Административное право
4.2. Виды административно-правовых норм
Административно-правовые нормы классифицируются на виды по следующим основаниям: по предмету регулирования, способу воздействия на поведение субъектов, форме предписания и пределу действия (во времени, в пространстве и по кругу лиц). По предмету регулирования административно-правовые нормы делятся на материальные и процессуальные.
Материальная норма права содержит правило поведения, формулирующее права и обязанности субъектов, их правовое положение, а также ответственность. Например, нормы, определяющие компетенцию субъектов административного права (право гражданина подать жалобу и обязанность должностного лица рассмотреть ее в установленный срок и дать мотивированный ответ). Таким образом, материальные административно-правовые нормы определяют основы взаимодействия субъектов административного права.
Процессуальная административно-правовая норма – установленное или санкционированное государственной властью обязательное правило поведения процедурного характера, регулирующее отношения в правотворческой и правоприменительной деятельности уполномоченных государственных органов, должностных лиц и общественных организаций. Процессуальные формы регулируют порядок, формы и методы реализации норм материального права. Процессуальные нормы производны от материальных норм. Примером могут служить нормы, определяющие порядок приема, рассмотрения, разрешения жалоб граждан, порядок производства по делам об административных правонарушениях, исполнительное производство и т. п.
Наряду с административно-процессуальными (юрисдикционными) нормами, регулирующими, например, порядок привлечения к административной ответственности, рассмотрения и разрешения административно-правовых споров, ряд авторов выделяют еще и административно-процедурные нормы. Такое выделение аргументируется тем, что управленческая деятельность не сводится лишь к юрисдикционной. Существенна значимость, например, правотворческой деятельности, регистрационных, разрешительных и иных функций в управленческой сфере, а также в практической работе аппарата управления.
Что касается способа воздействия, то административно-правовые нормы по-разному влияют на поведение субъектов. Нормы либо обязывают к действиям, либо запрещают их совершать, либо уполномочивают совершать те или иные действия, либо поощряют к действию. В соответствии с характером сформулированного в нормах правила нормы делятся на обязывающие, запрещающие, уполномочивающие и поощрительные.
Характер управленческих отношений определяет и соответствующее правовое регулирование, которое в большей степени сводится к правовым предписаниям. Например, по ряду административных правонарушений обязательно составление протокола об административном правонарушении и вынесение соответствующего постановления, обязанность должностного лица принять к рассмотрению жалобу и разрешить ее в установленный срок, обязанность администрации издать приказ при приеме на работу либо увольнении и т. п. Запрещающие нормы содержат запрет на совершение определенных действий. Так, большинство норм Особенной части КоАП, содержащих признаки правонарушений, являются запрещающими, то есть требующими воздержаться от совершения противоправных действий.
Уполномочивающие административно-правовые нормы выражают возможность субъекта действовать в рамках требований данной нормы по своему усмотрению. Субъект самостоятельно выбирает определенный вариант поведения из числа предлагаемых правовой нормой. Например, гражданину предоставляется возможность самостоятельно воспользоваться правом обжалования неправомерных действий должностных лиц в административном либо судебном порядке. По сравнению со свободой усмотрения использования своего права гражданами, исполнительный орган (должностное лицо) поставлен в более жесткие правовые рамки. Использование полномочий, определяемых уполномочивающей нормой, одновременно является и юридической обязанностью, уклоняться от выполнения которой орган исполнительной власти (должностное лицо) не вправе. Например, орган, вынесший постановление о наложении административного взыскания, вправе решить вопрос и о возмещении материального ущерба в рамках, определяемых ст. 4.7 КоАП.
Поощрительные (стимулирующие) административно-правовые нормы обеспечивают с помощью средств материального и морального воздействия наиболее образцовое выполнение своих полномочий участниками управленческих отношений.
Рекомендательные нормы отличаются тем, что не имеют юридически обязательного характера и чаще всего используются во взаимоотношениях субъектов исполнительной власти и негосударственных формирований. Однако рекомендации могут встречаться во взаимоотношениях между органами исполнительной власти различного уровня. В отдельных случаях рекомендательные нормы могут приобретать и юридически обязательную силу.
По форме предписания административно-правовые нормы подразделяются на категорические (императивные), рекомендательные и диспозитивные. Императивная норма предписывает выполнение строго определенных действий и не допускает никаких отклонений от требований, содержащихся в ней. Так, ст. 31.2 КоАП гласит: «Постановление о наложении административного взыскания обязательно для исполнения государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами».
Рекомендательные нормы содержат определенные рекомендации, советы о целесообразности совершения определенных действий, предоставляя субъектам административного права возможность самостоятельно определять пути и способы выполнения предусмотренных нормой полномочий. Рекомендательные нормы допускают возможность конкретизации общих полномочий, содержащихся в них, в зависимости от фактической ситуации.
