По способу подачи репортаж бывает

Репортаж и его виды

Репортаж — это живой рассказ очевидца о каком-либо событии общественной жизни, это наглядное изображение события, участником которого был сам автор.

Перед автором стоит задача: рассказать так, чтобы слушатели или читатели как бы увидели это событие на самом деле.

Репортаж – это «глаза и уши читателя» — так сказал известный лингвист Г.Я. Солганик.

Композиция репортажа разная. Стандартная композиция:

  1. Зачин – начало (описание места действия, описание состояния окружающей среды, динамичность).
  2. Центральная часть – рассказ о событии (употребление глаголов настоящего времени, чтобы показать «сиюминутность»).
  3. Концовка – оценка события, краткий вывод, к которому приходит автор и к которому он подводит читателя.

Важнейшие особенности репортажа — динамичность и наглядность в описании происходящего, отражение события через призму личностного восприятия автора, создающего эффект присутствия. С помощью репортажа читатель как бы сам имеет возможность быть на месте события. Он «видит», что происходит, «слышит» участников события, ощущает атмосферу происходящего. Один из приемов, с помощью которых достигается эффект присутствия, — использование изобразительно-выразительных средств для создания визуальной картинки. Главная особенность последней — работа через деталь , которая должна быть зрима, слышима, экспрессивна. Точно подмеченные и переданные наглядные приметы факта — краски, звуки, ритмы — и создают эффект присутствия.

Присутствие автора в репортажном тексте проявляется по-разному. Нередко используются личные местоимения «я», «мы». Иногда журналист не упоминает о себе, хотя повествованием дает понять, что был свидетелем события.

Читайте также:  Розы черенкование летом простой способ

Специфика репортажа проявляется и в его стиле, в использовании средств и приемов образного раскрытия темы, в эмоциональности изложения. Язык репортажа совмещает документальность и художественность. Нарушение баланса приводит к тому, что репортаж становится скучным. Если преобладает художественность, то утрачивается ощущение реальности.

Виды репортажа

В зависимости от предметно-тематического содержания репортажи подразделяются на тематически-познавательные, событийные, постановочные.

Событийный — это яркое событие, переданное в хронологической последовательности. В тематическом репортаже событие может передаваться, начиная с любого фрагмента действительности, в нем позволительны расширенные и подробные комментарии.

Постановочный репортаж передает незапланированное событие.

Проблемные репортажи составляют значительную часть современных газетных текстов, в которых образное, эмоциональное повествование о конкретном событии перерастает в социально значимую проблему, требующую решения. Актуальность, злободневность этой проблемы — залог интереса читательской аудитории к журналистскому произведению.

Подобного рода репортажи характеризуются тем, что основаны на факте, требующем привлечения к нему внимания официальных лиц, общества в целом. Автор не ограничивается созданием картины происходящего, он анализирует, сопоставляет, комментирует. Яркие эпизоды чередуются с рассуждениями, основанными на конкретных фактах.

Тематически-познавательный репортаж представляет собой форму динамичного, оперативного сообщения о новом, занимательном. Этот вид характеризуется большим разнообразием тем и сюжетов, будучи наиболее популярным, легким для восприятия массовой аудитории. В отличие от проблемного репортажа в нем нет разверну­того вопроса, требующего аналитического подхода. Задача автора в этом случае — сообщить читателю что-то новое, занимательное, раз­влечь, расширить кругозор.

Журналисты, раскрывая значение тех или иных фактов, обращаются к различного рода источникам: историческим документам, справкам, воспоминаниям, наблюдениям. В публикациях могут использоваться и статистические данные. Следует помнить, что цифры в журналистском тексте обычно имеют относительную ценность; их смысл и значение выявляются лишь в сопоставлении с другими данными. Цифровой материал должен сопровождаться образными характеристиками. Цифры часто «обыгрывают», чтобы информация была понятнее и воспринималась легче.

Тематически-познавательный репортаж по сравнению с другими видами репортажа менее оперативен и актуален. Обычно он не пред­полагает событийности, однако выигрывает за счет занимательности и развлекательности, обращения к вечным ценностям.

Актуальный — наиболее традиционный вид репортажа. Его поводом служит актуальное, общественно значимое событие. Такой репортаж отличается особой оперативностью.

Лаконичность, точность, наглядность актуального репортажа помогают читателю сконцентрировать свое внимание на определенной теме. Она не ограничивается главной новостью — каким-то итогом события, но расширяется до «атмосферы события», его эмоционального образа. Профессионально наблюдать за событием — значит проникаться его особой атмосферой, чтобы затем наглядно воссоздать поступки и речь. Важно отмечать, как событие воздействует на людей (участников, героев, очевидцев и т. д.). Ценны для репортажа реплики-оценки. Воссозданные реакции и реплики усиливают достоверность, впечатление, эмоционально обогащают повествование, располагают читателя к сопереживанию.

