По способу передвижения экскурсии бывают

Классификация экскурсий

Уровень и целевая аудитория: Средний, 10-14 лет

Материал подготовил: Татьяна Долбилина

Краткое описание статьи: Какие бывают экскурсии и способы их классификации

Классификация экскурсий

Классификация экскурсий в теории и практике экскурсоведения необходима для выделения отдельных видов экскурсий с разработкой специфического теоретического подхода для их подготовки и реализации.

Классификация – распределение предметов, явлений, понятий по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков.

Наиболее распространенной является классификация экскурсий, в основе которой лежит их деление на пять групп:

  1. по содержанию;
  2. по составу участников;
  3. по месту проведения экскурсии;
  4. по способу передвижения группы;
  5. специализированные экскурсии.

Каждая из выше названных групп имеет свои характерные признаки.

Группа экскурсий, различающихся по содержанию

К данной группе относятся обзорные (многоплановые) и тематические. Обзорные экскурсии – многотемные, в такой экскурсии обычно используется исторический и современный материал, для показа привлекаются разнообразные объекты (памятники истории и культуры, здания, природные объекты, промышленные предприятия и т.п.). Хронологические рамки обзорной экскурсии – историческое время существования объекта. Тематические экскурсии – посвящены раскрытию одной темы. Это может быть значительное событие или продолжительный период времени, группа памятников архитектуры, промышленность города, часть биосферы. В этой связи именно четкость в определении темы, правильно намеченные хронологические рамки и в соответствии с этим проведенный отбор материала, играют важную роль в его усвоении экскурсантами. В 80-е гг. XX в. из 24 тыс. тем, разработанных в экскурсионных учреждениях, большинство составляли именно тематические экскурсии.

Тематические экскурсии в свою очередь подразделяются на шесть групп:

  1. исторические;
  2. военно-исторические;
  3. производственные;
  4. природоведческие;
  5. искусствоведческие;
  6. архитектурно-градостроительные.

Каждая из тематических групп в свою очередь подразделяется на определенные подгруппы.

Исторические экскурсии делятся на подгруппы по основным периодам отечественной истории, по содержанию исторические экскурсии так же подразделяются на ряд подгрупп: историко-краеведческие, археологические и этнографические.

Военно-исторические экскурсии – подразделяются на следующие подгруппы: экскурсии по памятным местам, с показом военно-инженерных сооружений; экскурсии в военно-исторические, мемориальные и краеведческие музеи.

Производственные экскурсии – делятся на производственно-исторические, производственно-экономические и производственно-технические. Производственно-исторические раскрывают историю предприятия, завода, фабрики, транспортного узла, или определенный период развития предприятия.

Производственно-экономические экскурсии – посвящены функционированию, специфике работы предприятия.

Производственно-технические экскурсии – основаны на показе технологического процесса, работы отдельных цехов и участков предприятия.

Природоведческие экскурсии – посвящены анализу характерных особенностей биосферы города, района, области. В зависимости от основного В зависимости от основного объекта экскурсии природоведческие экскурсии могут быть: биологическими, геологическими, зоологическими, экологическими.

Искусствоведческие экскурсии – включают такие группы экскурсий как: театральные, историко-музыкальные, экскурсии в картинные галереи, музеи, в мастерские художников и скульпторов, экскурсии, посвященные народным художественным промыслам, экскурсии по местам жизни и деятельности известных артистов и художников.

Литературные экскурсии – включают такие группы экскурсий как: литературно-биографические, монографические, историко-литературные, литературно-художественные, экскурсии по местам, которые описаны в произведениях того или иного писателя.

Архитектурно-градостроительные – экскурсии включают такие группы экскурсий как: экскурсии, связанные с показом памятников архитектуры определенного периода; знакомящие с творчеством одного архитектора, знакомящие с планировкой и застройкой города в целом.

Тематические экскурсии того или иного вида редко существуют изолированно друг от друга. Так исторический материал используется в экскурсиях на архитектурно-градостроительные темы, элементы природоведческих экскурсий находят свое место в экскурсиях почти каждой группы тематических экскурсий.

Группа экскурсий, различающихся по составу участников

К данной группе относятся экскурсии для взрослой аудитории, для детей, для местного населения, для приезжих туристов, для городского, для сельского населения, для организованных групп, для одиночных, посетителей.

Группа экскурсий, различающихся по месту проведения

К этой группе относятся городские, загородные, производственные и музейные экскурсии.

Городская экскурсия – предполагает показ города или одной из его частей, одного из административных районов, одной из площадей или улиц. Городские экскурсии так же бывают обзорными и тематическими. Существуют также комплексные городские экскурсии, когда осмотр города сочетается с посещением и осмотром части экспозиции музея, для раскрытия одной из подтем экскурсии.

