Почему у живых организмов существуют такие разнообразные способы передвижения биология 6 класс

Биология

Движение. Почему у живых организмов существуют такие разнообразные способы передвижения?

Разнообразные способы движения дают преимущество перед конкурентами. Как в охоте на дичь, так и в спасении дичи от охотника. И еще дают приспособление в передвижении в разных средах жизни (водная, наземно-воздушная, почвенная и в живом организме, паразиты, например) и на различных рельефах местности (горные козлы и гепард на равнине).

Ещё по теме

Дыхание растений. Каковы отличительные особенности процессов фотосинтеза и дыхания и какова взаимосвязь между ними?

Движение. К какому типу относятся движения кошки?

Скелет — опора организма. Каково значение скелета?

Значение животных в природе и жизни человека. Дополните предложение и запишите его в тетрадь: «Домашние животные — это …». Объясните, для чего человек приручал диких животных.

Деление клетки. Какова биологическая роль митоза и мейоза?

Сезонные изменения экосистем. Осень. Зима. Как живые организмы готовятся к зиме? Как переносят зиму разные организмы?

Влияние факторов среды на строение листа. Докажите, что строение листа связано с условиями обитания растений.

Органы цветковых растений. Чем стержневая корневая система отличается от мочковатой? У каких растений стержневая система?

Плоды. Выясните, на каких растениях, растущих в вашем районе, ещё висят плоды. Определите, к какому типу эти плоды относятся.

Рост и развитие растений. Что такое семя? Каково его значение?

Если материал понравился Вам и оказался для Вас полезным, поделитесь им со своими друзьями!

О сайте

На нашем сайте вы найдете множество полезных калькуляторов, конвертеров, таблиц, а также справочных материалов по основным дисциплинам.

Самый простой способ сделать расчеты в сети — это использовать подходящие онлайн инструменты. Воспользуйтесь поиском, чтобы найти подходящий инструмент на нашем сайте.

calcsbox.com

На сайте используется технология LaTeX.
Поэтому для корректного отображения формул и выражений
пожалуйста дождитесь полной загрузки страницы.

© 2021 Все калькуляторы online

Копирование материалов запрещено

Источник

Конспект урока биологии на тему№Движение животных»(6 класс)

Тема урока « Движение животных »

познакомиться с особенностями движения различных живых организмов, осознать необходимость и сущность процесса движения для всего живого; создать условия для выявления взаимосвязи между особенностями строения живых организмов и средой обитания, нахождения путей решения проблем.

развивать умения находить нужные сведения в тексте, в полученной информации, при просмотре фрагментов фильма об организмах; устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, анализировать, обобщать.

способствовать воспитанию интереса к предмету, к результату своего труда, уважение к одноклассникам, эстетическое воспитание и любовь к природе.

Требования к результатам освоения темы урока учащимися:

Коммуникативные: высказывание своей точки зрения, умение задавать вопросы, сотрудничать в паре при выполнении исследовательских заданий, умение рассказать другому о способах движения, инициативное сотрудничество в сборе информации на основе практических опытов;

Регулятивные: действие целеполагания, умение преобразовывать практические задачу в познавательную, умение высказывать предположение и его доказать, умение рефлексировать свои действия по цели;

Познавательные: умение определить понятие «движение», структурирование знаний из личного опыта, выбор основания для сравнения способов движения, построение логических цепочек с установлением причинно-следственных связей между активностью движения и образом жизни животных;

Личностные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками, освоение основ толерантного и межкультурного взаимодействия в коллективе; развитие самостоятельности; формирование осознанной мотивации к выполнению задания ; формирование интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы).

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения: репродуктивный, частично – поисковый (эвристический), самостоятельная работа с текстом, самостоятельная работа по заданному образцу, закрепления и совершенствования усвоенных знаний и умений, групповая, индивидуальная работа, использование ИКТ, проблемный.

