По способу возникновения государственные органы могут быть

По способу возникновения государственные органы могут быть

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления — информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления (далее — подведомственные организации), либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления — муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности;

2) государственные органы — органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и иные государственные органы, образуемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации;

3) пользователь информацией — гражданин (физическое лицо), организация (юридическое лицо), общественное объединение, осуществляющие поиск информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Пользователями информацией являются также государственные органы, органы местного самоуправления, осуществляющие поиск указанной информации в соответствии с настоящим Федеральным законом;

4) запрос — обращение пользователя информацией в устной или письменной форме, в том числе в виде электронного документа, в государственный орган или орган местного самоуправления либо к его должностному лицу о предоставлении информации о деятельности этого органа;

5) официальный сайт государственного органа или органа местного самоуправления (далее — официальный сайт) — сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет»), содержащий информацию о деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, электронный адрес которого включает доменное имя, права на которое принадлежат государственному органу или органу местного самоуправления. Федеральным законом может быть предусмотрено создание единого портала, на котором размещаются официальные сайты нескольких государственных органов.

(в ред. Федеральных законов от 11.07.2011 N 200-ФЗ, от 09.03.2016 N 66-ФЗ)

Источник

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления — информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления (далее — подведомственные организации), либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления — муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности;

2) государственные органы — органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и иные государственные органы, образуемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации;

3) пользователь информацией — гражданин (физическое лицо), организация (юридическое лицо), общественное объединение, осуществляющие поиск информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Пользователями информацией являются также государственные органы, органы местного самоуправления, осуществляющие поиск указанной информации в соответствии с настоящим Федеральным законом;

Читайте также:  Основные способы питания простейших

4) запрос — обращение пользователя информацией в устной или письменной форме, в том числе в виде электронного документа, в государственный орган или орган местного самоуправления либо к его должностному лицу о предоставлении информации о деятельности этого органа;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 9 марта 2016 г. N 66-ФЗ в пункт 5 статьи 1 настоящего Федерального закона внесены изменения

5) официальный сайт государственного органа или органа местного самоуправления (далее — официальный сайт) — сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет»), содержащий информацию о деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, электронный адрес которого включает доменное имя, права на которое принадлежат государственному органу или органу местного самоуправления. Федеральным законом может быть предусмотрено создание единого портала, на котором размещаются официальные сайты нескольких государственных органов.

ГАРАНТ:

См. официальные интернет-сайты органов власти

Источник

КЛАССИФИКАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ

Органы государства классифицируются по различным основаниям:

I. По способу возникновения:

1. Первичные органы государства – никакими другими органами не создаются. Они либо возникают в порядке наследования (наследственная монархия), либо избираются по установленной процедуре и получают властные полномочия от избирателей (представительные органы).

2. Производные органы – создаются первичными органами, которые и наделяют их властными полномочиями. К ним относятся исполнительно-распорядительные органы, органы прокуратуры и т.д.

II. По объему властных полномочийорганы государства классифицируются на высшие и местные. Правда, не все местные органы являются государственными (например, органы местного самоуправления).

1. Высшие органы государства – наиболее полно олицетворяют государственную власть, распространяющуюся на территорию всего государства. Следует иметь в виду, что в унитарных государствах есть один уровень высших органов, а в федеративных – два: федеральные высшие органы и высшие органы субъектов федерации.

2. Местные органы государства – функционируют в административно-территориальных единицах (графствах, округах, коммунах, уездах, провинциях и др.), их полномочия распространяются только на эти регионы. Может быть несколько уровней местных органов, в зависимости от административно-территориального деления государства.

III. По широте компетенции

1. Органы общей компетенции правомочны решать широкий круг вопросов (например, правительство, исполняя законы, активно участвует в осуществлении всех функций государства).

2. Органы специальной (отраслевой) компетенции специализируются на выполнении какой-то одной функции, одного вида деятельности (министерство финансов, министерство юстиции).