Репортаж-расследование — это динамическое описание «полосы препятствий», преодолеваемой журналистом в поиске информации, которую пытаются скрыть. Такой вид репортажа предполагает необычную технику фиксации информации. Авторское размышление — основа сюжета. Это своеобразное документальное свидетельство и наглядное воссоздание этапов поиска разоблачительных фактов и доку­ментов. Расследование в «картинках» выглядит как «детективная история». Ощущается непосредственное присутствие автора в сюжете. Журналист надевает маску расследующего. Воссоздавая событие, он может изложить его предысторию, сопоставить факты, продемонстрировать цифровые данные, предложить блиц-интервью, высказать до­гадки и версии. Главное требование — динамичность передачи сведений, образность и документальность.

Итак, репортаж — это такой жанр, к которому прибегает журналист, когда хочет рассказать о происходящем событии в момент его совершения изобразительными средствами (звуковая и визуальная выразительность, если это радио- или телерепортаж), дать живую картинку. Репортаж отличается динамикой изложения, наглядностью, «эффектом авторского присутствия»: журналист — обязательно участник или очевидец происходящего.

Динамичность репортажа предполагает энергичный зачин, быстроту действия. Концовка — это сжатое, лаконичное выражение мыс­ли, вывод. Жанр предполагает также монолог автора и комментарии очевидцев. Используются различные стилистические средства Для показа движущегося фона события. Но при этом личность автора » основное связующее звено. Задача репортажа — не только воссоздать картину события, но и вызвать у читателя (слушателя, зрителя) определенные чувства и отношение к событию.

Образная картинка — обязательный элемент репортажа: описание местности, где происходит действие, присутствующих людей, погоды. Репортаж может включать интервью с очевидцами.

1. Напишите репортаж с игровой площадки.

2. Напишите репортаж на тему «Подсмотренная сценка (в магазине, на улице, в автобусе …).

3. Напишите репортаж о работе ДК.

Практическое занятие

1. Подумайте над вопросами:

  • С чего начинать визуальную картинку в репортаже?
  • Какие приемы помогают уточнить масштаб события?
  • Как создать эффект присутствия?

2. Подготовьте фрагмент репортажа, добавив подробности и краски.
3. Проанализируйте текст одного из репортажей В. Пескова в «КП».
4. Напишите репортаж па тему «Остановись, мгновенье!».

Источник

Что такое репортаж в журналистике и каковы его особенности

Мы подробно рассмотрим, что такое репортаж, каких видов он бывает и как правильно писать.

Рассмотрим несколько плохих и хороших примеров.

Обязательно затронем структуру и признаки данного жанра.

Что такое репортаж

Наша задача, дать человеку информацию. Но в отличие от заметки, тут мы уже можем давать некоторые оценки событию.

Основной из критериев репортажа как жанра журналистики, это оперативность подачи информации. То есть когда событие случилось, выходит репортаж. Это типичная форма для новостей и информационных передач.

Конечно же, должен быть информационный повод. То есть событие, которое произошло и легло в основу данного жанра.

Это не значит, что можно писать репортажи только с каких-то мест происшествий или катастроф. Это может быть и какое-то приятное событие в жизни. Например, городской праздник, выставка. То есть должно что-то случится. И не обязательно плохое.

Кроме того, сам репортер, должен быть либо очевидцем (наблюдать со стороны), либо участником события. Соответственно, читатель будет видеть это событие глазами автора.

Если получаете такие отзывы от читателей, значит вы все сделали правильно.

Ваша задача, чтобы человек увидел это событие вашими глазами. Но для этого вы должны сами это событие увидеть. Притом не просто в нем поучаствовать или понаблюдать. Когда вы пишите, нужно вспомнить это событие и видеть его перед глазами.

Тогда у вас все получится!

Объем репортажа от 6 до 8 тысяч знаков. Как правило, это объемный материал. Конечно же, фотографии делают материал более живым.

Виды репортажа

Есть несколько основных видов репортажа:

  1. Исследовательский (или аналитический)
  2. Постановочный (познавательный)
  3. Событийный (информационный)

В аналитическом репортаже вы исследуете какое-то явление и показываете новый для читателя мир. К примеру, вы окунаетесь в субкультуру готов. Вы начинаете с ними разговаривать, посещать их мероприятия. То есть исследуете этот мир и потом рассказываете об этом читателю.

