- По способу восприятия информации с информационного ресурса
- По способу восприятия информации с информационного ресурса
- Виды информации по способу восприятия
- Виды информации по форме представления:
- Виды информации по общественному значению:
- Свойства информации
- 1. Объективность информации
- Пример:
- 2. Достоверность информации
- 3. Полнота информации
- Пример:
- 4. Актуальность
- 5. Полезность или бесполезность (ценность) информации
- Классификация информационных ресурсов: какие параметры используются
- Понятие информационных ресурсов и их классификация (основные типы)
- Виды информационных ресурсов и их классификация
- Основные направления в классификации ИР
- Типы субъектов в понятии ИР
- Классификация по содержанию
- Главные типы электронной информации
- Понятие электронного документа
- Классификация информации в интернете
- Типы интернет-ресурсов
- Информационные услуги
- Защита ИР
- Заключение
По способу восприятия информации с информационного ресурса
Виды информации. Представление информации.
По способу восприятия информации человеком можно выделить визуальную (зрительную), аудиальную (звуковую), обонятельную (запахи) вкусовую, тактильную (осязательную), вестибулярную и мышечную информацию (рис.3).
Визуальную информацию люди воспринимают с помощью глаз. Человек может увидеть объект или явление, букву или цифру, картину или фильм, схему или карту, жест или танец. Аудиальную информацию люди воспринимают с помощью ушей. Человек может услышать произвольные звуки, шум, музыку, пение и речь. Обонятельную информацию, или запахи, человек воспринимает с помощью носа. Запах можно охарактеризовать как терпкий или пряный, приятный или неприятный, тяжелый или легкий. Вкусовую информацию человек воспринимает с помощью языка. Вкус может быть горький или сладкий, кислый или соленый. Тактильную информацию человек воспринимает кожей. Прикасаясь к предмету, можно определить его температуру (холодный или горячий) и вид поверхности (гладкая или шероховатая, мокрая или сухая). Вестибулярную информацию человек воспринимает с помощью вестибулярного аппарата, который отслеживает положение тела человека в трехмерном пространстве. Летя в самолете и не видя горизонта, человек может определить, куда и как он перемещается: вверх или вниз, вправо или влево, ускоренно или замедленно. Мышечную информацию люди воспринимают с помощью мышц. Закрыв глаза, человек не пронесет ложку с супом мимо своего рта, может дотронуться указательным пальцем до своего носа, сравнить массу гирь, одинаковых на ощупь.
Воспринимать информацию могут не только люди, но и животные, и растения. Однако в отличие от людей, восприятие информации животными и растениями имеет свои особенности. Например, слоны способны воспринимать звуки, которые не слышит человек, у собак лучше всего развито обоняние, у летучих мышей – слух, а растения могут получать информацию с помощью корней и листьев. Несмотря на эти особенности, в живой природе, так же как и в мире людей, информация играет важную роль в обеспечении жизненных процессов. Воспринимаемую с помощью органов чувств информацию человек стремится выразить так, чтобы она была понятна другим. Одну и ту же информацию, в зависимости от цели деятельности, можно выразить разными способами и представить в разной форме.
По форме представления принято выделять числовую, текстовую, графическую, звуковую и комбинированную информацию (рис. 4).
Рис. 4. Виды информации по форме представления
Например, если человек хочет выучить слова песни наизусть, то, скорее всего, он запишет стихи с помощью букв. В этом случае информация будет представлена в текстовой форме. Запомнить мелодию песни позволит прослушивание этой песни в исполнении певца или музыканта. В этом случае информация будет представлена в звуковой форме. Образ, навеянный стихами или мелодией, можно изобразить в графической форме с помощью рисунка.
Для того чтобы выяснить количество поклонников исполнителя песни, необходимо их подсчитать и результат представить в числовой форме. Каждая из этих форм представления информации имеет свои особенности. Графическая информация наиболее доступна, так как срезу передает визуальный образ.
С помощью текстовой и звуковой информации можно представить исчерпывающие разъяснения. Числовая информация дает возможность проводить различные сравнения и вычисления. Поэтому чаще всего информацию представляют в комбинированной форме. Частным случаем комбинированной информации является мультимедийная информация , когда текстовая и числовая информация сочетается со звуковой и графической информацией, с видеоизображением .
