- Побуквенное, послоговое и глобальное чтение
- ПОБУКВЕННОЕ ЧТЕНИЕ
- ПОСЛОГОВОЕ ЧТЕНИЕ
- ГЛОБАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ
- ЧТО ДАЕТ ГЛОБАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ?
- Оценка письменной речи
- Состояние чтения
- Состояние письма
- Дизорфография
- Владение звукобуквенным анализом и синтезом
- Основные причины трудностей усвоения учебного материала
- Обследование неречевых психических функций
- Коммуникативно-речевые умения:
- Результаты речевого развития
- Побуквенно слоговой способ чтения
- АЛТУШКИНА ТАТЬЯНА АНАТОЛЬЕВНА
- ГОРЯЧЕВА ИРИНА АНАТОЛЬЕВНА
- КОСТЕНКО ИГОРЬ ПЕТРОВИЧ
- НИФОНТОВА ЕЛИЗАВЕТА МИХАЙЛОВНА
- БАЛАКАЕВ МИХАИЛ ГЕННАДЬЕВИЧ
- МАЛЮГА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА
- ШИПОВА НАТАЛЬЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА
- КОЧЕВА НИНА ВАСИЛЬЕВНА
- КОСТЕНКОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ
- ПЕТРОВА ГАЛИНА НИКОЛАЕВНА
- ВОЛКОВА ВЕРА БОРИСОВНА
Побуквенное, послоговое и глобальное чтение
ПОБУКВЕННОЕ ЧТЕНИЕ
Направлено на запоминание образа буквы и соотнесение части слова, обозначающего предмет, с самим предметом.
Раскладываем разные картинки или лото, подбираем начальные буквы названий картинок. Сначала родители четко называют буквы и показывают соответствующую картинку. Передаем букву ребенку (хорошо вместе с буквой дать ребенку что-нибудь вкусное) и показываем, куда ее нужно положить. Ребенок выполняет задание. Со временем он научится самостоятельно класть буквы на нужные картинки.
После освоения начала слова можно приступать к окончанию.
Подбираем несколько картинок, названия которых заканчиваются на один звук (кит, кот, рот). Наклеиваем их на карточку одна над другой, а справа — крупную букву, на которую оканчиваются все названия. Делаем несколько таких карточек с разными конечными буквами. Берем набор пластмассовых букв. Когда взрослый произносит слово, он выделяет голосов конечную букву. Ребенок выбирает нужную пластмассовую букву и кладет на напечатанную букву справа от картинок.
Внимание! Для упражнения можно использовать для упражнения только те буквы, которые пишутся так же, как произносятся. Нельзя использовать те слова, в конце которых — парные звонкие согласные (Б, В, Г, 3, Д, Ж) или йотированные гласные буквы (Я, Е, Ё, Ю).
ПОСЛОГОВОЕ ЧТЕНИЕ
Необходимо составить слоговые таблицы с такими парами:
Можно взять одну согласную с разными гласными (ла, ло, лу) или одну гласную с разными согласными (ап, ап, ак).
ГЛОБАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ
Цель и суть глобального чтения — научить ребенка узнавать написанные слова целиком, не расчленяя их на буквы. Вводить такое чтение можно только тогда, когда ученик научился соотносить предмет и его изображение, подбирать парные предметы или картинки.
Используем знакомые имена (самого ребенка, близких, клички животных). Распечатываем фотографии и снабжаем их надписями на отдельных карточках. Ребенок рассматривает и запоминает. Далее карточки убираем и предлагаем ребенку соотнести картинку с карточкой (выбрать необходимую надпись и приложить ее к картинке).
Позднее таким же образом работаем с общими словами на все основные лексические темы (игрушки, посуда, мебель, транспорт, домашние и дикие животные, птицы, насекомые, овощи, фрукты, одежда, продукты, цветы). Когда порция материала более-менее усвоена, вводим новые слова. Рекомендуется ориентироваться на интересы ребенка.
ЧТО ДАЕТ ГЛОБАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ?
© « Центр коррекции речи Анны Белик »
Санкт-Петербург , пр. Просвещения, 15 ; пр. Сизова, 25 .
Часы работы: Пн-Пт 10-20, Сб-Вс 10-16 .
