- СПОСОБЫ ПРИНЯТИЯ КОНСТИТУЦИИ
- Смотреть что такое «СПОСОБЫ ПРИНЯТИЯ КОНСТИТУЦИИ» в других словарях:
- Виды конституций. Конституции современных государств (их насчитывается около 200) условно можно классифицировать по различным признакам
- Классификация конституций (по способу принятия и изменения)
- Классификация конституций по способам принятия. Порядок изменения (принятия) Конституции РФ.
СПОСОБЫ ПРИНЯТИЯ КОНСТИТУЦИИ
Энциклопедический словарь «Конституционное право России». — М.: Юридическая литература . В. И. Червонюк, И. В. Калинский, Г. И. Иванец . 2002 .
Смотреть что такое «СПОСОБЫ ПРИНЯТИЯ КОНСТИТУЦИИ» в других словарях:
Шестая поправка к Конституции США — Официальный текст Билля о правах Шестая поправка к Конституции США является частью Билля о правах. Как и другие поправки, состав … Википедия
Конституция — (Constitution) Конституция это основной закон государства, закрепляющий основы политической, экономической и правовой системы страны История конституции, классификация конституций, структура и содержание конституции, функции конституции,… … Энциклопедия инвестора
Федерация — (Federation) Федерация это форма территориального устройства государства Определение, виды и типы федераций, преимущества и недостатки федеративного устройства государства, федерализм в современной России Содержание >>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора
КОНСТИТУЦИЯ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ — КОНСТИТУЦИЯ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ, основной действующий закон, выработанный Конституционным конвентом 1787 в Филадельфии. Утвердил республиканскую демократическую форму правления и федеративное устройство США. В соответствии со ст. VII… … Энциклопедический словарь
Права человека в СССР — Права человека в СССР комплекс вопросов реализации прав человека (основных свобод и возможностей в экономической, социальной, политической и культурной сферах) в СССР. Большинство подобных вопросов регулировалось конституциями СССР… … Википедия
КОНСТИТУЦИЯ — (лат.eonstitutio установление,устройство) в материальном смысле представляет собой писаный нормативный акт. совокупность актов или конституционных обычаев, которые провозглашают и гарантируют права и свободы человека и гражданина и определяют… … Энциклопедия юриста
Акты о Британской Северной Америке — (АБСА) представляют собой совокупность законов британского Парламента, принятых между 1867 и 1975 и учреждающих, а впоследствии и исправляющих конституцию Канадской конфедерации. Содержание 1 АБСА 1867 2 Последующие акты 3 … Википедия
СОЦИАЛИЗАЦИЯ — (от лат. socialis общественный), процесс усвоения человеч. индивидом определ. системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. С, включает как социально контролируемые процессы… … Философская энциклопедия
Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия
Государство — (Country) Государство это особая организация общества, обеспечивающая единство и целостность, гарантирующая права и свободы граждан Происхождение государства, признаки государства, форма государственного правления, форма государственного… … Энциклопедия инвестора
Источник
Виды конституций. Конституции современных государств (их насчитывается около 200) условно можно классифицировать по различным признакам
Конституции современных государств (их насчитывается около 200) условно можно классифицировать по различным признакам.
По времени принятия конституции группируют по поколениям:
— первого поколения, т.е. первые конституции (США – 1787 г., Польши – 1791 г., Франции – 1791 – 1793 гг., Норвегии – 1814 г., Бельгии – 1831 г., Швейцарии – 1874 г.);
— второго поколения, т.е. принятые до второй мировой войны (Мексика – 1917 г., Австрия – 1918 г., Ирландия – 1937 г.);
— третьего поколения, т.е. принятые после второй мировой войны (Япония – 1946 г., Италия – 1947 г., ФРГ – 1949 г., Индия – 1950 г., Франция – 1958 г., Греции – 1975 г.);
— четвертого поколения, т.е. новейшие (Чехия, Словакия – 1992 г., Российская Федерация – 1993 г., Республика Беларусь – 1994 г., Республика Польша – 1997 г. и др.
