- По способу восприятия задача по алгебре бывает
- По способу восприятия задача по алгебре бывает
- По способу восприятия задача по алгебре бывает
- Электронные облака
- Лекции
- Рабочие материалы
- Тесты по темам
- Template tips
- Задачи
- Логика вычислительной техники и программирования
- * Тест «Виды и свойства информации. Информационные процессы»
По способу восприятия задача по алгебре бывает
Цель: Получить представление о том, что такое информация для человека. Что такое процедурные и декларативные знания. Получить представление о видах информации
Объясните смысл следующих выражений:
- Получить информацию
- Содержать много полезной информации
- Не содержать информации
- Информация к размышлению
Для любого человека информация — это знания, которые он получает из различных источников.
Информация для человека — это знания.
Учеба в школе — это процесс получения знаний, а => процесс получения информации.
Знания, которые начинаются со слов «Я знаю, что…» принято называть декларативными (декларация — утверждение, сообщение). К этой группе относятся знания об явлениях, событиях, свойствах объектов, зависимостях.
Я знаю, что самое большое озеро — Каспийское
Я знаю, что Пушкин родился в 1799 году
Я знаю, что квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.
Я знаю, что Луна спутник Земли
Знания, начинающиеся со слов «Я знаю, как…», называются процедурными. Они определяют действия для достижения к-л. цели.
Например: Я знаю, как получить хорошее образование.
Человек получает информацию из окружающего мира с помощью органов чувств, анализирует ее, выявляет важные существенные закономерности и хранит полученную информацию в памяти.
С точки зрения науки информация рассматривается как знания.
Процесс познания можно наглядно изобразить в виде расширяющегося круга знания. (Такой способ придумали древние греки.)
Парадокс состоит в том, что чем большим объемом знаний обладает человек и чем шире круг знаний, тем больше он ощущает недостаток знаний, тем больше граница нашего незнания, мерой которого в этой модели является длина окружности.
Информацию, которую получает человек, можно считать мерой уменьшения неопределенности знания. Если некоторое сообщение приводит к уменьшению неопределенности наших знаний, то можно говорить, что такое сообщение содержит информацию.
При решении задач учащиеся должны оперировать типами классификации видов информации. Так, для человека основными видами являются зрительная (по способу восприятия), текстовая (по способу представления) и личная (по общественному значению). Более 90 % информации поступает к человеку через зрение и слух. Для животных — обонятельная (по способу восприятия), для компьютера — числовая (по форме представления). Говорить о видах информации по форме представления по отношению к животным и о видах информации по способу восприятия по отношению к компьютеру неправомерно.
Укажите, в каком виде представлена информация в следующих примерах:
Пример | Вид информации | Носители | |
---|---|---|---|
По способу восприятия | По форме представления | ||
Задача по алгебре | Зрительный или аудиальный | Комбинированный | Бумага, классная доска, зв. волны |
Письмо | Зрительный или аудиальный | Текстовый | Бумага, магнитная лента |
Картина | Зрительный | Графический | Холст |
Опера | аудиальный | Музыкальный | Акустические волны |
Радиопередача | аудиальный | Текстовый | Акустические волны |
Телевизионная передача | Зрительный + аудиальный | Комбинированный | Электромагнитные волны |
Аромат сирени | Обонятельный | — | Воздух |
Вкус лимона | Вкусовой | — | Лимон |
Желтый свет | Зрительный | графический | Бумага, световые волны |
- Приведите примеры декларативных и процедурных знаний, которыми вы владеете.
- Любая ли информация является знанием и любое ли знание является информацией?
Более расширенную информацию по этой теме можно получить в книге «Информатика. Задачник-практикум т.2» под ред. И. Семакина, 1999г. (Раздел №7. Моделирование знаний и логическое программирование.
Источник
По способу восприятия задача по алгебре бывает
Бумага, световые волны
Глава для любознательных
Некоторое представление о разнообразии видов информации может дать следующее определение информации, приведенное в Советском энциклопедическом словаре: “Информация – это общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом, обмен сигналами в животном и растительном мире; передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму”.
В приведенном определении выделены четыре вида информации:
Можно предложить и другие варианты классификации информации:
Конкретный исследователь выбирает для себя ту или иную классификацию в зависимости от стоящей перед ним проблемы, от тех взаимосвязей, которые он изучает.
Все знания об окружающем мире мы получаем с помощью наших органов чувств. Насколько мы им можем доверять? За долгие годы ученые придумали и построили много обманчивых картинок, наглядно демонстрирующих, сколь ограниченны возможности нашего глаза.
