Почему общество называют системой систем почему субкультуру считают способом

Общество как система

Урок 22. Обществознание 10-11 классы. Человек. Общество. Духовная культура ФГОС

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Конспект урока «Общество как система»

Вспомним ещё раз основные определения, которые вы давали термину общество.

Общество — это группа людей, объединённых общей целью, общими интересами или схожим положением.

Общество — это население конкретной страны, региона.

Общество — это определённый исторический этап в развитии человечества или его части.

Общество — это человечество в целом.

И наконец, самое общее из всех определений, которое вы когда-либо встречали. Общество — это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая включает в себя.

Вот как раз о том, что именно включает в себя общество, как часть материального мира, мы и поговорим. И выясним, почему общество является системой, и какие качества ему, как системе, присущи.

Начнём, пожалуй, с понятия система. Это слово, разумеется, вам известно. На уроках математики вы решали системы уравнений. А на уроках химии изучали Периодическую систему элементов Дмитрия Ивановича Менделеева. Знаете, что Земля — третья планета Солнечной системы. И что аббревиатура АСУ расшифровывается как автоматизированная система управления. Вполне возможно, кто-то из вас собирается продолжить образование как раз в этой сфере и получить специальность: «инженер АСУ». Будущие актёры и просто любители театрального и киноискусства не могли не слышать о системе Станиславского.

В общем, примеры можно приводить ещё очень долго. Что же означает это слово?

Теорию, классификацию, совокупность объектов природы, комплекс метод деятельности и многое другое. В буквальном переводе с древнегреческого языка, система — соединение; целое, составленное из частей. Частей, не существующих изолированно друг от друга, а взаимодействующих. Влияющих друг на друга.

Система — это не просто множество элементов, это их совокупность. Система подразумевает наличие взаимосвязей между отдельными элементами. Она обладает такими свойствами, которых нет у составляющих её частей.

Приведём в качестве примера человеческий организм. Это сложная система. Она состоит из различных органов: сердце, мозг, желудок, печень, мышцы. Каждый из них выполняет собственные функции. Но ни один из органов не может сколь-нибудь длительное время существовать сам по себе, отдельно от системы.

Наша жизнедеятельность не определяется работой только мозга, или только мышц. Мы дышим, ходим, чувствуем, потому что различные органы нашего организма работают согласованно.

Что включает в себя общество как система?

Основным её элементом является человек. Точнее, люди, индивиды. Ранее вы встречали следующее определение. Индивид — отдельный представитель рода Homo sapiens. В социологии — науке об обществе — этот термин имеет несколько иное значение. Индивид — единичный представитель социального целого: общества, социальной группы. Его характеризует социальный статус — положение, которое он занимает в обществе. Он выполняет определённые социальные роли (общественные функции).

Но люди взаимодействует между собой не только как отдельные индивиды, но и как члены различных социальных общностей. Общности отличаются как по размеру, так и по признакам, которые объединяют входящих в них людей. Демографические. Этнические. Религиозные. Профессиональные. Классовые. Это могут быть более устойчивые и сплочённые социальные группы: семья, школьный класс, спортивная команда. Особая разновидность социальной общности — социальная организация. Объединение людей, стремящихся к достижению общей цели.

Особенностью социальной организации является то, что связи между людьми носят вертикальный, иерархический характер. Вспомним, что иерархия — система господства-подчинения. Чёткая организация, распределение функций, контроль за их исполнением нижестоящими со стороны вышестоящих. Примеры социальной организации — школа, фирма, политическая партия.

Между индивидами и социальными общностями возникают многообразные общественные отношения. Для удобства изучения, анализа их принято делить на 4 большие подсистемы: экономическую, социальную, политическую и духовную. Каждая из них включает в себя множество элементов.

Экономическая сфера связана с удовлетворением материальных потребностей людей. Производя различные жизненные блага, индивиды вступают в отношения собственности, распределения, обмена, потребления. Используют различные орудия и предметы труда. Привлекают финансовые ресурсы. Вырабатывают знания о наиболее эффективных способах организации производства и применяют их на практике.

Социальная сфера включает в себя отношения между различными общностями людей. Мы уже называли некоторые из них. У каждой общности есть собственные интересы. Они по-разному относятся к существующему социальному строю, установившимся общественным порядкам. Это различие определяется как их материальным положением, так и другими факторами. Именно в сфере социальных отношений происходит согласование интересов, сглаживание противоречий. Или не происходит. Тогда возникают социальные конфликты, которые могут очень серьёзно изменить эти самые установившиеся порядки.

