- Валютные ограничения: принципы и классификация
- Валютные ограничения в РФ
- Валютные ограничения на счета с иностранной валютой
- Валютные ограничения как элемент валютной системы
- Ограничения финансовых операций
- Ограничения текущих операций
- Валютный риск
- Валютное регулирование и контроль
- Валютное регулирование и валютный контроль. Общие положения законодательства. Каковы перспективы развития валютного регулирования цифровой валюты? Разберемся
Валютные ограничения: принципы и классификация
Практически повсеместно применяются валютные ограничения – законодательное или административное запрещение, лимитирование и регламентация операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями.
Валютные ограничения преследуют различные цели:
— выравнивание платежного баланса,
— поддержание валютного курса,
— концентрацию валютных ценностей для решения государственных стратегических и текущих задач.
Содержание таких валютных ограничений связано с их основными принципами:
— централизация валютных операций в центральных и уполномоченных (девизных) банках, лицензирование валютных операций;
— требование предварительного разрешения органа валютного контроля на приобретение иностранной валюты;
— блокирование и ведение различных категорий валютных счетов: блокированных, внутренних (в национальной валюте), клиринговых, свободно конвертируемых;
— ограничение конвертируемости валют.
Использовавшиеся в разное время и в разных странах валютные ограничения весьма разнообразны. Чтобы лучше ориентироваться в массиве всех возможных вариантов валютных ограничений, рассмотрим их классификацию.
1. По способу правового регулирования различаются валютные ограничения:
— использующие сочетание обоих способов.
Большинство валютных ограничений представляет собой именно совокупность запрещающих и обязывающих норм. Например, требование валютного законодательства о репатриации валютной выручки сочетает запрет на свободное распоряжение валютной выручкой, причитающейся лицу, с предписанием обеспечить зачисление экспортной выручки на счет в уполномоченном банке.
2. По видам регулируемых валютных операций все валютные ограничения подразделяются на следующие группы.
2.1. Универсальные валютные ограничения:
— сосредоточение всех валютных операций в уполномоченных банках;
— установление обязательного курса национальной валюты в различных формах:
— множественность курсов для разных видов операций (государства — члены МВФ не могут прибегать к использованию множественных валютных курсов, так как это рассматривается как дискриминационная валютная практика, запрещенная Уставом МВФ (разд. 3 ст. VIII Устава МВФ);
— фиксированный курс по отношению к резервной валюте (с середины XX в. чаще всего используется привязка к доллару США);
— официальный валютный курс (официальный курс валюты, строго говоря, не служит валютным ограничением, если он не принудительный, т.е. не обязателен для применения при совершении валютных сделок).
2.2. Валютные ограничения международных текущих валютных операций:
— разрешительный порядок приобретения иностранной валюты для расчетов по внешнеторговым операциям;
— моратории на оплату долгов нерезидентам по текущим операциям.
Государства — члены МВФ не могут устанавливать ограничения на производство платежей и переводов по текущим международным операциям (п. «a» разд. 2 ст. VIII Устава МВФ). Поэтому они не могут запрещать такие операции, объявлять моратории на выплату долгов по ним и т.д. Разрешительный порядок покупки валюты для осуществления текущих операций строго формально не противоречит обязательствам по Уставу МВФ, так как не ограничивает международный платеж как таковой (это же соображение справедливо и в отношении обязательного курса.
2.3. Валютные ограничения международных валютных операций, связанных с движением капитала:
— разрешительный порядок экспорта капитала (инвестиций резидентов за рубеж);
— разрешительный порядок ввоза капитала (инвестиций нерезидентов из-за рубежа);
— моратории на выплату долгов нерезидентам по капитальным операциям;
— разрешительный порядок приобретения иностранной валюты для проведения капитальных операций;
— обязательное резервирование сумм валюты при совершении капитальных операций;
— обязательное использование специальных счетов в уполномоченных банках для совершения капитальных операций;
— правила, препятствующие перерастанию текущих валютных операций в капитальные: отнесение долгосрочных текущих валютных операций к числу капитальных с применением соответствующих валютных ограничений; обязанность репатриации экспортной валютной выручки резидентов; ограничения сумм ввозимой в страну и вывозимой из страны наличной валюты (иностранной, национальной) и валютных ценностей.
