- Плавание жизненно необходимо! статья по физкультуре по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Консультация «Спортивное плавание как жизненно необходимый навык»
- Плавание, как жизненно необходимый навык и прекрасный спорт методическая разработка по физкультуре по теме
- методические рекомендации по плаванию
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Плавание жизненно необходимо!
статья по физкультуре по теме
Плавание наиболее гармоничная физическая нагрузка. Не перегружая организм, оно тренирует максимальное количество органов и систем; кроме того оно приближает человека к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plavanie_zhiznenno_neobhodimo.doc | 28.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Плавание жизненно необходимо
Плавание наиболее гармоничная физическая нагрузка. Не перегружая организм, оно тренирует максимальное количество органов и систем; кроме того оно приближает человека к природе.
Плаванием, называется неутопляемость какого- то предмета, его способность удерживаться на поверхности воды в плавучем состоянии. Оно является одним из эффективнейших средств укрепления здоровья начиная с первого месяца жизни и имеет оздоровительно- реабилитационное значение, обладает неизменимым действием при лечении целого ряда заболеваний дыхательной, сердечно- сосудистой, нервной систем. Необходимо плавание и для улучшения и исправления различных нарушений осанки, лечение остеохондроза, а так же для предупреждения последствий различных травм и даже некоторых физических недостатков. Кроме того, плавание — эффективное средство закаливания.
Таким образом, плавание — это жизненно необходимый прикладной навык, и его значение, особенно для детей, трудно переоценить. Оно приобщает дошкольников к здоровому образу жизни. Умение плавать необходимо каждому человеку для сохранения и защиты жизни при нахождении в воде.
Плавательный рефлекс, с которым маленький человек появляется на свет, если их не развивать, затухают к третьему месяцу.
Жизненно необходимый навык плавания, как правило, формируется у детей педагогами дошкольных образовательных учреждений, имеющих бассейны, или родителями.
Разработана программа, в которой рекомендуются современные технологии обучения детей плаванию, есть уровни плавательной подготовленности для каждой возрастной группы.
Программа реализуется на основе методики одновременного обучения всем спортивным, неспортивным и облегченным способом плавания, начиная с освоения движений рук. Такой подход при изучении многообразных плавательных движений позволяет быстро научить детей плавать, исходя из их индивидуальных способностей. На первых этапах широко
используются поддерживающие средства: круги, нарукавники, ласты, плавательные доски.
В сентябре, до отопительного сезона, занятия по плаванию проводят в группах, спортивном зале, на гимнастических площадках. В занятия включены общеразвивающие, специальные и имитационные упражнения для плавания. В октябре – ноябре в бассейне дети повторяют, а новички приобретают навыки плавания.
С декабря по март идет углубленное обучение всем спортивным способам плавания.
На протяжении всего обучения, на каждом третьем – пятом занятии проводится контрольная проверка освоенного навыка.
Источник
Консультация «Спортивное плавание как жизненно необходимый навык»
Анна Трунилина
Консультация «Спортивное плавание как жизненно необходимый навык»
Первоисточником жизни человека является водная среда, в которой он рождается и, которая занимает более двух третей площади поверхности нашей планеты. Жизнь это движение не только по земле, но и по водной поверхности морей и рек, где не везде есть мосты и паромы. Чтобы преодолеть даже небольшую речку, надо уметь плавать.
Умение плавать (а не купаться) часто может сохранить не только здоровье, но и жизнь человека. Это своеобразная страховка от несчастных случаев на воде. Нередко бывает, что родители, сводив ребенка на несколько занятий плаванием в бассейн и, убедившись, что он может держаться на воде, прекращают занятия. Это серьезная ошибка, так как, не овладев правильной техникой, все движения человека направлены на создание опоры и удержание себя на поверхности воды. Попытки плыть быстрее приводят к быстрой усталости, ребенок начинает задыхаться, паниковать и останавливаться. Только умение плавать спортивными стилями, а не купание и барахтанье может уберечь наших детей от десятков тысяч несчастных случаев. Спортивные способы плавания это лучшее, что отобрано человеком в процессе его взаимоотношений с водной стихией.
