По способу выражения экономические показатели бывают

Виды экономических показателей

Экономический показатель— это количественная и качественная характеристики хозяйственных явлений, процессов или результатов. Комплексность ана­лиза требует использования в работе не отдельных показателей, а целой системы.

Экономические показатели можно свести в определенную систему в зависимости от:

1. Единиц измерения — стоимостные и натуральные.

2. Какие процессы измеряются — количественные и качественные.

3. Применения отдельных взятых показателей или же их соотношений — объемные и удельные.

К первой группе, к стоимостным показателямотносятся:

— выручка от реализации продукции (обеспечивает связь производства и рынка);

— валовая продукция (совокупность вновь созданных и перенесенных стоимостей), применяется редко;

— товарная продукция (готовая продукция, полуфабрикаты, работы и услуги);

— товарооборот в рублях и т.д.

Натуральные показатели:

— количество выпущенной и реализованной продукции (кг, т, м);

Ко второй группе относятся количественные показатели:

— объем реализации в натуральном или денежном выражении;

— выпуск продукции в натуральном или денежном выражении;

— товарооборот в натуральном или денежном выражении;

— стоимость основных средств.

Эти показатели используются для выражения абсолютных и относительных величин. Они могут быть в натуральном или стоимостном выражении.

Качественные показателииспользуются для оценки выпущенной продукции с точки зрения ее соответствия установленным стандартам (технические условиям, образцам), для оценки экономической эффективности трудовых, материальных и денежных затрат. К ним относятся:

— сорта продукции, стандартная или нестандартная;

— производительность труда одного работника;

К третьей группе, к объемным показателямотносятся:

— издержки производства и обращения;

Удельные показатели— это вторичные, производные от объемных показателей (отношение объемных):

1. выработка одного работника (удельный показатель) =

выпуск продукции (объемный показатель)

количество работников (объемный показатель);

стоимость основных производственных фондов

Каждый из рассмотренных показателей имеет определенный смысл и значение для контроля и анализа, но использовать их следует комплексно, системно.

Виды экономического анализа

Специальные методы экономического анализа базируются на научно-обоснованной классификации его видов. Эти виды связаны с практикой управления.

Экономический анализ
Макроэкономический
Народнохозяйственный
Микроэкономический
Анализ хозяйственной деятельности предприятий (низовых звеньев)
Отраслевой Территориальный (региональный) Программно-ориентированный
Управленческий
Финансовый
перспективный
оперативный
текущий

Признаки классификации видов экономического анализа

По содержанию процесса управления (главный признак классификации) выделяют следующие виды анализа:

1. Перспективный(прогнозный, предварительный) — это этап предварительного управления (функция планирования).

2. Оперативный— этап оперативного управления (функция организации управления).

3. Текущий(ретроспективный) — заключительный этап управления (функция контроля).

Эта классификация соответствует содержанию основных функций, отражающих временные этапы управления. Наибольшее развитие имеет текущий анализ, особенно на предприятиях.

В зависимости от характера объекта управления принята классификация видов анализа, отражающих:

Отраслевую структуру народного хозяйства
Уровни общественного производства и управления. Например, в промышленности 2 уровня управления:
Стадии расширенного воспроизводства: обмен, распределение, потребление
Составные элементы производства (трудовые и материальные ресурсы) и составные части производственных отношений (трудовые, финансовые, кредитные)
Ведомство (высшее звено)
Объединение, предприятие (первичное звено)
Читайте также:  Лучшие способы инвестирования денег

Кроме указанных двух главных признаков (по содержанию процесса и объектам управления) виды экономического анализа классифицируются по другим признакам.

1. Субъектам, т.е. кто проводит анализ (экономические службы предприятия, кредитные, налоговые органы, аудиторские службы, органы статистики), по основным задачам (социальная сфера, ресурсы, экология).

2. Периодичности (годовой, квартальной, месячной, декадной, каждодневной, сменной, разовой).

3. Содержанию и полноте изучаемых вопросов (полный, тематический).

4. Методам изучения объекта (комплексный, системный, функционально-стоимостной, сплошной, выборочный).

5. Степени механизации и автоматизации (анализ с применением ЭВМ).

На каждом уровне управления каждый день применяется множество решений, для обоснования которых используются разные виды анализа. Основой для принятия решений по производственным вопросам является оперативный анализ. Для него характерным является применение стандартных решений. Для решения задач статистического управления, как правило, применяется итоговый комплексный экономический анализ предприятия и анализ перспективы их развития.