Политическая сфера охватывает те структуры, которые связаны с осуществлением власти. Она удовлетворяет потребности людей в порядке и безопасности. Деятельность государства, способы и методы, которыми оно управляет обществом. Политические интересы и политические организации. Способы участия граждан в политической жизни.

К духовной сфере относят представления людей об окружающем мире. Обычаи, традиции, верования. Философские воззрения. Художественные предпочтения.

Все эти подсистемы тесно связаны друг с другом, влияют друг на друга. Структурные изменения в экономике могут привести к росту безработицы в отдельных отраслях. Это вызовет снижение уровня жизни многих людей, социальные проблемы. Вполне вероятно, что государство для их разрешения должно будет предпринять какие-то меры. Причём, речь может идти не только о выплате пособий людям, потерявшим работу. Потребуется, например, организовать массовое переобучение, изменить подходы к содержанию школьного и профессионального образования.

Человек всегда был и остаётся главной производительной силой. Если произойдут качественные изменения в подготовке кадров, их профессиональный рост, это серьёзно повлияет на экономическое развитие страны.

Важнейшим элементом общественной системы являются социальные нормы и ценности. Они регулируют поведение отдельных индивидов и социальных общностей, придают определённую стабильность общественному развитию. Комплекс норм, правил, которые регулируют какую-то конкретную область жизнедеятельности людей обычно называют социальным институтом.

Вся эта сложная система не статична. Это означает, что общество не находится в состоянии покоя, оно постоянно изменяется, развивается. Общество — динамическая система. Развитие может происходить неравномерно. Иногда на протяжении столетий, а то и тысячелетий изменения едва можно заметить.

Читайте также:  Способ получения нитрата кальция

Но порой кардинальные перемены происходят буквально на глазах. Ваши родители, знакомые старшего возраста могут многое рассказать о тех политических и экономических изменениях в стране, свидетелями которых они были. Что же касается технического прогресса и тех изменениях, которые он вызывает в организации производства и быта, то тут и спрашивать никого не надо. Вы сами можете выступить в качестве рассказчиков.

Общественное развитие не всегда прогрессивно. Истории известны случаи регресса — возвращения к более примитивным способам организации. Вообще, вопрос о том, что можно считать прогрессом в развитии человечества, достаточно спорный.

Социальные изменения достаточно часто непредсказуемы.

Это связано, во-первых, с тем, что общество — нелинейная система. Процессы, которые в нём происходят, определяются разными причинами, описываются разными законами и не синхронизируются по времени. Скажем, рыночные законы спроса и предложения объективны. Если спрос превышает предложение, цена падает, и наоборот. Но в экономической сфере действуют не спрос и предложение, а покупатели и продавцы. Их действия направляются субъективной волей. Поэтому продавцы (производители) договариваются о контроле над рынком — создают монополистическое объединение. Покупатели выбирают не тот товар, который дешевле при том же уровне качества, а тот, который престижней.

К власти приходит тот политический лидер, который оказался более харизматичной личностью. Гендерные изменения в обществе — занятость мужчин и женщин в общественном производстве, их образовательный уровень, правовое положение — уже произошли. А общественное сознание меняется гораздо медленнее. Отсюда и кризис традиционной семьи, и проблемы, связанные с неравной оплатой труда за равный труд, с неравными возможностями карьерного роста.

Вторая причина определённой непредсказуемости — открытость общества. Оно реагирует на любые внешние изменения. Внешними факторами для общества являются природа и другие общества. Серьёзные колебания климата или нашествие других народов может даже привести к гибели уже сложившейся и, казалось бы, вполне устойчивой цивилизации.

Будущее для общества — всегда многовариантно. Одни варианты развития более вероятны, другие — менее, но исключать возможность осуществления любого из них нельзя. Интересный материал для размышлений в этом плане может представить научно-фантастическая повесть братьев Аркадия и Бориса Стругацких «Трудно быть Богом!». В ней речь идёт о некоей планете, где развивается очень похожая на земную цивилизация. Она находится на стадии развития, аналогичной европейскому Позднему средневековью.

