Pr.). — Обязательство — это правовые узы, в силу которых мы связаны необходимостью что-либо исполнить в согласии с правом нашего государства.
Административно-правовой статус законодательных и судебных органов
Административно-правовой статус органов исполнительной власти субъектов РФ.
Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий
Акты органов государственной власти субъектов РФ и акты органов МСУ как источники земельного права (на примере нормативно-правовых актов Тверской области и г. Твери).
Акты органов ТОС
Акты Правительства Российской Федерации. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти.
Акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и их соотношение с федеральным законодательством
АНАЛИЗ ФУНКЦИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СТРАТЕГИЧЕСКОМУ МЕНЕДЖМЕНТУ И ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ, ПРИНИМАЮЩИХ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ.
Аналогия закона, аналогия права. Обычаи делового оборота. Значение актов высших судебных органов и судебной практики.
Органы государства классифицируются по различным основаниям.
Классификация органов государства:
I. по способу возникновения —1) первичные, 2) производные;
II. по объему властных полномочий-1) высшие, 2) местные;
III. по широте компетенции— 1) общей компетенции, 2) специальной компетенции;
IV. по принципу разделения властей – 1) законодательные, 2) исполнительные, 3) судебные;
V. по способу принятия решений – 1) коллегиальные, 2) единоначальные;
VI. по срокам полномочий – 1) постоянные, 2) бессрочные;
VII. по времени функционирования —1) постоянные и 2) временные;
VIII.1)выборные и 2) назначаемые.
IX. по характеру подчиненности– 1) «вертикального» подчинения, 2) «двойного подчинения».
I. По способу возникновения1. Первичные органы государства – никакими другими органами не создаются. Они либо возникают в порядке наследования (наследственная монархия), либо избираются по установленной процедуре и получают властные полномочия от избирателей (представительные органы).
2. Производные органы – создаются первичными органами, которые и наделяют их властными полномочиями. К ним относятся исполнительно-распорядительные органы, органы прокуратуры и т.д.
II. По объему властных полномочийорганы государства классифицируются на высшие и местные. Правда, не все местные органы являются государственными (например, органы местного самоуправления).
1. Высшие органы государства – наиболее полно олицетворяют государственную власть, распространяющуюся на территорию всего государства. Следует иметь в виду, что в унитарных государствах есть один уровень высших органов, а в федеративных – два: федеральные высшие органы и высшие органы субъектов федерации.
2. Местные органы государства – функционируют в административно-территориальных единицах (графствах, округах, коммунах, уездах, провинциях и др.), их полномочия распространяются только на эти регионы. Может быть несколько уровней местных органов, в зависимости от административно-территориального деления государства.
III. По широте компетенции
1. Органы общей компетенции правомочны решать широкий круг вопросов (например, правительство, исполняя законы, активно участвует в осуществлении всех функций государства).
2. Органы специальной (отраслевой) компетенции специализируются на выполнении какой-то одной функции, одного вида деятельности (министерство финансов, министерство юстиции).
V. По порядку принятия решения органы государства бывают коллегиальные и единоначальные.
1. Коллегиальные – решения принимаются большинством голосов, составляющих соответствующий орган, простым или квалифицированным (Федеральное собрание, Конституционный Суд РФ);
2. Единоначальные – решения принимаются единолично руководителем (Президент РФ, Прокуратура РФ).
VI. по срокам полномочий – постоянные и бессрочные;
1) постоянные — есть органы государства, которые функционируют постоянно, но их состав обновляется через установленный срок;
2) бессрочные органы, где пребывание человека на данном посту заранее не ограничено каким-либо сроком;
VII. по времени функционирования —1) постоянные и 2) временные;
Абсолютное большинство государственных органов Российской Федерации и ее субъектов согласно Конституции и законам РФ, конституциям и уставам субъектов РФ действуют на постоянной основе. Вместе с тем могут быть органы, создание и деятельность которых носит временный характер, они связаны с решением неотложных задач, вызванных определенными временными обстоятельствами (например, в связи с введением чрезвычайного или военного положения).
IX. по характеру подчиненности– 1) «вертикального» подчинения (к примеру суды), 2) «двойного подчинения», например, различные органы отраслевого управления: министерства, ведомства с их территориальными управлениями и отделами. Сама идея «двойного подчинения» обусловлена желанием учесть наряду с общегосударственными интересами местные интересы.