Спортивное плавание — это скольжение пловца по поверхности воды при наименьшей ее сопротивляемости телу на основе согласованной техники движений рук и ног.
На сегодняшний день в мире плавания активно используется 4 вида спортивных способов плавания: кроль на груди, кроль на спине, баттерфляй (дельфин, брасс.
Кроль на груди – это самый быстрый из способов плавания. В основе техники лежат попеременные гребковые движения рук. Каждая рука возвращается в исходное положение в тот момент, когда другая выполняет гребок. Ноги совершают непрерывные вертикальные движения вверх-вниз. Вдох осуществляется при повороте головы в сторону.
Кроль на спине выполняется попеременными движениями рук из-за головы до бедер с проносом их над водой из положения лежа на спине. Ноги выполняют попеременные движения вверх-вниз.
Баттерфляй (Дельфин) – второй по скорости способ плавания, требующий затраты большого количества энергии. При этом способе плавания осуществляются одновременные симметричные движения рук и ног, выполняющие перед гребком пронос над водой, а туловище волнообразно прогибается.
Брасс среди спортивных способов плавания занимает последнее место по скоростным показателям, но и требует меньших затрат физической силы. Брасс характерен одновременными симметричными движениями рук и ног. Гребки руками выполняются от себя в стороны — вниз. Затем руки выводятся вперед в исходное положение. Колени слегка раздвинуты, а носки растянуты в стороны, и подтягиваются к голени, с последующим толчком назад, и выходом в исходное положение. Начало гребка немного опережает начало движения ногами, а конец гребка руками и ногами совпадают.
Так же, необходимо отметить, что регулярные занятия плаванием разносторонне влияют на физическое развитие человека, состояние центральной нервной и дыхательной систем, формируют правильную осанку и сопротивляемость различным простудным заболеваниям.
Консультация для родителей «Как не срываться на ребенка, как не кричать на него?» Почему родители кричат на своих детей?Как этого избежать?Крик считается самым малоэффективным методом воспитания из всех возможных. Но.
Кружок «Здоровячок» (плавание) Кружок «Здоровячок» (плавание) Инструктор по физической культуре МАДОУ д/с «Солнышко» Евстигнеева Елена Климентьевна Плавание — мощный.
Плавание — способ коррекции нарушения осанки и сутулости у детей дошкольного возраста «Плавание – способ коррекции нарушения осанки и сутулости у детей дошкольного возраста» Плавание наиболее гармоничная физическая нагрузка.
Консультация для родителей «Плавание — жизненно-необходимый навык» Консультация для родителей «Плавание — жизненно –необходимый навык» Умение плавать относится к числу жизненно-необходимых навыков. Плавание.
Рекомендации для родителей по формированию и развитию жизненно-необходимых навыков у детей с УУО в семье Часто перед родителями стоит задача сформировать у детей навыки и умения необходимые им в быту. Очень важно для воспитания и социализации.
Спортивное развлечение в средней группе «Кто как готовится к зиме» Спортивное развлечение «Кто как готовится к зиме»(средняя группа). Задачи: — закрепить знания о подготовке к зиме животных, птиц и насекомых;.
Сценарий выпускного бала в подготовительной группе «Плавание по стране знаний» Мовсесян Валентина Михайловна Выпускной бал в подготовительной группе «Солнышко» Мы долго ждали этот день, Но он нагрянул как – то сразу.
Выступление на педсовете «Плавание в жизни детей» Плавание имеет большое значение для воспитания гигиенических навыков, всестороннего физического развития и укрепления здоровья. Не случайно,.
Эстетическое плавание как средство гармоничного развития воспитанников и формирования мотивации к занятиям физической культур Эстетическое плавание как средство гармоничного развития воспитанников и формирования мотивации к занятиям физической культурой. Эстетическое.
