По способу производства различают общества собирателей охотников скотоводов

Учебник. Обществознание. 8 класс. А.И. Кравченко. § 3. Типология обществ. (ТЕЗИСЫ).

§ 3. Типология обществ. (ТЕЗИСЫ).

Тип общества определяется сходными признаками или критериями.

Классификация типов общества по основным критериям.

По наличию письменности:

  • дописьменные, т.е. умеющие говорить, но не умеющие писать;
  • письменные, владеющие алфавитом и фиксирующие звуки в материальных носителях: клинописных таблицах, берестяных грамотах, книгах и газетах или компьютерах.

По уровню управления и степени социального расслоения:

  • простые – в таких обществах нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных; таковы первобытные племена, кое-где сохранившиеся до сих пор, простые общества возникли 40 тысяч лет назад;
  • сложные – в таких обществах существуют государственный аппарат, социальное расслоение людей, развиваются наука и техника. Здесь не просто появляются руководители и подчиненные, они составляют противоположные классы — господствующий и не господствующий. Возникшее когда-то стихийно социальное неравенство теперь закрепляется юридически, экономически, религиозно и политически. Толчком к появлению сложных обществ, образовавшихся 5—6 тысяч лет назад, стало зарождение самого мощного института — государства.

По способу добывания средств существования, т.е. по способу производства:

  • общество охотников и собирателей,
  • общество огородничества и скотоводов,
  • земледельческое общество,
  • индустриальное общество.

Общество охотников и собирателей — самый древний тип общества, состоявший из небольших кровнородственных групп (триб) из 40—60 человек, живших друг от друга на огромных расстояниях. Их основу составляли несколько семей с многочисленным потомством. Все члены трибы, постоянно живущие друг с другом и редко встречающиеся с другими группами, находились в родственных отношениях. Так продолжалось несколько сот тысяч лет.

Общество скотоводство (пастушество) и огородничество (его еще называют садоводческим обществом).

Скотоводство — более эффективный способ добывания средств существования, основанный на приручении (одомашнивании) диких животных. Скотоводы вели кочевой образ жизни. Из охоты постепенно выросло скотоводство, когда люди убедились, что приручать животных выгоднее и проще, чем добывать их на охоте. Из собирательства выросло огородничество, а из него — земледелие. Небольшие огороды со временем уступили место обширным полям, примитивные деревянные мотыги — деревянному, а позже железному плугу.

Земледельческое (аграрное, традиционное) общество.

С земледелием связывают зарождение государства, городов, классов, письменности. Это стало возможным благодаря переходу от кочевого к оседлому образу жизни.

Индустриальное общество характеризуется машинной индустрией (промышленностью).

ФОРМАЦИИ.

По способу производства и формам собственности общества делятся на формации (по К. Марксу):

Формации – это общества с различным языком, культурой, обычаями, политическим строем, образом и уровнем жизни людей, но объединенные двумя признаками, это:

  • способом производства,
  • форма собственности.

Человечество прошло четыре формации, это:

  • первобытная,
  • рабовладельческая,
  • феодальная,
  • капиталистическая,

Пятой К. Маркс формацию будущего – коммунистическую, её 1-ой стадией является социализм.

Современная классификация типов общества.

Современное обществознание использует все типологии, стремясь объединить их в некоторую синтетическую модель.

Для получения полной картины эволюции общества в эту модель надо добавить новое понятие, отсутствовавшее в предыдущих типологиях. Речь идет о так называемом постиндустриальном обществе. Этот термин ввели в научный оборот в середине XX века А. Тоффлер и Д. Белл.

В 70-е годы XX века на смену индустриальном приходит постиндустриальное общество, правда, не везде, а лишь в самых развитых странах.

Читайте также:  Способ погашения кредита аутентичный это как

Таким образом, все существовавшие и существующие общества можно разделить на три типа:

  • доиндустриальные,
  • индустриальные,
  • постиндустриальные.

Доиндустриальные (традиционные) — это общества, где не было индустрии, т.е. промышленности. Сюда следует причислить все простые и дописьменные общества, существовавшие в эпоху рабовладения и феодализма.

Основные признаки доиндустриального (традиционного) общества:

  • великая роль обычаев и традиций,
  • передача опыта от поколения к поколению,
  • отсутствие роли науки не общественном производстве,
  • огромная роль религии, руководившей всеми общественными и жизненно важными явлениями, будь то архаические верования (фетишизм, магия и др.) или современные — христианство, буддизм, ислам и т.д.
  • определяющий фактор развития – сельское хозяйство, с церковью и армией как главными институтами.

С развитием промышленности (200—250 лет назад) пришла эпоха индустриального общества. Его главный признак – развитие машинного производства с корпорацией и фирмой во главе.

С 70-х годов XX века начал формироваться самый современный тип — постиндустриальное общество . Оно охватывает не все существующие на планете страны, а только самые передовые.