2.4. Валютные ограничения валютных операций внутри страны:
— запрет расчетов и платежей в иностранной валюте на территории страны;
— запрет купли-продажи иностранной валюты, минуя уполномоченные банки;
— обязательная продажа валютной выручки экспортерами (полная или частичная);
— запрет на покупку иностранной валюты резидентами иначе чем для расчетов по разрешенной капитальной или текущей валютной операции;
— ограничение оборота валютных ценностей внутри страны (запрет или разрешительный порядок приобретения);
— обязанность резервирования сумм валюты при покупке иностранной валюты и валютных ценностей;
— особые режимы счетов нерезидентов в национальной валюте;
— особые режимы счетов резидентов в иностранной валюте.
2.5. Валютные ограничения офшорных (зарубежных) валютных операций:
— разрешительный порядок открытия счетов резидентов за рубежом;
— разрешительный порядок и (или) условие целевого использования средств, находящихся на зарубежных счетах резидентов;
— требование о зачислении средств на зарубежные счета резидентов исключительно со счета в уполномоченном банке на территории страны;
— ограничение прав резидентов на использование средств с зарубежных счетов для расчетов за товары (работы, услуги), приобретаемые внутри страны.
3. По направлению движения капитала валютные ограничения предполагают:
— контроль за оттоком капитала;
— контроль за притоком капитала.
4. По сферам приложения:
— текущие операции платежного баланса;
— финансовые операции (движение капиталов и кредитов, перевод прибылей, налоговые и другие платежи).
5. По области применения валютные ограничения включают:
К современным способам валютных ограничений, используемых в реализации валютной политики государства, относят: лицензирование приобретения иностранной валюты и проведение валютных операций; дифференциацию валютных курсов и валютных счетов; количественные и временные ограничения на проведение валютных операций.
К формам валютных ограничений относят ограничения на:
1. Конвертируемость национальной валюты.
2. Прямые и портфельные инвестиции.
3. Обращение наличной национальной и иностранной валюты.
4. Получение кредитов от нерезидентов и выдачи кредита нерезидентам.
5. Проведение операций с золотом и иными драгоценными металлами.
Напомним, что перечисленные ограничения могут существовать в правовой системе той или иной страны как в явно выраженной нормативно-правовой форме, так и в виде фактических валютных ограничений, внешне представляющих собой порядок совершения валютных операций, установленный для контроля над их проведением.
Поскольку развивается как международная валютно-финансовая система, так и система мер государственной финансовой политики, не следует воспринимать приведенный перечень возможных валютных ограничений как окончательную данность. Одни ограничения уходят в прошлое, другие изобретаются и приходят на их место. Тем не менее процесс появления новых валютных ограничений в целом в мире приостановился. Для преодоления кризисных явлений в финансовой сфере международные финансовые организации и правительства отдельных государств делают наибольший упор на нормативное регулирование банковской деятельности, а также на экономические меры валютной и денежно-кредитной политики (валютные интервенции, валютные кредитные соглашения и своп-соглашения, регулирование процентных ставок, регулирование объема денежной массы и др.).
Источник
Валютные ограничения в РФ
Один из действенных способов валютного контроля коммерческих структур – валютные ограничения, правила формирования единой электронной отчетности.
- Валютные ограничения на счета с иностранной валютой
- Валютные ограничения как элемент валютной системы
- Ограничения финансовых операций
- Ограничения текущих операций
- Валютный риск
- Валютное регулирование и контроль
Валютные ограничения на счета с иностранной валютой
Валютные ограничения могут быть реализованы путем законодательной регламентации текущих или финансовых операций:
- экспортно-импортных взаиморасчетов;
- обмена валюты;
- переводов физических, юридических лиц;
- ввоза инвалюты.