Т. +7(921) 995-61-57 , +7(911) 093-83-09, logoped@belikcenter.ru , Skype: Beliklogocenter
Вся опубликованная на сайте информация предоставлена для общего ознакомления. Для консультации обратитесь к нашим специалистам
Источник
Оценка письменной речи
Состояние чтения
Выводы:
неусвоение букв, побуквенное чтение, искажение звукослоговой структуры слова, нарушение понимания читаемого
Состояние письма
Выводы: дисграфические ошибки отсутствуют, артикуляционная форма дисграфии, фонематическая дисграфия, оптико-пространственная дисграфия, сочетание артикуляционно-фонематической дисграфии с оптической.
Дизорфография
Характер дизорфографии:
нарушение ведущего принципа правописания: морфологического
фонематического
традиционного
принципа графики
Степень выраженности: тяжелая, средняя, легкая
Владение звукобуквенным анализом и синтезом
Навыки звукобуквенного анализа и синтеза недостаточно сформированы.
Ошибки при определении, количества звуков в слове.
Затруднения в определении количества и последовательности звуков.
Определение места звука в слове сформировано.
Место звука по отношению к другим звукам определяет не всегда верно.
Затруднения при определении и количества и последовательности звуков на более сложном речевом материале.
Письмо
Многочисленные ошибки разного характера.
Трудности при овладении письмом и чтением (имеете большое количество специфических — дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других).
При списывании единичные ошибки.
При письме под диктовку большое количество ошибок (замены д — т, б — п, ж -и др., пропуски, добавление пропуски предлогов, слитно написание слов).
Чтение
Побуквенно-слоговой способ чтения.
Чтение замедленное, послоговое (словами).
Понимание прочитанного с неточностями.
Чтение послоговое, простые слова читает целостно.
Запинки при чтении многосложных слов.
Чтение с большим количеством ошибок (пропуск букв, слогов, усечение слова, наращивание, угадывание оконча ний, смешение оптических сходных букв, аграмматизмы и др.).
Не отвечает на вопросы по тексту.
При чтении слова произносит неотчетливо.
Основные причины трудностей усвоения учебного материала
Нарушение работоспособности в связи с повышенной утомляемостью или вслед-ствие соматической ослабленности.
Трудности адаптации в школьном учреждении.
Нарушение моторики в виде недостаточной координации движений.
Незрелость эмоционально-волевой сферы.
Педагогическая запущенность вследствие неблагоприятных социальных условий ребенка.
Гиперопека родителей.
Недостатки внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля.
Двигательная расторможенность, гиперактивность.
Ограниченный запас знаний и представлений об окружающем мире.
Трудности начались со второго полугодия, после болезни.
Недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя.
Трудности овладения учебными терминами, понятиями.
Слабо развито словесно-логическое мышление.
Недостаточное развитие связной речи.
Трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; текущий и итоговый контроль деятельности; умение работать в задан ном темпе).
Невротические и неврозоподобные состояния (страхи, тики, легкое заикание, энурез).
Ошибки часто обусловлены невнимательностью, импульсивностью
Охотно принимается за выполнение заданий, не дослушав объяснения.
Легко заинтересовывается, им быстро охладевает к работе.
Имеет стойкую неуспеваемость по основным предметам.
Внимание неустойчивое, часто отвлекается.
Значительно снижен объем кратко- и долговременной памяти.
С трудом овладевает необходимым объемом знаний.
Запас знаний и представлений об окружающей действительности значительно снижен.
Инструкции по выполнению задания требуется повторять неоднократно.
Обследование неречевых психических функций
Общительность: легко вступает в контакт, инициативен в общении, стремится к общению, пассивен в общении, общение неустойчивое, наблюдается избирательное общение, избирательный негативизм
Характер игровой деятельности: манипулирование с предметами, игры с воображаемыми предметами, конструктивные игры, сюжетные игры, сюжетно-ролевые игры
Особенности внимания: устойчивое, неустойчивое, внимательный, сосредоточенный, отвлекаемый, неусидчивый, раздражительный, истощаемый
Эмоциональное состояние:
повышенная эмоциональная возбудимость: неустойчивое настроение, психомоторное беспокойство, склонность к капризам и аффектам, неадекватное выражение радости и огорчения по отношению к причине, их вызвавшей
сниженное эмоциональное отношение: нерешительность, скованность, малоактивный в играх, отказ от роли, отставание в выполнении задания от других детей, отказ от участия, переживание за свое неумение, склонность к слезливости,
эмоциональные проявления соответствуют теме, сюжетам игры, адекватность
Особенности самооценки: неустойчивая, устойчивая, заниженная, завышенная, адекватная
Уровень притязаний: соответствует возможностям выполнения, адекватно реагирует на успех (неудачу), неадекватно реагирует на успех (неудачу)
Особенности поведения во время обследования: речевой негативизм, снижение эмоционально-волевой сферы, неадекватность поведения, двигательная расторможенность
Мотивы поведения: игровые, соревновательные, познавательные, личностные др.
