По способу существования это система норм

Профессиональная этика и этикет

Данное учебное пособие представляет собой краткое справочное издание по основным проблемам профессиональной этики и этикета. Пособие рассчитано на учащихся специальных учебных заведений. Оно может также использоваться действующими специалистами.

А. Д. Барышева, Н. А. Троянская, Н. Г. Шредер, Ю. А. Матюхина
Профессиональная этика и этикет

Предисловие

Наша книга посвящена современной профессиональной этике и этикету. Главное в профессиональной этике — умение общаться с потенциальными клиентами и с деловыми партнерами.

Самый массовый вид общения людей — деловое общение. Без него не обойтись в сфере экономических, правовых, дипломатических, коммерческих, административных отношений. Умение успешно вести деловые переговоры, грамотно и правильно составить деловую бумагу и многое другое в настоящее время стало неотъемлемой частью профессиональной культуры человека: менеджера, руководителя всех уровней, референта, служащего.

Для достижения высокой результативности практически в любом виде коммерческой деятельности необходимо владеть определенным набором сведений, знаний, представлений о правилах, формах и методах ведения предпринимательского дела, о принципах делового общения.

Культура делового общения содействует установлению и развитию отношений сотрудничества и партнерства между коллегами, руководителями и подчиненными, партнерами и конкурентами, во многом определяя их (отношений) эффективность: будут ли эти отношения успешно реализовываться в интересах партнеров или же станут малосодержательными, неэффективными, а то и совсем прекратятся, если партнеры не найдут взаимопонимания.

Овладение культурой общения, правилами речевого этикета, понятиями об особенностях имиджа для представителя той или иной сферы обслуживания, — это и есть основы профессиональной этики.

В нашей книге мы постараемся дать необходимые для каждого делового человека практические основы этого многогранного понятия. Мы расскажем вам о разных сторонах понятия этики и этикета, научим правильно общаться, проводить переговоры и заключать сделки на высоком профессиональном уровне, грамотно оформлять деловую переписку, вести телефонные переговоры, дадим основы понятия «профессиональный имидж», «речевой этикет», предоставим необходимую любому специалисту информацию о профессиональной этике.

Глава 1. Теоретические основы этики

1.1. Понятие этики как науки

Термин «этика» первым употребил древнегреческий философ Аристотель для обозначения особого раздела философии, представляющего собой учение о нравственной деятельности и добродетелях. Этимология этого слова связана с древнегреческим словом «этос» (нрав, характер). Отсюда произошло и производное понятие «этикос» — «имеющий отношение к нравам», т. е. этика в буквальном значении — это теория нравственности.

Со временем этика из раздела философии превратилась в самостоятельную философскую дисциплину, а именно: философию морали («мораль» и «нравственность» — синонимы, от лат. mores — нравы). Итак, этика — особое гуманитарное учение, предметом которого является мораль (нравственность).

Мораль — один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид общественных отношений. По способу своего существования — это система норм принципов и ценностей, которыми руководствуются люди в своем поведении. Мораль связана с проявлением человечности, гуманизма в действиях людей. Она ориентирована на идеалы, образцы совершенства, по которым человек может сверять свои поступки. Мораль помогает человеку жить сообща с другими людьми. Суть морали можно выразить одним словом «взаимность». Мораль должна быть, прежде всего, регулятором внутреннего состояния души человека. Если нравственные душевные качества человека не развиты, то о нравственности человека говорить не приходится. Человек вне морали не сможет преодолеть в себе неразумно-животное начало. Мера продвинутости человека собственно к человеческому состоянию выражается в морали.

Этика как теория морали изучает ее генезис, сущность и специфику, раскрывает ее место и роль в жизни общества, выделяет механизмы нравственного регулирования человеческой жизнедеятельности, критерии нравственного развития. Она рассматривает структуру нравственного сознания общества и личности, анализирует содержание и смысл таких категорий, как добро и зло, справедливость, долг, честь, совесть, свобода и ответственность, счастье, смысл жизни. Этика не только изучает моральные явления и процессы, но и задает ценностную основу человеческой деятельности, определяя, на что она должна быть направлена и в чем состоит ее совершенство — добродетель.