На планете присутствуют в качестве наблюдателей сотрудники земного Института экспериментальной истории. Они глубоко убеждены в существовании объективных закономерностей исторического развития. Хотят выяснить, с какими особенностями они будут проходить в местном государстве Арканар. Но всё происходит совсем не так, как предполагалось. В результате переворота устанавливается тоталитарная теократическая диктатура. Осуществляется тот вариант развития, который практически был невероятен. Кстати, в повести очень много и других интересных линий. Может быть, вам стоит её прочитать? Или посмотреть один из двух вариантов экранизации?

Однако, несмотря на определённую непредсказуемость развития, на возможность серьёзных кризисов, перехода от порядка к хаосу, отката назад, общество достаточно устойчивая система. Оно может интегрировать (включить в себя, сделать своей частью) новые элементы. Перейти от хаоса на другую ступень самоорганизации и развиваться дальше.

Такие сложные, саморегулирующиеся системы стали объектом изучения для сравнительно молодой науки — синергетики. О том, что она собой представляет, вы можете узнать самостоятельно. Скажем лишь, что раскрытие механизма работы таких систем станет следующим научным прорывом человечества после революции в естествознании и информационной революции.

Источник

Сложная система – это такая система, которая состоит из различных подсистем. Подсистема – это относительно автономная часть системы.

Тема 4.1. Общество как сложная социальная система.

1. Системный подход к анализу общества.

2. Общество как сложная социальная система.

3. Общество как открытая система.

Существует особый срез философского знания – социальная философия или философия общества. Есть множество наук, изучающих как отдельные сферы общества (экономическая теория, политология, юриспруденция), так и общество как некое целое, то есть как систему (история, социология). Но если история и социология изучают конкретные общества (российское, американское), то социальная философия изучает общество вообще. Социальная философия опирается на те знания об обществе, которые ей дают социальные науки, но она вырабатывает знание особого рода. Социальные философы изучают проблемы взаимодействия общества с природой, человеком (личностью), факторы, формы и модели его развития, строят научно обоснованные прогнозы развития общества в свете существования глобальных проблем, анализируют результаты воздействия техники на бытие человека и общества. Социальная философия тесным образом связана с такими разделами философии как онтология, гносеология, методология, антропологическая философия, аксиология и этика.

Объектом социальной философии является социальное бытие во всем его многообразии: экономическое, социальное, политическое, духовное. Иначе говоря, социальная философия изучает социальную реальность в ее целостности, то есть как систему. В качестве предмета социальной философии выступает деятельность как субстанциальная основа существования человека и общества.

Итак, социальная философия изучает общество как систему. Но что такое общество?

Общество– это результат и условие осуществления деятельности человека. Общество – это итог эволюции материи, в результате которой общество обособилось от природы. Общество – это форма социальной материи.

Главным свойством материи является системность. Поэтому общество можно рассматривать в качестве системы.

Система– это совокупность взаимодействующих элементов. Системы бывают: открытыми, закрытыми, простыми, сложными, биологическими, техническими, социальными.

Открытая система –это такая система, которая взаимодействует с окружающей его средой. Общество, техника, биологические организмы взаимодействуют с природной окружающей средой. Следовательно, они являются открытыми системами.

Сложная система – это такая система, которая состоит из различных подсистем. Подсистема – это относительно автономная часть системы.

Общество – это пример сложной системы, поскольку оно состоит из четырех подсистем, или сфер общества. Это: экономическая, социальная, политическая, духовная подсистемы.

Организм человека тоже является сложной подсистемой, поскольку состоит из кровеносно-сосудистой, пищеварительной, опорно-двигательной, дыхательной и других подсистем. Относительно автомобиля можно сказать, что он тоже является сложной системой. Автомобиль состоит из подсистемы управления, тормозной подсистемы, подсистемы зажигания, топливной подсистемой, трансмиссионной подсистемы и так далее.

Общество — это социальная система, так как является не только результатом, итогом человеческой деятельности и условием ее осуществления, но и включает человека в различные структуры, то есть состоит из людей. Культура, цивилизация тоже являются примерами социальных систем.

Читайте также:  Способы составления бухгалтерского баланса

Человеческий организм, как и любой биологический организм, является примером биологической системы. Газотурбинные установки, автомобили, компьютерами – примером технических систем.

Любая система и подсистема состоит из элементов. Элемент – это неделимая часть системы.

