По способу выделения ударного звука различают ударение

Просодика (акцентуация, тональность, интонация)

Фонетика — лингвистика звуков речи, их сочетаний и преобразований.

—>

— А я ещё икры съем.
— Крыс едите?
— Икры съем!

Разделы страницы о значении и видах интонаций и тонов в словах и предложениях:

  • Ударение и его виды
  • Интонация, ее элементы и назначение
  • Международные обозначения тонов и акцентуаций
  • Системы тонов (тоническая типология)

Ударение и его виды

Ударением (или акцентом) называется выделение звука, слога и слова путем усиления мускульного напряжения и напора воздушной струи или изменения высоты голоса (голосового тона). По объекту выделения ударение бывает слоговое, словесное и фразовое. По акустико-артикуляционной характеристике различается ударение монотоническое (экспираторное) и политоническое (музыкальное) .

Акустико-артикуляционные виды ударения

Монотоническое ударение характеризуется изменением силы и длительности звука. Монотоническое ударение обычно для большинства языков; возможности варьирования основной акцентной единицы невелики. Экспираторное ударение бывает силовым (динамическим) и квантитативным. При динамическом ударении слог выделяется силой воздушной струи, при квантитативном — длительностью.

Очень часто динамические и квантитативные признаки сопутствуют друг другу. Так, в русском языке ударный слог отличается от безударного не только силой, но и длительностью; показательно в этом отношении восприятие русского ударения носителями языков, где имеются долгие гласные и дифтонги; якуты, например, русское ударение воспринимают как долготу гласного, заменяя ударный гласный долгим гласным или дифтонгом: лампа — лаампа, мох — муох, семя — сиэмэ. Русское ударение в то же время более сильное, чем, например, французское.

Политоническое ударение характеризуется изменением высоты тона, его музыкальностью. Политоническое ударение было в древнегреческом; имеется в китайском языке; в нем многие однокоренные слова отличаются движением слогового тона: 1) ма 1 (с ровным тоном) — мать, 2) ма 2 (с восходящим тоном) — конопля, 3) ма 3 (с нисходяще-восходящим тоном) — лошадь, 4) ма 4 (с нисходящим тоном) — ругать.

Выделяемые ударением объекты

Виды словесного ударения

Ударение тесно связано со словом, является его признаком. Словесным ударением называется выделение одного из слогов и подчинение ему всех остальных безударных слогов. Ударный слог может отличаться от безударного силой, длительностью и качеством гласного. В многослоговых словах, особенно с двумя корнями, наряду с главным (основным) ударением появляется побочное (второстепенное): Ленинград, железобетон, северо-восточный. В русском языке в сложных словах главное ударение падает на вторую, последнюю основу, тогда как в немецком, например, напротив, на первую основу: Federhalter — ручка, aufstehen — встать.

По месту ударения в слове различают ударение постоянное (связанное, фиксированное) и свободное. Постоянное ударение фиксируется по отношению ко всем словам языка; например, на первом слоге ударение сохраняется в чешском, латышском, венгерском языках, на последний слог ударение падает во французском и большинстве тюркских языков (в частности, в якутском), на предпоследнем слоге ударение стоит в польском [и испанском] языке.

При свободном ударении отдельные конкретные слова имеют закрепленное ударение, тогда как для языка в целом и его парадигм ударение оказывается разноместным и подвижным, почему и называется свободным. Оно способствует (подобно фонеме) различению слов и их форм, ср.: замок, но замок; воды (род. п. ед. ч.), но воды (им.-вин. п. мн. ч.). Свободным ударением обладает русский язык. В нем ударение может падать на первый, второй, третий, предпоследний, последний слоги слова: липа, радоваться, молочный, бережливый, молоко.

