Виды конституций. Конституции современных государств (их насчитывается около 200) условно можно классифицировать по различным признакам
Конституции современных государств (их насчитывается около 200) условно можно классифицировать по различным признакам.
По времени принятия конституции группируют по поколениям:
— первого поколения, т.е. первые конституции (США – 1787 г., Польши – 1791 г., Франции – 1791 – 1793 гг., Норвегии – 1814 г., Бельгии – 1831 г., Швейцарии – 1874 г.);
— второго поколения, т.е. принятые до второй мировой войны (Мексика – 1917 г., Австрия – 1918 г., Ирландия – 1937 г.);
— третьего поколения, т.е. принятые после второй мировой войны (Япония – 1946 г., Италия – 1947 г., ФРГ – 1949 г., Индия – 1950 г., Франция – 1958 г., Греции – 1975 г.);
— четвертого поколения, т.е. новейшие (Чехия, Словакия – 1992 г., Российская Федерация – 1993 г., Республика Беларусь – 1994 г., Республика Польша – 1997 г. и др.
По форме изложения различаются конституции писаные и неписаные.
Писаной считается конституция, которая изложена в форме единого юридического документа с соответствующим названием. Таких конституций абсолютное большинство. Неписанной признается такая конституция, которая состоит из нескольких документов, закрепляющих государственные устои и основные права граждан. Подобные конституции имеют Великобритания, Новая Зеландия, Австралия, Швеция, Израиль.
По способу принятия выделяют следующие виды конституций:
— дарованные (утверждаются монархом);
— парламентские (принимается парламентом страны);
— учредительные (принимается учредительным конституционным собранием);
— всенародные (принимается народом путем референдума).
По порядку внесения изменений и дополнений конституции подразделяются на: гибкие и жесткие.
Гибкие конституции принимаются и изменяются в таком же порядке, как и обычные законы. В частности, в таком порядке принимались конституции в республиках бывшего Советского Союза.
Жесткие конституции предусматривают сложную и многоступенчатую процедуру внесения изменений и дополнений поправок (например, конституции США, Италии, Японии, России, Беларусь).
По степени соответствия конституционных положений действительности конституции разделяют на: фактические (реальные) и фиктивные («бумажные»).
Фактическими (реальными) называются конституции, которые адекватно (точно) отражают действительность. Такими являются обычно конституции демократических государств. Фиктивными («бумажными») конституциями признаются те, которые не соответствуют действительности. Такие конституции присущи государствам с авторитарными и тоталитарными режимами.
Источник
Классификация конституций (по способу принятия и изменения)
Конституция – основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу на его территории, закрепляющий основные принципы государственного устройства, структуру и порядок взаимодействия государственных органов, гарантии прав и свобод личности.
Основанием для классификации конституции может служить политический режим, форма правления, государственно-территориальное устройство и др.
Существует большое множество оснований классификации конституций. Среди них в науке конституционного права можно выделить следующие:
По способу принятия.Этот критерий определяет способ, которым был принят основной закон страны и, в какой-то мере, значении конституции, ее авторитет. Выделяют следующие виды конституций по способу принятия:
1.Дарованные— когда существующая верховная власть самостоятельно или под давлением общества ограничивает себя конституцией. Такой властью может быть монарх и принятие конституции в этом случае знаменует переход от абсолютизма к конституционной монархии. В качестве примера можно назвать конституции Непала или Иордании, которые были дарованы народу монархом. Дарована была также конституция Италии середины XIX века. Король Карл Альберт сперва (в 1848 году) предложил конституционный закон для Королевства Сардиния, а затем, после объединения Италии в 1870 году, этот «Альбертинский статус» стал конституцией всей страны. Кроме того, метрополия может даровать конституцию своей бывшей колонии. Так произошло, например, с Конституцией Канады, которая появилась из Акта о Британской Северной Америке 1867 года, несколько измененная и дополненная.
2.Принятые — такими являются большинство современных мировых конституций. В самом деле, верховная абсолютная власть редко способна осознать правовое и социальное значение конституции, поэтому народу приходится самому или через представителей принимать этот важнейший нормативный документ.
