- Башенный кран
- Назначение крана башенного типа
- Устройство башенного крана и принцип его работы
- Технические характеристики
- Классификация
- По типу башни
- По типу стрелы
- По способу установки
- По типу ходового механизма
- Башенные краны: виды, классификация
- Классификация по видам элементов конструкции
- Классификация кранов по способу перемещения
- На что обратить внимание при выборе
Башенный кран
Во многих сферах деятельности возникает проблема перемещения объектов большой массы и габаритов. Эту задачу успешно решает башенный кран. Он способен решать широкий круг задач, связанных с подъёмом и перемещением груза.
Назначение крана башенного типа
К подобным устройствам относится подъёмный механизм, обладающий поворотной стрелой, лебёдкой и противовесом. Стрела закреплена сверху на башне. Она представляет несущую опору, выполненную из металла. Наиболее распространённым считается строительный башенный кран. Они способны производить следующие действия:
- осуществлять подъём грузов большой массы на заданную высоту;
- перемещать груз в пределах строительной площадки;
- производить разгрузку и загрузку транспортных средств.
Современные башенные краны способны решать большой круг задач в различных условиях.
Устройство башенного крана и принцип его работы
Каждый механизм состоит из однотипного набора элементов. Устройство башенного крана включает:
- опорную часть (основание);
- поворотное устройство;
- горизонтальную направляющую (стрела), по которой движется подъёмная лебёдка;
- вертикальную стойку (башня);
- кабину с элементами управления;
- ходовую часть (механизм для перемещения всего агрегата).
Принцип работы башенного крана основан на подъёме объекта разрешенной массы с помощью грузовой лебёдки. Такая конструкция обеспечивает необходимый суммарный момент веса стрелы и противовеса с весом, закреплённого объекта. Противовес может состоять из нескольких наборных элементов, например, железобетонных конструкций. В итоге сумма так называемых стабилизирующих моментов всегда должна превышать сумму опрокидывающих моментов. На основании этого положения рассчитывается необходимый вылет стрелы. Обеспечение максимальной площади покрытия, необходимой для перемещения груза производится за счёт вылета стрелы, её поворота по горизонтали, движения грузовой лебёдки и перемещения самого агрегата.
Технические характеристики
Эксплуатационные возможности и область применения таких устройств определяют следующие характеристики:
- размер увеличения стрелы (он измеряется в метрах и находится в интервале от двадцати пяти до сорока метров);
- высота подъёма груза (отдельные краны могут поднимать груз на ста метров и более);
- скорость подъёма груза (это параметр достигает 200 м/мин);
- параметр, определяющий вращение башни (от 0,2 до 1 об/мин);
- скорость перемещения ходовой части.
Перечисленные параметры определяются перечнем решаемых задач. Все виды башенных кранов соответствуют принятой классификации. Она утверждёна существующими стандартами.
Маркировка включает последовательность заглавных букв и набора цифр. Первые три буквы указывают вид изделия. Например, К (кран) Б (башенный) М (модульный). Последующие цифры указывают: номер группы, вид базовой модели, порядковый номер исполнения всего агрегата.
- Номер группы определяет величину грузового момента.
- Вид базовой модели свидетельствует о том, является башня поворотной или нет. Номера от 01 до 69 обозначаются механизмы с поворотной башней. Номера от 71 до 99 с фиксированной башней.
- Порядковый номер исполнения свидетельствует об изменениях конструкции.
В конце маркировки указывается климатическое исполнение конкретного изделия. Например, буква «У» указывает на применение крана в умеренном климате, «ХЛ» в холодном климате.
Классификация
Башенные краны классифицируются по следующим показателям:
- области решаемых задач и сфере применения;
- грузоподъёмности;
- типу смонтированной башни;
- виду установленной стрелы;
- виду ходовой части;
- мобильности.
Основными сферами применения являются:
- строительство объектов различного назначения (жилые дома, промышленные объекты, гидротехнические сооружения и много другое);
- погрузка, разгрузка, перемещение груза к месту проведения работ.
Грузоподъёмность крана зависит от грузового момента, на который рассчитан данный агрегат. Например, для грузового момента, равного 10 тм, грузоподъёмность составляет 15 т, для 40 тм она уже достигает 80 т, а при 120 тм общая грузоподъёмность равна 250 т.
