По способу правового регулирования нормы права бывают

Деление норм по способу правового регулирования

По способу правового регулирования выделяют нормы:

1) Обязывающие – требующие действий под угрозой санкций.

Например, обязанность соблюдать Конституцию (ч. 2 ст. 15), родители обязаны заботиться о детях (ч. 2. ст. 38).

Обязанность может быть выражена без применения этого слова.

Например, в ч. 3 ст. 15 Конституции написано «законы подлежат официальному опубликованию.

2) Запрещающие, требующие бездействия под угрозой санкции.

Конституция запрещает ограничивать права граждан по признакам социальной, расовой, национальной и т.д. принадлежности (ч. 2 ст. 19), пропаганду социального, расового, национального и др. превосходства (ч. 2 ст. 29), цензуру (ч. 5 ст. 29), принудительный труд (ч. 1 ст. 37). При этом не всегда в статье употребляется слово запрет. Применяются, например, такие формулы: «никто не может быть лишен права» (ст. 47), не допускается использовать доказательства (ст. 50), закон обратной силы не имеет (ст. 54).

3) Управомочивающие – предоставляющие возможность делать или не делать что-то. Субъект сам решает, использовать право или нет.

Например, право на жизнь (ч. 1 ст. 20), право на свободу и личную неприкосновенность (ч. 1 ст. 22).

Нормы в Конституции изложены так, что не всегда можно понять, обязывающие они или запрещающие.

Например, не ясно, Президент обязан быть гарантом прав и свобод человека (тогда где санкция за неисполнение или халатное исполнение обязанности) или имеет право, от использование которого может отказаться.

Соединение в одной норме обязанностей и прав образуют полномочиядолжностных лиц.

Например, Президент РФ в чем-то обязан, а в чем то имеет право обеспечивать согласованное функционирование органов власти (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ).

Надо иметь в виду, что из управомочивающей нормы, обращенной к одному из субъектов правоотношения, следует, что другие субъекты обязаны не мешать первому осуществлять свои права или даже обязаны помочь ему в их реализации.

Например, право избирателя голосовать означает обязанность членов избирательной комиссии выдать ему бюллетень для голосования.

Наоборот, из обязывающей нормы, обращенной к одному субъекту можно вывести право других субъектов.

Например, если Президент РФ обязан быть гарантом прав и свобод граждан (ч. 1 ст. 80 Конституции РФ), то из этого следует, что граждане имеют право требовать от него соответствующих действий по защите их прав.

Практика показывает не действенность позитивного способа закрепления прав граждан с помощью управомочивающих норм. В борьбе с бюрократией лучше применять негативный способ их закрепления через запреты, обращенные к государству и его должностным лицам.

Например, ст. 36 Конституции Литвы гласит: «Нельзя запрещать или препятствовать гражданам собираться без оружия на мирные собрания. Ст. 7 Конституции Нидерландов гласит, что люди не должны обращаться за предварительным разрешением на публикацию своих взглядов или воззрений.

Конституция РФ содержит два вида управомочивающих норм (ст. 2, 22, 28, 29 и т.д.):

1) Провозглашающие свободу.

Например, свобода совести и вероисповедания (ст. 28), свобода деятельности общественных объединений (ч. 1 ст. 30).

2) Дающие право.

Например, право собираться мирно, без оружия (ст. 31).

Часто они понимаются как тождественные.

Автор рассматривает «своду» как более широкое понятие, дающее простор деятельности личности или защищающее от вмешательства в ее внутренний мир. Часто свобода обращена ко всем субъектам, а не только к человеку[72]. Свобода предполагает большее количество вариантов поведения, чем право, которые могут осуществляться в разных сферах общественной жизни[73]. Свобода может означать применение общедозволительного типа регулирования: «можно все, за исключением прямо запрещенного»[74], в то время как право имеет конкретное содержание и предполагает возможность совершения конкретных действий, при запрете всех не предусмотренных в законе видов поведения (разрешительный тип регулирования).

Читайте также:  Как решать задачи линейным способом

Отмечается, что конституционное право должно минимально ограничивать свободу человека (обязанности, запреты) и максимально свободу органов государства и его должностных лиц[75]. В административных обществах, нормы государственного права поддерживают противоположную пропорцию. При этом права должностных лиц и органов государства могут быть закомуфлированы под обязанности.

Например, Президент РФ обязан быть гарантом Конституции РФ (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ). Но на деле это право, которым он пользуется по собственному усмотрению. Ответственность за халатное отношение к исполнению этой обязанности может быть только политической (отказ в выборах на следующий срок).

