- По способу сочетания мотивов
- Семантика текстильных изделий
- Апельсин.ру
- Вязание крючком отдельных мотивов и способы их соединения
- Способы соединения мотивов
- 1. В процессе провязывания последнего ряда мотива (полотна)
- 2. Соединение готовых мотивов крючком или иглой
- Орнаментальное искусство как вид художественного творчества (стр. 3 )
По способу сочетания мотивов
В ходе обсуждения мотивации учения мы убедились, что за положительным отношением к учению скрыто много аспектов детерминации поведения школьника. Все аспекты, которые необходимо иметь в виду учителю, объединяются в понятии мотивационной сферы учения школьников.
Характер мотивации к учению определяется, как мы видели:
представленностью в ней по крайней мере таких разных побуждений, как смысл учения, мотивы, цели, эмоции;
качеством, психологическими особенностями отдельных побуждений, например действенностью мотива, его ведущим местом среди других мотивов, его устойчивостью и др.
В этом разделе покажем, что общий характер мотивации определяется еще одним критерием: сочетанием различных побуждений (в том или ином их качестве) в структуре мотивационной сферы.
Например, для развития мотивации необходимо прежде всего становление внутренних мотивов, возникающих в учебной деятельности школьника и затем направляющих ее. Но и без так называемых внешних мотивов, исходящих от взрослого, который тем самым сообщает ученику определенные социальные нормы, общественные эталоны, развитие собственно внутренних мотивов могло бы пойти неверным путем, ибо неизвестно, какие мотивы могут сложиться в стихийной практике ребенка. Поэтому в ходе развития личности школьника необходимо сочетание внешних и внутренних, самостоятельно возникающих и формирующихся в сотрудничестве со взрослым и под его руководством.
Далее. Для становления личности небезразлично, есть ли у школьника только узкопознавательные мотивы без мотивов социальной отдачи обществу или социальные и познавательные мотивы достаточно органично дополняют друг друга. Для современных задач воспитания в советской школе особенно актуальным является сочетание познавательных мотивов овладения способами самостоятельного пополнения знаний и социальных мотивов, связанных с активной жизненной позицией молодого человека в обществе.
Источник
Семантика текстильных изделий
Композиционное построение орнамента. Ритм в народном искусстве
Орнамент — украшение, узор, состоящий из ритмически организованных чередующихся элементов, которые композиционно могут образовывать орнаментальную композицию. В словаре В.Даля дается такое толкование этому термину: «Вычуры — узоры . в шитье, вычурать – оградить человека или вещь заговором». Обращая внимание на историческую обусловленность орнаментального искусства, на значимость его художественно-образного языка, В.В.Стасов писал: «. Орнаменты всех новых народов идут из глубокой древности, и у народов древнего мира каждая черточка имела свое значение, являлась словом, фразой, выражением известных понятий, представлений. Ряды орнаментики — это связная речь, последовательная мелодия, имеющая свою основную причину и не назначенная для одних только глаз, а также и для ума и чувства».
Орнаментальное искусство находится в постоянной и неразрывной связи с бытом человека..
Орнамент входил во все многообразие одежд, главным образом, женских, и в ряд предметов домашнего обихода, таких как, полотенца, простыни, платки, подлавочники, настольники и т.д.
При рассмотрении основ русского орнаментального искусства необходимо учитывать следующее:
— архетипами исторически сложившихся традиций русского орнаментального искусства являются традиции древнерусской культуры с ее славянскими и античными истоками;
— народные орнаменты созданы на материале реальных форм, их пластики, ритмов.
— орнамент состоит обычно из повторяющихся элементов, мотивов, являющихся его основой.;
— орнамент всегда связан с формой, материалом изделий, его функциональным назначением и художественно-образным смыслом.;
— орнамент не существует отдельно, а входит как составной элемент общее оформление предмета.;
— орнаментальные заполнения во многих случаях помогают выявить эстетические вкусы, господствующие в той или иной период истории народа;
— цветовое решение орнаментальных композиций обусловливалось средой обитания этноса;
— орнаментальное искусство как вид художественного творчества создает представление о целостности мира на основе мифо-семантической взаимосвязи.
Составные части орнамента
Характер орнамента зависит от формы предмета, материала, технологии изготовления. Сам орнамент, подчеркивая свойства материала, делает изделие более выразительным, зрительно его организует, выявляет строение. Элементы орнамента чередуются и согласовываются друг с другом. Орнамент может вычленить предмет, не разрушая при этом его формы.
Орнаментика — характер орнамента, совокупность орнаментальных элементов, мотивов в произведении, историческом стиле. В декоративно-прикладном искусстве каждый художественный стиль имел свою орнаментику: способы, мотивы, отражающие изменение условий жизни, эстетические взгляды, вкусы этноса.
