- Приставочный способ образования слов (70 примеров)
- Приставка — словообразовательная морфема
- Как определить приставочный способ словообразования?
- Приставочный способ образования глаголов
- Приставочный способ образования существительных
- Приставочный способ образования прилагательных
- Префиксальный способ образования местоимений
- Приставочный способ и наречия
- Тест по теме «Словообразование. Морфология»,10-11 классов
- Отметьте слово которое образовано приставочным способом побольше велосипедист сталевар заречный?
- Каким способом образованно слово заречному (суффиксальным, приставочным, суффиксально — приставочным)?
- Слова «зазеленели» и «подземные» образованы приставочным способом, а слово «соединение» — приставочно — суффиксальным?
- 15 слов образованные приставочным, суффиксальным, приставочно — суффиксальным способом?
- 1)слова образованные приставочным способом 2)слова образованные суффиксальным способом?
- Отметьте слово, образованное приставочно — суффиксальным способом?
- Сгруппируйте слова по признаку образованы приставочно — суффиксальным способом образованы остальными способами?
- Как можно образовать приставочным способом слово лес?
- Как образовано слово уцелел?
- Как найти в тексте слова которые образованы суффиксальным и приставочным способом?
- Укажите слово , образование приставочно — суффиксальным способом а)заречный б) береговой в)шапочный?
Приставочный способ образования слов (70 примеров)
Приставочный способ образования — это создание слов той же части речи с помощью приставки (лететь — при лететь, владелец — со владелец). Приставочный способ является продуктивным морфологическим способом образования глаголов, существительных, прилагательных, наречий.
Морфологический способ образования слов активно пополняет лексический запас русского языка на базе непроизводных и производных слов с помощью разных морфем и их сочетаний. С точки зрения, какая морфема или их сочетание участвовали в появлении новой лексемы, различают ряд способов словообразования:
- приставочный, или префиксальный;
- суффиксальный;
- приставочно-суффиксальный;
- постфиксальный;
- приставочно-постфиксальный
Приставка — словообразовательная морфема
Приставочный, или префиксальный, способ образования слов состоит в том, что к производящей основе исходной лексемы присоединяется приставка, или префикс.
Лингвистический термин «префикс» (лат. praefixum учи ть → вы учить.
Образуя новое слово, приставка вносит в него новый смысл или оттенок значения.
Сравним:
- бежать → у бежать;
- бежать → при бежать;
- бежать → от бежать;
- бежать → с бежать;
- бежать → на бежать и т. д.
Приставка изменяет лексическое значение исходного слова.
Сравним:
- ходить → вы ходить;
- ходить → в ходить.
Как определить приставочный способ словообразования?
Выполняя словообразовательный разбор, некоторые учащиеся, отметив в морфемном составе исследуемого слова наличие приставки, ошибочно считают, что оно образовано приставочным способом:
- лечение — из лечение;
- стройка — пере стройка;
Но это не всегда так. Приставка могла присоединиться к слову раньше, на предыдущей ступеньке словообразования. Понаблюдаем:
- лечить → из лечить → излеч ени е;
- строить → пере строить → перестрой к а.
Как видим, при наличии приставки в составе слов можно легко спутать приставочный и суффиксальный способ образования.
Чтобы этого не произошло, установим некоторые закономерности приставочного способа словообразования.
Рассмотрим подробнее, в образовании слов каких частей речи используется приставка.
Приставочный способ образования глаголов
В русском языке приставочный способ является наиболее продуктивным в образовании глаголов. От слов этой части речи с помощью различных приставок образуется множество глаголов.
Примеры:
- седлать → о седлать;
- знать → у знать;
- ждать → подо ждать;
- моргать → за моргать;
- чертить → на чертить;
- кликнуть → вос кликнуть;
- чувствовать → по чувствовать;
- видеть → пред видеть;
- быть→ при быть;
- звать → со звать.
Приставочный способ образования существительных
С помощью приставки образуются ряд существительных от однокоренных слов этой части речи.
Примеры:
- текст → под текст;
- общество → со общество;
- дедушка → пра дедушка;
- звук → при звук;
- город → при город;
- мрак → су мрак.
Множество существительных с противоположным значением образует приставка не-:
- друг → не друг (враг);
- правда → не правда (ложь);
- счастье → не счастье (горе);
- приятель → не приятель (противник);
- удача → не удача (провал).
Иноязычные приставки активно образуют новые слова:
- звук → ультра звук;
- агент → контр агент;
- компенсация → де компенсация;
- ориентация → дез ориентация;
- континент → суб континент.