Каждый элемент играет определенную роль. Она называется функцией. Функция – это роль элемента в системе.Например: политическая подсистема общества выполняет функцию управления также, как рулевое колесо и рейка в автомобиле.

В любой системе есть главный элемент. Именно он образует структуру системы и выполняет ее предназначение. Такой элемент называют структурообразующим.

Структурообразующим элементом автомобиля является двигатель: именно на двигатель «заточены» все подсистемы автомобиля. Как известно, основное назначение автомобиля как транспортного средства – обеспечить перемещение человека в пространстве. Машина без двигателя – просто «недвижимое имущество». Роль структурообразующего элемента в организме человека выполняет сердце.

По поводу структурообразующего элемента общества в философской литературе ведутся до сих пор дискуссии. Философы-материалисты (К. Маркс) полагают, что в качестве структурообразующего элемента можно рассматривать материальное производство, то есть производство еды, воды, одежды и других материальных благ. Без еды и воды человек долго не проживет.

Противоположный лагерь образуют философы-идеалисты, считающие, что структурообразующим элементом является такой компонент духовного производства как религия. Важную роль религии в обществе раскрывали М. Вебер, С. Булгаков, А. Солженицын.

Система не просто состоит из элементов. Элементы взаимодействуют друг с другом на различных структурных уровнях. Структура– это иерархически образом организованная взаимосвязь между элементами. Структура отвечает на вопрос: из каких элементов состоит система, как они взаимодействуют друг с другом, обеспечивая ее функционирование.

Таким образом, социальная реальность (общество) имеет системный характер. Поэтому общество нужно рассматривать с точки зрения системного подхода, то есть как сложную и открытую социальную систему.

Общество является сложной системой, состоящей из подсистем со своей структурой, структурообразующими элементами и функциями:

1) Экономическая подсистема общества. Структурообразующим элементом этой подсистемы является материальное производство. Материальное производство, в свою очередь, состоит из производительных сил и производственных отношений. К производительным силам относят людей, инструменты, станки, то есть технику. Производственные отношения – это такие отношения, в которые вступают люди в процессе производства. Материальное производство включает следующие этапоы: собственно производство, распределение, обмен, потребление. Главная функция экономической подсистемы – функция жизнеобеспечения. Еда, вода, одежда жилье обеспечивают жизнь человека и общество в целом. Главная проблема – проблема соотношения безграничных потребностей и ограниченных ресурсов. Эту проблему решает экономическая наука и философия экономики. В научно-философской литературе можно встретить следующие варианты ее решения: переход на альтернативные источники энергии, включая космические полеты с целью расширения ресурсной базы человечества, трансформация антропоцентрической мировоззренческой установки, реализация концепции «нулевого роста» (А. Печчеи), акцент на внутреннее развитие, духовно-нравственное самоограничение (А. Солженицын);

2) Социальная подсистема общества. Главный элемент – социальная общность. Выделяют следующие социальные общности: а) поселенческие (город, село), б) демографические (возрастные, половые); в) этнические (род, племя, народность, нация); г) классово-стратификационные (класс богатых, бедных, средний класс, страта маргиналов); д) профессионально-образовательные (студенты, преподаватели, инженеры, газовики, нефтяники, водители). Человек одновременно относится к различным социальным общностям и структурам. Например, у человека есть пол (мужской или женский), он достиг определенного возраста (ребенок, взрослый), то есть относится к демографической структуре, является либо сельским, либо городским жителем (поселенческая структура), принадлежит к определенной нации (этническая структура), занимает определенное место в системе общественного производства (преподаватель, работник газовой промышленности). Главная функция социальной подсистемы – функция социального воспроизводства. Главная проблема – проблема достижения социального равенства. Проблему социального равенства решают социология и социальная философия;

3) Политическая подсистема общества. Структурообразующий элемент – политическая власть. В структуру политической подсистемы входят политические потребности, интересы, отношения, институты. Основная функция – управление. Главная проблема – захват и удержание политической власти. Эту проблему призваны решать политология и политическая философия. Доктор философских наук, профессор ВолГУ, специалист по политической философии, политический эксперт А. Л. Стризое выделяет три способа политического управления и удержания политической власти. Это: директивный, трактуемый им как монолог властвующего субъекта, такой способ управления, при котором одни властвуют, а другие только подчиняются; функциональный, при реализации которого властвующий субъект превращается в «диспетчера»: субъект власти рассматривает объект власти как носителя полезных свойств, то есть функционально; коммуникативный, актуализирующий у властного субъекта способности по выстраиванию социальных и межличностных отношений с другими политическими субъектами как на горизонтальном, так и на вертикальном уровнях;

4) Духовной. Структурообразующий элемент – духовное производство. Главная функция – социализация. Главная проблема – соотношение традиций и инноваций. Над данной проблемой «бьются» культурологи и специалисты по истории философии, философии культуры.