Вот именно ваш вход в эту среду и сам рассказ являются поводом для репортажа.

Бывают еще и постановочные репортажи. Это когда вы пробуете себя в другой роли. Хороший пример, это передача Михаила Кожухова. Это необычная передача о путешествиях.

Автор пробует себя в разных ипостасях. Он может быть то в роли электрика, то поваром в египетском ресторане, то еще кем-то.

То есть он в различных странах и городах пробует себя в разных профессиях. При этом делает телевизионные репортажи о том, с какими сложностями сталкивается, какой этот мир данной профессии.

Также это может быть какая-то тематическая информация, которая будет интересна определенному кругу лиц.

Есть еще и событийный репортаж. О нем мы выше говорили. Это, когда что-то произошло. Вы выезжаете на место события и с него записываете репортаж.

Структура

Структура репортажа практически такая же, как и в других жанрах журналистики. Это:

  1. Заголовок
  2. Лид (введение)
  3. Основное ядро (детали, диалоги, действия, герои и повествование)
  4. Анализ или вывод (если это аналитический репортаж)
  5. Подпись автора (если не желаете оставаться анонимным)

В лиде можно не всегда указывать общественно известную информацию. Чтобы завлечь внимание читателя можно начать лид с интересной цитаты.

Признаки

Вот основные жанровые признаки репортажа:

  • Повествование от лица очевидца
  • Время течет от начала к концу события
  • Действие
  • Яркие детали
  • Фото с места событий
  • Признак зигзагообразности

Все ведется от лица участника событий. То есть вы делаете это от первого лица (я, мы). Именно это помогает передать деталь. Поэтому нужно быть очевидцем.

Конечно же, бывают и исключения. Например, репортажи, которые рассказывают нам о событиях прошлых лет. Но это уже более сложная работа.

Время течет от начала к концу события. То есть начало и конец репортажа совпадают с началом и концом мероприятия.

Это не значит, что вы должны описывать каждую минуту. К примеру, вы делаете репортаж с концерта и записываете абсолютно каждый номер. Выступал такой-то артист, за ним такой-то и так далее.

Нет, так делать нельзя!

Вы можете что-то опускать и помечать только главные события, детали и значимые моменты. Это не точный хронометраж. Но есть определенная последовательность действий.

В репортаже обязательно присутствует действие. То есть должно что-то произойти. Кто-то что-то должен делать. Если тут никто ничего не делает, то получится из разряда «просто красиво».

Подмечайте яркие детали. Что было особенного. Что создавало атмосферу мероприятия.

К примеру, на концерте это может быть особенный запах кулис. Это также может быть какая-то вводная музыка, которая играла перед началом концерта.

Есть еще признак зигзагообразности.

То есть, когда вы читаете репортаж, то сначала идет повествование. Потом нам рассказывают яркую сцену. Описывают какую-то интересную деталь или вставляют важные цитаты. Затем идет повествование и далее опять повторяются интересные моменты.

То есть автор такой зигзагообразностью рассказывает нам о событии и дает понять, что происходит. А потом интересными деталями переносит нас прямо на место действия. Таким образом, журналист создает эффект присутствия.

Как написать репортаж

Вот вам хорошие советы о том, как писать репортаж. Сразу скажу, что в тексте старайтесь создавать эффект присутствия. Это нужно чтобы читатель через вас все видел своими глазами.

Поэтому в материале должны быть:

  • Герои и диалоги
  • Интересные детали
  • Действия

Герои и диалоги

Героями может быть публика или какой-то артист. Это может быть художник, который был на своей выставке. Еще может быть зритель, с которым вы общались. В общем, несколько персонажей должно быть.

Хорошо, если будут диалоги.

Можно случайно подслушать диалог между зрителями. Возможно, вы сами с кем-то переговорили и потом вставили небольшое интервью в текст. Все это очень хорошо оживляет репортаж!

И не обязательно, чтобы цитата была записана от какого-то важного человека (директора или организатора). Ведь читателям бывает интересно и мнение простых людей. Так ваш материал становится еще интереснее.

Детали

В репортаже с места событий должны присутствовать подробности. Например, какая музыка играла на празднике, как люди себя вели, что продавали и так далее.

Это не значит, что вы описываете абсолютно все (что вижу, то и пишу). Вы показываете детали, которые показались вам любопытными. К примеру, раскрываете те подробности, которые как вам кажется, передают атмосферу данного события.

Но не усердствуйте с деталями!