Среди принятых конституций выделяют, в частности, три подвида: принятые парламентом, принятые Учредительным Собранием и принятые непосредственно на референдуме. Парламентом была принята, например, Конституция Соединенных Штатов Америки, в 1787 году. Каждый штат выбрал своих представителей (от двух до восьми человек) и они приняли основной закон государства. Учредительное собрание принимало конституции в таких странах, как Италия (1948 год), Япония (1947 год) и Португалия. Основное отличие Учредительного собрания от парламента состоит в том, что парламент — постоянно действующий законодательный и представительный орган, в то время как Учредительное собрание созывается специально для целей принятия конституции или установления основ всей правовой системы. После выполнения этих задач Учредительное собрание прекращает свою работу. В российской истории, после революции 1917 года, Учредительное собрание также должно было принять Конституцию, но большевики, располагающие реальной властью, осознав, что они остались в меньшинстве, после первого же заседания фактически разогнали избранное народами бывшей Российской империи Учредительное собрание.
3.Третий способ принятия конституции — на референдуме. Здесь проект закона готовят опытные юристы-конституционоведы, после чего он выносится на референдум, где народ решает его судьбу. Этот способ представляется одним из самых демократичных, поскольку принятие конституции (да и вообще любого закона особой значимости) — именно тот случай, когда непосредственная демократия имеет преимущества по сравнению с представительной. Конституции многих стран, в том числе Франции (1958 год), Испании (1978 год) и России (все конституции) были приняты путем всенародного волеизъявления.
Значение способа принятия конституции трудно переоценить. С нашей точки зрения, принимая основной закон народ способен ощутить себя сувереном своей судьбы, носителем верховной власти. Велика также роль этого факта в формировании правосознания общества и его членов. А для американцев самостоятельное принятие конституции, пусть и через представителей, стало одним из шагов к осознанию себя единой нацией, единым народом. Дарование конституции, с этой точки зрения, снижает ее авторитет — она становится не вырвана в борьбе или принята государством в результате долгих обсуждений и споров, в которых голос каждого гражданина мог оказаться решающим, а преподнесена в качестве уступки лицом или лицами, чью власть конституция ограничивает.
Еще один критерий классификации конституций — по способу изменения. Обычно выделяют гибкие (мягкие) и жесткие конституции.
Гибкие конституции изменяются в обычном законодательном порядке. К ним относятся: «неписаные» конституции Великобритании, Новой Зеландии, Конституция Израиля. Жесткие конституции изменяются в более сложном порядке, чем предусмотрено для текущего законодательства. Существуют различные способы обеспечения жесткости конституций. К ним относятся требование квалифицированного большинства в парламенте для принятия поправок к Конституции; утверждение поправок субъектами Федерации; повторное принятие поправок парламентом следующего созыва и др. Жесткость конституций направлена на поддержание их стабильности.
Источник
Классификация Конституций и их внутренняя структура. Порядок принятия Конституций
Тема. КЛАССИФИКАЦИЯ КОНСТИТУЦИЙ И ИХ ВНУТРЕННЯЯ СТРУКТУРА. ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ КОНСТИТУЦИЙ
Конституции классифицируются по различным основаниям:
1) по способу объектирования основного закона;
2) по способу изменения, внесения поправок и дополнений;
3) по времени действия.
1. По способу объектирования основного закона, то есть по тому, как объективно выражена во вне воля учредителя, конституции подразделяются на две группы — писаные и неписаные.
Писаные конституции составлены в виде единого документа, построенного по определенной системе. Обычно писаная конституция состоит из:
- преамбулы (содержит торжественную формулу провозглашения конституции, отсылки на прежнюю конституцию и некоторые другие документы. Обычно не носит нормативного характера); основного текста (обычно подразделяется на части, главы, разделы, статьи. Сюда входят нормы о правах и свободах, об основах общественного строя, о системе и статусе государственных органов, о государственной символике, о порядке изменения конституции); заключительных положений (устанавливают порядок вступления конституции в силу. Иногда здесь помещают нормы о порядке изменения конституции или о государственных символах); переходных положений (определяют сроки вступления в действие отдельных конституционных норм, которые не могут быть реализованы сразу, порядок и сроки замены прежних конституционных институтов новыми); дополнительных положений (содержит толковательные нормы, отдельные исключения из общих правил, регулирование отдельных частных вопросов); приложений (в них может содержаться распределение компетенции между федерацией и субъектами Индия).