Диспозитивные нормы уполномочивают стороны регулировать свои права и обязанности либо содержат предписания категорического или управомочивающего характера в случаях отсутствия взаимного согласия. Эти нормы в административном законодательстве встречаются относительно редко, так как характер управленческих отношений, как правило, исключает возможность согласования прав и обязанностей сторон.
Административно-правовые нормы различаются по пределу действия: в пространстве, во времени и по субъектам. Действие административно-правовых норм в пространстве означает установление их территориального ограничения, пределов реализации. Административно-правовая норма действует на той территории, на которую распространяется суверенитет государства.
К территории государства относятся: суша в рамках границ, недра; континентальный шельф; территориальные воды (12 морских миль); воздушное пространство. К государственной территории приравниваются морские, речные и воздушные суда, находящиеся под флагом государства, территории посольств и консульств за границей.
По территориальным масштабам действия в пределах государства административно-правовые нормы подразделяются на следующие виды:
• действующие в пределах территорий субъектов;
• действующие на определенной части территориальной единицы.
Действие административно-правовой нормы во времени включает:
• момент вступления ее в законную силу;
• момент прекращения ее действия;
• условия применения нормы.
Административно-правовые нормы вступают в силу следующими способами:
• в результате указания в тексте нормативно-правового акта даты, с которой он вступает в силу;
• в результате указания на иные обстоятельства, с которыми связывается вступление в законную силу нормативно-правового акта (с момента подписания или с момента опубликования);
• на основе общих установленных государством правил и сроков, по которым законы Российской Федерации, другие нормативно-правовые акты высших представительных органов власти вступают в силу на всей территории Российской Федерации одновременно по истечении 10 дней со дня их официального опубликования, если в тексте акта не указано иное.
Нормативно-правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации вступают в силу на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней со дня их официального опубликования. Ведомственные нормативно-правовые акты вступают в силу по истечении 10 дней со дня их официального опубликования. Время вступления в силу нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных органов определяется ими самостоятельно. Прекращение действия административно-правовой нормы осуществляется при следующих условиях:
• истек срок, на который был принят нормативно-правовой акт;
• нормативно-правовой акт утратил юридическую силу;
• управомоченный орган принял новый нормативно-правовой акт, регулирующий тот же круг общественных отношений, равной или большей юридической силы;
• нормативно-правовой акт устранен в связи с исчезновением обстоятельств (отношений), на регулирование которых он был направлен.
Конституция Российской Федерации предусматривает, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Ответственность лица будет определяться по нормативно-правовому акту, действовавшему в момент совершения правонарушения. Закон, отменяющий или смягчающий юридическую ответственность, всегда имеет обратную силу (ст. 54 ч. 2 Конституции Российской Федерации). Действие административно-правовых норм по субъектам означает регулирование поведения граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, а также деятельности государственных органов, предприятий учреждений и организаций (юридических лиц), общественных негосударственных объединений, государственных служащих и служащих общественных объединений в сфере государственного управления.
Источник
Виды административно-правовых норм
Многообразие административно-правовых норм позволяет классифицировать их по целому ряду оснований.
I. По юридической силе административно-правовые нормы делятся на:
законодательные, содержащиеся в законах и иных нормативных актах органов законодательной власти Российской Федерации, субъектов РФ, нормативных актах представительных органов местного самоуправления;
подзаконные, содержащиеся в указах Президента Российской Федерации, президентов республик в составе России, постановлениях Правительства РФ и правительств субъектов РФ, нормативных актах губернаторов, глав администраций субъектов РФ, глав местных администраций;
отраслевые (или ведомственные), содержащиеся в отраслевых (ведомственных) нормативных актах;
локальные, содержащиеся в нормативных акты организаций.
II. По целевому назначению административно-правовые нормы делятся на:
регулятивные, которые регулируют правила поведения участников административно-правовых отношений, определяют обстоятельства, условия и порядок возникновения, изменения и прекращения данных отношений;
охранительные, которые обеспечивают защиту (охрану) урегулированных общественных отношений.
В качестве примера первых можно назвать пункты Правил дорожного движения, а примера вторых — статьи Кодекса РФ об административных правонарушениях, определяющих ответственность за нарушения в области дорожного движения.
III. По предмету регулирования нормы подразделяются на:
материальные, которые юридически закрепляют обстоятельства и условия возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений, правила поведения, права, обязанности и ответственность их участников и др.
процессуальные, которые регламентируют порядок (процедуру) организации административно-правовых отношений; реализации участниками отношений установленных материальными нормами их прав и обязанностей; т.е. определяют, как, в каком порядке, с соблюдением каких процедурных правил реализуются материальные нормы.
Например, согласно первой статье Закона РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»[10], каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями государственных органов нарушены его права и свободы, а вторая статья данного Закона определяет действия, органов и их должностных лиц, которые могут быть обжалованы в суд. Содержащиеся в них положения – материальные нормы. Шестая же статья этого Закона регулирует порядок рассмотрения жалобы, что является процессуальной нормой.
