- Виды и техники аппликации консультация по аппликации, лепке на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Виды аппликаций — особенности работы, подбор материалов, фото идеи и примеры
- Аппликации из бумаги и используемые техники
- Плоская аппликация
- Объемные поделки
- Геометрические аппликации
- Отрывные поделки
- Пластические аппликации
- Виды аппликаций создаваемых своими руками
- Работа с другими материалами в технике аппликации
- Консультация для воспитателей «Аппликация как вид творческой деятельности дошкольника. Понятие аппликации, ее виды и техники»
Виды и техники аппликации
консультация по аппликации, лепке на тему
В данном материале описаны основные виды и техники аппликации, используемые в работе с дошкольниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_moy.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Виды и техники аппликации
Бумажная аппликация является интересным и доступным видом ручного творчества. Освоить ее легко как детям, так и взрослым, поскольку существует множество различных техник и приемов создания увлекательных композиций с использованием бумаги, после изучения которых, бумажная аппликация может стать отличным видом времяпрепровождения с пользой.
В зависимости от содержания можно выделить предметные, сюжетные, декоративные аппликации .
Предметная аппликация осуществляется путем наклеивания на базовый лист с фоном отдельных, заготовленных ранее предметных изображений. Эти изображения могут либо вырезаться цельными, либо тоже состоять из отдельных элементов. Важно, что каждый отдельный элемент уже является обобщенным и завершенным. Такая аппликация также носит название мультипликации.
Декоративная аппликация носит абстрактный характер и применяется для декорирования открыток, обложек книг, альбомов и других предметов.
Сюжетная аппликация представляет собой несколько объединенных различных фигур, которые часто используются для создания картин.
В зависимости от объемности изображения, все аппликации можно условно разделить на плоские и объемные .
Плоские крепятся полностью на всю поверхность к основанию, а объемные предусматривают крепление на основу всех деталей только одной своей частью, таким образом достигается объемность композиции в пространстве.
По цвету аппликации можно разделить на монохромные и многоцветные аппликации.
Симметричная аппликация создается путем наклеивания на основание изображений симметричных предметов. Композиции можно выполнять, используя методы складывания материала пополам или вчетверо, а затем вырезания нужного элемента, этот метод позволяет не использовать шаблоны для вырезания и экономит время за счет вырезания сразу несколько одинаковых фрагментов.
Обрывная аппликация — этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Дети 5-7 лет могут усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.
Ленточная аппликация — этот способ позволяет получить не одно или два, а много одинаковых изображений, разрозненных или связанных между собой. Для изготовления ленточной аппликации необходимо взять широкий лист бумаги, сложить его гармошкой и вырезать изображение.
Силуэтная аппликация — этот способ доступен детям, хорошо владеющим ножницами. Они смогут вырезать сложные силуэты по нарисованному или воображаемому контуру.
Квиллинг (англ. quilling — от слова quill (птичье перо)), также бумагокручение — искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.
Торцевание — один из видов бумажного рукоделия. С помощью торцевания можно создавать удивительные объёмные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Эта техника довольно популярна, интерес к ней объясняется необычным эффектом «пушистости» и лёгким способом её исполнения.
Аппликация – мозаика — еще один очень увлекательный способ создания творческих работ. Мозаика выполняется из кусочков бумаги одного цвета или различных цветов, составляющих детали изображения. Качество кусочков бумаги также может быть разным. Мозаика из бумаги бывает контурной (кусочки наклеиваются по краю изображения) или сплошной (заклеивается внутренняя поверхность изображения). Мозаику можно сделать с просветами или без них.
Геометрическая аппликация представляет собой наклеенные на фон изображения предметов, составленные полностью или частично из деталей геометрической формы
(аппликация — гармошка, аппликация — оригами, аппликация из ладошек)
Для выполнения аппликации используются разнообразные материалы.
Аппликация из ткани — разновидность вшивки. Вышивание аппликацией состоит в том, чтобы укреплять на определенном фоне из ткани куски другой ткани. Укрепляются аппликации из ткани либо пришиванием, либо приклеиванием.
