Почему субкультуру считают способом самоорганизации молодежи кратко

Социология молодежи. Билеты по Социологии молодёжи 20172018

Название Билеты по Социологии молодёжи 20172018
Анкор Социология молодежи
Дата 11.01.2021
Размер 100.34 Kb.
Формат файла
Имя файла RV_Sotsiologia_molodyozhi.docx
Тип Документы
#167115
страница 4 из 16
Подборка по базе: Сравнительная таблица по социологии.pdf, Ответы на билеты АНАТОМИЯ.docx, Рубежный контроль №1 по социологии Вопросы к устному собеседован, Тесты по социологии в конце с ответами.docx, Ответы на билеты, Авиационная безопасность1.docx, Экзаменационные билеты по истории (с ответами).pdf, Экзаменац билетыВопр (2).doc, ОСТ билеты.pdf, Место и роль социологии управления в системе социологического и , История социологии.pptx

Субкультура как способ самоорганизации молодежи.

Самоорганизация — это спонтанно возникающий процесс объединения действующих социальных субъектов в группы.

Цель: обеспечить регулирование внутри молодёжных групп, для того чтобы эффективно адаптироваться в социальной системе и интегрироваться. Молодые люди при интеграции выполняют определённые функции, выступают субъектами регуляции определённых взаимодействий, необходимых для достижения определённых целей. С одной стороны, структуры можно создавать институциональным путём, могут целенаправленно регулировать, создавать молодёжные организации, движения.

Почему активизируются механизмы групповой самоорганизации в молодёжной среде — связано с условиями социальной неопределённости.

Самая распространенная форма самоорганизации – это молодежные объединения.

Отличия молодежных движений от взрослых движений:

  • Ускоренный цикл развития.
  • Особенности мотивации участников.
  • Возникают вне институционального поля благодаря маргинальным группам.

Этапы развития молодежного движения:

  1. Появляется инициатива по созданию движения
  2. Активное идеологическое развитие
  3. Институциональное оформление, распад, объединение с другим движением

Функции молодежной субкультуры.

1. Адаптации (компенсаторский механизм), субкультуры способствуют преодолению возникающих трудностей в процессе интеграции молодёжи в институциональный мир, оберегают свои сообщества от других, определённый жизненный этап

2. Компенсация невыгодного социального положения, субкультура становится формой самореализации, мы бедные, но гордые, внутри молодёжной субкультуры у молодого человека появляется возможность закрепить авторитет, позволяет компенсировать возрастную дискриминацию

3. Инновационная, происходит формирование своих жизненных миров, формирование своей знаковой системы, норм, идентичность в субкультурах, создание, продуцирование ориентаций

4. Экспрессивная, склонность к экстремальным формам самовыражения, риску, форма эпатажа, позволяет провести такое действие коллективно, меньше ответственности

5. Функция компенсации морального террора, со стороны родителей, форма вызова, противостоит

Личностные качества молодежи.

В социологии молодёжи социализация изучается с точки зрения личности молодого человека. Социология молодёжи имеет дело не с индивидуальными представлениями личностных качеств, а с социальными типами личностей. Отличительные особенности личностных качеств молодёжи:

  1. Незавершённость формирования личностных качеств
  2. Неустойчивость личностных качеств
  3. Ограниченный набор личностных качеств, неразвитая ролевая структура

Каково соотношение психофизиологических, социальных и индивидуальных качеств? Мозговая деятельность обусловлена биологически, но порождаемые ею черты характера обусловлены социологически, в личности соединяются психические качества, внешние воздействия социальной среды (Рубинштейн, Леонтьев).

Подходы к пониманию личности

  1. Антропологический, когда личность рассматривается как носитель жизненных форм, опосредованных культурой, изучение латентных особенностей личности
  2. Социально – психологический, рассматривает личность как субъект и объект общения в малой группе
  3. Социологический подход рассматривает личность с точки зрения её места и роли в общественных отношениях, предполагает соотнесение внутренних убеждений, стремлений и потребностей с занимаемой социальной позицией
  4. Педагогический подход, который понимает личность как объект воспитания

Мотивационная сфера сознания молодёжи

  1. Потребности
  2. Ценности
  3. Интересы

Мотивационная сфера сознания – это сложное образование в структуре личности, которое является продуктом взаимодействия потребностей, целей, интересов, связанных с непосредственными условиями жизнедеятельности молодого человека.

Потребности – движущая сила активности

Потребности – причины деятельности

Социологическая структура личности молодого человека.