Для представления информации человек использует различные знаки. Один и тот же знак может иметь разный смысл. Если человек наделил знак смыслом, то этот знак называют символом
Например, нарисованный овал может означать или букву «О», или цифру ноль, или химический элемент кислород, или геометрическую фигуру. В нашем примере нарисованный овал – это знак. Буква, цифра и обозначение химического элемента являются символами.
Для того чтобы понимать смысл информации, представленной с помощью символов, человеку необходимо знать не только символы, но и правила составления сообщений из этих символов. Говоря другими словами, человеку необходимо знать язык. Язык может быть разговорным, языком рисунков, мимики и жестов, языком науки и искусства.
Выделяют естественные (разговорные) и искусственные языки (рис. 5).
Естественные языки исторически сложились в процессе развития человеческой цивилизации. К естественным языкам относятся русский, английский, китайский и многие другие языки. В мире насчитывается более 10 тыс. разных языков, диалектов и наречий.
Искусственные языки специально созданы для профессионального применения в какой-либо области человеческой деятельности. Некоторые искусственные языки складывались в течение длительного исторического периода, например язык математических обозначений. С этой точки зрения они мало отличаются от естественных языков. Примерами искусственных языков являются эсперанто, языки программирования, язык математики, язык химии, язык логики, язык флажков на флоте, язык дорожных знаков.
Некоторые естественные языки имеют искусственно созданные алфавиты. Так, например, авторами русского языка являются Кирилл и Мефодий.
Представление информации с помощью определенного языка всегда связано с алфавитом. Алфавит содержит конечный набор символов, из которых можно составить как угодно много слов. Все символы в алфавите упорядочены.
Количество символов в алфавите называют мощность алфавита.
Представленную информацию можно преобразовать из одной последовательности знаков в другую, не задумываясь о смысле сообщения. Такой процесс преобразования сообщения называется кодированием. Обратный процессом кодированию является процесс декодирования. Для того чтобы выполнить кодирование или декодирование, необходимо знать правила перевода одних знаков в другие знаки. Говоря другими словами, надо знать код или шифр.
По мере развития средств появились различные способы кодирования информации. Например, кодирование с помощью азбуки (кода) Морзе (длительный сигнал – тире, короткий сигнал – точка, нет сигнала – пауза), с помощью двоичного кода (нет сигнала – 0, есть сигнал – 1). Кодирование используется для представления информации в такой форме, которая будет наиболее удобна для работы человека или технического устройства. Например, человеку удобно и привычно работать с десятичными числами, а компьютер настроен на работу с двоичными числами. Поэтому десятичное число, введенное с помощью клавиатуры компьютера, кодируется в двоичное число. При выводе числа на экран монитора происходит декодирование из двоичного числа в десятичное число. Кодирование информации необходимо не только для ее рационального представления, но и для ее эффективной защиты. Не случайно другим примером кода является пин-код сотового телефона или банковской карточки, а также код, используемый в качестве ключа от цифрового замка дорожной сумки.
Источник
По способу восприятия информации с информационного ресурса
Классификация – это разбиение на группы по определенным признакам.
Классификация информации
По способам восприятия | По форме представления | По общественному значению |
Визуальная Аудиальная Тактильная Обонятельная Вкусовая | Текстовая Числовая Графическая Музыкальная Комбинированная | Массовая — обыденная — общественно-политическая — эстетическая Специальная — научная — производственная — техническая — управленческая Личная — знания — умения — навыки — интуиция |
Виды информации по способу восприятия
У человека пять органов чувств, с их помощью человек получает информацию о внешнем мире: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание.
Органы чувств | Вид информации |
Зрение | Визуальная |
Слух | Аудиальная |
Обоняние | Обонятельная |
Вкус | Вкусовая |
Осязание | тактильная |
Практически около 90% информации человек получает при помощи органов зрения (визуальный), примерно 9% — при помощи органов слуха <аудиальный) и только 1% при помощи остальных органов чувств (обоняния, вкуса, осязания).