Читайте также:  Разделительный способ выписывания суппозиториев

Ударение, будучи исторически закрепленным за конкретным словом, часто сохраняется и при его изменении: рак, рака, раку, крась, крашу, красил и т. п. Наряду с фиксированным ударением в русском языке имеются слова, при словообразовании, склонении или спряжении которых происходит передвижение ударения. Например, существительные мужского рода в современном литературном русском языке при склонении и образовании прилагательных могут сохранять ударение на основе (рак — раку — раком, раковый), могут и менять его: стол — столу — столом, столовый.

Фразовое и логическое ударение

Фразовое и логическое ударение существенно отличается от слогового и словесного ударения. Фразовое ударение выполняет фонетическую и семантико-синтаксическую роль, объединяя слова в такты и фразы. Логическое (или смысловое) ударение выделяет слова и такты при произнесении фразы. Фразовое ударение связано с интонацией, является ее компонентом.

Такт, энклитики и проклитики

Такт— это два или несколько слогов, объединенных ударением. Такт может быть равен слову и объединять слова в единую ритмическую группу. Тактовое членение фразы лежит в основе акцентного стиха, ритм которого содержит переменное число безударных слогов в такте и строке.

В большинстве языков знаменательные слова, особенно имена существительные, образуют особый такт, так как имеют свое словесное и фразовое ударение. Наречия, местоимения, числительные, предлоги, артикли, союзы и некоторые частицы примыкают спереди к знаменательному слову, которое в этом случае несет не только словесное, но и фразовое ударение. Такие слова, обычно односложные, теряющие ударение и примыкающие к следующему слову, называются проклитиками.

Энклитики — это безударные слова, примыкающие, напротив, к предшествующему слову. Энклитиками бывают местоимения, послелоги, артикли, некоторые частицы. Иногда энклитиками выступают имена существительные. Так, в русском языке есть предложно-падежные формы с ударением на предлоге. Энклитическое примыкание свойственно обращениям и вводным словам.

Интонация, ее элементы и назначение

Как понятие тембра было основным при акустической характеристике звука, так и понятие интонация оказывается существенным при характеристике фразы, поскольку интонация определяет ритмико-мелодический строй речи.

Элементами интонации являются: 1) мелодика речи, 2) ударение, 3) паузы, 4) темп речи, 5) тембр голоса.

Ведущие элементы интонации — это мелодика и ударение; на них базируются интонационные единицы — интонема (термин предложен В. А. Артемовым) и синтагма (такт). Мелодика речи — движение голоса по высоте тона. Мелодика слога и слова создает музыкальное, политоническое ударение. Мелодика фразы создает ее интонационный рисунок, который лежит в основе интонационной модели — интонемы (интонационной конструкции).

В недалеком прошлом мелодика изображалась при помощи нот (так это делал, например, В. А. Богородицкий). Сейчас используется графическая кривая, которая изображает движение (вогнутость или выпуклость) и начало и конец движения тона. График в форме координат измеряет по вертикали высоту основного тона в герцах, а по горизонтали — время; сплошной линией часто показывается движение основного тона при произнесении только гласных. Мелодика вопросительной фразы Это факты? характеризуется тем, что тон повышается на ударном слоге того слова, к которому ставится вопрос. Имеют свою интонему повествовательная и восклицательная фразы, а также обособление, пояснение, перечисление и другие типы интонаций.

Интонемы связывают интонацию с синтаксическими конструкциями, которые свойственны тому или иному языку. Количество интонем ограничено. Интонация не только способствует выражению логико-грамматической структуры предложения, но и выражает смысл высказывания и эмоции говорящего.

Синтагма (по Л. В. Щербе) создается мелодией, ударением, темпом и паузой после нее. Синтагма имеет две функции — фонетическую и семантическую. Фонетически синтагма членит фразу на такты, свойственные данному языку. Синтагматическое членение предложения способствует выражению более тонких смысловых и стилистических оттенков, а также отношения говорящего к содержанию высказывания. Синтагматическое членение предложения, наряду с порядком слов, является средством актуального членения предложения.