Откройте в банке 2 спецсчета:
- Транзитный – для зачисления иностранной валюты.
- Текущий – для списания необходимой суммы.
Для разблокировки платежа предоставьте СВО (справку о валютных операциях), паспорт сделки, контракт (основание платежа), заявку на поступление средств (перевод).
Валютные ограничения на территории России носят либеральный характер и будут еще больше упразднены с целью улучшения конвертации рубля.
Валютные ограничения как элемент валютной системы
В рамках проекта МВФ существует такое понятие, как валютные ограничения – механизмы, направленные на стабилизацию экономики отдельных государств. Валютные ограничения как элемент валютной системы является одним из способов избежать резкого изменения стоимости валюты, а также потрясений среди населения страны. В рамках МВФ большая часть ограничений официально запрещена, но допускается в течение переходного периода для государств-участников, которые нуждаются в подобных инструментах. Временные валютные ограничения позволяют стабилизировать платежный баланс участника.
Ограничения финансовых операций
Все ограничения финансовых операций устанавливаются государством в зависимости от текущего состояния платежного баланса страны. Так как одним из способов улучшения ситуации является накопление капитала, то при пассивном платежном балансе часто делают акцент на ввоз валюты в страну, а также на ограничении ее вывоза. Как правило, государство приостанавливает выплату внешних долгов. Существует и другая ситуация, когда активный платежный баланс вынуждает государство идти по пути ограничения ввоза капитала. В этом случае приоритетным является повышение курса национальной валюты. Ценные бумаги не продаются нерезидентам, ограничиваются сделки с нерезидентами, а также ограничивается ввоз иностранной валюты.
Ограничения текущих операций
В списке ограничений текущих операций можно выделить несколько основных направлений:
- обязательная продажа валютной выручки экспортеров центральным банкам страны;
- запрет на экспорт товаров за национальную валюту;
- ограничивается продажа иностранной валюты импортерам;
- оплата некоторых импортных товаров иностранной валютой запрещается;
- устанавливаются ограниченные сроки продажи иностранной валюты экспортерами и контроль авансовых платежей импортеров;
- вводится регулирование сроков платежей по экспортным и импортным сделкам.
Комплексное применение этих мер позволяет стабилизировать общую ситуацию на рынке валюты, товаров и услуг. Одновременно государство может завышать или занижать национальный курс валюты для регулирования объемов экспорта и импорта в конкретный момент времени.
Валютный риск
Любой валютный риск представляет собой общее обозначение возможных убытков (потери прибыли) с вероятностью, отличной от нулевой. Валютный риск является нормальным и прогнозируемым явлением, которое неизбежно возникает при торговле валютой на внутренних и внешних рынках. Размер риска часто соответствует объемам закупки или продажи валюты, но также серьезно зависит от временного периода, который охватывает сделка купли-продажи. Основной источник риска – неблагоприятное изменение курса валют, ценных бумаг и драгоценных металлов, которое не было учтено или спрогнозировано при планировании сделки.
Валютное регулирование и контроль
Любое воздействие на валютную политику со стороны государства представляет собой явление, именуемое валютным регулированием и контролем. Государство устанавливает порядок проведения сделок по купле или продаже валют, а также вводит ограничения на те или иные виды сделок с целью стабилизации экономики. Именно государство устанавливает размер валютного резерва, который в свою очередь будет влиять на валютные потоки и операции. В принципах регулирования и контроля прописано единство внешней и внутренней политики РФ, максимальное невмешательство государства в расчеты резидентов и нерезидентов, а также обеспечение государством их защиты.