Право так же может быть (а) абсолютным. Его нельзя отменить (право на жизнь) или (б) относительным, которое отменяется в условиях чрезвычайного положения (ст. 56) и в других случаях.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Норма права

Норма права — это признаваемое и обеспечиваемое государством общеобязательное правило, из которого вытекают права, обязанности и ответственность участников общественных отношений, чьи действия призвано регулировать данное правило в качестве образца, эталона, масштаба поведения. Норма права — это закрепленное в законе правило поведения, исполнение которого обеспечивается силой государства.

Все нормы права в совокупности составляют объективное право, а регулирующие лишь определённый круг общественных отношений — отрасль права. Внутри отраслей нормы также группируются по институтам и субинститутам.

Содержание

Признаки нормы права

Правовые нормы имеют следующие признаки:

  1. Регулирование поведения. Нормы права регулируют поведение и отношения людей (как правило, в отношениях с другими людьми), деятельность организаций, представляют собой правила поведения.
  2. Общий характер. Неконкретность адресата, неперсонифицированный характер (в отличие от правоприменительных актов). Они регулируют типичные отношения и рассчитаны на многократное применение.
  3. Общеобязательность. Нормы права обязательны для всех, кому они адресованы.Их легитимность подтверждается нормами морали нравственности.
  4. Связь с государством. Правовые нормы устанавливаются или санкционируются государством, при необходимости обеспечиваются государственным принуждением.
  5. Формальная определённость. Нормы права, как правило, фиксируются в правовых актах государства и чётко закрепляют права, обязанности и запреты.
  6. Системность. Нормы права взаимосвязаны и не противоречат друг другу, нормам морали и нравственности.

Структура нормы права

Классическая, идеальная норма права состоит из трёх структурных элементов — гипотезы, диспозиции и санкции (структура «Если — то следует — иначе»). Правоприменительность норм права достигается при условиях наличия взаимосвязи:норм фиксирующих наличие юридического факта; норм, фиксирующих разнообразие процесса применения; норм права фиксирующих процессы исполнения и исполнения наказания.

Гипотеза (если…) — это часть правовой нормы, в которой определяются условия, обстоятельства, при наличии которых норма подлежит применению. Гипотеза не только описывает эти обстоятельства, но и придает им значение юридического факта.

В зависимости от количества условий гипотезы подразделяются на простые и сложные:

  • Простая гипотеза предполагает какое-то одно условие, через которое реализуется юридическая норма.
  • Сложная гипотеза связывает действие нормы с наличием двух или более условий. Разновидность сложной гипотезы — альтернативная: для вступления нормы права в действие достаточно одного из перечисленных в ней фактических обстоятельств.
Читайте также:  Закаливание способ сохранения здоровья доклад

В зависимости от формы выражения выделяют также гипотезы абстрактные и казуистические:

  • Абстрактная гипотеза (наиболее распространённая) указывает на условия действия нормы, акцентирует внимание на их общих, родовых признаках. Это способствует разумным пределам объёма и стабильности нормативного материала.
  • Казуистическая гипотеза связывает реализацию юридической нормы, возникновение, изменение или прекращение основанных на ней правоотношений с отдельными, строго определёнными частными случаями, которые трудно или невозможно отразить с помощью абстрактной гипотезы.

Диспозиция (то…) — элемент юридической нормы, который содержит само правило поведения и указывает на то, каким может и каким должно быть это поведение, которому должны следовать участники правоотношений, устанавливает субъективные права и обязанности адресатов.

По характеру предписания диспозиции подразделяются на:

  • управомочивающие — предоставляющие участникам общественных отношений право действовать определённым образом;
  • обязывающие — устанавливающие обязанность совершать определённые действия;
  • запрещающие — устанавливающие запрет совершать определённые действия.

По способу выражения в нормативно-правовых актах диспозиции делятся на:

Санкция (иначе…) — элемент юридической нормы, который указывает на правовые последствия несоблюдения установленных требований, как правило, неблагоприятные для правонарушителя (меры государственного принуждения, меры юридической ответственности, наказания).

По степени определённости санкции подразделяются на абсолютно определённые — категорическое значение санкции, относительно определённые — орган применяющий норму, может применять различные варианты в пределах санкций (например, от 3 до 15 лет лишения свободы) и альтернативные — правоприменительным органам представлено право по своему усмотрению определить наиболее целесообразный вид ответственности (либо штраф, либо лишение свободы) (неопределённые санкции для современного права не характерны).

