- Виды памяти у человека: обзор 3 основных классификаций
- Общая классификация
- По характеру психической активности
- Двигательная
- Эмоциональная
- Смысловая
- Образная
- По характеру целей запоминания
- Непроизвольная
- Произвольная
- По продолжительности сохранения
- Кратковременная
- Долговременная
- Виды памяти и их особенности
- Виды памяти по времени
- Мгновенная
- Кратковременная
- Оперативная
- Долговременная
- Генетическая
- Виды памяти по органам чувств
- Образная
- Словесно-логическая
- Двигательная
- Эмоциональная
- По характеру целей деятельности
- Произвольная
- Непроизвольная
Виды памяти у человека: обзор 3 основных классификаций
В зависимости от функций и индивидуальных особенностей в психологии выделяют различные виды памяти у человека. Каждый отличается сферой применения, активностью, целеполаганием и вовлечением прочих когнитивных процессов. Развитие одних происходит естественным путём, во время взросления. Формирование других особенно интенсивно протекает на каком-то определённом участке жизненного пути. Но большинство всё-таки требует постоянных тренировок. Поэтому важно знать характерные признаки каждого из них.
Общая классификация
Существует большое количество классификаций памяти в отечественной и зарубежной психологии. Если нужно изучить этот материал в подробностях, следует посмотреть работы П. П. Блонского, Р. С. Немова, Ф. Н. Шемякина, Д. О. Хебба и других специалистов.
Есть брать только основные виды, психология выделяет следующие:
На самом же деле, помимо основных видов памяти, в работах психологов можно встретить описание и других. Например, в классификации по характеру психической активности иногда также значатся:
- сенсорная — зрительная, когда фиксация происходит в момент моргания;
- эйдетическая — комбинированная, когда визуальные впечатления (составляют её основу) подкрепляются остальными (слуховыми, вкусовыми, тактильными), что позволяет впоследствии воспроизводить необыкновенно живой образ;
- социальная — сохранение общественно значимой информации, накопленной предыдущими поколениями;
- пространственная — зрительная, позволяющая хорошо ориентироваться на местности, запоминая особенности маршрута.
Классификация по продолжительности расширена таким видом, как ультракратковременная память (другое название — сенсорный регистр) — удержание информации в течение нескольких секунд. Включает иконическую (для фиксации зрительного материала, длится менее секунды) и эхоическую (для акустического, длится 2 секунды).
Некоторые психологи в отдельную группу выделяют виды памяти по типу организации запоминания:
- эпизодическая — хранение конкретной информации, ограниченной каким-то определённым периодом (о концерте, например);
- процедурная (автоматическая) — способ выполнения действия без учёта его содержания, посредством навыков, доведённых до автоматизма (навык вождения).
Внутри каждой типологии выделяют ещё несколько видов. Их классификацией психологи активно занимаются и по сей день, постоянно расширяя и усовершенствуя её.
По характеру психической активности
В зависимости от того, какая психическая активность преобладает в деятельности человека во время фиксации и воспроизведения информации, существуют следующие типы памяти.
Двигательная
Другие названия: моторная.
Определение в психологии: фиксация, удержание и воспроизведение двигательных алгоритмов, их амплитуды, длительности, скорости, направления. Формируется в отделе головного мозга, который носит название ретикулярной активирующей системы.
Зачем нужна: способствует выработке целого ряда навыков (бытовых, спортивных, трудовых), а также обучению письму.
- простейшие движения, которым человек обучается с детства: как ходить, держать ложку, чистить зубы, расчёсываться;
- игра в теннис, командные виды спорта, плавание, гимнастика, аэробика, работа на тренажёрах;
- вязание, вышивание;
- нарезка продуктов, чистка овощей и фруктов;
- рисование, лепка, резьба по дереву;
- танцы;
- игра на музыкальных инструментах.
У кого особенно хорошо развита: спортсменов, секретарей, танцоров, ювелиров, часовщиков, хирургов, работников конвейерного производства.
- Заниматься спортом. Осваивать разные комплексы упражнений.
- Развивать мелкую моторику (лепить, собирать пазлы и лего).
- Заниматься танцами. Учить новые направления.
- Развивать кисти рук.
- Обучаться игре на музыкальных инструментах.
- Освоить десятипальцевый слепой метод печати.
- Научиться пользоваться китайскими палочками.
- Выполнять упражнения, предполагающие совершенно разные движения руками (например, левая гладит круговыми движениями стол, а правая, сжатая в кулак, стучит по столу).