Приставочный способ образования прилагательных
Приставка, присоединяясь к производящей основе имен прилагательных, образует новое слово.
Примеры:
- громкий → сверх громкий;
- удалый → раз удалый:
- огромный → пре огромный.
Смысловые приставки при- и пре- вносят в значение производных прилагательных дополнительные оттенки значения:
1. нахождение поблизости:
- полярный → при полярный;
- арктический → при арктический;
2. повышенная степень качества:
- злой → пре злой;
- странный → пре странный;
- толстый → пре толстый.
Иноязычные приставки, присоединяясь к прилагательным, образуют новые слова:
- атлантический → транс атлантический;
- тропический → суб тропический;
- моральный → а моральный;
- общественный → анти общественный.
Префиксальный способ образования местоимений
Префиксы образуют неопределенные и отрицательные местоимения:
- кто → не кто;
- что → ни что;
- какой → ни какой;
- чей → ни чей;
- сколько → не сколько;
- что → кое -что;
- кто → кое -кто.
Приставочный способ и наречия
С помощью приставки от относительных наречий образуются неопределенные и отрицательные наречия:
- когда → не когда;
- где → не где;
- как → ни как;
- откуда → ни откуда:
- куда → кое -куда;
- когда → кое -когда.
Префиксальным способом образованы наречия от слов этой же части речи:
- нельзя → до нельзя;
- вне → во вне;
- ныне → до ныне;
- даром → за даром;
- всегда → на всегда;
- совсем → на совсем;
- пополам → на пополам;
- ныне → от ныне;
- прочь → на прочь.
Источник
Тест по теме «Словообразование. Морфология»,10-11 классов
ЗАДАНИЕ ПО ТЕМЕ «СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. МОРФОЛОГИЯ»
Морфемы (значимые части слова): приставка, корень, суффикс, окончание.
Основные способы словообразования в русском языке: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение, переход из одной части речи в другую.
Запомните, как правильно пишутся названия способов образования слов в русском языке:
БЕ СС У ФФ ИКСНЫЙ (две буквы СС и две буквы ФФ)
СУ ФФ ИКСАЛЬНЫЙ (две буквы ФФ)
Алгоритм выполнения задания:
1. Определите, к какой части речи относится указанное слово.
2. Вы определили, что это имя существительное:
• если это отглагольное имя существительное, в котором после корня сразу идет окончание и нет суффикса, то оно образовано бессуффиксным способом (например, СПОРЫ, В ПЕРЕХОДАХ, ПРИ ПЕРЕЛЕТЕ);
• если это отглагольное имя существительное, которое оканчивается на -НИЕ, -ИЕ, то оно образовано суффиксальным способом (например, УГЛУБЛЕНИЕ, ПРЕДЧУВСТВИЕ);
• если это неотглагольное имя существительное с приставками ПОД, БЕЗ, ЗА, ПО, ПРИ и последними буквами в слове -ЬЕ, то оно образовано приставочно-суффиксальным способом (например, ПОДМОСКОВЬЕ, БЕЗДОРОЖЬЕ, ПОБЕРЕЖЬЕ, ПРИУРАЛЬЕ);
• если это неотглагольное имя существительное, которое оканчивается на -ОСТЬ, то оно образовано суффиксальным способом (например, БЕСПОМОЩНОСТЬ);
• если это имя существительное начинается с НЕ, то оно образовано приставочным способом (например, НЕПОНИМАНИЕ).
3. Вы определили, что это имя прилагательное:
• если это имя прилагательное со значением «отсутствие, нехватка чего-либо», то оно образовано приставочно-суффиксальным способом (например, БЕЗЖАЛОСТНЫЙ, БЕСПОМОЩНЫЙ);
• если это имя прилагательное со значением «нахождение где-либо», то оно образовано приставочно-суффиксальным способом (например, НАТЕЛЬНЫЙ, ПРИБРЕЖНЫЙ);
• если это имя прилагательное начинается с НЕ, то оно образовано приставочным способом (например, НЕБЛАГОПОЛУЧНЫЙ).
4. Вы определили, что это глагол:
• если в этом глаголе есть приставка и ее можно отбросить (получится глагол другого вида), то этот глагол образован приставочным способом (ПРИСЛАЛ, ПРОЛИЛ);
• если в глаголе есть приставка и суффикс -СЯ и их нельзя отбросить (при отбрасывании либо приставки, либо суффикса -СЯ получается не существующее в русском языке слово), то этот глагол образован приставочно-суффиксальным способом (например, ВЫСПАТЬСЯ, РАЗБЕЖАТЬСЯ).
