По способу восприятия знаки бывают

Представление информации

Ключевые слова:

1.4.1. Знаки и знаковые системы..

Информация, полученная человеком из опыта, наблюдений или путём размышлений, должна быть некоторым образом зафиксирована в материальной форме для сохранения и сообщения (передачи) другому человеку.

Всю свою йсторию для сохранения и передачи информации человечество пользуется разнообразными знаками.

Знак представляет собой заменитель объекта — предмета, явления, действия, свойства или отношения. Знак (набор знаков) позволяет передающему информацию вызвать в сознании принимающего информацию образ объекта.

Знак — это явное или неявное соглашение о приписывании некоторому чувственно воспринимаемому объекту определённого смысла. Соглашение явное, если форма знака позволяет догадаться о его смысле; знаки в этом случае называют пиктограммами (рис. 1.6). Если связь между формой и значением знака устанавливается по договорённости (неявное соглашение), то такие знаки называют символами (рис. 1.7).

Если соглашения о связи формы и значения знаков неизвестны, то невозможно выяснить смысл сообщений, представленных такими знаками. До сих пор не разгаданы письмена острова Пасхи, надписи на Фестском диске и других археологических находках. Но некоторые древние письмена учёные всё же смогли расшифровать. О том, как им это удалось, можно узнать из электронного образовательного ресурса «Клинопись и иероглифы» (191729), размещённого на сайте http://sc.edu.ru/.

Люди используют отдельные знаки и знаковые системы.

Знаковая система определяется множеством всех входящих в неё знаков (алфавитом) и правилами оперирования этими знаками.

Примером знаковой системы является язык, которым человек пользуется для выражения своих мыслей, в общении с другими людьми.

1.4.2. Язык как знаковая система

Общение между людьми может проходить в устной или письменной форме с использованием соответствующих звуковых или зрительных знаков.

Из курса истории вы знаете, что сначала у человека появилась речь. Значительно позже появилась письменность — знаковая система фиксации мыслей и речи, позволяющая с помощью начертательных элементов закреплять информацию во времени и передавать на расстояние.

Звуковые знаки, из которых складывается наша устная речь, называются фонемами. Из фонем складываются слоги, из слогов — слова, из слов — фразы. На письме каждую фонему мы обозначаем отдельной буквой или сочетанием букв. Такая письменность называется буквенно-звуковой. Кроме неё существуетслоговое и идеографическое письмо. Слоговое письмо принято в Японии, где отдельным значком обозначается каждый слог. В Китае отдельные значки (иероглифы) используются для обозначения слов; такой способ письма называется идеографическим.

На сайте http://sc.edu.ru/ размещён информационный источник «История письменности» (191647). Это полнотекстовая электронная версия брошюры В. А. Висковатова «Как люди научились писать», опубликованной в 1886 году. Её оригинал хранится в Государственной публичной исторической библиотеке России. Благодаря современным техническим возможностям, вы можете, сидя за своим компьютером, познакомиться с этой книгой и узнать из неё много интересного.

1.4.3. Естественные и формальные языки

Языки, используемые для общения людей, называются естественными языками. Их насчитывается несколько тысяч. Самым массовым естественным языком считается китайский язык, являющийся родным более чем для миллиарда человек. К числу наиболее распространённых в мире относится английский язык, используемый более чем в ста странах. Естественные языки характеризуются:

• широкой сферой применения — естественный язык известен всему национальному сообществу;
• наличием большого количества правил, одни из которых сформулированы явно (правила грамматики), другие неявно (правила смысла и употребления);
• гибкостью — естественный язык применим для описания любых, в том числе новых, ситуаций;
• открытостью — естественный язык позволяет говорящему порождать новые и при этом понятные для собеседника знаки (слова), а также использовать существующие знаки в новых значениях;
• динамичностью — естественный язык быстро приспосабливается к многообразным потребностям межличностного взаимодействия людей.

Развитие науки и техники повлекло создание формальных языков, применяемых специалистами в профессиональной деятельности. При этом многие формальные языки имеют международное употребление.

Формальный язык — это такой язык, в котором одинаковые сочетания знаков всегда имеют одинаковый смысл. К формальным языкам относятся системы математических, химических символов, нотная грамота, азбука Морзе и многие другие. Формальным языком является используемая повсеместно десятичная система счисления, позволяющая именовать и записывать числа, а также выполнять над ними арифметические операции. К формальным языкам относятся языки программирования, с которыми вы будете знакомиться на уроках информатики.

