По возвращении известит способ подчинительной связи

По возвращении известит способ подчинительной связи

ВИДЫ СВЯЗИ СЛОВ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ,

Как вы знаете, в словосочетании одно слово главное, а второе – зависимое. Т.е. зависимое слово ПОДЧИНЯЕТСЯ главному. Поэтому связь слов в словосочетании называют ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗЬЮ.
Существует три вида подчинительной связи слов в словосочетании: СОГЛАСОВАНИЕ, УПРАВЛЕНИЕ И ПРИМЫКАНИЕ. Особенности каждого из них в общем-то понятны из названия.

СОГЛАСОВАНИЕ — это такой вид подчинительной связи слов в словосочетании, при котором зависимое слово употребляется в ТЕХ ЖЕ ФОРМАХ ПАДЕЖА, числа и рода, что и главное. ( Иногда — только падежа, этого достаточно.)(Согласуется прилагательное и причастие в полной форме, местоимения, заменяющие прилагательное, числительные)

УПРАВЛЕНИЕ — это такой вид подчинительной связи слов в словосочетании, при котором главное слово управляет зависимым, т.е. ТРЕБУЕТ УПОТРЕБЛЕНИЯ ЗАВИСИМОГО В ОПРЕДЕЛЁННОМ ПАДЕЖЕ. (Управляются прежде всего имена существительные, а кроме того, слова любых частей речи, изменяющиеся по падежам, если они заменяют собой существительное (прежде всего — местоимения, заменяющие существительные).

ПРИМЫКАНИЕ — это такой вид подчинительной связи слов в словосочетании, при котором НЕИЗМЕНЯЕМОЕ ЗАВИСИМОЕ СЛОВО (наречие, деепричастие, инфинитив, простая сравнительная степень прилагательного) присоединяется к главному ТОЛЬКО ПО СМЫСЛУ.

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ВИД СВЯЗИ СЛОВ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ?

1. Вид связи определяется ПО ЗАВИСИМОМУ СЛОВУ. Т.е. прежде всего вы должны НАЙТИ ГЛАВНОЕ И ЗАВИСИМОЕ СЛОВО. (От главного к зависимому ставится смысловой вопрос. По этому вопросу определять вид связи не следует.)
2. Дальше смотрим на ЗАВИСИМОЕ слово.
1) Если зависимое слово не изменяется, то связь — только смысловая. Это ПРИМЫКАНИЕ. Примыкают НЕИЗМЕНЯЕМЫЕ СЛОВА: наречия, деепричастия, инфинитивы, притяжательные местоимения ЕГО, ЕЁ, ИХ (которые имеют только одну форму, т.е. являются неизменяемыми словами), простая форма сравнительной степени прилагательного:

ОДНАЖДЫ встретил, стремление ВЫЖИТЬ, шёл ПОДПРЫГИВАЯ, ТАК
старался, УЖЕ уходите, ИХ ответы, ЕГО мнение, ЕЁ внешность, стала ВЕСЕЛЕЕ
(выделены зависимые слова).

3.Если зависимое слово изменяется по падежам и главное может потребовать
употребления его в определённом падеже, т.е. управляет зависимым словом, — это УПРАВЛЕНИЕ.
Управляются СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ и слова, их заменяющие:

объехал (что?) ПОЛМИРА, поговорит (с кем?) с ТОБОЙ, смотрел (на кого?) на ТАНЦУЮЩИХ, слушался (кого?) СТАРШИХ, книга («кого?» — не слишком красиво, конечно. )КАТИ, разговор (с кем?) с УЧИТЕЛЕМ, отдашь (кому?)МНЕ, справился (с кем?) с СЕМЕРЫМИ
От главного слова к управляемому зависимому можно поставить падежный вопрос (правда, в случае с Катей он звучит не вполне корректно))).

4. Если зависимое слово ставится в том же роде, числе и падеже, что и главное, то оно СОГЛАСУЕТСЯ с ним. Вид связи — СОГЛАСОВАНИЕ. Самый простой способ убедиться в том, что перед нами именно согласование,- изменить ПО ПАДЕЖАМ главное слово. Если вместе с ним изменится зависимое, значит так оно и есть.))