Элементы технологии критического мышления;

Коллективного способа обучения;

Самостоятельная работа с текстом;

Учебник Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс

Оборудование. Видеофрагменты «Многообразие движений животных»,. комплект мультимедийного оборудования (компьютер, проектор, экран); презентация; рисунки учебника, энциклопедический словарь юного биолога, «Большой справочник школьника», «Биология» (справочные материалы),

Эпиграф. «Без движения нет жизни» Л.А. Зенкевич

Мотивирование к учебной деятельности.

— Ребята ,вспомните, признаки характерны всем живым организмам?

Слайд 1 признаки живых организмов

Давайте посмотрим видеофрагмент, а вы подумайте, какое свойство мы сегодня изучим более подробно.

Что объединяет организмы на видео? Какое действие совершают организмы?

Тема нашего урока: Движение.

Записываем тему в тетрадь

— А что такое движение? ( движение – это одно из главных свойств живых организмов необходимое для его перемещения и распространения)

Читайте также:  Способ подключения кабеля витая пара

— Что вы уже знаете о движении?

На ваших столах листы для работы, возьмите лист помеченный красным квадратиком

Таблица: Знаю. Хочу узнать. Узнал .

Запишите что вы знаете о движении ,что хотите узнать

— Как организмы передвигаются? С помощью каких органов?

Что будет сегодня целью нашего урока?

— Познакомиться с разными способами движения организмов.

Итак, скажите что вы записали в колонку хочу узнать ?

1.Движение одноклеточных животных

2 Движение многоклеточных животных

3 Способы передвижения в разных средах обитания

Почему движение важный признак всех живых организмов? Зачем живым организмам необходимо двигаться? (питание, защита от врагов, размножение)

Учитель: Движение присуще не только организмам, но и отдельным органам. Приведите примеры (сердце, лёгкие, веки)

«Без движения нет жизни» Л.А. Зенкевич

— Как вы думаете, почему к уроку взят такой сегодня эпиграф?( питаются, защищаются от врагов)

Живые организмы находятся в постоянном движении.( Движутся все живые организмы, даже самые мелкие – бактерии, простейшие, но их движения заметны только в сильный микроскоп.)

-мы ходим, перемещаемся в пространстве, растём, можем достать что-то, сходить куда-то, сделать что-то, питание, движение конечностей, удержание чего-либо.

V .Изучение нового материала. Осмысление

– Давайте посмотрим, как же двигаются одноклеточные простейшие животные.

Демонстрация видеороликов (учебник): движение амебы, инфузории-туфельки, эвглены зелёной.

Вопрос : Какие приспособления к движению имеются у одноклеточных организмов? (У одноклеточных организмов приспособлениями к движению являются жгутики, ложноножки, реснички)

Ребята, вы заметили, что движется даже цитоплазма внутри клетки.

А теперь откройте учебник с.89 о перемещении простейших

Задание 1. Заполните табличку, которая лежит на столах.

Движение одноклеточных животных

Поговорим о движении многоклеточных животных.

Посмотрим видеофрагмент. (Передвижение дождевого червя)

-Где обитает дождевой червь?

— Как происходит движение дождевого червя? (сокращение мышц, сжимание и удлинение сегментов)

Т.е. движение многоклеточных животных связано с мышечной деятельностью.

Выполните задание 2. Для этого прочитайте с.90-91 учебника и вставьте пропущенные слова в текст.

Задание 2. Вставить пропущенные слова:

Черви обитают в _____________________. Когда червь вытягивается, тело становится _________________и ________________________. Это происходит, потому что у червя есть _____________________________________мышцы. На брюшке у них есть колючие ______________________, которые толкают тело червя вперед. Чтобы подтянуть хвост, сокращаются ________________________мышцы.

Подсказка (кольцевые, щетинки, тоньше, длиннее, продольные, почва.)

Слайд 8. Физкультминутка

Проблемный вопрос. Какие черты приспособления к среде обитания появляются у организмов в связи с движением? Чтобы ответить на этот вопрос поработаем в группах.

