По способу питания лишайники автогетеротрофы что это значит

По способу питания лишайники автогетеротрофы что это значит

  • Вы здесь:
  • Главная
  • Для школьников
  • Биология
  • Лишайники

Авторизация

Сайты партнеры:

Для быстрого поиска по странице используйте комбинацию клавиш Ctrl+F и в появившемся окне напечатайте слово запроса (или первые буквы)

Лишайники

Что представляет собой лишайник?
растение
колонию бактерий
плесневый гриб
симбиоз двух организмов

Из чего состоит тело лишайника?
слоевища
органов
одной клетки
видоизмененных побегов

Какую роль играет водоросль в составе лишайника?
автотрофа
гетеротрофа
хищника
жертвы

Прочитайте утверждения под А и Б и выберите верный ответ:
А. В состав лишайника входит шляпочный гриб.
Б. Лишайник по способу питания является автогетеротрофным организмом.
Верно только А
Верно только Б
Верны оба суждения
Неверны оба суждения

Основные типы слоевища лишайников:
накипные
травянистые
деревянистые
кустарничковые
листоватые
кустистые

Соотнести процессы жизнедеятельности лишайника и компоненты его слоевища:
Процессы жизнедеятельности лишайников
А. Осуществляют фотосинтез
Б. Поглощают готовые органические вещества
В. Образуют органические вещества на свету
Г. Всасывают воду и минеральные соли из почвы
Компонент слоевища
1. Клетки водоросли
2. Гифы гриба
Ответ:1212

Заполните пропуски, вставив слова из словарика, и полученную комбинацию запишите в ответ:
Лишайники представляют собой комплексный организм, включающий водоросль и … (1). Водоросли получают органические вещества в процессе, который называется … (2). Грибы снабжают весь организм водой и … (3). Такой тип взаимоотношений называется … (4).
Словарик:
1. Симбиоз.
2. Гриб.
3. Корневое питание.
4. Минеральные вещества.
Ответ:2341

Что образуется взаимовыгодным сожительством гриба и водоросли?
микоризу
лишайник
мицелий плесени
плодовое тело гриба

Какую роль играет гриб в составе лишайника?
автотрофа
гетеротрофа
хищника
жертвы

Что характерно клеткам водоросли в теле лишайника?
производят органические вещества
паразитируют на гифах гриба
поглощают готовые органические вещества
разрушают нити грибницы

Прочитайте утверждения под А и Б и выберите верный ответ:
А. Лишайник — это целостный живой организм, компоненты которого взаимосвязаны.
Б. Лишайники произрастают во всех биогеографических зонах.
Верно только А
Верно только Б
Верны оба суждения
Неверны оба суждения

Чем происходит размножение лишайников?
частями слоевища
спорами

семенами
побегами
половым путем
почкованием

Соотнесите процессы жизнедеятельности лишайника и способы его питания:
Процессы жизнедеятельности лишайников
А. Клетки водоросли образуют углеводы
Б. В хлоропластах протекает процесс фотосинтеза
В. Поглощают готовые молекулы органических веществ
Г. Клетки всасывают минеральные вещества всей поверхностью
Способ питания
1. Автотрофный
2. Гетеротрофный
Ответ:1122

Заполните пропуски, вставив слова из словарика, и полученную комбинацию запишите в ответ:
К группе шляпочных грибов относят шампиньон, подосиновик, … (1). Многолетняя грибница на поверхности почвы образует … (и состоит из … (3). Питание гриба происходит в результате … (4).
Словарик:
1. Плодовое тело.
2. Всасывания питательных веществ.
3. Ножки и шляпки.
4. Мухомор.
Ответ:4132

Способ размножения лишайника:
при помощи спор
вегетативно
половым путём
всё вышеперечисленное

Лишайники по способу питания являются:
к гетеротрофами
к автотрофами
к хемотрофами
к миксотрофами

Название тела лишайника?
побег
мицелий
таллом
микориз

Самой простой формой лишайника является:
накипная
кустистая
листоватая

Какая наука изучает лишайники?
ботаника
бриология
микология
лихенология

К чему не относятся лишайники?
растениям
грибам
водорослям
особым симбиотическим организмам

По какой причине принято называть лишайники «пионерами»?
обитают на стволах деревьев
способны заселять беспочвенные участки
состоят из гриба и водоросли

Для чего используют лишайники?
чистоты воздуха
чистоты воды
плодородия почв

Лишайник основа корма для:
для домашних животных
для человека
для перелётных птиц
для северных оленей

Чего нет у тела лишайника?
коркового слоя
сердцевина
ризоиды
ксилемы

Основной функцией сердцевины лишайника является:
укрепляет слоевище;
выполняет фотосинтез;
проводит воздух к клеткам водорослей.

Название тела лишайника:
грибница;
слоевище;
плодовое тело.