Читайте также:  Способы социализации ребенка дошкольного возраста

Главный вопрос этики, объектами которой являются человек, система человеческих взаимоотношений, — определение того, что такое хорошее поведение, что делает поведение правильным или неправильным.

Поведение людей — это совокупность их действий, поступков и отношений. Общество всегда в той или иной мере осуществляло и осуществляет контроль и регулирование поведения людей, стремясь увязать интересы отдельной личности и социальных коллективов, найти своего рода баланс общественного и личного блага. Этическая система включает в себя более или менее детализированную программу достойного поведения.

Этика является научным обоснованием того, как человеку следует поступать в тех или иных обстоятельствах, как ему надлежит жить и какие законы соблюдать.

Основные задачи, которые решает этика, можно свести к следующему:

♦ описание морали — ее история, нормы, принципы, идеалы, то, что принято называть нравственной культурой общества;

♦ объяснение морали — анализ сущности морали в ее «должном» и «сущем» вариантах;

♦ обучение морали — передача необходимых знаний о добре и зле.

Этика подразделяется на три составные части:

Прикладная этика — описывает совокупность принципов, норм и правил, выполняющих практическую функцию научения людей должному поведению в конкретных ситуациях и в определенных сферах жизнедеятельности. Прикладная этика включает в свой состав профессиональную этику — систему моральных принципов, норм и правил поведения специалистов разного профиля с учетом особенностей их профессиональной деятельности и конкретной ситуации;

Нормативная этика — обосновывает моральные принципы и нормы, которые выступают как теоретическое развитие и дополнение морального сознания общества и личности, базируются на высших моральных ценностях и предписывают человеку с позиций долженствования (деонтологии) определенные правила поведения во взаимоотношениях и общении людей;

Теоретическая этика — исследует сущность морали, ее основные принципы и категории, функции и закономерности.

Все три структурные части этики относительно самостоятельны и одновременно связаны между собой. Основной частью, выражающей сущность науки, является теоретическая этика.

В морали воплощается единство теоретического и практического: с одной стороны, она служит основой нравственной культуры личности, а с другой — вся практическая деятельность человека, все его поведение определяются и организуются сложившимися в обществе моральными представлениями. Как форма общественного сознания мораль помогает человеку в выборе линии поведения, корректирует его поступки и отношения. Мораль помогает людям обрести адекватные формы взаимоотношений. Достижению оптимального баланса в человеческих отношениях служит система моральных принципов, норм и идеалов.

1.2. Мораль как система принципов, норм, идеалов и ценностей

Мораль как система принципов. Главным элементом в системе морали выступают моральные принципы — фундаментальные основные представления о должном поведении человека, на которых базируются нравственные нормы. Важнейшими принципами, которые раскрывают сущность морали, являются принципы коллективизма и индивидуализма.

Коллективизм выступает прямым следствием общественной сущности человека, ориентируя его на подчинение своих личных интересов общественным. Человек, руководствующийся данным принципом, отождествляет себя с определенной социальной группой, испытывает чувство сопричастности к ее целям, задачам, интересам. Но гипертрофированное проявление коллективизма может привести к утрате человеком своей индивидуальности, чувства личной ответственности, критического отношения к действиям других людей.

Индивидуализм утверждает, прежде всего, ценность, уникальность и неповторимость каждой личности. Индивидуализм побуждает человека к самовыявлению своих сил и возможностей, повышает уровень ответственности за собственную моральную деятельность.

Читайте также:  Косметическое масло календулы способ применения

Принцип гуманизма относится к числу основополагающих моральных принципов. Он выражается в признании человека главной ценностью, а его интересов — приоритетными. Гуманизм — это торжество человечности в человеческих отношениях. На протяжении всей истории человечества соблюдение или нарушение принципа гуманизма, борьба за его реализацию всегда были в центре внимания. И на современном этапе любая деятельность оценивается по результатам, прежде всего по тому, как она служит человеку.