5. Вы определили, что это причастие:
• если причастие не начинается с НЕ, то оно образовано суффиксальным способом, независимо от наличия в нем приставки (например, ПРИЛЕТЕВШИЙ, ПРОЧИТАВШИЙ);
• если причастие начинается с НЕ, то оно образовано приставочным способом (НЕПРОЧИТАННАЯ книга).
6. Вы определили, что это деепричастие:
• деепричастия образуются только суффиксальным способом.
7. Вы определили, что это наречие:
• если наречие оканчивается на -О, то оно образовано суффиксальным способом от исходного имени прилагательного (например, БЕЗЗВУЧНО, БЕСПОМОЩНО);
• если наречие начинается с НЕ, то оно образовано приставочным способом (например, НЕМНОГО, НЕДОЛГО);
• если наречие не оканчивается на -О, то оно чаще всего образовано приставочно-суффиксальным способом (например, ВО-ПЕРВЫХ, ВСКОРЕ, СМОЛОДУ).
1. Определите способ образования слова ЖИЗНЕННЫЙ?
2. Определите способ образования слова ЛЕГКО?
3. Определите способ образования слова РАЗРАБОТКА?
4. Определите способ образования слова ИЗГОТОВЛЕНИЕ?
5. Каким способом образовалось слово СООТЕЧЕСТВЕННИК?
6. Каким способом образовалось слово ПРОЕЗД?
7. Каким способом образовано слово ВЗРЫВ?
8. Каким способом образовано слово ЛЕДОКОЛ?
9. Каким способом образовании выделенное слово в предложении В ТЕЧЕНИЕ дня погода не изменилась?
10. Из данных предложений выпишите слово, образованное суффиксальным способом.
(1)Подошел день отъезда. (2)Было осеннее утро. (3)Тёплое и неяркое. (4)Нам было жаль расставаться с озером.
11. Из предложений 1-5 выпишите слово, образованное приставочным способом.
(1) Много любопытного было в доме. (2) Были там заводные китайские человечки. (3) Погонится один за другим и машет палкой. (4) А мы смотрим, смеёмся. (5) Очень любили мы бывать в этом доме.
12. Из предложений 3-5 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.
(3) Синее-синее небо, яркое солнце. (4) Уезжать не хотелось. (5) Но отъезд был назначен на ближайший вторник.
13. Из данного предложения выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
Между тем у меня была душа своя, и я знал о ней с очень далекого времени, почти с детства, когда проливал потихоньку слезы о том, что я вышел на свет не такой, как все. Ответ:
14. Из предложений 1-3 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
(1) Современная молодежь, поглощённая компьютерами, совсем перестала читать. (2) Спросите у молодого человека, какую книгу он читает? (3) В лучшем случае вы услышите, что какой-нибудь карманный детектив или любовный роман.
15. Из предложений 7-10 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.
(7) Ранним утром мы шли вдоль реки. (8) Несколько чаек кружили высоко в небе. (9)Вдоль берега летали бабочки и стрекозы. (10) Тишь кругом и красота.
16. Из предложений 1-3 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
(1) Много наших соотечественников жили в эмиграции в большой нужде. (2) Бывшие генералы, графы и князья готовы были на любую работу. (3) Но мало кто мог её найти.
17. Из предложений 6-8 выпишите слово, образованное приставочным способом.
(6) Ведь недаром, скажем, Эйнштейн вдохновлялся творчеством Достоевского. (7) Мне приходилось говорить с Романом Осиповичем Якобсоном. (8) Он перед началом работы любовался живописью Ларионова или Гончарова.
18. Из предложений 1-3 выпишите слово, образованное приставочным способом.
(1) Все знали, что вечером Сергей уедет. (2) Маша долго ждала от него весточки. (3) И вот однажды глухой осенью…
19. Из предложений 1-3 выпишите слово, образованное суффиксальным способом.
(1) Впереди нас ждали ещё километры пути. (2) Мы присели отдохнуть и разожгли костёр. (3) Дымок окутал поляну.
20. Выпишите из предложения слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
Устроившись в открытом месте, в кустах дубняка, жадными глазами следила она за передвижениями батальонов, за разрывами неприятельских гранат, за всем, что могла разглядеть издали в сплошном почти дыму — пороховом и от пожаров.
Источник
Отметьте слово которое образовано приставочным способом побольше велосипедист сталевар заречный?