Когда нагнетается обстановка и много деталей, то у читателя «замыливается глаз». Он просто перестает их воспринимать. Поэтому лучше одна какая-то яркая деталь, которая передает атмосферу, чем большой избыток разных мелких подробностей.

Действие

Обязательно должна быть динамика в репортаже. Все время должно что-то происходить. Время не должно останавливаться. У вас постоянно идет какое-то действие.

Например, какой-то интересный и важный поступок. Благодаря ему вы сможете наполнить свой материал. Запомните, что при описании события всегда проходит какая-то цепочка действий.

А нужно ли присутствовать на месте события чтобы написать репортаж?

Достаточно интересно и ярко такое сделать, это задача профессионала. Но они как правило, такого никогда не делают. Хотя технически способны.

А начинающие авторы с удовольствием берутся за это дело. Однако из-за отсутствия опыта и мастерства у них ничего не получается. Поэтому старайтесь избегать такой ситуации. Особенно если вы новичок. Лучше писать о том, что вы видели и где присутствовали

Хорошо если ваше видение данной ситуации включено в яркую форму. Вы можете писать едко, иронично, с юмором или восторженно о данном событии. Все зависит от вашего отношения к данному явлению.

Важно чтобы это отношение вообще, было. То есть чтобы вам не было все-равно, и вы не делали это механически.

Примеры репортажа

Для большей наглядности давайте разберем некоторые примеры репортажа. Будут как удачные, так и плохие варианты.

Как не надо писать

Давайте рассмотрим пример того текста, как не нужно писать репортаж.

Фактически, это похоже на сочинение школьника младших классов. В журналистике такие репортажи часто относят к категории «красивый».

Здесь такой восторженный репортер. Ему все нравится. И там красиво, и тут здорово. То есть идут одни сплошные эмоции.

Вы вряд ли увидели эти соревнования глазами журналиста. Вроде бы детали есть (могут запомниться бублики). Но нет обоснованного вывода о том, что Сочи готов к Олимпиаде.

Мы толком не поняли, чем отличались выступления шведов, японцев и наших. Не поняли почему Сочи готов к Олимпиаде или что представляют из себя «Русские горки».

А не поняли потому что автор только восхищается. Он не смог передать детали. Что там происходило и почему. Репортер не смог это достаточно подробно все описать. Все идет какими-то общими предложениями.

На самом деле, это не редкая ошибка многих авторов!

Подобные элементы присутствуют во многих репортажах. Поэтому следите чтобы у вас такого не было. Не допускайте чтобы весь ваш материал сводился к красиво, здорово или классно.

Еще плохой пример

Давайте рассмотрим еще один неудачный пример начала репортажа.

Здесь есть детали и достаточно неплохо описанные. Вроде бы все нормально. Но нет действия и динамики. Ничего не случилось.

Поэтому фактически, это очерк, начало рассказа или эссе. Однако это не репортаж. Тут нет яркого события.

Хороший пример репортажа

Давайте разберем хороший пример репортажа. Также постараемся найти важные элементы (герои, детали, диалоги и действия). Вот ссылка на

Есть достаточно интригующий заголовок. Затем идет введение (лид), который передает само событие. Прочитав можно понять, что сама суть уже передана в первом абзаце.

Дальше идет основной текст. Первый абзац этой составной части уже дает нам событие. Также нас познакомили с первым героем.

Во втором абзаце нам показали элемент диалога прямой речи. Дальше идет продолжение знакомства с героем.

Это у нас пример репортажа исследования. Человек специально поехал в это место чтобы исследовать данный феномен. Он нам об этом рассказывает, как с помощью истории одного конкретного человека.

Чуть ниже идет рассказ и о самом поселке.

До этого была предыстория (почему люди тут ищут золото). Дальше пойдет история данного человека и самого журналиста, который путешествует по поселку. Журналист будет описывать беседу с жителями, что происходило днем и вечером.

То есть все путешествие будет сделано в жанре репортажа.

В данном примере будут и персонажи, и диалоги, и действия. Действие не такое насыщенное. Однако есть динамика от начала путешествия и до его завершения.

Также есть событие (что случилось). А случилось то, что на Филиппинах постоянно смывает дома. Журналист поехал это исследовать.

И дальше по ходу репортажа тоже все время что-то случается с человеком. Он знакомится с людьми, заходит в разные дома и так далее. То есть наблюдается определенная динамика.

Теперь вы знаете, как создается репортаж новости или какого-нибудь события. Темы для написания могут быть весьма разнообразные. Главное, придерживаться тех правил, которые были упомянуты в статье. Также для практики не забываем анализировать различные примеры.

Источник

Оцените статью
Разные способы