Государственное регулирование экономики
Под регулированием любой из систем понимается комплекс из действий, способов, управленческих решений, применяемых для корректировки данной системы. В разное время своего различия, различные типы экономических систем либо строились полностью полагаясь на государственное регулирование, либо полностью отрицали роль государства в экономическом развитии. Современные реалии говорят о том, что в некоторых сферах и областях данный инструмент является обязательным, но не отрицает существование частного бизнеса и партнерства с ним.
Государственное регулирование экономики – определение термина
Государственное регулирование экономики (ГРЭ) — комплекс из действий, способов, управленческих решений, применяемых для приведения экономической системы в нужное состояние. Осуществляется ГРЭ путем воздействия на ценообразование, социальную сферу, эмиссионную политику, бюджетную политику, иные экономические показатели.
Жесткое ГРЭ присуще административному (командному) типу экономических систем, характеризующемуся плановыми показателями, централизацией, монополией на ресурсы и директивным установлением цен.
Для модели рыночной экономики присущи снижение регулирующей функции государства, она основана на праве частной собственности, рыночном ценообразовании и конкуренции.
Однако, приведение экономической модели к рыночному типу может характеризоваться шоковой терапией, резкими изменениями, иными негативными процессами. Также следует признать, что существуют изначально неприбыльные отрасли, но необходимые для экономики. В данной ситуации, возникает необходимость ГРЭ даже при рыночной модели.
Роль государства в экономике
Роль государства в экономике определяется следующими направлениями:
- создание нормативно-правовых актов, регулирующих экономические, политические, социальные процессы;
- проведение антимонопольного регулирования, что создает условия здоровой конкуренции между производителями и улучшает качество товаров и услуг;
- распределение дохода путем регулирования налогообложения и выплат социальных пособий (пенсии, стипендии, декретные, больничные и пр.);
- развитие научной деятельности;
- контроль за использованием возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов, недр;
- регулирование отраслевой структуры экономики;
- проведение сдерживающей либо стимулирующей экономической политики;
- контроль за важнейшими социально-экономическими показателями;
- производство общественно необходимых благ.
—>
Государственное регулирование экономики – цель, принципы и методы
Целью ГРЭ является обеспечение стабильного функционирования экономической системы в переходном периоде путем принятия определенных мер. Это могут быть меры законодательные, контрольные и иные. Они призваны помочь экономике приспособиться к изменяющимся условиям функционирования. Меры направляются на регулирование ресурсной базы, процесса производства, финансовых потоков.
Меры ГРЭ могут приниматься как на уровне федерации, так и локально.
Принципами ГРЭ являются:
- Применять рыночные инструменты регулирования при наличии возможности их применения. Т.е. при прочих равных условиях, давать бизнесу возможности роста и развития, но при необходимости финансировать отрасли, непривлекательные для бизнеса.
- Строить отношения с частным бизнесом на принципах государственно-частного партнёрства, исключая монополизацию отраслей и организаций.
- Мероприятия ГРЭ должны быть направлены на поддержание стабильности экономического развития.
- Осуществлять более жесткое ГРЭ в кризисные периоды, а также жестко контролировать сферу международных экономическо-политических отношений.
- Обеспечение защищенности уязвимых групп населения путем перераспределения доходов.
Прямые методы ГРЭ характерны административной экономической модели, и предполагают директивные планы, ограничения, запретительные меры, обязательные к исполнению.
Косвенные методы характерны рыночной модели экономического развития, и задают только индикативные параметры («рамочные» условия). Они носят стимулирующий характер.
Воздействие различными методами с целью регулирования осуществляется на бюджетную политику, эмиссию денежных средств, распределение ресурсов.
Источник
Право. 10 класс
Конспект урока
Урок №11. Форма государства
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
1. Что такое форма государства?
2. Каковы особенности государственного устройства современных государств?
3. Как реализуется политический режим государств?
Глоссарий по теме:
Форма государства – особенности государств, связанные с порядком формирования органов власти, территориальной организацией власти, методами осуществления власти.
