- 6 Классификации сппр
- Системы поддержки принятия решений
- Классификации СППР
- Архитектура СППР
- Функциональные СППР
- СППР, использующие независимые витрины данных
- СППР на основе двухуровневого хранилища данных
- СППР на основе трехуровневого хранилища данных
- Структура СППР
- Динамическое моделирование
- Решаемые вопросы
- У генерального директора:
- У руководителя отдела по работе с партнерами:
- У руководителя финансового департамента:
- У руководителя департамента бюджетного планирования и контроля:
- У руководителя департамента закупок:
- У руководителя планового отдела (отдела стратегического планирования):
- У руководителя отдела сервисного обслуживания:
- У руководителя отдела кадров:
- У руководителя отдела анализа качества:
6 Классификации сппр
Для СППР отсутствует не только единое общепринятое определение, но и исчерпывающая классификация. Разные авторы предлагают разные классификации.
По взаимодействию с пользователемСППР можно разделить на пассивные, активные и кооперативные. Пассивной СППР называется система, которая помогает процессу принятия решения, но не может вынести предложение, какое решение принять. Активная СППР может сделать предложение, какое решение следует выбрать. Кооперативная позволяет ЛПР изменять, пополнять или улучшать решения, предлагаемые системой, посылая затем эти изменения в систему для проверки. Система изменяет, пополняет или улучшает эти решения и посылает их опять пользователю. Процесс продолжается до получения согласованного решения.
По способу поддержки различают:
модельно-ориентированные СППР, используют в работе доступ к статистическим, финансовым или иным моделям;
СППР, основанные на коммуникациях, поддерживают работу двух и более пользователей, занимающихся общей задачей;
СППР, ориентированные на данные, имеют доступ к временным рядам организации. Они используют в работе не только внутренние, но и внешние данные;
СППР, ориентированные на документы, манипулируют неструктурированной информацией, заключенной в различных электронных форматах;
СППР, ориентированные на знания, предоставляют специализированные решения проблем, основанные на фактах.
На техническом уровне различает СППР всего предприятия и настольную СППР. СППР всего предприятия подключена к большим хранилищам информации и обслуживает многих менеджеров предприятия. Настольная СППР — это малая система, обслуживающая лишь один компьютер пользователя.
В зависимости от данных, с которыми эти системы работают, СППР условно можно разделить на оперативные и стратегические. Оперативные СППР предназначены для немедленного реагирования на изменения текущей ситуации в управлении финансово-хозяйственными процессами компании. Стратегические СППР ориентированы на анализ значительных объемов разнородной информации, собираемых из различных источников. Важнейшей целью этих СППР является поиск наиболее рациональных вариантов развития бизнеса компании с учетом влияния различных факторов, таких как конъюнктура целевых для компании рынков, изменения финансовых рынков и рынков капиталов, изменения в законодательстве и др.
СППР второго типа предполагают достаточно глубокую проработку данных, специально преобразованных так, чтобы их было удобно использовать в ходе процесса принятия решений. Неотъемлемым компонентом СППР этого уровня являются правила принятия решений, которые на основе агрегированных данных дают возможность менеджерам компании обосновывать свои решения, использовать факторы устойчивого роста бизнеса компании и снижать риски. СППР второго типа в последнее время активно развиваются. Технологии этого типа строятся на принципах многомерного представления и анализа данных
В зависимости от функционального наполнения интерфейса системы выделяют два основных типа СППР: EIS и DSS.
EIS (ExecutionInformationSystem) – информационные системы руководства предприятия. Эти системы ориентированы на неподготовленных пользователей, имеют упрощенный интерфейс, базовый набор предлагаемых возможностей, фиксированные формы представления информации. EIS-системы рисуют общую наглядную картину текущего состояния бизнес-показателей работы компании и тенденции их развития, с возможностью углубления рассматриваемой информации до уровня крупных объектов компании. EIS–системы – та реальная отдача, которую видит руководство компании от внедрения технологий СППР.
DSS (DesicionSupportSystem) – полнофункциональные системы анализа и исследования данных, рассчитанные на подготовленных пользователей, имеющих знания как в части предметной области исследования, так и в части компьютерной грамотности. Обычно для реализации DSS-систем (при наличии данных) достаточно установки и настройки специализированного ПО поставщиков решений по OLAP-системам и DataMining.