Эмоциональная
Определение в психологии: фиксация, удержание и воспроизведение пережитых человеком чувств, а также эмоционально окрашенных событий. Они могут быть позитивными и негативными. Формируются участком височной части мозга, которая называется миндалиной. Откладываются в коре головного мозга. Благодаря пластичности ЦНС, при каждом последующем воспроизведении одной и той же ситуации её яркость сглаживается.
Зачем нужна: пережитые и зафиксированные эмоциональным видом памяти чувства становятся для человека своеобразной сигнальной системой. Она либо побуждает его к действию (если опыт был положительный), либо удерживает от него (при отрицательном опыте). Формирует разностороннюю личность, развивает эмоциональный интеллект, способствует социальной адаптации, стимулирует творческое начало.
- эмпатия, сочувствие (на основе пережитого опыта);
- любовь;
- комплексы;
- фобии;
- выбор круга общения (люди отдаляются от тех, кто причинил им в прошлом боль).
У кого особенно хорошо развита: актёров (знаменитая система К. С. Станиславского основана именно на ней), педагогов, психологов, представителей социальных профессий.
- Ведение дневника.
- Медитация.
- «Якорение» положительных чувств и эмоций.
- Библиотерапия.
- Освоить нетворкинг и заводить как можно больше новых знакомств.
- Делать то, что нравится.
- Адреналин: катайтесь на американских горках, прыгайте с парашюта.
Это интересно. Психологи утверждают, что лучше всего человек запоминает 3 чувства — страх, страдание, удивление.
Смысловая
Другие названия: словесная, логическая, словесно-логическая.
Определение в психологии: фиксация, удержание и воспроизведение человеком услышанных, увиденных, произнесённых слов.
Зачем нужна: позволяет фиксировать и воспроизводить информацию на основе обобщённых ассоциаций, отражающих её наиболее важные стороны. Использует крупные структурные единицы для запоминания, которые называются мнемическими опорами. Спустя время именно они помогают человеку вспомнить материал.
- пересказ;
- заучивание стихотворений;
- подготовка к экзаменам.
У кого особенно хорошо развита: у артистов, певцов, учеников, студентов.
- Разбивать информацию на блоки и вычленять основные мысли.
- Ежедневно читать сложные по смыслу тексту, далёкие от ваших интересов, стараться понимать и запоминать изложенную в них информацию.
- Перед сном в деталях вспоминать прошедший день (неделю, месяц, квартал, полгода, год).
Образная
Другие названия: наглядно-образная.
Определение в психологии: фиксация, удержание и воспроизведение зрительных и звуковых образов, а также запахов.
Зачем нужна: чтобы контролировать баланс функционирования обоих полушарий мозга.
У кого особенно хорошо развита: у музыкантов, художников, писателей.
- Освойте метод ассоциаций.
- Занимайтесь нейробикой.
- Учите иностранные языки.
Данная классификация считается базовой в психологии. Особенно много внимания уделяется образному типу.
По характеру целей запоминания
В зависимости от наличия или отсутствия целеполагания в процессе запоминания и воспроизведения информации бывают следующие типы памяти.
Непроизвольная
Другие названия: неопосредованная.
Определение в психологии: когда при фиксации, удержании и воспроизведения любых образов у человека отсутствует какая-либо конкретная цель.
Зачем нужна: усиливает мотивацию.
- игровая деятельность в детском возрасте;
- жизненный опыт человека.
С помощью игровой деятельности можно быстро и легко развить у ребёнка все остальные виды памяти.
Можно забыть адрес магазина, в который человек ходил несколько раз, только потому, что его там плохо обслуживали. А можно помнить, где находится кафе, сходив туда лишь однажды, если в нём вы сидели в приятной компании.
Методы развития: формируется естественным путём.
Произвольная
Другие названия: опосредованная.
Определение в психологии: вид памяти, когда при фиксации, удержании и воспроизведении образов человек руководствуется какой-то конкретной целью (например, выучить стихотворение наизусть).
Зачем нужна: для приобретения человеком профессиональных и других специальных знаний и навыков.
- пересказ, заучивание стихотворений, подготовка к экзаменам;
- обучение вождению и приобретение других профессиональных навыков.
Подходят любые методы развития с постановкой конкретной цели. Например, выучить стихотворение, запомнить 20 из 50 слов, пересказать текст и т. д.
По продолжительности сохранения
Объём сохраняемой информации всегда важен для человека любого возраста. Почему кто-то помнит факты из самых отдалённых уголков детства, а другие не могут выучить собственный номер телефона? Оказывается, дело не только в способностях, но ещё и в том, какой именно вид памяти развит у человека. Ведь она различается ещё и по времени удержания материала.