Работа в группах по отдельным заданиям. ( Задание №3) Прочитайте текстс.92-93-94-95 учебника можно также воспользоваться энциклопедией, словарем, другими справочными материалами .На основе текста заполните таблицу и составьте рассказ

Первая группа. Гидробиологи -изучают движение животных в воде

Напротив каждого названия животного ставьте галочку в квадрате, соответствующем

его способу движения

Плавательные перепонки, ласты

Реактивный способ движения

Волнообразные изгибания тела

Рассказать как двигаются животные в воде.

Ответь на вопросы:

— Чем различаются хвостовые плавники рыб и китов?

-Какие приспособления имеют водные животные?

Вторая группа.Аэробиологи- изучают Движение животных в воздухе

Напротив каждого названия животного ставьте галочку в квадрате, соответствующем его способу движения

Крылья с перьями

Крылья из кожистой перепонки

Ответь на вопросы:

— Какие животные могут летать?

Закончите предложение: Летают ________ и ______________ , потому что…

— Чем можно объяснить, что птицы лучшие летуны, чем насекомые?

Закончите предложение: Птицы лучшие летуны, потому что Слайд 13-15.

Третья группа. Движение животных в наземной среде

1. Прочитать страницы 96-97, составить вопросы о движении животных в наземной среде и задать другой группе ( «тонкие» и «толстые» вопросы). У вас на столах листочки с заданием №4

2. Ответьте на вопросы:

— Почему таких животных, как крокодил, ящерица, варан, называют пресмыкающимися?

— Почему у животных организмов существуют такие разнообразные способы передвижения?

— К какой группе животных относятся кошка и медведь. Почему?

VI . Рефлексия. Давайте сделаем вывод.

Вернитесь к таблице ЗХУ и заполните последнюю колонку

— Что такое движение? (Движение – это проявление жизни. Животные способны к активному перемещению)

— От чего зависит такое многообразие свойств передвижения? (способы движения организмов связаны со средой обитания и являются результатом приспособленности этих организмов в этих условиях обитания)

— Какие движения характерны для животных во всех средах обитания (рост организма, движение ротового аппарата, движения конечностей (удерживать что-либо, рука человека)

Читайте также:  Классификация способов самозащиты гражданских прав

-А что помогает животным совершать такие разнообразные движения, какая система органов? (опорно-двигательная система, т.е. скелет и мышцы)

— Почему движение – это одно из главных свойств организма? (движение – это жизнь, это энергия, возможность добыть пищу, ухаживать за потомством, обороняться от врагов, создать семью и т.п.)

Дополни предложения: Что я узнал….. Что меня удивило……. Я понял……… Что хотел бы узнать……….

Синквейн. Составим синквейн к слову движение

VII . Домашнее задание. 1. Выучить параграф 16 . Понаблюдать за движениями домашних животных и описать их.

Источник

Способы передвижения животных

Урок 23. Биология 7 класс. Животные. ФГОС

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Конспект урока «Способы передвижения животных»

Передвижение животных — это любой из множества методов, которые животные используют для перемещения из одного места в другое.

Некоторые виды передвижения (изначально) являются самоходными. Например, бег, плавание, прыжки, полет, подпрыгивание, парение и планирование — это самоходный вид передвижения.

Есть также много видов животных, транспортировка которых зависит от среды обитания, тип перемещения, называемый пассивным перемещением, например, парусный спорт (некоторые медузы), кайтинг (пауки), катание (некоторые жуки и пауки) или верховая езда на других животных.

Животные перемещаются по разным причинам. Например, чтобы найти пищу, партнёра, подходящую среду обитания или избежать хищников.

Для многих животных способность двигаться необходима для выживания, и в результате естественный отбор сформировал у них методы и механизмы передвижения.

Например, мигрирующие животные, которые путешествуют на большие расстояния (такие как полярная крачка), обычно имеют механизм передвижения, который требует очень мало энергии на единицу расстояния.