IV. По принципу разделения властей: законодательные, исполнительные и судебные органы.

1. Законодательные органы – право издания законов принадлежит обычно высшим представительным органам. Обозначаются они общим родовым термином «парламент». В Англии, Канаде, Индии и других странах термин «парламент» — собственное имя законодательного органа, в остальных странах он называется иначе. Его полномочия: принятие законов, утверждение бюджета, контроль над правительством в форме запросов и обсуждение его деятельности, выражения (вотум) доверия или недоверия и т.д. Парламенты в большинстве стран состоят из нижней и верхней палаты. Необходимость двухпалатных парламентов состоит в том, что общество включает в себя не только индивидов, но и социальные группы (классовые, территориальные, профессиональные и т.д. Однопалатные парламенты существуют в небольших странах (Дания, Финляндия).

2. Исполнительные органы – к ним принадлежит правительство, которое непосредственно управляет страной. Правительство состоит из главы правительства (премьер-министра, председателя совета или кабинета министров, первого министра, канцлера), его заместителей и членов правительства. В унитарном государстве одно правительство, в федеральном – правительство общефедеральное и членов федерации. По всем вопросам своей компетенции правительство издает правовые акты (указы, декреты, постановления, распоряжения, которые обязательны к исполнению. Правительство бывает однопартийным и коалиционным (две и более партий).

Читайте также:  Способы представления данных системы счисления

3. Судебные органы – сложная система, состоящая из гражданских, уголовных, административных, военно-полевых, транспортных и иных судов. На верху этой системы находятся верховные и конституционные суды.

Судебные органы реализуют правосудие посредством регулируемого процессуальным правом судопроизводства. В странах, где существует судебный прецедент, они участвуют в правотворчестве.

Глава государства Разделенная на три ветви государственная власть не перестает быть единой и суверенной: у нее единый властеобразующий источник – народ; она выражает единые коренные интересы населения страны. Глава государства призван обеспечивать согласованное функционирование этих органов в интересах единой властной воли народа и достижения общегосударственных целей. В современных государствах глава государства является единоличным: в конституционных монархиях – монарх, в республиках – президент.

А) Монарх в силу конституционных постановлений или сложившихся традиций обладает рядом прав в отношении парламента: созыва сессий, роспуска (обычно нижней палаты), назначения членов верхних палат, утверждения и опубликования законов. Он назначает (или утверждает) главу правительства и министерств, но с учетом мнений фракций партийного большинства или коалиций фракций парламента. Формально он считается верховным главнокомандующим и представляет страну в международных отношениях. Но фактически эти полномочия осуществляются правительством (или соответствующим министерством).

Б) Президент – глава государства, избираемый либо населением, либо парламентом, либо путем особой избирательной процедуры. Принимает иностранных дипломатических представителей, назначает послов в других государствах, в ряде стран ратифицирует (утверждает) международные договоры и соглашения, является верховным главнокомандующим вооруженными силами. Имеет право распускать парламент, отказать в одобрении закона, передать его на вторичное рассмотрение парламента.

В парламентарных и президентских республиках роль и полномочия президента не одинаковы. В парламентарыных республиках президент– это малоактивная фигура во внутренних делах, замещается во всем главой правительства, в руках которого сосредоточена реальная власть. Например, роспуск парламента осуществляется по решению правительства и оформляется указом президента; для назначения правительства требуется согласие парламента. Акты президента не имеют силы без подписи главы правительства или министра.

В президентских республиках – это центральная политическая фигура (В США — президент — это глава государства и глава правительства одновременно). Солирующую роль в согласованном взаимодействии всех компонентов механизма российского государства играют федеральные органы.

V. По порядку принятия решения органы государства бывают коллегиальные и единоначальные.

1. Коллегиальные – решения принимаются большинством голосов, составляющих соответствующий орган, простым или квалифицированным (Федеральное собрание, Конституционный Суд РФ);

2. Единоначальные – решения принимаются единолично руководителем (Президент РФ, Прокуратура РФ).