В зависимости от продолжительности сохранения информации в психологии выделяют три вида памяти.
Оперативная
Другие названия: рабочая, промежуточная.
Определение в психологии: когда человеку необходимо из мгновенного восприятия вычленить только самые актуальные образы и действия.
Зачем нужна: исключительно для совершения конкретных действий, необходимых лишь в данный момент. Как только цель будет достигнута, информация тут же забывается.
Примеры: чтение и списывание.
Методы развития: выполнять упражнения на тренировку внимания.
Спорный момент. Психологи спорят, выделять ли оперативную память в отдельный вид. Ряд специалистов считает, что это один из подтипов кратковременной. Другие называют её промежуточным звеном между кратковременной и долгосрочной.
Кратковременная
Другие названия: краткосрочная, КВП.
Определение в психологии: короткое сохранение информации после однократного непродолжительного восприятия, когда требуется немедленное воспроизведение.
Зачем нужна: позволяет полноценно функционировать механизмам накопления опыта. От неё зависит объём и точность долговременного вида памяти. Если информация было плохо зафиксирована в КВП, в ДВП она перейдёт деформированной.
Пример — повседневная, рутинная работа (мытьё посуды в определённой последовательности, выполнение ежедневных дел по графику), которую надо сделать здесь и сейчас.
- Занимайтесь на «онлайн-тренажёрах для мозга».
- Многократно повторяйте один и тот же материал в течение длительного времени.
- Используйте метод упрощения: разбивайте материал на смысловые блоки, чтобы он легче фиксировался в памяти.
- Освойте метод ассоциаций.
- Задействуйте эмоциональный вид памяти: чтобы чётче зафиксировать событие, запомните чувства, которые оно у вас вызывает.
Долговременная
Другие названия: долгосрочная, ДВП.
Определение в психологии: длительное сохранение информации после многократного повторения и воспроизведения.
Зачем нужна: позволяет полноценно функционировать механизмам накопления профессиональных знаний.
- Имплицитная (скрытая, бессознательная, неосознаваемая) — воспроизведение человеком информации из далёкого прошлого, которая, казалось, была забыта. Например, бухгалтеры даже после амнезии помнят, как составить налоговую декларацию.
- Эксплицитная (декларативная, сознательная) — целенаправленное сохранение имеющегося опыта. Соответствует произвольному виду памяти. Например, выучить билеты к устному экзамену.
В рамках эксплицитной ДВП выделяются ещё 2 подтипа: эпизодическую (воспоминания из личного опыта) и семантическую / историческую (запоминание общих формул, дат, правил).
- Выполняйте специальные упражнения на внимание и память.
- Освойте некоторые приёмы мнемотехники: цифробуквенного кода, вешалок, ассоциаций, О’Брайена, Шед.
- Играйте в игры на запоминание: Фуршет, Top Secret, Вслепую, N-назад, Потерянный символ, Матрица памяти, Дрампад.
- Учите как можно больше стихов и песен наизусть. Потом переходите к прозе.
- Используйте методы Цицерона и Айвазовского.
Если брать более расширенную классификацию, то разобранные выше 3 вида человеческой памяти дополнены ещё ультракратковременной. Однако её изучение и описание подлежит ещё более детальной проработке.
Видов памяти достаточно много. Детальные классификации нужны прежде всего специалистам в этой сфере — психологам. Зная мельчайшие нюансы, они смогут более точно определить нарушения и подобрать максимально эффективные методики развития под каждый отдельный случай. Обычному же человеку достаточно знать самые основные типы, чтобы самостоятельно выявлять проблемы и уметь решать их, если они не требуют более глубокой и профессиональной коррекции.
Какие проблемы с памятью возникают в разном возрасте и как остановить её ухудшение? Об этом можно прочитать в нашей отдельной статье.
Источник
Виды памяти и их особенности
Многие люди недооценивают важность памяти для саморазвития и рассуждают так: «Зачем тренировать память, если главное — не количество запоминаемого материала, а его качество». Это так, однако исследования доказывают, что, развивая память, вы развиваете и много разных способностей: творческое мышление, умение быстро оперировать поступающей информацией, способность держать в уме несколько вариантов с тем, чтобы выбрать самое лучшее и многое другое. Память — это не про запоминание большого количества материала, это свойство психики, которое, будучи развитым, положительно влияет на когнитивные способности человека. Если вы хотите повысить эти способности и прокачать свое мышление, пройдите курс по когнитивистике.
В этой статье мы рассмотрим не только все виды памяти, но и покажем, какое значение имеет каждый из них.