Читайте также:  Способы формирования понятий логика

Итак, фонетические единицы связаны друг с другом. Такт и ударение связаны друг с другом теснейшим образом. Связаны друг с другом звуки речи и слоги, в составе которых звуки взаимодействуют, создавая варьирование звуков речи, их основные и второстепенные оттенки. Варьирование произнесения звуков речи, их чередование составляет одну из отличительных особенностей звукового строя конкретных языков.

Международные обозначения тонов и акцентуаций

Системы тонов (тоническая типология)

  1. Индокитайская
  2. Нилотская
  3. Сербско-шведско-литовская (праиндоевропейская)

Источник

По способу выделения ударного слога

Сегментные и суперсегментные явления

В речевом потоке все фонетические единицы – звуки, слоги, слова, такты, фразы –представлены линейными отрезками (сегментами), которые последовательно располагаются друг за другом. Они называются сегментными единицами.

На линейную цепочку сегментных единиц наслаиваются фонетические явления, которые не могут существовать независимо. Поэтому их называют суперсегментными единицами(=супрасегментными, сверхсегментными). Линейный отрезок можно вычленить и произнести отдельно, а суперсегментный – только вместе с ним

Суперсегментные единицы речевого потока называют также просодическими средствами. Просодия (греч. prosōdia ‘ударение, припев’) включает ударение, тоны и интонацию (иногда только интонацию) [Гируцкий, с. 72].

Ударение

Ударение(=акцент от лат. accentus ‘ударение’) –выделение в речи той или иной единицы в последовательности однородных единиц с помощью фонетических средств [ЛЭС, с. 530].

Наука об ударении называется акцентологией.

В зависимости от того, с какой сегментной единицей функционально соотносится ударение, различают:

• фразовое ударение [ЛЭС, с. 530].

Словесное ударение

Под словесным ударением (акцентом) чаще всего понимают выделение слога в слове фонетическими средствами.

2.1.1. Типы словесного ударения:

1) фонетические типы:

• по способу выделения ударного слога,

• по силе (степени) ударности,

• по количеству способов выделения ударного слога;

2) структурные типы:

• относительно слоговой структуры слова,

• относительно морфемной структуры слова.

Фонетические типы

По способу выделения ударного слога

Обычно выделяют 3 компонента ударения (3 средства, или способа выделения ударного слога):

1) сила, или интенсивность артикуляции (достигаемая увеличением мускульного напряжения и усилением выдоха),

2) длительность, или долгота (количество) ударного гласного,

3) изменение высоты тона на фоне нейтрального тона прочих слогов.

Соответственно, выделяется три типа словесного ударения:

количественное, или квантитативное, долготное(в чистом виде не зарегистрировано),

музыкальное, или мелодическое(не путатьс тонами!).

Динамическое и количественное ударение называют также монотоническим, а музыкальное – политоническим.

тип ударения чем достигается
монотони­ческое силовое,или динамическое(реже–экспираторное) увеличение мускульного напряжения и усиление выдоха
количественное, или квантитативное,долготное(в чистом виде не встречается) долгота ударного гласного
поли­тони­ческое музыкальное, мелодическое изменение высоты тона на фоне нейтрального тона прочих слогов

А. А. Реформатский, ссылаясь на А. Мейе, приводит в качестве единственного примера языка с чисто квантитативным ударением новогреческий. Однако современные исследователи утверждают, что длительность ни в одном из известных языков не используется в качестве самостоятельного способа выделения ударного слога [Реформатский, с. 197].

Иногда выделяют также качественное= квалитативное ударение (Л. В. Щерба) – особое качество (тембр) гласных, составляющих ударный слог (отсутствие редукции) [Зиндер, с. 264; Маслов, с. 73].