IV. По принципу разделения властей: законодательные, исполнительные и судебные органы.
1. Законодательные органы – право издания законов принадлежит обычно высшим представительным органам. «Парламент» (в Англии, Канаде, Индии и др.) – его полномочия: принятие законов, утверждение бюджета, контроль над правительством в форме запросов и обсуждение его деятельности, выражения (вотум) доверия или недоверия и т.д. Парламенты состоят из нижней и верхней палаты. Однопалатные парламенты существуют в небольших странах (Дания, Финляндия).
2. Глава государства Разделенная на три ветви государственная власть не перестает быть единой и суверенной: у нее единый властеобразующий источник – народ; она выражает единые коренные интересы населения страны. Глава государства призван обеспечивать согласованное функционирование этих органов в интересах единой властной воли народа и достижения общегосударственных целей. В современных государствах глава государства является единоличным: в конституционных монархиях – монарх, в республиках – президент.
А) Монарх – обладает рядом прав в отношении парламента: созыва сессий, роспуска (обычно нижней палаты), назначения членов верхних палат, утверждения и опубликования законов, он назначает (или утверждает) г лаву правительства и министерств, но с учетом мнений фракций партийного большинства или коалиций фракций парламента; формально он считается верховным главнокомандующим и представляет страну в международных отношениях. Но фактически эти полномочия осуществляются правительством (или соответствующим министерством).
Б) Президент – глава государства, избираемый либо населением, либо парламентом, либо путем особой избирательной процедуры. Принимает иностранных дипломатических представителей, назначает послов в других государствах, в ряде стран ратифицирует (утверждает) международные договоры и соглашения, является верховным главнокомандующим вооруженными силами. Имеет право распускать парламент, отказать в одобрении закона, передать его на вторичное рассмотрение парламента.
В парламентарных и президентских республиках роль и полномочия президента не одинаковы. В парламентарыных республиках – это малоактивная фигура во внутренних делах, замещается во всем главой правительства, в руках которого сосредоточена реальная власть, т.е. роспуск парламента осуществляется по решению правительства и оформляется указом президента; для назначения правительства требуется согласие парламента. Акты президента не имеют силы без подписи главы правительства или министра.
В президентских республиках – это центральная политическая фигура (В США — президент — это глава государства и глава правительства одновременно).
3. Исполнительные органы – принадлежит правительство, которое непосредственно управляет страной. Правительство состоит из главы правительства (премьер-министра, председателя совета или кабинета министров, первого министра, канцлера), его заместителей и членов правительства. В унитарном государстве одно правительство, в федеральном – правительство общефедеральное и членов федерации. Бывает однопартийным и коалиционным (две и более партий).
4. Органы правосудия – сложная система, состоящая из гражданских, уголовных, административных, военно-полевых, транспортных и иных судов. На верху этой системы находятся верховные и конституционные суды.
В механизм государства входят силовые ведомства, составляющие основу властной силы государства – вооруженные силы, органы безопасности, полиция (милиция). Основное назначение последней – охрана общественного порядка и обеспечение внутренней безопасности. Полиция специализируется в соответствии с разнообразными сторонами ее деятельности. Политическая полиция обеспечивает внутреннюю безопасность, ведет борьбу с политическими противниками своего государства. Уголовная полиция поддерживает общественный порядок. Она подразделяется на транспортную, пограничную, таможенную, санитарную, лесную и т.д.
В механизме государства выделяются местные органы власти (губернаторы, префекты, комиссары) назначаются обычно правительством для управления регионами (Финляндия, Люксембург). Нередко наряду с назначенными должностными лицами на региональном уровне функционируют избранные населением региона местные представительные органы. Есть государства (Великобритания, Япония), где все функции местного самоуправления выполняет местная администрация, избираемая населением.
Дата добавления: 2015-02-09 ; просмотров: 18 ; Нарушение авторских прав
Источник
Сочетание единоначалия и коллегиальности
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сущность единоначалия и коллегиальности
Единоначалие и коллегиальность – это основополагающие принципы организации управления, представляющие собой противоположные и взаимно дополняющие понятия, характеризующие порядок принятия управленческих решений.
Управленческая деятельность на любом уровне, начиная от государственного и заканчивая муниципальным управлением, осуществляется в соответствии с определенными принципами, представляющими собой основополагающие начала этой деятельности. В число таких принципов включается такие принципы как единоначалие и коллегиальность как по отдельности, так и в разумном их сочетании.
Единоначалие как принцип осуществления управления
Содержание принципа управления, именуемого единоначалием, состоит в том, что руководство определенного звена системы управления любого уровня, начиная от государства и заканчивая отдельным хозяйствующим субъектом, пользуется правом осуществления единого руководства при принятии решений по вопросам, относящимся к его компетенции. Как правило, это обусловлено тем, что в основе управления общественной жизнью любого образования находится необходимость строгого подчинения воли отдельных участников процесса воле одного лица, выступающего в качестве руководителя конкретного процесса государственного или муниципального управления.
