4) 4 фигура.
6.Определите фигуру силлогизма:
Все тела, имеющие меньшую плотность, чем вода, плавают на воде.
Все тела из дерева имеют меньшую плотность, чем вода.
Следовательно, все тела из дерева плавают на воде.
1) 3 фигура; 2) 1 фигура; 3) 2 фигура; 4) 4 фигура.
7.Определите фигуру силлогизма:
Все врачи имеют высшее образование.
Некоторые врачи работают а поликлинике.
Следовательно, некоторые работающие в поликлинике имеют высшее образование.
1) 2 фигура; 2) 1 фигура; 3) 3 фигура; 4) 4 фигура.
Источник
Логика: учебник для юридических вузов (3 стр.)
§ 2. ПОНЯТИЕ О ФОРМЕ И ЗАКОНЕ МЫШЛЕНИЯ
Форма мышления
Любая мысль имеет содержание и форму. Под содержанием мысли понимают отображенные в ней предметы, их свойства и отношения. В мышлении содержание существует в понятиях, суждениях и умозаключениях. Каждая из этих форм будет подробно рассмотрена в следующих главах. Здесь остановимся на них кратко, чтобы раскрыть понятие логической формы.
Отдельные предметы или их совокупности отражаются мышлением человека в понятиях, различных по своему содержанию. Например, «юридический закон» и «грабеж» — понятия, отражающие различные предметы. Юридический закон — это нормативный акт, исходящий от высшего органа государственной власти и обладающий высшей юридической силой. Грабеж в уголовном законодательстве рассматривается как открытое хищение чужого имущества. Но эти различные явления мыслятся одним и тем же способом — как определенная совокупность их общих, существенных признаков, относящихся к любому юридическому закону, к любому грабежу.
Выделяя характерные в определенном отношении признаки одного предмета или общие, повторяющиеся признаки группы предметов, мы образуем понятие предмета А как некоторую совокупность его существенных признаков а, Ь, с и т. д., определенным образом связанных друг с другом.
Таким образом, различные предметы отражаются в мышлении человека одинаково — как определенная связь их существенных признаков, т. е. в форме понятия.
В форме суждений отражаются связи между предметами и их свойствами. Эти связи утверждаются или отрицаются. Например, в суждении «Обвиняемый имеет право на защиту» утверждается связь между обвиняемым и правом на защиту. В суждении «Это преступление не является умышленным» — связь между совершенным преступлением и умыслом отрицается.
Приведенные суждения различны по своему содержанию, однако способ связи частей (элементов) этого содержания одинаков, эта связь выражается в форме утверждения или отрицания. Обозначив понятия, входящие в суждение, принятыми в логике символами S (субъект) — так обозначается понятие о предмете суждения — и Р (предикат) — понятие о признаке предмета, получим схему, общую для любого суждения данного вида: S — Р, где S и Р — понятия, входящие в суждение, знак «-» обозначает связь между ними.
Под S и Р можно мыслить любые предметы и их признаки, под знаком «-» — любую связь (и утвердительную, и отрицательную). Таким образом, суждение представляет собой способ связи понятий, выраженный в форме утверждения или отрицания.
Рассматривая умозаключение, при помощи которого из одного или нескольких суждений (они называются посылками) выводится новое суждение (заключение), можно установить, что в умозаключениях одного вида вывод получается одним и тем же способом. Например, из суждений: «Свидетель не должен давать ложных показаний» и «Федоров — свидетель» — с необходимостью вытекает новое суждение: «Федоров не должен давать ложных показаний». Вывод получается потому, что суждения, из которых выводится заключение, связаны общим для них понятием «свидетель».
Подобным же образом, т. е. благодаря связи суждений, можно получить вывод из суждений, имеющих любое содержание. Общим, что имеется в различных по содержанию умозаключениях, является способ связи суждений.
Итак, общим, не зависящим от конкретного содержания мыслей, для всех форм мышления является способ связи элементов мысли — признаков в понятии, понятий в суждении и суждений в умозаключении. Обусловленное этими связями содержание мыслей существует в определенных логических формах.