7 При построении СППР необходимо реализовать следующие концептуальные положения:
«дружественность» по отношению к пользователю, что дает возможность использовать СППР специалисту в предметной области и не требует углубленных знаний в вычислительной технике;
«открытость», что позволяет расширить круг решаемых задач в данной предметной области на базе использования общего системного, математического и программного обеспечения;
«модульность», обеспечивающая декомпозицию задач при создании и расширении системы;
«реконфигурируемость«, реализующая адаптацию СППР при изменении условий решаемой задачи.
8 Архитектура СППР также представляется разными авторами по-разному. В общем случае архитектура СППР определяется взаимодействием расчетно-логического блока с базами данных, знаний, моделей.
Существует, например, обобщенная архитектура, состоящая из 5 различных частей:
— система управления данными,
— система управления моделями,
— интерфейс пользователя и
— пользователи
Функциональная схема СППР
Обычно в СППР выделяют три основные части:
1) Система данных для сбора и хранения информации, получаемой из внутренних и внешних источников. Обычно это Хранилище данных.
2) Система диалога, позволяющая пользователю задавать, какие данные следует выбирать и как их обрабатывать.
3) Система моделей и методов — идеи, алгоритмы и процедуры, которые позволяют обрабатывать данные и проводить их анализ.
Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.
Источник
Системы поддержки принятия решений
СППР возникли в результате слияния управленческих информационных систем и систем управления базами данных.
Система поддержки принятия решений предназначена для поддержки многокритериальных решений в сложной информационной среде. При этом под многокритериальностью понимается тот факт, что результаты принимаемых решений оцениваются не по одному, а по совокупности многих показателей (критериев) рассматриваемых одновременно. Информационная сложность определяется необходимостью учета большого объема данных, обработка которых без помощи современной вычислительной техники практически невыполнима. В этих условиях число возможных решений, как правило, весьма велико, и выбор наилучшего из них «на глаз», без всестороннего анализа может приводить к грубым ошибкам.
Система поддержки решений СППР решает две основные задачи:
- выбор наилучшего решения из множества возможных (оптимизация),
- упорядочение возможных решений по предпочтительности (ранжирование).
В обеих задачах первым и наиболее принципиальным моментом является выбор совокупности критериев, на основе которых в дальнейшем будут оцениваться и сопоставляться возможные решения (будем называть их также альтернативами). Система СППР помогает пользователю сделать такой выбор.
Для анализа и выработок предложений в СППР используются разные методы. Это могут быть: — информационный поиск,
- интеллектуальный анализ данных,
- поиск знаний в базах данных,
- рассуждение на основе прецедентов,
- имитационное моделирование,
- эволюционные вычисления и генетические алгоритмы,
- нейронные сети,
- ситуационный анализ,
- когнитивное моделирование и др.
Некоторые из этих методов были разработаны в рамках искусственного интеллекта. Если в основе работы СППР лежат методы искусственного интеллекта, то говорят об интеллектуальной СППР или ИСППР.
Близкие к СППР классы систем — это экспертные системы и автоматизированные системы управления.
Система позволяет решать задачи оперативного и стратегического управления на основе учетных данных о деятельности компании.
Система поддержки принятия решений представляет собой комплекс программных инструментальных средств для анализа данных, моделирования, прогнозирования и принятия управленческих решений, состоящий из собственных разработок корпорации и приобретаемых программных продуктов (Oracle, IBM, Cognos).
Теоретические исследования в области разработки первых систем поддержки принятия решений проводились в технологическом институте Карнеги в конце 50-х начале 60-х годов XX века. Объединить теорию с практикой удалось специалистам из Массачусетского технологического института в 60-х годах. В середине и конце 80-х годов XX столетия стали появляться такие системы, как EIS, GDSS, ODSS. В 1987 году компания Texas Instruments разработала для United Airlines Gate Assignment Display System. Это позволило значительно снизить убытки от полетов и отрегулировать управление различными аэропортами, начиная от Международного аэропорта O’Hare в Чикаго и заканчивая Stapleton в Денвере, штат Колорадо. В 90-х годах сфера возможностей СППР расширялась благодаря внедрению хранилищ данных и инструментов OLAP. Появление новых технологий отчетности сделало СППР незаменимой в менеджменте.
