По способу отделки ткань бывает суровой с атласным рисунком или гладкокрашеный

Виды тканей по способу отделки

Классификация текстильных волокон

Все волокна, из которых можно получить ткань, делятся на

Натуральные и химические.

Натуральные волокнасоздаёт сама природа. Натуральные волокна – это волокна растительного, животного и минерального происхождения.

Натуральные волокна растительного происхождения.

Сырьем для хлопчатобумажных тканей являются волокна, расположенные в коробочке хлопчатника.

· Хлопчатник — однолетнее кустарниковое растение высотой около 1 метра. Плоды хлопчатника – коробочки, которые содержат многочисленные семена, покрытые длинными волокнами. Эти волокна называют хлопком. Волокна хлопка имеют различную длину – от 6 до 52мм. Природный цвет волокон – белый, кремовый, бежевый и др.

· Виды хлопчатобумажных тканей:

· Байка Батист Бумазея Бязь Вельвет Канва Сатин Ситец Тик Фланель

Лен – однолетнее травянистое растение, дающее волокно того же названия. Для получения волокон выращивают специальный вид льна – лён – долгунец. Длина волокон от 35 до 90 мм. Цвет волокон льна от светло-серого до темно-серого. Лён обладает характерным блеском, т.к. волокна имеют гладкую поверхность. Льняные ткани изготовляют из льняных волокон. Лен называется русским шелком. Это волокнистое растение с длинными, гибкими и прочными волокнами. Стебель льна имеет высоту до 1200 мм. В каждом из них 350 — 650 волокон. Льняную соломку вымачивают, сушат, мнут, треплют и получают льняное волокно, из которого делают ровницу.

Из крапивы, конопли, джута и кенафа получают технические ткани, шпагаты.

Волокно– это очень тонкие, гибкие, прочные нити, длина которых во много раз больше, чем их поперечный размер.

Текстильные волокна – это волокна, которые используют для изготовления пряжи, ниток, тканей и других текстильных материалов.

Получение ткани

Ткань получают из ниток. Сами волокна короткие,но из них получают длинные нити. Процессы, в результате которых из коротких, тонких волокон получают непрерывную нить, называются прядением, а нить — пряжей. Получение нитей — это прядение. На прядильных машинах с помощью веретен из ровницы вырабатывают пряжу, а на ткацких станках путем переплетения нитей основы и утка получают ткани.

Процесс производства хлопчатобумажных тканей можно представить следующим образом:

Получение ткани:

Пряжа – тонкая длинная нить, выработанная из тонких волокон путём их скручивания и предназначенная для производства тканей, швейных ниток..

Прядение – совокупность операций, в результате которых из волокнистой массы получается пряжа.

Нить основы (долевая нить) – нить, идущая вдоль ткани.

Нить утка (уточная нить) – нить, идущая поперёк ткани.

Кромка – неосыпающийся край ткани.

Ткацкое переплетение – переплетение нитей основы и нитей утка.

Печатание (набивка) – процесс нанесения на ткань цветного рисунка.

Ткань – материал, изготовленный на ткацком станке путём переплетения пряжи или нитей.

Процесс производства тканей из растительных волокон:

Первичная обработка волокна

Нитьоснова – гладкая, тонкая, равномерная по толщине, сильно скрученная, натянута как струна, плотная, жесткая, прочная. Растяжению не поддается. При резком растяжении издает звонкий звук. В ткани определяет длину, проходят вдоль кромок ткани.

Нитьуток – пушистая, толстая, неравномерная по толщине, слабо натянута, слабо скрученная, гибкая, мягкая, нить уток заполняет пространство между нитями основы. Нить уток поддается растяжению. При резком растяжении ткани издает глухой звук. В ткани нить уток определяет ширину. Нити утка менее прочные, более толстые, короткие проходят поперек ткани. Нить утка, пройдя между нитями основы на всю ширину ткани, поворачивает обратно, не обрываясь. Поэтому вдоль ткани получаются неосыпающиеся края — кромки. Расстояние от кромки до кромки называют шириной ткани.

По краям нити основы расположены чаще, поэтому получается более плотное переплетение – кромка – неосыпающийся край ткани.

Признаки определения направления нитей в ткани:

1) нить основы проходит в ткани вдоль кромки;

2) растяжимость ткани по основной нити меньше, чем по уточной;

3) при резком растяжении ткани более звонкий звук характеризует направление основной нити;

4) нити основы тонкие и гладкие, нити утка более толстые и пушистые.

Переплетением нитей в тканях называется порядок взаимного перекрытия нитей основы нитями утка. Если на лицевой стороне ткани преобладают уточные перекрытия, то такое переплетение называется уточным, а если преобладают основные перекрытия, то такое переплетение называется основным.