Кодекс РФ об административных правонарушениях также содержит как материальные нормы, определяющие, какие деяния являются правонарушениями и какая административная ответственность предусмотрена за их совершение, так и – процессуальные нормы, определяющие порядок производства по делам о таких правонарушениях.
IV. По методу воздействия на поведение субъектов административно-правовые нормы можно разделить на:
обязывающие, которые содержат предписания субъектам правоотношений совершать в определенных условиях те или иные действия;
запрещающие, которые содержат запрет на совершение тех или иных действий;
уполномочивающие, в которых не содержатся прямые предписания и запреты, но отражается возможность субъекта административно-правовых отношений действовать с учетом требований нормы по своему усмотрению;
стимулирующие (поощрительные), которые с помощью средств материального и морального воздействия обеспечивают должное поведение участников регулируемых общественных отношений.
V. По форме предписания административно-правовые нормы подразделяются на:
императивные (категорические), подлежащие обязательному, безусловному исполнению;
рекомендательные, которые не имеют обязательного характера, а направлены на совершенствование регулирования общественных отношений.
VI. По содержанию административно правовые нормы подразделяются в зависимости от субъектов – участников регулируемых общественных отношений на:
нормы, регламентирующие административно-правовой статус граждан;
нормы, регламентирующие организацию и деятельность органов исполнительной власти и административно-правовой статус государственных служащих;
нормы, регламентирующие организацию и деятельность органов местного самоуправления, которые осуществляют исполнительно-распорядительные функции, (местной администрации) и административно-правовой статус муниципальных служащих;
нормы, регламентирующие вопросы организации и деятельности государственных предприятий и учреждений;
нормы, регламентирующие отдельные вопросы деятельности судов, связанные с рассмотрением дел об административных правонарушениях и жалоб на неправомерные действия и решения государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц;
нормы, регламентирующие организацию и деятельность общественных объединений. Это требования к уставу общественных объединений, вопросы создания и ликвидации общественных объединений, отдельные (регулируемые государством) вопросы их деятельности;
нормы, регламентирующие отдельные (регулируемые государством) вопросы организации и деятельности негосударственных структур, включая частные.
VII. По пределу действия (кругу лиц) нормы можно разделить на:
общеобязательные, которые адресованы широкому кругу участников административно-правовых отношений;
внутриаппаратные, адресованные государственным и муниципальным служащим.
VIII. По территории действия административно-правовые нормы делятся на:
общефедеральные, действующие на всей территории России;
нормы субъектов РФ, действующие на территории одного субъекта Российской Федерации;
местные, содержащиеся в нормативных актах органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления и действующие на территории муниципального образования;
межтерриториальные, действующие в нескольких территориальных образованиях.
IХ. По объему регулирования административно-правовые нормы можно разделить на:
общие, регулирующие вопросы организации и деятельности во всех отраслях экономики, социально-культурной и административно-политической сферах;
межотраслевые, регулирующие вопросы организации и деятельности нескольких отраслей;
отраслевые (ведомственные), регулирующие организацию и деятельность одной отрасли;
локальные, установленные для конкретной организации, предприятия, учреждения.
Примерами общих норм являются положения Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, которые обязательны для исполнения во всех отраслях и сферах. Межотраслевые нормы содержатся, например, в Основах законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 г. № 3612-1[11] (с последующими изменениями и дополнениями), которые регулируют организацию и деятельность всей социально-культурной сферы.
Х. По сроку действия административно-правовые нормы подразделяются на:
срочные, которые рассчитаны на определенный, указанный в норме срок ее действия;
постоянные (бессрочные), не имеющие такого срока;
чрезвычайные, рассчитанные лишь на время существования чрезвычайных обстоятельств (например, чрезвычайного положения).
ХI. По уровню обобщенности диспозиции административно-правовые нормы можно разделить на:
общие, которые регулируют всю совокупность определенных правоотношений;
специальные, которые являются исключениями из общих правил, и, действуя лишь при наличии дополнительных, указанных в ее гипотезе фактов, регулируют отдельные, специфические моменты правоотношений.
Например, статья 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях определяет ответственность за нарушение требований пожарной безопасности (общая норма), в то время как статья 8.32 этого же Кодекса – за нарушение правил пожарной безопасности в лесах (специальная норма), а статья 11.16 – за нарушение правил пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте (также специальная норма).
Административно-правовые нормы должны быть оформлены в таком виде, чтобы участники общественных отношений, которым они адресованы, могли с ними ознакомиться. Нормы административного права содержатся в актах, издаваемых органами государственной власти и местного самоуправления, руководителями организаций, предприятий, учреждений. Административно-правовые нормы могут быть содержаться в актах других отраслей права, они имеются в международных актах, действующих актах СССР и РСФСР, некоторых других актах.
Источник