Организация текущего, оперативного и перспективного экономического анализа

Текущий (ретроспективный) анализ

Главная задача текущего анализа — объективная оценка результатов коммерческой деятельности, комплексное выявление неиспользованных резервов, мобилизация их для повышения экономической эффективности в будущих плановых периодах, а также выявлений недочетов в работе и их виновников, достижение полного соответствия материального и морального стимулирования по результатам труда и качества работы.

Текущий анализ базируется на бухгалтерской и статистической отчетности и позволяет оценить работу объединений, предприятий и их подразделений за месяц, квартал, год нарастающим итогом. Результаты текущего анализа используются для решения проблем стратегического управления, в том числе технико-экономического планирования.

Недостаток анализа заключается в том, что выявленные резервы означают навсегда потерянные возможности роста эффективности производства, поскольку относятся к прошлому периоду.

Особенность методики текущего анализа состоит в том, что фактические результаты деятельности оцениваются в сравнении с планом и данными предшествующих аналитических периодов. Текущий анализ является базой для перспективного анализа.

Оперативный анализ

Главной задачей оперативного анализа является постоянный контроль за выполнением плановых заданий, процессами производства и реализации продукции.

Базой оперативного анализа являются: первичная документация, данные бухгалтерского и оперативно-технического учета, материалы личного наблюдения. Оперативный анализ, в отличие от текущего, приближен во времени к моменту совершения хозяйственных операций.

Эффективны результаты оперативного анализа, если он сочетается с внутрихозяйственным расчетом цехов, участков, бригад, подрядной формой организации труда.

Оперативный анализ представляет собой систему повседневного изучения выполнения плановых заданий с целью быстрого вмешательства в процесс производства для обеспечения непрерывного эффективного функционирования хозяйственного комплекса.

Оперативный анализ охватывает:

— определение отклонений от бизнес-плана по основным качественным и количественным показателям работы предприятия в целом и его подразделений за смену, сутки, декады;

— оценку степени влияния различных факторов на отклонения от плана;

— выяснение конкретных причин действия отдельных факторов установления виновников недостатков.

Оперативный анализ проводят обычно по следующим группам показателей:

— производство, отгрузка и реализация продукции;

— использование рабочей силы, производственного оборудования и материальных ресурсов;

— прибыль и рентабельность;

Отличительные черты оперативного анализа:

— исследование именно натуральных показателей;

— относительная неточность, связанная с приближенностью в расчетах. Большие перспективы повышения точности и быстроты оперативного

Читайте также:  Можно ли способом гидроабразивной резки произвести обработку тонколистовой стали да или нет

анализа открываются в связи с созданием на предприятиях автоматизированных систем управления.

Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 3479; Нарушение авторского права страницы

Источник

По способу выражения показатели можно разделить на две группы

· Абсолютные (объемные) показатели. Они отражают определенную совокупность производственных, финансовых и хозяйственных процессов, характеризующую одновременно их объем, структуру и качественные особенности.

В зависимости от применяемых измерителей абсолютные показатели могут быть натуральными, трудовыми, стоимостными (денежными). Так, объем выпуска продукции может быть измерен в натуральных (тонны, кубометры, килограммы, метры, штуки), трудовых (нормочасы), денежных единицах.

В зависимости от порядка исчисления абсолютные показатели могут быть интервальными, моментными, среднехронологическими.

1. Интервальные показатели характеризуют величину процесса или его результат за определенный отрезок времени — день, месяц, квартал, год, например выручка от продаж за сентябрь отчетного года.

2. Моментные показатели отражают величину хозяйственных ресурсов на определенную дату, например остаток по счету 10 «Материалы» на балансовую дату.

3. Среднехронологические показатели отражают средний размер ресурсов за определенный период времени, например среднесписочная численность персонала за год, среднегодовая стоимость основных фондов.

· Относительные показатели. Они получаются как частное от деления двух взаимосвязанных абсолютных показателей и предназначены для характеристики структуры изучаемых явлений, их эффективности и интенсивности изменения во времени.

В зависимости от характера вводимых в расчет абсолютных показателей относительные показатели могут быть коэффициентами, удельными и структурными показателями.

1. Коэффициенты определяются как частное от деления двух абсолютных показателей одинакового измерения, например:

· выручка (нетто) от продаж за период, тыс. руб.

· средняя стоимость основных производственных фондов за период, тыс. руб.

· материальные затраты за период, тыс. руб.

· (материальные = затраты в копейках

· выручка (нетто) от продаж за период, тыс. руб.

· на один рубль выручки от продаж), %

2. Удельные показатели определяются как частное от деления двух абсолютных показателей различного измерения, например:

· на единицу среднесписочной

· выручка (нетто) от продаж за период, тыс. руб.