По форме изложения различаются конституции писаные и неписаные.
Писаной считается конституция, которая изложена в форме единого юридического документа с соответствующим названием. Таких конституций абсолютное большинство. Неписанной признается такая конституция, которая состоит из нескольких документов, закрепляющих государственные устои и основные права граждан. Подобные конституции имеют Великобритания, Новая Зеландия, Австралия, Швеция, Израиль.
По способу принятия выделяют следующие виды конституций:
— дарованные (утверждаются монархом);
— парламентские (принимается парламентом страны);
— учредительные (принимается учредительным конституционным собранием);
— всенародные (принимается народом путем референдума).
По порядку внесения изменений и дополнений конституции подразделяются на: гибкие и жесткие.
Гибкие конституции принимаются и изменяются в таком же порядке, как и обычные законы. В частности, в таком порядке принимались конституции в республиках бывшего Советского Союза.
Жесткие конституции предусматривают сложную и многоступенчатую процедуру внесения изменений и дополнений поправок (например, конституции США, Италии, Японии, России, Беларусь).
По степени соответствия конституционных положений действительности конституции разделяют на: фактические (реальные) и фиктивные («бумажные»).
Фактическими (реальными) называются конституции, которые адекватно (точно) отражают действительность. Такими являются обычно конституции демократических государств. Фиктивными («бумажными») конституциями признаются те, которые не соответствуют действительности. Такие конституции присущи государствам с авторитарными и тоталитарными режимами.
Источник
Классификация конституций (по способу принятия и изменения)
Конституция – основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу на его территории, закрепляющий основные принципы государственного устройства, структуру и порядок взаимодействия государственных органов, гарантии прав и свобод личности.
Основанием для классификации конституции может служить политический режим, форма правления, государственно-территориальное устройство и др.
Существует большое множество оснований классификации конституций. Среди них в науке конституционного права можно выделить следующие:
По способу принятия.Этот критерий определяет способ, которым был принят основной закон страны и, в какой-то мере, значении конституции, ее авторитет. Выделяют следующие виды конституций по способу принятия:
1.Дарованные— когда существующая верховная власть самостоятельно или под давлением общества ограничивает себя конституцией. Такой властью может быть монарх и принятие конституции в этом случае знаменует переход от абсолютизма к конституционной монархии. В качестве примера можно назвать конституции Непала или Иордании, которые были дарованы народу монархом. Дарована была также конституция Италии середины XIX века. Король Карл Альберт сперва (в 1848 году) предложил конституционный закон для Королевства Сардиния, а затем, после объединения Италии в 1870 году, этот «Альбертинский статус» стал конституцией всей страны. Кроме того, метрополия может даровать конституцию своей бывшей колонии. Так произошло, например, с Конституцией Канады, которая появилась из Акта о Британской Северной Америке 1867 года, несколько измененная и дополненная.
2.Принятые — такими являются большинство современных мировых конституций. В самом деле, верховная абсолютная власть редко способна осознать правовое и социальное значение конституции, поэтому народу приходится самому или через представителей принимать этот важнейший нормативный документ.
Среди принятых конституций выделяют, в частности, три подвида: принятые парламентом, принятые Учредительным Собранием и принятые непосредственно на референдуме. Парламентом была принята, например, Конституция Соединенных Штатов Америки, в 1787 году. Каждый штат выбрал своих представителей (от двух до восьми человек) и они приняли основной закон государства. Учредительное собрание принимало конституции в таких странах, как Италия (1948 год), Япония (1947 год) и Португалия. Основное отличие Учредительного собрания от парламента состоит в том, что парламент — постоянно действующий законодательный и представительный орган, в то время как Учредительное собрание созывается специально для целей принятия конституции или установления основ всей правовой системы. После выполнения этих задач Учредительное собрание прекращает свою работу. В российской истории, после революции 1917 года, Учредительное собрание также должно было принять Конституцию, но большевики, располагающие реальной властью, осознав, что они остались в меньшинстве, после первого же заседания фактически разогнали избранное народами бывшей Российской империи Учредительное собрание.
