Почему мельницу сампо нельзя выковать обычным способом
У народа Карелии с начала первого тысячелетия почитался символ Сампо. Его изображали в виде вращающегося колеса. Что же такое мельница Сампо в понимании древних языческих карел? Читаем в Википедии — Сáмпо (фин. Sampo) — в карело-финской мифологии, единственный в своём роде чудо-предмет, обладающий магической силой, являющийся источником счастья, благополучия и изобилия. В рунах есть упоминание о Сампсе. Возможно Сампо ,есть производная от Сампсы. В финском и ижорском фольклоре известен Сампса Пеллерво, дух растительности, которого будит весной солнце — тогда и начинает всходить хлеб на полях. Сампса обитает на острове, где живет с собственной матерью как с женой — кровосмесительный ритуальный брак характерен для богов плодородия. Вероятно, его супруга и мать — сама Мать-Земля. Имя Сампса происходит, как полагают, от германского обозначения весенних кормовых трав, то есть Сампса оказывается плодом пробуждающейся весной Земли. В архитектуре старых деревянных домов часто встречается полотенце-оберег в виде вращающегося колеса.
В рунах ,записанных Лённротом Сампо названо всего лишь неиссякаемым закромом с зерном,а уже потом Лённрот придал Сампо свойства мельницы. Лённрот придал Сампо свойства мельницы для того, что бы подчеркнуть процесс преобразования или превращения. В своих дневниках Лённрот писал, что в процессе работы над эпосом он пересмотрел своё представление о Сампо. Он отметил, что есть шесть основных версий Сампо и, что он предлагает седьмую.Он видел в Сампо результат развития всех производственных отношений в родовой общине. Карелы вплоть до 19 века жили общинами с укладом, заложенным ещё тысячелетия назад.Основой развития этих производственных отношений в общине он считал земледелие,которое даёт толчок развитию ремёсел . В результате возникает необходимость в деньгах или товарах способных нести функцию денег. Они необходимы при переходе от натурального хозяйства к промышленному производству. Прекращается натуральный обмен товарами и начинается торговля. Вот как Лённрот подчеркнул важность земледелия в эпосе и переход от натурального хозяйства к разделению труда.
«Изменилось Сампо в Похьёле,
Сшитый обод сшит:
В нём и пашня,
В нём и место для посева,
В нём урожая всего залог.»
Я считаю. что Элиас Лённрот зашифровал в сюжете о Мельнице Сампо трудовую теорию стоимости Давида Рикардо,которую впоследствии развил Адам Смит. В ней говорится,что с течением времени определённые виды товаров выделяются на роль денег. И об этих товарах читаем в эпосе;
» И кузнец тот Ильмаринен
Все припасы бросил в пламя,
Вещи нужные в горнило.»
Вот как раз из этого изобилия вещей по теории Адама Смита и должны выделиться товары , способные нести функцию денег.
Затем идёт перечисление и оценка этих товаров с точки зрения их способности быть и мерой для обмена и просто товарами. В следующих рунах мы читаем о том как Куллерво везёт мешки с зерном(хлебом) ,что бы заплатить налог за землю .
Лук из пламени явился
С золотым сияньем лунным;
Серебром концы блестели,
Рукоятка — пестрой медью.
Был по виду лук прекрасен,
Но имел дурное свойство:
Каждый день просил он жертвы,
А по праздникам и вдвое
Источник
Сампо из эпоса «Калевала» . Образ в культуре и мифологии
Сампо — один из центральных образов карельской культуры. Вокруг Сампо строится основной конфликт и главная сюжетная линия карело-финского эпоса «Калевала, в нем рассказывается история чудесной мельницы и борьбы за неё между двумя регионами-антагонистами «Калевалой» и «Похъелой» .
Ильмаринен выковывает «Сампо». Художник Н. Кочергин
Пересказать в двух словах сюжет «Калевалы» практически не возможно. Однако, для понимая значения образа «Сампо» и её роли в эпосе всё же необходимо дать несколько кратких комментариев по сюжету эпической поэмы.
Хозяйка Похъелы старуха Лоухи (другой вариант написания – Ловхи) обещала выдать свою дочь тому, кто подарит ей Сампо. Сделать это вызвался житель Калевалы кузнец Илмаринен, который согласно тексту эпоса «крышу воздуха сковал», то есть фактически участвовал в сотворении мира и был «первым в мире мастером».