Особенностью формальных языков является то, что все правила в них задаются в явной форме; это обеспечивает однозначность записи и восприятия сообщений на этих языках.

1.4.4. Формы представления информации

Одна и та же информация может быть выражена разными способами. Человек может представить информацию в знаковой или образной форме (рис. 1.8).

Представление информации в той или иной форме иначе называют кодированием.

Представление информации с помощью некоторой знаковой системы дискретно (составлено из отдельных значений). Образное представление информациинепрерывно.

САМОЕ ГЛАВНОЕ

Человек для сохранения и передачи информации другому человеку фиксирует её с помощью знаков. Знак (набор знаков) —; заменитель объекта, позволяющий передающему информацию вызвать в сознании принимающего информацию образ объекта.

Язык — знаковая система, используемая человеком для выражения своих мыслей, общения с другими людьми. Различают естественные и формальные языки.

Человек может представить информацию на естественных языках, на формальных языках, в различных образных формах.

Представление информации на каком-либо языке или в образной форме называют кодированием.

Вопросы и задания

1. Ознакомьтесь с материалами презентации к параграфу, содержащейся в электронном приложении к учебнику. Что вы можете сказать о формах представления информации в презентации и в учебнике? Какими слайдами вы могли бы дополнить презентацию?

2. Что такое знак? Приведите примеры знаков, используемых в общении людей.

3. Что общего у пиктограммы и символа? В чём между ними различие? Предложите свою систему пиктограмм для основных рекомендаций по работе за компьютером, направленных на сохранение здоровья пользователя.

4. Что такое знаковая система? Попытайтесь описать русский язык как знаковую систему. Опишите десятичную систему счисления как знаковую систему.

5. К какому типу письменности (буквенно-звуковому, слоговому, идеографическому) относится письменность англичан; немцев; французов; испанцев?

6. Какие языки в настоящее время являются самыми распространёнными в мире? (Ответ можно найти в энциклопедиях или в сети Интернет.) Подготовьте сообщение.

7. К какой разновидности языков (естественных или формальных) может быть отнесена морская флажковая азбука?

8. Сравните естественные и формальные языки:

а) по сфере применения;

б) по правилам оперирования знаками языка.

9. Для чего людям потребовались формальные языки?

10. В каких случаях можно знаки формальных языков включать в тексты на естественном языке? Где вы с этим встречались? Приведите примеры.

Электронное приложение к учебнику

Презентация «Представление информации»

Презентация «Представление информации» (Open Document Format)

Ссылки на ресурсы ЕК ЦОР

Презентация «Представление информации»

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

1) анимация «Виды знаков по способу восприятия» (N 135070);

http://sc.edu.ru/catalog/res/bf46eb70-1807-4f74-afa9-177c135625d1/? — Карточка ресурса на портале Единой коллекции ЦОР

2) анимация «Классификация знаков по способу восприятия. Сигналы» (N 135152);

http://sc.edu.ru/catalog/res/f35b2cf9-0445-4dd4-bcb2-751a8376e82c/? — Карточка ресурса на портале Единой коллекции ЦОР

3) анимация «Классификация знаков по способу восприятия. Пиктограммы» (N 135159);

http://sc.edu.ru/catalog/res/fc0cc401-265a-4e5b-9a8f-4a4eba9fec94/? — Карточка ресурса на портале Единой коллекции ЦОР

4) анимация «Классификация знаков по способу восприятия. Символы» (N 135002);

http://sc.edu.ru/catalog/res/64624b05-4b2a-4dc0-bbf7-765a4d5a8f12/? — Карточка ресурса на портале Единой коллекции ЦОР

5) анимация «Один и тот же символ может обозначать разную информацию» (N 135132);

http://sc.edu.ru/catalog/res/ea15b62f-1b80-4936-9982-ee2e5ca65535/? — Карточка ресурса на портале Единой коллекции ЦОР

6) анимация «Использование символов для технических устройств» (N 134848);

http://sc.edu.ru/catalog/res/1d53cd50-5f5f-4ab7-8825-bdfc016c56e7/? — Карточка ресурса на портале Единой коллекции ЦОР