Источник
Валютное регулирование и валютный контроль. Общие положения законодательства. Каковы перспективы развития валютного регулирования цифровой валюты? Разберемся
Комплекс статей, посвящённых арендным правоотношениям, подошёл к концу. В ближайшее время мы хотели бы осветить проблемы в области финансового права Российской Федерации. В частности, проблемы в области валютных правоотношений, правоотношений в сфере национальной платежной системы, ответственности за нарушение финансового законодательства. Статьи предназначены для широкого круга читателей. В задачу написания работ входит: освещение проблем, касающихся качественного развития области финансовых правоотношений, рассмотрение ключевых, проблемных вопросов в финансовом праве, повышение финансово-правовой грамотности, развитие науки финансового права. Целью написания настоящих работ является развитие у читателей интереса к финансовому праву не только с точки зрения практики применения, но и с точки зрения теоретических положений.
Валютное регулирование и валютный контроль на территории Российской Федерации. Общие положения законодательства. Перспективы валютного регулирования цифровой валюты.
Введение
Валютные правоотношения. Для многих из нас валюта представляет собой абстрактную денежную единицу конкретного государства, обозначающая законное средство платежа. С точки зрения валютного законодательства Российской Федерации, валюта – это предмет правоотношения, выражающийся либо в денежном знаке в виде банкноты и монеты, либо средств на банковских счетах и банковских вкладах. Правоотношения, возникающие в ходе обращения валюты, представляют собой объект регулирования валютного законодательства. Именно правоотношения выступают ключевым элементом возникновения валютных обязательств.
26 декабря 2003 года Советом Федерации был одобрен Федеральный закон от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон о валютном регулировании и контроле), целью введение которого является обеспечение единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка. Первопричиной составления рассматриваемого закона является контроль за оттоком капитала в зарубежные страны.
Примечательно, что согласно докладу Центрального банка Российской Федерации (далее – ЦБ РФ), чистый отток капитала из России за период с января 2020 г. по ноябрь 2020 г. достиг 47,9 млр. долл. При этом, за тот же период 2019 г. он составил 27 млр. долл. Причиной тому, согласно позиции Центрального банка, является сокращение обязательств перед нерезидентами как банков, так и прочих секторов. Однако не исключается факт оттока капитала, полученного преступным путём.
Отметим, что Закон о валютном регулировании и контроле носит временный характер. Центральный Банк РФ неоднократно указывал на либерализацию валютного законодательства. Рассматриваемый закон не даёт в полной мере использовать ресурсы предпринимателей-экспортеров. Валютные ограничения создают препятствия для быстрого и качественного обмена товара между субъектами предпринимательской деятельности.
Министерство Финансов РФ предлагает постепенно отменять валютные ограничения, установленные Законом (см., например: Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в части поэтапной отмены требований по репатриации экспортной выручки в иностранной валюте для несырьевого неэнергетического экспорта»). Все это говорит о постепенном отмирании валютных ограничений.
Основные понятия.
В статье 1 Закона о валютном регулировании раскрываются основной понятийный аппарат. Мы остановимся на ряде понятий, которые важны для дальнейшего изучения рассматриваемого закона.
Валюта Российской Федерации включает в себя:
— денежные знаки в виде банкнот и монет Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства платежа, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки. Отметим, что законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории РФ, является рубль (п.1 ст. 140 Гражданского кодекса РФ). Согласно ст. 27 Федерального закона от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ «О центральном банке Российской Федерации (Банке России) официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль, который состоит из 100 копеек;
— средства на банковских счетах и в банковских вкладах. Законодатель не конкретизирует в какой валюте должны выражаться счета в банке (иностранной или валюте Российской Федерации). Однако из системного толкования положений закона следует, что указанные средства должны быть выражены в рублевом эквиваленте, поскольку рассматриваемый подпункт раскрывает понятие валюты Российской Федерации. Раскрытие содержания понятия «средств банковского счета в иностранной валюте» устанавливается отдельным подпунктом. Иное толкование норм привело бы к логической ошибке.