Основные признаки постиндустриального общества:

  • преобладание не промышленности, а информации и сферы обслуживания,
  • на первое место выступает теоретическое знание с университетом как местом его сосредоточения,
  • изменение социальной структуры: классовое деление уступает место профессиональному,
  • собственность как критерий социального неравенства теряет свое значение, решающим становится уровень образования и знания.

Итак, всемирная история разделена на три крупные стадии:

  • доиндустриальную,
  • индустриальную,
  • постиндустриальную.

Источник

Тема 28. ТИПОЛОГИЯ ОБЩЕСТВ ПО СПОСОБУ ПРОИЗВОДСТВА

В основании следующей типологии лежит способ добывания средств существования, т.е. способ производства. Согласно этому критерию, все общества с древнейших времен до наших дней можно разделить на следующие типы: общество охотников и собирателей, общество огородничества, общество скотоводов, земледельческое общество, индустриальное общество.

Самый древний способ пропитания — охота и собирательство. Соответственно ему выделяется общество первобытных охотников и собирателей. Оно состояло из небольших кровно-родственных групп (их называют локальными группами, а также трибы), состоящих из 40—60 человек и отделенных друг от друга огромными пространствами. Их основу составляли несколько семей с многочисленным потомством. Все члены трибы, постоянно живущие друг с другом и редко встречающиеся с другими группами, находились в родственных отношениях. Так продолжалось несколько сот тысяч лет. Это самый продолжительный по историческому времени тип общества.

На смену ему пришли два других типа общества и способа производства — скотоводство (пастушество) и огородничество (его еще называют садоводческим обществом). Скотоводство — более эффективный способ добывания средств существования, основанный на приручении (одомашнивании) диких животных. Скотоводы, также как охотники и собиратели, вели кочевой образ жизни. Из охоты постепенно выросло скотоводство, когда люди убедились, что приручать животных экономичнее, чем добывать их на охоте. Из собирательства выросло огородничество, а из него — земледелие. Таким образом, огородничество — переходная форма от добывания из природы готовых продуктов (диких растений) к систематическому и интенсивному взращиванию окультуренных злаков. Небольшие огороды со временем уступили место обширным полям, примитивные деревянные мотыги — деревянному, а позже железному плугу.

С земледелием связывают зарождение государства, городов, классов, письменности — необходимых признаков цивилизации. Они стали возможными благодаря переходу от кочевого к оседлому образу жизни. Земледельческое, или аграрное, общество 300 лет назад сменила машинная индустрия (промышленность). Наступила эра индустриального общества. Дымящие заводские трубы, загазованные городские кварталы, гигантские угольные разрезы — отличительные признаки индустриального общества.

Читайте также:  Давление способ его изменения

Американский футуролог профессор Хьюстонского университета О. Марклей выделяет четыре стадии или эры в развитии человеческой цивилизации: кочевничество, земледелие, индустриальная и информационная эра. Каждая ступень представляет более высокий уровень развития техники и технологии, более сложное общественное устройство.

Движущий механизм социальной истории у него — прогресс орудий труда. Первобытная палка-копалка для сбора дикорастущих плодов, равно как и такое же примитивное по способу изготовления охотничье копье постепенно уступают место деревянному плугу. Смена техники и технологии знаменуют собой переход от эры кочевничества (охоты и собирательства) к эре земледелия. Развитие машинного производства означало переход от земледелия к индустриальной эре. Компьютерные сети, обеспечивающие мгновенную связь разных уголков планеты, определили становление информационной стадии человеческой цивилизации.

Казалось бы, чем сложнее социальный порядок, тем больше времени должно требоваться на его установление. Однако у людей все происходит наоборот: на продвижение к каждой последующей ступеньке уходит все меньше времени. Историческое время ускоряется и достигает пика к XXI в. Так, переход от кочевничества к земледелию занял тысячелетия; от земледелия к индустриальной эре — столетия; от индустриальной эпохи к информационной — десятилетия. По мнению И.В. Алешиной, адаптировавшей схему О. Марклея, Россия все еще находится в стадии движения от индустриального общества к информационному.

Рассматривая социокультурную эволюцию человечества, известный американский антрополог и социолог Г. Ленски (1928 — 1994) положил в ее основание критерий технологии. Он сравнил между собой около 400 типов обществ и выделил пять параметров, на базе которых только и можно обнаружить их сходство: население, культура, производство и средства к существованию, социальная организация, социальные институты.

Самая примитивная технология, считал он, была у охотников и собирателей. Всего каких-то 10 тыс. лет назад все население планеты составляли охотники и собиратели. Ныне лишь немногие из них выжили. Палка-копалка, копье и лук, бродячий образ жизни, небольшая численность группы, стратификация исключительно половозрастная, власть состояла из вожака и шамана, уравнительное распределение и концентрация всех социальных отношений вокруг системы родства — таковы существенные признаки той эпохи.