7) анимация «Использование символов для живых существ» (N 134916);

http://sc.edu.ru/catalog/res/19f35c3a-647e-4d00-b1d5-2915c6a38667/? — Карточка ресурса на портале Единой коллекции ЦОР

8) тест по теме «Знаки» – «Система тестов и заданий N9» (N 135130);

http://sc.edu.ru/catalog/res/e95860b5-5f51-4ce5-9459-96e1fb123c26/? — Карточка ресурса на портале Единой коллекции ЦОР

9) демонстрация к лекции «Информация и письменность» (N 119187);

http://sc.edu.ru/catalog/res/588f3758-f8fd-41a7-8fbe-599303b6724a/? — Карточка ресурса на портале Единой коллекции ЦОР

10) демонстрация к лекции «Языки естественные и формальные» (N 119246);

http://sc.edu.ru/catalog/res/650244b5-ec53-4040-8540-764cd01cc0b3/? — Карточка ресурса на портале Единой коллекции ЦОР

Практическая часть урока

1) В текстовом процессоре выполнить задание 4.1 (стр. 185 учебника) «Ввод символов».

Задание 4.1. Ввод символов

1. Запустите текстовый процессор, установленный на вашем компьютере.

2. Введите с помощью клавиатуры:

3. Сохраните файл в личной папке под именем Символы.rtf.

2) Ответить на вопросы теста по теме «Знаки» – «Система тестов и заданий N9» (N 135130).

Источник

Информатика и ИКТ. 8 класс (Босова Л.Л.)

Знаки: форма и значение

С древних времен знаки используются человеком для долговременного хранения информации и ее передачи на большие расстояния.

Форма знаков. В соответствии со способом восприятия знаки можно разделить на зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые, причем в человеческом общении используются знаки первых трех типов.

К зрительным знакам, воспринимаемым с помощью зрения относятся буквы, цифры, которые используются в письменной речи, знаки химических элементов, музыкальные ноты, дорожные знаки и т.д.

К слуховым знакам, воспринимаемым с помощью слуха, относятся звуки, которые используются в устной речи, а также звуковые сигналы, которые производятся с помощью звонка, колокола, свистка, гудка, сирены и т.д.

Для незрячих разработана азбука Брайля, которая использует осязательный способ восприятия текстовой информации. К разряду осязательных знаков принадлежат также жесты-касания: рукопожатия, похлопывания по плечу и др.

В коммуникации многих видов животных особую роль играют обонятельные знаки. Например, медведи и другие дикие животные помечают место обитания клочьями шерсти, сохраняющей запах, чтобы отпугнуть чужака и показать, что данная территория уже занята.

Для долговременного хранения знаки записываются на носители информации.

Для передачи информации на большие расстояния используются знаки в форме сигналов. Всем известны световые сигналы светофора, звуковые сигналы школьного звонка оповещают о начале или конце урока, электрические сигналы передают информацию по телефонным и компьютерным сетям, электромагнитные волны передают сигналы радио и телевидения.

Значение знаков. Знаки отображают объекты окружающего мира или понятия, т.е. имеют определенное значение (смысл).

Знаки различаются по способу связи между их формой и значением. Иконические знаки позволяют догадаться об их смысле, так как имеют форму, похожую на отображаемый объект. Примером таких знаков являются значки на Рабочем столе операционной системы компьютера, например значок Компьютер.

Символами называются знаки, для которых связь между формой и значением устанавливается по общепринятому соглашению.

Если неизвестно соглашение о связи формы и значения символов, то ничего нельзя сказать о смысле информации, записанной такими знаками. Существуют найденные археологами и до сих пор не расшифрованные тексты на древних языках, так как неизвестно значение знаков, которыми они записаны.

В современном мире широко применяется шифрование, которое использует секретный ключ в качестве соглашения о связи формы символов с их значениями. Если секретный ключ неизвестен, но содержание передаваемого текста понять невозможно.

Один и тот же символ может иметь различное значение в разных знаковых системах. Например, знак «О» используется в качестве:

  • буквы «О» в русском алфавите;
  • буквы «О» в английском алфавите;
  • цифры 0 в системах счисления;
  • смвола химического элемента «О» (кислорода) в таблице Д.И. Менделеева.

Источник

Читайте также:  Способ при котором начисление амортизации производится равномерно
Оцените статью
Разные способы