По мобильности такой механизм бывает стационарный или передвижной. Степень его передвижения зависит от вида ходовой части.
В зависимости от конструкции каждый кран имеет свои достоинства и недостатки. Достоинства определяются техническими характеристиками, которые указывает производитель. К недостаткам относятся те ограничения, при которых кран не в состоянии выполнять свои функции. Обычно это связано с грузоподъёмностью, мобильностью, величиной финансовых затрат на его эксплуатацию
По типу башни
Для современных изделий применяют следующие виды башен:
- постоянной длины;
- телескопические;
- подращиваемые снизу;
- с изменяемым углом поворота.
Первый тип имеет фиксированную высоту. Её устанавливают в вертикальное положение с последующей фиксацией. Башенный кран с поворотной башней способен производить вращение вокруг своей оси.
По типу стрелы
У современных агрегатов имеются следующие типы таких устройств:
- подъёмная стрела (позволяет изменять угол подъёма);
- система балочного типа;
- шарниросочленённая конструкция.
В первом типе вылет стрелы регулируется в горизонтальной плоскости с помощью поворота относительно шарнира. Они обладают высокой манёвренностью, грузоподъёмностью и большую высоту подъёма. Их достаточно легко транспортировать.
У балочных конструкций вылет стрелы регулируется благодаря перемещению тележки, оснащённой прицепным устройством. Это значительно усложняет конструкцию и увеличивает вес. Однако в этом случае увеличивается величина рабочей зоны.
Последний вид агрегатов обладает высокой универсальностью. Они способны осуществлять регулировку величины вылета стрелы обоими способами (увеличением угла подъёма и длины горизонтальной направляющей). Это расширяет их возможности, но значительно увеличивает их стоимость.
По способу установки
Типы башенных кранов имеют следующее исполнение:
К первой категории относятся механизмы, которые устанавливаются в заранее определённом месте. Без возможности перемещения. Они в основном применяются на строительных объектах.
Для поднятия грузов на высотных сооружениях применяют приставные краны. Отдельные из них выполняются самоподъёмными.
К передвижным кранам относятся все агрегаты, оснащенные ходовой частью. Они обладают хорошей манёвренностью, что повышает их эксплуатационные возможности.
По типу ходового механизма
Для передвижных применяются различные типы ходовых устройств. Наиболее эффективными считаются:
- автомобильные и шасси на основе колёсных тележек;
- гусеничные;
- рельсовые;
- шагающие;
- пневмоколёсные.
Изделия на автомобилях или автомобильных шасси применяются для проведения погрузочно-разгрузочных работ, подъёма грузов небольшой массы на строительных площадках или логистических центрах. Башня опирается на автомобильное шасси, что позволяет достаточно легко перемещать такой механизм на большие расстояния. При необходимости проведения подобных работ на необорудованных площадках или мягком грунте применяют ходовую часть на гусеничном ходу. Они обладают меньшей подвижностью, но большей проходимостью.
Одним из оригинальных ходовых устройств, для тяжёлых механизмов, считается так называемая шагающая система. Она объединяет рельсовую конструкцию с элементами специальной опоры. Она выполнена в форме нескольких цилиндрических опорных башмаков. Перемещение всего агрегата производится с помощью электрических двигателей, приводящих в движение колёсную систему. В некоторых конструкциях в качестве двигательного механизма применяется опорная плита и две лыжи.
Наибольшее распространение получили башенные краны, движущиеся по рельсам. Их укладывают на незначительном удалении от строящегося объекта с таким условием, чтобы можно было обеспечить подъём, опускание, перемещение груза по всей строительной площадке. Расширения возможностей производится благодаря установленным рельсовым подъездным путям. Движение осуществляется с помощью электрического двигателя, приводящего в движение колёсную тележку.
Источник
Башенные краны: виды, классификация
В различных сферах деятельности постоянно или периодически возникает необходимость в подъеме и перемещении грузов или объектов с большой массой и соответствующими габаритами. Для решения этой задачи используется башенный кран. Он представляет собой подъемный механизм, состоящий из опорной части, башни, поворотного устройства, стрелы с подъемной лебедкой, кабины управления, а также ходовой части в передвижных моделях. Также в комплектацию входят различные устройства безопасности.