При взгляде на рис. 1 кажется, что вертикальная линия длиннее горизонтальной, хотя в действительности обе они имеют равную длину. На рис. 2 обе горизонтальные линии имеют одинаковую длину. Точкой А на рис. 3 помечена середина горизонтального отрезка. Иллюзия неравенства его правой и левой частей создается стрелками на концах. Как ни трудно в это поверить диагональ АВ на рис. 4 равна диагонали АС, равны также и окружности в центре левой фигур, представленные на рис. 5.
Вкусовые, слуховые и тактильные ощущения также могут порождать иллюзии: сладкий напиток, пока его пьешь, начинает казаться менее сладким; если опустить руку сначала в ледяную воду, а потом сразу в теплую, то она покажется горячее, чем на самом деле: если в течение нескольких минут подержать в руках тяжелый предмет, то после этого другой, более легкий предмет покажется нам почти невесомым.
Информация нам нужна для того, чтобы принимать правильные решения.
Рассмотрим свойства информации, т.е. качественные признаки.
Объективность информации. Информация – это отражение внешнего мира, а он существует независимо от нашего сознания и желания. Поэтому в качестве свойства информации можно выделить ее объективность. Информация объективна, если она не зависит от чьего либо мнения, суждения.
- Пример. Сообщение “На улице тепло” несет субъективную информацию, а сообщение “На улице 220С” — объективную (если термометр исправен).
Объективную информацию можно получить с помощью исправных датчиков, измерительных приборов. Но, отражаясь в сознании конкретного человека, информация перестает быть объективной, т.к. преобразовывается (в большей или меньшей степени) в зависимости от мнения, суждения, опыта, знания или “вредности” конкретного субъекта.
Достоверность информации. Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел.
Объективная информация всегда достоверна, но достоверная информация может быть как объективной, так и субъективной.
Достоверная информация помогает принять нам правильное решение.
Недостоверной информация может быть по следующим причинам:
- Преднамеренное искажение (дезинформация);
- Искажение в результате воздействия помех (“испорченный телефон”);
- Когда значение реального факта преуменьшается или преувеличивается (слухи, рыбацкие истории).
- Например, мечта историка – иметь полную информацию о минувших эпохах. Но историческая информация никогда не бывает полной, и полнота информации уменьшается по мере удаленности от нас исторической эпохи. Даже события происходившие на наших глазах, не полностью документируются, многое забывается, и воспоминания подвергаются искажению.
Неполная информация может привести к ошибочному выводу или решению. Не зря русская пословица гласит: “Недоученный хуже неученого”.
Актуальность (своевременность) информации – важность, существенность для настоящего времени. Только вовремя полученная информация может принести необходимую пользу. Неактуальной информация может быть по двум причинам: она может быть устаревшей (прошлогодняя газета) либо незначимой, ненужной (например, сообщение о том, что в Италии снижены цены на 5%).
Полезность или бесполезность (ценность) информации.
Так как границы между этими понятиями нет, то следует говорить о степени полезности применительно к нуждам конкретных людей. Полезность информации оценивается по тем задачам, которые мы можем решить с ее помощью.
Самая ценная для нас информация – достаточно полезная, полная, объективная, достоверная и новая. При этом примем во внимание, что небольшой процент бесполезной информации даже помогает, позволяя отдохнуть на неинформативных участках текста. А самая полная, самая достоверная информация не может быть новой.
С точки зрения техники свойство полезности рассматривать бессмысленно, так как задачи машине ставит человек.
Опорный конспект для ученика.
- Информация объективна, если она не зависит от чьего-либо мнения, суждения.
Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. - Информация полна, если ее достаточно для понимания и принятия решения.
- Информация актуальна (своевременна), если она важна, существенна для настоящего времени.
- Полезность информации оценивается по тем задачам, которые мы можем решить с ее помощью.
- Информация понятна, если она выражена на языке, доступном для получателя.
- достоверной, но необъективной информации;
- объективной, но недостоверной информации;
- полной, достоверной, но бесполезной информации;
- неактуальной информации;
- актуальной, но непонятной информации.
В следующих примерах определите свойства встречающейся информации:
- Идет вступительный экзамен по математике. Вы попросили у соседа его решение задачи. Шпаргалка содержала полное и правильное решение, но . на японском языке.
- На следующий день вступительная комиссия вывесила правильные решения всех задач.