Конспект занятия «Плавание тел» в подготовительной группе в образовательной области «Познание. ФЦКМ» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ детский сад № 45 «Домовёнок» посёлка Монино Щёлковского муниципального района.
Источник
Плавание, как жизненно необходимый навык и прекрасный спорт
методическая разработка по физкультуре по теме
методические рекомендации по плаванию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plavanie_-_zhiznenno_neobkhodimyy_navyk_i_prekrasnyy_sport.doc | 81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детско-юношеская спортивная школа»
Плавание — жизненно необходимый навык и прекрасный спорт
Оздоровительное значение плавания.
Прикладное значение плавания.
Общая характеристика отдельных техник плавания.
В наше время вряд ли кто станет отрицать, что плавание — жизненно необходимый навык и для ребенка, и для взрослого. Если для малышей умение плавать — средство для всестороннего физического развития и залог безопасности, то для взрослых — и гарантия того, что они могут успешно выполнять свою работу, будь то работа геолога или солдата, моряка или
При успешном выполнении поставленной цели, возможно, кто-то из студентов заинтересуется плаванием и станет постоянным посетителем бассейна.
Частными задачами на пути достижения указанной цели является:
Изучение истории возникновения и развития плавания как вида спорта;
Анализ оздоровительного и прикладного значения плавания;
Общая характеристика отдельных техник плавания.
Сейчас трудно определить, когда человек впервые проявил способности к плаванию. Лишь найденные в наши дни различные наскальные рисунки (один из них обнаружен археологами в Ли-вийской пустыне) позволяют утверждать, что как минимум четы-ре тысячи лет назад люди умели держаться на воде без вспомо-гательных средств, умели преодолевать водные рубежи.
До наших дней дошло немало изречений древних философов. Так, слова знаменитого Платона свидетельствуют, насколько в Древней Греции ценили умение плавать: “Можно ли людям, которые являются противоположностью мудрого. плавать и читать не умеют, вверить службу?”
Не случайно в дальнейшем, подчеркивая никчемность того или иного согражданина, древние греки замечали: “Он не умеет ни читать, ни плавать”.
Интересно высказывание и римского писателя Плиния-стар-шего (124—79 гг. до н. э.), который утверждал: “Римляне от всех болезней лечились водой, и в течение шести веков у них совсем не было врачей”.
В Древней Греции и Древнем Риме плавание занимало важное место в военном деле. Однако первые школы плавания появились в древнеримских гимнасиях. И все же европейцы не были перво-открывателями плавания. Еще задолго до них умение плавать отличало специальные отряды ассирийских воинов, которые при форсировании рек использовали, судя по фрескам, способ плавания, отдаленно напоминающий современный кроль.
Безусловно, со времен глубокой древности плавание всегда было у людей в почете. Сегодня можно наблюдать, как у народов, живущих на островах и по берегам теплых рек, озер и морей, дети начинают самостоятельно плавать раньше, чем ходить.
В середине семнадцатого века на Японских островах появились первые, в отличие от древнеримских, доступные более широкому кругу людей императорские школы плавания. Сам 17-летний император Го Иози стал в 1603 году участником соревнований по плаванию.
Великий преобразователь Российского государства Петр Первый, создавая морской и сухопутный кадетские корпуса, повелевал ввести в качестве обязательной дисциплины для обучения будущих офицеров войска русского плавание. Но как ни строг был царь, а его указание “утонуло” в массе проблем, возникших в переустройстве всего уклада российского общества. Учили плавать в петровские времена тех, кто пребывал на царской службе, да и то не везде, а лишь в столице.
. Минули десятилетия. И сама жизнь заставила поднять вопрос о широком обучении плаванию, в первую очередь доблестных защитников Отечества. Вызвано это было печальными итогами боевых походов — тысячи солдат гибли не от пуль неприятеля, а при форсировании рек. Особенно остро об этом заговорили после Отечественной войны 1812 года. И все же только спустя почти 17 лет состоялись первые состязания по плаванию. Символично, что местом их проведения стал огражденный деревянными плотами небольшой участок реки Березины. И если бы мы наблюдали за ходом тех заплывов, то, несомненно, пришли бы в недоумение. И вот почему.
