По способу получения информации используются методы

Основные методы получения информации.

Методы сбора информации весьма разнообразны и их применение требует четкой классификации (рис. 11.1).

Любое исследование чаще всего начинается с анализа документов, назначение которого – извлечь необходимую информацию; оценить ее надежность, достоверность, значимость для целей исследования; перевести информацию, содержащуюся в документе в термины исследования; зафиксировать ее в виде определенных признаков (категорий анализа); попытаться найти способ квантификации (количественного измерения) этих признаков; представить характеристику исследуемых процессов и явлений.

Рис. 11.1. Методы получения информации.

Документы – это специально созданный носитель информации. Документы бывают следующих видов:

– по форме фиксации информации можно выделить письменные, статистические, иконографические (кино-, фото-, видеоматериалы), фонетические (материалы звукозаписи);

– по степени оригинальности различают документы подлинные и копии;

– по возможной форме использования в исследовании можно выделить: документы, дающие возможность сделать выводы; документы, используемые как иллюстративный материал (для приведения примеров, ссылок и т.д.);

– по источникам информации: первичные, созданные на основе наблюдения; вторичные, составленные в результате обработки первичных документов.

Один из методов сбора информации – опрос, т.е. получение ответа на заранее подготовленные вопросы. Особенность этого метода – наличие непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) социально-психологического контакта между исследователем и опрашиваемым (респондентом); в качестве источника информации выступают суждения опрашиваемых; возможность получить сведения о мнениях, оценках, внутренних побуждениях людей. Разновидности опроса – анкетирование, интервью, экспертный опрос, социометрия.

Анкетирование – опрос с помощью специального документа, содержащего вопросы, ответы на которые фиксируются респондентом письменно. Различают прессовые (публикуемые в органах печати), почтовые (рассылаемые по почте с просьбой о возврате в определенные сроки) и раздаточные (раздаваемые для заполнения и немедленного возвращения) анкеты.

Интервью – это акт непосредственного общения респондента и опрашивающего (интервьюера). По способу коммуникации различают телефонное и личное интервью, по способу ведения стандартизированное (по жесткому предварительному плану, включающему формулировку и последовательность вопросов) и свободное, когда заранее определены лишь схема и тематика беседы. По количеству интервьюеров – «один на один» и «групповые».

Социометрический опрос (социометрия, структурный анализ малых групп) используется для изучения внутри- и межколлективных связей и дает возможность количественной оценки межличностных отношений в малой (контактной) группе путем выявления взаимных симпатий и антипатий. Социометрия позволяет оценить позицию (социометрический статус) каждого члена группы в ней, выделить подгруппы, взаимоотношения между группой и отдельным ее членом, между индивидами, между подгруппами, определить сплоченность группы и т.п.

Экспертный опрос– разновидность опроса, где респондантами являются эксперты – специалисты в данной области деятельности. Они компетентно участвуют в анализе и решении проблемы прикладного социологического исследования. С помощью экспертного опроса можно более обоснованно выявить существенные стороны проблемы, уточнить цели, задачи, гипотезы исследования; проверить достоверность собранной информации; подтвердить обоснованность выводов.

Эксперимент – один из наиболее сложных методов сбора информации. Под экспериментом понимается получение информации о социальном объекте при воздействии на него заданных и контролируемых факторов, выявление на основе этого изменений в состоянии объекта, причинно-следственных связей.

Метод наблюдения состоит в непосредственном восприятии и регистрации происходящих событий исследователем (наблюдателем). Он используется в основном для получения описательной информации и не раскрывает причин происходящего.

Метод тестирования– применяется для выявления у особы наличия и степени выраженности особенностей, способностей и умений, психологического состояния и представляет собой серию вопросов с возможными вариантами ответов.

ТЕМА 12. «ТРУДОВАЯ АДАПТАЦИЯ РАБОТНИКА»

Источник

Методы получения информации

Существует всего четыре метода получения данных: анализ имеющихся документов, опросы, интервью и прямое наблюдение. Впрочем, нужно иметь в виду, что за каждым из них стоит немало различных приемов.

