Сохранение ТРАДИЦИЙ СИЛА НАРОДА
статья на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sohranenie_traditsiy_sila_naroda.docx | 18.82 КБ |
sohranenie_traditsiy_sila_naroda.pptx | 2.81 МБ |
Предварительный просмотр:
Всякий народ, заботящийся о будущем, бережет свои традиции.
Сохраняя исторические традиции и используя богатейший опыт предыдущих поколений
В XXI веке проблемы сохранения, развития и возрождения традиционных народных традиций приобретают все большую актуальность. Процессы глобализации унифицируют культуры разных народов, навязывая единые стандарты жизнедеятельности. В этой связи этнические проблемы приобретают особенно острый характер. Человек обращается к этническим ценностям, дающим возможность вновь ощутить себя частью некоего целого, найти психологическую поддержку в традиционной культуре своего народа. Традиционная культура является корневой основой многовековой культуры народов России, сохраняет свою жизнеспособность, систему духовных ценностей народа, направленных на формирование патриотизма, воспитание всесторонне развитого, национально ориентированного человека.
Российская культура является главным носителем традиций, нравственных и духовных ценностей, сформировавших российский народ как единую общность и составляющих основу российской государственности. Она занимает совершенно особое место в истории мировой культуры. Мы по праву гордимся этим, часто это повторяем, но редко задумываемся, в чем уникальность нашей культуры и ценность не только для нас, но и для всей мировой цивилизации.
Ключ к пониманию этого, по мнению видного исследователя в области культуры профессора В.А. Сапрыкина, лежит в уникальности тех исторических, природно-климатических, геополитических условий и факторов, под влиянием которых формировалась российская культура. Прежде всего, давайте вспомним, что народы, населяющие Россию, сумели создать неповторимое социально-экономическое пространство на поражающих воображение просторах Евразии. Его протяженность в широтном направлении — около 9 тысяч километров, в меридианом — от 2,5 до 4 тысяч километров. Причем была обустроена и сделана приемлемой для жизни самая неблагоприятная в природно-климатическом отношении часть Земли: свыше 70% ее приходится на Север и зону рискованного земледелия. В этих суровых условиях было создано многоотраслевое хозяйство мирового уровня, родилась такая специфическая социально-хозяйственная и духовно-культурная организация жизни человека, как община. Она просуществовала в России свыше тысячи лет и сыграла в нашей жизни и культуре огромную роль.
В результате длительного исторического взаимодействия русского и других народов Россия сформировалась как сложная полиэтническая система цивилизации с самобытной многонациональной культурой. По мнению академика Д.С. Лихачева: «Россия выполнила историческую культурную миссию, объединив в своем составе более двухсот народов, требовавших защиты». Особый отпечаток на российскую культуру наложила, конечно же, и многоконфессиональность русской цивилизации. В России столетиями успешно сосуществовали христианство, ислам, буддизм, иудаизм, лютеранство и целый «блок» протестантских течений.
Национальные традиции народов России были и остаются фундаментальной формой культуры, ибо связана с жизнью наиболее устойчивого в историческом плане объединения людей. Вместе с тем, национальные культуры не могут успешно развиваться в условиях изоляции от других культур. И своеобразие российской культуры, как раз и заключено в том, что генеральной исторической тенденцией ее формирования и развития всегда была тенденция преодоления этнической разобщенности. Именно изначальная много этничность России определила ее уникальную восприимчивость к другим культурам. Ф.М. Достоевский в своей знаменитой Пушкинской речи назвал ее «все человечностью». А это и позволило сформировать на основе национальных традиций великую общенациональную российскую культуру.
В настоящее время в Российской Федерации проживают представители более 150-ти этносов. Чрезвычайно важно подчеркнуть то, что для коренных основ нашей культуры, для нашего самосознания, совершенно органично рассматривать все народы, населяющие Россию, как равноправные в создании и развитии российской государственности и культуры.
Помните у Пушкина:
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий
Тунгус, и друг степей калмык.
То есть наш национальный гений утверждал, что он творил для всех народов России. Это сознание равноправия племен и народов России пронизывает нашу культуру от истоков и до наших дней. И это мы должны передать и будущим поколениям.
Традиции не дают человеку забыть своих предков и родных. Зная свои корни, историю и традиции, можно сохранить свою отличительность, а передавая эти знания детям – будущим поколениям. Поэтому традиции являются мостиком между прошлым, настоящим и будущим.
сохранение традиций – результат общих усилий.
Очевидно, что задача сохранения и развития национальных культур народов России является сегодня основополагающей не только для развития российской государственности, но и самого существования многонационального российского народа.
Необходимо выработать долговременную стратегию действий в этой сфере, основанную на концептуальных подходах к вопросам сохранения и развития национальных культур.