Аппликация из крупы . Для самых маленьких детей полезно развивать мелкую моторику. Перебирать предметы пальчиками, учиться совершать щипковые движения, конечно, важно. Но деткам, в возрасте старше года, интересно видеть результат своего труда сразу. Аппликация из крупы становится для них наиболее привлекательной в этом плане. С крупой можно создавать разные поделки с малышами. Для этого манку, рис, пшено раскрашивают в различные цвета с помощью гуаши и воды.
Большой популярностью пользуются аппликации из поролона, газет и журналов, засушенных листьев и цветов, макарон, ваты и ватных дисков, яичной скорлупы, фантиков, карандашных стружек, ниток.
Сегодня мне хочется познакомить Вас с такими техниками аппликации, которые на первый взгляд кажутся сложными, но на самом деле очень просты в изготовлении.
Аппликация из гофротрубочек.
Гофротрубочки — так называется техника выполнения изделий, в которой для декорирования поверхностей или для создания объёмных фигур используют трубочки из гофрированной бумаги, или разноцветных салфеток. Салфетки в развернутом виде накручиваются на шпажку (не туго), после этого сжимаются от концов к середине.
Айрис фолдинг (радужные полоски)
Iris Folding (айрис фолдинг) – заполнение вырезанной по контуру картинки разноцветными полосками. Для техники существует множество схем, шаблонов и картинок. При этом схемы для айрис фолдинг достаточно просто сделать самим – надо лишь знать некоторые принципы их изготовления.
Айрис фолдинг появился в Голландии. Эту технику называют также «радужным складыванием». Её принцип заключается в следующем:
Необходимый фрагмент рисунка вырезается по контуру.
С обратной стороны на рисунок наклеиваются полоски цветной бумаги строго в определенном порядке, в соответсвии с заранее приготовленным шаблоном или с составленной Вами схемой.
Изнаночная сторона заклеивается чистым листом бумаги.
Рисунок, если это необходимо, дополняется деталями.
Источник
Виды аппликаций — особенности работы, подбор материалов, фото идеи и примеры
Детям дошкольного возраста нравится проводить время за играми и творческими занятиями, которые помогают развивать их фантазию. Закрепить практические навыки в игровой форме помогут разные виды аппликаций, в которых можно использовать определенные шаблоны и всевозможные идеи.
Лучшим материалом для таких поделок остается цветная бумага, легкая в обработке, которую можно приклеивать и пришивать к основе. Нередко для творчества используются и другие материалы, такие как ткань и шерстяные нитки, обычные салфетки и креповая бумага, атласные ленты.
Аппликации из бумаги и используемые техники
Цветная бумага, чаще всего используемая в детских поделках может быть односторонней и двусторонней и выбор ее вида зависит от того, какая идея понравится ребенку:
- плоские и объемные аппликации;
- геометрические и предметные поделки;
- отрывные и пластические аппликации.
Существует множество разнообразных техник, которые помогут в домашних условиях создать красивые и необычные поделки в технике аппликации.
Плоская аппликация
Для создания такой поделки потребуется один лист основания и вырезанные детали или элементы, составляющие определенную композицию. Изображать эти аппликации могут любой художественный сюжет, для реализации подойдут идеи лесной полянки, морского берега или вазы с фруктами. Для самых маленьких можно выбрать идеи аппликации с фигурками животных и деревьев, цветов и предметов, хорошо знакомых малышу (машина и домик, клубника и бабочка).
Объемные поделки
Готовое изображение на объемных аппликациях выглядит объемным, что возможно благодаря не полному приклеиванию фигурок. Отдельные элементы композиции приклеиваются частично и не приклеенные части загибаются и выступают над поверхностью основы, создавая необходимый эффект. Такие аппликации могут изображать цветущее дерево, красивый гриб с листочком, милого ежика с пушистыми колючками, единорога или динозавра в окружении травы.
Геометрические аппликации
Основными деталями композиции геометрической аппликации являются геометрические фигуры правильной формы. Бумажный материал определенного цвета заранее разрезается на треугольники и квадраты, кружки и овалы, из которых и собирается общая картина. Такая творческая деятельность помогает изучить цвета и фигуры, при этом можно создать слоника и мышку, самолет и аппликацию с изображением фруктов, улицы или светофора, кораблика на воде.