Наиболее распространенным типом данного механизма является строительный кран. Принцип действия агрегата основывается на подъеме объекта допустимой массы посредством грузовой лебедки с использованием противовеса.
Классификация по видам элементов конструкции
Существует общепринятая классификация башенных кранов по особенностям её элементов. Ключевыми критериями являются:
- Конструкция башни. По этому признаку различают агрегаты с поворотной и неповоротной башнями. К первому виду относятся свободностоящие конструкции, их поворотное устройство находится в нижней части вращающейся вертикальной стойки – на ходовой раме или портале. Расположение противовеса может быть нижним или верхним.
Во втором случае опорно-поворотное устройство располагается в верхней части башни, краны могут быть свободностоящими, монтироваться на фундамент или прикрепляться к зданию.
- Тип опоры. Опорная рама бывает двух видов: плоская и портал.
Плоская рама представляет собой систему балок, в этом случае площадь, ограниченная путями крана, никак не используется. Междурельсовое пространство нельзя применять для складирования или любых иных целей.
Портал при колее более 4 м оставляет открытым пространство под краном, которое можно использовать. Но такая опорная часть утяжеляет всю конструкцию и усложняет монтаж и перевозку, поскольку при этом портал надо разбирать на части.
- Тип башни. По этому признаку различаются краны с башнями постоянной длины, телескопическими (раздвижными), подращиваемые снизу и с изменяемым углом поворота.
Колонна первого типа имеет фиксированную высоту, которая устанавливается при монтаже. Второй и третий тип позволяют регулировать высоту башни. Поворотная конструкция обеспечивает при необходимости вращение крана вокруг своей оси.
- Рабочие стрелы. Они бывают трех типов: подъемные и комбинированные, балочные, шарнирно-сочлененные.
Наиболее востребованные стрелы – подъемные. Они отличаются хорошей маневренностью даже на небольшой площадке, краны с такими стрелами обладают меньшим весом по сравнению с другими видами. Их монтируют наклонно к горизонту.
Балочные конструкции собирают из двух поясов, по нижним поясам по всей длшмине стрелы перемещается тележка.
Шарнирно-сочлененные устройства состоят из основной части и головной (гуська). Механизмы с такими стрелами оснащены двумя крановыми подвесками. Они применяются для увеличения высоты подъема и вылета крюка.
- По особенностям ходового механизма (по способу установки). Передвижные модели разделяются на рельсовые, автомобильные, пневмоколесные, шагающие и гусеничные. Из них наиболее распространены рельсовые. Их монтируют на ходовые тележки, состоящие из стальных колес, количество которых колеблется от 4 до 32 в зависимости от нагрузки.
Автомобильные краны базируются на шасси авто, пневмоколесные – на шасси, гусеничные – на гусеничных тележках. Шагающие опоры приводятся в движение с помощью электрических двигателей.
Классификация кранов по способу перемещения
По данному критерию различают следующие виды башенных кранов:
- Стационарные. Не имеют ходового механизма. Устанавливаются в заранее определенном месте без возможности перемещения. Используются преимущественно на строительных объектах. Бывают приставными или универсальными. Приставные модели находят применение для поднятия грузов на высотных сооружениях.
- Самоподъемные. Устанавливаются на каркас здания.
- Передвижные. Могут быть самоходными или прицепными. Отличаются хорошей маневренностью, что делает их востребованными в различных сферах деятельности.
На что обратить внимание при выборе
Покупку или аренду башенного крана производят с учетом его основных параметров и технических характеристик объекта. Одним из ключевых значений является грузоподъемность агрегата определяющая его основное предназначение. По этому критерию выделяются механизмы:
- малой мощности грузоподъемностью до 5 т для обслуживания малоэтажного гражданского и частного строительства;
- средней мощности грузоподъемностью от 5 до 25 г для работы на объектах многоэтажного гражданского и промышленного строительства;
- большой мощности грузоподъемностью 25-75 т, в отдельных случаях до 100 т, предназначенные для монтажа сборных элементов гидростроительстве сооружений и объектов промышленного строительства.
Особенно востребованными являются краны средней мощности в качестве бетоноукладчиков для подачи бетонной смеси бадьями в блоки бетонирования в процессе создании монолитных бетонных сооружений.
Источник