Читайте также:  Охрана учреждения объекта может осуществляться следующими способами уис

Загородная экскурсия – организуется за пределы города, расстояние до конечного пункта следования обычно не превышает 100 км. Загородная экскурсия имеет несколько видов: 1) когда экскурсия проводится в конечном пункте; 2) когда экскурсия проводится в пути следования; 3) рассказ и показ сочетает путевую информацию с экскурсией в конечном пункте. Загородные экскурсии делятся на обзорные и тематические. Обзорная экскурсия объединяет ряд подтем: история края, экономика, культура, наука, природа. В тех случаях, когда маршрут пролегает по территории нескольких административных районов, в экскурсии дается характеристика каждого из них.

Местом проведения производственных экскурсий являются: заводы, фабрики, комбинаты, стройки, вокзалы, морские и речные торговые порты, аэропорты, метрополитены; научно-исследовательские и проектные институты, лаборатории, научные центры. Объектами показа в производственных экскурсиях могут быть как предприятие в целом, так и отдельный его цех, отделение, ферма.

Музейная экскурсия проводится по экспозиции того или иного музея. Российские музеи делятся на исторические (общеисторические, историко-революционные, военно-исторические, археологические, этнографические); искусствоведческие (изобразительного искусства, театральные, музыкальные, прикладного искусства и др.); литературные; технические (политехнические, технические, отраслевые); естественнонаучные (зоологические, ботанические, геологические). Кроме того, существуют комплексные краеведческие музеи, сочетающие историческое и естественнонаучное направление, музеи-усадьбы, парковые ансамбли и т.д.

Особую группу составляют мемориальные музеи, раскрывающие важное историческое событие, жизнь и деятельность выдающихся государственных,

политических, общественных и военных деятелей. Подобные музеи создаются на территориях, где происходили конкретные исторические события, и на базе усадеб, домов, квартир.

Группа экскурсий, различающихся по способу передвижения группы

К данной группе относятся пешеходные и транспортные экскурсии.

Пешеходные экскурсии – позволяют создавать необходимый темп экскурсии, что обеспечивает благоприятные условия для показа и рассказа. Вместе с тем пешеходные экскурсии не всегда подходят для возрастных групп, не позволяют комплексно рассматривать ресурсы большого города, ограничивают перечень затрагиваемых объектов.

Транспортные (автобусные) экскурсии – состоят из нескольких тематических частей: анализа экскурсионных объектов на остановках с выходом группы из автобуса и путевой информацией, связанной с характеристикой памятников истории и культуры, мимо которых продвигается группа. Транспортная (автобусная) экскурсия позволяет комплексно осветить ресурсы, находящиеся на значительном расстоянии друг от друга, выбрать нужный для осмотра ракурс, подъехать к объекту, осмотреть его, не покидая транспортное средство.

В советское время существовала традиция использования для проведения экскурсий и других транспортных средств: троллейбусов, трамваев, речных теплоходов, железнодорожные поездов, самолетов. При наличии подобных экскурсии и сейчас, наиболее удобным и распространенным транспортным средством продолжает оставаться автобус.

Группа специализированных экскурсии

К этой группе относятся специализированные экскурсии, проводимые организаторами экскурсионного обслуживания для своих сотрудников и приглашенных специалистов. К таким экскурсиям относятся: учебные и пробные.

Учебная экскурсия – проводится для слушателей курсов по подготовке экскурсоводов, на специальных семинарах, являясь одной из форм организации занятий для экскурсоводов. Целью данной экскурсии является овладение необходимыми методическими приемами и техникой проведения экскурсии. Слушатели данной учебной экскурсии участвуют не только в проведении, но и во всех этапах подготовки материала для экскурсии.

Пробная экскурсия – форма проверки знаний у слушателей экскурсионных курсов. Итогом пробной экскурсии является оценка возможности конкретного специалиста к проведению экскурсий. Участниками подобной экскурсии могут быть коллеги-экскурсоводы, методисты экскурсионной фирмы, специалисты данной отрасли знаний. Во время пробной экскурсии проверяются знание экскурсоводом материала, степень владения методическими приемами, техникой ведения экскурсии, умение установить контакты с группой.

Источник

Классификация экскурсий по содержанию, составу участников, по месту проведения, по способу передвижения, по форме проведения

Классификация — это распределение предметов, явлений, понятий по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков. Классификация экскурсий заключается в разделении их на группы и виды и выделении основных черт, определяющих характер их подго­товки и проведения.

