По способу организации фиксации результатов можно выделить следующий вид социологического наблюдения
59. Метод социологического наблюдения. История, познавательные возможности, техники.
Познавательные возможности и ограничения использования метода наблюдения.
Наблюдение в социологическом, исследовании представляет собой метод сбора первичной социальной информации об изучаемом объекте путем непосредственного, восприятия и прямой регистрации всех факторов, касающихся изучаемого объекта и значимых с точки зрения целей исследования.
Особенности данного метода:
1) Связь наблюдателя с объектом наблюдения. Социолог наблюдает общество, социальные процессы и ситуации, являясь одновременно частицей этого общества, неразрывно с ним связанной и подвергающейся всём воздействиям и изменениям, которым подвергается общество в целом.
2) Наблюдатель не может быть лишен чисто человеческой черты — эмоциональности восприятия. И если явления неживой природы могут не возбуждать эмоций у наблюдателя, то социальные явления, их восприятие и интерпретация всегда носят эмоциональный характер. И эта эмоциональная окрашенность результатов наблюдения тем выше, чем теснее наблюдатель, связав с объектом наблюдения.
3) Сложность повторного наблюдения. Повторное наблюдение даже повседневного социального факта чрезвычайно затруднительно, ибо социальные процессы подвергаются воздействию огромного числа различных факторов и поэтому крайне редко бывают идентичными. Поэтому лишь тщательное и многократное наблюдение какого-либо социального явления может позволить считать информацию о нем достоверной и перейти к интерпретации данных.
Трудности применения наблюдения
К субъективным трудностям наблюдения относится возможность понимания и истолкования исследователем поведения и действий других людей через через свою систему ценностных ориентации, а также эмоциональную окрашенность человеческого восприятия и неизбежность влияния на результаты наблюдения имеющегося у исследователя прошлого опыта.
К объективным трудностям наблюдения, прежде всего, следует отнести ограниченность времени наблюдения временем совершения события. Кроме того, далеко не все социальные факты поддаются непосредственному наблюдению.
Основные этапы становления метода наблюдения в социологии.
1) Этносоциологические исследования. Чикагская школа погружение наблюдателя в среду: проблемы жизни общества, изучение городской среды, бродяжничество, криминальный мир. Парк, Линд – исследование городских общностей. Изучение подростковых неформальных группировок. Россия: Рубакин – народные чтения как уровень культуры (библиотеки
2) 40-50 годы 20 в. попытка внесения формализации. Техника массового наблюдения в английской социологической традиции Ч. Мэдш – изучение общественного мнения: различие официального и неофициального.
3) Окончательное разделение на формализованные и неформализованные наблюдения. Попытки создания методологии, решение проблемы надежности метода за счет предварительной формализации. Привнесен эксперимент (регистрация). Беккер (процедура формализации включенного наблюдения.) – поведение наркоманов, богемная жизнь, учителя школ, изучение жизни отдельных групп: социальные роли, механизмы коммуникации, традиции, обряды. Уэбб – необходимо исследовать следы деятельности, так как наблюдатель нарушает естественный ход событий. Россия: Ольшанский – включенное наблюдение по трудовым ценностям рабочих, Петров – техника наблюдения за ходом собрания.
Виды социологического наблюдения.
По степени формализации (или по степени контроля) наблюдение подразделяется на неструктурализованное и структурализованное. В неструктурализованном (неконтролируемом) наблюдении исследователь не определяет заранее, какие именно элементы изучаемого процесса (ситуации) он будет наблюдать. Оно не имеет строгого плана, заранее определен лишь сам непосредственный объект наблюдения. С помощью этого вида наблюдения исследователь выясняет социальную атмосферу, в которой происходит явление или событие, границы объекта и его основные элементы, определяет, какие из этих элементов наиболее значимы для исследования, получает первоначальную информацию о взаимодействии этих элементов. Наблюдатель не участвует в наблюдении, результаты фиксируются в протоколе (схема дневниковых записей).
Недостаток неконтролируемого наблюдения — опасность субъективного отношения наблюдателя к объекту, что может привести к искажению результата.
Структурализованным (контролируемым) называется такой вид наблюдения, при котором социолог заранее определяет, какие из элементов изучаемого процесса или ситуации имеют наибольшее значение для его исследования, и сосредоточивает на них свое внимание, составляя специальный план записи наблюдений до начала сбора информации. Контролируемое наблюдение используется как метод для проверки выдвинутых гипотез. Роль наблюдателя тождественна роли регистратора событий.
Оформление выделенных в процессе разработки программы факторов, подлежащих наблюдению, в виде таблиц, карточек, протоколов наблюдения, а также использованием вспомогательных технических, средств (кино-, фото-, звукозаписывающая аппаратура).