- Один персидский царь, собираясь завоевать соседнее государство, обратился к оракулу с вопросом: “Что произойдет, если я со своим войском переправлюсь через пограничную реку?” Оракул ответил: “Государь, ты разрушишь великое царство”. Удовлетворившись таким предсказанием, завоеватель переправился со своим войском через реку и был разгромлен войском противной стороны. В гневе он обратился к оракулу, обвиняя того в обмане. На что оракул ответил: “Государь, а разве твое царство было не велико?”
Какими свойствами может обладать информация о будущем (предсказания, гадания, пророчества)?
Приведите пример одновременно необъективной, недостоверной, неполной, неактуальной, бесполезной, непонятной информации.
Поговорку “Ты, парень, срубил дерево не по плечу” можно трактовать как:
- срубить — срубил, а унести не смог;
- завоевал женщину, которую не удержать;
- пробился к месту, которое не по способностям. Какие свойства информации здесь проявляются?
Опыт практической работы показывает, что обычно обсуждение темы “Свойства информации” проходит заинтересованно и вызывает живой интерес учащихся. Примеры приводятся самые разнообразные, подчас неожиданные. Задачи 10—14 являются одновременно и вопросами-заданиями, и подсказками. Так, пример 11 ,а является ответом на задания 10,в и 10,д, 11,6 — ответом на задание 10,г, в таком же отношении находятся задачи 12 и 13.
Задача 14 — пример неполноты информации, которая встречается в обыденной жизни повсеместно. Фраза, вырванная из текста без сопутствующего ей контекста, без связи с конкретной ситуацией может трактоваться неоднозначно. При обсуждении этой задачи стоит заострить внимание учащихся на том, что именно неполнота информации чаще всего бывает причиной принятия неверного решения. Пословица “Полуправда хуже лжи” отражает ситуацию. Подобным примером является и задача 11,в. В процессе обсуждения целесообразно затронуть вопрос о том, почему так важно давать точные определения изучаемым или описываемым явлениям в науке, почему нельзя ограничиваться “интуитивными” или “общеизвестными” трактовками понятий.
- Приведите примеры информации, представленной в текстовой, числовой, графической формах.
- Приведите пример, в котором числовая информация используется вместе с текстовой, графическая вместе с числовой.
- Назовите виды информации, которые являются основными для человека, животных, компьютера.
- В следующем примере определите свойства встречающейся информации:
Один персидский царь, собираясь завоевать соседнее государство, обратился к оракулу с вопросом: “Что произойдет, если я со своим войском переправлюсь через пограничную реку?” Оракул ответил: Государь, ты разрушишь великое царство”. Удовлетворившись таким предсказанием, завоеватель переправился со своим войском через реку и был разгромлен войском противной стороны. В гневе он обратился к оракулу, обвиняя того в обмане. На что оракул ответил: “Государь, а разве твое царство было не велико?”
Источник
По способу восприятия задача по алгебре бывает
Электронные облака
Лекции
Рабочие материалы
Тесты по темам
Template tips
Задачи
Логика вычислительной техники и программирования
* Тест «Виды и свойства информации. Информационные процессы»
Раздел «Информация и информационные процессы»
- Интерес человека к информации определяется только ее новизной.
- Полнота информации не влияет на правильность выбора при принятии решения.
- Свойство информации «достоверность» указывает на непротиворечивость данных.
- Свойство информации «понятность» относится к языку, на котором представлены данные.
- Кодирование не является информационным процессом.
- Информационный процесс характеризуется изменением информации во времени.
- Накопление информации не относится к информационным процессам.
- Бит — основная единица информации в системе СИ.
- Элементарная единица информации — бит.
- Элементарная единица информации — байт.
- Информация — это сообщение в виде знаков или сигналов.
- Преобразование информации не относится к числу информационных процессов.
- Хранение информации возможно не только на информационных носителях.
- В теории информации минимальной единицей информации является 1 бит.
- Обучение не является информационным процессом.
- Информацию можно классифицировать только по форме представления.
- На бытовом уровне под информацией понимаются любые сведения, новости, сообщения.
- Каналом связи могут быть только телефонные или оптоволоконные линии.
- Обмен информацией между источником и приемником осуществляется через канал связи.
- Обмен информацией — один из основных информационных процессов.
- Что ЯВЛЯЕТСЯ ОБЪЕКТОМ ИЗУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКИ?
- Компьютер.
- Информационные процессы.
- Компьютерное программное обеспечение.
- Свойства информации.
- Что такое информация?