Принцип альтруизма близок гуманизму и заключается в бескорыстной любви и заботе о благе другого человека, в готовности к самопожертвованию. Альтруизм противоположен эгоизму , ориентированному только на себя, в ущерб всем остальным.

Источник

Классификация систем по способу существования

По признаку способа существования системы согласно классификации В.И. Новосельцева /2/ подразделяют на: адаптивные, целенаправленные, целеполагающие и самоорганизующиеся системы.

Под адаптивными системами (от адаптация[4]) понимают системы, приспосабливающие к условиям окружающей среды. Первоначально такое свойство трактовалось как приспособление живых организмов к условиям существования. С развитием кибернетики по­нятие адаптации распространилось на объекты неживой и социальной природы. Тем самым было общепризнано, что все без исключения системы по существу являются адаптивными, то есть в них присутст­вуют механизмы, обеспечивающие самосохранение их формы и структуры в условиях внешних воздействий.

Хотя среда может быть неблагоприятной и даже агрессивной, однако в ней могут происходить отдельные явления, благо­приятным образом воздействующие на систему. Используя приспособительные механизмы, адаптивная система распознает такие воздействия и чер­пает из среды энергию, вещество и информацию, которые используются для самосохранения.

Таким образом, адаптивные системы могут приспосабли­ваться как к среде, так и к изменениям внутри самих себя.

Признание всеобщности адаптации одновременно явилось призна­нием того факта, что всем системам (физическим, биологическим, гу­манитарным), несмотря на их многочисленные и существенные раз­личия, присуща как минимум одна общая целевая стратегия — стрем­ление к самосохранению.

С другой стороны, если бы в природе действовал только закон самосохранения, то окружающий мир представлял собой нечто застыв­шее и неизменное. Все то, что появилось в нем единожды, сохраня­лось бы вечно. Однако такого не наблюдается. Наоборот, наш мир — это мир диф­ференцированного, динамичного и преходящего, в котором любое яв­ление имеет начало и конец. Оно движется и развивается под действием не только внешней силы, но и внутренней активности, так как без нее никакое развитие невозможно.

Гуманитарные системы (включая человека) существуют только по­тому, что в ходе эволюции научились совмещать способность к самосохранению со способностью к саморазвитию. Это же утверждение является справедливым по отношению к биологическим и физиче­ским системам.

Целенаправленные системыхарактеризуются в своем действии некоторой целью, определенной извне системы, и направлены на некоторую перспективу своего развития (при этом возможны проявления усилий по адаптации к условиям су­ществования со средой).

Иногда такие системы называют предопределен­ными, тем самым, подчеркивая, что они развиваются строго в соответ­ствии с определенным, заранее оптимизированным планом. Для та­ких систем характерна следующая особенность. Стремление к неукос­нительному выполнению оптимальных параметров плана может привести (зачастую и приводит) не к сохранению и развитию системы, а к ее не­устойчивости. Последняя проявляется в том, что, исчерпав, на­пример, ресурсы, необходимые для реализации плана, система оказы­вается перед дилеммой: либо изменять параметры плана (тем самым, признав его неоптимальным), либо изыскивать дополнительные ре­сурсы. В первом случае система приобретает de facto черты нецелена­правленной. Во втором — такая система становится агрессивной по от­ношению к среде, из которой она вынуждены черпать недостающие ресурсы. Ее взаимоотношения со средой переходят в область кон­фликтов, исход которых слабо предсказуем.

В таком случае восстановить устойчивость можно, если заменить жесткое (дирек­тивное) планирование отрицательной обратной связью, то есть свя­зать управляющие решения с реальным состоянием дел, а не только с планами. Но тогда система переходит из класса целенаправленных в класс целеполагающих или самоорганизующихся систем.

Читайте также:  Народные способы скинуть температуру

Целеполагаюшие системыотличаются способностью самостоятельно формировать цели и планировать свое поведение в зависимости от внешних обстоятельств. Они обладают некоторой совокупностью ценностей, на основе которой сами формируют последовательность целей, причем последующие цели выдвигаются и уточняются в зависимости от достижения предыдущих. Гибкое изменение целей поведения позволяет таким системам сохранять свою жизнедеятельность в достаточно широком диапазоне внешних и внутренних возмущений.