ТАНЦУЮЩИЕ пары — ТАНЦУЮЩИХ пар — ТАНЦУЮЩИМ парам
ОБА друга — ОБОИМ друзьям — ОБОИХ друзей
ОДИННАДЦАТЫЙ класс — в ОДИННАДЦАТОМ классе
КАКОЙ-ТО человек — КАКИМ-ТО человеком — КАКОГО-ТО человека

И СОВСЕМ ПРИМИТИВНО:
1. Определяю главное слово.
2. Смотрю на ЗАВИСИМОЕ СЛОВО (главное меня больше не волнует: тип связи определяется по зависимому!)
1) прилагательное или слово, которое изменяется, как прилагательное, — СОГЛАСОВАНИЕ. (При изменении главного по падежам зависимое тоже меняется по падежам)
2) существительное или слово, его заменяющее, – УПРАВЛЕНИЕ.
3) наречие, деепричастие, инфинитив, простая сравнительная степень прилагательного или местоимения ЕГО, ЕЁ, ИХ, если они отвечают на вопрос: ЧЕЙ? (т.е. неизменяемые слова!) — ПРИМЫКАНИЕ
(проще уже невозможно)

Читайте также:  Способы возмещения убытков по осаго

Источник

Подчинительная связь в словосочетании. Примеры

Подчинительная связь — это грам­ма­ти­че­ская и смыс­ло­вая зави­си­мость одно­го сло­ва или пред­ло­же­ния по отно­ше­нию к дру­го­му.

При каж­дом само­сто­я­тель­ном сло­ве могут быть зави­си­мые сло­ва, состав­ля­ю­щие сло­во­со­че­та­ние с под­чи­ни­тель­ной свя­зью.

Подчинительная связь суще­ству­ет так­же меж­ду про­сты­ми пред­ло­же­ни­я­ми в соста­ве слож­но­под­чи­нен­но­го, в кото­ром выде­ля­ют глав­ную и зави­си­мую часть.

Как определить подчинительную связь?

Слова в уст­ной и пись­мен­ной речи соче­та­ют­ся друг с дру­гом опре­де­лен­ным обра­зом и состав­ля­ют сло­во­со­че­та­ние. Например, при сло­ве «рисо­вать» могут быть зави­си­мые сло­ва:

В соста­ве этих син­так­си­че­ских еди­ниц име­ет­ся глав­ное сло­во и зави­си­мое. Причём глав­ное сло­во сво­и­ми лек­си­че­ски­ми и грам­ма­ти­че­ски­ми свой­ства­ми дик­ту­ет какую-то связь с зави­си­мым сло­вом, пред­опре­де­ля­ет его выбор. От глав­но­го сло­ва к зави­си­мо­му мож­но задать вопрос:

В этих сло­во­со­че­та­ни­ях нали­цо грам­ма­ти­че­ская зави­си­мость одно­го (под­чи­нен­но­го) сло­ва от дру­го­го (глав­но­го). Такая зави­си­мость назы­ва­ет­ся под­чи­ни­тель­ной свя­зью.

Подчинительная связь выра­жа­ет отно­ше­ние меж­ду син­так­си­че­ски нерав­но­прав­ны­ми сло­ва­ми или пред­ло­же­ни­я­ми, одно из кото­рых высту­па­ет как глав­ное, дру­гое — как зави­си­мое.

Сравним сле­ду­ю­щие син­так­си­че­ские еди­ни­цы:

Их функ­ции в речи раз­лич­ны. Сочетание «кра­си­вый цве­ток» назы­ва­ет пред­мет более кон­крет­но, чем одно сло­во «цве­ток». Сочетание «читать кни­гу» назы­ва­ет дей­ствие, кото­рое направ­ле­но на пред­мет (кни­гу). Но эти сло­во­со­че­та­ния не пере­да­ют закон­чен­ной мыс­ли, как пред­ло­же­ние. А соче­та­ние «девоч­ка чита­ет» содер­жит рав­но­прав­ные сло­ва, кото­рые не свя­за­ны под­чи­ни­тель­ной свя­зью. Они выра­жа­ют закон­чен­ную мысль и не явля­ют­ся сло­во­со­че­та­ни­ем.

