Метод проектов как инновационная педагогическая технология
статья по теме
Ведущее место среди методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Каковы же особенности осуществления проекта в начальной школе? На этот вопрос нам и предстоит ответить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Метод проектов | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
как инновационная педагогическая технология
Учитель ГБОУ Лицей № 470:
Альгпеус Евгения Викторовна
Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:
— формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
— развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
— формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
— были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
— реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.
Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы учения/обучения.
Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов .
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни.
Метод проектов зародился во второй половине ХIХ века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях “прагматической педагогики”, основоположником которой был американский философ-идеалист Джон Дьюи (1859 – 1952).
Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то «эта технология предполагает совокупность исследовательских, проблемных методов, творческих по самой своей сути» 1 .
Проектная деятельность подразумевает триаду действий учащихся при поддержке и направляющей функции учителя: замысел-реализация-продукт.
Каковы же особенности осуществления проекта в начальной школе?
Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности учащихся 7-10 лет, а также беря во внимание опыт работы, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного обучения. В связи с этим необходимо рассмотреть особенности и варианты организации метода проектов с детьми младшего школьного возраста.
Для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима особая готовность, “зрелость”, заключающаяся в следующем.
Во-первых , это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относится:
— умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий);
— умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);
— умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументировано его доказывать);
— умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).
Данные умения формируются с первых дней ребенка в школе, когда дети совместно с учителем в учебных ситуациях “открывают” и доступно для себя формулируют необходимые “Правила общения”, регулирующие как внешнюю сторону, построение высказываний, так и внутреннюю сторону, содержание высказываний.
Вторым показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает развитие мышления учащихся, определенная “интеллектуальная зрелость”. Прежде всего, имеется в виду сформированность обобщенности умственных действий как интегративной характеристики, включающей в себя:
— развитие аналитико-синтетических действий;
— сформированность алгоритма сравнительного анализа;
— умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;
— возможность выделять общий способ действий;
— перенос общего способа действий на другие учебные задачи.
К “интеллектуальной зрелости” также относится наличие у младших школьников таких качеств мышления, как гибкость, вариативность и самостоятельность.
В качестве третьего показателя готовности младших школьников к эффективной проектной деятельности рассмотрим опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений:
— адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;
— обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;
— выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.
Метод проектов можно использовать как в урочное, так и во внеурочное время.
Опыт работы свидетельствует, что в использовании проектного метода в начальных классах эффективна следующая последовательность его модификаций: от недолговременных (1-2 урока) однопредметных проектов к долговременным, межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным.
Метод проектов – это одна из конкретных возможностей использовать жизнь для воспитательных и образовательных целей. Вот почему можно сказать, что метод проектов расширяет горизонты в педагогической теории и практике. Он открывает путь, показывающий, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью.
Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении её в определенной ситуации.
Таким образом, применяя метод проектов на уроках, я убедилась, что процесс обучения можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов.
- Минюк Ю. Н. Метод проектов как инновационная педагогическая технология // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.).
Источник
«Проектный метод как инновационная педагогическая технология»
Елена сухарева
«Проектный метод как инновационная педагогическая технология»
В связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации», ФГОС Дошкольного образования от «17» октября 2013 г. № 1155, который вступил в действие с 1 января 2014г, в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения: дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Оно остаётся в отличие от общего образования необязательным, но меняется отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребёнка. Дошкольное детство – самый главный и ответственный этап,когда закладываются основы личностного развития: интеллектуального, физического, коммуникативного, эмоционального. Это период, когда ребёнок учится общаться, взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми, начинает осознавать себя и своё место в этом мире.
Так как современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того, что современные дети должны знать и уметь намного больше, чем их сверстники 15- 10 лет назад, дети не хотят учиться в школе, снизилась положительная мотивация к занятиям.
Как же поправить ситуацию?
Становление новой системы образования, требует серьезных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий. На смену традиционному образованию должно прийти продуктивное обучение, которое направлено на, формирование у детей потребности к активной созидательной деятельности, развитие творческих способностей.
На сегодняшний день возросли требования к детям, поступающим в первый класс, поэтому новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком. Раньше на первый план выходила задача развития у ребенка стандартного набора знаний, умений и навыков, а сейчас необходимо формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. То есть акцент идет на развитие качеств и социальную адаптацию.
Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектов. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он формирует навыки сотрудничества, развивает познавательный интерес к различным областям знаний.
В ФГОС Дошкольного образования, который вступил в действие с 1 января 2014г прописано – нужно развивать мотивационную готовность к обучению, а не просто учить ребенка чтению, письму и т. д. После дошкольной жизни должно появиться желание учиться.
Подробнее о некоторых пункты ФГОС ДО, которые можно реализовать посредством проектной деятельности.
Основные принципы дошкольного образования,заложенные в Стандарте:
• содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
• поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
• сотрудничество Организации с семьёй;
• формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему
Программа направлена на:
создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
Требования к условиям реализации основной Образовательной программы дошкольного образования
Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды,которая:
• способствует профессиональному развитию педагогических работников;
• создаёт условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
• создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности
— п. 3.2.5. Взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность проблемных, поисковых, исследовательских методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого мышления.
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности.
Коллективная работа в подгруппах дает детям возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.
Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.
Главное предназначение метода проектов — дать детям возможность самостоятельно приобретать знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Это позволит ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету, усвоить больший объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями. Таким образом, получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс.