Движение — одно из основных свойств живых организмов. Несмотря на многообразие существующих способов передвижения, их можно разделить на 3 основные группы: амебоидное движение, движение при помощи жгутиков и ресничек, движение с помощью мышц.

Амебоидное движение присуще корненожкам — подклассу простейших животных, образующих временные цитоплазматические выросты — ложноножки, которые служат для передвижения и захвата пищи.

При этом у клеток образуются выросты цитоплазмы, число и величина которых постоянно меняются, как меняется и сама форма клетки.

Движение при помощи жгутиков и ресничек свойственно обычно мелким беспозвоночным животным, обитающим в водной среде.

Однако оно характерно не только для жгутиконосцев и инфузорий, но и некоторым многоклеточным животным и их личинкам.

У высокоорганизованных животных клетки, имеющие жгутики или реснички, встречаются в дыхательной, пищеварительной, половой системах.

Строение всех жгутиков и ресничек практически одинаково.

Вращаясь или взмахивая, жгутики и реснички создают движущую силу и закручивают тело вокруг собственной оси. Увеличение числа ресничек ускоряет передвижение.

Движение с помощью мышц осуществляется у многоклеточных животных. Мышцы образованы мышечной тканью. Главная особенность мышечной ткани — способность сокращаться. За счёт сокращения мышц и осуществляется движение.

У круглых червей поочерёдное сокращение продольных мышц вызывает характерные изгибы тела. За счёт этих телодвижений червь двигается вперёд. Кольчатые черви освоили новые способы движения в связи с тем, что в их мускулатуре, помимо продольных мышц, появились поперечные мышцы. Поочерёдно сокращая поперечные и продольные мышцы, червь, используя щетинки на сегментах тела, раздвигает частички почвы и движется вперёд.

Пиявки освоили шагающие движения, используя для прикрепления присоски.

Брюхоногие моллюски двигаются благодаря волнам сокращения, пробегающим по подошве ноги. Обильно выделяемая слизь облегчает скольжение и ускоряет движение.

Двустворчатые моллюски двигаются с помощью мускульной ноги, а головоногие освоили реактивный способ передвижения, выталкивая воду из мантийной полости.

Многие ракообразные для передвижения по грунту используют ходильные ноги, а для плавания им служит либо хвостовой плавник, либо плавательные ноги.

Любой из этих способов передвижения возможен при наличии хорошо развитой мускулатуры и подвижном сочленении конечностей с туловищем.

У большинства членистоногих специальными органами передвижения служат не только ноги, но и (в зависимости от систематической принадлежности) другие образования, например крылья у насекомых.

Движение всех позвоночных животных, имеющих внутренний скелет, также осуществляется с помощью мышц. У рыб это происходит в основном за счёт мышц хвоста и туловища, у земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих — за счёт мышц конечностей, которые осуществляют такие виды движения, как бег, прыжки, плавание, полет, лазание и т. д.

Когда птица колибри зависает в воздухе у цветка, её крылья совершают 50—80 взмахов в секунду.

Есть и другие способы перемещения в зависимости от среды обитания и образа жизни.

Читайте также:  Способы начисления амортизации вывод

Животные перемещаются в четырёх типах окружающей среды: водной (в воде или на воде), воздушной (по воздуху), наземной (на земле или другой поверхности, включая деревья), ископаемой (под землёй).

Особенности перемещения животных в различных средах

На воде удержаться на плаву можно за счёт плавучести. Если тело животного менее плотное, чем вода, оно может оставаться на плаву. Это требует мало энергии для поддержания вертикального положения, но требует больше энергии для передвижения в горизонтальной плоскости по сравнению с менее плавучими животными.

Основное средство, с помощью которого рыба создаёт тягу, — это раскачивание тела из стороны в сторону, в результате чего волновое движение заканчивается большим хвостовым плавником.