В зависимости от степени участия наблюдателя
При не включенном наблюдении исследователь или его помощники находятся вне изучаемого объекта. Используется для наблюдения за массовыми процессами, когда наблюдатель, для того чтобы видеть весь ход процесса, должен находиться на достаточном удалении от объекта наблюдения. Оно применяется для описания социальной среды, в которой происходит интересующее социолога событие. применяется в монографическом исследовании (на «поисковом» его этапе) и в исследованиях описательного плана
Включенным (участвующим) называется такой вид наблюдения, при котором наблюдатель в той или иной степени непосредственно включен в изучаемый процесс, находится в контакте с наблюдаемыми людьми и принимает участие в их деятельности.
По месту проведения и условиям организации наблюдения делятся на полевые и лабораторные.
Полевое наблюдение проводится в естественной обстановке, в реальной жизненной ситуации, в непосредственном контакте с изучаемым объектом. Большинство конкретно-социологических исследований проходит именно в форме полевого наблюдения.
Лабораторное наблюдение — такой вид наблюдения, при котором условия окружающей среды и наблюдаемая ситуация определяются исследователем. Основное его достоинство — максимальная по сравнению с другими видами возможность выявить все факторы, ситуации и установить взаимосвязь между ними. Основной недостаток — искусственность ситуации, которая, несмотря на все ухищрения исследователя, может резко менять поведение участников.
По регулярности проведения можно различать наблюдение систематическое и случайное.
Систематическое наблюдение характеризуется прежде всего регулярностью фиксации действий, ситуаций, процессов в течение определенного периода времени. Оно позволяет выявить динамику процессов, значительно повысить достоверность экстраполяции их развития. Наблюдение можно проводить каждый день, раз в неделю, раз в месяц и т. д.
Случайное наблюдение обычно не планируется как самостоятельная процедура сбора первичной информации.
Концепция наблюдателя.
Концепция наблюдателя – интерпретатор.
Максимально субъективные результаты, большой эффект мертвых зон (психологическая насыщенность) по мере включения в среду. Способ избежать – удалятся на время, напоминать себе об исследовании, думать.
Особенности регистрации. Полевые заметки имеют несколько уровней (Ньюман): а) заметки прямого полевого наблюдения (выстраиваются хронологически с указанием даты, времени и места каждого вхождения в поле); б) заметки заключения исследователей (интерпретация наблюдаемых фактов); в) аналитические заметки (1-2 ой уровни – эмпирическое описание ситуации. Гипотезы, аналитические комментарии, концептуальное заключение); г) личные заметки (личный дневник наблюдателя); д) карты и диаграммы (фиксируются особенности, характеристики поля.
Концепция наблюдателя – регистратор. Определение цели и задач исследования. Выбор элементов наблюдаемой ситуации. Категории наблюдения – эмпирические индикаторы, кот можно реально зарегистрировать. Построение кодификатора и карты наблюдения.
Источник
Виды социологического наблюдения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Виды социологического наблюдения
Социологическое наблюдение — это целенаправленная систематическая фиксация признаков, свойств, параметров социального процесса или явления.
Виды наблюдений классифицируются в зависимости от степени формализации, должности исследователя, существующих условий организации, регулярности, а также упорядоченности самого процесса наблюдения, места и т.д.
По степени формализации все социологические наблюдения разделяются на неструктурированные и структурированные. Неструктурированные наблюдения обычно используются тогда, когда нет каких-то четких гипотез и подходящего плана действий для наблюдателя. В процессе неструктурированного наблюдения обычно определяются только наиболее общие черты той или иной ситуации и предположительный состав всей наблюдаемой группы.
Само наблюдение осуществляется обычно за объектом в целом. Здесь изначально не определяются элементы наблюдаемого процесса. В качестве примера неструктурированного наблюдения можно привести наблюдение за действиями и поведением спонтанной встречающейся толпы.
Главными и очень важными ориентирами неструктурированного наблюдения считаются:
- нахождение наблюдаемого явления и его общая характеристика;
- нахождение всех участников событий, система их отношений, роль в данной ситуации;
- нахождение соответствующих целей и интересов их активности (особенно целей этой группы и ее интересов);
- анализ структуры деятельности, ее влияния, поведенческих стимулов;
- характеристика частоты, регулярности, длительности изучаемых событий, определение их типичности.
Во время неструктурированного наблюдения у исследователя меняется понимание наблюдаемой ситуации, что в дальнейшем приводит к деформации направления наблюдения. В процессе нахождения данных поле наблюдения сужается. Это значит, что неструктурированное наблюдение может перейти в структурированное.
