По способу восприятия по форме представления по общественному значению таблица
Цель: Получить представление о том, что такое информация для человека. Что такое процедурные и декларативные знания. Получить представление о видах информации
Объясните смысл следующих выражений:
- Получить информацию
- Содержать много полезной информации
- Не содержать информации
- Информация к размышлению
Для любого человека информация — это знания, которые он получает из различных источников.
Информация для человека — это знания.
Учеба в школе — это процесс получения знаний, а => процесс получения информации.
Знания, которые начинаются со слов «Я знаю, что…» принято называть декларативными (декларация — утверждение, сообщение). К этой группе относятся знания об явлениях, событиях, свойствах объектов, зависимостях.
Я знаю, что самое большое озеро — Каспийское
Я знаю, что Пушкин родился в 1799 году
Я знаю, что квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.
Я знаю, что Луна спутник Земли
Знания, начинающиеся со слов «Я знаю, как…», называются процедурными. Они определяют действия для достижения к-л. цели.
Например: Я знаю, как получить хорошее образование.
Человек получает информацию из окружающего мира с помощью органов чувств, анализирует ее, выявляет важные существенные закономерности и хранит полученную информацию в памяти.
С точки зрения науки информация рассматривается как знания.
Процесс познания можно наглядно изобразить в виде расширяющегося круга знания. (Такой способ придумали древние греки.)
Парадокс состоит в том, что чем большим объемом знаний обладает человек и чем шире круг знаний, тем больше он ощущает недостаток знаний, тем больше граница нашего незнания, мерой которого в этой модели является длина окружности.
Информацию, которую получает человек, можно считать мерой уменьшения неопределенности знания. Если некоторое сообщение приводит к уменьшению неопределенности наших знаний, то можно говорить, что такое сообщение содержит информацию.
При решении задач учащиеся должны оперировать типами классификации видов информации. Так, для человека основными видами являются зрительная (по способу восприятия), текстовая (по способу представления) и личная (по общественному значению). Более 90 % информации поступает к человеку через зрение и слух. Для животных — обонятельная (по способу восприятия), для компьютера — числовая (по форме представления). Говорить о видах информации по форме представления по отношению к животным и о видах информации по способу восприятия по отношению к компьютеру неправомерно.
Укажите, в каком виде представлена информация в следующих примерах:
Пример | Вид информации | Носители | |
---|---|---|---|
По способу восприятия | По форме представления | ||
Задача по алгебре | Зрительный или аудиальный | Комбинированный | Бумага, классная доска, зв. волны |
Письмо | Зрительный или аудиальный | Текстовый | Бумага, магнитная лента |
Картина | Зрительный | Графический | Холст |
Опера | аудиальный | Музыкальный | Акустические волны |
Радиопередача | аудиальный | Текстовый | Акустические волны |
Телевизионная передача | Зрительный + аудиальный | Комбинированный | Электромагнитные волны |
Аромат сирени | Обонятельный | — | Воздух |
Вкус лимона | Вкусовой | — | Лимон |
Желтый свет | Зрительный | графический | Бумага, световые волны |
- Приведите примеры декларативных и процедурных знаний, которыми вы владеете.
- Любая ли информация является знанием и любое ли знание является информацией?
Более расширенную информацию по этой теме можно получить в книге «Информатика. Задачник-практикум т.2» под ред. И. Семакина, 1999г. (Раздел №7. Моделирование знаний и логическое программирование.
Источник
Таблица «Виды классификации информации»
Задание №1 Схема-памятка
Таблица « Виды классификации информации»
-Сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством
—осознанные сведения об окружающем мире, которые являются объектом хранения, преобразования, передачи и использования
I.по способу восприятия( получения) информации
II. по ее форме представления, способам ее кодирования и хранения
1.Графическая или изобразительная
2.Акустическая или звуковая
III. по её общественному значению
IV. По субъектам и объектам передачи информации
-это информация, воспринимаемая зрением
-это информация, воспринимаемая слухом(органами слуха)
Задание №2. Продолжите заполнять ячейки таблицы 1 (идеальный вариант) ,учитывая только содержание преподаваемого вами предмета.
Таблица1. «Виды заданий, методы и приемы, направленные на формирование информационных умений школьников на уроках физики»
Виды заданий для учащихся
Методы и приёмы
Создание вторичной информации
— составить структурный конспект параграфа или его части;
-Составить план(простой, сложный);
— составить список вопросов сформулированных таким образом, что на часть из них учащиеся не найдут прямого ответа в тексте:
— составить таблицу, схему.
2.Таблица (информация, представленная в свернутом виде)
Максимально разворачивать информацию и преобразовывать ее.
1.Как называется таблица?
2.Что представлено в таблице?
3.В каких единицах измеряются табличные данные?
4.Какую закономерность (закономерности) Вы наблюдаете?
5. Предложите свое объяснение выявленной закономерности
6. Есть ли исключения и с чем они связаны?
7. Какое практическое значение имеют данные таблицы?
— составление своих задач.