Отрывные поделки
Еще одним видом изобразительного творчества является отрывная аппликация, созданная из отдельных кусочков цветной бумаги. Такие элементы не вырезаются, а аккуратно отрываются от общего листа, ними заполняются элементы шаблона, предварительно покрытые тонким слоем клея. Часто такие поделки достаточно сложные и их изготовление доставляет немало удовольствия детям, в этой технике можно создать изображение разноцветной радуги или зимнего леса, разукрасить бабочку.
Пластические аппликации
Работа с цветной бумагой может проводиться без использования ножниц, например путем скручивания и скатывания шариков. Кроме шариков, из скомканной бумаги можно создавать различные фигуры, придавая им всевозможные формы, после чего заготовки приклеиваются к бумажной основе. Детские поделки в такой технике не отличаются особым изяществом, но помогают развивать мелкую моторику рук, а на заготовке появятся объемные снеговики и цветы, фрукты и ягоды.
Виды аппликаций создаваемых своими руками
Кроме использования разных техник аппликации как вид творчества можно разделить на несколько категорий:
- предметные, чаще всего это силуэты животных или фруктов, птиц и растений, знакомых самому ребенку;
- сюжетные, в этом случае картинка собирается из нескольких элементов, объединенных одной сюжетной линией;
- декоративные, используются как украшение для открыток и поздравительных карточек, отдельных поверхностей.
Нередко у малышей и их родителей получается создавать комбинированные аппликации, которые отличаются содержанием нескольких элементов композиции.
Работа с другими материалами в технике аппликации
Если для простой аппликации используется цветная бумага, то с применением нетрадиционных материалов можно создать более сложные и оригинальные композиции:
- Разноцветные салфетки. Мягкие и податливые салфетки подходят для создания объемных аппликаций из шариков или мозаики, для чего используется техника прикладывания или торцевания;
- Фетр и ткань. Предметные аппликации из этих материалов создаются в технике комбинирования, помогая создавать геометрические композиции (сова и мышка с сыром, горшок с цветами);
- Крупа и бисер. Уникальные поделки помогают развивать детское творчество, с помощью крупы, семян или бисера создаются объемные аппликации с разными тематиками в технике присыпки или вдавливания;
- Пластилин. Отличный способ познакомить ребенка с пластилином, это создание аппликаций путем растягивания материала, мозаики из отдельных кусочков заранее подготовленных и нарисованных шаблонов;
- Шерстяные нитки. Разноцветная пряжа активно используется для заполнения отдельных элементов заготовки, нарисованной на картоне и покрытой клеем, готовая работа выглядит ярко и привлекательно;
- Природные материалы. Заменить бумагу помогут собранные вместе с ребенком природные материалы, из осенних листьев, шишек и семян, засушенных цветов и ракушек получится эксклюзивная поделка.
Детские поделки, изготовленные в технике аппликации с любыми видами материалов стимулируют развитие фантазии и творческих навыков. Освоив простые техники обработки бумаги, ребенку не сложно будет перейти на работу с фактурными материалами для создания сложных поделок.
Источник
Консультация для воспитателей «Аппликация как вид творческой деятельности дошкольника. Понятие аппликации, ее виды и техники»
Оксана Колесникова
Консультация для воспитателей «Аппликация как вид творческой деятельности дошкольника. Понятие аппликации, ее виды и техники»
Аппликация — наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях (при изготовлении наглядных пособий, пособий к различным играм, игрушек, флажков, сувениров к праздничным датам, оформление стенгазет, выставок, помещений д/с, но и в создании картин, орнаментов и т. д.
Аппликация может быть предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, гриб, цветок, птица, дом, человек и т. д.) ; сюжетной, отображающей совокупность действий, событий («Салют Победы», «Полет в космос», «Птицы прилетели» и т. д.) ; декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.