Виды информации по форме представления:
Виды информации по общественному значению:
- личная (знания, умения, навыки, интуиция);
- массовая (общественная, обыденная, эстетическая);
- специальная (научная, производственная, техническая, управленческая).
Предметы, процессы, явления материального или нематериального свойства, рассматриваемые с точки зрения их информационных свойств, называются информационными объектами.
Свойства информации
1. Объективность информации
Информация — это отражение внешнего мира, а он существует независимо от нашего сознания и желания. Поэтому в качестве свойства информации можно выделить ее объективность. Информация объективна, если она не зависит от чьего-либо мнения, суждения.
Пример:
Сообщение «На улице тепло» несет субъективную информацию, а сообщение «На улице 22′ С» — объективную (если термометр исправен).
Объективную информацию можно получить с помощью исправных датчиков, измерительных приборов. Но, отражаясь в сознании конкретного человека, информация перестает быть объективной, так как преобразовывается (в большей или меньшей степени) в зависимости от мнения, суждения, опыта, знания или «вредности» конкретного субъекта.
2. Достоверность информации
3. Полнота информации
Информацию можно назвать полной, если ее достаточно для понимания и принятия решения.
Пример:
Мечта историка — иметь полную информацию о минувших эпохах. Но историческая информация никогда не бывает полной, и полнота информации уменьшается по мере удаленности от нас исторической эпохи. Даже события, происходившие на наших глазах, не полностью документируются, многое забывается, и воспоминания подвергаются искажению. Неполная информация может привести к ошибочному выводу или решению. Не зря русская пословица гласит: «Недоученный хуже неученого».
4. Актуальность
Актуальность — важность, существенность для настоящего времени. Только вовремя полученная информация может принести необходимую пользу. Неактуальной информация может быть по двум причинам: она может быть устаревшей (прошлогодняя газета) либо незначимой, ненужной (например, сообщение о том, что в Италии снижены цены на 5%).
5. Полезность или бесполезность (ценность) информации
Так как границы между этими понятиями нет, то следует говорить о степени полезности применительно к нуждам конкретных людей. Полезность информации оценивается по тем задачам, которые мы можем решить с ее помощью.
Самая ценная для нас информация — достаточно полезная, полная, объективная, достоверная и новая. При этом примем во внимание, что небольшой процент бесполезной информации даже помогает, позволяя отдохнуть на неинформативных участках текста. А самая полная, самая достоверная информация не может быть новой.
С точки зрения техники свойство полезности рассматривать бессмысленно, так как задачи машине ставит человек.
Источник
Классификация информационных ресурсов: какие параметры используются
В наше время понятие информации занимает в повседневной жизни особое место, применяемые параметры для классификации информационных ресурсов весьма разнообразны, поэтому встречается несколько типов информационных ресурсов, которые разделены на классы и группы. Сегодня мы рассмотрим понятие и классификация информационных ресурсов, какие параметры используются для классификации информационных ресурсов, это все изучают в школах на уроке информатики и в средних и высших учебных заведениях.
Понятие информационных ресурсов и их классификация (основные типы)
Если посмотреть на понятие информации или информационных ресурсов в самом широком толковании этих терминов, их можно охарактеризовать как некие сведения об окружающем мире, происходящих в нем процессах, людях, предметах, событиях, явлениях, фактах и т. д., независимо от формы представления, получаемые человеком с последующим отображением в своем сознании.
Исходя из этого, информационными ресурсами принято считать массивы документов или отдельно взятые документы, которые хранятся в соответствующих системах (банки данных, интернет, библиотеки, фонды, архивы, каналы связи и др.).
Классификация информационных ресурсов производится с применением некоторых основных критериев или признаков, позволяющих разделить ИР на несколько больших классов, и прежде всего, по степени доступности: открытые (публичные), закрытые (с ограниченным доступом), личная информация. Но только этими критериями разделение ИР на основные типы не ограничивается.
Виды информационных ресурсов и их классификация
В более расширенном варианте разделение на группы может производиться с учетом дополнительных критериев. И в первую очередь здесь нужно отметить, что на современном этапе развития общества понятие информации, или ИР, неразрывно связано с документированием (это так называемая документированная информация). Подразумевается, что сведения любого типа фиксируются или хранятся на определенном типе носителя (печатные, компьютерные носители, серверы, каналы связи и т. д.).