3. Графическая схема (опорный конспект)
— анализ графической схемы;
— составить список вопросов;
— ответить на вопросы;
-составить план ответа;
— описание опытов в виде рисунка.
Умение анализировать, оперировать величинами, устанавливать между величинами связь, умения работать с единицами измерения
-анализ формулы (какие величины входят в формулу?),
— установить связь между величинами;
-выразите одну величину через другую;
— выведите единицы измерения;
— проверти справедливость через единицы измерения;
5. Сеть Интернет
умение осуществлять информационный поиск для решения задач в учебной, справочной, научно-популярной литературе, в сети Интернет, других поисковых системах;
— дать развернутый ответ по исторической справке;
5. Лабораторная работа
Создание вторичной информации
Формулировка проблемы: почему, как, для чего, что делать
— выяснить название работы;
— внимательное чтение инструкции работы
Задание №3 Заполнить таблицу 2, используя материалы таблицы 1.
Таблица 2.Формирование информационных умений у учащихся на уроках физики
Переводит простую информацию из символьного представления в текстовое
Переводит простую информацию из текстового представления в символьное
Переводит простую информацию из текстового и числового представления в графическое
Переводит простую и сложную информацию из графического представления в текстовое и наоборот
работать с информацией, представленной в разнообразных знаковых формах (тексты, схемы, таблицы, графики, диаграммы и пр.).
Сборка ЭЦ по схеме
Чтение графика движения
Заполнить сравнительную таблицу
Составление схемы по информации параграфа.
Задание №4 Просмотрите демоверсии ГИА и ЕГЭ по своему предмету и заполните таблицу 3.
Таблица 3 «Демоверсия ГИА(ЕГЭ) по физике и необходимые информационные умения учащихся для успешного выполнения»
Необходимые информационные умения
Виды заданий, формирующие информационные умения
Преобразование графического представления в текстовое
Используя график зависимости проекции силы от времени, определить импульс тела.
изобразительного представления в текстовое
По рисунку, определить для правильное направление теплопередачи в жидкости.
Источник
По способу восприятия по форме представления по общественному значению таблица
Бумага, световые волны
Глава для любознательных
Некоторое представление о разнообразии видов информации может дать следующее определение информации, приведенное в Советском энциклопедическом словаре: “Информация – это общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом, обмен сигналами в животном и растительном мире; передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму”.
В приведенном определении выделены четыре вида информации:
Можно предложить и другие варианты классификации информации:
Конкретный исследователь выбирает для себя ту или иную классификацию в зависимости от стоящей перед ним проблемы, от тех взаимосвязей, которые он изучает.
Все знания об окружающем мире мы получаем с помощью наших органов чувств. Насколько мы им можем доверять? За долгие годы ученые придумали и построили много обманчивых картинок, наглядно демонстрирующих, сколь ограниченны возможности нашего глаза.
При взгляде на рис. 1 кажется, что вертикальная линия длиннее горизонтальной, хотя в действительности обе они имеют равную длину. На рис. 2 обе горизонтальные линии имеют одинаковую длину. Точкой А на рис. 3 помечена середина горизонтального отрезка. Иллюзия неравенства его правой и левой частей создается стрелками на концах. Как ни трудно в это поверить диагональ АВ на рис. 4 равна диагонали АС, равны также и окружности в центре левой фигур, представленные на рис. 5.
Вкусовые, слуховые и тактильные ощущения также могут порождать иллюзии: сладкий напиток, пока его пьешь, начинает казаться менее сладким; если опустить руку сначала в ледяную воду, а потом сразу в теплую, то она покажется горячее, чем на самом деле: если в течение нескольких минут подержать в руках тяжелый предмет, то после этого другой, более легкий предмет покажется нам почти невесомым.
Информация нам нужна для того, чтобы принимать правильные решения.
Рассмотрим свойства информации, т.е. качественные признаки.
Объективность информации. Информация – это отражение внешнего мира, а он существует независимо от нашего сознания и желания. Поэтому в качестве свойства информации можно выделить ее объективность. Информация объективна, если она не зависит от чьего либо мнения, суждения.
- Пример. Сообщение “На улице тепло” несет субъективную информацию, а сообщение “На улице 220С” — объективную (если термометр исправен).
Объективную информацию можно получить с помощью исправных датчиков, измерительных приборов. Но, отражаясь в сознании конкретного человека, информация перестает быть объективной, т.к. преобразовывается (в большей или меньшей степени) в зависимости от мнения, суждения, опыта, знания или “вредности” конкретного субъекта.
Достоверность информации. Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел.
Объективная информация всегда достоверна, но достоверная информация может быть как объективной, так и субъективной.
Достоверная информация помогает принять нам правильное решение.
Недостоверной информация может быть по следующим причинам:
- Преднамеренное искажение (дезинформация);
- Искажение в результате воздействия помех (“испорченный телефон”);
- Когда значение реального факта преуменьшается или преувеличивается (слухи, рыбацкие истории).