Виды
В предметной аппликации дети овладевают умением вырезать из бумаги и наклеивать на фон отдельные предметы изображения, которые в силу специфики деятельности передают несколько обобщенный, даже условный образ окружающих предметов или их отображений в игрушках, картинках, образцах народного искусства.
На начальном этапе малыши раскладывают и наклеивают предмет из заготовленных воспитателем частей: мяч — две половинки разного цветам грибок — шляпка и ножка; тележка — прямоугольный корпус и круглые колеса; гирлянда — флажки прямоугольной формы и т. д.
Сюжетно — тематическая аппликация
предполагает наличие умения вырезать и наклеивать различные предметы во взаимодействии в соответствии с темой или сюжетом («Цыпленок клюет зерна», «Колобок отдыхает на пеньке», «Рыбки плавают в аквариуме», «Грачи вьют гнёзда на дереве»). При этом перед ребёнком становятся следующие задачи:
— вырезать предметы, показать их различия по величине при сопоставлении друг с другом (высокое дерево и маленькие грачи, рыбки большие и маленькие) ;
— выделить основные предметы, главных действующих лиц, связать их с местом действия, обстановкой (рыбки плавают в аквариуме, цветы растут на лугу). Главное выделяется размером, цветом, композиционным размещением среди других предметов;
передать характерные особенности персонажей и их действия через жесты, позу, одежду, окраску (колобок встретился с медведем — фигуры наклеивают в положении поворота друг к другу) ;
расположить предметы на плоскости основ: на одной линии в ряд по горизонтали и вертикали, указывая высоту предметов (улица нашего города, веселый хоровод) ; создать двухплановые композиции — ниже, выше, ослабляя цвет, уменьшая размеры предметов с учетом их удаления (лодки в море, цветущий луг с полосой леса в дали) ;
подобрать и целесообразно использовать цвет и его сочетания для передачи времени года, состояния погоды, отношения к изображаемому объекту и явлениям (золотая осень, зимой в лесу, уборка урожая) .
Декоративная аппликация —
вид орнаментальной деятельности, во время которой дети овладевают умением вырезать и объединять различные элементы украшения (геометрические растительные формы, обобщенные фигуры птиц, животных, человека) по законам ритма, симметрии, используя яркие цветовые сопоставления. На этих занятиях ребенок учится стилизовать декоративно преобразовывать реальные предметы, обобщать их строение, наделять образцы новыми качествами.
Особенности аппликационных материалов и техника работы с ними.
Наиболее интересной и доступной для детей дошкольного возраста является аппликация из бумаги ярких расцветок.
Бумага для фона чаще всего берется плотной, подбирается тон в зависимости от содержания изображения, чтобы подчеркнуть определенную ситуацию. Например, цветы помещают на зеленом фоне поляны или луга, силуэты птиц наклеивают на голубом фоне неба, а рыб — на фоне синей глубины реки или моря.
Элементы аппликации дети вырезают из более эластичной, но упругой бумаги сочных, насыщенных тонов с хорошо обработанной поверхностью.
Для работы ребенку дают ножницы с закругленными концами и разработанными рычагами. Их размер в длину должен быть примерно 120 мм. Кисти для намазывания фигур, вырезанных из бумаги, берут в зависимости от размера заготовок. Так, для коллективной аппликации надо иметь кисти двух размеров. Для проклейки больших поверхностей используют широкие плоские кисти — флейцы.
Фигуры намазывают клеем на чистой подстилке. Это может быть лист белой бумаги небольшого формата. В процессе занятия его надо несколько раз менять, чтобы клейстер не пачкал цветную сторону аппликаций и не оставлял нежелательных пятен.
Своеобразие аппликации в дошкольном возрасте.
Аппликация – один из любимых детьми видов изобразительной деятельности: детей радуют яркий цвет бумаги, удачное ритмическое расположение фигур, большой интерес вызывает у них техника вырезания и наклеивания.