При этом особое внимание должно быть обращено на государственную поддержку развития языков и литератур народов России, всех жанров народного искусства, воспитание и сохранение уникальных творческих кадров, творческих коллективов, певцов, сказителей, танцоров, народных музыкантов, развитие музыкальной и хореографической культуры, сохранение и развитие традиционных и новых народных художественных промыслов и ремесел. Необходимо также предусмотреть меры по поддержке инфраструктуры национальных культур: учреждений культуры, в том числе клубного типа, фольклорно-этнографических и национальных культурных центров и т.п.
Власти вправе принимать федеральные и региональные целевые программы сохранения и поддержки культуры, выделять и распределять средства. Но инициировать и продвигать эти проекты должны сами люди.
Основы знаний о традициях своего народа закладываются в семье. Вместе с ребенком полезно составить генеалогическое древо и красиво его оформить. Дети узнают свою историю, наглядно увидят, как одна семья дала начало целому роду. Уважая своих предков, ребенок научится уважать себя, свой народ, а впоследствии такое же отношение воспитает в своих детях.
Большие возможности для ознакомления с культурой в детском саду и в школе. Многие педагоги уже используют национальные мотивы и сюжеты на уроках, в игровой деятельности, при подготовке внеклассных мероприятий. Опираясь на помощь ученых и деятелей культуры, можно сделать это качественнее и разнообразнее. Ребят нужно шире вовлекать в исследовательскую деятельность, в том числе по сбору этнографического материала.
Хорошо в детском саду и школе организовать небольшой музей культуры народов своего региона. Дети в силах собрать этнографические материалы, передать на хранение свои лучшие поделки.
Обычаи и традиции своего народа нужно знать и соблюдать на практике, чтобы дети усваивали их из опыта своей семьи, как в селе и маленьких провинциальных городах.
Мы сохраним свою культуру, если она будет частью нашей повседневной жизни, а не книжной и музейной истории.
Источник
Сохранение фольклора, как части культурного наследия
Компанеец Олеся
Сохранение фольклора, как части культурного наследия
«В фольклоре, как и в языке, сказывается коллективное творчество всего народа, а не личное мышление одного человека»
Особое место в охране культурного наследия занимает фольклор. Именно поэтому в настоящее время стали актуальными вопросы, связанные с проблемами сохранения и возрождения фольклора через массовое приобщение населения к его ценностям, через формирование отношения к народной культуре, как важнейшему условию существования культуры и общества.
Каковы же пути сохранения и возрождения традиционного фольклора как части культурного наследия, или каким образом в эпоху тотальной компьютеризации, увлеченности телевидением, массовой популярной музыкой и сходными явлениями допустимо говорить о приобщении к истокам культуры?
Сделать это возможно, через повсеместное внедрение многоуровневой непрерывной системы образования, с ориентацией на лучшие достижения народной культуры, в основе которой лежит традиционный фольклор.
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребёнком разговорного языка,становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребёнок будет им пользоваться в дальнейшем.
У дошкольников с общим недоразвитием речи, изначально бедный словарный запас, не сформирована грамматическая система, неразвита связная речь. Необходимо, не нарушая естественного хода коррекционно-воспитательного процесса, обогатить детский словарь понятиями из устного народного творчества (не только русского, но и других стран, познакомить с обозначениями предметов, оставшимися в прошлом.
В своих высказываниях о народном творчестве говорили многие педагоги и поэты. «Неусловным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова» высказывание К. Д. Ушинского – в котором говорится, что народное творчество объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель; оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей, стремлениями, как не мог бы познакомить, ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик. Оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ.
Устное народное творчество — это история народа, его духовное богатство. Колыбельные песни, потешки, пестушки, прибаутки, перевертыши, скороговорки, пословицы, поговорки, загадки, считалки сочинил великий и бессмертный поэт — русский народ.
Как же связан фольклор с коррекционной работой логопеда? На этот вопрос, ответ знает каждый педагог, работающий в дошкольном учреждении, т. к.основными принципами дошкольного образования по ФГОС ДО являются: содействие и сотрудничество детей и взрослых, сотрудничество организации с семьей и приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.В нашем детском саду с самого открытия детского сада одними из приоритетных задач является: знакомство детей с истоками народной культуры.
Устное народное творчество в коррекционной работе с дошкольниками:
• развивает грамматический строй речи
• развивает фонематический слух
• развивает мыслительные операции
• расширяет и обогащает словарный запас
• формирует связную речь
• воспитывает звуковую культуру речи
• формирует правильное звукопроизношение, словообразование
• расширяет представление детей о разных формах фольклора
Многие потешки, пословицы, загадки, сказки выстраивают базу для успешного формирования словообразования, для усвоения антонимов, синонимов; создают основу для развития таких мыслительных операций, как сравнение и обобщение. Большинство потешек – готовый дидактический материал для развития фонематического слуха и формирования правильного звукопроизношения.