- сведения, сообщения об окружающем нас мире и процессах, протекающих в нем
- сведения, разъяснения
- содержание какой-либо новости
- сведения о каких-либо событиях
- содержание какой-либо новости, сообщения, сведения о каких-либо событиях
- Установите соответствие между свойством информации и его описанием:
- достоверность
- полнота
- понятность
- ценность
- своевременность
а) язык понятен получателю
б) правильность, непротиворечивость
в) вовремя, в нужный срок
г) имеются все необходимые данные
д) полезность, важность, значимость
Ответ: 1б, 2г, 3а, 4д, 5в
- Установите соответствие между свойством информации и его описанием:
- актуальность
- точность
- понятность
- полезность
- полнота
а) язык понятен получателю
б) неискажение истинного положения дел
в) вовремя, в нужный срок
г) достаточность для понимания, принятия решения
д) важность, значимость.
- Установите соответствие:
Пример информации:
- радуга
- пение птиц
- мокрая трава
- запах цветов
- вкус ананаса
Вид информации:
а) вкусовая
б) тактильная
в) обонятельная
г) визуальная
д) аудиальная
- горячий кофе
- вкус котлеты
- яркое солнце
- запах после дождя
- шорох листьев
Вид информации:
а) вкусовая
б) тактильная
в) обонятельная
г) визуальная
д) аудиальная
Ответ: 1б, 2а, 3г, 4в, 5д
- Установите соответствие:
- обработка и преобразование информации
- накопление и хранение информации
- обмен (прием/передача) информации
а) добавление новой фамилии в зап.книжку
б) изучение литературы для написания сочинения
в) запись новой музыки на диск
г) получение письма по электронной почте
д) решение задачи
Ответ: а2, б1, в2, г3, д1
- Установите соответствие:
- обработка и преобразование информации
- накопление и хранение информации
- обмен (прием/передача) информации
а) просмотр телевизионной передачи
б) разговор по телефону
в) выступление с докладом на уроке
г) запись новой темы в тетрадь по информатике
д) прослушивание музыки
Ответ: а3, б3, в3, г2, д1
- Информацию, изложенную на доступном для получателя языке называют:
- полной;
- полезной;
- актуальной;
- достоверной;
- понятной.
- Информацию, достаточную для решения поставленной задачи, называют:
- полной;
- понятной.
- достоверной;
- актуальной;
- полезной;
- Информацию, не зависящую от личного мнения или суждения, называют:
- достоверной;
- актуальной;
- объективной;
- полной;
- понятной.
- Информацию, отражающую истинное положение вещей, называют:
- полной;
- полезной;
- актуальной;
- достоверной;
- понятной.
- Информацию, существенную и важную в настоящий момент, называют:
- полной;
- полезной;
- актуальной;
- достоверной;
- понятной.
- Вечером, когда ты уже вернулся из колледжа, неожиданно позвонил одногруппник и предупредил, что расписание уроков на завтра изменилось. И продиктовал новое расписание. Какая для тебя это информация?
- Достоверная
- Полная
- Актуальная
- Полезная
- Понятная
- Когда ты собирался в колледж, по телевизору увидел заставку: ☼ +22. А на улице шёл дождь. Какая для тебя это информация?
- Достоверная
- Понятная
- Полезная
- Актуальная
- Недостоверная
- Полная
- Прочитав книжку по истории, ты узнал, что у египтян не было алфавита, и вместо букв они использовали рисунки-иероглифы. А в школе в это время вы как раз изучали Древний Египет. Какая для тебя это информация?
- Актуальная
- Полезная
- Полная
- Достоверная
- Понятная
- По форме представления информацию можно условно разделить на следующие виды:
- математическую, биологическую, медицинскую, психологическую и пр.
- обыденную, производственную, техническую, управленческую;
- текстовую, числовую, графическую, звуковую и пр.;
- научную, социальную, политическую, экономическую, религиозную и пр.;
- зрительную, слуховую, тактильную, обонятельную, вкусовую;
- По способу восприятия информации человеком различают следующие виды информации:
- обыденную, производственную, техническую, управленческую;
- математическую, биологическую, медицинскую, психологическую и пр.
- зрительную, слуховую, тактильную, обонятельную, вкусовую;
- научную, социальную, политическую, экономическую, религиозную и пр.;
- текстовую, числовую, графическую, звуковую и пр.;
- Примером текстовой информации может служить:
- фотография;
- правило в учебнике русского языка;
- таблица умножения на обложке школьной тетради;
- музыкальное произведение.
- иллюстрация в книге;
- Наибольший объем информации человек получает при помощи:
- органов слуха;
- органов зрения;
- органов осязания;
- органов обоняния;
- вкусовых рецепторов.