Получив мельницу, хозяйка Похъелы запирает её в гору из меди, где Сампо начинает прорастать, пустив корни в землю, в море и вглубь леса. Главный герой эпоса – «вековечный песнопевец» Вяйнямёнен отправляется, чтобы извлечь Сампо из-под горы. Ведь Илмаринен ковал «Сампо, чтобы оно приносило счастье народу Калевалы, а не оставалось скрытым от мира в закромах у злой северной колдуньи. Трое главных эпических героев карело-финской мифологии – песнопевец Вяйнямёйнен, кузнец Илмаринен и веселый охотник Леммикяйнен погружают Сампо в лодку и увозят, старуха обращается птицей и мчится вслед за «уплывающим счастьем», стремясь догнать похитителей и вернуть Сампо.. Лоухи настигает лодку Вяйнямёйнена и его товарищей, в ходе борьбы Сампо падает в море и разбивается. Утонувшие осколки рассыпаются по морскому дну, поэтому, согласно карело-финской мифологии морские пучины до сих пор хранят в себе множество диковинных подводных сокровищ.
Обе страны — Калевала и Похъяла — боролись за Сампо, но в итоге оно не досталось никому. Так и в жизни- борьба за счастье кажется недостижимой. Однако, ряд осколков всё-таки прибывает к берегу. Эпический герой Вяйнямёйнен бережно собирает их и этого оказывается достаточно, чтоб принести счастье народу Калевалы. Старуха Лоухи возвращается обратно в северную страну, прихватив с собой только крышку от Сампо. Так что, в «Калевале» добро всё-таки побеждает зло.
«Сампо» в «Калевале» представляется чудодейственным предметом, обладающим магической силой и являющимся источником счастья и благополучия. Сегодня признаётся, что эпическая поэма «Калевала» как единое и стройное литературное произведение была создана Элиасом Лённротом, это своего рода «свод карело-финской мифологии» по версии финского фольклориста и лингвиста. Образ Сампо существовал в народной культуре карел и финнов задолго до того, как получил путь к всемирному признанию под пером диссертанта университета Турку Лённрота. Образ Сампо издревле почитался у карел, считаясь символом богатства и благополучия. Карелы изображали Сампо в форме вращающегося колеса.
Вопрос о том, что такое Сампо, и как выглядит этот предмет, остается открытым до сих пор. Некоторые ученые высказывали мнение, что сам Лённрот, составляя эпос, недостаточно четко представлял себе образ сампо, а потому включил в эпос весьма разнородные его характеристики. Что мы узнаем о Сампо из текста эпоса? Говоря современным языком, «функционал» мельницы в эпосе описывается так: «Чтоб муку одним бы боком, а другим бы соль мололо, третьим боком много денег». Из внешних характеристик этого предмета текст эпоса изобилует упоминаниями о пестрой крышке: «Я скую конечно Сампо, крышку пеструю украшу» — говорит «создатель» волшебной мельницы кузнец Илмаринен. «Крышка пестрая» символизирует усеянный звездами небесный купол, вращающийся вокруг центральной оси — опоры, на которой покоится весь мир. Пересказанный выше сюжет эпоса и некоторые его особенности позволяет сделать некоторые предположения о «сакральном знании» образа Сампо. Калевала, как эпическое произведение, основанное на народных сказаниях и мифологии, ведет своё начало от «сотворения мира», представляя нам взгляд древних карел и финнов на «становление миропорядков». Таким образом, Сампо может восприниматься как одна из «основ мироздания», обобщенный образ «материальной культуры» и в то же время «символ жизни». Ведь не случайно Сампо «прорастало в скалу» и дала начало «богатству морского дна». Попытки вразумительного объяснения, что же такое Сампо, предпринимались неоднократно. Его толковали и как музыкальный инструмент, и как талисман, и как торговый корабль, и, даже, как все земли Карелии и Финляндии. Согласно одной из версий— древняя каменная зернотерка, символически олицетворяющая счастье и благоденствие.