На занятиях аппликацией особо следует выделить организацию обследования предметов, предлагаемых для изображения. Обследование – это организованный педагогом процесс восприятия предмета, который, заключается в том, что педагог в строго определенной последовательности выделяет стороны и свойства предмета, которые должны усвоить дети, чтобы затем успешно осуществить процесс изображения. В процессе такого восприятия у детей формируются отчетливые представления о тех свойствах и качествах предметов, которые важны для изображения (о форме, величине, строении и цвете предмета). Нужно учить детей воспринимать. Самостоятельно они не могут овладеть этим процессом. Форма, строение, цвет, прежде всего, воспринимаются зрительно, поэтому предметы сначала рассматриваются.
Все используемые методы и приемы обучения аппликации на занятиях сочетаются, взаимодействуют, обеспечивая лучшее понимание и усвоение материала, развитие детского изобразительного творчества.
Аппликация — наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях (при изготовлении наглядных пособий, пособий к различным играм, игрушек, флажков, сувениров к праздничным датам, оформление стенгазет, выставок, помещений д/с, но и в создании картин, орнаментов и т. д.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«АППЛИКАЦИЯ КАК ВИД ТВОРЧЕСТВА.
ВИДЫ АППЛИКАЦИИ»
Значительные потенциальные возможности для развития творчества у старших дошкольников содержит изобразительная деятельность, в частности такой ее вид, как аппликация. В процессе выполнения аппликации дети знакомятся с различными техниками исполнения, учатся планировать работу, предвидеть результат деятельности, целенаправленно его добиваться, знакомятся с простыми формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезают и наклеивают.
Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, т. к. в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета.
Аппликация способствует развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям.
Во время занятий аппликацией у дошкольников развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. Представляя ребятам бумагу разных цветов, у них воспитываются умение подбирать красивые сочетания.
С понятиями ритма и симметрии дети знакомятся уже в младшем возрасте при распределении элементов декоративного узора.
Занятие аппликацией приучает малышей к плановой организации работы, которая особенно важна, т. к. в этом виде искусства большое значение для создания композиции имеет последовательность прикрепления частей (сначала наклеиваются крупные формы, затем детали. В сюжетных работах сначала фон, потом предметы второго плана, заслоняемые другими, и в последнюю очередь предметы первого плана).
Выполнение аппликативных изображений способствуют развитию мускулатуры руки, координации движений. Ребенок учится владеть ножницами, правильно вырезать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от др уга.
Аппликация — наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях (при изготовлении наглядных пособий, пособий к различным играм, игрушек, флажков, сувениров к праздничным датам, оформление стенгазет, выставок, помещений д/с, но и в создании картин, орнаментов и т. д., т. е. аппликация способствует развитию детского творчества.
Основными признаками аппликации являются силуэтность, плоскостная обобщенная трактовка образа, однородность цветового пятна (локальность) больших цветовых пятен.
Аппликация может быть: предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, гриб, цветок, птица, дом, человек и т. д.); сюжетной, отображающей совокупность действий, событий («Салют Победы», «Полет в космос», «Птицы прилетели» и т. д.); декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.
Индивидуальные и коллективные формы аппликации могут быть различного содержания. В зависимости от этого, занятие аппликацией подразделяют по видам. Сюда включается предметная, сюжетно-тематическая и декоративная аппликация.
В предметной аппликации дети овладевают умением вырезать из бумаги и наклеивать на фон отдельные предметы изображения, которые в силу специфики деятельности передают несколько обобщенный, даже условный образ окружающих предметов или их отображений в игрушках, картинках, образцах народного искусства.
На начальном этапе малыши раскладывают и наклеивают предмет из заготовленных воспитателем частей: мяч — две половинки разного цвета; грибок — шляпка и ножка; тележка — прямоугольный корпус и круглые колеса; гирлянда — флажки прямоугольной формы и т. д.
По мере освоения приемов вырезания, дети могут изображать предметы, отличающиеся разнообразием формы, строения, сочетания окраски, величины соотношения (дома различных типов, транспорт, растения, птицы, животные, человек в реальной и сказочной трактовке).