Отношение к занятиям и их успешность: не способен контролировать свою деятельность, нуждается в постоянном контроле педагога, с трудом овладевает необходимы объемом знаний, неусидчив, не доводит дело до конца, мешает детям на занятиях
Темповые характеристики деятельности: часто сонлив и вял, темп работы неравномерен, работает медленно и невнимательно, темп работы быстрый, но работает хаотично
Характер, темперамент: спокойный, уравновешенный, импульсивный, легко возбудимый, расторможенный, гиперактивный, медлительный, заторможенный, чрезмерно впечатлительный, стеснительный, агрессивный, быстро меняется настроение, быстро надоедает какое-либо занятие, добродушный, заботливый, трудолюбивый
Коммуникативно-речевые умения:
Оценка:
5 баллов — ребенок легко входит в контакт, активен в общении, понимает речь в полном объеме, умеет слушать, ответы на вопросы развернуты, он свободно пользуется лексическими средствами языка, в подборе слов не затрудняется, мысли выражает ясно, последовательно, умеет задавать вопросы в ходе диалога, проявляет интерес к заданиям;
4 балла — ребенок достаточно контактен, однако в общении участвует по инициативе других, речь понимает в полном объеме, умеет слушать, умеет отвечать на вопросы, хотя иногда ответы могут быть могут быть недостаточно развернутыми, испытывает некоторые затруднения при формулировании вопросов;
3 балла — ребенок контактен, не всегда понимает речь в полном объеме, может отсутствовать дистанция при общении со взрослыми, он часто перебивает собеседника, может соскальзывать на побочные темы, повторять одни и те же фразы, не умеет правильно излагать свои мысли, испытывает трудности при формулировании вопросов, чаще всего ограничивается вопросом «Что это?», требуется побуждение;
2 балла — ребенок контакт устанавливает с трудом, требуется значительная активизация, побуждение, так как ребенок малоактивен и малоразговорчив, понимает речь не в полном объеме, отвечает на вопросы односложно или вообще игнорирует вопросы. Может наблюдаться избирательность общения, затрудняется сформулировать вопрос, скован во время эксперимента;
1 балл — в контакт не вступает, проявляет избирательный негативизм.
Результаты речевого развития
Динамика речевого развития незначительная.
При положительной динамике развития выпущен из группы.
Рекомендовано продолжить занятия с логопедом.
Динамики в развитии не наблюдается.
Логопедические заняти посещал нерегулярно, материал усвоил выборочно.
Динамика развития ребен ка незначительная.
Диагностическое обследование ребенка и сбор данных.
Избегать интеллектуальных и психологических нагрузок.
Ребенок нуждается в индивидуальном подходе и постоянном контроле со стороны взрослых.
Перед объяснением нового материала проводить пропедевтические упражнения.
В целях компенсации и выравнивания недостатков физического, психического и речевого развития, избегая перегрузок, необходим повторный курс обучения (или обучение специальной коррекционной школе).
Систематизировать, расширять и уточнять имеющиеся учебные знания и сведения об окружающем мире.
Пополнять и уточнять имеющиеся знания.
Систематизировать умения и навыки.
Рекомендуется консультация у специалистов.
Во избежание «школьной неуспешности» рекомендовано посещение школы с 7-летнего возраста.
Рекомендуется дополнительный отдых.
Дозировать интеллектуальные и эмоциональные нагрузки.
Посещать занятия с психологом и логопедом.
Устранять пробелы в имеющихся знаниях.
Доводить до необходимого уровня учебную деятельность.
Стимулировать самооценку.
Создавать возможность выбора.
Повышать личную ответственность.
Создавать благоприятную обстановку в классе, дома.
Оказывать помощь в обретении веры в свои силы.
Рекомендуется повторный курс обучения.
Проводится дополнительное обследование с целью определения ребенка на дальнейшее обучение с учетом уровня его развития.
Обеспечивать чередование видов деятельности.