Какой тип имеют слоевища лишайника?
прямостоячий;
кустистый;
чешуйчатый.

Каким путем происходит размножение лишайников?
половым путем;
бесполым путем;
половым и бесполым путем.

Автотрофными компонентами лишайника являются:
бурые и зеленые водоросли;
только зеленые водоросли;
зеленые водоросли и цианобактерии.

Что получает водоросль от гриба в составе лишайника?
воду и минеральные соли;
воду и углеводы;
кислород, воду и минеральные соли.

Читайте также:  Соты спицами простой способ

Гетеротрофный компонент лишайника:

грибы и зеленые водоросли.

Чем крепятся листоватые лишайники к субстрату?

толстой короткой ножкой;

Чем крепятся накипные лишайники прикрепляются к субстрату?

при помощи специальных выростов слоевища;

при помощи ризоидов.

Группа организмов, которая могла бы распространиться первой на новообразованном вулканическом острове:

Главным отличительным признаком лишайника:

от наличия пигментов;

от цвета слоевища;

от окраски лишайниковых кислот;

от цвета водоросли;

от условий освещения.

Название слоевищ лишайников, которые внутри деревьев и камней:

Значение лишайников:

разрушают горные породы;

обеспечивает растения органическими веществами;

используется в парфюмерной промышленности;

составляют покров тундры;

Соотнесите названия лишайников с их типом слоевища:

названием лишайника и характерными признаками:

Ответ: А – 5, ; Б – 1, 2, 6.

Соотнесите названия лишайников с их типом слоевища:

  1. Уснея
  2. Пармелия
  3. Возможность отделения таллома от субстрата возможно крупными фрагментами.
  4. Возможность отделения таллома от субстрата возможно целиком.

А) Листовидные пластинки.

Б) Имеет вид разветвленного кустика.

Ответ: А – 2, 3; Б – 1, 4.

Какими организмами считаются лишайники?

Отметьте лишайники, которых не существует:

Симбиозом называют совместное проживание организмов:

взаимополезное

полезное для одного

вредное для одного

Где растут лишайники?

всюду, даже в Антарктиде

всюду, где чистый воздух

всюду, даже в пустыне

все ответы правильны.

Часть лишайника, имеющая хлорофилл:

и гриб и водоросль

Ягелем считается лишайник, который живет:

на стволах деревьев

Найдите лишайник:

Организмы, участвующие в образовании лишайников:

только моховидные, или мхи

только синезеленые водоросли

только зеленые водоросли

только синезеленые или зеленые водоросли

моховидные, синезеленые или зеленые водоросли

Кустистый лишайник:

ягель (« олений мох »)

Найдите лишайник:

цетрария («исландский мох»)

Листоватым лишайником является:

ягель («олений мох»)

Эти организмы выполняют функции поглощения воды и растворения в ней минеральных веществ, а также для прикрепления лишайников к земле, камням и коре деревьев:

зеленые водоросли или цианобактерии

красные и бурые водоросли

Не будет функцией грибов, которые образуют лишайники:

создают тень для водорослей

синтезируют органические вещества во время фотосинтеза

служат для прикрепления лишайников к земле, камням и коре деревьев

5)поглощают минеральные соли

Группа химических соединений, с помощью которых лишайники разрушают горные породы:

Тип слоевища лишайников с наиболее простым строением:

накипное (корковое)

Тип слоевища лишайников с наиболее сложным строением:

Накипной лишайник:

цетрария («исландский мох»)

ягель («олений мох»)

лецидея, леканора

Назовите листоватый лишайник.

Источник

Урок по биологии растений по теме «Лишайники. Особенности строения и жизнедеятельности»

Разделы: Биология

Цели урока:

  • продолжить развивать представления учащихся о многообразии живых организмов на Земле;
  • познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников;
  • раскрыть роль лишайников в природе и хозяйственной деятельности человека;
  • продолжить совершенствование навыков работы с природными объектами;
  • продолжить формирование умений обобщать, делать выводы.

Тип урока: комбинированный, практическая работа «Внешнее строение лишайников».

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.

Структура урока:

  1. Актуализация знаний.
  2. Изучение нового материала
    1. История изучения лишайников
    2. Внутреннее строение лишайников.
    3. Внешнее строение лишайников. Практическая работа «Внешнее строение лишайников».
    4. Размножение лишайников.
    5. Значение лишайников в природе и жизни человека.
  3. Закрепление. Подведение итогов.
  4. Домашнее задание.

Основные понятия темы: Лишайники, симбиоз, автотрофы, гетеротрофы, слоевище.

Оборудование: презентация; гербарий «Виды лишайников»; таблица «Лишайники»; образцы лишайников на камнях, веточках и спилах деревьев.

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность учеников
1. — С какими живыми организмами мы познакомились на прошлых уроках?