Кроме того, отдельно применяются такие параметры для классификации информационных ресурсов, как разделение их на стационарные и передвижные.
Основные направления в классификации ИР
Если говорить об основных направлениях в разделении ИР на классы по каким-то критериям, можно встретить достаточно много разных представлений.
Однако среди всех тех признаков, по которым производится классификация информационных ресурсов, можно выделить самые основные:
- по источнику создания;
- по степени доступа;
- по целевому назначению;
- по способу представления и виду носителя;
- по форме собственности;
- по методу организации и хранения;
- по содержанию;
- по языковому и национально-территориальному или географическому признаку;
- по уровню компетенции и т. д.
Самым большим классом среди всех является признак содержания. Об этом будет сказано отдельно. Рассмотрим остальные разделы.
Среди источников создания ИР различают первичные и вторичные. Сюда же относится разделение на правовую и неправовую (недокументированную) информацию, которая остается вне поля регулирования с точки зрения юридических норм.
В разделении на основе доступа это может быть публичная или закрытая информация с ограниченным доступом (например, государственная, служебная, коммерческая тайна или личные данные).
В целевом назначении чаще всего выделяют следующие информационные ресурсы:
- личные;
- корпоративные;
- бизнес-ресурсы;
- СМИ;
- политические;
- образовательные;
- культурные;
- ресурсы организаций и учреждений;
- услуги и сервисы;
- развлечения;
- спорт;
- отдых;
- доски объявлений;
- хранилища ПО и мультимедиа и т. д.
Теперь посмотрим, какие параметры используются для классификации информационных ресурсов по способу представления.
Как правило, сюда включаются понятия твердых копий (книги, газеты, журналы машинопечатные документы), магнитные и электронные (цифровые) носители (аудио- и видеозаписи, фото- и кинопленка, компакт-диски, съемные устройства памяти, жесткие диски компьютеров) и средства связи (радио, ТВ, сети).
Среди форм собственности выделяются частная (личная, корпоративная), государственная и муниципальная, федеральная, совместная (коллективная), национальное достояние.
В смысле организации и хранения классификация информационных ресурсов частично связана с типами носителей (печатные издания и цифровые носители), а также предусматривает понятия библиотек, фондов, архивов, баз данных, массивов документов и автоматизированных форм.
С национально-территориальной принадлежностью, думается, все понятно, а вот в плане степени компетенции разделение производится по признаку ориентирования на массового или профессионального пользователя.
Типы субъектов в понятии ИР
Что касается субъектов ИР, здесь присутствует три основных типа:
- граждане государств или лица без гражданства;
- организации;
- органы власти государства любого уровня.
Классификация по содержанию
Рассмотрим самый большой раздел распределения ИР — по содержанию — как пример классификации информационных ресурсов по заданному критерию. В общем случае она включает в себя следующие большие группы:
- тематические и научные публикации;
- справочная информация;
- реклама;
- новости;
- библиографические публикации.
Если посмотреть на эти аспекты несколько шире, в качестве примера можно привести еще одно разделение:
- деловая информация (экономика, финансы, коммерция, бизнес, статистика);
- социально-политическая и юридическая информация;
- научно-техническая информация;
- потребительская и другая массовая информация;
- электронные сделки;
- вычислительная техника и коммуникации.
Естественно, любая классификация информационных ресурсов, предлагаемая сегодня для распределения ИР по отдельным признакам, может отличаться от другой ей подобной. Однако в данный момент нас больше интересует электронная информация.
Главные типы электронной информации
Классификация информационных ресурсов (информатика прямо на это указывает) в самом общем случае подразумевает два основных типа ИР по критерию режима использования:
- онлайн – непосредственный доступ к документам на серверах через сети;
- офлайн – использование документов, баз данных или их фрагментов в виде копий первичной информации с сервера, сохраненной на электронном носителе.
В некотором смысле классификация электронной информации несколько похожа на разделение по содержанию, однако дополнительно здесь присутствует раздел рынка программного обеспечения:
- коммерческое ПО;
- свободно распространяемое ПО (freeware), включая продукты с открытым исходным кодом (лицензия GNU GPL);
- условно-бесплатное ПО (shareware).