Таким образом, общество – это сложное социальное образование, сложная социальная система, состоящее из нескольких сфер, или подсистем, которые в свою очередь, имеют сложную структуру, и в которые включен человек. Каждая сфера общества выполняет определенные функции и пытается решить конкретную проблему. От того, насколько успешна, будет решена та или иная проблема, зависит будущее общества.

Особенностью развития общества на современном этапе является возрастание влияния духовной сферы общества на остальные сферы. Неслучайно поэтому ученые обращают внимание на такие проблемы как вандализация культуры, девальвация (обесценивание) духовных ценностей, нацеленность большинства людей на потребительский образ жизни.

Какая подсистема общества является главной, системообразующей – нет единой точки зрения в философии:

1) К. Маркс и его сторонники утверждали, что материальное производство, а, следовательно, экономическая подсистема социума является главной. Прежде чем заниматься наукой, искусством, как писал Маркс, необходимо питаться и одеваться. А первичные, базовые потребности (А. Маслоу) как раз и удовлетворяет материальное производство. Необходимо отметить, что Маркс не принижал роль духовной подсистемы социума. Он отмечал, что по мере развития общества обратное влияние духовной сферы (науки, искусства, морали) на другие подсистемы общества будет возрастать;

2) Н. Бердяев, М. Вебер полагали, что духовная сфера общества оказывает решающее воздействие на все остальные сферы. Н. Бердяев это доказал с помощью анализа таких феноменов как культура производства, экономическая культура, а М. Вебер в книге «Протестантизм и дух капитализма» раскрыл роль протестантской религии в эволюции капиталистической системы.

Общество представляет собой не только сложную социальную систему, но и еще открытую систему, так как взаимодействует с окружающей средой, то есть с природой.

Читайте также:  Aloe vera refresh and moisture aloe vera foam cleanser способ применения

Единственным источником жизни на Земле – Солнце: не было бы Солнца – не было бы жизни. Планета Земля на очень удачном расстоянии находится от него: если бы находилась дальше, то на Земле было бы очень холодно, а если ближе – то очень жарко. И в том, и в другом случае жизнь на планете Земля была бы невозможна Сторонники эволюционной теории антропогенеза считают, что именно радиоактивное излучение способствовало генной мутации, которая рассматривается в качестве главного фактора антропогенеза. Человечество берет от природы различные ресурсы (газ, нефть), использует энергию воды, солнца, ветра. Кислородом человек дышит тоже благодаря природной среде. Воздействует на природу человек негативным образом: загрязняет воду, почву, воздух. Пытаясь минимизировать негативные последствия своего воздействия, человек осуществляет природоохранные мероприятия: сажает деревья, заносит в Красную книгу исчезающие виды растений, животных, создает заповедные зоны, регулирует охоту и рыболовство, чтобы окончательно не уничтожить то, чем он питается. Однако главный итог взаимодействия общества и природы – появление и обострение экологических проблем, которые уже давно достигли планетарный, глобальный характер.

Главная причина обострения экологической проблемы заключается, выражаясь словами немецкого философа М. Хайдеггера в том, что человек провозгласил себя господином бытия, то есть реализует антропоцентрическую мировоззренческую установку. О том, что такая установка по отношению ко всему обществу носит губительный характер, хорошо, в образной манере, выразился А. И. Солженицын. « Не могут черви бесконечно изгрызать одно и то же яблоко», — с горечью констатировал российский мыслитель.

О негативных последствиях господства потребительского отношения к бытию писали Э. Фромм, Г. Маркузе. Однако философы расходились в том, что должно прийти на смену антропоцентризму и связанному с ним потребительству. Если А. И. Солженицын выступал за ренессанс теоцентризма, то М. Хайдеггер, позиционируя себя в качестве сторонника коэволюционизма, рассматривал человека в качестве пастуха бытия. Не потреблять, а заботиться о природе также, как пастух заботиться о своем стаде, — вот сущность хайдеггеровского императива.