Читайте также:  Способы нанесения молотковой эмали

Раппорт

Раппортом (повторяющийся рисунок переплетения) —переплетения называется одна законченная часть рисунка переплетения, при повторении которой получается непрерывность рисунка в направлении основы и утка.

Переплетения тканей

Переплетения нитей могут быть разнообразные. Самое простое — полотняное. Это наиболее распространенный вид переплетения, когда нить утка проходит поочередно то над нитью основы, то под ней. Полотняное переплетение наиболее простое и распространенное. Его перекрытия расположены в шахматном порядке. Частые переплетения (через одну нить) обеспечивают относительную жесткость ткани, хорошую прочность, устойчивость к относительному сдвигу нитей, невысокую растяжимость.

От рисунков переплетения зависят свойства тканей (сыпучесть, растяжимость, упругость, блеск, рельефность и рисунок лицевой поверхности ткани, а также ее механические, гигиенические и технические свойства). Рисунок переплетения учитывают при моделировании, конструировании, раскрое ткани и пошиве изделий. Существует 4 класса переплетений: Простые (гладкие); Мелкоузорчатые; Сложные; Крупноузорчатые.

Ткани имеют две стороны: лицевую и изнаночную. Их определяют по рисунку, блеску, ворсу, чистоте отделки

Отделка ткани

Отделка ткани состоит из ряда разнообразных процессов, в результате которых из суровой неотделанной ткани, снятой с ткацкого станка, получается готовая ткань.

Цель отделки — улучшение свойств ткани, придание ей товарного вида.

1. Опаливание (удаление с поверхности суровой ткани выступающих кончиков волокон).

2. Расшлихтовка (замачивание ткани с целью уда

ления из нее шлихты — пропитки, нанесенной

на нити основы в процессе ткачества).

3. Отваривание (полная очистка от примесей).

4. Мерсеризация (название от имени анг. изобретателя Дж. Мерсера — >. Мегзег) — обработка и

промывание для получения блеска, гигроскопичности, прочности.

5. Беление (обесцвечивание ткани).

6. Ворсование (от ср.-перс, варе — волос) — создание на поверхности ткани ворса с целью мягкости, теплозащитности.

Крашение и печатание

Во время крашения ткань поглощает из раствора красящее вещество (естественные красители — растительного происхождения; синтетические — из камней).

Печатание — это процесс нанесения цветного рисунка красителями:

• прямое печатание — на белую или гладкокраше

ную ткань набивают рисунок;

• вытравной способ — на гладкокрашеную ткань

наносится вытравка (вещество, разрушающее

краситель) и остается белый рисунок.

1. Аппретирование (от фр. арргёЧе — окончательноотделывать) — нанесение на ткань аппрета дляпридания ей плотности (крахмал), гигроскопичности (глицерин, соль), белизны (отбеливатели), блеска (масло, жиры, воск).

2. Ширение(придание ткани стандартной ширины).

3. Каландрование (от фр. са!апс!ге — каландр — устройство для повышения плотности и гладкости

материалов, тканей) — разглаживание ткани.

Специальная обработка тканей. Некоторые ткани пропитывают специальными растворами для придания ей, например, непромокаемости, огнеупорности и т. д.

Виды тканей по способу отделки

1. Ткань суровая — ткань, снятая с ткацкого станка.

2. Ткань отбеленная — суровая ткань, отбеленная спомощью специальных отбеливателей.

3. Ткань гладкокрашеная — ткань, окрашенная в один цвет.

4. Ткань набивная — ткань, на которой набивают (печатают) рисунок.

5. Ткань пестротканая (в полоску или клетку) — ткань, сотканная из пряжи, окрашенной в разные цвета.

6. Ткань меланжевая (в крапинку) (от фр. те!ап§е —смесь) — ткань, сотканная из пряжи, полученной из смеси окрашенных в разные цвета волокон.

Ткань по назначению бывает:

Источник

Виды ткацких переплетений и отделки тканей

Ткань получают в результате взаимного переплетения нитей основы и утка. Ткацкие переплетения подразделяют на четыре класса: простые, сложные, мелкоузорчатые и крупноузорчатые (жаккардовые).

Простые переплетения (рис. 4.1) включают в себя:

полотняное – имеет одинаковый рисунок на лицевой и изнаночной стороне, отличается повышенной плотностью, жесткостью и прочностью;

саржевое – на лицевой поверхности видны рельефные рубчики, направленные снизу слева вверх направо под определенным углом. Ткани саржевого переплетения являются менее прочными, но более мягкими, чем ткани полотняного переплетения;

атласное – на лицевой поверхности преобладают нити основы, а в сатиновом – нити утка. Ткани имеют гладкую блестящую поверхность и высокую стойкость к истиранию.