Обычно ударный слог выделяется несколькими способами одновременно, но доминирующим является какой-то один способ. Напр.,

— в чешском языке – сила артикуляции,

— в литовском, шведском – изменение высоты тона,

Читайте также:  По способу упорядочения материала

— в русском языке – сила и долгота ударного гласного (количественно-динамическое, или динамически-комплексное ударение).

Из этих двух компонентов ряд ученых важнейшим считают длительность.

Аргументом в пользу такого решения является, в частности, тот факт, что русские в языках, где противопоставлены долгие и краткие гласные, склонны воспринимать слоги с долгим гласным как ударные:

— чешские слова с долгим 2-м слогом типа motýl ‘бабочка’ воспринимаются как имеющие ударение на 2-м слоге.

С другой стороны, носители языков, где имеются долгие гласные и дифтонги, воспринимают русские ударные гласные как долгие [ЛЭС, с. 530]. Якуты, напр., заменяют русские ударные гласные долгимигласнымиилидифтонгами:

лампа – лаампа, мох – муох, семя – сиемэ [Кодухов, с. 124].

Другие исследователи считают, чтодля русского языка наиболее важными признаками являются

качество ударного гласного [Бондарко и др., с. 117].

Качественный, тембровыйкомпонент русского ударения меньше, чем другие компоненты нуждается в поддержке при помощи контраста [Маслов, с. 73]. Пример Л. В. Щербы: во фразе

Тут брат взял нож

4 ясно ощущаемых словесных ударения, хотя каждый ударный слог не является ни более сильным, ни более долгим, ни более высоким по сравнению с соседними слогами, т.к. безударных слогов в этом предложении нет. Следовательно, ударение – это нечто абсолютное, а не относительное. Признаком ударности является особое качество ударных слогов по сравнению с безударными [Зиндер, с. 264].

В чешском, финском, английскомязыках бóльшую роль, чем в русском, играет интенсивность, т. к. в этих языках есть противопоставление долгих и кратких гласных.

Для языков с динамическим компонентом ударения характерна редукция гласных в безударных слогах.

Музыкальное ударениепредставлено, напр., в литературном шведском языке:

• в одних словах – акутовый акцент (ровное движение высоты тона в ударном слоге: либо повышение, либо понижение),

• в других грависныйакцент (тон в ударном слоге повышается и снова падает, а в заударном слоге опять немного повышается:

stegen с акутовым ударением на втором слоге – ‘шаги’;

stegen с грависным ударением на втором слоге – ‘переносная лестница’ [Маслов, с. 79].

1.2. По силе(степени)ударности

В некоторых языках (русский, английский, немецкий и др.) в многосложных словах возможны два ударения одного типа:

• второстепенное (побочное) [ЛЭС, с. 530].

Особенно распространено побочное ударение в сложных словах. В немецком языке, напр., это всегда так. В немецком языке главное ударение обычно падает на первый слог:

Haust’ür ‘дверь дома’.

В русском языке побочное ударение в сложных словах не обязательно, а если оно есть, то падает на вторую основу:

паровóз, водопровóд…, но

рáдиолокáция, элéктропровóдка …

Побочное ударение слабее главного, поэтому и в русской речи легко различимы такие пары:

сильнодéйствующий – сúльно дéйствующий [Зиндер, с.261; Маслов, с. 78].

1.3.По количеству способов выделения ударного слога языки делятся на

моноакцентные языки – ударный слог может выделяться только одним способом (русск., англ. и мн. др.);

полиакцентные языки – ударный слог может выделяться двумя и более способами (литовский, хорватский, шведский, норвежский, панджаби и др.) – довольно редкий случай.

В шведском языке большинство двусложных и многосложных слов имеют динамическое ударение на первом слоге и музыкальное на одном из последующих:

flicka ‘девочка’ произносится с усилением на первом слоге и с повышением тона на втором [Зиндер, с. 264; ЛЭС, с. 530].

Дата добавления: 2015-09-11 ; просмотров: 2 | Нарушение авторских прав

Источник

Оцените статью
Разные способы