Каков же образ «Сампо» в мировой культуре? Чаще всего в мировой культуре Сампо определяется как «мельница». Однако в карельском фольклоре Сампо с мельницей не отождествлялось. Да и в изначальном финском тексте Калевалы слова мельница не было. Согласно исследованиям Э. Киуру, известного специалиста по «Калевале», имеется только одна запись фрагмента руны, в которой Сампо представляет собой комбинацию трех мельниц. Всё, что мы узнаем из текста «Калевалы» о Сампо, плохо соотносится со стереотипным образом мельницы, закрепившемся в общественном сознании. И всё же, учитывая глубину и многогранность образа, отождествить Сампо со словом «мельница» представляется наиболее компромиссным и подходящим решением и с точки зрения «функционала» и «внешнего вида».
Кадр из фильма «Сампо» (1959)
На вопрос, как выглядит мельница Сампо и на что она похожа, художники и кинематографисты, обращавшиеся к этому образу, отвечали по-разному. Сампо стало центральным образом одноименного советско-финского фильма снятого по мотивам «Калевалы». В фильме «Сампо» 1959 года этот волшебный предмет напоминает скорее не мельницу, а светящуюся гору из драгоценных камней.
На картинах и иллюстрациях разных художников Сампо иногда похоже на мельницу, а иногда совсем нет. Например, максимально близко к «мельнице» изобразил Сампо В. Игнатьев, нарисовавший старый советский диафильм «Про волшебную мельницу Сампо».
Кадр диафильма «Про волшебную мельницу Сампо». Художник В. Игнатов.
Иллюстрация книги «Калевала и Похъёла» («Серебряная Калевала»). Художник А. Трифанова.
Часто Сампо сохраняет круглую форму, напоминая жернов, а порой даже и бочонок или ларец. Весьма колоритно проиллюстрировала «Калевалу» карельская художница Анастасия Трифанова, оформитель так называемой «серебряной Калевалы», детского издания эпоса, вышедшего в 2011 году. Яркие иллюстрации и достаточно «абстрактные» иллюстрации Сампо представил известный карельский художник Владимир Фомин.
Образы, схожие с Сампо, есть в мифологии различных стран. Наиболее близкий аналог Сампо можно встретить в Скандинавии. В исландских и норвежских преданиях есть сюжет о гигантской мельнице, которую вращали две сестры-великанши Фенья и Менья, так как обыкновенных человеческих сил было абсолютно недостаточно, чтобы сдвинуть его с места. Эта мельница также становится объектом борьбы, её похищает морской великан и погружает на корабль. Судно тонет. А мельница продолжала «делать своё дело» — молоть и вращаться, даже оказавшись на дне морском. Переклички между этим скандинавским сюжетом и «Калевалой» очевидны. Можно даже сказать что «мельница Феньи и Меньи» — это «ближайший родственник» Сампо в мировой мифологии. Ввиду географической и культурной близости Финляндии со скандинавским регионом, подобные параллели позволяют сделать смелое предположение и взаимовлиянии и пересечении мифологических традиций.
Художник Владимир Фомин
Волшебные предметы, подобные Сампо, встречаются и в культуре других народов и в художественной литературе. Если не углубляться в мифологические и философские дебри, то Сампо проще всего представить как источник материального богатства, как предмет, дающий своему владельцу блага «задарма». В русских сказках, например, есть скатерть-самобранка, а Сампо, в таком случае – мельница-самомолка. В этом контексте вспоминается и сюжет сказки братьев Гримм «Волшебный горшочек». Стоит только сказать волшебные слова «раз, два три – горшочек вари», и волшебный предмет обеспечит своего владельца кашей. Все эти параллели могут показаться весьма условными, но они имеют место быть и доказывают, что стремление к простому земному осязаемому счастью и халяве, издревле вело человека, к какой бы культуре он не относился. В карело-финской мифологии сформировался один из самых загадочных и глубоких образов в этом ряду. Образ Сампо многогранен и в то же время туманен, он вызывает вполне определенные ассоциации и в то же время обращает к проблеме мироздания.
Источник
Тайна «Калевальского Сампо»
«Фольклор – это закодированная в устойчивых художественных образах и символах родовая коллективная память народа»
В. Демин. Доктор философских наук, профессор.
«Калевала» — как она известна современному читателю — бережно обработанный и скомпонованный в единую книгу фольклорный материал, собранный в 19-м веке Э. Лённротом среди карел и финнов. Они свято хранили древние руны, уходящие своими истоками в глубины времён, поэтому «Калевала» считается одним из древнейших эпических произведений человечества. Точная датировка большинства её сюжетов вообще затруднительна.