Сюжетно-тематическая аппликация предполагает наличие умения вырезать и наклеивать различные предметы в соответствии с темой или сюжетом («Цыпленок клюет зерна», «Колобок отдыхает на пеньке», «Рыбки плавают в аквариуме», «Грачи вьют гнёзда на дереве»). При этом перед ребёнком становятся следующие задачи:
вырезать предметы, показать их различия по величине при сопоставлении друг с другом (высокое дерево и маленькие грачи, рыбки большие и маленькие);
выделить основные предметы, главных действующих лиц, связать их с местом действия, обстановкой (рыбки плавают в аквариуме, цветы растут на лугу). Главное выделяется размером, цветом, композиционным размещением среди других предметов;
передать характерные особенности персонажей и их действия через жесты, позу, одежду, окраску (колобок встретился с медведем – фигуры наклеивают в положении поворота друг к другу);
расположить предметы на плоскости основ: на одной линии в ряд по горизонтали и вертикали, указывая высоту предметов (улица нашего города, веселый хоровод); создать двухплановые композиции — ниже, выше, ослабляя цвет, уменьшая размеры предметов с учетом их удаления (лодки в море, цветущий луг с полосой леса вдали);
подобрать и целесообразно использовать цвет и его сочетания для передачи времени года, состояния погоды, отношения к изображаемому объекту и явлениям (золотая осень, зимой в лесу, уборка урожая).
В каждой возрастной группе эти задачи реализуются по-разному. Их усложнение связано с уровнем знаний, умений и навыков, от которых зависит творческая вариативность содержания сюжетно — тематических аппликаций.
Многообразие окружающей жизни дает богатый материал для отражения в аппликациях различных сюжетов.
Сюжеты аппликаций могут трактоваться по-разному в зависимости от возраста детей. Например, по-разному дети отображают тему «Осень».
Дети старшей группы вырезают и наклеивают «Осенний букет», «Богатый урожай овощей»,а в подготовительной к школе группе эта тема может найти еще более оригинальное решение: «Осенний натюрморт», «Птицы, улетающие в теплые края» и т. д.
Тематический набор бумаги должен помочь выяснить колоритное своеобразие времени года, реалистичность или фантастичность явлений, особенности и взаимосвязь объектов. При этом не нужно забывать, что большое количество цветной бумаги ведет к излишней красивости, пестроте, а это является показателем неразвитого вкуса, можно создать тоновые аппликации,используя сочетание двух — трех цветов: например, «Зимний вечер» (на темном фоне белые силуэты зайцев, а вокруг стволы деревьев, «Поздняя осень» (на серой основе темные силуэты деревьев, на ветках которых кое-где мелькают желтые листья). Такие контрастные сочетания цветов создают ощущение света, воздуха, вызывают у ребенка положительные эмоции.
Декоративная аппликация — вид орнаментальной деятельности, во время которой дети овладевают умением вырезать и объединять различные элементы украшения (геометрические растительные формы, обобщенные фигуры птиц, животных, человека) по законам ритма, симметрии, используя яркие цветовые сопоставления. Ребенок учится стилизовать, декоративно преобразовывать реальные предметы, обобщать их строение, наделять образцы новыми качествами.
В дошкольном учреждении применяется декоративная аппликация с ленточной и центрально-лучевой композицией. В ленточном построении отдельные элементы могут многократно повторяться по горизонтали или вертикали в виде фриза, каймы или бордюра. Узор бывает простой, состоящий из одного элемента, и сложный, в котором отдельный мотив повторяется через два — три элемента.
В центрально — лучевой композиции узор развивается в направлении от центра украшения равномерно к краям, углам, сторонам в зависимости от того,на предмете какой формы он расположен: на круге, прямоугольнике, квадрате (тюбетейки, ковры, наволочки и д. р.).
В детском саду используются и другие виды аппликаций,такие как:
1. Аппликация из ткани. Вышивка — широко распространенный вид декоративного искусства. Аппликация из ткани — разновидность вышивки. Вышивание аппликацией состоит в том, чтобы укреплять на определенном фоне из ткани куски другой ткани. Укрепляются аппликации из ткани либо пришиванием, либо приклеиванием. Аппликация из ткани может быть предметной, сюжетной и декоративной; одноцветной, двухцветной и многоцветной.
