По способу восприятия выделяют информацию ответ

По способу восприятия выделяют информацию ответ

Виды информации. Представление информации.

По способу восприятия информации человеком можно выделить визуальную (зрительную), аудиальную (звуковую), обонятельную (запахи) вкусовую, тактильную (осязательную), вестибулярную и мышечную информацию (рис.3).

Визуальную информацию люди воспринимают с помощью глаз. Человек может увидеть объект или явление, букву или цифру, картину или фильм, схему или карту, жест или танец. Аудиальную информацию люди воспринимают с помощью ушей. Человек может услышать произвольные звуки, шум, музыку, пение и речь. Обонятельную информацию, или запахи, человек воспринимает с помощью носа. Запах можно охарактеризовать как терпкий или пряный, приятный или неприятный, тяжелый или легкий. Вкусовую информацию человек воспринимает с помощью языка. Вкус может быть горький или сладкий, кислый или соленый. Тактильную информацию человек воспринимает кожей. Прикасаясь к предмету, можно определить его температуру (холодный или горячий) и вид поверхности (гладкая или шероховатая, мокрая или сухая). Вестибулярную информацию человек воспринимает с помощью вестибулярного аппарата, который отслеживает положение тела человека в трехмерном пространстве. Летя в самолете и не видя горизонта, человек может определить, куда и как он перемещается: вверх или вниз, вправо или влево, ускоренно или замедленно. Мышечную информацию люди воспринимают с помощью мышц. Закрыв глаза, человек не пронесет ложку с супом мимо своего рта, может дотронуться указательным пальцем до своего носа, сравнить массу гирь, одинаковых на ощупь.

Воспринимать информацию могут не только люди, но и животные, и растения. Однако в отличие от людей, восприятие информации животными и растениями имеет свои особенности. Например, слоны способны воспринимать звуки, которые не слышит человек, у собак лучше всего развито обоняние, у летучих мышей – слух, а растения могут получать информацию с помощью корней и листьев. Несмотря на эти особенности, в живой природе, так же как и в мире людей, информация играет важную роль в обеспечении жизненных процессов. Воспринимаемую с помощью органов чувств информацию человек стремится выразить так, чтобы она была понятна другим. Одну и ту же информацию, в зависимости от цели деятельности, можно выразить разными способами и представить в разной форме.

По форме представления принято выделять числовую, текстовую, графическую, звуковую и комбинированную информацию (рис. 4).

Рис. 4. Виды информации по форме представления

Например, если человек хочет выучить слова песни наизусть, то, скорее всего, он запишет стихи с помощью букв. В этом случае информация будет представлена в текстовой форме. Запомнить мелодию песни позволит прослушивание этой песни в исполнении певца или музыканта. В этом случае информация будет представлена в звуковой форме. Образ, навеянный стихами или мелодией, можно изобразить в графической форме с помощью рисунка.

Читайте также:  Способы изменения временных параметров реле

Для того чтобы выяснить количество поклонников исполнителя песни, необходимо их подсчитать и результат представить в числовой форме. Каждая из этих форм представления информации имеет свои особенности. Графическая информация наиболее доступна, так как срезу передает визуальный образ.

С помощью текстовой и звуковой информации можно представить исчерпывающие разъяснения. Числовая информация дает возможность проводить различные сравнения и вычисления. Поэтому чаще всего информацию представляют в комбинированной форме. Частным случаем комбинированной информации является мультимедийная информация , когда текстовая и числовая информация сочетается со звуковой и графической информацией, с видеоизображением .

Для представления информации человек использует различные знаки. Один и тот же знак может иметь разный смысл. Если человек наделил знак смыслом, то этот знак называют символом

Например, нарисованный овал может означать или букву «О», или цифру ноль, или химический элемент кислород, или геометрическую фигуру. В нашем примере нарисованный овал – это знак. Буква, цифра и обозначение химического элемента являются символами.

Для того чтобы понимать смысл информации, представленной с помощью символов, человеку необходимо знать не только символы, но и правила составления сообщений из этих символов. Говоря другими словами, человеку необходимо знать язык. Язык может быть разговорным, языком рисунков, мимики и жестов, языком науки и искусства.