Готовые работы на аналогичную тему
В процессе структурированного наблюдения исследователь обычно уже имеет необходимые сведения об объекте. Он может заранее определить все важные компоненты исследуемой ситуации. Он составляет точный план, инструкции по закреплению результатов и делает все это перед сбором материала.
Задачей структурированного наблюдения можно назвать наблюдение, происходящее систематически. К задачам структурированного наблюдения еще можно отнести и описание какой-то определенной ситуации, а также проверку существующей гипотезы. Метод наблюдения определяется целями самого исследования, его объектом, существующей ситуацией, а также видом и способом взаимодействия наблюдателя на наблюдаемого.
По условиям организации и месту наблюдения различают следующие виды наблюдений:
Полевое наблюдение обычно реализуется в естественных условиях реально существующих жизненных ситуаций и является наиболее распространенным. Знакомство ситуации с наблюдаемыми — это некая основа для наиболее правильного и точного понимания их действий и поведения.
Если рассматривать наблюдения по их продолжительности, то можно выделить экспресс-наблюдение. Стоит отметить, что объектом данного наблюдения обычно являются различные массовые мероприятия, а также и их участники (митинги, вечера, конгрессы, демонстрации и т. д.).
Иногда это наблюдение используется в специфических условиях, когда очень трудно предсказать, в каком направлении будут происходить события, как будут вести себя их участники, какими же будут последствия. Вообще, стоит отметить, что экспресс-наблюдение важно для исследований в чрезвычайных ситуациях. Оно способно давать представление об общем настроении, общении индивидов и различных социальных общностей. К тому же, такое наблюдение часто применяется для наблюдения временных, стихийно сформированных групп. При этом в экспресс-наблюдении обязательно должны участвовать несколько исследователей. Нельзя допускать такого, чтобы этим занимался только один человек. Ведь несколько наблюдателей помогут найти наиболее точную и в то же время объективную картину процесса или какой-то определенной ситуации.
Включенные и не включенные наблюдения
Дальнейшая классификация видов наблюдения связана с позицией наблюдателя. В зависимости от этого наблюдения делятся на включенные и не включенные. В первом случае социолог напрямую «включается» в наблюдаемый объект, как будто он входит в социальную среду и анализирует процессы изнутри. В то же время он контактирует с наблюдаемыми, присоединяется и участвует в их деятельности. К тому же, он может даже выступать в качестве рабочей силы.
В качестве примера можно привести деятельность всем известного российского социолога В. Б. Ольшанского. Именно этот социолог, занимаясь поиском материала по методу включенного наблюдения, некоторое время работал сборщиком электрооборудования на одном из московских заводов.
В процессе реализации данного метода наблюдатель погружается в исследуемую ситуацию, становясь ее частью. К тому же, он влияет на нее, а также и сам подвергается ее своеобразному воздействию. В то же время характер участия наблюдателя может быть другим. Он может быть полностью инкогнито, и наблюдаемые не отличают его от группы. Но иногда он принимает участие в деятельности группы, причем, не скрывая своих исследовательских целей. А степень включения наблюдателя может варьироваться в широком диапазоне — от пассивного наблюдения (почти как в случае не включенного наблюдения) до наиболее активного (полное слияние наблюдателя с наблюдаемой группой).
Характер инклюзивности (чикагская школа, М. Гулд) имеет четыре градации. Первый-участник, здесь исследователь, выполняет роль функции участника группы, активно взаимодействуя с ней и при этом полностью наблюдая инкогнито. Основным недостатком метода является потеря нейтральности при фиксации и интерпретации событий, упущение негативной информации, повышение внимания к позитиву, рост субъективности наблюдателя.
Второй тип включения — участник-наблюдатель, когда исследователь, участвующий в деятельности группы, не скрывает своих исследовательских целей. В этом случае возникает проблема нарушения естественного хода событий, и для его восстановления требуется время.
Третий тип включения — наблюдатель-участник. В этой ситуации исследователь не входит в непосредственную деятельность группы, не выполняет ролевых функций, но присутствует, общается с участниками событий. В этом случае тоже существует проблема выхода на поле, связанная с нарушением естественного хода событий.
Четвертый вид — наблюдатель, связан с неучастием исследователя в деятельности группы и его пребыванием инкогнито на месте происшествия под любым предлогом.
Что касается не включенного наблюдения, то оно предполагает изучение социологом ситуации извне, когда он не взаимодействует с исследуемым объектом, находится вне поля зрения участников ситуации. Это может быть метод изучения следов (следствия наблюдаемого) или использование фотографий, видеороликов.
Источник