Выполнение аппликации из ткани требует определенных навыков. Во-первых, надо уметь резать ткань (ткань труднее резать, чем бумагу); во-вторых, края у ткани могут осыпаться и осложнять работу.
2. Аппликация из соломы. Солома как поделочный материал давно известна народным умельцам Белоруссии, Молдавии, Украины.Они изготовляли из нее различные вещи: циновки, сумки, коврики, игрушки.
Аппликации из соломы необычайно привлекательны, они отливают золотом. Происходит это оттого, что солома имеет глянцевую поверхность и продольно расположенные волокна. Эти волокна максимально отражают свет только в определенном положении. Составленная из форм, находящихся под разными углами по отношению к свету, аппликацияпередает неповторимую игру: блестит как золото. Аппликации из соломы прекрасно вписываются в интерьеры современных помещений. Сувениры из соломы — приятный подарок. Это могут быть картины, орнаментальные полосы, закладки для книг, шкатулки, рамки.
Даже дети старшей группы довольно легко справляются с предметной аппликацией из соломки.Для работы следует выбирать предметы прямоугольной формы: дом-квадрат, крыша-треугольник, елка, состоящая из треугольника, лодка с парусом, флажок, грибок — корень из полосы, зауженной кверху, шляпка — половина круга. Заниматься аппликацией из соломы лучше с небольшими группами детей (три — четыре ребенка).
3. Аппликация из засушенных растений. В настоящее время широкую популярность приобрела аппликация из цветов, травы, листьев, так называемая флористика. Работа с природным материалом вполне доступна учащимся и детям дошкольного возраста. Увлекательно, интересно и полезно общение с природой. Оно развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие, художественный вкус. Какую богатую фантазию надо иметь, чтобы из листьев липы сделать яблоки или из осенних листьев осины грибы, из листьев тополя — деревья.
Природа нам дает неповторимое многообразие красок и совершенство готовых форм. Занятия с природным материалом способствует воспитанию у детей любви к родной природе, бережного к ней отношения. Полезны они еще и потому, что сбор и заготовка природного материала происходит на воздухе.
4. Аппликация из тополиного пуха. Пух тополя, который каждую весну покрывает «белым снегом» газоны, улицы города, залетает в открытые окна домов, вызывая неудовольствие жителей, оказывается, может и восхищать их. Иногда трудно поверить, что картину сделали только с помощью пуха без красок, кисти и клея. Аппликации из тополиного пуха однотонные, они напоминают гризайли. Они нежные, воздушные и изящные.
Аппликация из тополиного пуха, как и аппликация из бумаги, может быть предметной, сюжетной и декоративной. Темы предметной аппликации разнообразны. Выбирая темы для аппликаций из пуха тополя, надо иметь в виду, что легче работать, если мало деталей и если они не мелкие. Животных, птиц,растения надо выбирать с пушистой фактурой: зайчата, котята, утята, цыплята, плюшевые игрушки, головки одуванчиков. Легче делать аппликации с черно — белых рисунков, контрастных фотографий. В сюжетной аппликации удаются зимние пейзажи, березовые рощи, рыбки в аквариуме, особенно вуалехвосты. Декоративные аппликации необычны, оригинальны. Это могут быть орнаменты, узоры на различных формах.
5. Коллаж (от фр. Со11аgе — приклеивание, наклейка) — техника и вид изобразительного искусства, заключается в создании животных и графических произведений путем наклеивания на какую-либо основу, материалов, различных по цвету и фактуре (ткань, веревка, кружево, кожа, бусы, дерево, кора, фольга, металл и др.). В отличие от аппликации коллаж допускает возможность применения объемных элементов в композиции, причем как целых объемов, так и их фрагментов (посуды, спортивного инвентаря, часов, монет, пластинок, обуви, перчаток, вееров шляп и др.).
Причем художник может комбинировать разнообразные художественные техники; сочетать аппликацию и коллаж, вводить коллаж в красочный слой живописного полотна и др. И все это делается для того, чтобы создать неповторимый художественный образ, найти наиболее подходящие средства для воплощения замысла художника.