Здесь представлена классификация методов сбора данных

Коммуникативные методы сбора данных подразумевают непосредственный контакт источника и наблюдателя. Источник при этом является человеком или процессом. Текстологические методы в качестве источника используют имеющиеся документы.

Пассивные и активные методы различаются тем, что в первых ведущая роль по извлечению знаний принадлежит источнику, наблюдатель при этом не управляет потоком исходящих от источника данных. В активных методах инициатива на стороне наблюдателя.

Групповые методы отличаются от индивидуальных не только тем, что в групповых методах присутствует множественный источник данных. Такие методы могут существенным образом ориентироваться на взаимодействие нескольких источников. Например, «круглый стол» – это не изолированное высказывание мнений нескольких людей, это обсуждение, которое включает реакцию одних на позицию других.

Заметим, что сбор данных представляет собой не такую простую процедуру, чтобы отказываться от помощи специалистов. От наблюдателя требуется широкий набор навыков и опыта. Без них данные будут другого качества. Их анализ даст другие результаты. Экономия на сборе данных может привести к неверным решениям.

Читайте также:  Возведение подземных сооружений способом опускного колодца

Наблюдение – это процесс непосредственного просмотра и документирования реального события или его имитации. Оно проводится без вмешательства наблюдателя в ход события. Участники события могут выполнять свои роли двояко: 1) не обращая внимания на наблюдателя или 2) специально для него комментируя свои действия. Имитация реального события используется в тех случаях, когда участие постороннего человека, в данном случае наблюдателя, невозможно. В ходе наблюдения формируется протокол, который в дальнейшем может дополнительно обсуждаться с участниками события. Собираемые в ходе наблюдения данные могут иметь различную форму: видеозапись или словесное описание того, что происходит, стенограмма, численные массивы или показатели. В зависимости от собираемых данных выбирается и дальнейший метод их обработки.

Наблюдение – метод вполне достаточный для изучения только более простых явлений. Наблюдение собирает то, что ему предлагает мир вокруг. Опыт же берет то, что он хочет. И. Павлов

Протокол схож с наблюдением. В данном случае участники также обязательно комментируют свои действия, но при этом они еще и объясняют, почему предпринимают именно такие действия. Это дает возможность не просто получить «картинку», как при наблюдении, но и установить причинно-следственные связи в поведении «действующих лиц».

Лекция – это выступление специалиста на заданную тему, своеобразный монолог эксперта. Наблюдатель не вмешивается в «поток мыслей вслух» — в отличие от того, например, как это имеет место во время интервью. Этот метод используется для ускоренного «погружения» наблюдателя в исследуемую область знаний. В качестве источника (лектора) должен выступать квалифицированный эксперт. Если такого эксперта нет, лучше использовать метод интервью. Кроме того, лектор выступает прежде всего источником теоретических знаний. Лекция всегда носит характер обучения наблюдателя.

«Мозговой штурм» или «мозговая атака» – метод, позволяющий максимально раскрепостить и активизировать творческое мышление участников. Источники данных генерируют идеи по заданной теме.

Это обсуждение какой-либо проблемы или ситуации. Задача такого обсуждения – коллективно, с разных точек зрения, под разными углами исследовать спорные гипотезы.

Игра – это воссоздание реальной деятельности. Ролевые игры по форме схожи с экспертными (смотри ниже). Здесь участникам предлагается «играть» не себя, а заранее определенные и подготовленные роли.

Анкетирование – это ответы на строго определенный перечень вопросов источника данных — участника изучаемых событий, их свидетеля или эксперта. Анкетирование может производиться наблюдателем, он сам задает вопросы респонденту и фиксирует его ответы. Или респондент самостоятельно отвечает на вопросы. Анкетирование – самый стандартизованный и поэтому самый жесткий способ сбора данных. Он не позволяет отклоняться от темы, заставляя респондента придерживаться только поставленных вопросов. В случае закрытых вопросов респондент выбирает ответы только из заранее предложенного списка. Открытый вопрос позволяет ему сформулировать ответ своими словами. Результатом анкетирования являются как количественные, так и качественные данные. Подготовка вопросника и определение круга опрашиваемых представляет собой специальные и весьма нетривиальные задачи. Анкетирование – самый часто применяемый метод сбора данных. Он обеспечивает массовость, то есть учет мнений многих людей, при относительно низких затратах на проведение анкетирования. Вместе с тем при заочном (без участия наблюдателя) опросе повышается риск того, что респондент не ответит на все вопросы анкеты или поймет их неправильно и соответственно даст некорректный ответ. Таким образом, недостаточное внимание к составлению вопросов и приводит к неверным результатам при кажущейся простоте процесса и объективности собранных данных. Именно по этим причинам мы рекомендуем более внимательно относиться к составлению анкет.