— А кто из вас вспомнит, как называются те и другие организмы?

— Верно. Один из ваших ответов ляжет в основу нашего сегодняшнего урока. Начинаем. Называют живые организмы (растения, грибы).

Растения — это автотрофы.

Грибы — симбиотрофы. Те, которые могут жить в симбиозе с растениями. Гетеротрофы — питаются готовыми органическими веществами. 2. — Вы когда-нибудь смешивали что-либо? Давайте пофантазируем и попробуем представить, что получиться, если соединить два организма из разных царств вместе? Возможно ли это? Если да, то, какое название будет иметь новые организмы? Каково будет их строение, образ жизни и главное — какое положение в системе органического мира они будут занимать? Сложная задача, но мы с вами так много уже знаем, что я уверена — мы с ней справимся. Слайд 1, Слайд 2.

На сегодняшнем уроке нас ждет необычное путешествие и встреча с интересным ученым. Итак, мы начинаем:

С помощью волшебных часов времени мы перенесемся с вами в 371-286 года до н.э. в гости к ученому Теофрасту. Слайд 3. Теофраста называли «отцом ботаники» и в его коллекции мы обнаружили два интересных биологических объекта — Уснею и Рочеллу. Слайд 4.

— Как вы думаете, к какой группе можно отнести эти организмы?

Вы отчасти правы, т.к. во времена Теофраста их действительно называли то мхами, то водорослями, а иногда именовали «хаосом природы» и «убогой нищетой растительности».

Карл Линней в 1735 год в своей работе «Система природы» описал 90 видов лишайников и включил их в состав наземных водорослей. Слайд 5.

Русский ученый А.Н. Бекетов в1860 году предложил назвать эти организмы лишайниками. Слайд 6.

В 1867 году немецкий ботаник Симон Швендер описал биологию лишайников как «двойных организмов» состоящих из гриба и водоросли. Слайд 7.

Тема нашего урока «Лишайники. Особенности строения и жизнедеятельности». Слайд 8. На доску вывешиваются рисунки учащихся, которые они выполнили заранее. Учащиеся называют свои «созданные» организмы.

Ученый историк (ученик в роли ученого).

Записывают число и тему «Лишайники. Особенности строения и жизнедеятельности». Работа с учебником. Зачитайте определение лишайников.

— Как вы думаете, к какой группе живых организмов можно отнести лишайники? К грибам, к растениям?

Сейчас лишайники выделены в отдельную группу и их изучением занимается наука лихенология. Слайд 9. Эти живые организмы известны были еще в IV — III в.в. до н.э.. Живут лишайники долго до 80-100 лет. В северных областях можно встретить лишайники, возраст которых около 600 лет. Слайд 10. Растут лишайники медленно, вырастая за год на 1,5 мм. В настоящее время известно около 25 тыс. видов лишайников, некоторые из них занесены в Красную книгу. Но до сих пор почти каждый год ученые обнаруживают и описывают новые неизвестные виды лишайников.

Я предлагаю вам ненадолго стать учеными лихенологами.

И вместе с нашим гостем, ученый лихенолог, детально познакомиться с этими интересными организмами, с их внутренним строением.

Тело лишайника называется слоевищем или талломом.

— Скажите, при изучении какой группы живых организмов мы встречали это название? В чем особенности слоевища?

— Обратите внимание на экран. Слайд 11.

Мы видим переплетение гиф гриба и клеток водоросли. Самый верхний слой (обратите внимание, образован плотно переплетенными нитями гриба) называется корой.

— Как вы думаете, какова его функция?

Верно. Защита от повреждений и высыхания. Следующий слой — водорослевый, где между гифами расположено много клеток водорослей.

— Как вы думаете, какую роль могут играть водоросли?

Лишайники являются автогетеротрофными Слайд 12. компонентами биогеоценозов они аккумулируют солнечную энергию, образуя определенную биомассу, и в то же время разлагают органические вещества до минеральных. В результате их жизнедеятельности подготавливается почва для поселения растений.

Молодцы! Совершенно верно. Центральная часть-это сердцевина, образованная рыхло переплетенными грибными гифами.

— Ребята, вспомните, какую функцию выполняет сердцевина у дерева?

Верно. Считают, что у лишайников она выполняет ту же функцию, а также проводит воздух к клеткам водорослей. И последний слой это нижняя кора. От нее у многих лишайников отходят органы прикрепления — ризоиды, образованные гифами гриба. Симбиоз гриба и водоросли называется лишайником.

Записывают название науки, изучающей лишайники, лихенология.

Записывают количество видов.

Ученый лихенолог (ученик в роли ученого)

У водорослей. Тело водорослей не имеет тканей, не разделено на органы.

Дают ответ. Защита.

Дают ответ. Участие в процессе фотосинтеза.