Морские млекопитающие колеблют своё тело вверх и вниз. Другие животные, (например, пингвины, ныряющие утки), перемещаются под водой способом, который получил название «водный полёт».

Головоногие моллюски, используют реактивную тягу для быстрого перемещения, впитывая воду, а затем выбрасывая её обратно в виде взрывной волны.

Дельфины иногда катаются на носовых волнах, создаваемых лодками, или занимаются сёрфингом на естественных волнах.

Передвижение животных по поверхности воды

Парусница — колониальный представитель гидроидов — плывущий по ветру моряк, у которого нет никаких средств передвижения, кроме парусного спорта. Небольшой жёсткий парус поднимается в воздух и ловит ветер.

В то время как более крупные животные, такие как утки, могут перемещаться по воде, плывя, некоторые мелкие животные перемещаются по воде, не прорываясь через поверхность. Это поверхностное передвижение использует поверхностное натяжение воды. К таким организмам относится насекомое водомерка. Дело в том, что её конечности гидрофобны, что не позволяет им влиять на структуру воды.

Другая форма передвижения (при которой нарушен поверхностный слой) используется ящерицами василисками. Они способны бегать по поверхности воды, удерживаясь за счёт частых ударов перепончатых задних ног.

Благодаря тому, что ящерицы опускают лапы горизонтально на воду, поверхностная плёнка воды не успевает прорваться под весом тела. Каждый раз, опуская лапу, ящерица как бы захватывает пальцами пузырёк воздуха, благодаря чему не намокает при беге.

Перемещение по воздуху

Гравитация — главное препятствие для полёта. Поскольку ни один организм не может иметь такую низкую плотность, как воздух, летающие животные должны генерировать достаточную подъёмную силу, чтобы подниматься и оставаться в воздухе.

Один из способов добиться этого — использовать крылья, которые при движении по воздуху создают восходящую подъёмную силу на теле животного.

Летающие животные должны быть очень лёгкими, чтобы летать. Также животное должно иметь веретенообразную форму тела и мощные лётные мышцы.

Вместо активного полёта некоторые (полу) древесные животные снижают скорость падения, планируя.

Перемещение по земле

Формы передвижения на суше включают ходьбу, бег, подпрыгивание или прыжки, волочение и ползание или скольжение.

Для передвижения по земле животным требуется прочный скелетный и мышечный каркас. А также равновесие. Например, человеческие младенцы учатся ползать прежде, чем они смогут стоять на двух ногах, что требует хорошей координации, а также физического развития.

Прыжок можно отличить от бега, галопа и других походок, при которых все тело временно находится в воздухе, по относительно большой продолжительности воздушной фазы и большому углу начального запуска. Многие наземные животные используют прыжки, чтобы убежать от хищников или поймать добычу, однако относительно немногие животные используют это в качестве основного способа передвижения.

Некоторые животные приспособлены для передвижения по негоризонтальным поверхностям. Одна обычная среда обитания таких лазающих животных — деревья. Например, гиббон — малая человекообразная обезьяна, специализирован для передвижения по деревьям.

Другой случай — снежный барс, который также обладает впечатляющим балансом и способностями к прыжкам, (например, способностью прыгать на высоту до 17 м).

Животные, живущие на скалах, (например в горах), передвигаются по крутым или даже почти вертикальным поверхностям, осторожно балансируя и прыгая. Например, у каменистого горного козла есть мягкая резиновая прокладка между копытами для захвата и передвижения по горам.

У животных, передвигающихся под землёй, свои особенности в строении.

Покровы тела подземного жителя должны позволять ему беспрепятственно продвигаться в плотной почве как вперёд, так и назад (не всегда можно развернуться в узком ходу).

Передвижению способствуют слизистые выделения, позволяющие скользить в почве (как у червя), короткая шерсть, (как у крота), которая способна заглаживаться как вперёд, так и назад.

Также животные, которые передвигаются в почве, имеют короткие копательные конечности или копательные зубы (как у слепушонка).

Источник

Оцените статью
Разные способы