Классификации СППР
По взаимодействию с пользователем выделяют три вида СППР:
- пассивные помогают в процессе принятия решений, но не могут выдвинуть конкретного предложения;
- активные непосредственно участвуют в разработке правильного решения;
- кооперативные предполагают взаимодействие СППР с пользователем. Выдвинутое системой предложение пользователь может доработать, усовершенствовать, а затем отправить обратно в систему для проверки. После этого предложение вновь представляется пользователю, и так до тех пор, пока он не одобрит решение.
По способу поддержки различают:
- модельно-ориентированные СППР, используют в работе доступ к статистическим, финансовым или иным моделям;
- СППР, основанные на коммуникациях, поддерживают работу двух и более пользователей, занимающихся общей задачей;
- СППР, ориентированные на данные, имеют доступ к временным рядам организации. Они используют в работе не только внутренние, но и внешние данные;
- СППР, ориентированные на документы, манипулируют неструктурированной информацией, заключенной в различных электронных форматах;
- СППР, ориентированные на знания, предоставляют специализированные решения проблем, основанные на фактах.
По сфере использования выделяют:
Общесистемные работают с большими СХД и применяются многими пользователями. Настольные являются небольшими системами и подходят для управления с персонального компьютера одного пользователя.
Архитектура СППР
Функциональные СППР
Являются наиболее простыми с точки зрения архитектуры. Они распространены в организациях, не ставящих перед собой глобальных задач и имеющих невысокий уровень развития информационных технологий. Отличительной особенностью функциональных СППР является то, что анализу подвергаются данные, содержащиеся в файлах операционных систем. Преимуществами подобных СППР являются компактность из-за использования одной платформы и оперативность в связи с отсутствием необходимости перегружать данные в специализированную систему. Из недостатков можно отметить следующие: сужение круга вопросов, решаемых с помощью системы, снижение качества данных из-за отсутствия этапа их очистки, увеличение нагрузки на операционную систему с потенциальной возможностью прекращения ее работы.
СППР, использующие независимые витрины данных
Применяются в крупных организациях, имеющих несколько подразделений, в том числе отделы информационных технологий. Каждая конкретная витрина данных создается для решения определенных задач и ориентирована на отдельный круг пользователей. Это значительно повышает производительность системы. Внедрение подобных структур достаточно просто. Из отрицательных моментов можно отметить то, что данные многократно вводятся в различные витрины, поэтому могут дублироваться. Это повышает затраты на хранение информации и усложняет процедуру унификации. Наполнение витрин данных достаточно сложно в связи с тем, что приходится использовать многочисленные источники. Отсутствует единая картина бизнеса организации, вследствие того что нет окончательной консолидации данных.
СППР на основе двухуровневого хранилища данных
Используется в крупных компаниях, данные которых консолидированы в единую систему. Определения и способы обработки информации в данном случае унифицированы. На обеспечение нормальной работы подобной СППР требуется выделить специализированную команду, которая будет ее обслуживать. Такая архитектура СППР лишена недостатков предыдущей, но в ней нет возможности структурировать данные для отдельных групп пользователей, а также ограничивать доступ к информации. Могут возникнуть трудности с производительностью системы.
СППР на основе трехуровневого хранилища данных
Такие СППР применяют хранилище данных, из которого формируются витрины данных, используемые группами пользователей, решающих сходные задачи. Таким образом, обеспечивается доступ, как к конкретным структурированным данным, так и к единой консолидированной информации. Наполнение витрин данных упрощается ввиду использования проверенных и очищенных данных, находящихся в едином источнике. Имеется корпоративная модель данных. Такие СППР отличает гарантированная производительность. Но существует избыточность данных, которая ведет к росту требований на их хранение. Кроме того, необходимо согласовать подобную архитектуру с множеством областей, имеющих потенциально различные запросы.
Структура СППР
Выделяют четыре основных компонента:
- информационные хранилища данных;
- средства и методы извлечения, обработки и загрузки данных (ETL);
- многомерная база данных и средства анализа OLAP;
- средства Data Mining.
Динамическое моделирование
Особый класс систем стратегического управления и поддержки принятия решений представляют собой системы, позволяющие осуществлять динамическое моделирование процессов. При использовании методов динамического моделирования деятельность компании описывается в виде математической модели, в которой все бизнес-задачи и процессы представляются как система взаимосвязанных вычисляемых показателей.