Логическая форма, или форма мышления, — это способ связи элементов мысли, ее строение, благодаря которому содержание существует и отражает действительность.
В реальном процессе мышления содержание и форма мысли существуют в неразрывном единстве. Нет «чистого», лишенного формы содержания, нет «чистых», бессодержательных логических форм. Однако в целях специального анализа мы вправе отвлечься от конкретного содержания мысли, сделав предметом изучения ее форму.
Исследование логических форм безотносительно к их конкретному содержанию и составляет важнейшую задачу науки логики.
Закон мышления
Рассмотрев понятие логической формы, следует уточнить понятия «мысль» и «рассуждение».
Мысль — это результат процесса познания в форме понятия или суждения. Рассуждение — умозаключение или несколько взаимосвязанных умозаключений, переход от посылок к заключению.
Мысль может быть истинной или ложной. Мысль является истинной, если она соответствует действительности. Мысль, не соответствующая действительности, является ложной. Так, суждение «Франция — европейская страна» истинно, оно соответствует действительности. Суждение «Мозамбик — европейская страна» — ложно, оно не соответствует действительному географическому положению этой страны.
Ошибки, связанные с содержанием мыслей, называются фактическими ошибками. Они появляются вследствие незнания предмета, неосведомленности о реальном положении дел.
Истинность мыслей по содержанию — необходимое условие достижения верных результатов в процессе рассуждения. Другим необходимым условием является логическая правильность рассуждений. Если это условие не соблюдается, то ложный результат может быть получен из истинных мыслей.
Например, из истинных мыслей: «Некоторые промышленно развитые страны находятся в Европе» и «Япония — промышленно развитая страна» следует ложный вывод: «Япония находится в Европе». Рассуждение неправильно, необходимая связь посылок, из которой выведено заключение, отсутствует.
Логическая правильность рассуждений обусловлена законами мышления.
Закон мышления, или логический закон, — это необходимая, существенная связь мыслей в процессе рассуждения.
Ошибки, связанные с нарушением законов логики, называются логическими ошибками. Они делятся на паралогизмы и софизмы. Паралогизм (от греч. paralogismos — возле, около логики) — это непреднамеренная логическая ошибка. Она возникает в результате недостаточно высокой культуры мышления: в неясной формулировке мыслей, в непоследовательности и необоснованности в рассуждениях. Софизм (от греч. sophisma — хитрость, уловка) — преднамеренная логическая ошибка, позволяющая неверное рассуждение выдать за истинное. Умение разоблачать софизмы — важная задача логики.
В отличие от законов как нормативно-правовых актов, устанавливаемых государством, законы мышления не устанавливаются людьми; они формируются независимо от воли и желания человека. Их объективной основой являются относительная устойчивость, качественная определенность, взаимообусловленность предметов действительности. Вместе с тем, отражая определенные стороны действительности, логические законы не являются законами самих вещей. Это своеобразное отражение реальных связей, опосредованное многовековой практикой человеческого познания.
Законы, изучаемые формальной логикой (их называют также формально-логическими), следует отличать от диалектических законов мышления: Формально-логические законы, которые в современной логике рассматриваются как тождественно-истинные высказывания, или логические тавтологии, обуславливают правильность рассуждений. Благодаря их действию выведение новых знаний из истинных и проверенных суждений с необходимостью приводит к истине. Законы диалектики — единства и борьбы противоположностей, взаимного перехода количественных и качественных изменений, отрицания отрицания — являются не только законами объективного мира, но и законами мышления, они являются предметом изучения диалектической логики. Сознательное применение этих законов в процессе познания позволяет воспроизвести в мышлении диалектику материального мира: взаимосвязь явлений, их изменение и развитие, присущие им противоречия и т. д.
Познавая сложные диалектические процессы объективною мира, мышление вместе с тем подчиняется формально-логическим законам, без соблюдения которых нельзя правильно рассуждать о диалектике объективного мира.
Источник