Отличительным признаком целеполагающей системы является относи­тельное постоянство ее структуры и функционирования на фоне целевой динамики.

Целеполагающие системы вынуждены менять цели своего поведе­ния под давлением внешних факторов, но с появлением новой цели в них не происходит коренного изменения структуры и заложенных ра­нее принципов функционирования. Развитие целеполагающих сис­тем постоянно сопровождается скрытыми внутренними конфликта­ми, зачастую переходящими в структурные кризисы. Основная при­чина конфликтов заключена в несоответствии старой структуры и сложившихся принципов функционирования вновь поставленным целям. А кризисы возникают главным образом из-за неспособности (или нежелания) управляющих органов производить мягкую пере­стройку сложившихся внутрисистемных отношений и изменять тра­диционные критерии принятия управленческих решений.

Самоорганизующиеся системы объединяют в себе черты адаптив­ных, целенаправленных и целеполагающих систем. Речь идет не о простом суммировании свойств и качеств, а об их особом синергетическом соединении, коренным образом меняющем поведенческий облик этого класса систем и позволяющем выйти на новый уровень самосохранения. По мнению Г. Хакена систему можно назвать самоорга­низующейся, если она без специфического воздействия извне обрета­ет какую-то целевую, пространственную, временную или функциональную структуру. При этом под специфическим внешним воздейст­вием понимается такое воздействие, которое навязывает системе структуру или цели функционирования.

В на­стоящее время изучением механизмов самоорганизации занимается научная дисциплина — синергетика.

При разделении систем на адаптивные, целенаправленные, целеполагающие и самоорганизующиеся происходит последовательное возрастание уровня системно­сти изучаемого объекта. Каждый последующий тип систем включает в себя свойства предыдущего типа и дополняет их новыми свойствами так, что способность к само­сохранению возрастает. Системы более высокого уровня могут содержать в своем со­ставе подсистемы более низкого уровня. Например, человек — самоорганизующаяся система, состоит из органов (целенаправленных подсистем), а органы состоят из тканей — адаптивных подсистем. Но не исключены другие варианты, в частности, когда система состоит из подсистем такого же уровня сложности, как и она сама, или, может быть, еще выше.

Последний вариант интересен в том плане, что может порождать неустойчивость в развитии системы. Подсистемам с более высоким уровнем организации становится как бы «тесно» в рамках системы с низшим уровнем развития. В результате образуют­ся внутренние противоречия со слабо предсказуемыми исходами, чреватыми катаст­рофическими последствиями как для системы в целом, так и для ее отдельных ком­понентов. Такое развитие событий особенно характерно для социальных систем и неоднократно наблюдалось в истории почти всех государств (революции, контрре­волюции, кризисы и т.п.).

Следует отметить, что отображение объекта в виде самоорганизующейся системы — это подход, позволяющий ис­следовать наименее изученные объекты и процессы. Самооргани­зующиеся системы обладают признаками диффузных систем: стохастичностью поведения и нестационарностью отдельных па­раметров и процессов. К этому добавляются такие признаки, как: непредсказуемость поведения, способносгь адаптироваться к из­меняющимся условиям среды, изменять структуру при взаимо­действии системы со средой, сохраняя при этом свойства целост­ности, способность формировать возможные варианты поведе­ния и выбирать из них наилучший и др. Иногда этот класс разбивают на подклассы, выделяя адаптивные или самоприс­посабливающиеся системы, самовосстанавливающиеся, самовос­производящиеся и другие подклассы, соответствующие различ­ным свойствам развивающихся систем.

В качестве примера к таким системам можно отнести биологические организации, коллективное поведение людей, организация управления на уровне предприятия, отрасли, государства в целом, т. е. в тех системах, где обязательно имеется человеческий фактор.

Источник

Оцените статью
Разные способы