Для развития мотивации желательно использовать занимательный материал; виды и приемы заданий, вызывающих интерес учащихся; создавать ситуацию «успеха».
Соблюдать единые требования к ребенку учителя, логопеда, психолога и родителей.
Источник
Побуквенно слоговой способ чтения
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА БУДУЩЕГО, ПРОВЕРЕННАЯ ПРОШЛЫМ
Этот сайт посвящен возрожденным классическим традициям образования.
С глубокой благодарностью к великим педагогам прошлого, оставившим нам это бесценное наследие.
АЛТУШКИНА ТАТЬЯНА АНАТОЛЬЕВНА
Руководитель проекта
Как перед многими мамами, передо мной когда-то встала проблема школьного обучения своих подросших детишек. Отдавать их в школу было безумно жалко. Я точно знала, что им там будет плохо, хотя и не могла тогда ясно сформулировать, почему…
ГОРЯЧЕВА ИРИНА АНАТОЛЬЕВНА
Разработчик филологического блока
Бывают ли в жизни чудеса.
В самом начале 2008 года мне позвонили из Екатеринбурга. За полторы тысячи километров от Москвы состоятельная многодетная мама, озадаченная образованием своих детишек, нашла мои публикации, посвящённые К. Д. Ушинскому, его учебным книгам, и обратилась ко мне за советами. Это был подарок свыше!
КОСТЕНКО ИГОРЬ ПЕТРОВИЧ
Разработчик математического блока, канд. физико-математич. наук, доцент
Более 140 опубликованных работ — научно-математических, научно-методических, историко-педагогических, в том числе учебник по теории вероятностей (изд. 2004 г. и 2012 г.) и монография «Проблема качества математического образования в свете исторической ретроспективы» (2013 г.).
НИФОНТОВА ЕЛИЗАВЕТА МИХАЙЛОВНА
Разработчик математического блока,
тренер-методист
Я работаю в Русской классической школе учителем математики и методистом уже более восьми лет. В эту школу я попала чудом, иначе не скажешь. Вспоминаю своё собеседование с учредителем школы — Татьяной Анатольевной.
БАЛАКАЕВ МИХАИЛ ГЕННАДЬЕВИЧ
Разработчик программ по истории
По образованию я юрист. Окончил Свердловский юридический институт по специальности «правоведение». После получения диплома работал в Институте философии и права УрО РАН. Потом судьба привела меня в школу, и я стал учителем истории.
МАЛЮГА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА
Преподаватель начальной школы,
тренер-методист
Учителем начальных классов я работаю более 20 лет.
Начинала преподавать по программе традиционного обучения (математика М. И. Моро, Г. В. Бельтюкова; русский язык Т. Г. Рамзаевой, чтение М. И. Горецкого). Немного поработала и по программе «Школа 2100».
ШИПОВА НАТАЛЬЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА
Преподаватель филологии,
тренер-методист
Выбрать профессию учителя — это взять на себя огромную ответственность за юные души твоих учеников, а учитель-словесник вдвойне в ответе за то, какими людьми станут его ученики, с каким отношением к жизни, к людям, к Родине они выйдут из школы.
КОЧЕВА НИНА ВАСИЛЬЕВНА
Педагог дошкольного и начального образования,
тренер-методист
Я начала работать по этой программе десять лет назад. За спиной у меня к этому времени был многолетний опыт работы в общеобразовательной школе. И я думаю, что именно он помешал мне сразу принять и оценить новую программу.
КОСТЕНКОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ
Преподаватель
церковнославянского языка
По образованию я тренер-преподаватель. До работы в Русской классической школе был детским тренером по карате. Многого достиг как сам, будучи спортсменом, так и на тренерском поприще, и считал, что спорт — это призвание на всю мою жизнь…
ПЕТРОВА ГАЛИНА НИКОЛАЕВНА
Преподаватель филологии
По специальности я учитель английского и немецкого языков. В Русской классической школе работаю с 2011 года. Моё знакомство с РКШ началось с расписания уроков, которое я случайно увидела, будучи в гостях.
ВОЛКОВА ВЕРА БОРИСОВНА
Секретарь
Русской классической школы
Русская Классическая Школа стала частью моей жизни очень стремительно, буквально в течение одного дня.
Август 2012 года. Я уже полгода работаю секретарём в школе — приказы, документы, справки. А школа не обычная, средняя, а Русская классическая.
Источник