Дают ответ. Запасающую функцию. — Итак, обобщим. Что же такое лишайник?

Слоевище лишайников может быть крайне разнообразным по своей форме, размеру, цвету, строению.

— Следующим этапом нашего урока станет практическая работа. (Приложение 1).

— Какие же бывают слоевища у лишайников? Слайд 13.

Став единым организмом, лишайники выработали свои собственные способы размножения: Слайд 14.

мельчайшими клубочками, состоящими из нескольких клеток водоросли окруженных гифами гриба;

просто отламывающимися кусочками слоевища;

особые выросты, содержащие оба компонента, которые отслаиваются и разносятся ветром и водой;

гриб и водоросль, входящие в состав лишайника, сохраняют свои способы размножения — спорами и вегетативно.

Значение лишайников в природе и в жизни человека огромно, это:

являются первопоселенцами безжизненных пространств (лишайники первыми поселяются в самых бесплодных местах); Слайд 15.

принимают участие в первичном почвообразовании (отмирая, они образуют перегной, на котором могут жить другие растения);

разрушители горных пород (выделяя особые кислоты, лишайники медленно разрушают горные породы); Слайд 16.

пища для диких копытных и человека (лишайник Аспицилия съедобная в виде шаровидных комочков переносится ветром на большие расстояния, а оседая в новых местах, образует наносы. С этим лишайником связана библейская легенда. В ней говорится о том, что по бесплодной пустыне шли люди истощенные голодом и трудным переходом встретили на земле массу мелких сухих крупинок подгоняемых ветром. Ветер поднимал их к верху, и казалось, что они падают с неба: «Манна! Манна! С неба падает Манна!». Изможденные люди стали есть эти крупинки и, насытившись, обрели силы, позволившие им закончить трудный путь. Предполагают, что крупинки и есть этот съедобный лишайник. Серые комочки этого растения ветер перекатывает по пустыням Африки и Малой Азии. Встречается он и в Кыргызстане и Туркмении);

корм для одомашненных животных (корм для северных оленей, ягель — олений мох); Слайд 17.

сырье для химической промышленности

(скалистые берега южной части Атлантического океана и стран Средиземноморья обжиты лишайниками рогеллами. Из него получают лакмус — специальный реактив, который используется в химических лабораториях для определения реакции раствора);

получение различных природных красителей

использование в медицине (в Исландии лишайник «исландский мох» растет на сухих местах, которые занимает обычно вереск, или в хвойных лесах. Его заготавливают в большом количестве как сырье для получения превосходной медицинской глюкозы);

использование в парфюмерной промышленности (стволы дубов часто обживаются лишайником, который известен под названием «дубовый мох», парфюмеры считают его незаменимым в производстве пудр, приготовлении различных косметических экстрактов и настоев);

использование в пищевой промышленности (в Египте и Турции «дубовый мох» с давних пор употребляется еще для ароматизации хлеба. Некоторые виды лишайников накапливают довольно много крахмала и небольшое количество сахара. Поэтому при переработке из них получают патоку и спирт);

индикатор загрязнения воздуха (лишайники очень требовательны к чистоте воздуха, не выносят дыма, копоти и особенно сернистых газов промышленных районов (индикаторы), особенно к соединениям серы и свинца).

— Для закрепления изученной сегодня темы попробуйте выполнить следующие задание: Слайд 18.

— Что такое симбиоз?

— Где встречаются лишайники?

— Какое значение имеют лишайники для биогеоценозов?

— Почему лишайники считают индикаторами состояния окружающей среды?

— Какова роль лишайников в образовании почвы?

— Составьте цепь питания, в которой участвует лишайник.

Удивительные организмы — эти лишайники. Слайд 19, Слайд 20.

Выступит ли из волн океана утес, оторвется ли

Обломок от скалы, обнаружив свежий, невыветренный

Излом, выламывается ли валун, века пролежавший под Землей, везде на голой бесплодной поверхности

Первым появляется лишайник, разлагая горную породу

Превращая её в плодоносную почву. Он забирается

Далее всех растений на север, выше всех в горы

Ему нипочем зимняя стужа, летний зной;

Медленно, но упорно завоёвывает он каждую пядь земли

И только по его следам, по проторенному пути появляются более сложные формы жизни.

Так писал о лишайниках К.А. Тимирязев в своей книге «Жизнь растений» Дают ответы. Лишайники — это симбиотические организмы, состоящие из гриба и водоросли. Водоросли создают в процессе фотосинтеза органические вещества. Грибы обеспечивают водой и минеральными веществами, а также, выполняют роль каркаса.

Выполнение практической работы.

Слоевища лишайников

  • накипные
  • листоватые
  • кустистые

Источник

Читайте также:  При подрядном способе выполненные строительно монтажные работы
Оцените статью
Разные способы