Участники по команде судьи прыгали в воду, принимали вертикальное положение и начинали “ходьбу” в воде, не касаясь ногами дна. Дистанция в 25 саженей, а сажень, как известно, равна 2 метрам 13,36 сантиметра, преодолевалась наперегонки. В дальнейшем эта дистанция преобразовалась в сугубо прикладное упражнение: “выстрел из ружья в цель” на берегу из положения плавая стоя. Был еще один вид состязаний — дистанция в 100 саженей, а плыли участники эту более чем 200-метровую дистанцию лежа на спине.
Участниками первых в России соревнований на Березине были солдаты, а судьями — офицеры второй саперной бригады русской армии. Состязания проводились в полном соответствии с изданной в том году инструкцией, а предписывалась та инструкция от имени “Его Императорского Высочества Цесаревича и Великого князя Константина Павловича”. Цель турнира — определить лучших и наиболее разносторонне подготовленных в плавании солдат — была достигнута. И из их числа укомплектовывались специальные подразделения.
Известный специалист в области плавания, кандидат педагогических наук, доцент ЛГУ Н. Д. Третьяков разыскал в одной из библиотек Ленинграда ту самую инструкцию 1829 года. Приведем несколько выдержек из нее.
“Для поощрения в плавании учреждаются состязания на призы, которые должны проводиться летом, до наступления утренних холодов в присутствии начальников саперных бригад. К состязаниям на призы допускаются только лучшие пловцы, принадлежащие к разряду отличных”.
Далее инструкция определяла, кто из пловцов может быть назван отличным:
“Если он, плывя на животе, держит плечи высоко над водой и разводит при том руками и ногами плавно и сильно, а плывя на спине, держит грудь над водой;
— если он может плыть стоя, держась над водой по грудь;
— если он бросается в воду, как головою, так и ногами вперед, притом в определенный пункт (в ивовый обруч диаметром 1 аршин) (1 аршин = 71,12 см);
— если он ныряет и может найти на дне потонувшую вещь (железную гирю весом от 2 до 3 фунтов (1 фунт = 0,409 кг) с привязанным к ней деревянным валиком длиною 1 фут (1фут = 0,3 м) и полтора дюйма (1 дюйм = 2,54 см) в диаметре);
— если он бросается в воду в сапогах, без портянок, в исподних брюках и рубашке, застегнутой у ворота, и, плывя по течению, может снять с себя всю одежду, бросая все снимаемое на берег;
— если затем, плывя по течению, он приведет к берегу деревянное тело весом до 4 пудов (1 пуд = 16 кг)”.
Занятия по обучению плаванию солдат включали: освоение приемов плавания на сухопутных лямках (сейчас такими пользуются для обучения плаванию малышей); изучение плавания на груди, на спине и стоя; плавание в военной одежде; обучение прыжкам в воду; ныряние и поднятие со дна водоема небольших тяжестей; обучение навыкам, необходимым для переправ вплавь через реку (индивидуально и в составе подразделений); переправы вплавь с лошадьми.
Инструкция определяла и требования к месту для обучения плаванию, проведения состязаний, предписывая, что “под наблюдением обер-офицера, заведующего плавательной командой, на берегу реки с малым течением устанавливается плот длиной 12,5 и шириной в 3 сажени. На его конце строится площадка высотой 7 футов для прыжков в воду. Плоты изнутри обиваются досками и вокруг плотов ставятся перила”.
Начиная с лета 1829 года состязания по плаванию в таких бассейнах проводились ежегодно в первой и во второй саперной бригаде, а плавание, плавательная подготовка нашли широкое применение в боевой подготовке русских войск.