Приблизительно 10—12 тыс. лет назад зародилось примитивное огородничество, а затем и пастушество. Вместе с ними появились простейшие технологии рыхления почвы и содержания скота. Очагом новой культуры стал Ближний Восток. Некоторые народности, в том числе йаномамо (уапотато), сочетали старое и новое, т.е. охоту и собирательство с огородничеством. При пастушестве появляются прибавочный продукт и социальное неравенство.

Первые земледельческие общества сформировались 5 тыс. лет назад, хотя неолитическая революция началась 8—10 тыс. лет назад. Именно тогда произошел качественный скачок в технологии: изобретение колеса, ирригационных сооружений и письменности положили начало цивилизации. Пришедшее ему на смену индустриальное общество заставило вместо человека трудиться машины, а вместо тягловых животных — пар и электричество. Домашний труд превратился в фабричный. Города превратились в клоаки преступности и нищенства, вынудив правительства выделять огромные средства на благоустройство, медицину и социальное обеспечение. Наконец, постиндустриальное общество, основанное на безотходных технологиях, знаниях и информатике, словно вернуло человечество в золотой век. Трудиться стали меньше, а зарабатывать больше, стали дольше жить и меньше болеть. Увеличился и стал гораздо более разнообразным культурный досуг людей.

Читайте также:  Какие бактерии по способу питания являются хемотрофами

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Классификация по способам производства

В основании типологии лежит способ добы­вания средств существования, т.е. способ производства. Согласно этому критерию все общества с древнейших времен до наших дней можно разделить на следующие типы:

♦ общество охотников и собирателей,

Самый древний способ пропитания — охота и собирательство. Соответственно ему выделяется общество первобытных охотников и собирателей. Оно состояло из небольших кровно-родственных групп (их называют локальными группами, а также трибы), со­стоящих из 40-60 человек и отделенных друг от друга огромны­ми пространствами. Их основу составляли несколько семей с мно­гочисленным потомством. Все члены трибы, постоянно живущие друг с другом и редко встречающиеся с другими группами, нахо­дились в родственных отношениях. Так продолжалось несколько сот тысяч лет. Это самый продолжительный по историческому времени тип общества. Самая примитивная технология, считал он, была у охотников и собирателей. Всего каких-то 10 тыс. лет назад все население пла­неты составляли охотники и собиратели. Ныне лишь немногие из них выжили. Палка-копалка, копье и лук, бродячий образ жизни, небольшая численность группы, стратификация исключительно по­ловозрастная, власть состояла из вожака и шамана, уравнительное распределение и концентрация всех социальных отношений вокруг системы родства — таковы существенные признаки той эпохи.

На смену ему пришли два других типа общества и способа про­изводства — скотоводство (пастушество) и огородничество (его еще называют садоводческим обществом). Скотоводство более эффективный способ добывания средств существования, основан­ный на приручении (одомашнивании) диких животных. Скотово­ды, также как охотники и собиратели, вели кочевой образ жизни. Из охоты постепенно выросло скотоводство, когда люди убеди­лись, что приручать животных экономичнее, чем добывать их на охоте. Из собирательства выросло огородничество, а из него — земледелие. Таким образом, огородничество переходная форма от добывания из природы готовых продуктов (диких растений) к систематическому и интенсивному взращиванию окультуренных злаков. Небольшие огороды со временем уступили место обшир­ным полям, примитивные деревянные мотыги — деревянному, а позже железному плугу.

Приблизительно 10—12 тыс. лет назад зародилось примитивное огородничество, а затем и пастушество. Вместе с ними появились простейшие технологии рыхления почвы и содержания скота. Очагом новой культуры стал Ближний Восток. Некоторые на­родности, в том числе йаномамо (уапотато), сочетали старое и новое, т.е. охоту и собирательство с огородничеством. При пас­тушестве появляются прибавочный продукт и социальное неравен­ство.

С земледелиемсвязывают зарождение государства, городов, классов, письменности — необходимых признаков цивилизации. Они стали возможными благодаря переходу от кочевого к осед­лому образу жизни. Земледельческое, или аграрное, общество 300 лет назад сменила машинная индустрия (промышленность). Наступила эра индустриального общества. Дымящие заводские трубы, загазованные городские кварталы, гигантские угольные разрезы.

Первые земледельческие общества сформировались 5 тыс. лет назад, хотя неолитическая революция началась 8—10 тыс. лет назад. Именно тогда произошел качественный скачок в технологии: изобретение колеса, ирригационных сооружений и письмен­ности положили начало цивилизации. Пришедшее ему на смену ин­дустриальное общество заставило вместо человека трудиться маши­ны, а вместо тягловых животных — пар и электричество. Домаш­ний труд превратился в фабричный.

Источник

Оцените статью
Разные способы