Форма правления – порядок формирования высших органов власти.
Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется монархом, передаётся по наследству и не предусматривает ответственности монарха перед населением.
Республика — форма правления, при которой верховная власть государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым населением на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями.
Парламентская республика — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит парламенту.
Президентская республика — форма правления, при которой высшим должностным лицом в государстве является президент, наделенный властными полномочиями и функциями главы государства и главы правительства.
Смешанная республика – республика, сочетающая в себе черты парламентской и президентской республики.
Форма государственного устройства — способ территориальной организации государственной власти.
Унитарное государство — целостное государственное образование, административно-территориальные единицы которого не обладают признаками суверенитета.
Федерация — сложное союзное государство, субъекты которого являются государственными образованиями и обладают признаками суверенитета.
Конфедерация — государственно-правовой союз суверенных государств.
Политический режим — совокупность способов и методов осуществления государственной власти.
Ключевые слова: Форма государства; форма правления; монархия; республика; парламентарная республика; президентская республика; смешанная республика.
Основная литература по теме урока:
Певцова Е.А. Право: основы правовой культуры: учебник для 10 классов общеобразовательных учреждений. Базовый и углубленный уровни в 2 ч. Ч.1/. Е.А. Певцова – М.: ООО «Русское слово» – учебник», 2017. – 41 — 66 с. – (Инновационная школа).
На уроке мы узнаем, что включает в себя понятие «Форма государства»
Научимся решать типовые задания формата ЕГЭ на применение знаний ЕГЭ, касающихся вопросов формы государства, особенностей государственного устройства
Сможем раскрывать сущность основных понятий.
Основное содержание урока
Форма государства – способ осуществления государственной власти, выражающийся в форме правления, форме государственного устройства и политическом режиме.
I. Под формой правления понимается организация высших органов государственной власти (порядок их образования, взаимоотношений, степень участия народных масс в их формировании и деятельности). При одном и том же типе государства могут быть разнообразные формы правления.
Основными формами правления являются монархия и республика.
1. Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу (монарху) и передаётся по наследству;
Монархия может быть:
1. абсолютная (всевластие главы государства);
2. конституционная (полномочия монарха ограничены конституцией).
2. Республика — при которой источник власти — народное большинство; высшие органы власти избираются гражданами на определенный срок.
Республика может быть:
1. Парламентская (президент — глава государства; правительство ответственно только перед парламентом);
2. Президентская (президент — глава государства; правительство ответственно перед президентом).
3. Смешанная — республика, сочетающая в себе черты парламентской и президентской республики.
II. Государственное устройство — это внутренняя национально-территориальная организация государственной власти, деление территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями.
По форме государственного устройства государства делят на:
1. Унитарные — это единые государства, состоящие лишь из административно-территориальных единиц (областей, провинций, губерний и т. д.). К унитарным государствам относятся: Франция, Финляндия, Норвегия, Румыния, Швеция.
Признаки унитарного государства:
1. Существование одноуровневой системы законодательства;
2. Подразделение на административно-территориальные единицы (АТЕ);
3. Существование только одного гражданства;
2. Федеративные — это союзные государства, складывающиеся из ряда государственных образований (штатов, кантонов, земель, республик). Примеры: США, Индия
Федерация облагает такими признаками:
1. Союзное государство, состоящее из ранее суверенных государств;
2. Наличие двухуровневой системы государственных органов;
3. Двухканальная система налогообложения.
3. Конфедерации — временный союз государств, созданный для совместного решения политических или экономических задач.
Конфедерация не обладает суверенитетом, так как отсутствует общий центральный государственный аппарат и единая система законодательства.
Различают следующие виды конфедераций:
1. Межгосударственные союзы;
3. Сообщества государств.
Примеры: Содружество Независимых Государств, НАТО
III. Политический режим — система методов, приемов и средств, с помощью которых осуществляется политическая власть и характеризуется политическая система данного общества.
1. Демократический политический режим — основан на признании народа основным источником власти, на принципах равенства и свободы.