В некоторых случаях писаная конституция может состоять из нескольких документов (Израиль, Саудовская Аравия, Канада).
Неписаные конституции составлены из законов, содержащих конституционные нормы, судебных прецедентов и правовых обычаев (редкое исключение — Великобритания и Новая Зеландия).
Имеет тот же объем предметов правового регулирования, что и писаная, но ее предписание содержатся не в едином документе, а в огромном числе источников права.
Таким образом, форма объектирования неписаной конституции неопределенна. Пример — Великобритания. Её конституция состоит из нескольких основных частей.
- Статутное право — сюда включаются некоторые древние акты и ряд важнейших парламентских законов конституционного характера: Великая хартия вольности 1215 г., Петиция о праве 1628 г., Билль о правах 1689 г., Акт об устранении 1701 г., Акты о парламенте 1911 и 1949 гг., Акт о пэрстве 1963 г., Акт о расовых отношениях 1968 г. и др. Общее право (судебное право, прецедентное право) — было создано королевскими судами и первоначально противопоставлялось местному обычному праву. Оно основывалось не на законе, а на принципах справедливости и разума, здравого смысла. Нормы общего права сыграли особо важную роль в сфере определения объема и порядка осуществления гражданских прав и свобод. Конституционные соглашения — правила политической практики, которые считаются обязательными и неукоснительно соблюдаются теми, кого они непосредственно касаются. Юридически они не имеют никакой силы и, тем не менее, составляют важнейшую часть неписаной британской конституции. Доктринальные источники — мнение именитых ученых, к которым обращаются в тех случаях, когда пробел в конституционном праве не может быть заполнен статутом или зарегистрированным решением суда (Брэктон). Трактат о законах Англии (1250); Блэкстон. Комментарии законов Англии (1565); Коук. Правовые институты Англии (1628); Фостер. Решение королевских судов (1763).
2. По способу изменения, внесения поправок и дополнений, конституции подразделяются на жесткие и гибкие.
Жесткие конституции изменяются и дополняются в особом порядке, более сложном, чем тот, который принят для обычной законодательной процедуры. По общему правилу конституция изменяется в том же порядке, в каком она была принята. Иными словами, как принятие конституции, так и изменение ее относится к компетенции учредительной власти. Применяются различные способы изменения юридических конституций, которые можно подразделить на три стадии:
- инициатива изменения конституции (предоставляется либо парламенту, либо главе государства); одобрение предложенного проекта конституции (делается парламентом квалифицированным большинством голосов); окончательное одобрение принятого проекта изменения конституции (осуществляется либо главой государства, либо избирательным корпусом посредством референдума).
Гибкие конституции — изменяются и дополняются в том же порядке, что и обычные парламентские законы (Великобритания и Новая Зеландия).
3. По времени действия различают:
Временные — имеющие ограниченный срок действия (принимаются на установленный срок или до наступления определенного события — Конституция Таиланда 1959 г.);
Постоянные — имеющие неограниченный срок действия (большинство конституций. Факт установления неограниченного срока их действия, однако, не гарантирует их вечность, а лишь указывает на намерения законодателя в момент принятия). Известны конституции, устанавливающие собственную неотменяемость (Конституции Мексики 1917 г., Греции 1975 г.).
Способы принятия конституции
- Представительным учреждением (Американская 1787 г. — конвентом (учредительным собранием — конституантой); Французская 1791 г. — Генеральными штатами — парламентом). Это самый распространенный способ принятия конституций. Избирательным корпусом (Французская 1958 г., Датская 1953 г., Камерунская 1972 г., Филиппинская 1987 г.). Этот способ складывается из 2-х этапов — разработка проекта конституции (специальным конституционным комитетом или учредительным собранием) и окончательное его одобрение (избирательным корпусом). Исполнительной властью — октроирование (впервые — во Франции в 1814 г. Эти акты именовались Хартиями).
Источник