Иностранная валюта, которая включает в себя:
— денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монет, находящихся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки. Для того, чтобы определить законное средство наличного платежа иностранного государства, необходимо обратиться к нормативно-правовому акту, регулирующий данный вопрос. Например, Закон о валюте и банкнотах 1954 закрепляет выпуск и отзыв банкнот Банком Англии. В разделе 1 устанавливается, что все банкноты, выпущенные в соответствии с настоящим разделом, являются законным платежным средством в Англии и Уэльсе. В случае изменения основных признаков законного платежного средства (например, изменение формата денежных знаков или же выход из обращения денежного знака), Банк Англии публикует сообщения, которые доводят до сведения граждан (см., например: Письмо Банка России от 09.07.1996 г. № 29-5/14).
Своим письмом отделением Отделения N 1 Московского ГТУ Банка России от 27.02.2010 N 51-41-13/4360 «Об изменении в денежном обращении Республики Казахстан» информировало граждан о введении банкноты номиналом 1000 тенге образца 2010 г., которая является законным средством платежа. При этом, в письмо приводятся основные характеристики введенной банкноты.
Таким образом, законное средство платежа, как правило, определяются национальными банками государств. При этом, Центральный банк России посредством собственных писем уведомляет об изменениях в денежном обращении иностранного государства.
— средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных и расчетных единицах. В отличие от содержания понятия валюты Российской Федерации (в части средств на банковских счетах и в банковских вкладах), содержание понятия иностранных средств на банковских счетах и вкладах делает акцент на иностранную и международную денежную единицу, что является вполне логичным и обоснованным.
Законодательством также раскрываются понятия «резидент» и «нерезидент». Отметим, что резидент по смыслу валютного законодательства отличается от резидента по смыслу налогового законодательства. Если в налоговых правоотношениях признаки резидентства связаны с фактическим нахождением налогоплательщика на территории РФ определенное время (см. ст. 207 НК РФ), то резидентсво с точки зрения валютного законодательства связано с гражданством или законодательством Российской Федерации.
Так, по смыслу Закона «О валютном регулировании» к резидентам относятся:
— физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации;
— постоянно проживающие иностранные граждане и лица без гражданства на основании вида на жительства;
-юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также их представительства, филиалы и иные подразделения, находящиеся за пределами территории Российской Федерации;
-представительства Российской Федерации и представительства федеральных органов исполнительной власти, находящиеся за пределами территории РФ, а также Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования и др. Круг резидентов, прописанных в законе, имеет исчерпывающий характер.
Нерезиденты указаны в абз. 7 п.1 ст. 1 ФЗ «О валютном регулировании». Их перечисление не входит в задачу настоящей статьи. Отметим, что круг нерезидентов, установленных Законом о валютном регулировании и контроле, не носит исчерпывающий характер.( http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_45458/ ссылка для перехода на Закон о валютном регулировании и контроле).
Содержание валютных операций возможно свести с следующим видам действий резидентов и нерезидентов: 1) приобретение; 2) ввоз/вывоз; 3) перевод. Указанные действия направлены на предмет валютного регулирования и контроля (валюта Российской Федерации, валютные ценности (иностранная валюта и внешние ценные бумаги) и т.д.).
Также законодательством раскрывается понятие уполномоченных банков, которые вправе проводить банковские операции на основании лицензии Центрального банка Российской Федерации. Законодательством, в целом, четко раскрывается понятийный аппарат. Уяснение смысла каждого из определений приведет к пониманию сути Закона о валютном регулировании и контроля. В связи с чем, рекомендуем обратится непосредственно к Закону о валютном регулировании и контроле.
Перспективы валютного регулирования и контроля цифровой валюты.
Остается открытым вопрос о возможности (или необходимости?) лаконичного внесения законодательных положений в части валютного контроля за цифровой валютой.