Словосочетания в отли­чие от пред­ло­же­ния не выра­жа­ют закон­чен­ной мыс­ли, не име­ют инто­на­ции сооб­ще­ния. Они явля­ют­ся стро­и­тель­ным мате­ри­а­лом, свое­об­раз­ны­ми «кир­пи­чи­ка­ми» для пред­ло­же­ния, вхо­дят в состав пред­ло­же­ния. Словосочетания исполь­зу­ют­ся для пере­да­чи инфор­ма­ции толь­ко в соста­ве пред­ло­же­ния.

За сте­ной этой ночью бушу­ет силь­ный ветер.

Выделяем грам­ма­ти­че­скую осно­ву про­сто­го пред­ло­же­ния «бушу­ет ветер», в соста­ве кото­рой рав­но­прав­ные сло­ва, — под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое. Укажем сло­во­со­че­та­ния:

Подчинительная связь в словосочетаниях

В сло­во­со­че­та­ни­ях состав­ля­ю­щие его ком­по­нен­ты могут быть свя­за­ны с помо­щью одно­го из трех видов под­чи­ни­тель­ной свя­зи:

Согласование — это под­чи­ни­тель­ная связь, при кото­рой зави­си­мое сло­во при­ни­ма­ет такую же фор­му рода, чис­ла и паде­жа, что и глав­ное.

Например:

Управление — это под­чи­ни­тель­ная связь, при кото­рой упо­треб­ле­ние суще­стви­тель­ных (место­име­ний) в фор­ме кос­вен­но­го паде­жа (с пред­ло­гом или без него) пред­опре­де­ле­но зна­че­ни­ем глав­но­го сло­ва.

1. В роли глав­но­го сло­ва высту­па­ет гла­гол:

  • нести сум­ку ;
  • открыть дверь ;
  • слыть чуда­ком ;
  • раз­мыш­лять над про­бле­мой ;
  • обра­до­вать­ся успе­ху ;
  • оби­деть­ся на шут­ку ;
  • под­толк­нуть к заня­ти­ям спор­том ;
  • пре­ду­пре­дить об опас­но­сти ;
  • сомне­вать­ся в пра­виль­но­сти реше­ния ;

2. Главным ком­по­нен­том сло­во­со­че­та­ния явля­ет­ся имя суще­стви­тель­ное:

  • тень дере­ва ;
  • мост через реку ;
  • аль­тер­на­ти­ва поезд­ке ;
  • выбор меж­ду семьей и карье­рой ;
  • бес­по­кой­ство о детях ;
  • коман­ду­ю­щий арми­ей ;
  • тос­ка по нас .

3. Главным сло­вом явля­ет­ся чис­ли­тель­ное:

4. В роли глав­но­го сло­ва упо­треб­ля­ет­ся наре­чие:

Примыкание — это под­чи­ни­тель­ная связь, при кото­рой зави­си­мое неиз­ме­ня­е­мое сло­во при­со­еди­ня­ет­ся к глав­но­му сло­ву, выра­жен­но­му гла­го­лом, име­нем или наре­чи­ем.

Например:

Подчинительная связь в предложении

Подчинительная связь суще­ству­ет так­же в слож­но­под­чи­нен­ном пред­ло­же­нии, в соста­ве кото­ро­го одно пред­ло­же­ние явля­ет­ся глав­ным, а вто­рое — под­чи­нен­ным. Части тако­го пред­ло­же­ния соеди­не­ны под­чи­ни­тель­ны­ми сою­за­ми (что, что­бы, как, как буд­то, пока, с тех пор как, слов­но, точ­но, толь­ко и пр.) или союз­ны­ми сло­ва­ми (кто, что, какой, кото­рый, сколь­ко, чей, где, отку­да, куда и пр.)

Читайте также:  Способ постоянного пользования территории которыми

Как пра­ви­ло, от все­го глав­но­го пред­ло­же­ния или одно­го сло­ва в нём зада­ет­ся вопрос к зави­си­мой части.

Примеры предложений с подчинительной связью из художественной литературы

Необходимо было выяс­нить, (что?) что же в сущ­но­сти про­ис­хо­дит (Жюль Верн. Властелин мира).