Однако реальные правовые нормы редко содержат в себе все три элемента. Многие нормы не имеют идеальной трёхэлементной структуры. Нормы Конституции (например, нормы, определяющие компетенцию органов государственной власти) содержат только один или два элемента: гипотезу и диспозицию (такая структура характерна для многих регулятивных норм) или одну диспозицию (нормы-принципы), нормы Особенной части Уголовного кодекса содержат только диспозиции и санкции (такая структура характерна для охранительных норм). Причём, диспозиции подлежащих применению регулятивных и охранительных норм, как правило, не совпадают, недопустимо смешивать их в одну норму.

В некоторых случаях недостающий элемент нормы права может быть логически выведен из других норм (что не снимает его неопределённости). В других случаях такое восстановление является некорректным (например, не может иметь санкции управомочивающая, декларативная, дефинитивная норма).

Изложение правовых норм в нормативных актах

Нормы права, как правило, излагаются в нормативных правовых актах, причём норма права зачастую не совпадает со статьёй нормативного правового акта. Норма права и статья нормативного акта не тождественны, нередко они могут не совпадать. Норма права — это правило поведения, состоящее из гипотезы, диспозиции и санкции, а статья законодательного акта — форма выражения государственной воли, средство воплощения нормы права.

Норма права, будучи содержанием, по-разному соотносится со статьей нормативного акта, выступающей в качестве ее формы.

Излагая правило поведения, законодатель может:

  • все три элемента логической структуры нормы права включить в одну статью нормативного акта;
  • в одну статью нормативного акта включить несколько правовых норм;
  • элементы нормы права изложить в нескольких статьях одного и того же нормативного акта;
  • элементы нормы права изложить в нескольких статьях различных нормативных актов.
Читайте также:  Каким способом размножается драцена

Существуют три основных способа изложения элементов норм права в статьях нормативных правовых актов:

1) прямой (элемент нормы права прямо излагается в статье);

2) бланкетный (элемент нормы права выражен в самой общей форме, отсылая к другим нормативным правовым актам (без указания на конкретную норму, где можно найти недостающие сведения), к определённым отраслям права и даже к «действующему законодательству» (при бланкетном изложении элемента нормы права он остаётся неопределённым);

3) отсылочный (элемент нормы права полностью не излагается, вместо этого содержится отсылка на конкретную статью того же или другого нормативного правового акта).

Классификации норм права

  • По юридической силе содержащего нормы акта: нормы международно-правовых актов, законов, подзаконных актов (например, указов, постановлений) и др. Юридическая сила акта позволяет выстроить определённую иерархию правовых норм и определить, какая из них будет применяться при противоречии норм друг другу.
  • По отраслям права: нормы гражданского, финансового, уголовного права, трудового, административного, экологического права и т. д.
  • По форме предписания: императивные (категорические) и диспозитивные. Императивные нормы не предполагают возможность отклонения от установленных требований (гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его), диспозитивные же допускают регулирование отношений сторонами и применяются лишь в дополнительном (субсидиарном) порядке, когда стороны своим соглашением не установили иное (если договором купли-продажи не предусмотрена рассрочка оплаты, покупатель обязан уплатить продавцу цену переданного товара полностью).
  • По форме предписываемого поведения: управомочивающие, обязывающие (предписывающие) и запрещающие. Управомочивающие нормы предоставляют субъекту права возможность выбора: он может действовать определённым образом или воздержаться от таких действий (осуждённый к лишению свободы вправе получать и отправлять за счёт собственных средств письма и телеграммы без ограничения их количества). Обязывающие нормы устанавливают предписание субъекту сделать что-либо (каждый обязан платить законно установленные налоги). Запрещающие нормы, напротив, устанавливают недопустимость какого-либо действия (не допускается односторонний отказ от договора, за исключением установленных законом случаев).

Существуют также «специализированные нормы», которые направлены не на регулирование отношений между субъектами, а помогают в этом другим нормам. К специализированным нормам относятся:

  • дефинитивные — содержат определения юридических понятий;
  • декларативные — содержат правовые принципы, цели и задачи;
  • оперативные — отменяют нормативно-правовые акты, продлевают срок их действия, изменяют время или сферу их действия и т. д.
  • коллизионные — решают противоречия между нормами, указывают какой нормой следует руководствоваться в том или ином случае.
  • По кругу лиц (сфере действия): общие и специальные. Общие нормы распространяются на всех лиц, проживающих в данной местности (стране, регионе), специальные — на отдельные категории лиц (государственные служащие, студенты, военные и т. п.)
  • По времени действия: постоянные и временные. Постоянные нормы действуют без ограничения определённым сроком, то есть до их официальной отмены, временные — в пределах определённого промежутка времени.
  • По сфере действия: общие и местные. Общие нормы распространяются на всю территорию государства, местные действуют в отдельных территориальных единицах.

Источник

Оцените статью
Разные способы