«Калевала» — языческая книга. Как указывал финляндский ученый М. Хаавио, — «культурная традиция, в которой жили ранние поэты, создавшие песни о Вяйнямейнене, была культурой шаманов. Те, кто творил поэмы о Вяйнямейнене, жили во времена, когда шаман, мудрый человек, волшебник и колдун, играл важную роль в религиозной и социальной жизни древних корел и финнов».
Язычники Финляндии и Корелы поклонялись солнцу и огню и все их сказания проникнуты трогательной любовью к свету. Они поклонялись в природе не видимым явлениям, «но ее, внутри живущему божественному духу, отражению духа человеческого. У них были мудрецы, но не священнослужители», — писал финляндский исследователь К. Грэнхаген.
Высшим благом финны и родственные им древние корелы считали мудрость, которая заключалась в знании сокровенных сил природы. Эти знания являлись основой их колдовства, состоявшего, главным образом, в исцелении болезней или в нанесении врагу вреда посредством заклятий.
Скандинавские предания повествуют, что сами финны и корела переняли свое чародейство у племени великанов, далекими предками северных народов, отличавшимися будто бы необыкновенной мудростью. Отголоски подобных преданий зафиксировал и Э. Лённрот. В сказаниях и песнях, не вошедших в основной текст эпоса, родоначальник карело-финских племён Калева — великан, у которого двенадцать сыновей.
Традиции передачи знаний практически всех народов тех отдаленных эпох, в том числе финнов и корел, поддерживались, передавались из поколения в поколение благодаря отдельным одаренным, а иногда специально обученным, личностям: сказителям-рунопевцам. Они воспринимали от старших поколений сказания и песни (руны), хранили их в своей памяти и передавали их новым поколениям. Они были носителями древнейшего знания, полученного от богов и зашифрованного от «непосвященных» в сказаниях и мифах. Они являлись хранителями родовой коллективной памяти народа и всегда почитались соплеменниками.
Это относится и к закодированным в мифологических сюжетах и образах «Калевалы» сведениям о событиях далёкого прошлого, общественных отношениях и нормах поведения, о происхождении и устройстве мироздания, о великих катастрофах стародавних времен.
Древние герои «Калевалы» были героями песни и мудрости. Первые между ними – отец рун Вяйнямейнен и кузнец Ильмаринен. Вяйнямейнен был сильнейшим из героев, так как он был мудрейший из людей. В этом-то именно и лежит основная черта, отличающая карело-финское миросозерцание, в частности, от скандинавского, геройство которого всегда заключалось в воинских подвигах. У финнов и корел геройская сила духовного свойства: дух владычествует над миром, сила есть только следствие мудрости, и сила без мудрости становится или смешной, или злополучной.
Суть содержания эпоса «Калевала» заключается в описании взаимоотношений, иногда враждебных, между двумя народами, один из которых живет в стране Калевы, а другой — в Похьёле.
Яблоком раздора между ними является какое-то сокровище под названием Сампо. Что такое Сампо неясно до сих пор. Известно только то, что оно наделено огромной благодетельной силой, ибо с его помощью можно получать хлеб; вот почему оба народа оспаривают друг у друга эту «драгоценность».
Известные карельские исследователи эпоса Э. Киуру и А. Мишин отмечали: «В «Калевалу» Э. Лённрот постарался включить все разнообразнейшие признаки и черты Сампо, известные ему по имевшимся в то время полевым записям. Основным признаком Сампо в «Калевале» является то, что это мельница, которую можно изготовить и которая может быть как трудным заданием при сватовстве, так и выкупом за оказавшегося в чужом краю Вяйнямейнена».
Попытки вразумительного объяснения, что же такое «Сампо», предпринимались неоднократно. Его толковали и как музыкальный инструмент, и как талисман, и как торговый корабль, и, даже, как все земли Карелии и Финляндии. Академик Б. А. Рыбаков высказал оригинальную идею, что Сампо – «древняя каменная зернотерка, символически олицетворяющая счастье и благоденствие».
Однако, все эти трактовки образа Сампо свидетельствуют только об одном: скудости нашего понимания великой книги, исходящей из нашего невежества в понимании великой древней мудрости, заложенной в ней, мудрости, не объясняемой нашим рационализмом, а основанной на многовековой интуитивной традиции понимания Природы и Мира.
