Почему метод проектов можно рассматривать как инновационный способ обучения

Метод проектов как инновационная педагогическая технология
статья по теме

Ведущее место среди методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Каковы же особенности осуществления проекта в начальной школе? На этот вопрос нам и предстоит ответить.

Скачать:

Вложение Размер
Метод проектов 56.5 КБ

Предварительный просмотр:

как инновационная педагогическая технология

Учитель ГБОУ Лицей № 470:

Альгпеус Евгения Викторовна

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:

— формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;

— развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

— формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;

— были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;

— реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы учения/обучения.

Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов .

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни.

Метод проектов зародился во второй половине ХIХ века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях “прагматической педагогики”, основоположником которой был американский философ-идеалист Джон Дьюи (1859 – 1952).

Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то «эта технология предполагает совокупность исследовательских, проблемных методов, творческих по самой своей сути» 1 .

Проектная деятельность подразумевает триаду действий учащихся при поддержке и направляющей функции учителя: замысел-реализация-продукт.

Каковы же особенности осуществления проекта в начальной школе?

Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности учащихся 7-10 лет, а также беря во внимание опыт работы, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного обучения. В связи с этим необходимо рассмотреть особенности и варианты организации метода проектов с детьми младшего школьного возраста.

Для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима особая готовность, “зрелость”, заключающаяся в следующем.

Во-первых , это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относится:

— умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий);

— умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);

— умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументировано его доказывать);

— умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

Данные умения формируются с первых дней ребенка в школе, когда дети совместно с учителем в учебных ситуациях “открывают” и доступно для себя формулируют необходимые “Правила общения”, регулирующие как внешнюю сторону, построение высказываний, так и внутреннюю сторону, содержание высказываний.

Вторым показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает развитие мышления учащихся, определенная “интеллектуальная зрелость”. Прежде всего, имеется в виду сформированность обобщенности умственных действий как интегративной характеристики, включающей в себя:

— развитие аналитико-синтетических действий;

— сформированность алгоритма сравнительного анализа;

— умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;

— возможность выделять общий способ действий;

— перенос общего способа действий на другие учебные задачи.

К “интеллектуальной зрелости” также относится наличие у младших школьников таких качеств мышления, как гибкость, вариативность и самостоятельность.

В качестве третьего показателя готовности младших школьников к эффективной проектной деятельности рассмотрим опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений:

— адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;

— обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;

— выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.

Метод проектов можно использовать как в урочное, так и во внеурочное время.

Опыт работы свидетельствует, что в использовании проектного метода в начальных классах эффективна следующая последовательность его модификаций: от недолговременных (1-2 урока) однопредметных проектов к долговременным, межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным.

Метод проектов – это одна из конкретных возможностей использовать жизнь для воспитательных и образовательных целей. Вот почему можно сказать, что метод проектов расширяет горизонты в педагогической теории и практике. Он открывает путь, показывающий, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью.

Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении её в определенной ситуации.

Таким образом, применяя метод проектов на уроках, я убедилась, что процесс обучения можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов.

  1. Минюк Ю. Н. Метод проектов как инновационная педагогическая технология // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.).

Источник

«Проектный метод как инновационная педагогическая технология»

Елена сухарева
«Проектный метод как инновационная педагогическая технология»

В связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации», ФГОС Дошкольного образования от «17» октября 2013 г. № 1155, который вступил в действие с 1 января 2014г, в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения: дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Оно остаётся в отличие от общего образования необязательным, но меняется отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребёнка. Дошкольное детство – самый главный и ответственный этап,когда закладываются основы личностного развития: интеллектуального, физического, коммуникативного, эмоционального. Это период, когда ребёнок учится общаться, взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми, начинает осознавать себя и своё место в этом мире.

Так как современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того, что современные дети должны знать и уметь намного больше, чем их сверстники 15- 10 лет назад, дети не хотят учиться в школе, снизилась положительная мотивация к занятиям.

Как же поправить ситуацию?

Становление новой системы образования, требует серьезных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий. На смену традиционному образованию должно прийти продуктивное обучение, которое направлено на, формирование у детей потребности к активной созидательной деятельности, развитие творческих способностей.

На сегодняшний день возросли требования к детям, поступающим в первый класс, поэтому новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком. Раньше на первый план выходила задача развития у ребенка стандартного набора знаний, умений и навыков, а сейчас необходимо формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. То есть акцент идет на развитие качеств и социальную адаптацию.

Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектов. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он формирует навыки сотрудничества, развивает познавательный интерес к различным областям знаний.

В ФГОС Дошкольного образования, который вступил в действие с 1 января 2014г прописано – нужно развивать мотивационную готовность к обучению, а не просто учить ребенка чтению, письму и т. д. После дошкольной жизни должно появиться желание учиться.

Подробнее о некоторых пункты ФГОС ДО, которые можно реализовать посредством проектной деятельности.

Основные принципы дошкольного образования,заложенные в Стандарте:

• содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

• поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

• сотрудничество Организации с семьёй;

• формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему

Программа направлена на:

создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

Требования к условиям реализации основной Образовательной программы дошкольного образования

Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды,которая:

• способствует профессиональному развитию педагогических работников;

• создаёт условия для развивающего вариативного дошкольного образования;

• создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности

— п. 3.2.5. Взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность проблемных, поисковых, исследовательских методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого мышления.

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности.

Коллективная работа в подгруппах дает детям возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.

Главное предназначение метода проектов — дать детям возможность самостоятельно приобретать знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Это позволит ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету, усвоить больший объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями. Таким образом, получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс.