Ритм — чередование, повторение элементов, явлений. Ритм в композиции согласовывает контрасты, создает единство в многообразии, является скелетом композиции.
По способу сочетания мотивов орнаменты можно разделить на 3 основных типа.
Первый тип представлен орнаментом в полосе с линейным вертикальным или горизонтальным чередованием мотива. Такой орнамент называют еще ленточным. К нему относятся фризы, каймы, различные
Второй тип – замкнутый орнамент, который компонуется в прямоугольнике, квадрате, круге, овале.
Третий тип — сетчатый, или раппортный орнамент.
Большой интерес представляет в орнаментальном искусстве символика цвета. Цветовая символика в орнаментальных композициях также взаимообусловлена национальными, историческими, религиозными, этнографическими особенностями каждой этнической группы.
Источник
Апельсин.ру
Вязание крючком отдельных мотивов и способы их соединения
Изделие может быть выполнено из отдельных фрагментов (мотивов), каждый их которых вяжется своей нитью. Мотивы могут иметь любую форму и вязаться из центра или с одного края (по спирали, законченными рядами по кругу или рядами туда-обратно).
Чтобы мотивы было удобнее собирать в единое полотно, они должны иметь правильную геометрическую форму. Самые распространенные варианты: квадраты, соединяемые рядами строго друг под другом, и шестиугольники, располагаемые в шахматном порядке.
Однако в одном изделии могут встречаться и мотивы разной формы и/или размера. Часто это могут быть половинки мотивов, которые заполняют выемки по краю изделия, например по верху шали. Или между крупными мотивами промежутки заполняются более мелкими такой же или другой формы.
Способы соединения мотивов
1. В процессе провязывания последнего ряда мотива (полотна)
Со снятием петли с крючка
- Снимите рабочую петлю с крючка, введите его в нужное место на другом мотиве и протяните петлю. Далее вяжите по схеме.
- Таким образом, в месте соединения не образуется никаких лишних петель, все вяжется только по схеме мотивов.
- Если выполнять подобное соединение мотивов (полотен) после каждого столбика, то соединение будет похоже на шов иглой.
Без снятия петли с крючка
- Не снимая петли с крючка, введите его в нужное место на другом мотиве и протяните нить, то есть выполните соединительный столбик (СС). Далее вяжите по схеме мотива.
- Таким образом, в месте соединения образуется лишняя петля, которой не было на схеме.
- Если выполнять подобное соединение мотивов (полотен) после каждого столбика, то по лицу образуется косичка из лишних петель (СС).
Что делать, если соединение мотивов приходится на арки из воздушных петель (ВП) или пико?
Если на вершине лепестка мотива находится четное количество воздушных петель (ВП), то эти петли обычно делятся пополам и между ними выполняется протяжка со снятием рабочей петли с крючка.
При нечетном количестве ВП обычно средняя петля заменяется на СС, то есть соединение мотивов происходит без снятия рабочей петли с крючка.
Если в одном месте соединяются более двух мотивов, то третий и четвертый нужно крепить строго туда же, куда вы присоединяли второй мотив, независимо от того, каким способом вы это делали (со снятием петли с крючка или без) — см. фото 1-2. Если вы вяжете из непрочной пряжи, то цепляйтесь не за полупетлю цепочки, а вводите крючок под ВП как в арку (фото 3), это будет так же надежно, как крепление в основание на вершинах лепестков, где нет ВП или пико (фото 4).
2. Соединение готовых мотивов крючком или иглой
Соединительные столбики крючком
Столбики без накида крючком
Соединение мотивов/деталей иглой
Связанные по отдельности детали можно соединять крючком, сложив изнанкой друг к другу и выполняя СС или столбики без накида (СБН) по краю, при этом на лицевой стороне останется утолщение. Более тонким место соединения получается, если сшивать детали иглой швом «через край», в том числе по боковым сторонам полотен, связанных рядами туда-обратно.
Порядок работы над изделиями из мотивов
Какими бы ни были сами мотивы по форме, размеру и способу вязания, но порядок работы над изделием, связанном из отдельных мотивов, остается всегда одинаковым.