Интервью очень близко к анкетированию. Здесь тоже задаются вопросы — обычно заранее продуманные. За редким исключением интервью проводится очно, то есть в форме непосредственного общения источника и наблюдателя. Отличие от анкетирования заключается в том, что наблюдатель-интервьюер имеет больше свободы в изменении набора задаваемых вопросов в ходе проведения интервью. При анкетировании это не допускается. Тем самым при интервью реализуется более сильная обратная связь. Интервьюер в значительной степени влияет на интервьюируемого, пытаясь установить с ним необходимый контакт, атмосферу доверия, чтобы получить нужную информацию. Если вы абсолютно уверены, что вопросы не вызовут у респондента протеста, то может иметь смысл прибегнуть к анкетированию. В самом «мягком» варианте интервью проводится не по вопросам, а темам. То есть выясняется не ответ на вопрос, а мнение источника по определенной теме. В этом случае действительно происходит обмен мнениями или передача мнения от одного лица к другому (от источника к наблюдателю). При этом вопросы могут подбираться по ходу беседы в зависимости от обстоятельств. Необходимо иметь список вариантов примерных вопросов с четкими формулировками, изобретать формулировки на ходу – это плохой тон. Своими вопросами интервьюер должен направлять поток сведений от интервьюируемого. Вопросы задаются до тех пор, пока наблюдатель не выяснит однозначно и полно мнение источника по теме интервью.

Читайте также:  Найди графическим способом координаты точек пересечения гиперболы

Свободный диалог – это беседа источника и наблюдателя. Его еще иногда называют неструктурированным интервью. В таком диалоге нет жестко регламентированного плана и списка вопросов. Диалог предполагает равенство участников, уникальность каждого из них, столкновение мнений. В диалоге наблюдатель тоже в большой степени является источником данных и знаний, но пополняет их с помощью другого источника.

Участникам игры предлагается некая ситуация, в рамках которой они на основе своего опыта и знаний принимают решения. Моделирование в данном случае позволяет избежать наблюдений, которые невозможно провести по объективным или субъективным условиям. Игры используются для ответов на вопросы «как» и «почему» — то есть объясняющие поведение людей, развитие ситуации и т.д. Они не дают данных о реальных объектах и явлениях.

Эта группа методов является наименее разработанной и менее других формализована. Результаты извлечения знаний и данных здесь существенно зависят от опыта и навыков наблюдателя. Процесс наблюдения в данном случае практически совпадает с процессами обработки и анализа. Текстологические методы применяются для извлечения фактических сведений и знаний из учебников, статей, монографий и других носителей, необязательно представленных в виде текста. Например, это может быть видео запись мероприятия, пересказ очевидца события. Задача обработки такого рода материалов заключается в том, чтобы понять и выделить «закопанный» смысл. Работа по извлечению данных из учебников, специальной литературы и документов может значительно различаться в связи с тем, что уровень концентрации необходимой информации, соотношение специальных и фоновых сведений сильно варьируются. В учебнике материал излагается наиболее структурировано. В документах – очень сжато, без комментариев, то есть фоновых знаний, облегчающих понимание материала неспециалистами. Самая простейшая схема извлечения данных включает выделение из текста ключевых слов, которые имеют отношение к интересующему нас вопросу, и составление сжатых формулировок фактов или утверждений, включающих или имеющих отношение к выделенным ключевым словам. На выходе вместо громоздкого текста вы имеете компактный список высказываний. Таким образом, вы получаете первичные данные, которые нуждаются в дальнейшей обработке. Кроме того, установление списка материалов, которые придется изучать, также представляет собой нетривиальную задачу.