Хотя, таинственность, окружающая образ Сампо, довела самого Э. Лённрота до весьма оригинального предположения, о чем он писал в письме петербургскому академику Гроту. Э. Лённрот предполагал, что имя Похьёлы означает не Лапландию, а Биармию и что Сампо есть «истукан» верховного бога биармийцев Юмаллы (в «Калевале» он известен под именем Укко), наделенного большой магической силой. Биармийцы называли «истукан» Сампо, от русских слов: сам бог.
Наиболее вероятное объяснение загадке Сампо дал профессор В.Н. Дёмин. В своей интерпретации Сампо он исходил из дошедшего до наших дней мифе о «Золотом веке» человечества. «Золотой век» — эпоха справедливости и благоденствия, которую античные авторы однозначно связывали с северной Гипербореей. Эта удивительная страна в глубокой древности располагалась на обширных пространствах европейского Севера, включающих в себя и территорию современной Карелии.
По мнению В. Дёмина, в памяти северных народов остались смутные воспоминания о «Золотом веке». У карело-финских народов, например, оно запечатлелось в виде образа-символа волшебной мельницы Сампо. У древних саамов она называлась Сайво и представляла собой страну изобилия, существующую в потустороннем мире.
Ясно одно. За образом Сампо скрывается некое легендарное знание, по мнению наших далёких предков настолько важное, что память о нём свято ими оберегалась. Интересно, что не только нашими предками, но и предками практически всех народов Земли. Образ мельницы является неким обобщённым символом, известным многим культурам.
Американский исследователь Г. Хэнкок, изучив все известные фольклорные источники, в которых присутствует образ «мельницы», пришел к удивительному выводу, что за этим образом скрывается знание, описывающее некое глобальное событие космического масштаба и известное многочисленным культурам древности. Он пришёл к выводу, что образ «мельницы» — символическое изображение разрушительных космических процессов, свидетелями которых являлись древние народы.
Кстати, некоторые исследователи выдвигают весьма экстравагантную гипотезу, согласно которой слово «сампо» происходит от санскритского «скамбха», что означает «каркас вселенной».
В «Атарведе», одном из древнейших произведений индийской литературы, есть целый гимн, посвящённый Скамбхе, — « в которой заключена земля, атмосфера, небо, огонь, луна, солнце и ветер. Скамбха сохраняет небо и землю. В Скамбху входит всё сущее. »
Познакомившись с комплексом идей, которые связывались с образом «мельницы», уже не считаешь древнеиндийское значение этого слова особенно странным. В этом образе символически обозначен некий космический механизм, влияющий на земную жизнь и сменяющий земные эпохи.
Именно поэтому «мельница» всегда ломается. Это символическое изображение смены эпох, глобальных космических изменений, отражающихся на Земле в виде потопов и оледенений. Именно поэтому, наряду с «мельницей», множество мифов со всех концов древнего мира живописует геологические катастрофы с яркими подробностями. Реальные события, происходившие на Земле, стали источником нескончаемых преданий о наводнениях и оледенениях, вулканических извержениях и опустошительных землетрясениях. Поэтому неудивительно, что все наши ранние цивилизации сохранили живейшие воспоминания о грандиозных катаклизмах, которые пережили их предшественники.
Более того, подобные глобальные катастрофы могут произойти и в будущем. Сколько еще раз «мельница» будет «разрушаться» и человечеству вновь придется отстраивать свою жизнь? А разве сейчас мы не стоим на грани ядерной или экологической катастроф, напитывая Космос и Землю своей агрессией? Мы настойчиво пытаемся привести в движение «жернова» «космической мельницы», которая, в конце концов, перемелет нас в «муку» и в прах.
Отчётливое осознание своей истории — это одно из свойств, которое отличает людей от животных. В отличие от них, мы имеем возможность учиться на опыте наших предшественников.
Мы ставим себя в опасное положение, не прислушиваясь к голосам наших предков, которые доносятся до нас в виде мифов.
А сказать они пытались следующее: периодическое, почти полное уничтожение человечества, является неотъемлемой частью жизни на нашей планете.
То же самое было, как гласит Библия, в мире перед Потопом: «Ибо, как во дни перед Потопом, ели, пили, женились и выходили замуж до того дня, как вошёл Ной в ковчег, и не думали, пока не пришёл Потоп и не истребил всех».
Источник