Напомним, что с 1 января 2021 г. вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»(далее – ФЗ «О цифровой валюте»), который легализовал понятие цифровая валюта. Так, по смыслу законодательства под цифровой валютой понимается совокупность электронных данных, содержащихся в информационной системе , которые предлагаются и (или) могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей Российской Федерации, денежной единицей иностранного государства и (или) международной денежной или расчетной единицей…». Отметим, что ФЗ «О цифровой валюте» ограничивает обращения рассматриваемого института (ч.5 ст. 14 Закона). В частности, резиденты РФ не вправе использовать цифровую валюту за встречное предоставление товаров, работ, услуг и т.д.
В начале статьи мы указывали, что предметом регулирования Закона «О валютном регулировании» является денежный знак как законное средство платежа, а также средства на банковских счетах. Указанные правоотношения возможно охарактеризовать как денежные. Как совершенно справедливо отмечают ученые-юристы в финансовом праве, функционал платежа присущ функции денег. Деньги, в свою очередь, образуют денежные правоотношения, которые также включают в себя перемещение капитала из одной страны в другую. Цифровая валюта по своей правовой природе не что иное как вложение капитала в объективную действительность. По смыслу Закона «О цифровой валюте» цифровая валюта может применяться вне сферы товарооборота. Таким образом, законодатель молчаливым согласием дозволяет использовать цифровую валюту в области кредитования, инвестирования и т.д. При таком положении дел может возникнуть опасность легализации денежных средств, полученных преступным путем.
По смыслу валютного законодательства, резиденты обязаны предоставлять налоговым органам отчеты об использовании счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории России. Но в отношении электронных средств платежа, иностранной и национальной цифровой валюты такая обязанность (на момент написания статьи) отсутствует. В связи с чем, предлагаем ознакомиться с нововведения в Закон о валютном регулировании и контроле, устанавливающий контроль за электронными средствами платежа.
Новая редакция Закона «О валютном регулировании» частично вступит в силу 01.07.2021 г. Так, в абз. 1, 2, части 7 ст. 12 новой редакции Закона, резиденты обязаны предоставлять в налоговые органы по месту своего учета отчеты о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа (цифровой валюты – ред. автора), предоставленных иностранным поставщикам платежных услуг. Такие положения распространяются как на физических, так и на юридических лиц. При этом, согласно ч. 7 ст. 12 Закона О валютном регулировании и контроле, резиденты не предоставляют такой отчет в случае, если общая сумма средств, зачисленных на указанное электронное средство платежа, за отчетный год не превышает суммы, эквивалентную 600 000 руб. или сумму в иностранной валюте, эквивалентную 600 000 руб. (цитата из законопроекта). Таким образом законодателем устанавливается контроль за движением цифровой валюты. Однако, поскольку природа цифровой валюты носит гражданский (частный) характер, возникает вопрос о реальной реализации контроля за указанными денежными средствами. Каким образом частные банки (особенно иностранные) будут предоставлять информацию по движению цифровой валюты своих клиентов органам государственной власти? Представляется, что между государствами необходимо заключить международное соглашение, устанавливающее правила обмена информацией между банками иностранных государств и федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации.
Заключение.
На момент написания настоящей статьи уже поданы заявления в Центральный банк на регистрацию цифровых платформ (совместно с цифровыми валютами) компаний. Так, Сбербанк в начале января 2021 года подал заявление на регистрацию собственной блокчейн-платформы, а также криптовалюты. Каким образом будет происходить продажа цифровой валюты? Для каких целей? Покажет практика применения.
В заключение хотелось бы отметить следующее. Определения, раскрытые в настоящей статье, имеют принципиально важное значение для дальнейшего понимания Закона «О валютном регулировании». Рассмотренные вопросы носят не только теоретический характер, но и практический. Важно уметь охарактеризовать правоотношение с точки зрения валютного законодательства. Важно понимать сферу валютного контроля. Вопрос валютного контроля цифровой валюты остается до сих пор актуальным. Мы же поверхностно затронули вопрос, который требует глубокого анализа. Убеждены, что соответствующие труды обязательно будут обнародованы.
Источник