- Тактильную информацию человек получает посредством:
- специальных приборов;
- термометра;
- барометра;
- органов осязания;
- органов слуха.
- С помощью какого чувства ты узнаёшь, что лимон кислый?
- зрение
- осязание
- вкус
- слух
- обоняние
- Звуковую информацию человек получает посредством:
- специальных приборов
- органов осязания
- барометра
- органов слуха
- термометра
- К аудиоинформации можно отнести информацию, которая передаётся посредством…
- переноса вещества
- световых волн
- звуковых волн
- электромагнитных волн
- Визуальную (зрительную) информацию несет:
- ощущение холода.
- вкус яблока;
- картина;
- запах духов;
- комариный укус;
- звук грома.
- Визуальной называют информацию, воспринимаемую органами…
- слуха
- зрения
- обоняния
- осязания
- С помощью какого чувства ты узнаёшь, что листья на деревьях зелёные?
- вкус
- осязание
- слух
- обоняние
- зрение
- С помощью какого чувства ты узнаёшь, что вода мокрая?
- зрение
- слух
- осязание
- обоняние
- вкус
- Одним из основных свойств информации является
- Доступность
- Результативность
- Хаотичность
- Измеримость
- Обмен информацией — это:
- выполнение домашней работы;
- просмотр телепрограммы;
- наблюдение за поведением рыб в аквариуме;
- разговор по телефону.
- Наиболее ярким примером передачи информации может служить процесс…
- отправки телеграммы
- запроса к базе данных
- поиска нужного слова в словаре
- коллекционирования марок
- Запись лекций студентом в блокнот можно назвать:
- процесс передачи информации
- процесс обработки информации
- процесс получения информации
- процесс хранения информации
- процесс защиты информации
- Супруга царя Салтана родила Гвидона и хочет обрадовать мужа. В этой ситуации супруга царя – это:
- источник информации;
- получатель информации;
- канал связи;
- помеха.
- Информационная картина мира — это:
- наиболее общая форма отражения физической реальности, выполняющая обобщающую, систематизирующую и мировоззренческую функции;
- выработанный обществом и предназначенный для общего потребления способ воспроизведения среды человеческого обитания;
- обобщенный образ движения социальной материи;
- совокупность информации, позволяющей адекватно воспринимать окружающий мир и существовать в нем;
- стабильное теоретическое образование для объяснения явлений окружающего мира на основе фундаментальных физических идей.
- Измерение температуры представляет собой:
- процесс хранения информации;
- процесс передачи информации;
- процесс получения информации;
- процесс защиты информации;
- процесс использования информации.
- Перевод текста с английского языка на русский можно назвать:
- процесс хранения информации;
- процесс передачи информации;
- процесс получения информации;
- процесс защиты информации;
- процесс обработки информации.
- Решение задачи по математике можно назвать:
- информационным процессом поиска информации;
- информационным процессом хранения информации;
- информационным процессом обработки информации;
- информационным процессом передачи информации.
- Записная книжка обычно используется с целью:
- обработки информации
- хранения информации
- передачи информации
- Не является свойством информации..
- Понятность
- Полнота
- Прямолинейность
- Доступность
- Что такое сигнал?
- Передача информации
- Это физический процесс, посредством которого человек или устройство получает информацию
- Представление дискретной информации в виде символов
- Нет правильного ответа
- Представление информации с определенной степенью точности в виде дискретной
- Сигнал называют аналоговым, если
- он может принимать конечное число конкретных значений;
- он непрерывно изменяется по амплитуде во времени;
- он несет текстовую информацию;
- он несет какую-либо информацию;
- это цифровой сигнал.
- Сигнал называют дискретным, если
- он может принимать конечное число конкретных значений;
- он непрерывно изменяется по амплитуде во времени;
- он несет текстовую информацию;
- он несет какую-либо информацию;
- это цифровой сигнал.
- Преобразование непрерывных изображений и звука в набор дискретных значений в форме кодов называют —
- кодированием;
- дискретизацией;
- декодированием;
- информатизацией.
- Во внутренней памяти компьютера представление информации
- непрерывно;
- дискретно;
- частично дискретно, частично непрерывно;
- информация представлена в виде символов и графиков.
- Аналоговым сигналом является:
- сигнал светофора;
- сигнал SOS;
- сигнал маяка;
- электрокардиограмма;
- дорожный знак.
- Дискретный сигнал формирует:
- барометр;
- термометр;
- спидометр;
- светофор.
Источник