Читайте также:  Способ расчета среднего процента

Сложные переплетения получают из различных сочетаний трех и более систем нитей основы и утка. Наиболее распространенными являются:

полутораслойные , изготавливаемые из трех систем нитей, и двухслойные – из четырех или пяти систем нитей. Ткани отличаются повышенной толщиной, плотностью, а следовательно, и теплозащитностью. Могут быть одно- и двухлицевыми. Применяют для получения драпов и других тканей для пошива зимней и демисезонной одежды;

ворсовые , получаемые путем переплетения трех систем нитей: две из них создают основу ткани, а одна – ворсовую поверхность. Различают ткани с разрезным и петельным ворсом. Бархат, плюш, искусственный мех и вельвет – это ткани с разрезным ворсом, отличающиеся высокими показателями износоустойчивости и эстетических свойств. С петельным ворсом получают махровые ткани и изделия из них: полотенца, халаты, простыни и т. п., хорошо впитывающие влагу;

ажурные переплетения отличаются наличием рисунка, получаемого из большого количества сквозных пор, и применяются для изготовления легкой одежды.

Мелкоузорчатые переплетения отличаются наличием мелкого рельефного рисунка на лицевой поверхности ткани (рис. 4.2).

К ним относятся:

  • производные от простых переплетений:

репс и рогожка – являются производными от полотняного переплетения. В репсе переплетаются две нити основы и одна нить утка, или наоборот. Рогожка получается в результате переплетения одинакового количества (две и более) нитей основы и утка;

сложная, ломаная и обратная саржа, диагоналевое переплетение – производные от саржи. Получают путем изменения длины и сдвига перекрытий, угла наклона рельефных полос;

  • комбинированные переплетения, получаемые сочетанием простых переплетений:

креповые – позволяют создавать зернистую, шероховатую поверхность ткани;

вафельные – имеют на поверхности рельефные квадраты и другие фигуры, способствующие повышению мягкости, рыхлости и водопоглощения ткани. Применяют для выработки столового белья (полотенца, салфетки и т. п.);

просвечивающиеся отличаются наличием просветов различных размеров, что повышает их проницаемость и позволяет использовать для получения летних тканей.

Крупноузорчатые (жаккардовые) переплетения позволяют создавать на лицевой поверхности крупные ткацкие рисунки геометрического, растительного или животного характера за счет использования разноцветных нитей или сочетания различных переплетений (рис. 4.3). Вырабатывают платьевые, костюмные, пальтовые, мебельно-декоративные ткани, платки, одеяла и покрывала.

Отделка тканей является заключительным этапом производства тканей и позволяет улучшить внешний вид тканей, придать им дополнительные свойства и, таким образом, повысить их конкурентоспособность. Различают предварительную, колористическую, заключительную и специальную отделку тканей. Процедура отделочных операций определяется сырьевым составом, видом переплетения и назначением тканей.

Процедура отделки хлопковых тканей включает следующие этапы:

опаливание – удаление с поверхности суровой ткани выступающих кончиков волокон, за исключением тканей с начесом (байка, фланель, бумазея), ворсом и марли;

расшлихтовка – удаление шлихты, нанесенной на нити основы перед ткачеством для ее упрочнения, а также пектиновых и азотистых веществ;

отваривание в щелочном раствор е с целью удаления примесей, придания мягкости, пластичности и повышения смачиваемости тканей;

отбеливание производится для разрушения природной окраски волокон двумя способами: химическим с помощью гипохлорида натрия, перекиси водорода и других веществ; оптическим – путем нанесение флуоресцирующего красителя;

мерсеризация – обработка ткани раствором щелочи при пониженной температуре в натянутом состоянии для придания мягкости, шелковистости, увеличения прочности и гигроскопичности. Местное нанесение раствора щелочи на ткань в ненатянутом состоянии позволяет получать эффект жатости и гофре;

ворсование – образование начесного покрова на поверхности ткани для повышения ее теплозащитности и мягкости;

крашение волокон, нитей и готовых тканей. Использование пряжи, получаемой из разноокрашенных волокон, позволяет вырабатывать меланжевые ткани. Пестротканая отделка предполагает использование для получения тканей заранее окрашенных нитей. При гладкокрашеной отделке ткани окрашиваются в единый по всей поверхности цвет;

печатание (набивка) тканей – это нанесение на ткань одно- или многоцветного рисунка. Производится ручным или машинным способом. Ручная набивка применяется для получения на штучных текстильных изделиях (скатертях, головных платках, шарфах и т. п.) высокохудожественных рисунков. Машинное печатание имеет следующие разновидности:

прямая печать – рисунок наносят с лицевой стороны на предварительно отбеленную или окрашенную в светлые тона ткань;

печать под акварель производится на увлажненных тканях с одной или с двух сторон;