Из этого следует, что метод проектов «проецируется» на все образовательные области ФГОС, и на все структурные единицы образовательного процесса, через различные виды детской деятельности. Он описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией. Это система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий — проектов.

Очень легко запомнить и уяснить, что проект – это 5 «П»:

Проектирование или планирование;

Существуют и основные требования к использованию метода проекта в детском саду:

• в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск;

• обязательные составляющие проекта: детская самостоятельность (при поддержке педагога, сотворчество ребят и взрослых;

• развитие коммуникативных способностей детей познавательных и творческих навыков.

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.

Дети имеют огромный творческий потенциал, который могут раскрыть, участвуя в проекте. Особенность взросло — детского проекта заключается в том, что в проекте принимают участие дети, педагоги, родители. Совместный сбор материалов по теме проекта: игры, загадки, рисунки. Поделки, чтение художественной литературы раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс, что, естественно, сказывается на результатах.Привлечение специалистов дошкольного учреждения: музыкального руководителя, логопеда, инструктора по физической культуре, психолога — делает проект более познавательным и ярким.

Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

При организации проектной деятельности дошкольников полезно учитывать их возраст.

На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.

К этому возрасту дети уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.

Несмотря на различный возраст детей, специфика использования метода проектов в дошкольной практике заключается в том, что взрослым необходимо «наводить» ребёнка, помогать ему обнаруживать проблему или даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, но при этом не переусердствовать с помощью и опекой.

Общие задачи развития,специфичные для каждого возраста:

1. обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

2. развитие познавательных способностей;

3. развитие творческого воображения;

4. развитие творческого мышления;

5. развитие коммуникативных навыков.

Задачи развития в младшем дошкольном возрасте:

1. вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

2. активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

3. формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

Задачи развития в старшем дошкольном возрасте:

1. формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

2. развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

3. формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

4. развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Советы воспитателю по работе над проектом:

• Глубоко изучить тематику проекта, подготовить предметно-пространственную развивающую среду.

• Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.

• Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт.

• Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.

• При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.

Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.

• Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.

• В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.

• Развивать творческое воображение и фантазию детей.

• Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.

• Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.

• Заключительный этап проекта тщательно готовить и проводить его презентацию всеми участниками.

С чего начать проект? Как заинтересовать детей? Здесь мы сталкиваемся с проблемой мотивации. Почему ребенок должен делать то, что хочет взрослый?

В младших группах выбор проекта осуществляет воспитатель, основываясь на интересах детей или данных диагностики. В группах старшего дошкольного возраста – выбор темы проекта может осуществлять как педагог, так и дети в, соответствии со своими желаниями и уровнем развития. Дети – это участники планирования, их вопросы, идеи, предложения и жизненный опыт являются важными критериями отбора содержания проекта.

Что может послужить источником темы проекта?

Предпосылки к выбору темы проекта:

1. Просьбы о помощи (реальным людям или персонажам)

2. Что-то делать в присутствии детей (физические упражнения, вышивать, рассказывать стихи и пр.)

3. Что-то внести (вещь, предмет,.)

5. Организовать ситуацию (перекрыть воду в кране, сменить мыло на кирпичик)

6. Изменить ситуацию, порядок действий, изменить себя

МБДОУ Детский сад «Рябинка» проектный метод использует очень давно и широко применяет его в работе с детьми. Воспитателями создано множество проектов: «Человек», «Хлеб — всему голова», «Солнце», «Космос», «Родной свой край люби и знай», «Моя семья», «Дорогою добра», «В гостях у сказки», «Погремушки», «Поклонимся великим тем годам», «Музыкальная гостиная» и др.

Мотивацией проекта «Поклонимся великим тем годам»послужило знаменательное событие: 70-летие Победы в ВОВ. Весь коллектив детского сада был задействован в процессе его реализации, использовались самые разнообразные формы работы.Дети посещали ветеранов и тружеников тыла: вручали им юбилейные медали, сделанные своими руками подарки, читали стихи. Побывали у памятника погибшим воинам, где узнали об их бессмертных подвигах,побывали в библиотеке на выставке книг о войне и музее боевой и трудовой славы родного завода: посмотрели фотографии военных лет, попили воды из фронтовой фляжки.

Цикл занятий «Блокада Ленинграда», «Ордена и медали ВОВ», «История Георгиевской ленточки» помог детям понять, что война – это не только подвиг, но и великое терпение.

Дети слушали письма с фронта и складывали знаменитые солдатские треугольники.Выполнили коллективную аппликацию: «Салют Победы». Изготовили поделки из бумаги и картона «Вечный огонь», чтобы подарить ветеранам в день Победы.

На вечере поэзии «Нужно помнить нам» звучали стихи о великом подвиге русского народа в исполнении детей.

В музыкальной гостиной дети с удовольствием слушали «Песни военных лет», подпевали ставшие знакомыми строки.

В группах были организованы выставки рисунков о войне и Победе.

В военном параде лихо маршировали, представляли свои приветствия команды морской пехоты, воздушных и сухопутных войск, соревновались в силе и ловкости.

С воспитателем по физкультуре дети разучили п. и. «Донеси пакет», «Меткий стрелок».

Литературно-музыкальная композиция «Мы память бережно храним» явилась презентацией проекта. Она помогла детям и всем нам очутиться в далеком прошлом, прочувствовать атмосферу тех далеких сороковых. Здесь участвовали не только дети, но и их родители, бывшие воспитанники детского сада.

В наше время интернета стало намного проще работать с использованием проектного метода: масса материала, но к созданию и реализации собственного проекта нужно подходить очень обдуманно, исходя из возможностей педагога и способностей и индивидуальных особенностей детей.

Источник

Читайте также:  Наука занимающаяся изучением способов передачи хранения обработки информации как называется
Оцените статью
Разные способы