Источник

Доклад: Способы получения информации

Департамент профессионального образования

ФГОУ СПО «Моршанский строительный колледж»

«Способы получения информации»

студентка группы 400 «Б»

Проверила: Саттарова Р.М.

Человек живёт в информационном пространстве, являясь источником и потребителем информации. Источником информации является любое изменение состояния или положения на любом уровне мироздания. Поскольку одним из основных атрибутов жизни является движение, сама жизнь является тоже источником информации.

В данной контрольной работе я расскажу о том, какая информация существует и о способах ее получения информации.

Информация может быть:

· открытой (более или менее доступной);

· полузакрытой (не засекреченной, но контролируемой теми, кого она касается);

· секретной (полагаемой по различным соображениям ключевой в определенных ситуациях).

Главными носителями информации являются:

К ним относятся:

· Эксперт. Это — индивид, чьи профессиональные знания и контакты (как работа, так и хобби) обеспечивают первоклассную ориентацию в разрабатываемом вопросе.

· Внутренний информатор (осведомитель). — Это — человек из группировки противника, завербованный и поставляющий фактуру по материальным, моральным и иным весомым для него причинам.

· ”Горячий” информатор. Это — любой знающий человек из сторонников противника или его контактеров, проговаривающий информацию под влиянием активных методик воздействия в стиле жесткого форсированного допроса, пытки, гипноза, шантажа и т.д.

· Внедренный источник. Это — свой человек, тем или иным манером просочившийся в окружение объекта.

· Легкомысленный информатор (“болтун”). Это — человек противника, контактер или любое информированное лицо, проговаривающее интересные факты в деловой, дружеской, компанейской либо интимной беседе.

· Союзник. В данном случае подразумевается человек либо некая — общественная, государственная, криминальная — структура, выступающая как противник или “надзиратель” объекта.

· Случайный источник. Иногда бывает, что какой-то подвернувшийся вам индивид совершенно не рассматриваемый как потенциальный информатор, вдруг оказывается носителем уникальной фактуры.

К ним относяться:

· Официальные документы. К ним принадлежат личные дела и медицинские карты, докладные, объяснительные записки и письма в разные инстанции, всевозможные задокументированные данные, собранные официальными (отдел кадров, жилконтора, милиция. ) службами об интересующем Вас лице или организации.

· Деловые бумаги и архивы. Это всевозможные договоры, отчеты, факсы, письма, методички, внутренние телефонные справочники, меморандумы и прочие бумаги, связанные с деловой активностью человека или организации. Они представляют первосортный источник конфиденциальной информации, позволяющей ориентироваться в делах объекта, прояснять его намерения и методы работы, прогнозировать поступки и возможности, выявлять функционеров и связи. Достоверность информации при этом преимущественно высшая.

· Носители машинной информации. Оптимальным источником, существующим во многих организациях, представляется банк данных, занесенный в ЭВМ. Сведения, хранимые там, зафиксированы на неизвлекаемых (жестких дисках) или извлекаемых (гибких дисках) магнитных носителях и способны выводиться на бумажную распечатку (листинги). Впрочем, оснащение фирмы компьютерами в общем-то не означает, что они там эффективно пользуются или что в них есть ценная информация.

· Личные бумаги и архивы. В этот замечательный набор фактуры входят записные книжки, разные пометки на листках календаря, дружеские и интимные письма, поздравительные открытки, фотографии, аудио- и видеозаписи, дневники и т.д. Такие данные попросту неоценимы при активной разработке вызвавшего интерес объекта с тщательным выявлением его контактов и полным пониманием реальных возможностей для последующего устранения, шантажа, манипулирования или вербовки.

· ”Мусор”. Выброшенные разорванные черновики и машинные распечатки, сигаретные коробки и бумажные обрывки с всевозможными пометками, порченные копии и случайные подкладочные листки, отработанная копировальная бумага и использованные ленты от пишущих машинок — все это в руках умелого субъекта может превратиться в потрясающие документы, причем добывать такие материалы иной раз значительно сподручнее, чем оригиналы.