Признаки демократии следующие:
1. Выборность — происходит избрание граждан в органы государственной власти путем всеобщих равных и прямых выборов;
2. Разделение властей — власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную ветви, независимые друг от друга;
3. Гражданское общество — граждане могут воздействовать на власть при помощи развитой сети добровольческих общественных организаций;
4. Равноправие — все имеют равные гражданские и политические
права и свободы, а также гарантии их защиты;
5. Плюрализм — господствует уважение к чужим мнениям и идеологиям, в том числе к оппозиционным, обеспечены полная гласность и свобода прессы от цензуры;
6. Согласие — политические и другие социальные отношения направлены на поиск компромисса, а не на насильственное решение проблемы; все конфликты решаются правовым путем.
2. Авторитарный политический режим — то недемократический государственный строй, характеризующийся режимом личной власти, «самочинными» диктаторскими методами правления.
Основные признаки авторитарного режима:
1. Власть носит неограниченный, неподконтрольный гражданам характер и концентрируется в руках одного человека или группы лиц. Это может быть тиран, военная хунта, монарх и т.д.;
2. Опора (потенциальная или реальная) на силу. Авторитарный режим может и не прибегать к массовым репрессиям и даже пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако, в принципе, он может позволить себе любые действия по отношению к гражданам с тем, чтобы принудить их к повиновению;
3. Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции, независимой легальной политической деятельности. Данное обстоятельство не исключает существования ограниченного числа партий, профсоюзов и некоторых других организаций, но их деятельность строго регламентируется и контролируется властями;
4. Пополнение руководящих кадров осуществляется путем кооптации, а не предвыборной конкурентной борьбы; отсутствуют конституционные механизмы преемственности и передачи власти. Смена власти нередко происходит через перевороты с использованием вооруженных сил и насилия;
5. Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во вне политические сферы, и, прежде всего, в экономику. Власть занимается, в первую очередь, вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны и внешней политики, хотя она может влиять и на стратегию экономического развития, проводить активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного саморегулирования.
3. Тоталитарный политический режим — это режим «всепоглощающего властвования», который беспредельно вмешивается в жизнь граждан, включая всю их деятельность в объеме своего управления и принудительного регулирования.
Признаки тоталитарного политического режима:
1. Наличие единственной массовой партии во главе с харизматическим лидером, а также фактическое слияние партийных и государственных структур. Это своего рода «партия-государство», где на первом месте во властной иерархии стоит центральный партийный аппарат, а государство выступает в качестве средства реализации партийной программы;
2. Монополизация и централизация власти, когда такие политические ценности, как подчинение и лояльность по отношению к «партии-государству», являются первичными по сравнению с ценностями материальными, религиозными, эстетическими в мотивации и оценке человеческих поступков. В рамках этого режима исчезает грань между политическими и неполитическими сферами жизни («страна как единый лагерь»). Вся жизнедеятельность, включая уровень частной, личной жизни, строго регламентируется. Формирование органов власти на всех уровнях осуществляется через закрытые каналы, бюрократическим путем;
3. «Единовластие» официальной идеологии, которая посредством массированной и целенаправленной индоктринации (СМИ, обучение, пропаганда) навязывается обществу как единственно верный, истинный способ мышления. При этом упор делается не на индивидуальные, а на «соборные» ценности (государство, раса, нация, класс, клан). Духовная атмосфера общества отличается фанатичной нетерпимостью к инакомыслию и «инакодействию» по принципу «кто не с нами — тот против нас»;
4. Система физического и психологического террора, режим полицейского государства, где в качестве базового «правового» принципа господствует принцип: «Разрешено только то, что приказано властью, все остальное запрещено».
Расисткий, Фашисткий режимы
Разбор типового тренировочного задания
Восстановите хронологическую последовательность эволюции монархической формы правления:
Из предложенных вариантов определите, что относится к форме государства, решите Из предложенных вариантов определите, что относится к форме государства, решите ребус-соответствие:
Источник