Источник
Орнаментальное искусство как вид художественного творчества (стр. 3 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 |
При рассмотрении основ русского орнаментального искусства необходимо учитывать следующее:
— архетипами исторически сложившихся традиций русского орнаментального искусства являются традиции древнерусской культуры с ее славянскими и античными истоками;
— народные орнаменты созданы на материале реальных форм, их пластики, ритмов. Мастер преобразует предмет, часто стилизуя его, подчиняя характеру орнамента, его ритмическому строю. Народный мастер творит на основе эмоционально-ассоциативного восприятия, опираясь на свое чутье и понимание реальной формы, ее цвета и ритмов. Творческой позицией мастера является целая система взглядов определенной эпохи, среды, нации;
— орнамент состоит обычно из повторяющихся элементов, мотивов, являющихся его основой. Определенное сочетание образов, мотивов создает художественный образ;
— орнамент всегда связан с формой, материалом изделий, его функциональным назначением и художественно-образным смыслом. Именно это приводит к условности трактовки в нем изобразительных мотивов;
— орнамент не существует отдельно, а входит как составной элемент общее оформление предмета. Располагаясь по поверхности предмета (вещи-образа), орнамент придает ей свою собственную структуру. Подчиняя себе поверхность, народный мастер вносит в нее порядок и меру, выделяет центр и периферию, дает движению взгляда определенные направления, опорные точки;
— орнаментальные заполнения во многих случаях помогают выявить эстетические вкусы, господствующие в той или иной период истории народа;
— цветовое решение (включая его символическое значение) орнаментальных композиций обусловливалось средой обитания этноса;
— орнаментальное искусство как вид художественного творчества создает представление о целостности мира на основе мифо-семантической взаимосвязи.
2.2. Составные части орнамента
Характер орнамента зависит от формы предмета, материала, технологии изготовления. Сам орнамент, подчеркивая свойства материала, делает изделие более выразительным, зрительно его организует, выявляет строение. Элементы орнамента чередуются и согласовываются друг с другом. Орнамент может вычленить предмет, не разрушая при этом его формы.
Попытаемся раскрыть суть некоторых понятий, связанных непосредственно с орнаментом.
3. МОТИВ — основной элемент орнамента, определяющий его вид, лицо рисунка. Мотивы бывают основные и дополнительные, между которыми существует связь.
4. ОРНАМЕНТАЛЬНЫЙ — имеющий черты орнамента.
5. ОРНАМЕНТИКА — характер орнамента, совокупность орнаментальных элементов, мотивов в произведении, историческом стиле. В декоративно-прикладном искусстве каждый художественный стиль имел свою орнаментику: способы, мотивы, отражающие изменение условий жизни, эстетические взгляды, вкусы этноса.
6. ОРНАМЕНТАЛЬНЫЕ МОТИВЫ — группа элементов орнамента, связанных между собой повторами, масштабом, движением.
7. РИТМ — чередование, повторение элементов, явлений. Ритм в композиции согласовывает контрасты, создает единство в многообразии, является скелетом композиции.
Рассматривая виды ритмичных движений, следует обратить внимание на такие компоненты орнаментальных композиций, как СТАТИКА И ДИНАМИКА. Статичные композиции получаются тогда, когда мотив располагается симметрично относительно одной или нескольких осей симметрии. А все ассиметричные мотивы динамичны, особенно, если они изображаются наклонно (под углом 45 градусов).
8. СИММЕТРИЯ. Является одной из важных составных единиц композиции орнамента, очень широко распространена в природе. Она легко просматривается в формах растительного и животного мира, и даже в строении организма человека.
По способу сочетания мотивов орнаменты можно разделить на 3 основных типа.
Первый тип представлен орнаментом в полосе с линейным вертикальным или горизонтальным чередованием мотива. Такой орнамент называю еще ленточным. К нему относятся фризы, каймы, различные обрамления, бордюры. Мотив в орнаменте повторяется, при этом, повтор может быть прерывистым (каждый мотив легко выделяется), не прерывистым, если мотив выделяется условно. Лента орнамента в своем повторении бесконечна. Примером этому могут служить орнаментальные композиции на стенках цилиндрических сосудов, круглы тарелок, прямоугольных ковриков и т. д.
Второй тип – замкнутый орнамент, который компонуется в прямоугольнике, квадрате, круге, овале. Мотив в нем может повторяться с учетом поворота на плоскости (поворотная симметрия) или не иметь повторения.
Третий тип — сетчатый, или рапоппортный орнамент. Мотив в нем может повторяться по вертикали, горизонтали, по диагонали. Основой сетчатого орнамента является геометрическая сетка. Ее ячейки могут быть в виде квадрата, ромба, прямоугольника, параллелограмма или равнобедренного треугольника, в зависимости от которых меняются характер симметрии сетки, а значит, и самого орнамента, построенного на ней. Рапоппортные композиции используют при нанесении узора на обои, ткань, кленку и т. д. В XVI веке сетчатый орнамент наносился на ткань при помощи резной доски, представляющей своего рода трафарет, а с XVIII века появилась машинная печать рисунков.
Типы орнаментов приведены в приложении 2.