Таким образом, анализ взаимодействия общества и природы образует основной нерв социальной философии. С одной стороны, общество взаимосвязано с природой, так как является результатом длительной ее эволюции, возникло из нее. Общество функционирует в природной среде. Природа образует окружающую для нее среду. С другой стороны, общество в результате эволюции обособилось от природы, и в этом смысле социальная, рукотоворная реальность противостоит реальности природной, естественной. Поэтому неудивительно, что в социальных науках анализируется воздействие природных факторов на развитие общества, а в некоторых концепциях, например, в концепциях географического детерминизма, пассионарного этногенеза, влияние этого фактора на социум абсолютизируется.

Подведем итоги.Мы, изучив эту тему, узнали, что общество является системой социальной, так как является результатом и условием человеческой деятельности, состоит из людей. Социальными системами также являются цивилизация и культура. Общество, как и биологические организмы, как и технические устройства, является сложной системой, так как состоит из нескольких подсистем. В свою очередь, каждая подсистема имеет свою сложную структуру, элементы, функции. Поскольку общество — не только результат длительной эволюции природы, в процессе которой оно от него обособилось, но и функционирует в природной среде, общество является открытой системой. Функционирование подсистем общества, его взаимодействие с природой, образует множество проблем глобального характера, решением которых занимается социальная философия, представляющая собой важный срез философского знания

Вопросы и задания:

1. Что такое социальная философия? Что она изучает? Что является ее объектом и предметом изучения? С какими науками и разделами философии она связана?

2. Что общего, а что различного в изучении общества со стороны социальной философии, истории, социологии, политологии, экономической теории? Чем социально-философские проблемы отличаются от проблем в исторической науке и в социологии?

3. Дайте определения таким понятиям как «система», «подсистема», «структура», «элемент», «структурообразующий элемент», «функция». Приведите свои примеры этих понятий.

4. Что такое общество? Почему общество является сложной социальной системой?

5. Дайте характеристику экономической подсистеме общества. Как вы лично вписаны в ее структуру?

6. Дайте характеристику социальной подсистеме общества. В какие социальные структуры вы вписаны, к каким социальным общностям относитесь?

7. Что представляет собой политическая подсистема общества? Каким образом вы вписаны в ее структуру?

8. Какие способы захвата и удержания политической власти выделяет А. Л. Стризое? В чем их сущность? Подумайте, какой из этих подходов господствует в современной России. Свою точку зрения обоснуйте.

9. Имеете ли вы отношение к духовной подсистеме общества? Ответ дайте в развернутой форме.

10. Какая подсистема общества с вашей точки зрения является самой важной? Свой ответ аргументируйте.

11. Почему общество является открытой системой? Оцените результаты взаимодействия общества с природой.

12. Как вы относитесь к антропоцентрической установке? Разделяете ли вы мнение некоторых мыслителей об опасном характере ее господства в современном обществе?

13. Что общего и что различного можно выявить, если сравнивать общество, человеческий организм, техническое устройство?

14. Как общество и природа взаимодействуют друг с другом? Что общего, а что различного между ними?

15. Докажите, что общество является сложной, социальной и открытой системой.

16. Что вы нового узнали из этой лекции? Какой учебный материал был вам уже известен, а какой нет? Что в этой лекции вызвало у вас интерес?

17. Как вы думаете: легко или сложно будет изучать социальную философию? Какие науки и разделы философии помогут вам ее изучить? Какая социально-философская проблематика, изложенная в этой лекции, привлекла ваше внимание? Ответ аргументируйте.

18. Сравните автомобиль и общество. Какие сходства и какие отличия Вы можете выделить?

19. Сравните человеческий организм и общество. Какие сходства и какие отличия можно выделить?

20. Докажите, что общество не является простой и закрытой системой.

21. Докажите, что общество является сложной и открытой системой.

22. Докажите, что общество является социальной системой.

23. Что можно рассматривать в качестве структурообразующего элемента в автомобиле, человеке, обществе? Свою точку зрения обоснуйте.

24. Если сравнивать подсистему управления в автомобиле и политическую подсистему в обществе, то какие общие черты можно выделить? Свое мнение обоснуйте.

25. В чем сходства, а в чем различия между материальным и духовным производством?

Источник

Оцените статью
Разные способы