Из этого следует, что метод проектов «проецируется» на все образовательные области ФГОС, и на все структурные единицы образовательного процесса, через различные виды детской деятельности. Он описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией. Это система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий — проектов.
Очень легко запомнить и уяснить, что проект – это 5 «П»:
Проектирование или планирование;
Существуют и основные требования к использованию метода проекта в детском саду:
• в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск;
• обязательные составляющие проекта: детская самостоятельность (при поддержке педагога, сотворчество ребят и взрослых;
• развитие коммуникативных способностей детей познавательных и творческих навыков.
Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.
Дети имеют огромный творческий потенциал, который могут раскрыть, участвуя в проекте. Особенность взросло — детского проекта заключается в том, что в проекте принимают участие дети, педагоги, родители. Совместный сбор материалов по теме проекта: игры, загадки, рисунки. Поделки, чтение художественной литературы раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс, что, естественно, сказывается на результатах.Привлечение специалистов дошкольного учреждения: музыкального руководителя, логопеда, инструктора по физической культуре, психолога — делает проект более познавательным и ярким.
Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
При организации проектной деятельности дошкольников полезно учитывать их возраст.
На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.
К этому возрасту дети уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.
Несмотря на различный возраст детей, специфика использования метода проектов в дошкольной практике заключается в том, что взрослым необходимо «наводить» ребёнка, помогать ему обнаруживать проблему или даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, но при этом не переусердствовать с помощью и опекой.
Общие задачи развития,специфичные для каждого возраста:
1. обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
2. развитие познавательных способностей;
3. развитие творческого воображения;
4. развитие творческого мышления;
5. развитие коммуникативных навыков.
Задачи развития в младшем дошкольном возрасте:
1. вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
2. активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
3. формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
Задачи развития в старшем дошкольном возрасте:
1. формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
2. развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
3. формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
4. развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Советы воспитателю по работе над проектом:
• Глубоко изучить тематику проекта, подготовить предметно-пространственную развивающую среду.
• Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
• Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт.
• Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
• При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.
•Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
• Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
• В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
• Развивать творческое воображение и фантазию детей.
• Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
• Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
• Заключительный этап проекта тщательно готовить и проводить его презентацию всеми участниками.
С чего начать проект? Как заинтересовать детей? Здесь мы сталкиваемся с проблемой мотивации. Почему ребенок должен делать то, что хочет взрослый?
В младших группах выбор проекта осуществляет воспитатель, основываясь на интересах детей или данных диагностики. В группах старшего дошкольного возраста – выбор темы проекта может осуществлять как педагог, так и дети в, соответствии со своими желаниями и уровнем развития. Дети – это участники планирования, их вопросы, идеи, предложения и жизненный опыт являются важными критериями отбора содержания проекта.
Что может послужить источником темы проекта?
Предпосылки к выбору темы проекта:
1. Просьбы о помощи (реальным людям или персонажам)
2. Что-то делать в присутствии детей (физические упражнения, вышивать, рассказывать стихи и пр.)
3. Что-то внести (вещь, предмет,.)
5. Организовать ситуацию (перекрыть воду в кране, сменить мыло на кирпичик)
6. Изменить ситуацию, порядок действий, изменить себя
МБДОУ Детский сад «Рябинка» проектный метод использует очень давно и широко применяет его в работе с детьми. Воспитателями создано множество проектов: «Человек», «Хлеб — всему голова», «Солнце», «Космос», «Родной свой край люби и знай», «Моя семья», «Дорогою добра», «В гостях у сказки», «Погремушки», «Поклонимся великим тем годам», «Музыкальная гостиная» и др.
Мотивацией проекта «Поклонимся великим тем годам»послужило знаменательное событие: 70-летие Победы в ВОВ. Весь коллектив детского сада был задействован в процессе его реализации, использовались самые разнообразные формы работы.Дети посещали ветеранов и тружеников тыла: вручали им юбилейные медали, сделанные своими руками подарки, читали стихи. Побывали у памятника погибшим воинам, где узнали об их бессмертных подвигах,побывали в библиотеке на выставке книг о войне и музее боевой и трудовой славы родного завода: посмотрели фотографии военных лет, попили воды из фронтовой фляжки.
Цикл занятий «Блокада Ленинграда», «Ордена и медали ВОВ», «История Георгиевской ленточки» помог детям понять, что война – это не только подвиг, но и великое терпение.
Дети слушали письма с фронта и складывали знаменитые солдатские треугольники.Выполнили коллективную аппликацию: «Салют Победы». Изготовили поделки из бумаги и картона «Вечный огонь», чтобы подарить ветеранам в день Победы.
На вечере поэзии «Нужно помнить нам» звучали стихи о великом подвиге русского народа в исполнении детей.
В музыкальной гостиной дети с удовольствием слушали «Песни военных лет», подпевали ставшие знакомыми строки.
В группах были организованы выставки рисунков о войне и Победе.
В военном параде лихо маршировали, представляли свои приветствия команды морской пехоты, воздушных и сухопутных войск, соревновались в силе и ловкости.
С воспитателем по физкультуре дети разучили п. и. «Донеси пакет», «Меткий стрелок».
Литературно-музыкальная композиция «Мы память бережно храним» явилась презентацией проекта. Она помогла детям и всем нам очутиться в далеком прошлом, прочувствовать атмосферу тех далеких сороковых. Здесь участвовали не только дети, но и их родители, бывшие воспитанники детского сада.
В наше время интернета стало намного проще работать с использованием проектного метода: масса материала, но к созданию и реализации собственного проекта нужно подходить очень обдуманно, исходя из возможностей педагога и способностей и индивидуальных особенностей детей.
Источник