3.Третий способ принятия конституции — на референдуме. Здесь проект закона готовят опытные юристы-конституционоведы, после чего он выносится на референдум, где народ решает его судьбу. Этот способ представляется одним из самых демократичных, поскольку принятие конституции (да и вообще любого закона особой значимости) — именно тот случай, когда непосредственная демократия имеет преимущества по сравнению с представительной. Конституции многих стран, в том числе Франции (1958 год), Испании (1978 год) и России (все конституции) были приняты путем всенародного волеизъявления.
Значение способа принятия конституции трудно переоценить. С нашей точки зрения, принимая основной закон народ способен ощутить себя сувереном своей судьбы, носителем верховной власти. Велика также роль этого факта в формировании правосознания общества и его членов. А для американцев самостоятельное принятие конституции, пусть и через представителей, стало одним из шагов к осознанию себя единой нацией, единым народом. Дарование конституции, с этой точки зрения, снижает ее авторитет — она становится не вырвана в борьбе или принята государством в результате долгих обсуждений и споров, в которых голос каждого гражданина мог оказаться решающим, а преподнесена в качестве уступки лицом или лицами, чью власть конституция ограничивает.
Еще один критерий классификации конституций — по способу изменения. Обычно выделяют гибкие (мягкие) и жесткие конституции.
Гибкие конституции изменяются в обычном законодательном порядке. К ним относятся: «неписаные» конституции Великобритании, Новой Зеландии, Конституция Израиля. Жесткие конституции изменяются в более сложном порядке, чем предусмотрено для текущего законодательства. Существуют различные способы обеспечения жесткости конституций. К ним относятся требование квалифицированного большинства в парламенте для принятия поправок к Конституции; утверждение поправок субъектами Федерации; повторное принятие поправок парламентом следующего созыва и др. Жесткость конституций направлена на поддержание их стабильности.
Источник
Классификация конституций по способам принятия. Порядок изменения (принятия) Конституции РФ.
1. Октроирование— дарование конституции монархом, либо утверждение главой государства, т.е. единоличный акт главы государства
2. Принимаемая законодательным органом государства
3. Принимаемая специально – представительным органом, именуемым «Конституана»
4. Принимаемая в результате Референдума.
Внесение поправок и изменений в конституцию РФ закреплено в главе 9 конституции РФ:
Предложения о внесении поправок и пересмотре положений конституции может вносить:
· Президент Российской Федерации,
· Совет Федерации, Государственная Дума,
· Правительство Российской Федерации,
· (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.
(ст. 135 К РФ) Положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.
Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.
Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.
(ст. 136 К РФ) Поправки к главам 3 — 8Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.
Структура юридической конституции. Структура Конституции РФ.
Под структурой конституции — понимается принятый в ней порядок, посредством которого устанавливаются определенная система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность их расположения.
В основе обобщения конституционных норм в определенные единые комплексы (разделы, главы) лежит сходство предмета регулирования, т.е. связанность норм характером общественных отношений, на которые они воздействуют.
Последовательность расположения в конституции соответствующих комплексов норм зависит от нескольких факторов: учет взаимосвязи этих норм с другими, первичность и производность их друг от друга, определенные концепции, заложенные в конституции.
Структура Конституции РФ:
Конституция РФ состит из:
2) Первого раздела, именуемого ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, в который входят главы:
· 1. Основы конституционного строя (ст. 1-16)
· 2. Права и свободы человека и гражданина (ст. 17-64)
· 3. Федеративное устройство (ст. 65-79)
· 4. Президент РФ (ст. 80-93)
· 5. Федеральное собрание (ст. 94-109)
· 6. Правительство РФ (ст. 110-117)
· 7. Судебная власть и прокуратура (ст. 118-129)
· 8. Местное самоуправление (ст. 130-133)
· 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции (ст. 134-137)
3) Второго раздела, именуемого ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ и ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
Классификация источников конституционного права РФ.