Читайте также:  Способы заработать выполняя задания

вытравная печать – на гладкокрашеную ткань наносят в соответствии с рисунком вытравляющий состав, разрушающий окраску до белого цвета в местах нанесения. Затем по вытравленным местам могут производить печатание цветного рисунка;

резервная печать заключается в том, что на неокрашенную ткань наносят резерв (защитный состав) в соответствии с рисунком и затем ткань окрашивают. После удаления резервирующего состава видны белые участки ткани, по которым может производиться печатание цветного рисунка;

аэрографная печать – на ткань при помощи трафарета и аэрографа путем распыления с различного расстояния наносят краситель, что позволяет получать тоновые высокохудожественные красочные рисунки;

сублистатик (термопечать) заключается в переносе узора с бумажной подложки на ткань путем кратковременного термоконтакта;

спиртовка – отбеливание неокрашенных участков ткани;

ширение – выравнивание ширины ткани до заданной нормы, устранение перекосов утка;

аппретирование – нанесение на ткань аппретов (химических растворов), придающих тканям жесткость, наполненность, блеск, несминаемость, гладкость, стойкость к загрязнениям, истиранию, свету и воде;

каландрирование – пропускание ткани между нагретыми каландрами (валами) для разглаживания, уплотнения и придания внешнего эффекта тиснения, шелковистости, матовости и т. д. Ткани с рельефной, ворсовой и креповой поверхностью каландрированию и аппретированию не подвергаются;

подворсовывание – поднятие на ворсовальных машинах ворса, прижатого во время отделочных операций.

Процедура отделки льняных тканей состоит из следующих этапов:

  1. предварительная отделка: опаливание; расшлихтовка; отваривание; кисловка слабым раствором серной кислоты для удаления примесей и частичного отбеливания;
  2. колористическая отделка производится аналогично хлопковым тканям;
  3. заключительная отделка: аппретирование, сушка, увлажнение и ширение.

Процедура отделки шерстяные тканей включает следующие этапы:

опаливание – подвергаются только камвольные ткани для выявления ткацкого рисунка;

заварка – производится кипящей водой для улучшения механических свойств и придания тканям равномерности;

промывка – моющими веществами для удаления загрязняющих примесей;

валка – с целью образования войлокообразного застила, повышения плотности и теплозащитности суконных тканей;

ворсование – в результате чего на поверхности суконных тканей формируется начесный ворс, а ткани становятся более мягкими, пушистыми и теплозащитными;

ратинирование – ворс на лицевой поверхности ткани укладывается в виде различных фигур;

беление – используется очень редко, так как при этом снижается прочность тканей;

мокрая декатировка – обработка горячей водой и паром для выравнивания напряжений и предотвращения образования заломов в гребенных и тонкосуконных тканях;

  • колористическая отделка производится аналогично хлопковым тканям;
  • заключительная отделка:
  1. сушка;
  2. ширение;
  3. стрижка кончиков волокон с лицевой поверхности ткани;
  4. прессование для уплотнения, придания упругости, гладкости ткани;
  5. декатировка – обработка тканей паром для снижения усадки;
  6. ратинирование – получение на ворсовых тканях фигурных рисунков в виде горошин, узелков и т. п.

Процедура отделки шелковых тканей включает следующие этапы:

  1. предварительная отделка:
  • опаливание – для тканей из пряжи;
  • отваривание – в мыльном растворе для придания мягкости, эластичности и нежного блеска;
  • оживление слабыми растворами органических кислот, что придает тканям характерное туше, хруст и скрип;
  • отбеливание – редко;
  • утяжеление – производится минеральными или органическими соединениями, синтетическими солями. Повышает плотность и драпируемость, но снижает прочность и увеличивает хрупкость и ломкость тканей.

Ткани из химических нитей подвергают легкой отварке в мыльно-содовом растворе для удаления различных примесей и загрязнений. Для тканей из синтетических волокон проводят термостабилизацию горячим воздухом или паром в расправленном состоянии с целью снятия внутренних напряжений и улучшения ряда свойств.

  1. колористическая отделка производится аналогично хлопковым тканям;
  2. заключительная отделка:
  • ширение;
  • аппретирование;
  • поднятие и выравнивание ворса у плюша и бархата;
  • получение вытравного фасонного ворсового рисунка с помощью густого раствора серной кислоты;
  • создание крепового эффекта путем отваривания или использования креповых нитей (сильной крутки);
  • получение эффектов гофре (мелкие складки) и клоке (рельефный узор) за счет применения нитей с различной степенью усадки или обработкой участков ткани веществами, увеличивающими усадку.

Специальные виды отделки тканей проводят для придания тканям новых, специальных свойств и устранения имеющихся недостатков: низкая водоотталкивающая, антистатическая, грязеотталкивающая способность и др.

Источник

Оцените статью
Разные способы