Во многих сказках внимание привлекается к природным явлениям, к особенностям внешнего вида птиц, зверей и насекомых. Они приучают к образному восприятию богатства и многообразия окружающего мира, воспитывают интерес к нему.
Считалки можно использовать с целью помочь подготовить и организовать игру, разделить роли, установить очередь для начала игры, закрепления умения вести счет в прямом и обратном порядке, а также развития временных представлений.
С помощью потешек можно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, причем исполняются на мотив народных мелодий.
Пестушки – это короткие стихотворные приговоры, которыми сопровождают движения ребенка в первые месяцы жизни. Свое название получили от слова «пестовать» — няньчить, холить, ходить за кем-нибудь. Пестушка забавляется ритмом, изменяя его.
Прибаутки – это небольшие стихотворения, обычно веселые и смешные по содержанию. Они напоминают сказки в стихах. В них очень часто используются различные фольклорные персонажи. Содержание прибауток яркое и динамическое. Однако главная роль прибауток – познавательная. Ребенок узнает о людях, животных, явлениях, предметах, об их типических свойствах.
Использование скороговорок помогает закрепить четкую дикцию, использовать различные высотные, силовые и тембральные звучания. Скороговорка требует точной организации голосового хода, логического и орфографического ударения. Стихотворная ритмика организует четкость речи, не разрешает пропускать, менять звуки.Она служит организационным моментом и для дыхания: дает возможность сознательно его распределять, не прерывая доборами течение речи внутри строки, и пополнить только в конце после строки. Скороговорки нужны для развития фонематического слуха, формирования способности ребенка улавливать тонкие звуковые различия, способствуют автоматизации звуков речи.
В коррекционной работе пословицы и поговорки, лучше использовать при развитии связной речи у детей. Она будет уместна после работы с рассказом, сказкой.
Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.
Словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности. Его влияние на развитие речи детей с общим недоразвитием речи неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи коррекции речевых нарушений. Приобщение детей к золотому фонду народной культуры решит не только проблемы обогащения речи детей, но и позволит совершенствовать их внутренний мир, сделать его более духовным.
Педагог детского сада имеет больше возможностей для воспитания детей в духе родной культуры, нежели школьный учитель, потому что он именно живет с детьми, и фольклор может стать не предметом изучения, а частью этой естественной бытовой жизни, украсив и одухотворив ее. Но жизнь в русле народной культуры не может быть навязана педагогу. Она может быть только результатом естественного выбора свободного человека, который видит именно в этом благо для детей и чувствует пульс родной культуры в себе самом. Свою статью,хочется закончить словами Алексея Максимовича Горького: «Изучайте фольклор, учитесь на нем. Без знания прошлого нет будущего!»
Применение подговорки, жанра малого детского фольклора, как приёма в ОД по обучению детей игре на деревянных ложках Авторская разработка музыкального руководителя Шмаковой Елены Семёновны на тему: «Применение «подговорки», жанра малого детского фольклора,.
Деловая игра для педагогов «Формирование математических представлений дошкольников как части образовательной деятельности» Цель: Рассмотреть пути и способы совершенствования работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников. Задачи:.
Конспект ООД по развитию речи на основе характеристики современного общества и культурного наследия Кубани «Фестиваль дружбы» Тема: «Фестиваль дружбы» (организованная образовательная деятельность по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста). Цель: формирование.
Народное творчество как область культурного наследия Кубанского казачества «Народное творчество как область культурного наследия Кубанского казачества» «Человек не знающий своего прошлого Не знает ничего» Народная.
Опыт работы «Формирование связной речи дошкольников на основе культурного наследия Кубани» Представляю вашему вниманию опыт работы на тему: «Формирование связной речи дошкольников на основе характеристики современного общества.
Патриотическое воспитание дошкольников в современных условиях на основе культурного наследия казачества Белогорья Автор: Ерохина Любовь Ивановна музыкальный руководитель МАДОУ «Центр развития ребёнка детский сад №12 Белгородской области г. Шебекино».
Проект «Использование малых форм фольклора как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста» Тема проекта: Использование малых форм фольклора как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста Актуальность: Один из принципов.
Проект «Сохранение здоровья» Паспорт Проекта Наименование Проекта «Название проекта» Основание для разработки Проекта Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря.
Проект «Воспитание любви к Родине средствами литературно художественного наследия Кубани» Паспорт проекта Проект: «Воспитание любви к Родине средствами литературно художественного наследия Кубани». Автор и руководитель проекта:.
Статья «Воспитание культурного поведения дошкольника» Статья «Воспитание культурного поведения дошкольника» Возмищева Татьяна Сергеевна Воспитатель I кв. к. МБДОУ «Детский сад комбинированного.
Источник