Источник права – это внешняя форма выражения права, на основе которой возникают юридические права и обязанности, т.е внешние признаки, особенности.
Существуют особые источники, не все являются общественно признанными (правовой обычай), некоторые признаны недавно (судебный прецедент).
Нормативно правовой акт публичной власти
Поправка: иногда говорят «НПА государства», но это не верно, т.к. это ПА и общества, и государства, поэтому – НПА публичной власти.
Нормативный договор
Судебные прецеденты
Правовые обычаи
В литературе называют и некоторые другие, иногда: правовые доктрины, но они являются лишь вспомогательной формой (не носят общеобязательный характер).
Иногда: НПА общественных организаций (устав политических партий).
Такие источники права, которые по своему содержанию относятся к предмету КП:
· Порождают правовые последствия в конституционно-правовых отношениях;
· Регулируют отношения субъектов КП.
Иерархия правовых актов:
1.Конституция РФ (ст. 15 К)
2.Результаты Референдума (ФКЗ «О Референдумах»)
3.Законы РФ о поправках к Конституции РФ (ст.136 К РФ)
4.Решения Конституционного Суда РФ (ст.125 К РФ)
5.Общепризнаные нормы и принципы международного права и международных договоров РФ (ст.15 ч.4 К РФ)
6.ФКЗ (ст. 108, 76 К РФ)
7. ФЗ (ст.104-107, ст.4, ст. 76 К РФ)
8.Правовые акты Президента (ст. 90 К РФ)
9. Правовые акты Правительства (ст. 115 К РФ)
10. Правовые акты ФОИВ (федеральные органы исполнительной власти) (ФКЗ «О Правительстве»; нпа, устанавливающие статус ФОИВ)
Общественные» источники конституционного права России.
Публичные нормативно-правовые акты делятся на
1. НПА государства
2. НПА, созданные обществом, те ПА, которые создаются либо всем народом государства (референдум), либо его частью (референдум субъекта федерации), либо ПА, которые принимаются самостоятельно организованной группой населения (политические партии).
Виды «общественных» источников КПР:
Конституции РФ и республик в составе РФ.
Конституции республик – нонсенс, т.к. не должно быть нескольких конституций в рамках одного государства, потому что возникает сложная правовая ситуация: как обеспечить соответствие конституции, принятой народом, Федеральному закону, ведь ее принимает народ и она должна быть высшим законодательным актом на территории этой республики. Аналогично с высшими должностными лицами (президент), которых избирает народ. Поэтому сейчас предпринимаются шаги к смене названий должностей, являющихся главами в субъектах федерации (республиках).
Референдум.
В РФ – 3 вида референдума:
· Референдум РФ – проводится на основе ФКЗ «О референдуме РФ» (участвуют все граждане, достигшие 18-ти лет и т.д.). Юридическая сила – высшая. Подчеркивает независимость общественных решений от государства.
Как соотносятся решения референдума РФ и К РФ? Согласно ст. 15 К РФ, К РФ имеет высшую юридическую силу. А в соответствии с ФКЗ «О референдуме РФ», референдум имеет высшую юридическую силу. К РФ имеет большую юридическую силу, чем ФКЗ, следовательно, К РФ выше по силе, чем референдум.
Также: на референдум выносятся отдельные вопросы, а К РФ имеет всеобъемлющее значение. Но если на референдум вынесен вопрос, затрагивающий К РФ, то приходим к выводу, что К РФ по юридической силе в принципе сопоставима с референдумом.
· Референдум субъекта РФ
· Референдум муниципального образования
Создается вопрос: выше чего решения, вынесенное по итогам референдума муниципального образования? Ответ: выше других ПА этого муниципального образования, но ни в коей мере не выше федерального ПА.
Объявить о суверенитете муниципальное образование даже по результатам референдума не может.
Источник