Выделяют естественные (разговорные) и искусственные языки (рис. 5).

Естественные языки исторически сложились в процессе развития человеческой цивилизации. К естественным языкам относятся русский, английский, китайский и многие другие языки. В мире насчитывается более 10 тыс. разных языков, диалектов и наречий.

Искусственные языки специально созданы для профессионального применения в какой-либо области человеческой деятельности. Некоторые искусственные языки складывались в течение длительного исторического периода, например язык математических обозначений. С этой точки зрения они мало отличаются от естественных языков. Примерами искусственных языков являются эсперанто, языки программирования, язык математики, язык химии, язык логики, язык флажков на флоте, язык дорожных знаков.

Некоторые естественные языки имеют искусственно созданные алфавиты. Так, например, авторами русского языка являются Кирилл и Мефодий.

Представление информации с помощью определенного языка всегда связано с алфавитом. Алфавит содержит конечный набор символов, из которых можно составить как угодно много слов. Все символы в алфавите упорядочены.

Количество символов в алфавите называют мощность алфавита.

Представленную информацию можно преобразовать из одной последовательности знаков в другую, не задумываясь о смысле сообщения. Такой процесс преобразования сообщения называется кодированием. Обратный процессом кодированию является процесс декодирования. Для того чтобы выполнить кодирование или декодирование, необходимо знать правила перевода одних знаков в другие знаки. Говоря другими словами, надо знать код или шифр.

По мере развития средств появились различные способы кодирования информации. Например, кодирование с помощью азбуки (кода) Морзе (длительный сигнал – тире, короткий сигнал – точка, нет сигнала – пауза), с помощью двоичного кода (нет сигнала – 0, есть сигнал – 1). Кодирование используется для представления информации в такой форме, которая будет наиболее удобна для работы человека или технического устройства. Например, человеку удобно и привычно работать с десятичными числами, а компьютер настроен на работу с двоичными числами. Поэтому десятичное число, введенное с помощью клавиатуры компьютера, кодируется в двоичное число. При выводе числа на экран монитора происходит декодирование из двоичного числа в десятичное число. Кодирование информации необходимо не только для ее рационального представления, но и для ее эффективной защиты. Не случайно другим примером кода является пин-код сотового телефона или банковской карточки, а также код, используемый в качестве ключа от цифрового замка дорожной сумки.

Читайте также:  Способы наказания для девушки

Источник

Учитель информатики

Сайт учителя информатики. Технологические карты уроков, Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.

Тестовые задания для самоконтроля. Информация и информационные процессы

Информатика. 7 класса. Босова Л.Л. Оглавление

1. Какое из следующих утверждений точнее всего раскрывает смысл понятия «информация» с обыденной точки зрения?

  • а) последовательность знаков некоторого алфавита
  • б) книжный фонд библиотеки
  • в) сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком непосредственно или с помощью специальных устройств
  • г) сведения, содержащиеся в научных теориях

2. Непрерывным называют сигнал:

  • а) принимающий конечное число определённых значений
  • б) непрерывно изменяющийся во времени
  • в) несущий текстовую информацию
  • г) несущий какую-либо информацию

3. Дискретным называют сигнал:

  • а) принимающий конечное число определённых значений
  • б) непрерывно изменяющийся во времени
  • в) который можно декодировать
  • г) несущий какую-либо информацию

4. Информацию, не зависящую от личного мнения или суждения, называют:

  • а) понятной
  • б) актуальной
  • в) объективной
  • г) полезной

5. Информацию, существенную и важную в настоящий момент, называют:

  • а) полезной
  • б) актуальной
  • в) достоверной
  • г) объективной

6. По способу восприятия человеком различают следующие виды информации:

  • а) текстовую, числовую, графическую, табличную и пр.
  • б) научную, социальную, политическую, экономическую, религиозную и пр.
  • в) обыденную, производственную, техническую, управленческую
  • г) визуальную, аудиальную, тактильную, обонятельную, вкусовую

7. Известно, что наибольший объём информации физически здоровый человек получает при помощи:

  • а) органов слуха
  • б) органов зрения
  • в) органов осязания
  • г) органов обоняния
  • д) вкусовых рецепторов

8. Укажите «лишний» объект с точки зрения соглашения о смысле используемых знаков:

  • а) буквы
  • б) дорожные знаки
  • в) цифры
  • г) нотные знаки

9. Укажите «лишний» объект с точки зрения вида письменности:

  • а) русский язык
  • б) английский язык
  • в) китайский язык
  • г) французский язык

10. К формальным языкам можно отнести:

  • а) русский язык
  • б) латынь
  • в) китайский язык
  • г) французский язык

11. По форме представления информацию можно условно разделить на следующие виды:

  • а) математическую, биологическую, медицинскую, психологическую и пр.
  • б) знаковую и образную
  • в) обыденную, научную, производственную, управленческую
  • г) визуальную, аудиальную, тактильную, обонятельную, вкусовую

12. Дискретизация информации — это:

  • а) физический процесс, изменяющийся во времени
  • б) количественная характеристика сигнала
  • в) процесс преобразования информации из непрерывной формы в дискретную
  • г) процесс преобразования информации из дискретной формы в непрерывную
Читайте также:  Какие есть способы проверки орфограмм

13. Дайте самый полный ответ.

При двоичном кодировании используется алфавит, состоящий из:

  • а) 0 и 1
  • б) слов ДА и НЕТ
  • в) знаков + и —
  • г) любых двух символов

14. Сколько существует различных последовательностей из символов «плюс» и «минус» длиной ровно шесть символов?

15. Для пяти букв латинского алфавита заданы их двоичные коды (для некоторых букв — из двух битов, для некоторых — из трёх битов). Эти коды представлены в таблице:

Определите, какой набор букв закодирован двоичной строкой 0110100011000.

  • а) ЕВСЕА
  • б) BDDEA
  • в) BDCEA
  • г) ЕВАЕА

16. Шахматная доска состоит из 8 столбцов и 8 строк. Какое минимальное количество битов потребуется для кодирования координат одного шахматного поля?

17. В какой строке единицы измерения информации расположены по возрастанию?

  • а) гигабайт, мегабайт, килобайт, байт, бит
  • б) бит, байт, мегабайт, килобайт, гигабайт
  • в) байт, бит, килобайт, мегабайт, гигабайт
  • г) бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт

18. Объём сообщения равен 11 Кбайт. Сообщение содержит 11 264 символа. Какова мощность алфавита, с помощью которого записано сообщение?

19. Дан текст из 600 символов. Известно, что символы берутся из таблицы размером 16 х 32. Определите информационный объём текста в битах.

20. Два текста содержат одинаковое количество символов. Первый текст составлен из символов алфавита мощностью 16, а’второй текст — из символов алфавита мощностью 256. Во сколько раз количество информации во втором тексте больше, чем в первом?

21. Информационные процессы — это:

  • а) процессы строительства зданий и сооружений
  • б) процессы химической и механической очистки воды
  • в) процессы сбора, хранения, обработки, поиска и передачи информации
  • г) процессы производства электроэнергии

22. Под носителем информации принято подразумевать:

  • а) линию связи
  • б) сеть Интернет
  • в) компьютер
  • г) материальный объект, на котором можно тем или иным способом зафиксировать информацию

23. В какой строке верно представлена схема передачи информации?

  • а) источник → кодирующее устройство → декодирующее устройство → приёмник
  • б) источник → кодирующее устройство → канал связи → декодирующее устройство → приёмник
  • в) источник → кодирующее устройство → помехи → декодирующее устройство → приёмник
  • г) источник → декодирующее устройство → канал связи → кодирующее устройство → приёмник

24. Гипертекст — это:

  • а) очень большой текст
  • б) текст, в котором могут осуществляться переходы по ссылкам
  • в) текст, набранный на компьютере
  • г) текст, в котором используется шрифт большого размера

25. Поисковой системой НЕ является:

  • а) Google
  • б) FireFox
  • в) Rambler
  • г) Яндекс

26. Даны запросы к поисковой системе. По какому запросу будет найдено наибольшее количество соответствующих ему страниц?

  • а) разведение & содержание & меченосцы & сомики
  • б) содержание & меченосцы
  • в) (содержание & меченосцы)] сомики
  • г) содержание & меченосцы & сомики

Источник

Оцените статью
Разные способы