Структура личности:

  1. Нормативный. Предполагает выделение базовых, существенных признаков, которыми должна обладать личность, представление об идеальной личности, субъективный, в эмпирических исследованиях респонденты оценивают, в какой степени им присуще те или иные качества, основной недостаток заключает в том, что само понятие об этой идеальной личности строится на субъективных представлениях, преодолеть ограниченность подхода можно, оценив, в какой степени присуще те или иные качества, в структуре личности выделяем глубинные особенности, коллективизм, бескорыстие, энтузиазм
  2. Функциональный.Определяется исходя из всего многообразия общества, личность как системное качество молодого человека, включён в систему общественных отношений, выполняет какую – то функцию, базовыми характеристиками молодого человека выступают следующие:

1.представление о собственном статусе,

2.соотнесение выполняемых соц. ролей с ожиданиями, тем, что от них ожидает общество, ближайшее окружение в целом,

3.направленности личности, устойчивая доминанта характеристик личности, потребностей, ценностей, идеалов.

Источник

Самоорганизация в молодёжной субкультуре на примере сообщества поклонников японской анимации

Дата публикации: 16.07.2019 2019-07-16

Статья просмотрена: 211 раз

Библиографическое описание:

Крылов, С. В. Самоорганизация в молодёжной субкультуре на примере сообщества поклонников японской анимации / С. В. Крылов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 28 (266). — С. 218-220. — URL: https://moluch.ru/archive/266/61633/ (дата обращения: 19.11.2021).

В статье рассмотрена взаимосвязь между потребностями, возникающими у членов субкультурного сообщества, и самоорганизующимися процессами, возникающими в нём.

Ключевые слова: самоорганизация, субкультура, аниме.

По мере становления постиндустриальной цивилизации и с развитием коммуникационных технологий роль самоорганизующихся социальных процессов в жизни общества неуклонно растёт, что делает задачу изучения этих процессов всё более актуальной.

«Социальная самоорганизация существует в обществе на всех его уровнях, начиная с общества, как целого, и оканчивая первичными группами. Отличительный её признак — спонтанность, т. е. самопроизвольность, отсутствие единого субъективного начала. То, что на уровне индивида есть целевое поведение, на более общем уровне выступает как самоорганизация системы» [1, с. 215]. Для деятельности, происходящей в субкультурных сообществах, самоорганизация, как правило, служит единственным организующим фактором, что делает их удобным объектом для изучения этого явления.

Рассмотрим примеры самоорганизации в широко распространённой среди российской молодёжи субкультуре аниме и выведем условия, послужившие причиной для её существования.

Охарактеризовать сообщество поклонников аниме как субкультуру позволяет наличие у него следующих особенностей: «специфическая картина мира, особые ценности, стиль жизни, наличие социальных институтов (групп, сообществ), стиль в одежде и внешний вид, язык (сленг), специфические музыкальные предпочтения» [2. с. 1858]. При этом из перечисленных особенностей для изучения самоорганизующихся социальных процессов интерес, в основном, представляют социальные институты, сформировавшиеся в данном сообществе.

Т. С. Иванова отмечает, что «все условия самоорганизации молодёжи с определённой долей условностей могут быть разделены на две группы потребностей (по теории А. Маслоу):

– потребность к признанию;

– потребность в самоактуализации» [1, с. 219].

Применив такой подход, можно отметить, что удовлетворение потребности к признанию со стороны субкультурного сообщества, в свою очередь, может быть достигнуто его участником двумя способами:

– ценящиеся в сообществе достижения;

– полезная для сообщества деятельность.

В случае с субкультурой аниме, к ценящимся достижениям относится общее количество произведений, просмотренных и прочитанных участником сообщества, его знакомство с некоторыми определёнными произведениям, длительность пребывания в сообществе, знание субкультурных традиций и сленга и прочее. Однако эти достижения не приносят сообществу непосредственной пользы и не провоцируют возникновение значительных самоорганизующихся социальных процессов. Иначе дело обстоит с полезной для сообщества деятельностью, т. е. деятельностью, направленной на удовлетворение потребностей данного сообщества.

Основные потребности сообщества, а, следовательно, и виды деятельности, направленные на их удовлетворение, можно разделить на 3 группы:

  1. Потребности, непосредственно связанные с увлечением, формирующим субкультурное сообщество.
  2. Потребности, связанные с общением участников сообщества.
  3. Потребности участников сообщества в творческой самореализации.

Рассмотрим подробнее каждую из групп и проследим, к каким формам самоорганизации приводит наличие данных потребностей.

  1. Потребности, непосредственно связанные с увлечением, формирующим субкультурное сообщество.