- Например, мечта историка – иметь полную информацию о минувших эпохах. Но историческая информация никогда не бывает полной, и полнота информации уменьшается по мере удаленности от нас исторической эпохи. Даже события происходившие на наших глазах, не полностью документируются, многое забывается, и воспоминания подвергаются искажению.
Неполная информация может привести к ошибочному выводу или решению. Не зря русская пословица гласит: “Недоученный хуже неученого”.
Актуальность (своевременность) информации – важность, существенность для настоящего времени. Только вовремя полученная информация может принести необходимую пользу. Неактуальной информация может быть по двум причинам: она может быть устаревшей (прошлогодняя газета) либо незначимой, ненужной (например, сообщение о том, что в Италии снижены цены на 5%).
Полезность или бесполезность (ценность) информации.
Так как границы между этими понятиями нет, то следует говорить о степени полезности применительно к нуждам конкретных людей. Полезность информации оценивается по тем задачам, которые мы можем решить с ее помощью.
Самая ценная для нас информация – достаточно полезная, полная, объективная, достоверная и новая. При этом примем во внимание, что небольшой процент бесполезной информации даже помогает, позволяя отдохнуть на неинформативных участках текста. А самая полная, самая достоверная информация не может быть новой.
С точки зрения техники свойство полезности рассматривать бессмысленно, так как задачи машине ставит человек.
Опорный конспект для ученика.
- Информация объективна, если она не зависит от чьего-либо мнения, суждения.
Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. - Информация полна, если ее достаточно для понимания и принятия решения.
- Информация актуальна (своевременна), если она важна, существенна для настоящего времени.
- Полезность информации оценивается по тем задачам, которые мы можем решить с ее помощью.
- Информация понятна, если она выражена на языке, доступном для получателя.
- достоверной, но необъективной информации;
- объективной, но недостоверной информации;
- полной, достоверной, но бесполезной информации;
- неактуальной информации;
- актуальной, но непонятной информации.
В следующих примерах определите свойства встречающейся информации:
- Идет вступительный экзамен по математике. Вы попросили у соседа его решение задачи. Шпаргалка содержала полное и правильное решение, но . на японском языке.
- На следующий день вступительная комиссия вывесила правильные решения всех задач.
- Один персидский царь, собираясь завоевать соседнее государство, обратился к оракулу с вопросом: “Что произойдет, если я со своим войском переправлюсь через пограничную реку?” Оракул ответил: “Государь, ты разрушишь великое царство”. Удовлетворившись таким предсказанием, завоеватель переправился со своим войском через реку и был разгромлен войском противной стороны. В гневе он обратился к оракулу, обвиняя того в обмане. На что оракул ответил: “Государь, а разве твое царство было не велико?”
Какими свойствами может обладать информация о будущем (предсказания, гадания, пророчества)?
Приведите пример одновременно необъективной, недостоверной, неполной, неактуальной, бесполезной, непонятной информации.
Поговорку “Ты, парень, срубил дерево не по плечу” можно трактовать как:
- срубить — срубил, а унести не смог;
- завоевал женщину, которую не удержать;
- пробился к месту, которое не по способностям. Какие свойства информации здесь проявляются?
Опыт практической работы показывает, что обычно обсуждение темы “Свойства информации” проходит заинтересованно и вызывает живой интерес учащихся. Примеры приводятся самые разнообразные, подчас неожиданные. Задачи 10—14 являются одновременно и вопросами-заданиями, и подсказками. Так, пример 11 ,а является ответом на задания 10,в и 10,д, 11,6 — ответом на задание 10,г, в таком же отношении находятся задачи 12 и 13.
Задача 14 — пример неполноты информации, которая встречается в обыденной жизни повсеместно. Фраза, вырванная из текста без сопутствующего ей контекста, без связи с конкретной ситуацией может трактоваться неоднозначно. При обсуждении этой задачи стоит заострить внимание учащихся на том, что именно неполнота информации чаще всего бывает причиной принятия неверного решения. Пословица “Полуправда хуже лжи” отражает ситуацию. Подобным примером является и задача 11,в. В процессе обсуждения целесообразно затронуть вопрос о том, почему так важно давать точные определения изучаемым или описываемым явлениям в науке, почему нельзя ограничиваться “интуитивными” или “общеизвестными” трактовками понятий.
- Приведите примеры информации, представленной в текстовой, числовой, графической формах.
- Приведите пример, в котором числовая информация используется вместе с текстовой, графическая вместе с числовой.
- Назовите виды информации, которые являются основными для человека, животных, компьютера.
- В следующем примере определите свойства встречающейся информации:
Один персидский царь, собираясь завоевать соседнее государство, обратился к оракулу с вопросом: “Что произойдет, если я со своим войском переправлюсь через пограничную реку?” Оракул ответил: Государь, ты разрушишь великое царство”. Удовлетворившись таким предсказанием, завоеватель переправился со своим войском через реку и был разгромлен войском противной стороны. В гневе он обратился к оракулу, обвиняя того в обмане. На что оракул ответил: “Государь, а разве твое царство было не велико?”
Источник