Читайте также:  Разные способы малого метания мяча

По классифи­кации Б. В. Емельянова, экскурсии делятся на следующие группы:

1) по содержанию;

2) по составу участников;

3) по месту проведения;

4) по способу передвижения;

5) по продолжительности;

6) по форме проведения.

1) По содержаниюэкскурсии делятся на обзорные (многоплановые, политематические) и тематические.

Обзорные экскурсии характеризуются многотемностью и позво­ляют за короткое время получить общее и цельное представление об объекте. Городская экскурсия строится на показе различных объектов города: памятников истории и культуры, зданий и сооружений, мест знаменательных событий, природных объектов, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и т. п. Рассказ о городе ведется от времени его возникновения до настоящего момента.

Практически все городские обзорные экскурсии схожи между собой по структуре. Каждая из них содержит несколько подтем: исто­рия города, характеристика культуры, науки, образования, промыш­ленности. Выбор основных и обязательных подтем — сложная задача для экскурсовода. Отличия городских обзорных экскурсий обуслов­лены особенностями культурно-исторического развития города. Су­ществует условное деление городов на типы, определяющие специ­фику их экскурсионного показа: столицы, города-герои, промышлен­ные и научные центры, города-новостройки, города-курорты, города-порты, города-заповедники истории и архитектуры, города и населен­ные пункты, связанные с жизнью и деятельностью великих и извест­ных людей. Таким образом, при подготовке городской обзорной экс­курсии предпочтение отдается тем подтемам, которые определяют «лицо» города, а одна из подтем в силу своей значимости обязательно становится ведущей.

Еще одна особенность обзорных экскурсий заключается в том, что любая ее подтема при необходимости может стать темой для са­мостоятельной экскурсии.

Тематические экскурсиипосвящены раскрытию какой-либо од­ной темы в области истории, культуры, природопользования того или иного содержательного аспекта в тематической экскурсии, ее тради­ционно относят к одному из типов: исторические, архитектурно-градостроительные, искусствоведческие, литературные, природовед­ческие и производственные (технологические). Первые четыре типа можно объединить в класс культурно-исторических экскурсий.

Исторические экс­курсии подразделяются на историко-краеведческие; археологические (с показом вещественных исторических источников-раскопок); этно­графические, рассказывающие о нравах и обычаях разных народов; военно-исторические, которые проводятся по местам боевой славы; историко-биографические (по местам, связанным с жизнью и дея­тельности известных людей); экскурсии в исторические музеи.

Архитектурно-градостроительные экскурсии делятся на экскур­сии с показом архитектурного облика данного города; экскурсии с показом памятников архитектуры определенного исторического пе­риода; экскурсии, дающие представление о творчестве какого-либо архитектора; экскурсии с демонстрацией образцов современной архи­тектуры; экскурсии, знакомящие с планировкой и застройкой городов по генеральным планам; экскурсии по новостройкам.

Искусствоведческие экскурсии имеют следующие подтемы: историко-театральные, историко-музыкальные, по местам бытования народных художественных промыслов, по местам жизни деятелей ис­кусства, экскурсии в картинные галереи, выставочные залы, искусст­воведческие музеи, в мастерские художников и скульпторов.

Литературные экскурсии подразделяются на литературно-биографические (по местам, хранящим память о жизни и творчестве писателя, поэта, драматурга); историко-литературные, посвященные определенным периодам развития русской литературы); литературно-художественные (по местам, которые были местом действия в произ­ведениях того или иного писателя).

Природоведческие экскурсии делятся на ботанические, зоологи­ческие, гидрологические, геологические, экскурсии по уникальным памятникам природы.

Производственные экскурсии могут быть производственно-историческими, производственно-экономическими, производственно-техническими и профессионально-ориентационными для учащихся.

Следует отметить, что тематические экскурсии того или иного типа редко существуют изолированно, практика показывает, что гра­ницы между ними бывают размыты. Так, исторический материал ис­пользуется в архитектурно-градостроительных, искусствоведческих, литературных, производственных экскурсиях.

2) По составу участниковв первую очередь различают экскурсии для взрослых и детей, местных жителей и туристов (иногородних), городского населения и сельского, организованных, однородных групп (по заявкам учреждений) и одиночных, незнакомых друг с дру­гом экскурсантов. По другим основаниям можно построить иные классификации. Например, различают экскурсии для учащихся, про­фессионалов и широкой публики.

В качестве особого контингента, требующего специальных прие­мов и методов проведения экскурсии, можно указать группы религи­озных паломников, детей младшего возраста, инвалидов, престаре­лых, «трудных» подростков.

В зависимости от состава группы в содержание экскурсии, мето­дику ее проведения и продолжительность вносятся изменения. Такой подход к подготовке и проведению экскурсии в теории экскурсионно­го дела называют дифференцированным.