Психологи классифицируют память по-разному:
- По времени;
- По органам чувств;
- По характеру целей деятельности.
Виды памяти по времени
Мгновенная
Она связана с удержанием полной и точной картины только что воспринятой информации. Этот вид памяти характеризует не переработка полученной информации (этим она не занимается), а непосредственное отражение информации органами чувств. Это скорее образ, который мы получаем от столкновения с каким-либо событием. Длительность мгновенной памяти — от 0,1 до 0,5 секунды.
Кратковременная
Это тот вид памяти, который мы зачастую используем в диалоге или дискуссии. Ее длительность — до 20 секунд. Тот, у кого она развита, сохраняет в кратковременной памяти все самое важное, что произошло за этот период, это скорее обобщенный образ воспринятого. Также у нее имеется такое важное свойство, как объем. У большинства людей он варьируется от 5 до 9 единиц информации. Его можно увеличивать: при таком подходе человек очень внимательно следит за происходящим и способен замечать больше деталей. Вероятно, у Шерлока Холмса объем кратковременной памяти был больше десяти. Хотите быть как Холмс, тренируйте этот вид памяти.
Оперативная
Это вид памяти, при котором человек дает себе установку хранить информацию в течение определенного промежутка времени — от нескольких секунд до нескольких дней. Обычно это происходит, когда человеку нужно работать над каким-то проектом, книгой или курсовой: то есть ставится определенная задача, которую нужно решить. Как при выключении компьютера, так и в случае с человеком, оперативная память может стираться после того, как задача была решена. Однако может перемещаться и в долговременную память.
Когда вы решаете логическую задачу и нужно держать в уме несколько условий, то используете именно оперативную память.
Долговременная
Это память, которая позволяет хранить информацию в течение неограниченного срока. Все зависит от самого человека и того, насколько она ему нужна. Чем больше он повторяет информацию, тем сильнее она впечатывается. Для этого нужно развитое мышление и усилия воли. Вот почему тренировка памяти нужна не только для запоминания: параллельно с ней развиваются крайне важные способности.
Генетическая
Эта память хранится в генотипе и передается по наследству. Мы на нее не можем повлиять, потому что она находится за пределами зоны нашего влияния — в генах.
Виды памяти по органам чувств
Образная
Эта память отвечает за запоминания картин, запахов, вкуса и звуков. Нетрудно догадаться, какие именно органы чувств развиты у художников, сомелье, поваров и музыкантов. Тем не менее, образную память достаточно легко развить, потому что у нас под рукой всегда найдутся инструменты для тренировки.
Словесно-логическая
Это запоминание и воспроизведение наших мыслей. Мы также помним содержание фильма, беседы, песни.
Память не просто называется словесно-логичной. Этот тип памяти проявляется в трех случаях:
- Запоминается только смысл информации.
- Запоминается не только смысл информации, но и буквальное словесное выражение мыслей.
- Запоминается буквальное словесное выражение мыслей, но не смысл.
Наверняка у всех бывало, когда мы заучивали текст дословно, но не могли пересказать его своими словами. Или же не помнили текста, но могли воспроизвести суть.
Двигательная
Эта память играет ключевую роль для спортсменов и людей, которые по долгу профессии должны запоминать определенную последовательность движений. Например, актеры не только учатся вживаться в роль, чтобы смотреться на сцене правдиво, но и записываются на танцы — чем более развита двигательная память, тем проще импровизировать и выполнять нестандартные движения.
Эмоциональная
Эта память связана с переживаниями, как позитивными, так и негативными. При ее помощи формируются как фобии, так и уровень счастья. Чем выше эмоциональный накал, тем лучше человек запомнит пережитый опыт. Эту память часто используют для заучивания иностранных слов, пытаясь эмоционально «прикрепить» свои переживания к изучаемому слову.
По характеру целей деятельности
Произвольная
Мы ставим перед собой задачу запомнить информацию, готовимся к этому, обращаем сознательное внимание на источник информации и прилагаем все волевые усилия.
Непроизвольная
Такое запоминание происходит автоматически, без усилий человека. Непроизвольную память можно обернуть как во вред, так и на пользу. В первом случае человеку можно внушить что-либо, манипулируя им. Во втором — при помощи игры или произведения искусства донести важную мысль, которая запомнится надолго лишь потому, что информация обошла сознание и проникла в подсознание.
Как мы видим, память отнюдь не нужна нам, чтобы запомнить все, что происходит вокруг. Существуют самые разные типы памяти и тот, кто научится правильно ими управлять, сможет добиться многих целей.
Источник