Это слож­но­под­чи­нен­ное пред­ло­же­ние с зави­си­мым изъ­яс­ни­тель­ным, кото­рое при­со­еди­ня­ет­ся с помо­щью союз­но­го сло­ва (место­име­ния) «что».

Левин сел на лошадь и поехал на поле, (какое?) где был про­шло­год­ний кле­вер (Л. Н. Толстой. Война и мир).

От сло­ва «поле» зада­ем вопрос к зави­си­мо­му опре­де­ли­тель­но­му пред­ло­же­нию, при­со­еди­нен­но­му союз­ным сло­вом (отно­си­тель­ным наре­чи­ем) «где».

Алиса фырк­ну­ла и тут же закаш­ля­лась, (с какой целью?) что­бы при­крыть свой смех (Льис Кэррол. Алиса в Зазеркалье).

В этом при­ме­ре от сло­ва «закаш­ля­лась», нахо­дя­ще­го­ся в глав­ном пред­ло­же­нии, зада­ет­ся вопрос к зави­си­мо­му при­да­точ­но­му цели, при­со­еди­нен­но­му под­чи­ни­тель­ным сою­зом «что­бы».

Рассказать же сюжет затруд­ня­юсь, (поче­му?) ибо, по прав­де, ниче­го в нем не пони­маю (Ф. М. Достоевский. Бесы).

С помо­щью под­чи­ни­тель­но­го сою­за «ибо» (= пото­му что) при­со­еди­ня­ет­ся при­да­точ­ное пред­ло­же­ние при­чи­ны.

Сложноподчиненные пред­ло­же­ния могут содер­жать в сво­ем соста­ве несколь­ко зави­си­мых частей, и тогда в них воз­ни­ка­ют отно­ше­ния после­до­ва­тель­но­го, одно­род­но­го и неод­но­род­но­го (парал­лель­но­го) под­чи­не­ния.

Видеоурок: Словосочетание. Виды подчинительной связи в словосочетании


Источник

Поиск ответа

Всего найдено: 21

Вопрос № 302947

Здравствуйте. Скажите пожалуйста, какой будет тип связи в словосочетании «работать от души». Если примыкание , то правильно ли понимаю, что «от души» — это наречие?

Ответ справочной службы русского языка

Являются ли эти словосочетания примыкание м? Читать вслух, сделать точь-в-точь, обдумывая задание, желание понять, шел не торопясь.

Ответ справочной службы русского языка

В сл/соч. ВЕРНУТЬСЯ ДОМОЙ какой вид связи и почему?

Ответ справочной службы русского языка

Вид связи здесь – примыкание (к главному слову присоединяется неизменяемое зависимое слово; связь между главным и зависимым словом осуществляется только по смыслу).

Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, какой вид связи используется в словосочетаниях «носить пальто, ехать в метро», то есть в таких, где зависимым словом является несклоняемое существительное. Думаю, что примыкание , но коллега склонна к варианту управление. Спасибо

Ответ справочной службы русского языка

Согласно «Русской грамматике» (М., 1980) управление – это подчинительная связь, которая выражается присоединением к главенствующему слову существительного в форме косвенного падежа (без предлога или с предлогом); примыкание – это связь, при которой в роли зависимого слова выступают неизменяемые слова: наречие, неизменяемое прилагательное, а также инфинитив, компаратив или деепричастие. Если исходить из этих определений, то неизменяемые имена существительные в приведенных сочетаниях управляются главным словом.

Здравствуйте, помогите, пожалуйста, разобраться: ВЕСЕННИЙ СЕВ — это согласование, а СЕВ ВЕСНОЙ — управление? или примыкание ? Когда слова ВЕСНОЙ, ЛЕТОМ, УТРОМ становятся наречиями?