VI. По срокам полномочий – постоянные и бессрочные;

1) постоянные — есть органы государства, которые функционируют постоянно, но их состав обновляется через установленный срок;

2) бессрочные органы, где пребывание человека на данном посту заранее не ограничено каким-либо сроком;

VII. По времени функционирования —1) постоянные и 2) временные;

Абсолютное большинство государственных органов Российской Федерации и ее субъектов согласно Конституции и законам РФ, конституциям и уставам субъектов РФ действуют на постоянной основе. Вместе с тем могут быть органы, создание и деятельность которых носит временный характер, они связаны с решением неотложных задач, вызванных определенными временными обстоятельствами (например, в связи с введением чрезвычайного или военного положения).

Читайте также:  Координация способы достижения координации

VIII. По способу избрания: 1) выборные и 2) назначаемые.

IX. По характеру подчиненности– 1) «вертикального» подчинения (к примеру суды), 2) «двойного подчинения», например, различные органы отраслевого управления: министерства, ведомства с их территориальными управлениями и отделами. Сама идея «двойного подчинения» обусловлена желанием учесть наряду с общегосударственными интересами местные интересы.

В механизм государства входят силовые ведомства, составляющие основу властной силы государства – вооруженные силы, органы безопасности, полиция (милиция). Основное назначение последней – охрана общественного порядка и обеспечение внутренней безопасности. Полиция специализируется в соответствии с разнообразными сторонами ее деятельности. Политическая полиция обеспечивает внутреннюю безопасность, ведет борьбу с политическими противниками своего государства. Уголовная полиция поддерживает общественный порядок. Она подразделяется на: транспортную, пограничную, таможенную, санитарную, лесную и т.д.

В механизме государства выделяются местные органы власти (губернаторы, префекты, комиссары) назначаются обычно правительством для управления регионами (Финляндия, Люксембург). Нередко наряду с назначенными должностными лицами на региональном уровне функционируют избранные населением региона местные представительные органы. Есть государства (Великобритания, Япония), где все функции местного самоуправления выполняет местная администрация, избираемая населением.

Источник

Виды органов государства

Органы государства классифицируются по различным основаниям.

По способу возникновения они подразделяются на первичные и производные. Первичные органы государства никакими другими органами не создаются. Они либо возникают в порядке наследования (наследственная монархия), либо избираются по установленной процедуре и получают властные полномочия от избирателей (представительные органы). К первичным органам можно отнести Президента РФ, Государственную Думу РФ, Законодательное Собрание Красноярского края. Производные органы создаются первичными органами, которые и наделяют их властными полномочиями. К ним относятся исполнительно-распорядительные органы, органы прокуратуры и т.д. К производным органам можно отнести, например, Правительство РФ.

По широте компетенции выделяются органы государства общей и специальной компетенции. Органы общей компетенции правомочны решать широкий круг вопросов. Например, правительство, исполняя законы, активно участвует в осуществлении всех функций государства. Органы специальной (отраслевой) компетенции специализируются на выполнении какой-то, одной функции, одного вида деятельности (министерство финансов, министерство юстиции).

По форме реализации государственной деятельности органы государства делятся на законодательные (Федеральное Собрание РФ), исполнительно-распорядительные (Правительство РФ), судебные (Верховный Суд РФ, Конституционный Суд РФ), контрольно-надзорные (Генеральная прокуратура РФ, Счетная палата РФ).

По порядку осуществления компетенции (способу решения вопросов) органы государства могут быть коллегиальные Правительство, Центральная избирательная комиссия) единоначальными (Президент, Уполномоченный по правам человека).

По действию в пространстве государственные органы подразделяются на федеральные органы и органы субъектов федерации. При этом суды, прокуратура, вооруженные силы всегда относятся к федеральным органам.

По длительности действия государственные органы делятся на постоянные и временные. Абсолютное большинство государственных органов действуют на постоянной основе. Вместе с тем могут быть органы, создание и деятельность которых носит временный характер, они связаны с решением неотложных задач, вызванных определенными временными обстоятельствами (например, в связи с введением чрезвычайного или военного положения).

В соответствии с принципом разделения властей выделяют законодательные, исполнительные и судебные органы.

В литературе можно встретить и иные классификации государственных органов.

Источник

Оцените статью
Разные способы