Большой интерес представляет в орнаментальном искусстве символика цвета. Цветовая символика в орнаментальных композициях также взаимообусловлена национальными, историческими, религиозными, этнографическими особенностями каждой этнической группы. Это относится и к территории нашего края. Географические и климатические особенности определенным образом влияют на колорит и цветовую гамму орнаментального искусства.
Для южнорусского орнамента, в том числе и нашей земли, характерны цвета:
— красный (и его оттенки), символизирующий огонь, зарю, жизнь, жизнеутверждающие силы,
— темно-красный, потухающую зарю, огонь, цвет застывшей крови,
— зеленый — красота, доброта, цвет Природы,
— белый, духовное начало, чистота, снег, саван (в полотенцах — белое поле полотенца сравнивается с землей, дорогой),
— черный — цвет земли, покоя, траура,
— желтый — цвет солнца, тепла, света,
— синий — цвет неба, воды, духовности, разума,
— фиолетовый — космическое начало, вселенский разум.
Рассматривая компоненты, составляющие характеристику орнамента, как базисную единицу народного искусства, знакомясь с художественным языком орнамента, можно сказать, что он гораздо сложнее, чем кажется при первом восприятии.
2.3. Истоки художественной символики орнамента
Наш далекий предок ощущал постоянный страх перед явлениями природы, что подталкивало его к наделению природных явлений человеческими качествами (АНИМИЗМ — от лат. anina — дух, душа; вера в существование души и духов как причины явлений природы, вера в одушевленность всей природы). Многие древние люди поклонялись животным и деревьям. Древний человек полагал, что они обладают душами, подобными его собственной, и соответственно, общался с ними. Наши предки верили также в сверхъестественные свойства материальных вещей, как природных, так и сделанных человеком. Остатки этих форм сохранились в традициях и быту народов мира фактически во всех регионах. Мифологическое мышление, свойственное древним славянам, представляло собой особый вид мироощущения, чувственных представлений о явлениях природы и общественной жизни.
Древние люди полагали, что образы таинственных сил способны влиять на их судьбу. С позиции этого мышления наши предки пытались объяснить все происходящее в безграничном пространстве, Вселенной.
Водную стихию древние славяне рассматривали, в основном, как светлую и причисляли не только к земному миру, но и к небесному. У многих народов мира водная стихия изображалась в виде волнистой линии, спирали, отождествляющейся с круговоротом жизни. Спираль означала и хранительницу воды — свернувшуюся в клубок змею, а также связывалась и со стихийными бедствиями, такими, как, наводнение, ураган.
Прямая линия в представлении славян сопоставлялась с земной твердью и небесной. Свой земельный участок вместе с расположившимся на нем домом человек ограничивал при помощи межевых камней, столбов, изгородей, выстраивающихся в линию. Помимо изображения земли в виде линии, ее образ можно увидеть в орнаментальных композициях и в виде антропоморфного изображения — Матери-прародительницы.
Солнце наши предки принимали за всевидящее око Творца, поэтому по народному мировоззрению исходное начало огня рассматривалось от прекрасного светила. Живому огню придается и теперь особая, чудодейственная сила. Наиболее раннее изображение солнца встречается в виде креста, спирали, круга, внутри которого крест, ромба. Знаком круга обозначалось и небо — верх мироздания, его купол, голубое покрывало, свод, шатер.
Символ креста является весьма распространенным для всех культур, но наиболее ярко оно воплотился в христианстве, где соотносится с образом великой жертвы Иисуса. Крест можно рассматривать и как соединение противоположностей: духовного и материального, небесного и земного, потустороннего и посюстороннего мира, а также видимой и невидимой церкви. Его вертикальная стойка символизирует ось мира, а поперечная — горизонт; деление на 4 части часто сопоставляется с 4-мя сторонами света, 4 временами года и т. д.
Логическим продолжением рассмотрения образной системы славян является обращение к огню, который считался производным от солнца. Культ огня в самых разных формах дожил до начала XX века. Интересно соединение этого культа с христианскими верованиями. Огонь называли «богом, святым огнем», при зажигании огня свечи читали молитву. На предметах и изделиях с незапамятных времен человек соотносил огонь с силами света, изображая его и солнце в виде креста, креста в круге, просто круга, ромба.
Все эти космогонического происхождения образы относятся к геометрическому орнаменту, который считается одним из древнейших. В нем часто встречаются такие изображения как треугольники, которые можно рассмотреть как идеограмма человека, преклоненного перед солнцем, ромб с крючьями является символом плодородия, так же, как и квадрат, прямоугольник.
В эпоху Древнего Мира появляется растительный орнамент. Наблюдая красочные формы живой природы, человек вносил их затем в орнаментальные композиции, на основе стилизации (упрощения) и дальнейшей декоративной обработки.
Источник