Единоначалие в качестве организационно-правовой формы управленческой деятельности существуют во всех звеньях и уровнях системы государственного и муниципального управления.
Согласно этому принципу любую совокупность видов деятельности, осуществляемую в процессе государственного и муниципального управления, можно представить как деятельность, направленную на достижение одной и той же цели под руководством одного человека, наделенного определенным перечнем полномочий. Как следствие, сущность принципа единоначалия заключается в том, что процесс управления сотрудниками требует получения указаний от одного руководителя, но одновременно это не значит, что все решения должны приниматься этим руководителем единолично.
Сущность единоначалия в качестве принципа управления проявляется в осуществлении управления подчиненными в непосредственной форме только одним руководителем, который несет ответственность как за свои действия, так и за действия своих подчиненных перед вышестоящими руководителями, в то время как подчиненные отвечают за свои действия только перед своим непосредственным руководителем.
Готовые работы на аналогичную тему
Единоначалие как принцип управления обладает следующими преимуществами:
во-первых, обеспечение порядка и дисциплины;
во-вторых, четкость разграничения и соблюдения полномочий;
в-третьих, ясность распределение ответственности;
в-четвертых, увеличение эффективности осуществления тактических действий, требующих оперативных решений, и так далее.
При этом единоначалие не лишено некоторых недостатков, к числу которых следует отнести:
рост авторитаризма;
высокий уровень субъективности принимаемых решений;
снижение эффективности принимаемых решений, их оптимальности и так далее.
Коллегиальность как принцип управления
Сущность коллегиальности как принципа управления состоит в необходимости обсуждения вопросов и проблем развития государства, регионов и муниципальных образований в социально-экономическом и организационном смысле.
Сущность коллегиальности в управлении проявляется в возможности учета опыта различных специалистов при подготовке того или иного управленческого решения. Коллегиальный способ работы над проблемой не всегда заканчивается принятием одного решения, он может быть направлен на выработку различных альтернатив разрешения проблемы, подготовку базы для принятия единоличного решения.
Коллегиальность как принцип управления обладает следующими преимуществами:
во-первых, возможность учета опыта и знаний различных специалистов;
во-вторых, возможность выработки оптимального решения или сравнения различных вариантов решения той или иной проблемы;
в-третьих, высокая эффективность при выработке стратегии развития государства, региона или муниципального образования;
в-четвертых, снижение уровня авторитаризма и субъективности и так далее.
Причем коллегиальность не лишена некоторых недостатков, к числу которых следует отнести:
замедление процесса принятия управленческих решений;
снижение персонализации ответственности;
невозможность достижения консенсуса и так далее.
Единство коллегиальности и единоначалия в управлении
Эффективное управление любыми процессами, в том числе на уровне государственного и муниципального управления, подразумевает разумное сочетание принципов единоначалия и коллегиальности.
Это сочетание обеспечивает получение следующих преимуществ:
во-первых, единоначалие обеспечивает четкую подчиненность лиц и органов в системе государственного и муниципального управления вышестоящим уровням и исключение возможности получения указаний через уровень управления, приводящих к беспорядку и дублированию обязанностей;
во-вторых, коллегиальность призвана обеспечить преодоление субъективности в системе государственного и муниципального управления, обусловленной сосредоточением власти в руках одного человека;
в-третьих, коллегиальность в сочетании с единоначалием приводит к снижению уровня авторитаризма в управлении;
в-четвертых, коллегиальность обеспечивает возможность учета опыта и знаний других лиц, обеспечивающих максимальное эффективное решение той или иной проблемы, уходя от зацикленности одного человека на определенном варианте ее разрешения;
в-пятых, единоначалие обеспечивает четкое распределение ответственности между руководителями различного уровня за принятые решения, при этом коллегиальность позволяет выработать оптимальное решение в их взаимодействии;
в-шестых, коллегиальность не исключает личной ответственности каждого государственного и муниципального служащего за осуществление тех или иных полномочий, но позволяет осуществлять их обсуждение, сопоставлять различные взгляды на проблемы и принимать совместные решения.
Реализация принципа сочетания единоначалия и коллегиальности обеспечивается посредством формирования различных комиссий, советов, слетов, конференций и иных форм выработки коллективных вариантов решений, обеспечивающих возможность последующего выбора наиболее оптимального из них.