Как видите, внимание к плаванию как необходимому для воинов российской армии навыку было на достаточно высоком уровне. Не меньший интерес проявляло к водным процедурам и купанию население многих городов. Так, в Москве по берегам Яузы, Неглинки и, конечно же, Москвы-реки в жаркие летние дни бывало множество зрителей, вода буквально кишела обнаженными телами.
И в России, и в Западной Европе, особенно в Англии, век восемнадцатый и начало девятнадцатого века послужили периодом возрождения плавания как одного из популярных оздоровительных занятий. К сожалению, еще долго сказывались последствия многовекового преследования церковью любого проявления эллинского (греческого) культа красоты и здоровья. Именно из-за пренебрежения водными процедурами в средневековой Европе не раз вспыхивали жуткие эпидемии чумы и холеры.
Из поколения в поколение передовые люди Европы — сначала французский гуманист, автор “Гаргантюа и Пантагрюэля” Франсуа Рабле (1494—1553), затем английский философматериалист Джордж Локк (1632—1704) и, наконец, французский философ Жан-Жак Руссо (1712—1778) — последовательно разбивали церковные запреты, пропагандировали плавание как крайне полезный навык.
И вот уже появляются первые школы плавания в Англии и Германии, чуть позднее во Франции и Австрии. Строятся первые искусственные бассейны с подогревом воды (Лондон, 1743 год).
Приоритет законодателей плавательной моды можно полностью отдать военнослужащим и студентам Ливерпуля, Лондона и других городов туманного Альбиона. Именно в Лондоне в 1869 году была создана первая в мире спортивная организация пловцов — Ассоциация любителей спортивного плавания в Англии.
Вскоре состоялся первый национальный чемпионат по плаванию. Это стало отправной точкой, появились спортивные организации по плаванию в Швеции, Германии и Венгрии, во Франции, Голландии. В 1888 году спортивное плавание получило признание в США, а еще через год в Будапеште состоялся Первый Международный турнир по плаванию. Стали строиться специальные плавательные бассейны для проведения международных соревнований. Программа тех соревнований была крайне разнообразной. Дистанции выбирались произвольно в зависимости от условий. Состязались на 50 метров, на 100, на 500, на 1000 и 2000 метров.
Для тех, кто не находил удовлетворения, соревнуясь в бассейнах, устраивали проплывы в открытом море. Первым героем марафонских проплывов стал капитан английского флота Матью Вэбб. В 1875 году он проплыл 34,6 километра за 21 час 44 минуты 55 секунд. Его дистанция простиралась от берегов Англии к берегам Франции в проливе Ла-Манш. С тех пор более 200 пловцов успешно преодолели этот водный рубеж. А сама трасса марафонского плавания стала одной из самых престижных для пловцов.
Замечу, что ныне пролив преодолевают почти в 3 раза быстрее. А 13-летняя египтянка Абли Хайби в 1974 году показала результат 12 часов 30 минут.
Дальние проплывы пользовались популярностью и в России. Были смельчаки и среди батумских портовых рабочих. Один из них, Мамед Бедия, даже рискнул отправиться вплавь от Батуми до Поти и с успехом преодолел это фантастическое (для плавания) по тем временам расстояние — почти в 60 километров.
Интересен и такой факт. В июле 1912 года учитель одной из бакинских гимназий Леонид Романченко проплыл по Каспийскому морю от Шиховой косы до городской купальни (более 48 км), затратив всего 24 часа 10 минут. Если учесть, что достигнутая тем самым скорость плавания и преодоленное расстояние данным пловцом превосходили показатели зарубежных марафонцев, то результат Романченко можно отнести к разряду мировых рекордов.
Когда же все-таки в России состоялись первые соревнования по спортивному плаванию?