Русский язык | 1 — 4 классы
Отметьте слово которое образовано приставочным способом побольше велосипедист сталевар заречный.
Слово образовано преставочным способом : ПОБОЛЬШЕ.
К слову БОЛЬШЕдобавили приставку ПО.
однокоренное без приставки — большой.
Каким способом образованно слово заречному (суффиксальным, приставочным, суффиксально — приставочным)?
Каким способом образованно слово заречному (суффиксальным, приставочным, суффиксально — приставочным).
Слова «зазеленели» и «подземные» образованы приставочным способом, а слово «соединение» — приставочно — суффиксальным?
Слова «зазеленели» и «подземные» образованы приставочным способом, а слово «соединение» — приставочно — суффиксальным?
15 слов образованные приставочным, суффиксальным, приставочно — суффиксальным способом?
15 слов образованные приставочным, суффиксальным, приставочно — суффиксальным способом.
1)слова образованные приставочным способом 2)слова образованные суффиксальным способом?
1)слова образованные приставочным способом 2)слова образованные суффиксальным способом.
Отметьте слово, образованное приставочно — суффиксальным способом?
Отметьте слово, образованное приставочно — суффиксальным способом.
1. перепробовать 2.
Сгруппируйте слова по признаку образованы приставочно — суффиксальным способом образованы остальными способами?
Сгруппируйте слова по признаку образованы приставочно — суффиксальным способом образованы остальными способами.
Как можно образовать приставочным способом слово лес?
Как можно образовать приставочным способом слово лес.
Как образовано слово уцелел?
Как образовано слово уцелел?
Приставочносуффиксальным способом или приставочным?
Как найти в тексте слова которые образованы суффиксальным и приставочным способом?
Как найти в тексте слова которые образованы суффиксальным и приставочным способом.
Укажите слово , образование приставочно — суффиксальным способом а)заречный б) береговой в)шапочный?
Укажите слово , образование приставочно — суффиксальным способом а)заречный б) береговой в)шапочный.
На этой странице сайта, в категории Русский язык размещен ответ на вопрос Отметьте слово которое образовано приставочным способом побольше велосипедист сталевар заречный?. По уровню сложности вопрос рассчитан на учащихся 1 — 4 классов. Чтобы получить дополнительную информацию по интересующей теме, воспользуйтесь автоматическим поиском в этой же категории, чтобы ознакомиться с ответами на похожие вопросы. В верхней части страницы расположена кнопка, с помощью которой можно сформулировать новый вопрос, который наиболее полно отвечает критериям поиска. Удобный интерфейс позволяет обсудить интересующую тему с посетителями в комментариях.
«Все, что связано с квартирами, дико радовало Тему, и тот согласился. » Предложение сложное, с разными видами связи. Состоит из двух смысловых частей. Первая часть представлена сложноподчиненным предложением с придаточным изъяснительным, стоящим м..
Несовершенный, 1 спр, наст, ед ч.
Любуешься (что делаешь? ) — несовершенный вид, настоящее время, 2 лицо, ед. Число, I спряжение (любуются — если у глагола в форме 3 — его лица множественного числа ударное окончание — ут, — ют, то это глагол I спряжения).
Чтобы правильно написать безударный гласный, надо подобрать проверочное слово так чтобы эта буква стояла под ударением. Речь идет о букве.
6)Синим(окончание им) Подымается(что делает? ) Прекрасно(приставка пре, значение очень) Не бывает(не с глаголами пишется раздельно) Оживлённо(суффикс ённ) По весеннему(предлог пишется раздельно) Же они(предлог пишется раздельно) Не мешают Как будто ..
1 Пришвин советский писатель, писал произведения как для взрослых , так и для детей. 2. Тема : весна, птицы. Основная мысль : каждое существо нашло себе место и никто никому не мешает. 3. Всем хорошо! 4. Художественный.
Нужно заметить, что произносим мы как раз не букву, а звук. Это важно, потому что в этом суть вопроса. Сравним : пёрышко — транскрипция, то есть, произношение, будет следующей : [п`орышко], видим, что букваёпроизносится как звук [о]. А вот в слова..
Потому что пёрышко там буква ё а в тех словах буква е.
)согласование . Наш лицей, липовая аллея, это сад, зелёное дерево, первый класс2)управление. Встретить друга, купить книгу, поднять настроение, написать сочинение, нарисовать рисунок. 3)примыкание. Очень любить, надо тренироваться, говорить не ду..
Там в общем они пошли туда не зная куда, ну в общем, куда шла глядят, идут идут и нашли то, не зная что.
Источник