Ответ справочной службы русского языка

Слова весной, осенью, утром, вечером и под. согласно «Русской грамматике» (М., 1980) являются наречиями, когда они отвечают на вопрос когда? и не имеют зависимых слов: Дело было весной; Мы встретились утром. Эти наречия омонимичны однокоренным мотивирующим именам существительным в тв. падеже. К существительным мы задаем вопрос чем?: Я любуюсь весной; Дети наслаждались вечером. В эти предложения легко вставляются определения: Я любуюсь ранней весной; Дети наслаждались теплым весенним вечером. Однако в предложения с наречиями тоже можно вставить определения: Дело было поздней весной; Мы встретились ранним утром. Это показатель того, что переход существительных в наречия еще не завершен, слова типа вечером, летом еще не оторвались окончательно от категории существительных и сохраняют такой признак существительного, как возможность присоединять к себе определение.

В сочетании весенний сев тип связи согласование. В сочетании сев весной – примыкание .

Читайте также:  Способы замещения должностей глав муниципальных образований

Добрый вечер. Подскажите, пожалуйста, не могу понять, почему в СС «ее дом» вид связи примыкание ? Спасибо

Ответ справочной службы русского языка

Дело в том, что притяжательное прилагательное ее не изменяется по падежам, следовательно, оно не может «управляться» каким-либо падежом.

Уважаемые коллеги!
Подскажите, пожалуйста, с словосочетании Таблетки Андрокур второе слово имеет какую синтаксическую роль? Нашла вариант, что это может быть примыкание (так как существительное не склоняется), в другом источнике такая модель рассматривается как приложение. Таблетки Акдрокура — несогласованное определение, а вот как быть с выражением Таблетки Андрокур. И отсутствие кавычек в этом выражении — это нарушение нормы или допустимый вариант?
Буду рада ссылке на исследования в этой области или на хороший учебник. Заранее спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Вы смешиваете синтаксическую роль (в данном случае это действительно приложение) и синтаксическую связь (здесь это примыкание ).

Пожалуйста, помогите определить тип связи в словосочетании «её подруга».

Ответ справочной службы русского языка

Здравствуйте. Здание В3 в ЕГЭ посвящено видам подчинительной связи в словосочетании. Я правильно понимаю, что границы трех видов связи довольно зыбки (особенно между управлением и примыкание м)? Напр., поставило в тупик словосочетание «немало имен». Рассуждал так: с одной стороны, тут есть падежное управление (немало (чего?) имен), с другой — признак примыкания (наличие неизменяемого слова (наречия). Есть ли какой-то более четкий критерий разграничения управления и примыкания? Буду крайне признателен за совет.

Ответ справочной службы русского языка

Тип связи — управление или примыкание — нужно определять по зависимому слову, а не по главному. Если зависимое слово существительное в определенном падеже, то перед нами сочетание со связью управления.

Подскажите, пожалуйста, насколько допустимо использование слов, где «эсперанто-» выступает в качестве своеобразного префикса, обозначающего отношение к эсперанто и ко всему, с ним связанному? В Орфографическом словаре приводятся слова «эсперанто-движение» и «эсперанто-ассоциация», но допустимы ли в целом такие формы, как «эсперанто-организация», «эсперанто-лига», «эсперанто-среда», «эсперанто-литература», «эсперанто-традиции», «эсперанто-встреча» и т. п.? Есть ли общее правило/соображение, или же с каждым конкретным словом вопрос решается отдельным образом? Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Такая модель образования новых слов сегодня очень продуктивна, и ошибки здесь нет. Однако традиционны сочетания с примыкание м и управлением: литература по эсперанто, движение эсперанто и т. д.

Как поменять словосочетание «широкий в плечах»(управление) на примыкание ?

Ответ справочной службы русского языка

Вряд ли это возможно, если только вместо слова «в плечах» не использовать какое-нибудь синонимичное наречие.

какой вид связи в словосочетании: возвращаться лесом?

Ответ справочной службы русского языка

Управление (если считать «лесом» формой существительного) или примыкание (если рассматривать «лесом» как наречие).

к какому типу подчиниельной связи относится словосочетание: «слушать молча»?

Ответ справочной службы русского языка

если зависимое слово в словосочетании является неизменяемым существительным, то какой это тип связи? Например, слушать радио.

Ответ справочной службы русского языка

Такой тип связи называют примыкание м.

как различить согласование, управление и примыкание в словосочетаниях?
т.е. что это значит?

Ответ справочной службы русского языка

Источник

Оцените статью
Разные способы