Для сообщества поклонников аниме такой потребностью является доступ к соответствующей информационной продукции (аниме, манга, визуальные новеллы и прочие предметы фанатского интереса). Несмотря на значительный интерес к аниме среди российской молодёжи, к настоящему времени в России так и не сформировалось коммерческих структур, способных в достаточном объёме удовлетворить эту потребность. И тем более их не было на ранних этапах существования сообщества (1990–2005 годы). Такое положение дел послужило мощным стимулом для возникновения большого количества коллективов, которые по своей инициативе и на некоммерческой основе взяли на себя решение задач по переводу на русский язык, озвучиванию и распространению практический всей выпускаемой в Японии анимационной продукции, большей части комиксов манга и визуальных новелл, а также по обучению заинтересованных единомышленников данному виду деятельности. К этой группе решаемых задач также можно отнести деятельность по созданию тематических информационных ресурсов в сети Интернет.

– высокая трудоёмкость и техническая сложность;

– есть возможности для творческой самореализации;

– значительная востребованность со стороны сообщества.

Индивидуальные стимулы: признание со стороны сообщества, возможности для творческой реализации, развитие профессиональных навыков.

  1. Потребности, связанные с общением участников сообщества.

Общение с единомышленниками является одним из основных факторов существования субкультурного сообщества и одной из главных мотиваций для его участников. Для представителей субкультуры аниме характерно удовлетворение этой потребности посредством общения в сети Интернет или в кругу близких знакомых, однако практикуются и иные виды социальной активности (клубы, фестивали). К задачам, решаемым посредством самоорганизации, здесь относится создание и администрирование тематических групп в социальных сетях и вебсайтов (в случае, если они создаются в качестве хобби), которые помимо площадки для общения зачастую также служат в качестве информационных ресурсов и используются участниками сообщества для распространения своего творчества.

– трудоёмкость и техническая сложность варьируется в широких пределах (низкая — для групп в социальных сетях, высокая — для вебсайтов);

– есть возможности для творческой самореализации (оформление вебсайтов и групп);

– значительная востребованность со стороны сообщества.

– возможности для творческой самореализации;

– признание со стороны сообщества.

  1. Потребности участников сообщества в творческой самореализации.

Художественная специфика предмета фанатского увлечения побуждает представителей субкультуры аниме к собственной творческой деятельности. Основными направлениями творческой деятельности, свойственными для данной субкультуры, является рисование фан-артов, монтаж музыкальных видеоклипов на основе аниме (AMV — anime music video), написание фанфиков, косплей персонажей. К этой группе также можно отнести написание статей, рецензий, и изготовление информационно-развлекательных аудио и видео материалов. В большинстве случаев данная деятельность осуществляется участниками сообщества индивидуально, а распространение творческих произведений происходит теми же способами, что и обычное общение представителей субкультуры. Однако самоорганизация социальной деятельности происходить и здесь. Примерами такой деятельности служат групповые творческие проекты, творческие конкурсы, создание и администрирование узкотематических вебсайтов и групп в социальных сетях, а также производство обучающей информационной продукции.

– трудоёмкость и техническая сложность может варьироваться в широких пределах;

– много возможностей для творческой самореализации;

– умеренная востребованность со стороны сообщества в целом, но значительная востребованность со стороны отдельных его групп;

– возможности для творческой самореализации;

– признание со стороны сообщества;

– властные полномочия (в случае организационной деятельности).

Рассмотренные примеры позволяют проследить возможные причины наличия самоорганизующихся социальных процессов в субкультурном сообществе и выявить условия, способствующие возникновению и развитию подобных процессов. В качестве таких условий можно выделить сочетание двух факторов:

– стремление индивида к признанию и самоактуализации;

– наличие у сообщества таких потребностей, которые, с учётом интересов индивида, позволяют ему самореализовываться путём их удовлетворения.

В таких условиях индивид будет получать признание со стороны сообщества за деятельность, обеспечивающую ему удовлетворение его собственной потребности в самоактуализации, что, естественным образом, будет мотивировать его к выбору деятельности, полезной для сообщества в целом и приводящей к формированию в нём самоорганизующихся процессов.

  1. Иванова Т. С. Социальная самоорганизация молодежи: к постановке проблемы исследования //Власть и управление на Востоке России. — 2007. №. 4 (41). — С. 215–219.

2. Быкова К. В. Субкультура как социологическая категория // Материалы ХVI Международной конференции «Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования».— Екатеринбург, 2013. — С. 1855–1861.

Источник

Читайте также:  2 оп гуманный способ избавиться от монстра сталкер
Оцените статью
Разные способы