Читайте также:  Каким способом получают секрет предстательной железы

3) По месту проведенияэкскурсии бывают городские, загородные, музейные, комплексные, сочетающие элементы нескольких видов экскурсий.

4) По способу передвиженияразличают пешеходные и транспорт­ные экскурсии. Преимущество пешеходных экскурсий в том, что экскурсовод сам задает ритм, движение (скорость, продолжительность переходов и остановок), который обеспечивает благоприятные усло­вия для показа и рассказа. Однако количество пешеходных экскурсий ограничено небольшой протяженностью маршрута. Преимущество транспортных экскурсий заключается в том, что в них можно вклю­чать объекты, значительно удаленные друг от друга.

Среди транспортных экскурсий наиболее распространены авто­бусные, которые содержат действие двух планов: показ и анализ экс­курсионных объектов на остановках, с обязательным выходом из ав­тобуса, и рассказ в пути, чаще всего связанный с характеристикой па­мятных мест, мимо которых в данный момент проезжают экскурсан­ты. Сложность автобусных экскурсий обусловлена внешними факто­рами, которые должны учитываться при проведении экскурсии. К ним относятся правила дорожного движения, непредвиденные обстоятель­ства, возникающие на дорогах (заторы, аварии, ремонтные работы), скорость движения автобуса и соответствие ей рассказа и показа и т.п. В качестве транспортных средств на экскурсиях могут использо­ваться речные и морские теплоходы, вертолеты, а также трамваи и троллейбусы.

5) Продолжительность экскурсии составляет от одного академиче­ского часа (45 мин.) до четырех-пяти часов. Существует мнение, что продолжительность экскурсии может доходить до одних суток. А. В. Святославский такие длинные экскурсии называет турами и считает, что они дробятся на несколько более мелких экскурсий раз­ной продолжительности, а также включают время приема пищи, от­дых, покупку сувениров, санитарные остановки, путевую информа­цию.

Путевая информация передается экскурсантам в автобусе, сле­дующем к объектам, значительно удаленным от места сбора группы: в другой населенный пункт, в музей-усадьбу, заповедник, мемори­альный комплекс. Путевая информация предполагает как подготовку к посещению объектов в конечной точке маршрута, так и ознакомле­ние с достопримечательностями, встречающимися по пути, кроме этого, может даваться общая характеристика местности или региона. Путевая информация не предполагает непрерывного говорения, реко­мендуется устраивать 15 — 20-минутные перерывы для отдыха экс­курсантов и экскурсовода.

6) По форме проведения помимо традиционных экскурсий (обзорных и тематических) выделяют:

Экскурсии-прогулки, в основном на природоведческие темы, в лес, в парк, на озеро, по морю, по реке. Во время экскурсий – прогулок осмотр достопримечательностей сочетается с отдыхом.

В 60 — 80-е гг. XX века проводились экскурсии-массовки, участники которых одновременно передвигаются по маршруту на 10-20 автобусах, в каждом из которых работает экскурсовод. В такие экскурсии, кроме осмотра объектов, может входить проведение митингов у памятников, мест захоронений, встреч с героями и участниками исторических событий, выступление участников художественной самодеятельности, участие в фольклорных праздниках и театрализованных представлениях.

Экскурсия-концерт посвящается музыкальной теме с прослушиванием музыкальных произведений в салоне автобуса во время дальней экскурсии.

Рекламная экскурсия проводится с целью привлечения клиентов или деловых партнеров.

Экскурсия может рассматриваться как форма учебной деятельно­сти для различных групп экскурсантов. С этой точки зрения выделяются:

экскурсия-урок, представляющая собой форму сообщения знаний в соответствии с учебной программой того или иного учебного заведения;

экскурсия-демонстрация в наиболее наглядной форме знакомит группу с природными явлениями или производственными процесса;

пробная экскурсия проводится на завершающем этапе индивиду­альной работы по подготовке и проведению экскурсий и представля­ет собой форму проверки знаний и навыков у студентов или рабо­тающих экскурсоводов при разработке ими новой экскурсионной темы.

Цель показательной экскурсии — продемонстрировать образец то­го или иного методологического приема (показа, рассказа, логическо­го перехода от одной подтемы к другой) на конкретном объекте рас­крыть определенную подтему и т. д.

Деление экскурсий на четко определенные группы на практике носит условный характер, однако имеет большое значение для деятельности экскурсион­ных учреждении. Классификация экскурсий обеспечивает условия для эффективной подготовки экскурсии, облегчает специализацию, обеспечивает дифференциальный подход к обслуживанию различных групп экскурсантов.

Источник

Оцените статью
Разные способы