В качестве еще одного дополнения некоторые источники указывают сектор информационных услуг и обслуживания.
Понятие электронного документа
Под документом такого типа в большинстве случаев понимают документированную информацию, представленную в электронном виде, для восприятия которой используются электронно-вычислительные системы, а для передачи – коммуникационные и сетевые инструменты.
Информация такого типа может быть представлена в виде отдельных файлов, баз данных и массивов или автоматизированных систем. Кроме того, особое значение имеет юридический аспект правомерного использования тех или иных документов, сертификация и аттестация систем, а также защита информации любого уровня доступа и вида.
Классификация информации в интернете
Классификация электронных информационных ресурсов была бы абсолютно неполной, если бы не затрагивались вопросы интернета, поскольку сегодня большинство электронных документов доступно именно там.
Здесь представлено несколько основных критериев:
- форма представления (веб-страницы, информационные и файловые серверы, базы данных, телеконференции);
- языковой и территориальный признак;
- содержание и т. д.
Типы интернет-ресурсов
Виды и классификация информационных образовательных ресурсов в учебном процессе рассматриваются достаточно подробно. Однако можно привести и некоторые дополнения, включив в распределение ИР на классы понятие дополнительных типов интернет-ресурсов.
Как правило, среди критериев выделяют следующие:
- полнота и функциональное содержание;
- принцип взаимодействия с пользователем (информативное, интерактивное);
- степень доступности.
В содержательной части сайты распределяют на визитки (лаконичные страницы с основной информацией), блоги (персональные страницы), промоушн-сайты (реклама товаров и услуг), электронные магазины и сервисы, информационные сайты с определенной тематикой, веб-порталы (крупные ресурсы или интернет-сообщества), корпоративные представительства (системы автоматизации деятельности компаний), системы управления предприятиями, интегрированные в интернет и интранет (внешние и внутренние сети).
При взаимодействии с пользователем можно выделить такие типы ИР, как информационные (сетевые издания, СМИ, телевидение, радио), прикладные (онлайн-библиотеки и базы данных, хранилища ПО с возможностью скачивания, поисковые системы), непосредственно-коммуникационные (социальные сети, интернет-сообщества), развлекательные (игры, музыка, видео, анекдоты и т. д.), коммерческие (сайты с платными услугами и интернет-магазины), презентационные ИР рекламного характера.
Если говорить о степени доступности, этот критерий позволяет разделить ИР на публичные (открытые всем пользователям без исключения), внутрисетевые (доступ имеют только сотрудники какой-либо организации внутри сети интранет), экстра-сетевые (размещаются в интернете, но доступ имеет ограниченный круг пользователей).
Информационные услуги
Наконец, отдельно стоит сказать об информационных услугах. В первую очередь в этой категории выделяют сервисы по поиску и обработке информации, выдачу по запросу документов любого типа и хранение информации.
Вторым по значимости разделом является предоставление услуг по использованию интернета, БД и АИС, по доступу к интернету или сетям и передаче информации, а также по использованию электронной почты и предоставлению хостинга (формированию личных страниц).
Защита ИР
И, само собой разумеется, любые ИР должны защищаться на самом высоком уровне, причем абсолютно без разницы, к какому типу они принадлежат, и вне зависимости от носителя, на котором они хранятся.
Кроме того, под защитой можно понимать и юридический аспект (авторское право, законодательство, лицензирование, аттестация), и программные средства в виде антивирусов или межсетевых экранов (файрволов – программных или «железных»), криптографических технологий шифрования данных или соединения и т. д.
Заключение
Как видно из всего вышесказанного, классификаций информационных ресурсов можно привести достаточно много, особенно если учитывать огромное количество всевозможных критериев, которые можно применять в каждом конкретном случае. Само собой разумеется, что некоторые условные разделения ИР на соответствующие классы в разных вариантах могут и не совпадать. Тем не менее в общих чертах все они очень похожи и имеют много общего. Наконец, все классы ИР в большинстве своем тесно взаимосвязаны, а здесь была приведена лишь малая часть всего того, что можно рассмотреть, если конкретизировать какой-то определенный тип ИР.
Источник