Летом 1894 года Петербургский “Кружок любителей спорта” организовал заплывы на реке Славянке. Были поставлены плоты, выверена дистанция, фиксировалось время. Однако сегодня трудно согласиться, что до того времени подобных состязаний не проводилось. И вот почему. Еще в 1834 году в Петербурге на Неве, рядом с Летним садом, открыли первую общедоступную школу плавания. Работала она, естественно, только в жаркие дни, которых за лето набиралось не так уж и много. Среди посетителей школы часто бывал и Александр Сергеевич Пушкин. Вспомним его современника, знаменитого английского поэта Д. Байрона, прекрасного пловца (он переплыл пролив Дарданеллы) и фехтовальщика, поражавшего своим мужеством Пушкина, и увлечение плаванием великого русского поэта станет вполне объяснимым.
Руководитель школы плавания на Неве шведский специалист Густав Муар де Паули навсегда вошел в историю нашего вида спорта. Именно он написал книгу, положившую начало специальной литературе о плавании, которая была опубликована в Петербурге в 1838 году под названием “Руководство к плаванию с показанием пользы этого искусства в войне”. Впервые чита-тель нашел на ее страницах подробное описание техники плава-ния брассом, на боку, “по-собачьи”, “саженками”, ныряния, прыжков в воду и, что особенно было актуально в ту пору, оказания помощи утопающим.
Первая школа и первые соревнования. Их разделяют почти 60 лет! Так что можно утверждать, что спортивное плавание с трудом пробивало себе дорогу к признанию.
Главным тормозом для широкого развития школ плавания служило ничтожно малое количество крытых плавательных бассейнов. Так, к концу прошлого века даже в столице действовали лишь 4 небольших, размером всего 12,5 X 5,4 м, бассейна при кадетских корпусах и военных училищах. Правда, в 1906 году получили возможность посещать уроки плавания и будущие офицеры флота. Для них был построен, как тогда считалось, первоклассный бассейн — 17,5 X 8 м. Открылись небольшие ванны и в ряде других российских городов. Но это даже частично не решало вопроса. По-прежнему плавать учили избранных. Вот почему все преданные плаванию люди стремились найти скорейший выход из положения, когда большая часть граждан России не умела плавать.
Одним из энтузиастов-первооткрывателей по праву называют морского офицера, доктора медицины Владимира Николаевича Пескова (1873—1937). Неутомимый организатор, Песков в 1906 году разработал подробный проект строительства школ плавания на открытых водоемах. Два года хождений по различным инстанциям не увенчались успехом, проект не устраивал чинуш царских министерств. Выручили во Всероссийском обществе спасания на водах. Выделили средства. И 6 мая 1908 года недалеко от Петербурга начала свою работу школа плавания нового типа.
Располагалась она на берегу Суздальского озера, около местечка Шувалове, отсюда и название школы — шуваловская. Всего за одно лето детище Пескова стало популярнейшим местом отдыха, соревнований и всевозможных водных праздников. Вскоре морское ведомство, отдавая должное руководителю школы, перестало скупиться на расходы. В воскресные дни на берегу располагался оркестр второго флотского экипажа. Звучала бравурная музыка, и малыши, и взрослые учились плавать, а те, кто уже освоился в воде, совершал дальние проплывы по озеру.
Так зарождалось спортивное плавание в нашей стране.
Большинство воспитанников шуваловской школы проявили себя в рекордных заплывах. Они были участниками Олимпийских игр в Стокгольме, а на первом чемпионате России в 1913 году шуваловцы завоевали командный кубок.
После Октябрьской революции вновь отличаются на водных дорожках те, кто прошел уроки Пе-скова. Военспец, кадровый офицер, он полностью был на стороне революции. Возглавив инспекцию спорта в Политуправлении Балтийского флота, Владимир Николаевич Песков наряду со службой продолжал особое внимание уделять организации массового обучения плаванию. По его инициативе создается первый советский спортивный клуб пловцов “Дельфин”. Все, кто занимался в “Дельфине”, на всю жизнь запомнили главный принцип, установленный Песковым еще в шуваловской школе: “Научился плавать сам учи других”.
Источник