Решаемые вопросы
СППР позволяет облегчить работу руководителям предприятий и повысить ее эффективность. Они значительно ускоряют решение проблем в бизнесе. СППР способствуют налаживанию межличностного контакта. На их основе можно проводить обучение и подготовку кадров. Данные информационные системы позволяют повысить контроль над деятельностью организации. Наличие четко функционирующей СППР дает большие преимущества по сравнению с конкурирующими структурами. Благодаря предложениям, выдвигаемым СППР, открываются новые подходы к решению повседневных и нестандартных задач.
Использование системы позволяет найти ответы на множество вопросов, возникающих у руководителей компании, например:
У генерального директора:
- На сколько процентов выполнен план по продажам, доходу, прибыли, расходам;
- Какова доля рынка, принадлежащего компании;
- Каковы тенденции развития сегмента рынка, на котором представлена компания;
- Каковы ключевые показатели производительности компании в текущем периоде;
- Каковы тенденции изменения ключевых показателей производительности компании со временем.
У руководителя отдела по работе с партнерами:
- Какие из партнеров приносят наибольший доход, прибыль;
- Какие проекты, группы продуктов лучше всего продает данный партнер;
- Каковы тенденции изменения продаж через партнеров.
У руководителя финансового департамента:
- Сколько каждый проект стоит моему предприятию;
- Сколько стоит поддержка продаваемых проектов;
- Какие проекты в этом году стоят больше, чем в прошлом;
- Как расходы различных подразделений и компании в целом соотносятся с доходами.
У руководителя департамента бюджетного планирования и контроля:
- Насколько точно различные подразделения компании соблюдают установленный бюджет;
- Каковы тенденции расходов по различным подразделениям, статьям бюджета.
У руководителя департамента закупок:
- Какие из моих поставщиков предлагают наилучшее соотношение цена/качество;
- Какие из поставщиков доставляют товары быстрее остальных Медленнее остальных;
- Как часто происходят задержки поставок от того или иного поставщика;
- Каких поставщиков выбрать для поставок крупных/небольших партий продукта.
У руководителя планового отдела (отдела стратегического планирования):
- Насколько предприятие выполняет план по продажам, доходам, прибыли;
- Какие области бизнеса вносят положительный вклад, а какие — отрицательный;
- Каков прогноз ключевых показателей производительности на следующий период (месяц, квартал, год).
У руководителя отдела сервисного обслуживания:
- Каково среднее время выполнения заявки на обслуживание;
- Каковы расходы на выполнение одной заявки;
- Каково среднее время до первой поломки данной модели.
У руководителя отдела кадров:
- Какова производительность персонала, прошедшего определенное обучение перед теми, кто его не проходил;
- Каковы тенденции ежегодного роста персонала компании в различных регионах, подразделениях;
- Каково прогнозируемое количество персонала на следующий год;
- Каковы прогнозы по поводу состава;
- Какие сотрудники нуждаются в обучении;
- Каким набором навыков должен обладать сотрудник чтобы хорошо выполнять свои обязанности.
У руководителя отдела анализа качества:
- Какие проекты доставляются вовремя, а какие — с запозданием;
- Имеют ли определенные клиенты или проекты недопустимо долгий срок поставки;
- Изменилось ли время доставки определенных продуктов со временем;
- Насколько быстрее или медленнее стала поставка продуктов (услуг) в определенный сегмент рынка;
- Каковы основные причины отказа от продукта (услуги).
Процесс создания системы управленческой отчетности, анализа данных и поддержки принятия решений состоит из следующих этапов :
- Анализ существующих на предприятии информационных потоков и процедур управления предприятием;
- Выявление показателей, влияющих на финансово-экономическое состояние предприятия и отражающих эффективность ведения бизнеса (на основе данных из уже использующихся систем);
- Выработка процедур, обеспечивающих получение управленческим персоналом необходимой информации в нужное время, в нужном месте и в нужном виде;
- Настройка программных средств многомерного анализа;
- Обучение персонала Заказчика работе с программными средствами многомерного анализа.
Итог – продуманные решения опирающиеся на информационный фундамент, адекватные действия, квалифицированное исполнение и как результат успех всего предприятия.
Источник