В старшем дошкольном возрасте дети овладевают более сложной техникой вырезывания — симметричным, силуэтным, многослойным, а также техникой обрывания, плетения. Они могут комбинировать технику.
Дошкольникиосваивают новые способы прикрепления деталей: пришивание их к ткани.При этом дети получают два варианта изображения: плоскостное и полуобъемное (когда между основой и деталью подкладывается вата). Во втором случае изображение более выразительное. Полуобъемная аппликация получается и при частичном наклеивании деталей, например, только середины снежинки, цветка, бабочки и т. п.
Расширяется содержание аппликации. Дети создают более сложные декоративные узоры, как из геометрических, так и из растительных форм. Более сложными становятся предметные аппликации с большим количеством деталей. В старшем возрасте дети делают аппликацию из соломки, намазывая клеем контур предмета и наклеивая на него нарезанную соломку.
Дошкольники могут выполнять многослойные сюжетные аппликации из бумаги, ткани, сухих листьев. Этот вид аппликации наиболее трудный. В отличие от рисунка в многослойной сюжетной аппликации всегда остается строго определенной последовательность расположения и наклеивания (пришивания)форм: сначала общий фон (земля, море, небо). Затем выкладываются и приклеиваются предметы заднего плана, а потом среднего и переднего. Детям 6-7 лет можно предложить сделать карандашом эскиз будущей работы.
Аппликация служит средством развития творчества дошкольников, так как она создает основу для творческого выражения дошкольника в самостоятельной деятельности. Ребенок может выбрать содержание аппликации (декоративный узор, предмет, сюжет); материал (один или несколько в сочетании); использовать разную технику, подходящую для более выразительного исполнения задуманного; может изменить, преобразовать уже знакомый ему материал; самостоятельно найти новые приемы в решении задания, при этом хорошо ориентироваться в новых условиях.
1. Аппликация в детском саду и дома. 6-7 лет. /Под ред. С. Вохринцева. — Изд. Страна фантазий, 2003.
2. Богатеева З. А. Занятия аппликаций в детском саду. — М. : Просвещение, 1988.
3. Венгер Н. Ю. Путь к развитию творчества. — Дошкольное воспитание. — 1982 № 11.
4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М., 1991. — 356 с.
5. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. — М. : Педагогика, 1990.
6. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / Под ред. Т. С. Комаровой. — 3-е изд., дораб. — М. : Просвещение, 1991.
Игра как ведущий вид деятельности дошкольника Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. С раннего возраста у ребёнка есть потребность.
«Музыка как средство развития творческой индивидуальности». Консультация для воспитателей Музыка — сильное и яркое средство развития творческой индивидуальности, духовного становления личности. Она неоспоримо оказывает огромное.
Доклад «Рисование как вид творческой деятельности детей дошкольного возраста» Каждый из видов изобразительной деятельности имеет свои возможности и средства для изображения предметов и явлений, в совокупности давая.
Консультация для родителей «Игра — ведущий вид деятельности для дошкольника» Игра является сложным социально-психологическим явлением, связанным с условностями, но не связанная с возрастом человека. Способность личности.
Консультация для воспитателей «Театральный уголок как средство развития дошкольника». Ни с чем не сравнить ту радость, которую вызывает у детей праздничное театрализованное представление. Радостное настроение повышает активность.
Консультация для воспитателей «Виды и формы планирования воспитательно-образовательной деятельности в ДОУ» Изменения в Российском образовании побуждают педагогов искать новые подходы к реализации задач дошкольного образования. Изменения коснулись.
Консультация для воспитателей. Виды и Формы организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста ВИДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать.
Консультация для воспитателей «Виды театра и влияние театрализованной деятельности на развитие детей» Государственное бюджетное образовательное учреждение Школа №1155 Дошкольное отделение №2 КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ:.
Понятие, виды нетрадиционной техники аппликации Необходимо привить детям любовь к работе нетрадиционные техники аппликации. Это очень трудная и кропотливая работа, которая также развивает.
Игра как ведущий вид деятельности дошкольника Игра – это «спутник детства». Малыш уже с первых месяцев своего существования, начинает общаться с игрушкой. Первой игрушкой младенца становится.
Источник