· Обнародованные сведения. К ним относятся отловленные публикации в газетах и журналах, радио- и телесюжеты, читанные где-то лекции и выступления. Такие источники знакомят с кулуарными материалами, открывают новых носителей информации и заметно сокращают труд по разрабатыванию объекта. Качество фактуры здесь значительно зависит как от компетентности и побуждений автора, так и от намерений и репутации тех, кто конкретно предоставил ему слово.

· Подметные письма и самиздат. Любопытнейшую информацию могут содержать тиражированные тем или иным способом листовки, обращения либо заметки, каковые не хотят, да и не могут издавать официально. Все это забрасывается в народ с целью опорочить некое лицо или организацию, ознакомить с положением дел в конкретной области, вызвать смуту и разброд в мышлении обывателей.

3. Средства беспроводной и проводной связи:

· Телефон. Будучи наиболее распространенным инструментом, обеспечивающим человеческое общение, телефон способен легко выдавать секреты своего владельца.

· Телеграф, телетайп, телефакс. По каналам этих аппаратов циркулирует как графическая так и знаковая информация, выводимая на бумажные носители, что весьма удобно в деловых взаимоотношениях.

· Персональные радиостанции. Применяемые для служебной и гражданской радиосвязи оные модели отличаются эфирной обнаженностью.

4. Электронные системы обработки информации:

Компьютер. Компьютеры отдельных структур связаны между собой посредством телефонной сети, что нередко позволяет изымать из них фактуру даже пребывая в другом городе.

Сотовые и транковые радиосистемы. Данные мобильные устройства для словесного (радиотелефон) и знакового (пейджер) общения весьма удобны в обращении, но открыты для обычного эфирного радиоперехвата соответствующим сканером (если нет защитного кодирования. ) либо “двойником” используемого аппарата

5. Разные отслеживаемые факторы:

· Подслушивание. Тайно слушать можно как формальные (деловые), так и неформальные (дружеские и интимные) разговоры.

· Тайное наблюдение. Наблюдать приходится как за индивидом, так и за стационарным объектом. Скрытное слежение за человеком позволяет выяснить его контакты, места встреч, маршруты, явные привычки, образ жизни и все прочие аспекты, необходимые при детальной разработке некоего лица или организации.

· «Засекание» слухов. Эти неподтверждаемые сообщения, циркулирующие в определенных контингентах людей полезны тем, что намекают на предполагаемые знания и ожидания среды (“слух снизу”), а иной раз и на игры тех или иных сил (“слух сверху”).

Прояснение образа действий. Анализируя реакции объекта на слова и поведение различных людей, на обычные и экстремальные обстоятельства, можно довольно точно определить его цели и мотивы, силы и слабости, уровень подверженности чужому влиянию, информированность, ключевых партнеров, методы используемых действий.

Выйдя на тот или иной источник информации, четко просчитайте:

1. Его наличные и потенциальные возможности,

2. Допустимые пределы использования,

3. Степень его надежности.

В заключение хотелось бы подвести итог вышесказанному.

Получение информации – это всегда взаимодействие субъекта либо с объектом, либо с предметом носящем или хранившем в себе информацию. Поэтому, выбирая тот или иной источник информации, субъект должен учитывать:

· общие и конкретные цели (для какой конкретной цели его собирают);

· доступность источников информации;

· сроки сбора информации;

· степень надёжности информации.

Существует огромное количество различных источников информации. Все они имеют ряд преимуществ и недостатков. Для успешного осуществления своих функций в процессе сбора информации субъекту необходимо знать и уметь использовать все источники информации.

Источник

Читайте также:  Способы изменения масштаба документа
Оцените статью
Разные способы
Название: Способы получения информации
Раздел: Рефераты по информатике
Тип: доклад Добавлен 00:30:01 07 июля 2011 Похожие работы
Просмотров: 1868 Комментариев: 22 Оценило: 6 человек Средний балл: 3.8 Оценка: 4 Скачать