· среднесписочная численность персонала за период, человек

3. Структурные показатели определяются как частное от деления структурного компонента на всю совокупность, например:

· оборотных активов в общей стоимости активов организации, %

· стоимость оборотных активов на балансовую

· дату (стр. 290 Бухгалтерского баланса),

· стоимость всех активов организации

· на балансовую дату (стр. 300 Бухгалтерского баланса), тыс. руб.

Источник

Теория экономического анализа. Ответы на экзаменационные вопросы

Данное пособие является вспомогательным материалом для подготовки к экзаменам, зачетам по дисциплине «Теория бухгалтерского учета». Материал книги составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Содержательность изложенного материала поможет студентам сдать экзамены на оценку «отлично». Пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».

Оглавление

  • 1. Понятие экономического анализа. История его возникновения и развития
  • 2. Роль экономического анализа в управлении производством
  • 3. Особенности экономического анализа в условиях перехода к рыночной экономике
  • 4. Предмет и принципы экономического анализа
  • 5. Содержание экономического анализа
  • 6. Связь экономического анализа с другими дисциплинами
  • 7. Виды экономического анализа
  • 8. Система экономической информации
  • 9. Источники экономического анализа
  • 10. Система показателей экономического анализа
  • 11. Подготовка исходных аналитических данных
  • 12. Методы экономического анализа. Классификация приемов и методов
  • 13. Использование абсолютных, относительных и средних величин
Читайте также:  198 способов ненасильственного свержения власти

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория экономического анализа. Ответы на экзаменационные вопросы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

10. Система показателей экономического анализа

Система показателей АХД включает:

1) показатели исходных условий деятельности предприятия, отражающие:

а) наличие необходимых материальных и финансовых ресурсов для нормального функционирования предприятия и выполнения его производственной программы;

б) организационно-технический уровень предприятия;

в) уровень маркетинговой деятельности по изучению спроса на продукцию; конкурентоспособности продукции; рынков сбыта; организации торговли и рекламы и т. д.;

2) показатели использования средств производства: фондорентабельность; фондоотдача; фондоемкость; среднегодовая стоимость основных средств производства; амортизация основных средств и т. д.;

3) показатели использования предметов труда: материалоемкость; материалоотдача; стоимость использования предметов труда за анализируемый период времени;

4) показатели использования трудовых ресурсов:

а) показатели обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами;

б) эффективность использования фонда рабочего времени, фонда заработной платы;

в) производительность труда;

д) прибыль на одного работника и на рубль заработной платы;

5) показатели производства и сбыта продукции:

а) объем валовой, товарной и реализованной продукции в стоимостном, натуральном и условнонатуральном измерении;

б) структура и качество продукции;

в) ритмичность производства и реализации;

г) объем отгрузки и реализации продукции;

д) остатки готовой продукции на складах;

6) показатели себестоимости продукции — это общая сумма затрат на производство и реализацию продукции, в т. ч.:

а) по элементам, статьям затрат, видам продукции;

б) по центрам ответственности;

в) затраты на рубль произведенной и сбытой продукции;

г) себестоимость отдельных видов изделий и т. д.;

7) показатели прибыли и рентабельности: прибыль от реализации продукции; чистая прибыль; рентабельность производственной деятельности; рентабельность продаж, капитала и т. д.;

8) показатели финансового состояния предприятия: показатели, характеризующие наличие и структуру капитала предприятия по составу его источников и формам размещения, эффективность и интенсивность использования собственных и заемных средств, объем и эффективность инвестиционной деятельности; показатели платежеспособности, кредитоспособности и инвестиционной привлекательности предприятия; показатели, характеризующие риск банкротства, зону безубыточности, финансовую устойчивость предприятия и т. д.

Классификация показателей экономического анализа.

1. По содержанию: количественные; качественные.

2. По отраслевому признаку: общие; специфические.

3. По степени синтеза: обобщающие; частные; вспомогательные (косвенные).

4. По способу выражения:

а) натуральные — выражают величину явления в физических величинах измерения;

б) условно-натуральные — применяются для обобщенной характеристики объемов производства и реализации продукции разнообразного ассортимента (условные банки, условные пары обуви);

в) стоимостные показатели — показывают величину сложных по составу явлений хозяйственной жизни в денежном измерении;

5. По выражению причинно-следственных связей: факторные; результативные.

6. По способу формирования: нормативные; плановые; учетные; отчетные; аналитические (оценочные).

Источник

Оцените статью
Разные способы